был обвинен в том, что «троекратно» не выполнил предписания Синода по прекращению возникших в обители беспорядков. Сам епископ приписывал «свое дело воле Божией» ( Он же. 1887. Ч. 1. С. 22), объяснял свои действия полученными им «прискорбными, отравительными» сведениями «об экономическом и нравственном состоянии общины» и ее настоятельницы Елизаветы Ушаковой (с 1862 игум. Мария), о чем проводил собственное «секретное дознание» (Письмо мая 1861 г.]// Львов. 1900. С. 566-567). По секретному указу Синода от 29 июня 1861 г. настоятель Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского монастыря архим. Иаков (Кротков) и надворный советник Н. Барков провели специальное расследование, к-рым руководил митр. Филарет (Дроздов), представивший по окончании следствия в дек. 1861 г. свое мнение в Синод ( Филарет Московский. 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 187-199; Колесник А. Е. Участие свт. Филарета (Дроздова) в прекращении смуты в Дивеевской обители в 1850-1860-е гг.//Филаретовский альм. М., 2004. Вып. 1. С. 95-124). В нояб. 1861 г. Дивеевский мон-рь был изъят из ведения Н. и передан в ведение еп. Тамбовского свт. Феофана (Говорова). Н. был оставлен в епархии, но вопрос о его переводе на др. кафедру вставал не раз. В марте 1863 г. митр. Филарет предлагал перевести Н. на Владимирскую кафедру, «чтобы прекратить Нижегородские монастырские затруднения», полагая, что он «был бы полезен Владимиру столько же, как и Нижнему Новгороду» ( Филарет Московский. 1888. Ч. 2. С. 165). Позднее, характеризуя Н. и его поведение в дивеевском деле, митр. Филарет писал обер-прокурору А. П. Ахматову , что Н. «ставил жребий выше решений Св. Синода, и действовал вопреки указам его. Он не только управляет, но и законодательствует, что может быть полезно, но требует осмотрительности» (Там же. С. 241-242). В 1863 г. по распоряжению Н. была принята новая инструкция о проповедях вместо составленной и введенной в 1813 г. еп. Нижегородским Моисеем (Близнецовым-Платоновым) . С целью обязать духовенство регулярно проповедовать за каждую несказанную проповедь Н.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

Печатается по тексту «Нового времени». Перепечатано в сборнике «Слово», кн. вторая, М., 1914, стр. 180–181. С проповеднической деятельностью В. А. Бандакова Чехов был хорошо знаком с детства. Среди проповедей Бандакова – «Поучение по случаю всенощного бдения, совершенного в доме Чехова» («Простыя и краткия поучения, сказанныя в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога настоятелем-священником Василием Бандаковым ». Таганрог, тип. П. С. Муссури, 1877, стр. 57–59). После переезда Чехова в Москву сведения о Бандакове сообщал ему в своих письмах А. В. Петров, служивший до 1883 г. письмоводителем у Бандакова. В этих письмах, в частности, сообщалось о посылке Петровым Чехову очередных выпусков «Простых и кратких поучений» Бандакова: третьяго (письмо от 4 января 1882 г.) и четвертого (письмо без даты). Во время пребывания в Таганроге в апреле 1887 г. Чехов в последний раз видел Бандакова (см. его письмо к М. П. Чеховой от 7–19 апреля 1887 г.). Впоследствии, заботясь о пополнении фонда таганрогского музея, Чехов писал П. Ф. Иорданову: «У двоюродного брата моего Георгия есть портрет Бандакова, очень недурной; можно сделать копию (в увеличенном размере) и приобщить к музейным достопримечательностям. Бандаков, по-моему, это редкий экземпляр, таких мало, и его в Таганроге еще не скоро забудут» (10 октября 1898 г.); «Ответьте: не нужен ли для библиотеки портрет прот. Бандакова? Если нужен, то пришлю» (23 июля 1900). 2 Апостольскую заповедь... – В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о «благовествовании»: это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! ( 1Кор. 9, 16 ). Эти слова были поставлены эпиграфом к «Простым и кратким поучениям» о. Бандакова. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений и писем : в 30 т./А.П. Чехов ; редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) [и др.] ; АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. - Москва : Наука, 1974-1983./Т. 16: 1881-1902. - 1979. - 623 с./В.А. Бандаков: (Некролог). С. 244-245. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

На рубеже XIX и ХХ вв. духовно-муз. произведения печатались также в приложениях к журналам. Кроме вышеуказанного ж. «Музыка и пение» приложения выпускали журналы «Хоровое и регентское дело» (одним из наиболее важных изданий является Литургия op. 31 для смешанного хора А. В. Никольского ), «Баян», «Гусельки яровчаты» и др. (см. ст. Журналы церковнопевческие ). В приложении к ж. «Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Синоде» в С.-Петербурге были выпущены «Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения» в переложении для муж. хора С. В. Смоленского (СПб.: паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1893. 3 вып.), «Евангельские стихиры» для 4-голосного хора в переложении В. П. Войденова и «Аллилуиарии» (знаменного распева) в переложении Д. Н. Соловьёва (СПб.: литография П. К. Селиверстова, 1905). Издавались также нотные приложения к ж. «Руководство для сельских пастырей»: напр., в 1887 г. в литографии Гроссе в Москве - «Всенощное бдение: (По напеву Киево-Печерской лавры)» (Op. 42) в переложении Л. Д. Малашкина; к выпуску за 1906 г. там же - «Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста» (греческого напева) для 4-голосного смешанного хора в переложении В. Г. Петрушевского ; к выпуску за 1916 г. в типолитографии и нотопечатне Чоколова в Киеве - «Сборник духовно-музыкальных произведений» для смешанного хора без сопровождения под ред. П. О. Гопцуса; в той же типографии к выпускам за 1914-1916 гг.- сборники духовно-муз. произведений, составленные Петрушевским, и т. д. По каталогам крупнейших нотных фондов страны, где хранится духовная музыка (РГБ, РНБ, Нотно-муз. б-ка МГК им. П. И. Чайковского, ГЦММК им. М. И. Глинки и др.), а также по указателю «Список книг, вышедших в России в [определенном] году», библиографическим указателям А. К. Шторха и Ф. П. Аделунга, В. С. Сопикова, М. Д. Ольхина, В. И. Межова, В. В. Сабанина и др., «Книжной летописи», «Нотной летописи» с 1772 по 1923 г. (после этого года в «Книжной летописи» сведения об изданиях духовно-муз. сочинений отсутствуют) выявлено 176 издателей церковной музыки, из них ок. 160 - орг-ции, занимавшиеся изданием и продажей духовно-муз. сочинений (массовые издания, подарочные экземпляры). До кон. XIX в. тираж в издании, как правило, не указывался, поэтому невозможно определить количество экземпляров, напечатанных в ранний период. 1878-1918 годы были самыми продуктивными в нотоиздании церковной музыки: было выпущено 843 наименования общим тиражом 2548 тыс. экз.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской (1866-1922), Херсонской и Одесской (1957-1958) епархий. Б. в. Подольской и Брацлавской епархии, титулярное, учреждено 9 нояб. 1866 г., названо по уездному городу Подольской губ. Балта. Резиденция Балтского епископа находилась в каменец-подольском муж. мон-ре в честь Св. Троицы. 22 янв. 1867 г. во епископа Балтского был хиротонисан ректор Каменец-Подольской ДС архим. Феогност (Лебедев) , 27 июня 1870 г. переведенный на Астраханскую кафедру. 8 нояб. 1870 г.- 16 февр. 1879 г. еп. Балтским являлся Вениамин (Павлов) . Его преемником был еп. Ианнуарий (Попов), после смерти к-рого († 5 сент. 1883) происходила частая смена Балтских епископов: в 1884-1886 гг. Балтским викарием был Иосиф (Баженов) , в 1886-1887 гг.- Анатолий (Станкевич), в 1887-1890 гг.- Димитрий (Самбикин) , в апр.-сент. 1891 г.- Акакий (Заклинский), в 1891-1895 гг.- Николай (Адоратский) , в 1896-1897 гг.- Иоаким (Левицкий) , в 1897-1902 гг.- Менандр (Сазонтьев), в 1902-1903 гг.- Кирион (Садзаглишвили, впосл. Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III ), в 1903-1905 гг.- Тихон (Василевский) , в 1905-1906 гг.- Димитрий (Абашидзе, в схиме - Антоний ). 26 февр. 1906 г. во епископа Балтского был хиротонисан архим. Никон (Бессонов) , при к-ром в 1908 г. открылся балтский муж. мон-рь во имя прп. Феодосия Великого. 27 февр. 1909 г.-14 февр. 1914 г. Балтским епископом был еп. сщмч. Амвросий (Гудко) , в 1914-1915 гг.- Борис (Шипулин) , в 1915-1918 гг.- Пимен (Пегов ; впосл. обновленческий «митрополит»). В 1918 г. во епископа Балтского был хиротонисан Герасим (Сораганов, по др. сведениям, Строганов), к-рый в 1922 г. уклонился в обновленчество . В 1924-1927 гг. обновленческая Балтская кафедра не замещалась, в 1927-1930 гг. временно управляющий - Гавриил Рогут. В 1923-1930 гг. также существовала Балтская кафедра Украинской автокефальной православной церкви , к-рую занимал Антон Гриневич. Б. в. было восстановлено в нояб. 1957 г. в составе Херсонской и Одесской епархии (г. Балта стал районным центром Одесской обл.). 17 нояб. 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы во епископа Балтского был хиротонисан Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 26 дек. 1957 г. еп. Пимен был переведен на Дмитровское вик-ство Московской епархии, на его место назначили еп. Доната (Щёголева) . После перемещения еп. Доната на Новосибирскую кафедру 8 сент. 1958 г. Б. в. прекратило существование. Лит.: Наречение и хиротония еп. Пимена//ЖМП. 1957. 12. С. 6-8, 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. C. 913. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77446.html

1864 г., слав. печ.), выписки из писаний св. отцов, сочинения Св. Димитрия Митроп. Ростовского, – а также: Речи и слова архиеп. Августина (3-ри т.), – Слова, беседы и речи Митропол. Филарета, Великий пост или беседы на св. Четыредесятницу, Архиеп. Иннокентия Таврического (изд. 2-е 1850 г.) и др. Однако, не одни творения русских проповедников интересовали любознательнейшего читателя-старца В. И. Макарухина, – ему желательно было познакомиться и с жизнью авторов их, как это очевидно из того, что в библиотеке В. Ив-ча находятся биографические сведения о таких знаменитых святителях Московских, как митрополиты Платон и его ученик и преемник Филарет, и других. Таковы: «Начертание жизни и деяний Московского Митрополита Платона» (М. 1818 г.) и Записки о жизни и времени святителя Филарета, Митрополита Московского (составл. Н. В. Сушковым. М. 1868 г. с приложением). Судя по внешности этой последней книги, она, очевидно, была в постоянном употреблении: видимо, В. И. благоговел пред знаменитым Святителем Московским Филаретом. В его библиотеке имелось и несколько портретов этого святителя. Жизнь святых мужей и просто мужей знаменитых, естественно, возбуждала желание посетить и места их подвигов. В. Ив-ч посетил очень многие обители и просто исторические местности. Отсюда понятно, почему в его библиотеке находится очень немало описаний и видов разных монастырей и сельских замечательных храмов. Таково, напр., весьма интересное «Историческое описание Московского Симонова монастыря» (Москва 1843 г.), и др. Есть несколько иллюстрированных путеводителей, напр.: Путеводитель во Св. град Иерусалим ко гробу Господню и проч. св. местам Востока и на Синай (Киев 1872 г.), Путеводитель по московским святыням (со многими рисунк. Изд. Ф. Рычина, Москва. 1887 г.) и др. под. – В. Ив-ч не довольствовался общими описаниями обителей, св. мест, их святынь и достопримечательностей; в его библиотеке есть несколько описаний отдельных памятников исторического и даже археологического характера. Таковы: «Благовещенский собор в Москве» И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Чернобыльский Пустынно-Николаевский мон-рь был основан ок. 1772 г. в имении польск. шляхтича гр. Я. Н. Ходкевича. В 1812 г. владелец имения подарил монастырю 275 десятин земли с условием в случае упразднения мон-ря вернуть угодья помещику. По др. сведениям, ок. 20-х гг. XIX в. мон-рь приобрел ок. 600 дес. земли. Сначала мон-рь размещался в Чернобыле на берегу р. Припяти, из-за подмыва берега позднее был перенесен в урочище Бычки. Монастырь был богат. В обители действовали деревянная Никольская ц. 70-х гг. XVIII в., каменная ц. Рождества Христова, освященная в 1829 г., ранее этого времени была построена ц. во имя вмч. Димитрия Мироточивого. В 1805 г. в монастыре возвели ок. 50 братских келий. После пожара 1842 г. обитель была отстроена заново, в ней имелся кирпичный завод. В мон-ре жили выходцы из Новгородской, Вятской, Бессарабской, Московской, Калужской, Тульской, Витебской, Тверской, Орловской, Курской, Смоленской, Херсонской губерний, Новочеркасска, Житомира, Балты (Подольская губ.), близлежащих старообрядческих слобод Красиловка, Замошье, Забелочье. Чернобыльский монастырь был окружническим; после того как в старообрядческом Куренёвском Никольском мон-ре (Подольская губ.) было осуждено «Окружное послание» , часть несогласных с общим решением иноков переселилась в Пустынно-Николаевский мон-рь. В 1845 г. был издан имп. указ о переходе Пустынно-Николаевского монастыря в единоверие. Обер-прокурор Н. А. Протасов поставил перед Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) задачу присоединить к единоверию мон-рь и все чернобыльские старообрядческие слободы. 18 апр. 1847 г. и 28 апр. 1850 г. последовали новые имп. указы о Пустынно-Николаевском мон-ре. Для увещевания чернобыльских староверов из Радомысля был командирован свящ. Успенский, но его миссия была безуспешной, в 1857 г. Киевский митр. Филарет писал в Синод о невозможности присоединить к единоверию чернобыльских старообрядцев. 3 февр. 1859 г. киевский ген.-губернатор Васильчиков предложил уничтожить мон-рь через запрет на прием новых лиц. Эта политика дала результаты; по офиц. данным, в мон-ре проживало: в 1830 г.- 22 чел., в 1839 г.- 60, в 1853 г.- 47, в 1861 г.- 29, в 1867 г.- 15 чел. Проверка в 1866 г. выявила, что, несмотря на запрет, в мон-рь поступали новые насельники под видом прислуги, число проживающих в мон-ре иноков и бельцов увеличилось. Ввиду этого министр внутренних дел издал распоряжение о недопущении прислуги в Пустынно-Николаевский мон-рь. 19 сент. 1874 г. пожар истребил значительную часть монастырских построек, в т. ч. церковь. В 1882 г. в Чернобыльском мон-ре официально числилось 2 инока, однако при очередной проверке было установлено, что там проживало 35 иноков и послушников, были построены новая церковь взамен сгоревшей и др. здания. По старообрядческим данным, в 1884 г. в Пустынно-Николаевском мон-ре проживал 41 чел. (15 иноков и 26 послушников), по офиц. сведениям 1887 г., в мон-ре имелось 12 насельников.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

При раскопках центрального квартала обнаружены фрагменты напольных мозаик и резных элементов, напр. 2 фрагмента от дверной перемычки с рельефным изображением процветшего креста и исходящей от него виноградной лозы с образами сборщиков винограда (на одном фрагменте) и колосьев пшеницы (на другом). Они могут относиться к собору, а возможно, к не обнаруженной раскопками, но известной по источникам ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 86-87) ц. Сурб-Саргис (св. Сергия) или же к отдельно стоявшим мемориальным колоннам-монументам, увенчанным крестами (остатки подобных колонн обнаружены в Талине, Ошакане и др.). К северо-востоку от собора раскопаны остатки однонефной церкви (внешние размеры 24,5 ´ 10,7 м), имевшей пилястры вдоль продольных стен, придел с севера от апсиды и открытую галерею вдоль северной стены. В нек-рых исследованиях ( D " Onofrio. 1973. P. 107-108) эта постройка отождествляется с ц. св. Иезидбозида. В цитадели находятся остатки др. раннехрист. церкви типа 3-нефной базилики, считавшейся дворцовым залом Аршакидов. В центральном квартале Д. раскопаны 2 дворцовых комплекса: один, почти примыкавший к собору с сев. стороны, сер. VII в., др., расположенный к юго-западу от собора, кон. V в. Оба имели большие центральные залы с деревянным перекрытием на 2 рядах колонн, близко поставленных у стен; в зап. части более древнего дворца при Сасанидах был сооружен 4-колонный зороастрийский храм с прямоугольным алтарем (1,5 ´ 1,5 м), разрушенный во время восстания 572 г. Патриарший дворец VII в. был построен из крупных блоков гладко отесанного туфа; впосл. был превращен в главную мечеть города. Ист.: Гевонд. История. СПб., 1887. С. 36 ; Караулов Н. А. Сведения араб. писателей о Кавказе//СМОМПК. 1903. Вып. 32. С. 5, 29, 43, 61; 1908. Вып. 38. С. 1-130; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., вступ. ст. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982. Гл. А. С. 56 (на арм. яз.); Товма Арцруни и Аноним. История рода Арцруни/Пер. и примеч.: В. М. Варданян. Ереван, 1985. С. 148-149 (на арм. яз.); Иоаннес [Ованнес] Драсханакертци. католикос. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/171488.html

Сведения об истории И. м. X-XI вв. и более позднего периода сохранились в документах др. афонских мон-рей, в частности в материалах, связанных с прп. Афанасием Афонским, а также в неск. визант. и груз. хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511-1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», т. н. Хроника, которая в XVIII в. была переведена на груз. язык и дополнена. В 1-й ч., автором к-рой указан некий иером. Феодосий (по мнению акад. Грузинской АН прот. К. Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории И. м. 1259-1264 гг.; 2-я ч., в к-рой повествование ведется от 1-го лица, от имени выходца из К-поля и уроженца с. Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592-1626 гг.; автор 3-й ч., также грек, описывает события 1659-1674 гг. В кон. XIX в. греч. историк М. Гедеон опубликовал эту «Хронику» (Γεδεν. 1885. Σ. 172-179), в 1947 и 1955 гг. ее изучал и издал Кекелидзе, составивший на ее основе список настоятелей И. м. до XVII в. (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 69-85). Источники XVIII-XIX вв.- это в основном путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: Григоровича-Барского (в 1744 - Григорович-Барский. 1887. Ч. 3; 2004), архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) (в 1754-1757 - Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44), митр. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (в 1782 - Иона (Гедеванишвили). 1852. С. 31-34). В 1845 г. в И. м. побывал и описал его архим. Порфирий (Успенский; с 14 февр. 1865 епископ Чигиринский) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 155-327; 2006. С. 551-723), в кон. XIX в.- прот. Петр Кончошвили (с 1905 епископ Алавердский) (Кончошвили. 1901. С. 175-176). История монастыря в византийский период. Первая грузинская колония на Афоне и основание И. м. Еп. Порфирий (Успенский), ссылаясь на «письменные Памяти афонские», указывает, что вскоре после 787 г. грузины основали на расположенной над обителью Климента горе Афо (также Гавриилова гора) груз. общежительный мон-рь Афо, рядом с к-рым жил отшельник прп. Гавриил Иверский. Позже на этом месте был основан принадлежащий И. м. скит св. Иоанна Предтечи. В начале царствования визант. имп.-иконоборца Феофила (829-842) в Афо принял постриг некий юноша, мать к-рого, опасаясь поругания иконф Божией Матери, тайно опустила ее в море близ Никеи. Рассказ об этом событии лег в основу предания о главной святыне И. м.- иконе Божией Матери «Портаитиссы» («Вратарницы») (см. в ст. Иверская икона Божией Матери). Сохранился документ 943 г. «Дело о размежевании земель афонитов и иериссовцев на Афонском перешейке», подписанный по-грузински игум. Афо Иоанном (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156-157).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 357-358; Киссель Ф. История г. Углича. Ярославль, 1844; Об упраздненных мон-рях Ростово-Ярославской паствы//Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. С. 42; Крылов А. П. Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861 (на обл. 1860). С. 44-45, 311-312; Соколов Д. Учемская Кассианова муж. пуст.//Ярославские ЕВ. 1861. Ч. неофиц. 29. С. 275-281; Ярославский К., свящ. Ист. сведения о бывш. угличских мон-рях с хронол. перечнем начальствующих лиц и с указ. источников и пособий для полного описания мон-ря//Там же. 1887. 26. Стб. 417-419; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 285-286; Титов А. А. Учемская Кассианова пуст.//ИВ. 1895. Т. 61. Авг. С. 392-410; Васильевский П. В., свящ. Прп. Кассиан Грек Учемский Чудотворец и основанная им Учемская пустынь. Учма, 1905. Мышкин, 1997; Троицкий И., прот. О мон-рях и пустынях упраздненных//Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии/Публ.: А. Титов. М., 1906. С. 150-154; Рыбин К. Г. Краткие сведения о мон-рях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 234-235; Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 329; Каган М. Д. Житие Кассиана Угличского//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 361-366; Виденеева А. Е. Учемская Кассианова пустынь в XVIII в.//Учемский сб. Мышкин, 1998. Вып. 1. С. 25-47; Карсаков О. Б. «Завещание» Кассиана Учемского и Учемский синодик: К истории Учемского мон-ря на рубеже XVII-XVIII вв.//Там же. С. 21-24; он же. «Некоторые Дохтуровы бояры»: Мат-лы к некрополю Учемского мон-ря//Учемский сб. 2001. Вып. 3. С. 12-16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 265. С. 140; 282. С. 148-149; Мельник А. Г. Архитектура Учемской Кассиановой пустыни//Учемский сб. 1998. Вып. 1. С. 48-53; Смирнов В. Г. Новые сведения о мощах св. Кассиана//Там же. С. 65-66; Горстка А. Н. Белый всадник: Повесть о св. Кассиане Угличском и его времени. Мышкин, 2001; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006; он же. Выходец из Византии на Угличской земле//Углече Поле. Углич, 2012. 12. С. 82-89; Третьякова Т. А. Под руцей Господней: Размышления о прп. Кассиане, о днях прошлых и нынешних его св. места на р. Учме, что близ Углича и Мышкина. Ярославль, 2004; Ерохин В. И. Русская Атлантида: Путев. по затопленным городам Верхней Волги. Рыбинск, 2005. С. 21; Храм архангела Михаила «что в Бору». М., 2010; www.uchma.info/main.asp?dir=00_uchma [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Центральный архив (ЦА) ФСБ России, д. Р–33149, л. 71–71 об., 72. Капчинский О. Госбезопасность изнутри. Национальный и социальный состав. М., 2005. С. 60–61, 135 и др. Сборник приказов и распоряжений ВЧК–ОГПУ–НКВД Союза ССР. Т. 2. Ч. 1: 1920 (ГА РФ, ф. 9401, оп. 2, д. 512, л. 217–219). Иван Николаевич Полукаров (1895–1920 гг.), заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК с 18 марта по 19 мая 1918 г. По некоторым сведениям, с 16 июля 1918 г. и по август 1918 г. и.о. заведующего Отделом была В. Н. Яковлева (до 16 июля помощник заведующего Отделом, в августе–сентябре 1918 г. заместитель заведующего Отделом). Николай Алексеевич Скрыпник (1872–1933 гг.), с 11 ноября 1918 г. по март 1919 г. член ВЧК; с июля (или августа) 1918 г. по 9 декабря 1918 г. заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК; с 9 декабря и до конца 1918 г. (или до начала января 1919 г.) заведующий Секретно-оперативным отделом ВЧК. Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135. ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35. Александр Максимович Трепалов (1887 или 1888 г.– 1937 г.), в органах ВЧК с декабря 1917 г.; в 1918 г. заведующий секретным (политическим) отделением Отдела борьбы (по борьбе) с контрреволюцией ВЧК; с октября 1918 г. заместитель заведующегоОтдела контроля складов при ВЧК; с начала декабря 1919 г. член коллегии отдела (ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35; РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 405; Архив Управления ФСБ России по Омской области, д. 305808; Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135). Положение о Секретно-оперативном отделе ВЧК было принято на заседании ВЧК от 22 ноября 1918 г. (ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 121). ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 93, д. 201, л. 2; ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 122. По другим сведениям, обязанности заведующего Отделом по борьбе с контрреволюцией на последнем этапе его существования (с ноября по 8 декабря 1918 г.) исполнял М. Я. Лацис. Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ), ф. 2, оп. 2, д. 133, л. 11. Иван (Иоанн) ИвановичВосторгов (1864–1918 гг.), с 25 января 1906 г. проповедник-миссионер, один из виднейших деятелей монархического движения; с 1907 г. председатель «Русской монархической партии» («Русский монархический союз»), возглавлял также «Русское монархическое собрание». C 9 сентября 1909 г. настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме, один из инициаторов проведения V Всероссийского съезда русских людей в Москве. С 31 мая 1913 г. настоятель Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного). Издавал газеты «Церковность», «Русская земля», журнала «Верность». В 1917 г. секретарь Миссионерского совета при Святейшем Синоде. Участвовал в работе Поместного собора 1917–1918 гг. 30 или 31 мая 1918 г. арестован за призывы москвичам во время Крестного хода 9 (22) мая защищать веру православную.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010