Есть, впрочем, и другой подход — трехзвенный список изучаемых произведений, подготовленный в Петербурге словесником Игорем Сухих. В часть «А» там включены книги, изучение которых обязательно для всех; в часть «В» — произведения классиков по выбору учителя, а в часть «С» — писатели по выбору. При этом для единого «культурного кода» народа, уточнил автор Всероссийского диктанта-2016, детский писатель Андрей Усачев, достаточно изучить за всю школу лишь 30–40 произведений: остальное каждый наберет сам. Ближе всего к привычной, советской схеме школьной литературы подготовленный Ассоциацией словесников (и одобренный патриархией РПЦ) «огромный линейный обязательный список». Но такая схема, по словам учителей-практиков, уже не работает: слишком перегружены нынешние дети, чтобы читать даже обязательные произведения: — Я только что спросила своих ребят, кто за последние три месяца прочитал хотя бы одну книгу вне школьной программы, — рассказала учитель русского языка и литературы школы Наталья Журавлева. — Оказалось, что лишь 8 человек. А с программным чтением дело обстоит еще хуже (дети читают краткое содержание и этим ограничиваются. — «МК»). Впрочем, на данный момент, заверила «МК» Екатерина Асонова, список школьной литературы может быть только рекомендованным, а что именно из него изучать, будет решать для себя каждое учебное заведение. Именно это предписывает новый Федеральный государственный образовательный стандарт, главная цель которого в данном случае — сформировать за время обучения интерес к чтению и навыки продвинутого читателя, а не пройти за школьные годы определенный объем литературных произведений, как это было прежде. Поэтому, в частности, в школе, особенно начальной, должны появиться уроки, когда ребенок на уроке сидит и просто сам читает то, что ему нравится. А школа лишь должна обеспечить ему для этого время, пространство и ресурсы. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/91979.html

Сначала этот курс преподавался в четвертой четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса дважды в неделю. Потом решили скорректировать, поскольку четвертый класс — это начальная школа, пятый — основная ступень, и решили перенести в четвертый класс. Но экспериментальность этого курса осталась. И когда обоснованно задавали вопрос о том, как можно вместить все в 30 часов, то на это отвечали, что не переживайте, придет время, и этот курс будет расширен, потому что за год полноценно освоить его невозможно. И вот сейчас происходит попытка перейти от экспериментального формата к тому, чтобы придать этому курсу хоть какую-то закономерную динамику и логическую завершенность. Не стоит забывать, что сейчас в случае с ОРКСЭ речь идет всего о 30 учебных часах, которые по сути в сознании школьника ничего не меняют, не изменят его мировоззрения, не дадут ему конкурентоспособной точки опоры в жизни. — Все-таки Вы предлагаете новый предмет для факультативного изучения или в сетке часов? — Это учебный предмет по выбору: хочешь ходить — ходишь, не хочешь — выбираешь себе что-то другое в эти часы. Введение этого предмета в сетку часов осуществляется по выбору школ, учащихся и их родителей. — О каких классах идет речь? — Мы предлагаем примерную образовательную программу по «Основам православной культуры». Для каждого класса указаны примерное содержание программы, примерные цели, основные параметры, критерии, условия. Когда все это скорректировано в соответствии с современными научными разработками, программа получает государственную и научную рецепцию, тогда она для учителя, который думает, с чего начать, о чем рассказать школьникам, является подспорьем. Сейчас не стоит задача обязательного преподавания с 1-го по 11-й классы. В период апробации курса ОРКСЭ было много предложений о перспективах его расширения и, в частности, о преподавании, например, в 4-м, 8-м и 10-м классах, чтобы и в начальной школе поговорить о каких-то азах, потом — на основной ступени об основном содержании православной традиции и уже в старшей школе обсудить некие мировоззренческие вопросы.

http://pravmir.ru/kurs-po-religioznyim-k...

– решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личностей адресатов миссии (К-15); – разрабатывать и реализовывать миссионерские образовательные программы для различных возрастных категорий адресатов миссии (К-16); компетенции в области организаторской деятельности – планировать и организовывать миссионерское служение на приходах и/или благочиниях (К-17); – организовывать мероприятия в области миссионерского служения на приходе и/или благочинии (К-18); – решать конкретные задачи, в том числе коллективно (К-19). ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН по подготовке миссионеров Квалификация – миссионер Срок обучения – 2 года Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость Распределение по семестрам Форма промежу-точной аттестации Общая в зач. ед. Общая в академ. часах Из них ауди-торная Цикл «Основы православного вероучения» Экзамен Экзамен Православное вероучение Экзамен Литургика История Церкви Экзамен Церковное искусство Церковно-славянский язык Вариативная часть (в т.ч. дисциплины по выбору) Зачет/Экзамен Цикл «Миссионерское служение» Миссиология Экзамен Принципы и методы миссионерской деятельности. Экзамен Сектоведение Расколоведение Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Логика, теория и практика аргументации Практическая психология Экзамен Вариативная часть (в т.ч. дисциплины по выбору) Зачет/Экзамен Учебная практика Итоговая аттестация Общая трудоёмкость ООП (часов) Всего: Академический час – 45 минут. Одно занятие составляет – 1,5 академических часа. Одна зачетная единица – 36 академических часов. Объем аудиторных учебных занятий в неделю – 16 академических часов. Бюджет времени, в неделях Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практика Квалификационная работа Каникулы Итого: Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в академ. часах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 1980 академ. часов. Практики 108 академ. часов. Итоговая аттестация 72 академ. часа. Итого: 2160 академ. часов (из них 945академ. часов аудиторной нагрузки).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

Ещё пример. В советской школе учащиеся в обязательном порядке (не считая обязательного внеклассного чтения) изучали со 2-го до 8-го класса 30 басен И.А. Крылова. Сокращённый «реформами» стандарт предлагал лишь 4 (по выбору!). Изгнанию из программ подверглись в первую очередь произведения, в которых явственно ощутим народный идеал, русский дух. Напомню: из Стандарта по литературе к 2007 году были выброшены «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Петре и Февронии Муромских», 17 басен И.А. Крылова, баллады В.А. Жуковского, 13 стихотворений и две поэмы А.С. Пушкина , 14 стихотворений М.Ю. Лермонтова (в том числе «Нет, я не Байрон..), «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Гроза» и другие пьесы А.Н. Островского (оставлена одна!), 10 стихотворений и две поэмы Н.А. Некрасова (оставлено 4 стихотворения и 1 поэма по выбору) и т.д. Исчезли из программ замечательные народные сказки, былины, песни. Напомню (в качестве примера): в 2007 учебном году, совпавшем с Годом русского языка, была проведена против него беспрецедентная серия акций: 1) отменено сочинение как обязательная форма итогового экзамена, 2) литература усилиями разрушителей была выведена за рамки предметов, требующих итоговой оценки; 3) за счёт русского языка, которым учащиеся к тому времени владеют ещё недостаточно, увеличили количество часов на изучение - иностранного (до пяти в неделю, начиная с младших классов!). Причём, в современной языковой обстановке и при несовершенстве современной системы обучения. Пособники московских колонизаторов тогда же распорядились с сентября 2007 года платить преподавателям иностранного языка вдвое больше, чем преподавателям русского языка. Как ни вспомнить слова В.Г. Распутина : «Мы живём в оккупированной стране...». И слова одного из оккупантов: «Побольше наглости!..». Так в 2007 году осуществлялся в школах России языковой геноцид русского народа . «Сегодня, - писал несколько лет назад В.Г. Распутин , - ... отечество наше во всех его материальных, духовных и нравственных ипостасях извращено так, что и смотреть нет сил, когда тысячелетние его приобретения выбрасываются на свалку или, как вторчермет, идут в переплавку в печах мирового порядка, когда культура отдана в руки разнузданных шоуменов, а образование преобразуется в функциональное натаскивание и

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Каких авторов переводить, это уже дело составителя подробной программы. Для латинского языка должно быть отведено по 3 урока в неделю в I, II, III и IV классах, а для греческого – по два. В общеобразовательный курс семинарии должен входить обязательно и один из новых языков – немецкий или французский по выбору учащихся. Преподавание этого языка должно иметь целью приучение учащихся к чтению немецких или французских авторов. Задаваться целями более широкими – научить иностранной речи разговорной – едва ли будет целесообразно, ибо для большинства знание иностранного языка требуется для чтения иностранных книг, а не для разговора. Для нового языка следует отвести по 3 урока в неделю в I, II, III и IV классах. По одному уроку в неделю должно быть отведено и занятию пением. Таков может быть общеобразовательный курс первых четырёх классов семинарии. По окончании его, учащиеся получают право на поступление в высшие учебные заведения наравне с окончившими курс в других общеобразовательных школах. Из класса в класс ученики переходят без экзамена, кроме тех случаев, когда в известном классе оканчивается какая-либо наука. Так, в III классе ученики должны сдавать экзамен по словесности и истории литературы, по истории общей и русской и по математике за все три года, в IV классе – по всем остальным предметам и за весь курс. Желающие по окончании общеобразовательного курса переходят в богословские классы без особых для этого испытаний. Богословские классы Богословские классы имеют целью подготовление к пастырскому служению; к этой цели должны быть направлены образование и режим жизни учащихся. В богословские классы поступают прошедшие 4 класса семинарии и желающие из окончивших курс в других средних учебных заведениях; последние поступают по экзамену из Закона Божия и философии с психологией, ибо знание двух последних наук необходимо для лучшего усвоения богословия. Курс богословских классов может быть сформирован следующим образом: Священное Писание Ветхого Завета по 3 урока в V и VI классах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сему расписанию для философии назначено 14 часов в неделю – все до обеда, именно: в среду и субботу по три часа (8, 9 и 10), в остальные дни по два часа (8 и 9); для реторики столько же и те же часы: для латинского языка в классах синтаксическом (иначе – высший грамматический), среднем и низшем грамматическом – 30 часов в неделю, по три часа до обеда каждодневно и по три часа после обеда во все дни, исключая четвертка и субботы; для информаторического класса столько же и те же часы; для медицинского класса 8 часов в неделю (4 и 5-й после обеда во все дни, кроме четвертка и субботы); для класса российского красноречия 8 час. (10-й и 11-й во все дни, кроме четвертка и субботы); для математического класса 9 часов (2-й и 3-й после обеда во все дни, кроме вторника и субботы); для истории и географии 6 часов; для греческого синтаксиса 6 час. для греческой грамматики 8 часов. Предметы преподавания разделены были на ординарные и экстраординарные: первыми должны были заниматься все ученики, последними – некоторые, по выбору начальства и собственному желанию. К экстраординарным предметам отнесены были: 1) медицина, которая преподавалась ученикам философии и отчасти риторики; 2) высшее красноречие, которым занимались также ученики философии и риторики; 3) математика, которой учились немногие ученики философии, преимущественно же риторики; 4) греческий синтаксис – преподавался ученикам философии и риторики; 5) греческая грамматика, которой занимались немногие ученики риторики, а большей частью ученики синтаксического класса. В таком виде началось учение в новом – втором курсе Пермской семинарии, но в этом виде оно продолжалось не всегда, или лучше сказать, очень не долго. Впоследствии некоторые из предметов учения исключены из семинарской программы, другие вновь прибавлены, некоторые классы были соединены, другие разделены и т.д. Так в 1808 году указом Святейшего Синода предписано: «в Высочайшем Его Императорского Величества указе изображено: хотя указом Нашим в 17 день июля 1802 года и повелели Мы в духовных училищах учредить класс врачебной науки с тем, чтобы для преподавания оной, пока не будут иметь сии училища собственных своих учителей, отряжать врачебным управам искусных членов, или из других, по городам находящихся, медицинских чиновников, но как из дошедших сведений видим Мы, что во многих семинариях совсем не преподаются врачебные лекции за недостатком медицинских чиновников, да и в начертаниях правил об образовании впредь духовных училищ класса врачебной науки по семинариям более уже не полагается, и для того повелеваем: во всех духовных академиях и семинариях преподавание врачебной науки и класс сей ныне отменить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самые большие изменения в учебном плане по классическим языкам произошли в 1961 г. В 1961 г. было принято решение об «улучшении» преподавания древних и иностранных языков в Академии и Семинарии 196 . В результате с 1961 г. объем древних языков увеличился на II, III курсах до 4 часов 197 , тогда как с 1949 г. греческий и латынь преподавались по 2 часа на I, II, III курсах Академии, но при этом обязательное изучение трех языков со II курса заменилось выбором одного из них 198 . В МДС греческий язык стал изучаться по два часа в неделю с I класса до III включительно, а латинский остался только на IV курсе, причем в самом минимальном объеме. Внешне данная ситуация напоминает аналогичный переход с обязательного изучения двух языков на изучение одного по выбору согласно Уставу 1884 г., однако уровень предварительной языковой подготовки студентов 80-х гг. XIX в. и студентов 60-х гг. XX в. был настолько разным, что проводить дальнейшие параллели было бы крайне затруднительно. В Академии трудное положение сложилось у Н. М. Лебедева, которому пришлось вести многолетнюю борьбу со студентами, пытавшимися провести новую концепцию преподавания латинского языка – слушать лекции по истории латинского языка и литературы без грамматического опроса по заданному тексту 199 . По словам Лебедева, «такое “шитое белыми нитками” желание (особо ленивых и малоуспешных студентов курса) как неосновательное не могло быть удовлетворено в интересах дела…» 200 . В 1961/62 уч. г. Б. А. Нелюбов 201 начал преподавать греческий язык на 2-м курсе Академии. На всех остальных курсах и классах греческий временно продолжал преподавать Н. Н. Ричко 202 , который со следующего года намеревался отказаться от греческого языка в пользу древнееврейского 203 . Табл. 16. Расписание древних языков в МДАиС (1961–1967 гг.) МДС: класс Греч. (часы в неделю) МДА: курс Древнеевр. Табл. 17. Расписание древних языков в МДАиС (1967/68–1970-е гг.) МДС: класс Греч. (часы в неделю) МДА: курс Древнеевр. В 1970/71 г. в Семинарии латинский язык было поручено преподавать А. М. Осиповичу 223 , который продолжал вести данную дисциплину и в следующем году 224 . С 1973/74 уч. г. вся латынь в МДАиС снова была «возвращена» И. В. Воробьеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В начале ноября патриарх Кирилл, напомним, призвал увеличить объем преподавания в школах основ религиозных культур и светской этики. Тогда на встрече с участниками конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ он заявил, что один урок в неделю — это курс «для галочки»: «За один год, при одном часе в неделю, невозможно дать никаких серьезных знаний»,— подчеркнул патриарх. В январе этого года глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что министерство создало рабочую группу для «расширения и углубления» школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Курс ОРКСЭ стал обязательным для российских четвероклассников с 2012 года. По выбору родителей школьники изучают один из пяти тематических модулей. В 2014–2015 учебном году 45% школьников выбрали светскую этику, 33% — основы православной культуры, 18% — мировые религиозные культуры, 4% — ислам, 0,5% — буддизм и примерно столько же — иудаизм. Мария Карпенко, Санкт-Петербург; Ксения Миронова 11 декабря Источник: " Коммерсантъ " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 29.04.2022 11:20 " Газета.Ru " «Религиозная грамотность родителей оставляет желать лучшего»: интервью с Ольгой Васильевой 19.10.2021 15:34 Кравцов: основы православной культуры в 85% случаев преподают учителя начальных классов 09.09.2021 15:59 Екатеринбург: Основы религии в уральских школах будут изучать 7 тыс. детей 19.03.2019 10:31 Предмет без оценки: эксперты обсудили школьный курс по религиозной культуре 14.02.2018 10:56 Православный кинофестиваль «Встреча» представляет иранский фильм «Последний ужин» 10.11.2017 11:48 Эксперты предлагают расширить школьный курс религиозных культур и светской этики 26.05.2017 13:21 Васильева: решение о расширении курса основ религии примут после апробации 28.12.2016 17:11 " Коммерсантъ " Родители добились перекрытия «Истоков» 27.12.2016 16:15 Родители учеников московской школы добились отмены курса «Истоки»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

(вплоть до 1884 г.). Таким образом, он преподавал греческий язык в течение почти что 40 лет и по сути дела возродил данный предмет в Академии 68 . Табл. 8. Расписание занятий в МДА в период после 1814 г. 69 Отделение Философское Богословское Предметы Богословие Философия Толкование Св. Писания Церковная история Всеобщая словесность Церковная словесность Всеобщая история, математика и физика Евр., нем., франц. Повторения по богословию Повторения всеобщей истории, математики и физики Устав 1869 г. весьма положительно сказался на становлении научных традиций академий благодаря введению специализации, когда все дисциплины были распределены по трем отделениям: богословским, церковно-историческим и церковно-практическим. Классические языки, несмотря на то что их преподаватели были приписаны к церковно-практическому отделению 71 , а также один из современных преподавались на всех отделениях в равном объеме как общеобязательные предметы. При поступлении в Академию абитуриенты могли записаться на греческий или на латинский язык, так как по Уставу 1869 г. в академиях вообще и Московской духовной академии в частности стал преподаваться один из древних языков по выбору 72 . По Уставу 1869 г. 4 курс МДА должен был быть посвящен изучению одной из 8 специальностей, в число которых входило продолжение изучения одного из классических языков («греческий или латинский язык и (т. е. вместе – И. Д.) Св. Писание или вообще один из богословских предметов») 73 . К сожалению, по признанию очевидца данной реформы М. Д. Муретова , «это новое для Академии и трудное дело с уставом 1884-го года так и завяло, не успев расцвести» 74 . Через несколько лет с 1878/79 уч. года было введено преподавание двух языков с указанием проводить не менее двух лекций в неделю по каждому из них 75 , причем обязательное изучение этих языков было распространено и на студентов 4 курса МДА 76 . При продолжительности лекции в 1 астрономический час 77 общая часовая нагрузка в неделю за все годы обучения составила 6 часов по каждому языку.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

3 .3.Формы организации миссионерских практик в контексте ФГОС ВПО. Учебное заведение, руководствуясь настоящим положением, избирает формы организации миссионерских практик исходя из своей специфики и региональных потребностей. Типовая форма организации практик выглядит следующим образом: 1 . Учебная практика, продолжительностью 2 недели на 2 курсе; 2 . Производственная практика, продолжительностью 4 недели на 3 курсе; 3 . Преддипломная практика, продолжительностью 10 недель на 4 курсе. Общая трудоемкость миссионерских практик составляет 16 недель. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 033400 Теология трудоемкость практик составляет 15–17 недель. Следовательно, учебное заведение может уменьшить или увеличить продолжительность практик на одну неделю. При реализации ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 033400 Теология в учебных заведениях Русской Православной Церкви предлагается следующая форма организации миссионерских практик: 1 . Прохождение практики в качестве приходского катехизатора, социального работника и молодежного миссионера (по выбору) на приходе. Данная миссионерская практика может проходить в течение половины одного учебного дня в неделю на протяжении всего процесса обучения и быть совмещена с богослужебной практикой (охватывающую другую половину дня). 2 . Прохождение социально-миссионерской практики в рамках учебной практики, продолжительностью 2 недели на втором курсе. 3 . Прохождение миссионерско-катехетической практики в рамках производственной практики, продолжительностью 4 недели на 3 курсе. 4 . Прохождение миссионерско-педагогической и миссионерско-апологетической практик в рамках преддипломной практики, продолжительностью 10 недель на четвертом курсе. При проведении данных практик происходит апробация результатов выпускной квалификационной работы бакалавра. 5 . В учебных заведениях с миссионерской направленностью, предусмотренные ФГОС ВПО виды практик могут быть объединены в форме длительной миссионерской практики для реализации в ее рамках квалификационного миссионерского проекта, приравненного к выпускной квалификационной работе бакалавра.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010