Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИК ТАРСИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона мучеников Кирика и матери его Иулитты Кирик Тарсийский, Иконийский (+ ок. 305 ), мученик Память 15 июля Кирик был сыном знатной женщины из Иконии , святой Иулитты . В трехлетнем возрасте мученически пострадал вместе с матерью во время гонения Диоклетиана в городе Тарс . Во время пыток матери младенец Кирик плакал и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: " Пустите меня к матери, я христианин " . Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина (+337). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. Молитвословия Кирику и Иулитте Тропарь , глас 8: Яко лоза благоплодная, Иулитто честная,/грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу,/сына твоего Кирика славнаго,/мучением того богатно украсивши/и твоею кровию навершивши,/тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних,/идеже ликующе, помяните нас,//мученицы терпеливодушнии. Кондак , глас 4: Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика,/на подвизе мужески веселящися, взываше://Христос есть мучеников похвала. Ин кондак , глас 2: Жертва приятна, Богови приносима,/и свидетель верен Христов являемь,/с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне,//с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас. Использованные материалы Редакция текста от: 16.06.2015 19:21:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11022.html

Антоний, к-рый был среди Н. м., обратился со смелой речью к Лисию и высказал презрение к его угрозе отдать их тела на съедение воронам и псам. Правитель велел сковать цепями руки, ноги и шеи мучеников и отвести их в темницу, к-рая находилась в сев. городской башне. Тюремным сторожам (Менею и Вилираду) Лисий приказал следить, чтобы никто не приносил христианам ни воды, ни пищи. В заключении мученики воздали благодарение Господу и ободряли друг друга пением псалмов и молитвами. Леонтий привел им примеры стойкости из ВЗ и НЗ: напомнил о страданиях Иова , об усекновении главы Иоанна Предтечи , побиении камнями первомч. и архидиак. Стефана , о мученической кончине апостолов Петра , Павла и Фомы , а также о христианах, пострадавших при императорах Максимиане Геркулии, Деции (Декии), Адриане и др. Также Леонтий вспомнил и о женах-мученицах: Евфимии Всехвальной (пам. 16 сент., 11 июля), Капитолине (пам. 27 окт.; см. ст.: Капитолина и Еротиида ) и об Иулитте (пам. 31 июля). Кроме того, Леонтий привел рассказ о прп. Потамиании (пам. греч. 7 июня), к-рый ему поведал их учитель, пришедший из Египта от отшельника Антония. В то время стояла невыносимая жара и узников одолевала жажда. Несмотря на запрет Лисия посещать кому-либо Н. м., благочестивая женщина по имени Вассиана беспрепятственно проникла в темницу и тайно напоила единоверцев водой. Ночь Н. м. провели в молитве и пении псалмов, тогда как Лисию во сне явился демон в образе бога Асклепия и повелел подвергнуть христиан новым пыткам за то, что они якобы злословили по его поводу в темнице. Бес советовал правителю сломать кости Н. м., сжечь их тела в огне, а пепел бросить в р. Лик (ныне Келькит), чтобы христиане не смогли найти останки святых, построить для них величественные храмы и поклоняться им. Утром Лисий вышел из города, сел на высоком месте и приказал привести заключенных. Правитель обещал им свободу, различные дары и почести, если они принесут жертву богам; в противном случае их ожидали пытки. Н. м. вновь отказались подчиниться и обличили верования язычников.

http://pravenc.ru/text/2577589.html

Иногда замечается в акафистах недостаток стройности в расположении мыслей, не только между собой отдаленных, но и ближайших. «Радуйтеся, четверочисленнии столпи, утвердивший святую Российскую Церковь » и вслед за сим: «Радуйтеся, напоивший землю Российскую животворною водою учения». Или: «Радуйся, Царю царей, в мудрости исполняяй» и тотчас сказано «радуйся, мудрых подражателю». Иногда авторы смешивают форму и содержание икоса с формой и содержанием кондака. Иногда встречается в икосах несоответствие между основной мыслью и величаниями, которые должны быть построены или выведены из основной мысли. В 1-м икосе акафиста свв. Кирику и Иулитте, например, автор указывает подвиги одной матери, то есть Иулитты, а восхваляет затем вместе с ней и ее сына, то есть блаж. Кирика, о котором до сих пор еще не было сказано ни слова. Иногда в икосах не выдерживается определенное количество величаний, их может быть от 3-х до 14-ти. Иногда запев в икосах, вопреки принятому обычаю, составляется для каждого икоса различный. Иногда неправильное построение акафиста определяется неправильным тоном его. Акафист – песнь радостная и хвалебная, а автор или представляет в нем «покаянное моление», или хочет «вознести глас плачевный», или сообщает акафисту жалостливый тон, или возбуждает чувство негодования ([например,] к цареубийце св. Димитрия Борису Годунову) и т. п. Нередко в акафистах встречаются недостатки, касающиеся образности в изображении предметов. Допускается излишняя картинность, понижающая слишком чувственной изобразительностью достоинство духовного предмета; например: «да будем достойны снести обед в Царствии Небесном». Иногда встречается неумелое употребление образов и сравнений: «Радуйся, яко ты еси Матерь краеугольнаго камени, держащаго весь мир своею дланию»; «мы же тя, зельным объятую пламенем, похвальными песньми прохлаждаем»; «радуйся, бравшаяся с огнем; радуйся, теплотою веры студень прелести отгнавшая». Иногда из Четьи-Миней приводятся примеры, но так кратко, что мысль бывает лишена ясности; например: «Господи, воскресивый из мертвых Таксиота с поручительством ангелов»; «Господи, известивый Копиоса чувственным видением явившагося умершаго брата» и т. д. или «Радуйся, Ефрему любобезмолвному последовавый». О каком Ефреме упоминается в акафисте, не выяснено 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Интерьер храма украшает великолепный шестиярусный золоченый иконостас второй половины XVIII в. с ордерным членением, колоннами, пышными резными картушами и круглой скульптурой. Часть его икон и три паникадила церкви того же времени. На стенах и своде храма - скромная лепная отделка с чертами барокко. Стенная роспись 1788 г. поновлялась во второй половине XIX и в XX в. Малые иконостасы в приделах - конца XIX в. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. 28 марта 2021 года, в Неделю вторую Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Ювеналий совершил чин великого освящения Введенского храма города Дмитрова и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме. Из журнала " Московские епархальные ведомости " . Выпуск Церковь Введения Пресвятой Богородицы на западной окраине Дмитрова является одной из двух городских церквей, которая не закрывалась в советское время. Каменный храм 1766 года находится в районе Заречье в бывшей Конюшенной слободе. Неподалеку от храма сохранилась купеческая усадьба хлеботорговца Ивана Алексеевича Толченова, известная по имени следующего владельца как «Тугаринов дом». Храм в Заречье строился и украшался на деньги купцов Ф.К. Макарова, его зятя А.И. Толченова и внука И.А. Толченова. В честь небесного покровителя отца храмоздателя один из приделов Введенского храма был посвящен редкому святому Кирику и его матери мученице Иулитте. В книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» А.И. Некрасова (1928) давалась высокая оценка архитектуры усадебного дома, флигеля и Введенской церкви, составивших единый комплекс зданий второй половины и конца XVIII в. С 1754 года деревянные церкви в Дмитрове повсеместно заменялись каменными, но, по словам А.И. Некрасова, в архитектурном отношении все они были просты и похожи друг на друга. «Лишь один архитектурный памятник конца XVIII в. стоит на большой высоте искусства, именно: в заречной слободе дом купцов Тугариных… снаружи представляет замечательное произведение в пилястровом стиле Ринальди; выполнение форм первоклассно…Современен Тугариновскому дому исключительно художественный иконостас стиля рокайль в церкви той же заречной слободы».

http://sobory.ru/article/?object=03594

Декий, узнав о том, что Полихроний и его товарищи веруют во Христа, приказал привести всех их к себе и требовал, чтобы они принесли жертву идолам. Они отказались, и тогда Декий приказал мучить их. Полихроний скончался во время истязаний, а прочие мученики были усечены мечом. Это было в персидском городе Кордуле. Князья персидские Авдон и Сеннис похоронили святых мучеников. Когда узнал об этом Декий, то потребовал князей в Рим, мучил и умертвил и их. Мощи этих святых князей находятся в Риме, в церкви св. Марка. Преподобный Герман был первым подвижником на Соловецком острове. Первоначально он жил в уединении на берегу реки Выги. Ища уединения, пришел к нему из Кирилло-Белозерского монастыря инок Савватий. Герман указал Савватию на Соловецкий остров, и сам отправился туда с ним. При помощи Божией переплыв на ладье Белое море, святые подвижники вышли на остров, построили кельи и подвизались шесть лет. Св. Савватий умер, и тогда Герман нашел себе другого сподвижника, Зосиму. Св. Зосима начал созидать на острове обитель. Герман весьма много помогал ему в этом деле. Он не раз отправлялся в Новгород по нуждам новосозидаемой обители, несмотря на опасности плавания по бурному морю и на свои преклонные лета. В Новгороде принимал приношения для обители и собирал книги для ее библиотеки. Прожив 50 лет на суровом острове, преподобный скончался в 1479 г. Он скончался в Новгороде, в обители св. Антония, куда прибыл по делам Соловецкого монастыря. Через пять лет, когда стали переносить гроб св. Германа в Соловецкую обитель, мощи его оказались нетленными. Это было 30 июля. Мощи св. Германа почивают в особой часовне во имя его. 31-е число Св. Праведный Евдоким жил в IX веке. Родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Поступив в военную службу, он вел жизнь благочестивую: постился, молился, читал священные книги и благотворил бедным. Дав обед безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами. 33-х лет от роду мирно окончил жизнь свою. Мощи его были перенесены в Византию, и родители его еще были живы в это время. Мученица Иулитта жила в Кессарии каппадокийской в конце III века, при гонителе Диоклетиане. Один язычник отнял у нее все имение. Она подала жалобу в суд, но язычник донес на нее, что она верует во Христа. Тогда судья сказал Иулитте, что он возвратит ей имение, если она отречется от Христа. Святая отказалась, и была сожжена на огне. Читать далее Источник: Москва. Типография Высочайше утвержденного товащиства И.Д.Сытина, 1896. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Оконская икона Божией Матери находится в селе Лыскове Нижегородской губернии (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. стр. 200). 31-е число Св. праведного Евдокима. Св. муч. Иулитты. Препразднство происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня. (Освящение храма Богородицы во Влахернах. Иосифа Аримафейского. 12 мучч. римлян, усеченных мечом). Св. праведного Евдокима Св. Евдоким родился в Каппадокии от благочестивых родителей Василия и Евдокии. Поступив в военную службу, Евдоким вел жизнь, согласную с заповедями Божиими, пребывая в посте и молитвах, читая свящ. книги и благотворя нищим, вдовам и сиротам. Дав обет целомудрия, св. Евдоким избегал разговоров с женщинами, кроме своей матери. Святая и богоугодная жизнь Евдокима сделалась известна императору Феофилу (829–842), и Евдоким был назначен полководцем и послан в Харсианскую область. Но и в этой должности он по прежнему вел жизнь истинно-христианскую и, будучи только тридцати трех лет от роду, мирно окончил свою жизнь. За свою святость Евдоким после смерти был прославлен чудесами, совершавшимися от его мощей. Слава об этих чудесах достигла и до Константинополя. Тогда мать праведника отправилась в Харсианскую область и хотела взять в Византию св. мощи, но жители не согласились. По прошествии же некоторого времени мощи св. Евдокима были перенесены в Византию, еще при жизни его родителей, которые, «сребром раку сына своего оковаша и положиша в созданной от них Пресвятой Богородицы церкви». Наш паломник Антоний, бывший в 1200 году в Константинополе, говорит: «У столпа, на стороне Богородицына монастыря, лежит новый Евдоким в серебряне гробе, аки жив». (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Св. муч. Иулитты Св. Иулитта жила в Кесарии Каппадокийской при Диоклитиане (284–305). Один язычник несправедливо отнял у нее все имение; Иулитта подала жалобу в суд, но язычник уличил ее в исповедании Христа. Тогда судья предложил Иулитте принести жертву идолам, обещаясь за это возвратить ей имение. Св. Иулитта, будучи истинною христианкою, отказалась отречься от Христа и после пыток была брошена в огонь. Св. Василий Великий , будучи в 375 году в Кесарии Каппадокийской, говорил похвальное слово в честь св. мученицы Иулитты (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Препразднство происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 . О св. Феодоре Стратилате. Содержание первых семи икосов составляет прославление мученических подвигов св. Феодора, пострадавшего при Максимине. Взойдя на арену, он, как воин Христов, не устрашился смерти, боясь только одного Бога, Которого проповедовал, посрамил; он идолов Максимина. Окрылённый божественной ревностью, он сжёг идол Митры, не желая видеть славы Христа на идолах. Когда был заключён в темницу, к нему явился Иисус Христос и ободрил его обетованием вечной жизни. Приведённый затем к мучителям, он твёрдо перенёс бичевания и колесование тела, и ничто не могло отделить его от любви к Богу. В следующих икосах (8–13) прославляются чудеса св. Феодора, о которых в житии его ничего не говорится. Это обстоятельство навело издателя на сомнение в принадлежности второй части Песнопения преп. Феодору. Свои сомнения он мотивирует ещё указанием на стилистические особенности, полагающие резкую грань между первой и второй частью. Во второй части, действительно, даёт себя чувствовать новая мелодия – грубая, необработанная, чуждая писательской манеры преп. Феодора. Неизвестный автор этой второй части бессилен совладать с грамматикой и логикой языка, при желании выдержать метр, принятый в первой части. Тогда как настоящий Феодор Ст. пишет гладко, легко, никогда не искажает естественного строя речи ради соблюдения стихотворного размера и только изредка позволяет себе некоторые поэтические вольности, касающиеся больше отдельных слов, – продолжатель его на каждом шагу выковывает такие обороты речи, в которых трудно бывает понять настоящую мысль автора 764 . Против принадлежности разбираемых икосов преп. Феодору говорят и частые ссылки автора на своё бессилие воспеть святого угодника Божия по достоинству – риторический оборот, которым преп. Феодор всегда пользовался очень умеренно. 13 . О свв. Кирике и Иулитте 765 . В начале песнописец прославляет Христа, державой крепости Своей разрушившего господство врага и укрепившего против него всё человечество, так что ныне и жёны подвизаются за веру и младенческие уста благословляют Единого Бога, во святых почивающего. Далее воспевается подвиг св. Иулитты, безбоязненно укреплявшей своего сына во время его страданий за Христа и таким образом превзошедшей Авраама, принёсшего своего сына в жертву. Кирик, взирая на подвиги матери, исповедовавшей спасение, последовал её примеру, объявив себя христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Итак, если терпишь нищету, а здоров, благодари, что здоровье имеешь и можешь трудами себе снискать хлеб. Если ты нищ и нездоров, благодари, что имя Христово питает тебя. Если терпишь болезнь, а имеешь богатство, благодари, что имеешь утешение от доволь­ствия. Если пожитки похищены, благодари, что дом цел и есть где покой иметь. Если имение и дом сгорел, благодари, что сам цел остался, ибо многие и сами с домами и имением сгорают. Если терпишь злословие и клевету, благодари, что еще не бьют, в ссылку не посылают, не заключают в темницу. Если в темнице сидишь просто, благодари, что не окован. Если окован, благодари, что видишь свет, имеешь пищу, и прочее. Если чести лишился, благодари, что с ней от многих хлопот, сует, зависти, проклятия, злословия, негодования, злобы, наветов и прочих зол, окружающих честь, освободился и что еще имения не лишился. Если чести и имения лишен, благодари, что в заточение не послан. Если в заточение послан, благодари, что смерти не предан. «Если на смерть осужден, — говорит свт. Василий Великий, — и неправедно, благодари, что тебе за это венец преславный на небе уготован. Если праведно, — говорит тот же св. отец, — благодари, что временной смертью от вечной смерти избавишься» (В Слове о Иулитте-мученице). Так по примеру этому и в прочем поступай. А притом знай, что мы никакого добра у Бога не заслужили, но, напротив, всякого наказания достойны; и какое бы наказание ни было, грехи наши еще большего достойны. § 221. Здесь представляется, каким образом Преблагого Бога, Благодетеля нашего и Промыслителя, за все Его к нам благодеяния должны мы благодарить. Куда ни посмотрим, куда ни обратим очи и ум наш, везде имеем достаточно случаев, чтобы благость Божию прославлять. В ночи смотришь на небо чистое, звездами, как бисером, украшенное, и между звезд видишь луну сияющую, — тебе они служат. Благодари «Сотворившего луну и звезды для управления ночью» (Пс.135:9). Воссиял день; солнце лучи свои по всей вселенной распустило, — тебе свет его сияет. Благодари «Сотво­рившего солнце для управления днем» (Пс.135:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Золотой век» греческой патристики Законоположник киновитской жизни св. Василий Великий († 379) в своих Правилах должен был специально рассмотреть вопрос об общем псалмопении 48 . Но поскольку он был глубоким созерцателем, его Беседы на Шестоднев 49 являются замечательным руководством по вхождению в «естественное созерцание». Его проповедь О мученице Иулитте содержит ценные общие замечания о молитве 50 . Для св. Григория Богослова († 390) связь между и была важной жизненной проблемой; его личные выводы были приняты традицией из-за его большого авторитета 51 . Трактат св. Григория Нисского О жизни Моисея сыграл решающую роль для разработки терминологии мистики мрака и, частично через псевдо-Дионисия, оказал влияние на великих мистиков Востока и Запада 52 . Среди Отцов трудно найти того, кто бы с большей настоятельностью стремился подготовить верующих к участию в тайнах божественной литургии, к достойному принятию Тела и Крови Христовых, чем св. Кирилл Иерусалимский († ок. 386/387) в своих Тайноводственных поучениях 53 . А чтобы понять, сколько замечательных рассуждений о молитве содержится в проповедях Иоанна Златоуста († 407), достаточно заглянуть в Указатели в издании Миня 54 . Главным предметом его забот было научить христианский народ молиться и объяснить ему смысл церковного культа. Но и у него мы находим много рассуждений о трезвении духа, о хранении сердца, иными словами, о добродетелях, характерных для исихастов 55 . Четвертая глава Слова об Анне 56 представляет собой небольшой трактат о молитве. Комментарии на Библию Диодора Тарсийского († до 394) и Феодора Мопсуестийского († 428) являются примерами другого прочтения Писания, отличного от александрийского 57 . Духовные беседы т. н. псевдо-Макария (I- вв.) оказали на теорию восточного созерцания влияние, аналогичное влиянию Евагрия, интеллектуализм которого уравновешивался подлинными мистическими прозрениями эмоционального характера 58 . Среди книг или антологий и собраний бесед можно найти сочинения О молитве 59 , О восхождении духа 60 , Охранении сердца 61 . Для Исихия Иерусалимского (V в.) созерцание заключается в духовном познании Писания и предполагает способность к духовному различению, необходимую каждому христианину 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Мне очень понравилась матушка Варсонофия: необыкновенно простодушная, с детской верой и любовью. Поступив в юном возрасте в монастырь, она не коснулась мирской жизни и осталась невинным ребенком до старости. Мне приятно было слышать от нее рассказы о старце, к которому она относилась с таким благоговение Когда пришлось после революции оставить дачу (еще до закрытия монастыря), она перешла в монастырь: жила в своей келейке с келейницей год или два и здесь умерла. Перед 28 июня матушка предупредила меня, что в Оптину пустынь пойдет лошадь за иеродиаконом, и я могу поехать к батюшке Анатолию для исповеди и там причаститься. Все вопросы, какие меня накопились, я смогла задать батюшке. Записаны у меня в записной книжке такие вопросы: чтобы раньше начать прием, можно быть, обедню в те дни пропускать? (Так как было недоразумение кому-то нужно было раньше ехать, а я у обедни.) «Обедню пропускать… — с таким сожалением произнес это батюшка, — нет, нехорошо; лучше, если возможно, не быть без обедни. Не пропускай, если возможно. На трапезу в среду и пятницу ходи». Нам необходим спирт для медицинских целей, не написать ли об этом прошение медицинскому инспектору? «Нет, подожди писать, спроси у матушки казначеи, нет ли у них в Булатове?» Осуждаю как фарисей с самодовольством. «Нет, не гордись, а надо сожалеть о тех, кто не так… Пожалей и не осудишь». Получила письмо от матушки-настоятельницы общины во имя Христа Спасителя с приглашением погостить у них и взять свои вещи. «Как у тебя на душе, хочется очень? Скажи, как на душе?» Я: «Если по послушанию, то с радостью поеду, а так не могу, боюсь, как бы не рассеяться, еще не успела устроиться». «Ну, потом, когда еще что понадобится, заодно». Написать ли сестре Иулитте, что поступаю в монастырь? «Напиши: гощу, отдыхаю, на поправлении здоровья». (Сестра эта была в моем отряде, сейчас написала мне с фронта.) 3 июля (день памяти святителя Анатолия) матушка отпустила меня в Оптину, по случаю дня Ангела моего старца и духовника батюшки Анатолия. В этот день справляли также память о. Анатолия (Зерцалова) . В монастыре и скиту совершалась торжественная служба. В скиту, куда благословил меня пойти после обедни б. Анатолий, в старческой келье служил панихиду скитоначальник о. Феодосии. Он был учеником о. Анатолия (Зерцалова), много говорил о нем.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009