В 1742 году опеку над монастырем принял на себя Федор Иванович Качановский: придворный певчий российской императрицы Елизаветы Петровны , он приобрел тогда на Черниговщине хутор, известный впоследствии как имение Качановка. В 1743 году Качановский начал замену ветхих построек обители новыми. В течение 1740-х годов ему удалось собрать для строительства и других нужд монастыря значительные средства, включая обильные пожертвования самой Елизаветы. Во время пожара в 1745 году сгорели храмы, кельи. Уцелела только надвратная церковь во имя Иоанна Предтечи, куда перенесли чудотворную икону. Во время восстановления обители произошли два чуда, благодарно запечатленные в письменной истории монастыря. Первое чудо заключалось в том, что, когда не хватило железа на решетки для строящегося в обители каменного храма, святителя Николай явился в пути человеку, везшему в Киев железо для новой церкви святого апостола Андрея, и велел доставить этот материал в Рыхловский монастырь; путник повиновался, а императрица, узнав о случившемся, разрешила оставить железо рыхловским инокам (соответствующий указ Елизаветы от 30 июня 1745 года бережно хранился в обители и публиковался в ее старинных описаниях). Вторым чудом стало явление святителя Николая казначею подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаху Мисаилу, который хотел подарить приходскому храму родного села Евангелие , но, по велению угодника Божия, преподнес свой дар Рыхловскому монастырю в 1747 году. В 1749 году была построена и освящена церковь во имя Феодора Стратилата, в том же году начали строить трехпрестольный собор во имя Святителя Николая на средства ктитора Качановского. В 1753 году на его же средства был заложен храм на месте явления Свято-Николаевской Рыхловского иконы. В 1754 году благотворитель обители Качановский почил и был погребен в одном из ее храмов. В том же году состоялась закладка, а в 1760 году – освящение выстроенного в камне главного монастырского храма во имя святителя Николая. Своеобразие архитектурного силуэта данного сооружения породило гипотезу о том, что в разработке проекта храма участвовал придворный зодчий Бартоломео Растрелли. К храму была проложена кирпичная мостовая. Над золоченными Царскими вратами, подаренными императрицей Елисаветой, находилась икона Святителя Николая из драгоценных камней, которая спускалась на двух лентах. Второй святыней собора был ковчег с частицами 30 святых.

http://drevo-info.ru/articles/13671254.h...

Правило к Божественному Причащению, от устава Святыя Соборныя Церкви собранное. Печатано в типографии Свято-Троицкой Ильинской обители в Чернигове в 1720 году (при Петре I). Такая же книга и там же издана в 1745 году. Обличение на раскольников. Сочинение Феофилакта (Лопатинского), Архиепископа Тверского. Печатано при Синоде в 1723 году. Надпись на сей книге объясняет, что она пожертвована строителю Назарию в 1782 году. Требник печатан в Киево-Печерской Лавре в 1736 году (в царствование Анны Иоанновны). Новый Завет, напечатанный в Троицком Александро-Невском монастыре в 1739 году благословением же Святейшего Правительствующего Синода, предан в народ в 1745 (7253) году. Жезл правления, утверждения, наказания, казнения, сооруженный в Москве от всего Освященнаго Собора, собраннаго повелением благочестивейшаго Государя Алексия Михайловича, при патриархе Иоасафе в лето 7174 (1666). Издан в 1753 году при Императрице Елисавете Петровне. Настоящая книга второго издания; в первый же раз она издана в 1668 году. Сочинена по поручению Патриарха Иоасафа Симеоном Полоцким. Октоих , напечатан в типографии обители Свято-Троицкой Ильинской Черниговской в 1754 (7265) году. Внизу, по листам книги, имеется следующая надпись: «Сия книга, глаголемая Октоих, осмогласник Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря. Подписал того монастыря игумен Ефрем в 1774 году, декабря 7 дня. Благословил сию книгу Святейшаго Правительствущаго Всеросийскаго Синода член, великий господин, Преосвященный Платон, Архиепископ Тверский 1772 года, января 20 дня». Акафист великомученице Варваре. Печатан в типографии Свято-Троицкой Ильинской Черниговской обители в 1758 году (при Императрице Елисавете Петровне). Патерик Печерский. Печатан в Киево-Печерской Лавре в 1760 году (при Императрице Елисавете Петровне), с исправлением против изданий 1720 и 1759 годов. Молитвослов с Псалтирем. Печатан в типографии Свято-Троицкой Ильинской Черниговской обители в 1767 году. Скитское покаяние, в двух экземплярах, содержащее в себе молитвы, исполненные мыслей покаяния, смирения и самоосуждения, могущие привести в истинное сердечное сокрушение и к плачу о себе, в чем (так сказано в заглавии книги) заключается совершенное исправление. Напечатаны эти книги: одна в типографии Почаевской, в 1782 (7290) году, а другая в Супрасльской в 1788 (7296) году, — с Следованной Псалтири, напечатанной в Москве при Государе Царе Алексие Михайловиче и при Патриархе Иоасафе в 1759 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ ПУТНЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иаков Путненский Иаков Путненский, в схиме Евфимий (румын. Iacob Putneanul; нач. 1700-х - 1778 ), схимитрополит б.  Молдавский , святитель Память 15 мая (Румын.) и в Соборе святых покровителей Молдовы (Молд.) Родился в Рэдэуци , Молдавское княжество . Точная дата рождения митр. Иакова неизвестна. Встречающаяся в научной литературе - 20 января 1719 года - является спорной. Вероятно, он родился значительно ранее этой даты, на что указывают слова владыки в завещании 1762 года о своем " старческом возрасте " . В 1731 году был пострижен в монашество в монастыре Путна (отсюда его прозвище Путненский). Он был учеником школ, существовавших при монастыре в XVIII века: элементарной, " латинской " и школы для подготовки священников.  В 1736 году был рукоположен во иеромонаха . В 1744 году стал настоятелем Путненского монастыря .  11 августа 1745 года избран епископом Рэдэуцким .  Еп. Иаков продолжил издательскую деятельность своего предшественника еп. Варлаама, основавшего в 1744 году в монастыре Путна типографию, и издал Служебник (1745) на славянском и румынском языках. В 1747 году открыл при епископии школу. 13 ноября 1750 года избран митрополитом Молдавским . Приступил к печатанию богослужебных, богословских книг и школьных учебников на молдавском языке. В Ясской типографии вышли книги: «Синопсис, или Ежедневный круг богослужений, и Каноны святых правил для совершения исповеди» (Sinopsis adic adunarea celor apte laude a sfintei Biserici i Canoane din sfânta Pravil ce sunt trebuincioase la taina duhovniciei, 1751), Молитвенник (Sinopsis de molitve din Psaltire, adunate de prea îneleptul Ghenadie Scolarie, patriarhul arigradului, 1751). Вскоре митр. Иаков перевел из Рэдэуци в Яссы типографию, где были напечатаны Цветная Триодь (1753), Евхологий (1754), Минея праздничная (1755), Апостол (1756), Псалтирь (1757), Служебник (1759). В помощь приходским священникам были изданы «Духовный алфавит» (Alfavita sufleteasc, 1755), «Синопсис, или Собрание многих поучений» (Sinopsis adic adunare de multe învturi, 1757). Для увеличения количества школьных учебников по распоряжению владыки был подготовлен Букварь (Bucvar, 1755; повторное изд. с дополнениями вышло в 1771 в Вене). Возможно, переводчиком вышеупомянутых книг был некий " учитель славянский " мон. Евлогий. Им же по благословению митрополита были переведены Жития святых (сохранились Жития на сентябрь, октябрь, март и апрель, переписанные в монастыре сыном Евлогия Георгием).

http://drevo-info.ru/articles/13681535.h...

Архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич) ходатайствовал о переводе П. в Новгородскую епархию для произведения на «праздное архимандрическое место в первой степени» в награду за труды в проповеди слова Божия ( Титлинов. 1914. 9. С. 1095). 25 июля 1743 г. П. переведен в Новгородскую епархию, 18 февр. 1744 г. возведен в сан архимандрита Юрьева новгородского мужского монастыря . При нем в 1745 г. в обители были построены здание для ризницы (1745) и ограда (1752-1757). В 1748 г. П. был вызван в С.-Петербург на священнослужения; первоприсутствующим в Синоде состоял архиеп. Новгородский Стефан (Калиновский). После кончины наместника Киево-Печерской лавры архим. Иосифа (Оранского; † 8 окт. 1751) П. был указан в числе кандидатов на Киево-Печерскую архимандритию, но в июне 1752 г. архимандритом лавры стал Лука (Белоусович; † 30 марта 1761) - знакомый П. по Киево-Печерской лавре. Летом и осенью 1752 г. на пути в С.-Петербург и обратно П. заезжал в Новгород и Юрьевский мон-рь. Вероятно, П. принимал деятельное участие в управлении Новгородской епархией при архиепископах Амвросии (Юшкевиче) и Стефане (Калиновском). После кончины архиеп. Стефана, с сент. 1753 г., Новгородская кафедра 4 года оставалась без архиерея. П. был 1-м членом Новгородской консистории. Узнав о том, что он «славился своим образованием, даром проповедничества и святостию жизни», имп. Елизавета Петровна обратила на него внимание ( Знаменский. 1875. С. 396). В 1754 г. П. назначен в Комиссию по сочинению нового уложения законов. Первоприсутствующим в Синоде состоял архиеп. Московский Платон (Малиновский) , а после него - архиеп. С.-Петербургский Сильвестр (Кулябка) , оба - выпускники Киевской академии. После перевода митр. Тобольского Сильвестра (Гловацкого; † 20 мая 1760) на Суздальскую кафедру (9 окт. 1755) Синод подал доклад на замещение Тобольской и вновь открытой Тамбовской кафедр; П. был указан 2-м кандидатом на Тамбовскую кафедру. 3 июня и 2 авг. 1757 г. доклад был представлен повторно, но назначения опять не состоялись. 22 (по др. сведениям, 28) окт. 1757 г. архиепископом Новгородским и первоприсутствующим членом Синода стал Димитрий (Сеченов) . 10 марта 1758 г. в 4-й раз было подано представление о замещении Тобольской и Тамбовской кафедр. 17 апр. 1758 г. П. был назначен на Тобольскую кафедру, возможно, под влиянием прот. Ф. Я. Дубянского - духовника имп. Елизаветы Петровны. 22 мая П. был наречен епископом, 23 мая хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского (в 1768 г. титул изменен на Тобольский и Сибирский)и возведен в сан митрополита, став 4-м митрополитом (наряду с митр. Московским Тимофеем (Щербацким), митр. Киевским Арсением (Могилянским) и митр. Суздальским Сильвестром (Гловацким)).

http://pravenc.ru/text/2581799.html

15 . ВАРЛААМ ЛЕНИЦКИЙ, родом из Киева, обучался в тамошней Академии, а по окончании наук и по пострижении в Монашество, был Игуменом Киевского Золотоверхомихайловского Монастыря, оттуда в 1719 году мая 31 хиротонисан во Епископа Суздальского; в 1723 году июня 18 переведен Епископом же в Коломну; в 1727 сентября тем же Чином в Астрахань, потом в Киевский Переяславль; а в 17З1 году апреля 13 во Псков и в том же году августа 10 пожалован Архиепископом. Но в 17З9 году января 8 по именному Указу уволен от Епархии, а Указом 9 апреля отпущен на покой в Киевопечерскую Лавру, и там скончался. Он завел во Пскове Духовное училище Славенолатинское и первыми учителями были из Киевской Академии Иеромонах Манассий Косачи и Стефан Левоковский. 16 . СТЕФАН КАЛИНОВСКИЙ, родом из Малороссиан, обучался в Киевской Академии, а с 17З2 года был в оной Префектом; оттуда в 1734 году переведен Ректором и Богословии учителем в Московскую Академию с посвящением во Архимандрита Заиконоспасского Монастыря. В 17З6 году переведен Архимандритом же в Санктпетербургский Александроневский Монастырь и определен января10 Членом Св. Синода. В 17З9 году января 17 хиротонисан во Епископа Псковского. В 1745 году августа 18 переведен в Новгород Архиепископом и там 16 сентября 1753 года скончался. Он построил для школ двуэтажные каменные покои. 17 . СИМОН ТОДОРСКИЙ, родом из Киева, родился 1700 года сентября 1. 1717 года, обучался в Киевской Академии, а с 1727 года в заграничных училищах и окончил науки в Иенском Университете. По возвращении оттуда, в 1738 году определен был в Киевской Академии учителем Еврейского, Греческого и Немецкого языков и при сих должностях в 1740 году мая 17 пострижен, и того же года посвящен во Иеродиакона и Иеромонаха и определен Катихизатором. В 1742 году взят в Наставники Православного Закона Великому Князю Петру III Феодоровичу, избранному Наследнику Всероссийского Престола; а в 174З году сентября 13 иожалован Членом Св. Синода с посвящением 15 числа того же месяца во Архимандрита Костромского Ипатьевского Монастыря. В 1745 году был он Наставником Закона и нареченной невесте Великого Князя Принцессе Екатерине Алексеевне и в том же году марта 13 хиторотонисан во Епископа Костромской Епархии, оставаясь Членом Св. Синода. Того же года 18 августа переведен Епископом же на Псковскую и Нарвскую Епархию, и в 1748 году марта 20 пожалован Архиепископом, пребывая по-прежнему в С. Петербурге. В 1753 году по болезням уволен в Епархию и 1754 года с 21 на 22 февраля скончался во Пскове. Погребен под Троицким Псковским Собором. На гробе его следующая надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Из Казани 16 июля хиротонисан в Сибирь Митрополитом. Во время управления его Епархией, построены каменные церкви в Тобольске: 1750 г. – Вознесенская, с Архиерейскими келлиями; в 1751 г. при Успенском соборе – придел во имя Св. Иоанна Златоустог о, вместо придела Свв. Антония и Феодосия, разобранного в 1743 году. В девичьем монастыре – Богородице-Рождественская, с приделами Свв. Николая Чудотворца и Илии Пророка. В 1754 г. – Сретенская, близ речки Солянки, с приделами Алексия человека Божия и Мученицы Параскевы. В Михаило-Архангельской церкви освящена верхняя, во имя св.. Иоанна Богослова; среди Татарской слободы, на берегу Иртыша, построена вновь деревянная Свв. Захария и Елисаветы; в 1752 году, в Междугорском Иоанновском монастыре – каменная холодная, во имя Св. Иоанна Предтечи. Кроме сего, в Епархии каменные: в Енисейске – Воскресенская 1750 г., в Екатеринбурге – Свято-Духовская в 1754 г., в Верхотурье – Покровская, заложена 1744 года, освящена 1753; в Туринске – Сретенская, заложена 1745, окончена в 1751 году; в 1750 году в Тобольском Знаменском монастыре Архимандрит Порфирий построил деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом Великомученицы Варвары. Эта церковь находилась на юге, от каменной Преображенской в 50 саженях. Митрополит Сильвестр грамотою 1752 г. 29 июня дозволил Префекту Семинарии, Тюменскому Архимандриту Михаилу Миткевичу служить в митре, носить мантию со скрижалями и посох 75 . В 1750 году Камчатский миссионер Архимандрит Иоасаф Хотунцевский, возвратившись в С.-Петербург, донес, что «все Камчадалы (кроме коряков, в дальности от Камчатки, с места на место переезжающих), благодатию Божиею Св. Крещением окрещены, научены и состоят все в Вере, как благодать Христова утверждает; и потому дело проповеди Слова Божия кончилось и более приводить из язычества в Веру Христову некого. Дети новокрещенных в учении Российской грамоте, письма и пения церковного рачительнее преуспевают российских отрочат, и могут обучившиеся из них учением свою братию довольствовать без нужды» 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Николай Николаевич (16.12.1737, Нежин - 20.01.1814, Москва), историк, археограф, переводчик, издатель. Из молдав. дворянского рода. Начальное образование получил в греч. школе в Нежине, затем учился в Киевской академии (1745-1754). В 1754 г. по приглашению дяди, еп. Переславль-Залесского Амвросия (Зертис-Каменского ; впосл. архиеп. Московский), переехал в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где учился вместе с П. Е. Левшиным (впосл. Платон , митр. Московский). В 1762 г. окончил Московский ун-т, был определен в архив Коллегии иностранных дел, где работал до конца жизни: сначала - архивариусом, с 1763 г. - переводчиком, с 1783 г.- вторым управляющим, с 1800 г.- управляющим архивом. С 1799 г. действительный статский советник. В 1812 г., накануне захвата Москвы франц. армией, руководил эвакуацией архива в Н. Новгород. Участвовал в создании и деятельности московского отд-ния Библейского об-ва , в 1813 г. стал его вице-президентом, активно привлекал к деятельности об-ва новых членов. Состоял почетным членом имп. АН, действительным членом ОИДР. Награжден орденами св. Анны 1-й степени, св. Владимира 3-й и 4-й степени, в 1800 г. имп. Павлом I пожалован в почетные командоры ордена св. Иоанна Иерусалимского. Похоронен в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , рядом с архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским). Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Н. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. П. Фридрица (по оригиналу Н. И. Аргунова). После 1820 г. (ГИМ) Б.-К. провел огромную работу по упорядочению архива Коллегии иностранных дел: составил более 70 описей и ок. 10 обзоров и выписок, систематизировал акты Киево-Печерской лавры , грамоты новгородских и вел. князей, составил реестр исторических и церемониальных дел архива (коронации, обряды рождения, бракосочетаний рус. царей и т. д.), обработал собрание документов по русско-польск. отношениям, акты по международным отношениям России, привел в порядок документы, касающиеся различных народов Российского гос-ва, собрал сведения о польск. униатах, составил описание греч. духовных и светских лиц, реестр и описание малороссийских и татар. дел, упорядочил дела, связанные с деятельностью кн. А. Д. Меншикова и царствованием Елизаветы Петровны , мн. др. документы.

http://pravenc.ru/text/77494.html

191 Фридрих II Великий (1712–1786) – прусский король из династии Гогенцоллернов, полководец, представитель «просвещенного абсолютизма». 192 Цорндорф – селение в 10 км от Кюстрина (ныне с. Сарбиново близ Костшина, Польша), около которого во время Семилетней войны 14 августа 1758 г. произошло сражение русской армии генерала В.В. Фермора (42 тыс. чел., 240 орудий) и прусской армии Фридриха II (33 тыс. чел., 106 орудий). Русская армия «удержала позиции», потеряв 16 тыс. чел. Фридрих II потерял свыше 11 тыс. чел. Кунерсдорф – деревня восточнее Франкфурта-на-Одере. 1 августа 1759 г. соединенная русско-австрийская армия генерал-аншефа П.С. Салтыкова (41 тыс. русских, 18,5 тыс. австрийцев, 248 орудий) встретилась с прусской армией Фридриха II (48 тыс. чел., 200 орудий) Прусская армия была полностью разгромлена, потеряв около 19 тыс. человек и 172 орудия. Союзники потеряли свыше 15 тыс. 193 Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франчески, 1700–1771) – глава русского барокко, в 1730–1763 гг. придворный архитектор. Среди его творений дворцы Бирона в Рундале (1736–1740) и Митаве (1738–1740), Большой дворец в Петергофе (1744–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1755–1757), комплексы Смольного монастыря (1748–1754) и Зимнего дворца (1754–1762). 194 Петр III Федорович (Карл Петер Ульрих, 1728–1762) – российский император в 1761–1762 гг. Сын герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и царевны Анны Петровны, внук Петра I. В 1742 г. объявлен своей теткой Елизаветой Петровной наследником престола. С 1745 г. женат на принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. 195 Дашкова Екатерина Романовна (1743 или 1744–1810) – политический и культурный деятель, директор Петербургской Академии наук (с 1783 г.). Дочь Р. И. Воронцова, воспитывалась в доме дяди, канцлера М. И. Воронцова; активная участница переворота 28 июня 1762 г. От руководства Академией отстранена в 1796 г. Павлом I. Ее «Записки» изданы в 1859 г. А. И. Герценом. 196 Болотов Андрей Тимофеевич (1738–1833) – писатель, ученый, мемуарист. Одни из основателей русской агрономической науки; участник Семилетней войны. Оставил обширные мемуары «Жизнь и приключения А. Болотова, описанные самим им для своих потомков», содержащие материалы о быте, хозяйстве, событиях Семилетней войны, о перевороте 1762 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

(20) Анна Алексеевна – графиня Орлова-Чесменская (1785–1848), единственная дочь А. Г. Орлова, камер-фрейлина, владелица многомиллионного состояния, религиозная фанатичка, близкая к известному изуверу архимандриту Фотию. (21) «…государь, который часто езжал к матушке» – Петр III. Богородицыны дочки Богородицыны дочки и следующий анекдот находятся в тетради с черновыми набросками «Медного всадника» и другими записями и относятся к 1831 г. (1) Ведель – барон Иродион Кондратьевич фон Ведель (ум. 1754), генерал-майор. Был женат не на Энгельгардт, а на Анастасии Богдановне Пассек и имел двух дочерей: Анну Иродионовну (1745–1830), бывшую замужем за графом Захаром Григорьевичем Чернышевым, и Марию Иродионовну – за графом Петром Ивановичем Паниным. (2) Одоевский – князь Иван Васильевич (1710 – после 1764 г.), сенатор. Note sur la revolution d " Ipsylanti Заметка представляет собою запись сведений о греческой революции, которые Пушкин мог получить в Кишиневе в 1821 г. непосредственно от греческих деятелей. (1) Le hospodar Ipsylanti – Константин Ипсиланти (1760–1816), господарь Молдавии с 1799 г. и Валахии с 1802 по 1806 г. (2) Riga – Константин Рига (1754–1798), секретарь господаря, поэт, основатель тайного общества (гетерии), ставившего целью освобождение Греции от турецкого ига; был казнен турками. (3) Ipsylanti – Александр Ипсиланти, сын господаря Константина Ипсиланти, генерал-майор русской службы, участник гетерии, автор прокламации, призывавшей к свержению турецкого владычества; был разбит турками в 1821 г. и бежал в Австрию, где был заключен в крепость; освобожден по требованию русского правительства в 1827 г. (4) Capo-d " Istria – граф Каподистрия, Иоанн Антонович (1776–1831), греческий политический деятель; был на русской службе статс-секретарем по иностранным делам (1815–1822); с 1827 г. – президент Греции, сторонник союза с Россией; убит греческими политическими противниками. (5) Кантакузин – князь Георгий Матвеевич (ум. 1857), участник походов 1806, 1807 гг. и Отечественной Войны 1812 г., в 1813 г. – в партизанских частях; полковник, участник восстания гетеристов; женился на княжне Елене Михайловне Горчаковой, сестре лицейского товарища Пушкина кн. А. М. Горчакова.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Комаровского, Михаила Красильникова; Гедеона Антонского и Иоанникия Скобовского, архимандрита Платона Петрункевича. Всего по библиографическим указаниям известно до сорока лиц, занимавшихся проповеданием слова Божия в Петербурге и Москве в царствование Елизаветы Петровны: число же проповедей, большею частью, по обычаю времени, весьма обширных, с 1741 по 1754 год доходит до ста двадцати. По высочайшему повелению все проповеди, говоренные в высочайшем присутствии, а также и из прочих более замечательные, печатались, большею частью немедленно по произнесению, отдельными брошюрами на казенный счет при чем авторам, по определению Св. Синода, выдавалось по пятидесяти экземпляров 16 . Не все из исчисленных лиц, имевших высокую честь проповедовать в присутствии императрицы, оказывались достойными этой чести. Евстафий Могилянский был даже удален, по недовольству высочайшего двора, в свою епархию, в Полтаву; диакон Савицкий также был отставлен от своей должности по личному словесному приказу императрицы 17 . Но из ряда этих же лиц вышли и такие знаменитости, как Кирилл Флоринский, ректор московской академии и архимандрит Троицко-Сергеевой лавры (†1742), Амвросий Юшкевич, умерший в 1745 г. в сане митрополита, Дмитрий Сеченов впоследствии также митрополит, и Гедеон Криновский , умерший в сане епископа псковского, – личности, сообщивший русской проповеди замечательный публицистический характер и значительно – высокую степень ораторского совершенства, и вообще сделавшееся украшением своей эпохи. Деятельность их и значение в истории обследованы и оценены у нас довольно обстоятельно 18 , и мы на этот раз не намерены на ней останавливаться: мы хотим здесь познакомить читателей с деятельностью и судьбою проповедников малоизвестных или и вовсе неизвестных, но тем не менее замечательных в каком либо отношении. Такими нам представляются например архимандрит Владимир Каллиграф и игумен Патрикей, рассказ о которых засим следует. I. Архимандрит Владимир Каллиграф 19 . В 1754 году, сентября 29, в московской славяно-греко-латинской академии сделались вакантными должность префекта и преподавателя богословия и должность проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010