M., 1935; О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. M., 1937. 1396       См., например: «В последнее время в советской печати в связи с тысячелетием крещения Руси появились суждения, которые по сути не отличаются от богословских построений. Они противоречат фактам, искажают историческую действительность. В абсолютном противоречии с фактами находится утверждение... о том, что якобы на Западе в период раннего средневековья христианство «шло навстречу потребностям массового сознания того времени» и церковникам пришлось лишь «учитывать настроения и чаяния неграмотной и неискушенной в культуре массы». На самом же деле христианизация населения на Западе и Востоке, как и в Римской империи, проходила весьма медленно. В IV в. население Галлии в подавляющем большинстве придерживалось народных верований и культов» и т.д. (Горемыкина В.И. В поисках истины о раннем христианстве. Мн., 1989. С. 58–59). 1397       «Атеизм – краеугольный камень марксистской философии. Это ленинское положение при- обретает особую актуальность в наши дни, когда усилилась борьба на идеологическом фронте, активизировалась деятельность буржуазных идеологов всех направлений, стремящихся пересмотреть марксизм, «подновить» его в духе «модели раннего христианства», якобы отвечавшей интересам трудящихся масс. В советской науке усилиями таких крупных ученых, как А.Б. Ранович, Н.М. Никольский, С.И. Ковалев, Р.Ю. Виппер, И.А. Крывелев... вскрывалась реакционная сущность и роль раннего христианства. Но, к сожалению, приходится констатировать, что в некоторых изданиях и даже в учебной литературе, в особенности на протяжении последних двух десятков лет, появились оценки социально-политической сущности и роли раннего христианства, находящиеся в противоречии с историческими фактами, на которых основаны известные высказывания основоположников марксизма-ленинизма» и т.д. (Горемыкина В.И. Указ. соч. С. 3). 1399       См.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. M., 1990. (Библиотека атеистической литературы). Работе А.Б. Рановича предшествовала книга: Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. M.; JI., 1926. Позже B.C. Рожицын, стоя на научно-атеистических позициях, специализировался на проблемах Средневековья – см. его «Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции: Документы о выдаче Джордано Бруно римской инквизиции и о его сожжении» (Вопр. истории религии и атеизма. M., 1950. Вып. I); «Джордано Бруно и инквизиция» (M., 1955). 1400       Некоторые работы А.Б. Рановича по истории христианства были переизданы в его кн. «О раннем христианстве» (М., 1959). 1402       См. его: Социальные основы христианского сектантства II–III вв. Казань, 1966; Социальные основы направлений в христианстве веков. Пермь, 1974; К вопросу о развитии христианства во II–III вв.//Вопр. атеизма. 1983. Вып. 19. С. 118–131; Раннее христианство: вымыслы и действительность. Κ., 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Побежденный под Брацлавом Федор Кориатович заперся в Каменце. Витовт взял Брацлав, Соколец, Смотрич, Бакоту, Скалу и Червоногородок и, после долгого сопротивления, взял Каменец. «И по всем городам своих старост посажал». Таким образом, Подолье присоединено к Литве в качестве провинции; но долго сохраняло благодарную память о князьях Кориатовичах. В то же время, вероятно по соглашении с Ягайлом, Витовт отдал (1394 г.) восточную часть Подолья, с городами Брацлавом, Сокольцем и Винницей, брату Ягайлову Корибуту (Димитрию) Ольгердовичу, в вознаграждение за взятое у него Северское княжество. После Корибута этой частью Подолья владели сыновья его Федор и Сигизмунд. Последний принял потом с 1421 г. чешскую корону против воли своих дядей – Ягайла и Витовта; но вскоре лишился короны, а Витовт отобрал у него в то же время и Подольские земли. Западная часть Подолья, с городами Каменцем, Смотричем, Скалой, Червоногородом и Бакотой, осталась за Витовтом. Витовт продал ее Ягайле за 20 тысяч (гривен). Ягайло отдал ее краковскому воеводе Спытку изъ Мельштина, который особенно старался о соединении Литвы с Польшей и о возведении Ягайла на престол польский. Переселившись на Подолье, Спытко завел у себя пышный княжеский двор; но в 1399 году погиб в битве с татарами на берегу р. Ворсклы. Ягайло предложил Витовту выкупить у Польши подольские города. Витовт послал королю выкуп и отдал Подолье Свидригайлу, надеясь тем успокоить славолюбивого королевского брата. Король, с своей стороны, надбавил ему землю Жидачевскую и область Стрыйскую в Галицкой Руси. Но, вследствие враждебных действий Свидригайла, Ягайло в 1404 г. вошел в Подолье с оружием, собрав войска со всей Польши и поставил в Подольской земле своего наместника. Частая смена наместников 59 показала что им нелегко было ужиться среди народа, враждебно относившегося к Польше и католичеству. В 1410 г. Витовт снова овладел Подольем. По этому поводу польские паны, которых много расселилось на Подолье, жаловались папе Мартину V, что король расточает земли польской короны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Но последовавшая в 1399 г. смерть Ядвиги, не оставившей королю наследника, и вступление его в новый брак с Анной, внукой Казимира Великого, дочерью графа Цилийского, послужили поводом к возобновлению условий союза Литвы с Польшей. В 1401 г. на виленском сейме в присутствии Ягайла и Витовта было определено, что по смерти Витовта должен наследовать ему в великом княжестве Литовском Ягайло; в случае же смерти бездетного короля, ни Литва без Польши не выбирает великого князя, ни Польша без Литвы не избирает короля; оба народа имеют общих друзей и врагов. 80 Городельский сейм. – Союз Литвы с Польшей еще больше закреплен на городельском сейме 1413 года. На этом сейме постановлено было, чтобы Литва и Польша имели своих особых владетелей, избираемых из рода Ягайла или Витовта, в Польше – с согласия литовского князя, в Литве – с согласия польского короля. Важные вопросы должны решаться волею обеих держав на съездах панов польских и литовских в Парчеве и Люблине. При великом князе литовском должен быть совет державный, как при короле польском коронная рада. Лены Литовского княжества утверждены в пожизненном владении и управлении их владетелей. В Литовском княжестве введено, по примеру Польши, учреждение воеводств и каштелянов. Свободное сословие допущено к участию в сеймах. Но все эти права распространены только на «подданных римского костела». Православные же русские устранены от совета державной думы и от всех общественных достоинств и должностей. 81 Поляки впоследствии, оправдывая эту несправедливость в отношении к русским литовского княжества, объясняли ее тем, что русских на городельском сейме не было, хотя там присутствовало все литовско-русское дворянство. Брак Ягайла с Ядвигой и городельский сейм имеют громадное значение в истории Литвы. Они ввели ее в течение западно-европейской, латинской цивилизации и оторвали от восточной (византийской) цивилизации, формы которой она уже усвоила вместе с верой. Если в этом была некоторая выгода ее положения, то она существенно не вознаграждала невыгоды, происходившей от потери ею самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Почему и священническим чинам при их священносовершенствующих освящениях в конце их святейших посвящений дается усовершавшим 1397 их иерархом приобщение, – не только потому, что из всех богоначальных таинств причастие есть глава всякого иерархического участия, но и потому, что все священные чины соответствующим каждому из них образом причаствуют самого приобщающего божественнейшего дара для их собственного возведения к обожению и усовершению. Итак, нам представляется, что святые совершения суть очищение 1398 , просвещение и совершенствование, что литурги – это очищающий чин 1399 , иереи – просвещающий, а совершенствующий – боговидные иерархи. Чин очищаемый непричастен священного лицезрения и приобщения, как только еще очищаемый. А чин созерцающий – это священный народ. Совершенный же чин – чин единенных монахов. Таким образом, наша иерархия, священно благосоставленная богопереданными чинами, однородна небесным иерархиям, как воссоздающая в мужах богоподражательные и боговидные начертания той. 9 . Но ты скажешь, что 1400 у небесных иерархий полностью отсутствуют чины очищаемых. Ибо неподобает и неверно говорить, что существует какая–то небесная 1401 иерархия, отягощенная преступлением. Я же, если только не полностью отпаду от священнейшего ума, полностью соглашусь с тем, что они всесовершенно неповрежденны и сверхмирно обладают всенепорочностью. Ведь если кто–то из них и оказался захваченным злом, то это тот, кто отпал от небесной и беспримесной гармонии божественных умов и был увлечен темным падением отступнических множеств. Но применительно к небесной иерархии священно будет сказать, что очищению нижележащих 1402 сущностей служит происходящее от Бога воссияние, доходящее до самых неведающих сущностей, возводящее их к более совершенному знанию богоначальных ведений и очищающее их от неведения, свойственного тем, кто еще не имел такого знания, – очищающее, проходя через первые и более божественные сущности, возводимых к высочайшим из боговидимых и ярчайшим блистаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Это толкование было настолько общепринято, что даже и противники папы, как Генрих IV, не сомневались в его правильности, ставя лишь ввиду папам то, что они кроме принадлежащего им духовного меча, присвоили себе еще и принадлежащий императору светский меч. Martens, 35. Одинаковая мысль лежала в основании другого образа, к которому прибегали в средние века для обоснования иерократической теории: это образ двух светил, поставленных Богом на твердь небесную, солнца и луны, из которых последняя заимствует свой свет от первого. 1395 «Jn hac ejusque (т. е. папы) potestate duos esse gladios, spiritualem scilicet et temporalem, evangelicis dictis instruimur. Nam dicentibus apostolis: «ecce gladii duo hic», in ecclesia scilicet, quum apostoli loquerentur, non respondit Dominus, nimis esse, sod satis. Certe qui in potestate Patri temporalem gladium esse negat, male ver­bum attendit Domini pruferentis: «converte gladium tuum in vaginam». Uterque ergo est in potestate ecclesiae, spiritualis scilicet gladius et materialis. Sed is quidem pro ecclesia, ille vero ab erclesia exercendus. Jllo saccrdct s, is manu regum et militum, sed ad nutum et patientiam sacerdotis. Oportet autem gladium esse sub gladio et temporalem auctoritatem spirituali subjici potestati ... Spiritualis potestas terrenam potestatem instituere habet et judicare, si bona non fuerit... Ergo si deviat terrena potestas, judicabitur a potestate spirituali. Porro subest romauo pontifici omni humanae creaturae d claramus, dicimus, diffinimus et pronuntiamus omnino esse de ne­cessitate salutis“. 1399 O.Meier. Zur Geschichte der römisch deutschen Frage, Rostock. I, 44 sqq.; Friedberg. Die Gränzen. 69–300; Geffcken. 203–333; Маассен. 153–254; Martens. 125–232; Zeller. Staat und Kirche. 1873, 42 и сл.; См. Н.Суворов. Политические миряне. В «Церковно-общественном Вестнике» за 1878 в. 69, 76, 86, 99. 1403 Корни территориальной церковности уходят, конечно, в историю глубже XVI в., так уже в XIV и XV вв. короли Франции, Испании и др. старались занять такое положение относительно Рима, чтобы главным церковно-правительственным фактором в национальных церковных делах была королевская власть. Но дореформационные Landeskirchen все-таки входили в универсальный церковный механизм и признавали над собой высшую власть папы. Напротив, со времени реформации не только евангелические территории составили, каждая под господством своих князей, особое религиозное целое, но и католические государи старались по возможности изолировать церкви своих территорий от связи с Римом, как это было, например, во Франции и в Австрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Тем не менее, византийская империя, находившаяся при последнем издыхании, не видела другого спасения от надвигающейся с каждым днем все более и более турецкой опасности, как только помощь Запада. И в эту сторону направил свою политику еще Мануил II, отец Uoahha VIII , и не задумался в конце 1399 года покинуть свою столицу, чтобы отправиться лично просить поддержки у европейских монархов. Из Венеции, где он высадился и был принят с торжеством, он отправился во Францию, где Карл VI встретил его с необычайной торжественностью. 3 июня 1400 года император должен был проехать через Шарантонский мост. Две тысячи парижских жителей ожидали его верхом, чтобы составить ему свиту; несколько далее, канцлер, президенты парламента в сопровождении пятисот человек и три кардинала приветствовали его от имени короля; наконец, сам Карл VI со всем своим двором при звуках музыки и труб выехал навстречу греческому царю и приветствовал его лобзанием. Император, верхом, одетый в дорогие одежды из белого шелка, произвел на всех присутствующих самое хорошее впечатление; благородством своего лица, своей большой седой бородой и седыми волосами, достоинством всей своей особы он завоевал всеобщую симпатию. Въезд его в Париж был очень торжествен, при громких кликах огромной толпы, стоявшей на пути его следования. После роскошного угощения во дворце, его отвели в Лувр, где он был помещен и содержался на всем готовом. Король осыпал его подарками, тотчас обещал ему всякую помощь, какую тот от него хотел, и Мануил мог написать одному из своих приближенных: «Многое множество вещей даровал нам славный король; много мы получили также от его родных, от его придворных сановников, словом, от всех. Затем царь отправился в Англию, где нашел тот же прием. Но все эти прекрасные обещания не имели никаких серьезных последствий. Несмотря на двухлетнее пребывание на Западе, Мануил стяжал лишь знаки внимания, довольно бесплодные. Брачная политика, к которой он после этого прибег, не имела лучших последствий. У Европы были иные заботы, чем спасение греческой империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместо Никейского термина μοοσιος («единосущный»), Зинон, подобно другим западным «никейцам», использует тертуллиановский термин una substantia или una natura 1398 . Наряду с единой сущностью Зинон учит о равенстве (aequalitas) 1399 и совечность (coaetarnitas) 1400 Отца, Сына и Св. Духа. Для указания на различие между Ними он, как правило, пользуется тертуллиановским термином persona ( " лицо») 1401 , а также vocabula («[личные] наименования» 1402 , синоним термина nomina в Сердикской формуле и у Григория Эльвирского), и proprietates («особые [личные] свойства») 1403 Полемика с арианами побуждала Зинона главным образом к раскрытию взаимоотношений между двумя первыми Божественными Лицами – Отцом и Сыном. Согласно Зинону, Бог Отец – это Бог, Который «из Самого Себя Сам Себе дал начало»; Он «от Самого Себя есть то, что Он есть» 1404 , что отделенно напоминает учение Лактанция о «самопорождении» Бога. Но Зинон идет далее Лактанция : Отец в вечности «Самого Себя распределил в Бога» (se digessit in Deum); другими словами, сохранив целостным Свой статус (suo integro statu), т.е. Свое Божество и Божественные свойства, всего Себя сообщил Сыну (totum se reciprocavit in Filium), при этом Сам ничего не лишившись 1405 . Так, основываясь на понятии о взаимосвязи и взаимопроникновении Отца и Сына, уже известном нам через Новациана и Лактанция , Зинон доказывает Божественность Сына: Один проникает в полноту Другого (alter in alterius plenitudine infusus est) 1406 , и все, что принадлежит Обоим, принадлежит и каждому из Них, а чем обладает каждый, обладают Оба 1407 . Для подтверждения этого Зинон прибегает к весьма оригинальной физической аналогии: Отец и Сын подобны двум морям, переливающимся друг в друга и соединенным посредством пролива – Св. Духа – в одну нераздельную сущность, силу и природу 1408 . Здесь хорошо видно раннее западное представление о Божественной сущности как едином материальном субстрате (подобно воде в морях), а также о связующей функции Св. Духа в Троице, о чем мы еще скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

И хотя такое «бездействие гласопризывания по Минской губернии, в которой находится и престольная архипастырская обитель, и главное гражданское правительство» 1395 , сильно озабочивало и преосвященного Виктора, и генерал-губернатора Тутолмина, но в Минской губернии для дела воссоединения были такие неблагоприятныеусловия, что для борьбы с ними требовалось положить особенно много энергии и сил. «Вашему высокопреосвященству известно», – писал преосвященному Виктору Минский губернатор Неплюев 1396 : «сколь давно уже в здешних местах способом унии отторгнутьнарод от прародительской их верыи сколь трудно будет потому обращать их к древнему благочестию. Однакоже, нельзя не надеяться, чтобы за наилучшим к тому предводительством не обратились к тому некоторые, когда только к делу сему, столь важному, употреблены будут совершенно способные чины, которые-б не только могли в закоренелыя сердца влиять чувствительность, но и примерами привлекали таковой народ на истинный путь». «Столь же мало здесь таковых найтить можно, вашему высокопреосвященству суть ведомо», – писал далее Неплюев и проектировал вызвать «благочинных» из «полуденных губерний» 1397 . Теперь, когда воссоединение на Украине почти закончилось, в самом деле можно было все силы обратить сюда. Ещё в самый день своего отъезда на Украину, 3 марта, преосвященный Виктор подписал список «благочинных», назначенных на Минскую епархию. Для 12 округ назначено было 28 лиц, из лучших священников епархии 1398 . В марте же было начато и дело воссоединения. Но оно здесь не имело такого благоприятного хода и таких благоприятных результатов, как на Украине. За весь месяц воссоединился только один приход – Михайловской церкви в Великом БоковеМозырской округи 1399 . Вероятно, весенние розливы рек и время великого поста не давали воссоединению развернуться. Апрельтоже не дал значительных результатов: были присоединены 2 приходских церкви 1400 , 4 приписных 1401 и 3 каплицы 1402 , – все в Мозырской округе 1403 . Но май обнял уже не только весь Мозырский повет 1404 , но и Пинский 1405 , Борисовский 1406 , Бобруйский 1407 , Слуцкий 1408 , Давидгородокский 1409 даже Поставский 1410 , Минской 1411 и Вилейский 1412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А как известно, что Он мог бы и сие сотворить, то надо согласиться, что Ему было то неугодно, потому что Он того не сделал; стало быть, изменять Его волю есть не что иное, как дерзость 1396 , извращение естественного, и как такое – несообразно с волей Божией 1397 . Внешние украшения у женщин доходят иногда до страсти, и эта страсть до того овладевает человеком, что ему оказывается невозможным сдерживать себя, – это – болезнь, и болезнь неизлечимая, если ей дать возможность более или менее развиться, она может довести до совершенного разорения. «Мы видим разорение знатнейших фамилий от приобретения каких-нибудь ящиков и шкатулок; видим вуали, стоящие до 25.000 золотых монет; видим стоимость целых лесов и островов, украшающих нежную головку; видим несметные доходы, висящие на ушах честолюбивой красавицы; видим на пальцах стоимость нескольких мешков золота. Можно ли сказать после сего, чтобы честолюбие не торжествовало, когда на женщин тратятся столь неимоверные издержки? 1398 К чему служит косметика? Для поддержания красоты и благоприличия – обычный ответ. Но к чему это? Чтобы нравиться мужьям своим, как говорят женщины? Это – одно притворство; вернее всего косметика, равно как и наряды, употребляется для привлечения взоров чужих мужчин 1399 , воспламенения страстей других. А если так, то косметика не должна употребляться у христианских жен. «Желание нравиться посредством искусственных прикрас может происходить единственно от испорченного и развращенного сердца», прикрасы пролагают путь к искушениям, могут нарушать душевное спокойствие других. Нужно иметь в виду, что нравственный закон осуждает не только за дела, но и за желания; отсюда, нужно удаляться не только от дурных дел, но и от дурных желаний, вроде желания прельстить ближнего и чрез то погубить его, прельстить посредством искусственных прикрас. В силу этого, желая сохранить чистым свое сердце и не вводить в соблазн ближнего, христианские женщины должны «не только отвергать всякого рода украшения, воспламеняющие наши страсти, но даже убавлять или изглаживать блеск природной красоты посредством некоторого рода небрежения, которого источником был бы Бог» 1400 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Аркадий, сын Феодосия В., нашел возможным смягчить строгое постановление отца о браках двоюродных: он уничтожил меры пресечения преступления – огонь, казнь, конфискацию имуществ, хотя в то же время признал эти браки незаконными, кровосмесительными, а детей от этих браков незаконнорожденными, т. е. бесправными 1399 . Гонорий пошел еще дальше и, видимо, в угоду времени разрешил браки двоюродных 1400 . На основании этих следов ученые находят возможным приписать Феодосию закон о браках родственников 1401 . Сюда следует присоединить эдикт Феодосия на имя Цинегия не позже марта 388 г. 1402 касательно запрещения жениться на жене своего брата и сестре своей жены, как бы хорошо эти браки ни оканчивались 1403 . Этот закон представляет собою только новое подтверждение закона Констанция от 355 г. 1404 С явно выраженной отрицательной тенденцией Феодосий относится и ко вторым бракам, особенно матрон и вообще знатных женщин. Впрочем следует заметить, что такая отрицательная точка зрения вообще была свойственна Церкви этого времени, которая, в лице своих отдельных представителей, высказывалась, что первый брак – закон, а второй – снисхождение, и старалась доказать преимущество одного брака и неудобство второго 1405 . Отсюда можно думать, что Феодосий, издавая законы с целью ограничить заключение второго брака, был только выразителем почти общего голоса Церкви 1406 . По вопросу о вторых браках Феодосием были изданы три закона, из которых два главным образом относятся к вдовам, а один – к детям от первого брака. Законом от 18 декабря 380 г. 1407 Феодосий установил: вдовы, которые вступают во второй брак в течение десяти месяцев, определенных законом для траура, должны не только быть причислены «ex jure notissimo» к бесславным, но должны лишиться всего, что унаследовали от первого мужа, однако в пользу родственников, а не фиска, «чтобы не казалось, что преследуются расчеты в том, что мы ввели для исправления нравов». Этот закон подвергся значительному изменению в 381 г. Эдиктом 39 мая 1408 Феодосий определяет новый срок для траура вдовы, а именно год, в течение которого вдова не имеет права вторично выйти замуж, тогда как по старой практике, еще со времен Ромула 1409 , траурный промежуток определялся в 10 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010