коллегии, утверждавшиеся императором, назначал в католич. капитулы прелатов и каноников, открывал новые католич. епархии и приходы; утверждал руководителей и членов протестант. консисторий и мусульм. духовных правлений; разрешал правовые и имущественные вопросы евреев; вел секретную переписку о политическом положении армян, поляков, литовцев и др. Д. д. д. учреждал новые духовные должности, заведовал устройством конфессиональных округов и учебных заведений, давал распоряжения о постройке и ремонте храмов, молитвенных домов и богоугодных заведений, осуществлял надзор за доходами и расходами иноверческих орг-ций, разрешал вопросы о землевладении иностранцев, занимался духовной иноверческой цензурой. Также он вел статистику числа церквей, духовных лиц, прихожан, регулировал дела о метрикации, признании смешанных браков и разводов, принятии христианства, устанавливал праздничные дни для «иноверцев», награждал духовных лиц знаками отличия. Д. д. д. контролировал духовную жизнь ок. 20% населения России: по данным переписи 1897 г., в стране проживало почти 14 млн мусульман, 4,3 млн католиков, ок. 4 млн иудеев, 3,2 млн протестантов, 1,6 млн старообрядцев, более 300 тыс. буддистов и язычников. После Февральской революции 1917 г. директором Д. д. д. был назначен С. А. Котляревский. При нем в департаменте шла работа по реформированию всего религиозно-гражданского законодательства. В разработке законопроектов участвовали представители религиозных организаций. В частности, в Д. д. д. было разработано постановление «О свободе совести», принятое Временным правительством 14 июля. 5 авг. 1917 г. было образовано Мин-во исповеданий, к-рому были переданы канцелярия Святейшего Синода и Д. д. д. Министром был назначен А. В. Карташёв , а Котляревский стал его товарищем. Это ведомство практически не успело сформироваться и было упразднено 25 окт. 1917 г. Арх.: РГИА. Ф. 821. Ист.: Устав духовных дел иностр. исповеданий//Свод законов. 1896. Т. 10. Ч. 1; Белоголов И. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римской католич. Церковью в России. Пг., 1915. Лит.: Кузнецов Н. Д. Управление делами иностр. исповеданий в России в его ист. развитии. Ярославль, 1898; Мин-во внутр. дел: 1802-1902: Ист. очерк. СПб., 1901. М., 2002р; Гл. управление духовных дел иностр. исповеданий//Государственность России: (Кон. XV в.- 1917 г.). М., 1996. Т. 1. С. 182-183; Арапов Д. Ю. Неправосл. религии в системе гос. управления Рос. империи//Гос. управление: История и современность: Междунар. науч. конф. М., 1998. С. 64-65; Католич. Церковь в архиве Департамента духовных дел иностр. исповеданий Мин-ва внутр. дел/Отв. ред.: М. С. Радван, А. Р. Соколов. СПб., 2000-2001. 5 т.; Департамент духовных дел иностр. исповеданий//Высш. и центральные гос. учреждения России: 1801-1917 гг. СПб., 2001. Т. 2. С. 36-38. Д. Ю. Арапов, В. П. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171721.html

509       Ипполит. Толкование Песни песней: Груз. текст по рукописи X в./Пер. с арм. Н. Марра. СПб., 1901. (Тексты и разыскания армяно-грузинской филологии, 3). 510       Материалы экспедиции в большинстве своем были утрачены в 1917–1918 гг., поэтому анийские публикации Марра получили значение первоисточника. Многие работы Марра, посвященные средневековому Ани, сохраняют свое научное значение по сей день (О раскопках и работах в Ани летом 1906 г.//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Т. Х. СПб., 1907; Ани. Ер., 1939; Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. М.; Л., 1934). 511       Вишáпы – мифические существа, распространенные в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Каменные статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и имели форму рыб или, реже, растянутой на кольях шкуры быка. Их датируют доурартским временем (по крайней мере, начало I тыс. и даже II тыс. до н.э). Н.Я. Марр вместе с Я.И. Смирновым стали в 1909 г. первооткрывателями вишапов для науки. 512       Н.Я. Марр был энергичным и талантливым организатором науки. Когда в начале XX в. его усилия, направленные на основание университета на Кавказе, оказались безуспешными, он сконцентрировал свое внимание на создании научно-исследовательских центров – Анийского музея древностей, Кавказского историко-археологического института, Института языка и мышления. 513       См.: Миханкова В.А. Николай Яковлевич Марр: Очерк его жизни и научной деятельности. 3-е изд. M.; J1., 1949; Абаев В.И. Н.Я. Марр (1864–1934): К 25-летию со дня смерти//Вопр. языкознания. 1960. 1; Тройский И.М. Сравнительно-исторические исследования//Теор. проблемы советск. языкознания. M., 1968; Гухман М.М. Типологические исследования//Там же. 514       См., в частности: Мнимое географическое название Еротастак в Истории Агафангела//Зап.-вост. отделения Имп. Рус. археол. об-ва. Τ. IX. СПб., 1894; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия)//Там же. Τ. XVI. Вып. II, III. СПб., 1905 (рец.: Харлампович Κ. II Христ. чтение. 1907. 1); Описание старинных армянских рукописей и печатных книг из архива армяно-католической церкви св. Николая в Каменце-Подольском//Отчет Имп. Публичной б-ки за 1891 год. СПб., 1894; Грамматика древнеармянского языка. Этимология. СПб., 1903; по поводу армянской халкидонитской литературы см.: Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима в 614 г./Груз. текст иссл., пер., изд. и арабск. извлечение приложил Н. Марр. СПб., 1909; Аркаун: монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Виз. временник. 1906. Τ. XII; Кавказский культурный мир и Армения//ЖМНП. 1915. Т. LVII; Армянская культура: Ее корни и доисторические связи по данным языкознания. Ер., 1990; К вопросу о задачах арменоведения//Марр Н.Я. Избр. работы. Τ. I. Этапы развития яфетической теории. Л., 1933; Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси//Там же. Τ. V. Этно- и глоттогония Восточной Европы. M.; J1., 1935; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Plotinus. Enn. ­ Piotini opera 3 vol. – Leiden, 1951 – 1973 [TLG]. Porphyrius. Sentent. ­ Porphyrius. Sententiae ad intelligibilia ducentes./Ed. E. Lamberz. – Leipzig, 1975 [TLG]. Porphyrius. Vita Plotini ­ Porphyrius. Vita Plotini./Plotini opera vol. 1. – Leiden, 1951. – PP. 1 – 42. [TLG] Proclus. Com. in Parm. ­ Proclus. In Platonis Parmenidem commentarii/Procli philosophi Platonici opera inedita, pt. 3. – Paris, 1961rep. – PP. 617 – 1244. Proclus. Com. in Rep. ­ Proclus.In Platonis rem publicam commentarii/Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii, vols. 2. – Amsterdam, 1965. Монографии, научные статьи. Аверинцев ­ Аверинцев, С.С. София – Логос. Словарь./Собрание сочинений. – Киев, 2006. Алфеев (4) ­ Иларион (Алфеев) , игум. Вы – свет мира: Бес. о христ. жизни. – Клин, 2001. [Аноним] В защиту аскетизма ­ В. [Автор не определен, но по некоторым косвенным данным, автором этой статьи является архиеп. Феодор (Позднеевский).См: Архиеп. Феодор (Позднеевский). Жизнеописание. Избр. тр. – С. 393]. В защиту аскетизма (по поводу статьи Скабичевского: «Аскетические недуги в нашей современной передовой интеллигенции». «Русская мысль» 1900 г., 10 – 11)./Вера и Церковь . – 1901 г. – Кн. 3. – СС.481 – 504. Арранц IV ­ Арранц, М. SJ. Избранные сочинения по литургике: Т.4. Византийский монашеский постриг. Исторический опыт. – М., 2003. Безрогов ­ Безрогов, В.Г. Учитель и его ученики в текстах Нового Завета. – М., 2002. Беляев ­ Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. – Нижний Новгород, 2003. Болотов ­ Болотов, В.В. Заметки по истории раннего монашества (фрагменты лекций)./Собрание церковно-исторических трудов. В 8-ми тт.: Т.4. Болотов II ­ Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви [в 4-х вв.]: Вып. 2. – М., 1994. – (Церковно-историческая библиотека). Ботен ­ Превосходство нравственного учения Евангельского пред учениями философов древних и новых: Соч. Ботена./Пер. с франц. С.Р. – М., 1855. Бриссон ­ Бриссон, Л. Христианство перед лицом философии [II,7]./Греческая философия тт.]./Под. ред. М. Канто-Спербер, Дж. Барнз, Л. Бриссон и др.; пер. с франц. В.П. Гайдамак, П.Б. Михайлов, Л.П. Горбунова. – М., 2008. – Т. 2: Ч. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Иконописные подлинники предписывают изображать А. с образом Богородицы в руках: «Сед, брада Сергиева, на конец поуже, власы с ушей свились, схима, в правой руке держит образ Богородицы, ризы преподобнические» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 205, 30-е гг. XIX в.); так А. представлен в подлиннике XVIII в., принадлежавшем кн. М. А. Оболенскому (КККМ). Сохранилась гравюра с изображением А. (1656), выполненная мастером Ильёй для Киево-Печерского патерика (К., 1661): А. в преподобнических одеждах, с иконой Божией Матери Одигитрии и кистью в руках, внизу 3 сюжета: исцеление прокаженного; чудо с голубем, вылетевшим из уст Богоматери на иконе; ангел пишет за А. образ Успения Богородицы. В более поздних изданиях Патерика (напр., К., 1702) помещена гравюра с теми же эпизодами жития А. (здесь он изображен за работой над иконой преподобных Антония и Феодосия Печерских). На московской иконе «Успение Богородицы, со святыми на полях», кон. XVII в.?, из Новодевичьего мон-ря в Москве (ГИМ) А. представлен в одном из клейм пишущим икону Богоматери (в др. клеймах изображены преподобные Киево-Печерские Антоний, Феодосий, Моисей Угрин , Нестор , Иоанн Многострадальный ). Образ А. присутствует на иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых (литография 1883 г., мастерская А. Абрамова. ГРМ); в киевской гравюре подобный сюжет встречается с 1-й пол. XVIII в. В 60-х гг. XX в. архим. Алипием (Вороновым) была написана икона А., находящаяся в Псково-Печерском мон-ре . Сохранились прорись и подготовительный рисунок (МДАиС) с образом А., выполненные мон. Иулианией (Соколовой) . Ист.: Описание о российских святых. С. 19-20; Патерик Киевского Печерского монастыря/[Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указат.); Древнерусские патерики/[Изд. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников]. М., 1999. С. 66-72. Лит.: Успенские М. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения. СПб., 1901. С. 3-33; Иона (Зырянов), еп. Первый русский иконописец (К 850-летию со дня кончины прп. Алипия иконописца)//ЖМП. 1964. 9. С. 61-66; Пуцко В. Г. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологии)//Wiener slavist. Jb. 1979. Jg. 25. S. 63-88; Розанова Н. В. , Бекенева Н. Г. Иконопись XVII - нач. XV в.//ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 28, 68-70; ГРМ. Русские монастыри. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47-48.

http://pravenc.ru/text/114292.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАВРИКИЙ (Полетаев Михаил Владимирович; 18.12.1880, г. Кронштадт С.-Петербургской губ.- 4.10. 1937, Карагандинский ИТЛ), прмч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Сын протодиакона кронштадтского Андреевского собора Владимира Михайловича Полетаева, служившего вместе с прот. св. Иоанном Кронштадтским . Супруга протодиакона Мария Петровна приходилась племянницей супруге прот. Иоанна Елизавете Константиновне. В 1901 г. Михаил Полетаев окончил по 2-му разряду С.-Петербургскую ДС. После вступления в брак был рукоположен во иерея. С 1903 г. настоятель ц. Св. Троицы в с. Гора-Валдай Петергофского у. С.-Петербургской губ. В 1908 г. назначен настоятелем гарнизонного храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в г. Мерв (ныне Мары, Туркмения). Был возведен в сан протоиерея. Во время гражданской войны овдовел (по др. данным, развелся с женой, чтобы спасти семью от преследований со стороны гонителей веры). Проживал в г. Переславле-Залесском Владимирской губ., принял монашество с именем Маврикий в переславль-залесском во имя великомученика Никиты мужском монастыре . Был возведен в сан архимандрита. После закрытия мон-ря переехал в г. Юрьев-Польский Владимирской губ. 8 сент. 1928 г. был арестован в Юрьеве-Польском по подозрению в «контрреволюционной деятельности», выслан в г. Орёл. С 1930 г. настоятель храма в честь Всех святых на Кукуевском кладбище в г. Загорске (ныне Сергиев Посад Московской обл.), где окормлялась братия закрытой Троице-Сергиевой лавры. 21 окт. 1935 г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по одному следственному делу с игум. прмч. Максимилианом (Марченко) , также служившим в Всехсвятском храме. М. и игум. Максимилиана обвиняли в том, что они возглавили «контрреволюционную группировку церковников и бывших монахов», «распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР», а также организовали «в контрреволюционных целях» посещение верующими могилы старца прп. Алексия (Соловьёва), похороненного на Кукуевском кладбище. 8 янв. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 3 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Карагандинском ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2561142.html

Закрыть Священномученик Иоанн Восторгов Читательский рейтинг: 102 Восторгов, о. Иоанн Иоаннович, сщмч. (30.01.1867 (по др. данным митрофорный прот., выдающийся проповедник, церковный и общественный деятель, один из руководителей право-монархического движения, председатель Русского Монархического Союза (РМС). Родился в станице Кавказская Кубанской обл. в семье священника. Внук преподавателя Владимирской ДС магистра богословия Александра Восторгова. Мать – Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую, где прошло детство и отрочество будущего пастыря. Он рано остался сиротой. Окончил Ставропольскую ДС (1887) по первому разряду, служил учителем русского языка в Ставропольском ДУ. В авг. 1889 рукоположен во иерея, служил в поселке Кирпильском, зарекомендовал себя ярким и талантливым проповедником. В окт. 1890 был переведен на место законоучителя в Ставропольскую мужскую гимназию, вскоре был избран членом Совета Епархиального женского училища, членом Правления Ставропольской ДС. Осенью 1894 переведен в Грузинский экзархат и назначен законоучителем гимназии в Елисаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан). В 1897 перемещен в Тифлис законоучителем 1-й Тифлисской женской гимназии. 22 дек. 1900 назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата с возведением в сан протоиерея. 13 февр. назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». С 21 авг. по 9 окт. 1901 был в командировке в Персии в г. Урмия для ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. 18 июля 1902 за полезные труды избран пожизненным членом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Прот. Восторгов заявил о себе как об активном общественном деятеле. Он прилагал немало усилий к торжеству русского дела на Кавказе. 25 мая 1900 при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III , которое стремилось к пробуждению национального самосознания.

http://ruskline.ru/author/v/vostorgov_io...

См.: Преображенский И.В. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840 – 1841 по 1890–1891 гг. СПб., 1901. С. 29. 8 Полный православный богословский энциклопедический словарь (далее – ППБЭС). М., 1992. Т. 1. С. 798. 11 Свод Законов. Т. IX. Законы о состояниях. Изд. 1876. Ст. 365, 366; Устав Духовных Консисторий. Приложение к Собранию Узаконений и распоряжений правительства. 1883. СПб., 1883. С. 20; Доброклонский А.П. Руководство по истории церкви. 1700–1890. М., 1893. С. 157. 14 Булгаков С.В. Православие: праздники и посты, богослужения и требы. Из настольной книги для священно-церковно-служителей. М., 1994. С. 16. 18 Попов А., протоиерей. Воспоминания причетнического сына. Из жизни духовенства Вологодской епархии. Вологда, 1913. С. 15. 23 См: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). Репринт, изд. 1913 г. М., 1993. С. 1328–1333. 24 См.: Церковный вестник: 1895, 9, 23; 1904. 13; Церковные ведомости. 1886. 7; 1892. 1895. 9; 13; 51–52; и др. 34 См.: Демин Е.Л. Религиозная жизнь русского крестьянства в начале XX века глазами английского журналиста//Запад и Восток: традиции, взаимодействие, новации. Владимир, 2000. С. 75. 35 См.: Levin E. Dvoeverie and Popular Religion//Seekind God: The Recovery of Religions Identity in Orthodox Russia, Ukraine and Georgia/Ed. By S.K. Batalden. De Kalb, 1993. 40 См.: Of Religion and Empire: Missions, Conversion and Tolerance in Tsarist Russia. Ed. By R.P. Geraci and M. Khodarkovsky. Hhaca and London, 2001. 41 «Быть может и в моем песке и соре найдется какая-нибудь крупица». Дневник Апполинария Николаевича Львова. Подготовка текста, вводная статья и комментарии С.Л. Фирсова//Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники. Исследования. Библиография. СПб. – Кишинев, 2000. 1. (далее – Дневник А.Н. Львова). С. 16. 42 Ершова Н.А. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—118— и Церкви по а) данным Евангелия; б) истории христианской литературы и в) богословской науки. Состояние вопроса в современной богословской науке: мнения по вопросу Краусса, Швейцера, Ричля, Иммера, Эбрарда, Ротэ и др. – Разбор этих мнений и его результаты. – Положительное выяснение вопроса о взаимных отношениях царства Божия и церкви или существующих между ними отличиях. Всякий предмет можно рассматривать с двух сторон: со стороны его существа и в его проявлении; поэтому в интересах полного представления о царстве Божием необходимо рассмотреть его и с последней стороны. Сделать это – значит сказать о тех свойствах царства Божия, которые вытекают из существа его. Из понятия о царстве Божием, как жизни людей в Боге, дарованной нам во Христе, прежде всего вытекает та черта царства Божия, которая может быть названа трансцендентностью его. Царство Божие трансцендентно: оно не есть произведение естественных сил или начал, а есть дело Божие, чудо всемогущей любви и милости Божией, дар Божий, принесенный на землю с неба Сыном Божиим Иисусом Христом. С другой стороны, из того же понятия о царстве Божием следует и тот вывод, что оно есть дело человеческое, естественное, поскольку единение человека с Богом есть дело его внутренней нравственной жизни и свободы. Другими словами, царство Божие имманентно, ибо оно внутри нас и подлежит закону внутреннего роста и развития. В конце концов царство Божие есть дело Богочеловеческое, устрояемое на земле Богом при свободном человеческом содействии. Между Божественной стороной и стороной человеческой в царстве Божием существует такое же отношение, как между семенем и из него возникающим растением, по евангельской притче о сеятеле: Бог – Сеятель, евангелие – семя, человечество – почва, нива Божия, царство Божие – растение, в конце концов возращаемое Богом. Бог есть действуяй вся во всем, мы же «соработники у Бога» ( Мф.13:1 и дал.: Лк.8:5 и дал.; 1Кор.3:6–9 ). Таким образом царство Божие в силу самого богочеловеческого характера своего, определяемого его существом, созидается и сверхъестественной Божественной силой, и естественной человеческой свободой от начала до конца. На этом мы долж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литература КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729 - 1781), нем. писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей нем. Просвещения (1906-1999), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921 - 1996), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962) ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА

http://pravenc.ru/rubrics/123318_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Караулов, еп. Вельский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Караулов Николай Аполлониевич; 28.05.1871, Введенско-Томашский погост Кадниковского у. Вологодской губ.- 17.04. 1932, Вологда (по др. данным, Новосибирск)), сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Вельский. Из семьи священника. В 1887 г. окончил Вологодское ДУ и поступил в Вологодскую ДС. 15 сент. 1893 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком в Георгиевскую домовую ц. при Скулябинском доме призрения бедных граждан Вологды, 26 дек. того же года рукоположен во диакона к этой церкви с оставлением в должности псаломщика. 12 сент. 1894 г. переведен в вологодскую Спасо-Всеградскую ц. на место псаломщика. 14 сент. 1898 г. рукоположен во иерея, но продолжал трудиться псаломщиком. 7 сент. 1900 г. переведен штатным священником в Софийский кафедральный собор Вологды. 7 февр. 1901 г. был назначен настоятелем Екатерининской ц. в Вологде. Одновременно служил законоучителем в городском Колесниковском муж. приходском уч-ще. В 1903-1904 гг. входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской ДС, в 1909 г. пожертвовал средства на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном жен. училище. В 1905-1906 гг. выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским правосл. Братством во имя Всемилостивого Спаса, состоял членом вологодского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва. Возведен в сан протоиерея (не ранее 1918). Награжден набедренником (1903), скуфьей (1905), камилавкой (1909), наперсным крестом (1917). В 1921 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к 2 годам ссылки и выслан в г. Пинегу Архангельской губ. Когда Н. вернулся из ссылки, положение церковных дел в Вологде было крайне тяжелым. Вологодский еп. Сильвестр (Братановский ; впосл. архиепископ) из-за противодействия властей не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией. 21 окт. 1923 г. прот. Н. А. Караулов по принятии монашеского пострига с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. Был назначен временно управляющим Вологодской епархией. Вскоре написал прошение патриарху Московскому и всея России свт. Тихону об отказе от исполнения своих обязанностей по управлению Вологодской епархией из-за «недоброжелательного отношения ко мне, как к епископу, со стороны духовенства и мирян Вельского уезда, а также... потому что полномочия, данные мне правящим епископом Вологодским Сильвестром, являются недостаточными на основании существующих законоположений». Был уволен на покой.

http://pravenc.ru/text/2565732.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010