Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОРИД Диоскорид, указывающий аллегории Открытия на силу корня мандрагоры. Миниатюра из Венского трактата. Ок. 512 г. (Vindob. Med. gr. 1. Fol. 4v) Диоскорид, указывающий аллегории Открытия на силу корня мандрагоры. Миниатюра из Венского трактата. Ок. 512 г. (Vindob. Med. gr. 1. Fol. 4v) Педаний [греч. Διοσκορδης; лат. Dioscorides Pedanius] (ок. 40, Аназарв, Киликия - 90), рим. военный врач греч. происхождения, автор трактата Περ λης ατρικς (De materia medica, О лекарственных растениях), известного во мн. списках, в т. ч. иллюминированных, самый знаменитый из к-рых - т. н. Венский Диоскорид. Д., один из основоположников ботаники, получил образование в Тарсе или Александрии. Очевидно, имел возможность познакомиться в Александрийской б-ке с трудами своих предшественников, в т. ч. греч. авторов Кратея, Дионисия, Метродора, создавших иллюстрированные гербарии, упоминаемые Плинием Старшим в «Естественной истории» ( Plin. Sen. Natur. Hist. XXV 4). Во время военных походов императоров Нерона (54-68) и Веспасиана (69-79) в Греции, Италии, М. Азии и Провансе он сочетал медицинскую практику с собиранием и изучением растений. Трактат «О лекарственных растениях» был написан между 50 и 78 гг. и посвящен его учителю Арею из Тарса. Вероятно, нек-рые сведения для этой работы были почерпнуты из соч. Теофраста (ок. 372-286 гг. до Р. Х.) «Исследование о растениях». В трактате, состоящем из 5 книг, кратко описывается более 600 растений, их ареал, а также ок. 1 тыс. рецептов приготовления лекарств из них и более 4,7 тыс. способов их применения в медицинской практике; упоминаются также лекарства минерального и животного происхождения. Удобство и новизна изложения в сочетании с практическими сведениями способствовали популярности сочинения Д. на протяжении средневековья. Основной блок комментариев исследования возник в X-XIV вв. в Византии, что было связано с открытием новых лекарственных свойств ряда растений. Оно было переведено на латынь, араб. и арм. языки и до эпохи Возрождения оставалось одним из главных источников знаний по ботанике и фармакологии на территории от Сев. Атлантики до Индийского океана.

http://pravenc.ru/text/178517.html

«Карта мира» эпохи царя Саргона Великого. Ок. 600 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) «Карта мира» эпохи царя Саргона Великого. Ок. 600 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Впервые арии достигли зап. границ совр. И. к сер. II тыс. до Р. Х., и вскоре они стали правящим сословием гос-ва Митанни в Сев. Месопотамии. В дворцовом архиве (городище Богазкёй) столицы древних хиттитов на севере Анатолийского плоскогорья было обнаружено множество глиняных табличек, датируемых XIV в. до Р. Х., в к-рых содержатся первые упоминания индоиран. божеств Митры , Варуны и Насатьев - гарантов договора, заключенного между хиттитами и их соседом, гос-вом Митанни. Среди многочисленных иран. племен, переселившихся на Иранское нагорье, наиболее могущественными оказались племена мидян. Некоторые сведения о мидянах содержатся в ассир. и вавилонских надписях, но главным источником информации о них являются труды греч. историков, прежде всего Геродота . Название этого народа впервые появляется в надписи Салманасара III, датируемой 835 г. до Р. Х., в к-рой говорится, что мидянами правят 27 независимых вождей. Согласно Геродоту, вождь Фраорт объединил разрозненные мидийские племена в единое царство со столицей в Экбатане (позднее Хамадан). Сын Фраорта, Киаксар (625-585 гг. до Р. Х.), освободившись от власти Ассирии, стал совершать набеги на ассирийские провинции. В союзе с вавилонянами в 612 г. до Р. Х. он напал на ассирийскую столицу Ниневию. Власть мидян признали Урарту, нагорный Элам, Манна и Скифское царство в Закавказье, а позднее - Гиркания и Парфия. Ассирийская держава, к-рая в течение неск. столетий владычествовала на Ближ. Востоке, была сокрушена, ее территория разделена между победителями. В последние годы правления Киаксар воевал с Лидией и овладел вост. частью М. Азии до р. Галис. Основанная мидийскими вождями Экбатана превратилась в многолюдный город. В нач. VI в. до Р. Х. мидяне подчинили Персиду (Парс, Фарс) и Аншан, правители к-рых породнились с их царствующим домом. Последний мидийский царь Астиаг (Иштувегу) был побежден и смещен с трона своим вассалом и зятем Киром II Великим (Куруш; ок. 558-530 гг. до Р. Х.) в 550 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИР II ВЕЛИКИЙ [древнеперсид. Ku  ruš, аккад. Kuraš, древнеевр. Koreš] (ок. 600 г. до Р. Х.- 530 г. до Р. Х.), персид. царь, основатель империи Ахеменидов. В Свящ. Писании упоминается прежде всего в связи с указом, разрешающим евреям вернуться из Вавилонского плена. Источники Кир II Великий. Рельеф в Пасаргадах. Ок. 530 г. до Р. Х. Кир II Великий. Рельеф в Пасаргадах. Ок. 530 г. до Р. Х. О ранних годах жизни К. В. известно из персид. легенд, зафиксированных античными историками Геродотом и Ксенофонтом. Наиболее подробная античная биография К. В.- книга Ксенофонта «Воспитание Кира» (Κρου παιδεα). Ее автор был придворным врачом царя Дария I. Как Геродот, так и Ксенофонт имели дело с неск. альтернативными повествованиями, либо компилируя их, либо выбирая наиболее достоверную, по их мнению, версию. Собственно иранские (не опосредованные античной культурной традицией) источники сведений о жизни К. В.- царские указы и надписи (цилиндр из Вавилона, надписи в Пасаргадах, Уруке и Уре). В силу особенностей жанра сведения, доступные из этих источников, фрагментарны, но они важны для оценки свидетельств античных авторов. Согласно Пасаргадской надписи, на протяжении неск. поколений предки К. В. правили персид. племенами в обл. Аншан. К. В. именуется Ахеменидом (т. е. представителем рода, восходящего к царю Ахемену (Ахаманишу)) и «сыном Камбужии, царя, Ахеменида». В надписи из Ура К. В. назван «царем всего мира, царем земли Аншан, сыном Камбужии, царя земли Аншан» (цит. по: Dandamaev. 1993. P. 516). Наконец, в цилиндре К. В. из Вавилона он назван «сыном Камбиса, великого царя, царя Аншана, внуком Кира, великого царя, царя Аншана» ( Schaudig. 2001). В свете свидетельств иран. источников показательно единодушие античных авторов: как Геродот ( Herod. Hist. I 107-108), так и Ксенофонт ( Xen. Cyrop. I 2. 1) принимали версию о царском происхождении К. В. Тем не менее во времена Геродота существовало как минимум 4 версии обстоятельств рождения и воспитания К. В. ( Herod. Hist. I 95).

http://pravenc.ru/text/1840129.html

40:6. Мицпа. После разрушения Иерусалима и большинства южных городов Иудеи, Годолия был вынужден устроить свою резиденцию в пограничной крепости Мицпа. Как правило, Мицпу отождествляют с Tell en-Nasbeh, в 8 милях к северу от Иерусалима, на границе с Израилем. В ходе археологических раскопок были обнаружены остатки оборонительных сооружений железного века и отсутствие следов более позднего разрушения, что позволяет полагать, что это было подходящее место для резиденции нового правителя. Кроме того, вавилонский период отмечен существенными архитектурными изменениями, свидетельствующими о превращении крепости в административный центр. 40:7–41:18 Убийство Годолии 40:11,12. Беженцы в древности на Ближнем Востоке. Почти непрерывно длившиеся войны в течение VIII-VI вв. до н. э. на Ближнем Востоке создали огромное число беженцев. Хотя среди них были и целые семьи, не связанные семейными узами мужчины иногда объединялись в военные отряды (подобные тем, которыми командовали в древности Иеффай и Давид) или собирались в районах вади и в удаленных пещерах, поджидая там ухода захватчиков. Судьба менее удачливых из них отображена на стенах дворца в ассирийской столице Ниневии. Эти рельефы показывают беженцев из разрушенного Лахиса (в основном женщин и детей), которые едут или идут рядом с повозками, везущими их скудный скарб. В ассирийских и вавилонских хрониках приводятся сведения о числе узников, уведенных в плен из осажденных городов Сирии и Палестины, но можно предположить, что многие другие сумели скрыться от наступавшей армии, найдя убежище в горах, за Иорданом в Моаве или среди бедуинских племен. 40:14. Ваалис. Вероятно, этот аммонитский царь поддерживал стремление потомков Давида занять иерусалимский престол или просто занимал антивавилонскую позицию, пытаясь дестабилизировать режим ставленника вавилонян Годолии. Имя Ваалиса более в Библии не появляется, но его правление удостоверяется надписью на печати, которая была найдена в Tell el- " Umeiri, к югу от Аммана, и датируется временем ок. 600 г. до н. э. В надписи содержатся имена: Ваал-яша («Ваал спасает») и Милхомор («Милхом есть свет»). Недавно была обнаружена и печать Ваалиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

800 Перенос авторства «Хорографии» с Агриппы на Августа, по мнению большинства ученых, – результат плохо понятых слов Плиния о divus Augustus (см. фрагм. а). Данное место послужило, по-видимому, источником и для Исидора Севильского , писавшего в начале VII века в своих «Этимологиях» (V, 36, 4): «Augustus Romanum orbem descripsit» – «Август описал Римский мир». Тем не менее, большинство ученых сходится в том, что нет оснований приписывать Августу создание какого-либо географического труда. 801 Действительная окружность Черного моря в наши дни равна 4090 км, или 1914 географических миль, что равно 2392 римским милям. Таким образом, следует отметить точность данных Агриппы. 802 По современным данным, это расстояние равно 987,5 км (т. е. ок. 666,6 римской мили). Как видим, и здесь Агриппа довольно близок к истине. 803 Имеется в виду Северный, или Сарматский океан, под которым подразумевалось совр. Балтийское море. 804 Это – первая и, если не считать Птолемея, единственная во всей античной литературе попытка определить размеры Восточной Европы, лежащей между Дунаем и Балтийским морем, с которым ни греки, ни римляне еще не были знакомы (ср.: Strabo, V, 2, 4: «страны за Альбием (т. е. за Эльбой. – Сост.) у океана совершенно нам неведомы»). 805 Если отсчитывать вместе с Агриппой от Вислы на восток 600 километров (404 мили), то восточной границей области окажется междуречье Прута и Днестра. Таким образом, deserta Sarmatiae подразумевают, по-видимому, степи Северо-Западного Причерноморья. «Пустыни Сарматии», вероятно, то же самое, что и «Скифские пустыни», и «Гетские пустыни», неоднократно упоминаемые древними авторами применительно к степям Северо-Западного Понта (ср., например: Ps.-Hippocr. De aere. 25; Strabo, VIII, 3, 14; 17; Verg. Georg. Ill, 462; Plin. NH, XXII, 143; Curt. VII, 8, 23). 806 Вислу, кроме Плиния, упоминает также Помпоний Мела (III, 33: Vistula). Поскольку последний не указывает источника своих сведений, данные Агриппы у Плиния являются, по-видимому, древнейшим в античной географии упоминанием Вислы; позже Вислу описывает только еще Птолемей (Geogr. III, 5, 8:Οιστολα).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

232 Против достоверности этого сообщения в свою очередь выдвигалось много возражений: Dümmler E. //Sitzungsberichte der Wiener Akademie 20 (1856). S. 357 ff.; Raki F. //Knjievnik 1 (1864). S. 36 sl., Rad Jugosl. Akad. 52 (1880). S. 141 sl.; особенно Jagi V. //Archiv für slavische Philologie 17 (1895). S. 47 ff. После этого в господствующую доктрину превратилось мнение о том, что хорваты и сербы, вопреки сообщению Константина Багрянородного, уже ок. 600 г. вместе с прочими славянскими племенами вторглись на Балканы, несмотря на некоторые возражения (см. особенно: Грот К. Известия Константина Багрянородного о сербах и хорватах. СПб., 1880; Klai V. Povijest Hrvata. Zagreb, 1899. Т. I. S. 30 sl.; Rad Jugosl. Akad. 130 (1897). S. 11 sl.; Nodilo N. Historija srednjega vijeka. T. III. Zagreb, 1905. S. 433 sl), к которой присоединились крупнейшие авторитеты в области славянской истории и филологии (среди прочих К. Иречек, Л. Нидерле, Ст. Станоевич, Ф. Шишич). Однако постепенно давала о себе знать и реакция, и в конце концов было справедливо указано, что отвергать хотя и украшенное легендарными деталями, однако в своем ядре вполне правдоподобное сообщение Константина VII нет достаточных оснований. См. содержательную статью Д. Анастасиевича (Народна ehцukлoneдuja/Изд. Ст. Станоеви. Т. IV. 1929. С. 81 сл.), который выступал за достоверность сведения Багрянородного (см. тж. его статью в Народна ehцukлoneдuja. Т. III. С. 607 сл.). Несколькими важными исследованиями по этому вопросу наука обязана Л. Хартманну (см. прежде всего: Hartmann L. Seoba Hrvata i Srba//Jyrocлobehcku историски часопис З (1937). С. 30 сл.). Особого внимания заслуживает следующая работа: Grafenauer B. Prilog kritici izveštaja Konstantina Porfirogenita о doseljenju Hrvata//Historiski zbornik 5 (1952). S. 1–56, который во многом следует Хартманну, хотя и отвергает его теорию о кавказском происхождении сербов и хорватов, а также о происхождении хорватской знати. Ср. тж.: Dvornik F. The Making of Central and Eastern Europe.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

599 В пору наибольшего расширения своей державы Болеслав I владел, помимо собственно польских и поморских земель, сербо-лужицкими марками, Моравией и Чехией (последней только в 1003–1004 гг.). Таким образом, представление, будто польский князь покорил «всю Славянию», имеет под собой определенные основания (Западное Поморье было утрачено Болеславом только ок. 1007 г.). Что касается Руси, то известны три военных столкновения между Русью и Польшей при Болеславе I: в 992 г. 18/2), 1013 11/3) и 1017–1018 гг. 11/5, 7). Если речь действительно идет об одном из них, а не о каком-то другом, нам не известном, то «в союзе» с германским императором Оттоном III (983–1002) могла вестись только война 992 г. Вместе с тем оправдать заявление о «покорении» Руси может только поход 1018 г., в результате которого польский князь на короткое время оказался хозяином Киева, хотя этот поход, так же как и перечисленные выше завоевания Лужиц, Мильска, Моравии и Чехии, имел место уже много позже преждевременной смерти Оттона III. Поэтому явно контаминированный характер информации Адама в данном случае выдает ее позднее происхождение, так что ее едва ли возможно связывать с какой-либо отдельной акцией Болеслава I. Упоминание в связи с Болеславом о мученичестве св. Адальберта, положительная оценка польско-немецкого союза при Оттоне III, который (союз) в Саксонии рассматривался как причина неоправданных политических уступок Польше, – все это позволяет предполагать здесь польский, хотя не обязательно непосредственный, источник сведений бременского хрониста. 600 Св. Адальберт-Войтех, второй по счету епископ пражский, погибший в 997 г. во время миссионерской поездки к пруссам, – вероятно, в Самбию. Вскоре состоялось перенесение мощей св. Адальберта в Гнезно и его канонизация, сыгравшая большую роль при учреждении Польской митрополии в Гнезне в 1000 г. Агиографические памятники, связанные с именем св. Адальберта, возникшие сразу после его гибели, действительно сообщают о выкупе его мощей Болеславом I у пруссов, но ничего не говорят при этом о какой-либо войне против них. Думаем поэтому, что слова Адама, будто Болеслав перенес мощи «тогда» (т. е. когда воевал с пруссами), нельзя расценивать как датирующее указание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа скончался в Перудже в возрасте 56 лет. Тело И. было оставлено слугами, а его вещи разворованы. До 1892 г. останки И. покоились в кафедральном соборе Перуджи, затем были перенесены в Рим и захоронены в Латеранской базилике. Сочинения И. принадлежат 4 трактата, множество проповедей и посланий. Еще до избрания папой, вероятно ок. 1196 г., им был написан аскетическо-нравоучительный трактат «De contemptu mundi sive de miseria humanae conditionis» (О плачевности человеческого положения). В 1-й ч. шла речь о страстях как об источнике человеческих бед, во 2-й перечислялись наиболее распространенные грехи, в 3-й говорилось о смерти и посмертном воздаянии. Сочинение, очень популярное в позднее средневековье, сохранилось более чем в 600 рукописях. Впервые издано в 1473 г. (последнее критическое издание опубл. в 1955 М. Маккароне). Многократно переводилось на европ. языки. Между 1195 и 1197 гг. И. написал трактат «De missarum misteriis» (О таинствах мессы; благодаря изданию Ж. П. Миня за этим сочинением закрепилось название «De sacro altaris mysterio» (О священном таинстве алтаря) - PL. 217. Col. 773-915). Трактат посвящен толкованию мессы и практике ее совершения в Римской Церкви и состоит из 6 частей: о совершителях таинства Евхаристии, о степенях священства, о примате папы, об облачениях священнослужителей; толкования ординария мессы; толкования 1-й ч. канона мессы (до «Quam oblationem...»); богословия таинства Евхаристии; толкования 2-й ч. канона мессы (от «Unde et memores...» и до конца), толкования молитвы «Отче наш»; толкования чина мессы от преломления гостии до заключительного благословения. В работе над трактатом И. опирался на обширную традицию лат. символических толкований мессы. В сочинении он использовал не только аллегорический метод толкования, но и историко-филологический (напр., сравнивал нюансы значений слова «хлеб» на евр., лат. и греч. языках в Молитве Господней - PL. 217. Col. 903). Говоря об обряде преломления гостии, он отмечал нек-рые его особенности в чине понтификальной мессы. По мнению И., этот обряд имеет исторические, а не аллегорические основания, но, поскольку у него нет аутентичного источника этих сведений, он не берется утверждать что-либо однозначно (PL. 217. Col. 911). Известны более 144 рукописей этого сочинения. Впервые опубликовано в 1496 г. Полного критического издания до наст. времени нет.

http://pravenc.ru/text/468777.html

объединенные в Баптистскую конвенцию Ганы, имеют 450 приходов, 81 тыс. верующих. Действуют также миссионерские орг-ции из США (Баптистские «Мид-мишнз» - 40 приходов, 3,3 тыс. верующих) и Международные баптистские миссии (6 приходов, 1,5 тыс. прихожан). Общество друзей (см. Квакеры ) имеет 1 общину, 36 приверженцев. Адвентисты седьмого дня имеют в Г. 912 общин с общим числом верующих 293 685 чел. Пятидесятничество представлено в Г. Ассамблеями Бога (528 общин, 120 тыс. чел.), Апостольской Церковью Ганы (827 общин, 104 тыс. чел.), Церковью Пятидесятницы (3,8 тыс. общин, 430 тыс. чел.), церковью Бога (92 общины, 13,3 тыс. чел.), Объединенной пятидесятнической церковью (144 общины, 36 тыс. чел.), Международной пятидесятнической церковью святости (100 общин, 15 тыс. чел.), Международной церковью квадратного Евангелия (Church of the Foursquare Gospel) (3 общины, 1,1 тыс. чел.), церковью Бога пророчеств (7 общин, 700 чел.). Церковь Иисуса Христа святых последних дней (см. Мормоны ) насчитывает 16 060 адептов в 57 общинах (сведения на 1998). Свидетели Иеговы имеют 1178 общин, 75 тыс. адептов. Ок. 1 млн чел. принадлежат к многочисленным мелким протестант. группам и орг-циям. Независимые африкан. церкви представлены в Г. преимущественно неохаризматическими орг-циями различных богословских направлений, часто с очевидным влиянием традиц. местных верований. Общее количество подобных орг-ций превышает 500, количество их последователей - ок. 2,9 млн чел. Индуизм в Г. появился в 70-х гг. XX в. с приездом коммерсантов из Индии. В 1975 г. возникла первая индуистская миссия. В наст. время существует неск. монашеских общин и миссионерских центров в разных городах. Всего индуизм исповедуют ок. 4 тыс. чел. Буддизм имеет незначительное количество последователей, в основном это потомки иммигрантов из Китая, их общее число - ок. 450 чел., при этом нек-рые живущие в Г. этнические китайцы (ок. 600 чел.) продолжают соблюдать традиции кит. народных верований. Ислам представлен в Г. суннитами маликитского толка, в меньшей степени распространен шафиитский толк. Члены братства Тиджания и Кадирия исповедуют суфизм. В Г. есть представители движения Ахлуссуна ваххабитской ориентации, существует небольшое число шиитов и приверженцев секты Ахмадия, возникшей в Индии в IX в. и не признанной исламским сообществом. Ислам распространен среди этнических групп вала, дагомба, мампруси и чакосси, проживающих в сев. районах страны, а также в центрах Аккры, Кумаси, Секонди-Такоради, Тамале и Ва. Общее количество мусульман - ок. 4,2 млн чел., хотя офиц. представители ислама в Г. говорят как минимум о 6 млн чел. Новые религиозные движения

http://pravenc.ru/text/161627.html

Из тучи падали камни. Известно житийное предание, что в 1290 году блаженный Прокопий Устюжский предвидел угрозу Устюгу от «каменной тучи», предупредил об этом горожан, призвал их замаливать свои грехи, а сам усиленной молитвой сумел отвести бедствие. В 18 км от города, в местечке Котовалово, где из тучи падали камни, в 1855 году устроили часовню. В 1903 году, к 600-летию преставления чудотворца, ее освятили как церковь. Кто из устюжан исследовал Камчатку? Михаил Булдаков Владимир Атлáсов Семён Дежнёв Ерофей Хабаров Михаил Булдаков возглавлял Российско-американскую компанию, которая снарядила в 1803 году кругосветную экспедицию И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. А Камчатку исследовал Владимир Атласов (ок. 1661–1711). Устюжанин Владимир Атласов (ок. 1661–1711) вошел в историю как знаменитый исследователь Камчатки. Семен Дежнёв — исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной, ставший первым известным мореплавателем, за 80 лет до Витуса Беринга прошедшим по Берингову проливу. А Камчатку исследовал Владимир Атласов (ок. 1661–1711). Устюжанин Ерофей Хабаров осваивал Приамурье. А Камчатку исследовал Владимир Атласов (ок. 1661–1711). Викторина Вам есть чем заняться в ближайшее время. Почитайте о Великом Устюге, посмотрите фильмы о нем, а лучше — поезжайте в Великий Устюг, чтобы увидеть все своими глазами! Вы будете потрясены красотой и древностью, которые вам откроются! Будем считать, что начало положено. Базовые знания имеются, теперь нужно углублять и расширять их. Поверьте, оно того стоит! Великий Устюг оправдывает свое название — это великий и прекрасный город! Достойный результат! Вы много знаете! Но узнаете еще больше интересных сведений о Великом Устюге, если продолжите изыскания, а еще лучше — приедете в этот чудесный город, чтобы увидеть все своими глазами! Поздравляем, вы настоящий эксперт! Подробные и глубокие знания предмета выдают в вас или историка, или музейного работника, или жителя Великого Устюга, влюбленного в свой город.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/velikoustju...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010