В самом начале второй книги 3 тома «Летописи…» от 1 января 1865 года содержится информация о том, что журнал «Владимирские епархиальные ведомости» в рубрике «Распоряжение епархиального начальства» опубликовал «Инструкцию для проповедания слова Божия» c. 3–11], которую епископ Феофан утвердил резолюцией 27 ноября 1864 года. Что говорит о том, что епископ Феофан придавал очень важное значение проповеди среди духовенства и заботился, чтобы повсюду проповедь была регулярной и содержала в себе основы православного вероучения. В этой инструкции говорилось, что наставления пастве преподаются двумя способами: катехизическими поучениями и обычной проповедью c. 7]. Катехизические поучения должны быть произносимы на Всенощном бдении в соборных городских церквах, где общей программой служит преимущественно Пространный христианский катехизис святителя Филарета (Дроздова) , а образцами служат творения св. Иоанна Златоуста и Тихона Задонского . Такие поучения должно преподавать в свободной форме в виде размышлений, бесед, рассказов и т. п. При их составлении прежде всего нужно обращать внимание на буквальный смысл Символа веры , молитвы Господней и заповедей, чтобы каждое их слово было основательно объяснено. Если нет возможности составить свои поучения, то можно читать готовые катехизические поучения c. 8–9]. Что касается обычной проповеди , то она должна произноситься каждое воскресенье и в каждый значительный церковный праздник каждым приходским священником. В случае необходимости, особенно сельскому священнику можно воспользоваться готовыми печатными проповедями, излагать историю праздников и жития святых по синаксарям, прологам, Четьям Минеям, изъяснять повседневные домашние молитвы и прочитывать прихожанам дневные Евангелия на русском языке с кратким указанием содержания и объяснением. Главным делом для приходского сельского священника является вникание в духовные нужды своих прихожан, искоренять их различные пороки и дурные привычки c. 10]. Священнику в деле проповеди также могут помогать диаконы и окончившие курс семинарии сельские учителя как сочинениями собственных проповедей, так и чтением готовых поучений с согласия священника c. 11].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

234 Мелетий Сириг в каноне святым Киевским призывает в помощь иерархов Луку и Германа. Акафисты, К. 1674 г. 236 КалайдовичК.Ф. Памятники русской словесности XII века. М., 1821. «Телнога ради женскаго с Оркадьем молвих, се со игуменом, а творяшеся и епископа прошав и иных, а не подкладоша ни за что же». О другом предмете: «Прашах и сего: аж девица лезет на девицу... И Аркадий молвяше: то есть как содомский грех». 239 Стихирарь Новгород. Софийск. б-ки на л. 99 приписка: «коньцяшася книги эта мес. сентября в 13 день на канон Воздвиженья, от мес. июня при епископе Аркадии и при тиюне Тупочеле». После того одним и тем же почерком написаны стихиры и канон св. кн. Борису и Глебу и канон апостолам Петру и Павлу. Содержание стихи­раря см. в: ИОРЯС. Т. VI. Начальных 8 тетрадей его недостает. Но другой стихирарь того же XII века, принадлежащий ныне академии наук, сохранился во всей полноте (Записки Императорской Академии Наук. Кн. 2). 241 Святцы: «св. Аркадий епископ преставился в л. 6671 мес. сент. в 18 день». В минее Макария память св. Аркадия, епископа Новгород. – под 18 сент. В Отенских святцах 1718 г. прибавлено: «положен бысть в Мартириевой паперти: повествует о нем в письменных четьих минеях, в соборе в той день», т. е. читают в соборе 18 сент. житие его по Четьям-Минеям Макария. Словарь святых: «память его празднуется в соборе февр. 10 и окт. 4 обще с другими угодниками». 245 Собр. л. под 6696 и 6697; Известия императорского Русского археологического общества. В 10 т. СПб., 1859–1884. Т. II (далее – Известия Археологического обще­ства. – Ред.). 246 Собр. л. 3, 17–21. 216. 217. 5, 168.169. Ркп. святцы. «Святой Григорий архиепи­скоп, брат Иоаннов, преставился 6700 месяца в день». Соловьев П. Описание новгород­ского Софийского собора. Здесь в надписи на гробнице день преставления – 24 мая. 248 Собр. л. III, 23. 24. 52. 217. IV, 18. 94. Макарий (Миролюбов) , архим. Археологи­ческое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1. Только напрасно о. Макарий из того, что новгородцы считали свт. Кирилла защитником своим от татар, выводит заключение, будто монастырь после 1239 т. был вновь перестроен. Иначе точно та­кое же заключение надлежало бы составить и о храме св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На боковом поле Нил отметил сначала: «Зр[и]> > , а затем на нижнем поле записал: страшно зело» (там же, л. 64). И дальше, где говорится о страсти «любостареи- шинства» и ее наказании, Нил написал: зело страшно» (там же, л. 72). Значком «Зр» Нил Сорский обратил внимание читателя и на то место Жития Илариона Великого, где говорится, что Иларион, избегая почета, и в поисках места для безмолвия, «хотяше въ страны ити, идеже живяху и не христианъ» (там же, л. 78 об.), а значком «3» — на рассказ о настолько нестяжательном «чюдном жительстве» святого, что даже разбойники, ничего у него не найдя, прониклись к нему уважением (там же, л. 40 об.). Судя по этим пометам, Нила Сорского во время создания Соборников больше всего волновали темы нестяжательности и не — «любостарейшинства» монахов. Рассмотрим две другие рукописи с почерком, атрибутируемым Нилу Сорскому . Сборник ГИМ, Епарх., 349/509, имеет на верхней крышке приклеенную бумажку с надписью почерком XVI в.: «Ниль Завол(ж)ский». На обороте последнего, 195–го, листа книги запись: инока Нила пустыника заволъжьского». Слово могло употребляться в древней Руси и как «сочинение », и как «письмо» (значение «почерк», «письмо» это слово, как мы помним, имеет в предисловии Гурия Тушина к Ниловым Четьям–Минеям, где в одном случае оно написано как а в другом — во втором томе — как В данном случае слово может с успехом быть понято и так, и так. На лл. 9–83 мы находим Предание и Устав Нила Сорского, а на лл. 6 - 15 об. и 110–178 об. — почерк Нила Сорского и филигрань «пасхальный агнец». Рукой Нила Сорского написаньг здесь, следовательно, конец «Предания уставом иже в внешней стране пребывающим иноком, рекше скитяном», начало его собственного Предания и выписки из книг Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, Иоанна Златоуста, патриарха Никифора, Аввы Дорофея, Василия Великого и др. На верхнем поле л. 9, где начинается Предание, Нил Полев бледной киноварью написал: «Зачало списаниемъ отца Нила » (см. илл. 13). «Списанием», очевидно, здесь надо понимать как «сочинениям».

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

( < < back) В практике Греческой Церкви причастие обычно отделено от исповеди, так как право исповедовать имеют лишь некоторые, самые опытные священники. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > У греков со времён турецкого владычества сохранился обычай крестить только середину груди. Тогда это было вызвано опасностью преследований со стороны мусульман, теперь так крестятся в силу привычки. ( < < back) «Не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой…» (Пс. 54:13–14). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Троглодитами древние греки называли коренных жителей Эфиопии, Ливии, Кавказа, Скифии и других стран, которые, в отличие от них, жили не в городах, а в пещерах. ( < < back) В Греческой Церкви — сборники житий святых, соответствующие русским Четьям Минеям, но написанные более кратко. ( < < back) < >< back) > Песнопение, которое поётся на утрени после канона. Для него обычна тема света, откуда его другое название «светилен». ( < < back) < >< back) > В Греческой Церкви Символ веры и молитва «Отче наш» на литургии всегда читаются или самым почётным лицом, или всем народом. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Ср. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). ( < < back) Согласно Уставу, вечерня всегда должна служиться вечером, но в нынешней практике Греческой и Русской Церквей в день Пятидесятницы она обычно совершается сразу после литургии. ( < < back) У слова «покаяние» в греческом монашеском лексиконе есть ещё значение «монастырь, в котором принят постриг». ( < < back) Монах Иосиф Ватопедский. «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского». В русском переводе книга издана московским подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2004 г. ( < < back) Участник монашеского движения колливадов, во главе которого стояли преподобные Никодим Святогорец, Макарий Коринфский и Афанасий Парийский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Довга, которая в монографии «Система ценностей в украинской культуре XVII столетия», коснулась, в частности, вопроса о рецепции сочинений арх. Иннокентия Гизеля у митр. Димитрия 98 . Развитие междисциплинарного направления происходило в условиях становления т.н. украинского национального нарратива. Первым проявлением его в димитриеведении стала книга «Святитель философа-религиоведа В.Климова, вышедшая в 1995 99 . Эта работа, носившая скорее просветительский нежели исследовательский характер, стала знаковой для развития изучения личности митр. Димитрия в украинской гуманитаристике, выразив дух эпохи «возвращения к украинскому ациональному нарративу» и как бы задав тон на будущее. В дальнейшем в исследованиях, посвящённых митр. Димитрию Ростовскому , это отражается в том, что внимание уделяется исключительно украинскому периоду его жизни и деятельности, акцентируются украинские корни владыки. Как и в России, в Украине проводились конференции, посвящённые митр. Димитрию Ростовскому и также способствовавшие развитию историографии. Первой из этих конференций стали Могилянские чтения 1997 г., посвящённые Димитрию Савичу, материалы которых были позднее опубликованы. Доклады конференции касались, главным образом различных аспектов источниковедения наследия митр. Димитрия 100 . Тема второй конференции, приуроченной к 355-летию со дня рождения митрополита и состоявшейся во Львове в 2006 г., звучала следующим образом: «Дмитро Туптало у бароко». Она была посвящена рассмотрению наследия Ростовского владыки как деятеля украинского литературного барокко 101 . Тем самым, филологические штудии 102 , столь свойственные российскому димитриеведению, не обошли стороной и украинскую гуманитаристику 103 . В приложении к сборнику тезисов конференции был опубликован текст диссертации Феоктиста Пачовского, защищённой в Львовском университете в 1939 г. и посвящённой «Четьям-Минеям» мит. Димитрия 104 . В. Соболь исследовала «Диариуш» Димитрия Савича, придя к выводу о том, что он представляет собой один из типов дневников, свойственных той эпохе, а также предложив оригинальную трактовку «Диариуша» как дневника, отразившего в себе трагическую жизнь изгнанника 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

389 Киракос – один из видных вардапетов XII в., ученик Григора Вкайасера. Последнему принадлежала первая основательная редакция древнеармянских сборников, положивших начало армянским четьям-минеям. Киракос в средневековой армянской литературе прежде всего известен как продолжатель дела Григора Вкайасера. Он дополнил и закончил Праздничные минеи (Чашоц) Григора Вкайасера. Об этом свидетельствует имеющая исключительную историческую ценность памятная запись самого Киракоса к Праздничным минеям: «Я, Киракос, убогий ученый и недостойный слуга Божий, уведомляю вас о святом наследии – Праздничных минеях св. церкви и памяти божественных [святых]. Как известно вам, с начала утверждения нашей веры... и [поминовения памяти] всех святых, угодных богу в нашем народе, они до сего дня были в небрежении в писаниях церковных из-за [неурядиц] времени. И великие праздники Креста и Богородицы, мучеников и святых патриархов, [церковных] отцов, отшельников и дев-мучениц были несовершенны и лишены торжественности, и возникали неудобства из-за отсутствия этих речей. И вот св. Дух внушил Григорису, боголюбу и мучениколюбу, и он заново сочинил эти [речи] достойно каждому празднику, [присовокупив] к ним соответствующие псалмы и божественные речи. Но он не завершил все, что было необходимо и достойно празднования. И потому он поручил мне, который постоянно при нем бывал и во всех божественных делах ему был подмогой и опорой, радел о делах духовных и о [памяти] угодников Божьих, не пренебречь после его смерти этим делом, а дополнить [минеи] достойными чтениями, что я и сделал. Ибо Бог обязал нас праздновать их память. Таким образом, 46 праздников установил св. патриарх, а 30 добавил я, презренный, итого [стало] 76 речей, которых, как мы считаем, вместе с [другими] чтениями и мартирологами хватит на целый год...» (Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 270–271). Умер Киракос, как свидетельствует Маттеос Урхаеци, «в 576 г. армянского летосчисления... и похоронен в монастыре, именуемом Дразарк, и монастырь стал называться усыпальницей святых вардапетов, ибо там был похоронен и святой вардапет армянский, которого называют Мегрик». [Маттеос Урхаеци. Хроника. Иерусалим, 1869, с. 460–461].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Чтения на праздник И. П. включали краткое проложное Житие-отрывок и от 2 до 7 житийных сказаний, слов и поучений. Эти тексты были использованы при создании житийных икон святого, а также фресковых и миниатюрных житийных циклов и определяли изменяемость их состава (см.: Бродовая. Цикл жития. 2004). Так, миниатюры из «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи» из т. н. Егоровского сборника отличаются от канонической иконографии И. П., напр. от более ранних визант. миниатюрных циклов, как в Лекционарии (Ath. Dionys. 587). Памятник содержит 88 миниатюр, к-рые подразделяются на 3 цикла: детство И. П. (Л. 136-157), проповеднический (Л. 158 об.- 176) и страстной (Л. 176 об.- 185 об.). Впервые в создании сцен Жития И. П. в качестве образцов были использованы западноевроп. гравюры. Необходимость следовать повествованию, которое изобилует отступлениями от текста Жития И. П. и обращениями к прообразовательным сюжетам ветхозаветной истории, обусловила создание ряда уникальных сцен. Во 2-й пол.- кон. XVII в. житийный цикл И. П. вновь претерпел изменения. Помимо произведений, к-рые продолжали иконографическую и художественную традицию предшествующего периода, появились циклы произведений в стилистике раннего барокко, с новой трактовкой пространства и композиции клейма. Получил распространение образ крылатого И. П., стоящего на фоне живописного ландшафта, в к-рый были вписаны события Жития. В этих случаях происходил возврат к сжатому варианту цикла. Вместе с тем повествовательное начало, свойственное житийным циклам И. П. XVI в., достигло в этот период апогея в росписях Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (1662), вологодского Софийского собора (1686-1688), ярославской ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695). Грандиозный цикл, составляющий роспись основного объема храма в Толчкове, насчитывает более 30 сцен, почти каждая осложнена введением дополнительных эпизодов. Состав росписи следует Четьям-Минеям свт. Димитрия Ростовского как главному текстовому источнику иконографии цикла.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Также свидетельством древнего почитания равноапостольных братьев на Руси является изображение святых Кирилла и Мефодия на фреске XII века в жертвеннике и на столпах южного придела во имя святых Антония и Феодосия в Софийском соборе в Киеве. Церковное почитание невозможно без почитания богослужебного – древнейшие церковные службы в честь святых братьев сохранились в рукописных списках от XI–XIII веков. Эти церковно-богослужебные чины также были принесены на Русь из Болгарской Церкви. До нас дошли и житийные тексты, имевшие хождение на Руси. Рукописный памятник XIII века – «Успенский сборник» – включает в себя Житие святого Мефодия и Похвалу святым братьям. А древнейшим списком Жития святого Кирилла является рукопись XV века из библиотеки Московской Духовной Академии. В конце XIV века наступает новый подъем церковно-богослужебного почитания святых просветителей, связанный с массовой эмиграцией единоверных славян на Русь от турецкого ига, о чем дают ясное представление рукописные службы в честь славянских апостолов, хранящиеся в Государственной Публичной Библиотеке в Петербурге. Впоследствии, благодаря Четьям-Минеям Московского святителя Макария, в русской литургической традиции было утверждено общее празднование святым Кириллу и Мефодию 11 мая. В Четьи-Минеи святителя Макария собраны все разновидности Житий святых Кирилла и Мефодия, а также и похвальные слова первоучителям словенским. В составленных в конце XVII века святителем Димитрием Ростовским «Житиях святых» за основу были взяты пространные Жития. Святитель Димитрий дополнил их обширным историческим материалом, как славянским, так и греческим. Этот материал был им тщательно отобран и критически исследован. Данная житийная редакция получила наибольшее распространение в России, что, несомненно, способствовало укреплению почитания святых просветителей славян. Некоторое ослабление богослужебного почитания святых Кирилла и Мефодия происходит в конце XVII – начале XVIII века. Большую роль в этом отношении сыграла правка официального печатного Месяцеслова в 1682 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Пророчество Авдиино. Нач.: Видение Авдиино (Сказание и пророчество Авдиино те же, что и в полном списке Библии ). Л. 1029 Авдие (Житие). Нач.: Бе же Авдеи от Сухема. Л. 1030 Память святаго пророка Авдия. Нач.: Сии тълкуется оубо раб Господень (срав. л. 1025). – Святаго мученика Варлама. Нач.: Варлам мученик бысть от Антиохна Соурьскиа стар оуже образом. – Память святаго моученика Асиа. Нач.: Сен беяше при Диоклитиане цари от страны Саворъскиа (срав. л. 1025). – Память святых мученик 150 воин иже съ святым Азием скончавшимся (имен нет). Л. 1030 об Святых мученик 12 воин иже мечемъ скончашася (имен нет). – Святаго моученика Агапиа (Сказания нет). – Святаго моученика Романа (срав. л. 1025). – Притча святаго Варлама о временнемь веце (срав. л. 1025 об.). Л. 1031 Слово святаго Иоанна Златоустаг о, яко не подобает отимати чюжего имениа, ни обидети вдовицъ (срав. л. 1026)» 43 . Великие Макарьевские Четьи-Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся в результате перевода на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и другие книжные богатства, хранившиеся в доме Святой Софии, в новгородских монастырях и т. д. К числу первых следует отнести творения святителя Афанасия Александрийского , о древности списка которых говорит сохранившаяся приписка: «Сиа книгы благочестныа, наричимыа Афанасий, повелением князя нашего болгарска именем Симеона преложи их епископ Константин в словеньск язык от греческа в лето от начала мира 6414 индикта 10 ученик сый Мефодов, архиепископа Моравы, написа же их Тудор черноризец Доксов. Тем же князем повелел на устии Тыня в лето 6415 индикта идаже святая златаа церквы новаа сотворена есть тем же князем все убо лето успе раб Божии сего князя отець. Князь болгарский Борис. Сей же Борис болгары крестил есть» 44 . Эта уникальная рукопись, текст которой вошел в Макарьевские Минеи, была активно использовала на новгородском дворе еще при святителе Геннадии 45 . В Минеях имеются творения известного деятеля Болгарской Церкви – Тырновского патриарха Евфимия 46 . «Благодаря Великим Минеям-Четьям митрополита Макария, где «Книга Григорий Самвлакъ » была помещена в Успенском списке под 31 июля, сочинения балканского и восточнославянского писателя стали хорошо известны в России во второй половине XVI–XVII вв.» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В серии «Святоотеческое наследие» вышел первый диск, посвященный святителю Макарию, митрополиту Московскому 17 мая 2009 г. 12:11 Серия «Святоотеческое наследие» открывается диском, посвященным трудам святителя Макария, митрополита Московского (1482-1563), великого собирателя книжного наследия Древней Руси. Его Четьи-Минеи, собиравшиеся десятилетиями, представляют собой полную энциклопедию духовной образованности XVI века. До революции Императорской Археографической комиссией была предпринята попытка издания этого ценнейшего памятника духовного просвещения. К сожалению, из-за трагических событий 1917 года это издание не было закончено, а выпущенные книги давно стали библиографической редкостью. На диске также представлены исследования, посвященные как самому святителю Макарию, так и главному труду всей его жизни — Великим Четьям-Минеям. «Православная книга» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/646110.htm...

   001    002    003   004     005