Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни). Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и преподобного: «В память вечную…». 1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 722–723. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 3 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф…» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 726–727, 714, 716. 5 В храме Господском и Богородицы кондак Креста поется на «Славу». 6 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 7 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели самаряныни) включить славник Триоди, глас 6-й: «При студенце Иаковли…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Что же касается последований, содержащихся в 48 его главе и изображающих богослужение воскресных дней при двунадесятых богородичных праздниках, то в них исчислены они в другом порядке: Оглашение везде поставлено раньше исхождения в притвор (см. 8 сент., 21 нояб., 2 февр. и 15 августа) помазание елеем, о котором упоминается в последовании 8 сент. и 15 августа, раньше не только исхождения, но и евангельской стихиры. 176 Обрезание Господне, хотя великий господский праздник, но не двунадесятый; поэтому воскресная служба в этот праздник не отменяется. 177 Тропари: Ангельский собор, не поются и в том случае, если господский двунадесятый праздник случится в воскресенье. 178 14 сент. 1, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 песни состоят из одного праздничного канона; но 9-ю песнь составляют два канона. 179 Дни, в которые при отсутствии припевов не положено петь «Честнейшую», суть следующие: 1) от Лазаревой субботы до Пасхи, 2) недели: Ваий, Антипасхи, Мироносиц, Расслабленного, Самаряныни, Слепого и Пятидесятницы (в нед. 7-ю по Пасхе св. Отец и в неделю Всех святых «Честнейшую на 9 песни поем)» 3) Преполовение и отдание его, 4) понедельник Св. Духа, 5) отдание 50-цы. Но если в период времени от Лазаревой субботы до Пасхи, в том числе и в нед. Ваий, случится праздник Благовещения, то припев этого праздника поется. 184 Если пяток служит кануном праздника, то в пяток совершается литургия Василия Вел. в соединении с вечернею. 188 И здесь, как и в пятой главе, мы следуем указаниям 2 и 3 гл. Типикона. В последовании, напр., 7 сент. (Тпик., л. 47 на об.), говорится кратко: «отпуст, и . Оглашение, и обычное исхождение и притвор, и час 1-й – ; точно так же 15 сент. (л. 61). 189 Припевы богородичных праздников не поются, если отдание случится в воскресный (но не седмичный и субботний) день (Тип., гл. 20 и 48). 190 Если на утрени (после хвал. стихир) не пропета евангельская стихира, то при выходе поется Слава, и ныне, стихира евангельская (см. 31 дек., Тип., л. 141 на об. и 142); если же пропета, то другая по выбору предстоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

     Какова цель нашей жизни? Увидеть Бога. Как можно увидеть Бога? Кратчайший путь – поверить Его словам. Безоговорочно. Без доказательств, не видя еще Его и не чувствуя. Только волевым решением – Он есть. Я верю. И все. Но, быть может, это удел избранных, спросите вы. Избранным может стать каждый. Для этого следует опустошиться от земного и наполниться Небесным, обрести евангельское зрение. Такой переворот, безусловно, не происходит быстро и безболезненно, на него может уйти вся жизнь. Но если есть стремление к этому, он непременно наступит. И вот после встречи с Богом по одному волевому выбору произойдет кардинальный перелом в жизни – и откроется Всевышний в необходимой полноте и величии, Он будет везде, весь мир будет Им наполнен, вся наша дальнейшая жизнь, и не только земная. Так видели святые, пытающиеся уловить Его Сущность и передать словами молитв и песнопений. Восхваление Бога становится естественным состоянием верующей души, она понимает и чувствует, что каждый шаг и миг проникнуты Его волей, милостью, любовью, красотой, как же возможно не благодарить постоянно Создателя, не славить Творца, не восхвалять Утешителя! Мир – Его глаза, и в них отражается Небо. Мы можем увидеть его, если станем как дети. Детским взором лучше различимо все Божественное, нежели взрослым, ребенок смотрит на мир без искажений и преломлений, видит его в первозданном, гармоничном виде. «Истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Данные слова Господа обращены к каждому из нас. Для исполнения данного завета нужно оставить себя и свои страхи в стороне, взять в руки Божьи скрижали, облечься в Его мудрость и следовать за Ним, чтобы однажды увидеть Небесный Иерусалим, где «улица города – чистое золото, как прозрачное стекло… Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец… Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет». Город счастья. Город бесконечного рассвета и радости. Город утешительных встреч, где нет больше расставаний. Путь в Город счастья начинается с сегодняшнего разговора с Богом, который не откладывают на потом, его не избегают под предлогом более важных дел. Только здесь и сейчас. Навеки. Вся наша жизнь – это долгая служба, где мы все стоим в трепетном ожидании ее продолжения в вечности. Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, B слезах от счастья отстою (Борис Пастернак). Рейтинг: 9.7 Голосов: 153 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/129196.html

• час в неделю в рамках курса ОРКСЭ как модуль по выбору родителей (законных представителей); • как курс по выбору, включенный в учебный план, во 2–3 классах в объеме 0,5–1 час в неделю за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса, для обучающихся по 6-дневной учебной неделе (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся); • в форме кружковой и практической деятельности за счет часов, отводимых для организации внеурочной деятельности. 2 . На уровне основного общего образования: • как предмет учебного плана в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классах, работающих в апробационном режиме по внедрению ФГОС, в объеме 0,5–1 час в неделю в рамках курса ОРКСЭ как модуль по выбору родителей (законных представителей) в случае, если на уровне начального общего образования предмет не изучался или изучался в объеме 0,5 часа; • как курс по выбору, включенный в учебный план за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса, для 5–7 классов, работающих в апробационном режиме по внедрению ФГОС, за счет часов компонента образовательной организации для обучающихся остальных классов; • в форме внеурочной, исследовательской, социально-практической и социальнозначимой деятельности за счет часов неаудиторной занятости 24 . 3 . Возможна интеграция курса (модулей) «Основы православной культуры» в предметные области «Общественно-научные предметы», «Филология», «Технология», «Искусство», «Естественнонаучные предметы». На уровне среднего общего образования курсы «Основы православной культуры», «Нравственные основы семейной жизни», «Основы нравственности» реализуются за счет часов компонента образовательной организации в форме элективных учебных предметов, учебных практик, проектов, исследовательской деятельности, факультативов и других форм внеурочной занятости обучающихся. Возможна интеграция курса (модулей) «Основы православной культуры» в предметы литература, история, обществознание, биология, мировая художественная культура, технология 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Разделы портала «Азбука веры» 1 Фев 2024 В число обязательных войдут такие модули, как “Производство и технологии”, “Технологии обработки материалов и пищевых продуктов”, “Компьютерная графика. Черчение”, “Робототехника”, “3D-мoдeлupobahue, прототипирование, макетирование” МОСКВА, 31 января./ТАСС/. Предмет “труд”, который вернется в российские школы с 1 сентября, включит в себя пять обязательных модулей и три вариативных, сообщили журналистам в пресс-службе Минпросвещения РФ. “Федеральная рабочая программа по учебному предмету “труд (технология)” на уровне основного общего образования имеет модульную структуру, состоящую из инвариантных модулей (обязательных для изучения), вариативных модулей (по выбору)”, — говорится в сообщении. В число обязательных войдут модули “Производство и технологии”, “Технологии обработки материалов и пищевых продуктов”, “Компьютерная графика. Черчение”, “Робототехника”, “3D-мoдeлupobahue, прототипирование, макетирование”. К модулям по выбору относятся “Автоматизированные системы”, “Животноводство”, “Растениеводство”. Уточняется, что в пятых-седьмых классах на “Труд” будет отведено два часа в неделю, в восьмых-девятых классах — один час. “Кроме того, могут быть разработаны дополнительные вариативные модули в зависимости от социально-экономических потребностей региона (например, “Авиамоделирование”, “Медиатехнологии”, “Сити-фермерство”, “Ресурсосберегающие технологии” и другие)”, — добавили в пресс-службе. “Труд” в начальных классах В пресс-службе добавили, что программа предмета “труд” для начальных классов включит в себя четыре модуля, общие для каждого года обучения. “Учебный предмет “труд (технология)” становится обязательным предметом с 1 сентября 2024 года. В содержание программы начального общего образования включены общие для каждого года обучения модули”, — говорится в сообщении. Среди этих модулей “Технологии, профессии и производства”, “Технологии ручной обработки материалов”, в рамках которого школьники будут работать с бумагой и картоном, пластичными и текстильными материалами, а также пластиком, поролоном, фольгой и соломой. Также будут модули “Конструирование и моделирование” и “Информационно-коммуникативные технологии”.

http://azbyka.ru/news/predmet-trud-v-shk...

Протоиерей Всеволод Чаплин: целесообразно преподавать " Основы православной культуры " согласно добровольному выбору учащихся Москва, 30 августа 2007 г. В Московском Патриархате считают важным учитывать личный выбор учащихся и их родителей в ходе преподавания мировоззренческих предметов, в том числе основ культуры традиционных религий. " Мне лично думается, что преподавание " Основ православной культуры " с учетом принципа добровольности и вариативности - это наиболее честный и целесообразный путь. И не случайно именно этот путь предлагается в примерном соглашении о сотрудничестве региональных образовательных администраций и наших епархий " , - заявил " Интерфаксу " в четверг замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он отметил, что такова практика в большинстве стран мира, " и верующие люди протестуют именно против монополии одного мировоззрения в школе: это материализм, в том числе скептический взгляд на религию " . " А вот свободный выбор мировоззренческих предметов - это общемировая практика " , - подчеркнул священник. Предмет же " Основы православной культуры " , по мнению отца Всеволода, не может не быть мировоззренческим. " Если сделать его рассказом об архитектурных достоинствах храмов, о технике написания икон, о сухих исторических фактах, о том, чем отличается архимандрит от митрополита, то этот курс не исполнит своей главной цели - не поможет нравственному воспитанию учащихся " , - убежден собеседник агентства. По его мнению, предмет " ОПК " должен говорить, что православие считает злом насилие, предательство Родины, аборты, разврат, пьянство, алкоголизм, наркоманию, национальную вражду, хулиганство, вандализм и прочие пороки, " от которых сегодня гибнет наше общество " . " Рассказ же о православной культуре в отстраненно-холодном, не относящемся к душе человека ключе вряд ли реально изменит людей к лучшему, поскольку большинство сегодняшних школьников не воспримут того, что прямо не обращено к их сердцу " , - считает священник. Таким образом, продолжил он, этот предмет не может быть " неморальным, немировоззренческим, а значит, должен быть добровольным, как должны быть добровольными курсы толерантности, полового воспитания, экономически препарированная история или курс " Религии мира " , так как все они тоже несут мировоззренческую нагрузку, причем одностороннюю " . " Такой же добровольный выбор должны иметь наши братья мусульмане, иудеи, атеисты, буддисты, другие вероисповедные и мировоззренческие меньшинства " , - подчеркнул священник. В заключение он добавил, что школа " не должна навязывать мировоззрение - она должна прислушаться к мировоззренческому выбору учащихся и их родителей и помочь именно этот выбор в жизни реализовать " . 30 августа 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23711.html

Минпросвещения озвучило стандарты преподавания предмета 5 февраля. ПРАВМИР. Уроки труда, которые вернутся в российские школы с 1 сентября 2024 года, будут преподавать ученикам с 1-го под 9-й класс, пишет «Парламентская газета». Разным классам будет назначено свое количество часов в неделю. «С 1-го по 4-й классы предмет будут изучать в объеме 135 часов, или час неделю. В 5–7-м классах – по 68 часов, или по два часа в неделю, в 8–9-м классах – 34 часа, или по часу в неделю», — со ссылкой на данные Минпросвещения сообщает издание. Школьники 5–9-х классов будут изучать 5 обязательных и 3 модуля по выбору. Обязательные модули будут обучать подростков современным навыкам, таким как создание графических изображений, 3D-мoдeлupobahue или робототехника. Вариативные модули предлагают школьникам выбрать направление, исходя из потребностей конкретного региона, – растениеводство, животноводство или автоматизированные системы. Замминистра просвещения Татьяна Васильева отметила изданию, что в отличие от уроков труда в советское время, современный предмет исключает разделение занятий для девочек и мальчиков отдельно, что позволит не ущемлять права школьников. До 1 сентября учителя по этому предмету должны будут пройти курсы повышения квалификации. Они будут бесплатными. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/uroki-truda-v-shkolah-...

Таким образом, ни у кого не вызывало сомнения, что Священное Писание можно читать целыми книгами, интересовала только техническая сторона дела, а именно, как прочесть положенные тексты в указанное число часов. Семинаристы, приобретя навыки чтения произведений, стилистически более сложных, чем Новый Завет, приступали к свободному чтению новозаветного или святоотеческого текста без психологического или профессионального барьера. Из программы видно, что в старших классах Семинарии читали также святых отцов по-гречески, и на это чтение было отведено специальное время в рамках особого предмета Чтение Отцов Церкви по-гречески.Несмотря на то, что по Уставу 1884 г. данный предмет был упразднен, само чтение осталось, как видно, например, из программы 1914/15 уч. г. Сама идея чтения авторов и Нового Завета в курсе Семинарии всегда поддерживалась самыми передовыми людьми, например, профессором Глубоковским, который в 1896 г. для занятий чтением Нового Завета в оригинале предложил ввести по уроку в неделю в двух последних классах Семинарии. При этом, по словам Глубоковского, «...крайне нежелательно, чтобы эти уроки — подобно еврейскому и новым языкам… предоставлялись свободному выбору желающих, при чем самый предмет покажется неважным или излишне обременительным. Он должен быть обязательным для всех и приходиться в штатное время». Таким образом, по уставу 1867 г. успешное усвоение классических языков проходило за 8 (латынь) и 7 (греческий) лет (не считая трех лет в Академии) со средней нагрузкой около 5 часов в неделю по каждому языку, и завершалось чтением Священного Писания (по З часа в неделю) и святых Отцов (по 2 часа в неделю) на двух последних курсах Семинарии. Вместе с тем даже при такой системе хороший результат быстро терялся из-за того, что изучение грамматики древнего языка прекращалось за два года до окончания Семинарии. К такому выводу пришла комиссия Церковно-Практического отделения, изучавшая результаты вступительных экзаменов в МДА . Значительно лучшее знание греческого, несомненно, связано с тем, что он остался на последних курсах в виде чтения новозаветных текстов, хотя такое практическое знакомство («по навыку в языке они могут переводить греческую речь») оказывается недостаточным в виду слабости грамматических знаний.

http://bogoslov.ru/article/4465246

– Какие еще нововведения содержит новая программа? Когда планируется ее внедрение? – Программа для 5–9-х классов уже внесена в министерский реестр и с 2015 года стала вроде как обязательной к исполнению. То есть при экспертизе школьных учебников, которые сейчас готовятся, она будет иметься в виду для составления экспертных баллов. А вот примерная программа для 10–11-х классов еще не утверждена и все активнее обсуждается. Поэтому старшая школа, слава Богу, находится пока еще в подвешенном состоянии. Предлагаемая программа сначала называлась «Примерные содержания» и представляла собой таблицу, состоящую из нескольких проблемно-тематических блоков, сгруппированных вокруг понятия «личность»: личность и семья, личность и общество, личность и государство, личность и история, личность и природа. И в этих больших блоках давались на выбор произведения, многие из которых традиционно присутствовали в школе. Тема семьи, например, рассматривалась по выбору либо в пьесе «Гроза» Островского, либо в романах «Отцы и дети», «Обломов», «Война и мир». – Но сможет ли ученик в рамках такого подхода полноценно познакомиться с произведением? – Как раз и нет. Литература, таким образом, была сведена к иллюстрации лишь определенной темы. Попробуйте свести роман «Отцы и дети» к семейному конфликту. Окажется, что роман именно об этом. С другой стороны, получалось, что вообще ничего обязательного в старшей школе нет. У нас есть обязательные темы, а что выбрать в качестве иллюстрации – дело учителя. Вот захочет какой-нибудь «самоубийца» выбрать «Войну и мир» в полторы тысячи страниц – пожалуйста, пусть читает. Но ведь можно взять и «Письмо к матери». Одна страничка – и тема закрыта, галочку поставили. «Скукоживание» программы сделает литературу маргинальным предметом По логике программы выходило пять произведений в год – катастрофически мало. И у министерства мог возникнуть закономерный вопрос: «Ребята, а зачем вам на литературу три часа в неделю? Вам и одного тогда достаточно. Пять небольших произведений в год вполне успеете». «Скукоживание» программы как по времени, так и по наименованиям произведений рано или поздно – а судя по всему, так задумывалось, и лучше бы рано – привело бы литературу в разряд маргинальных предметов. Она бы в лучшем случае осталась факультативом по выбору. Как мне кажется, для профессионального сообщества это стало ударом по темечку с размаху и без предупреждения. Примерное содержание вызвало бурю эмоций, в подавляющем большинстве негативных. Все понимают, что суть этого проекта – в лишении нас самого главного, что связывало литературное образование с нашей национальной традицией, нашей историей, – литературного канона, который формируется главным образом в 10-м и 11-м классах, хотя, естественно, закладывается раньше.

http://pravoslavie.ru/93920.html

Я еще не видела объяснений самих разработчиков контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ по литературе, но, как поговаривают в профессиональном сообществе, смысл изменений в том, чтобы оставить в ЕГЭ только материал старшей школы. Материал от «Слова о полку Игореве» до середины XIX века изучается в средних классах, до 9-го включительно, и входит в контрольно-измерительные материалы к ОГЭ по литературе (это тоже экзамен по выбору).  У тех, кто сдает ЕГЭ, повторение материала прежних лет отнимает очень много сил, потому что параллельно им нужно осваивать программу 10–11-го классов, а она и так раздута, при трех часах в неделю ее пройти вообще почти невозможно. Сейчас в кодификатор ЕГЭ добавились еще и новые тексты. В 10-м классе, например, теперь будут изучать, хотя и в избранных главах, роман Чернышевского «Что делать». В 11-м в кодификатор включен, помимо «Молодой гвардии» и многочисленных произведений о войне, полный текст «Тихого Дона» — не избранные главы, как раньше.  Насколько это трагично?  Трагично вообще то, что произошло с преподаванием литературы в школе: принятие последнего Федерального образовательного стандарта, единого учебника, ФОП — обязательной Федеральной образовательной программы. Вот это трагедия, а все остальное, в том числе изменение единого госэкзамена — только следствие.  Те люди, которые кричат «караул, отменили всю нашу классику, заменили “Молодой гвардией”», просто не очень в теме и не очень понимают, что это не общий экзамен, а экзамен по выбору, к тому же непопулярный и непонятный по своей цели: неясно, что он проверяет, почему, зачем. И тем детям, которые будут его сдавать, и преподавателям, которые будут к нему готовить, остается только посочувствовать.  Видимость подзаконности Михаил Павловец, доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ: Михаил Павловец — История с исключением имен великих классиков XVIII-ro – первой половины XIX века из документа под названием «Кодификатор содержания ЕГЭ по литературе: проект 2024 года» вновь объединила в единый фронт условных «охранителей» и «либералов». 

http://pravmir.ru/pushkina-i-lermontova-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010