Письмо тринадцатое 5 июля 1924 года, день пр. Сергия Радонежского Как только отправил вам, друзья мои, двенадцатое письмо, тотчас же начал писать и следующее, но неожиданно заболел и заболел надолго: вот уже третий месяц не оставляет меня неопасный для жизни, но изнурительный недуг. Последние дни я чувствую себя несколько лучше и берусь за перо, чтобы заново начать прерванную болезнью беседу. На этот раз она будет очень проста: я приведу вам из жизни великого угодника Божия, преп. Феодора Студита , два эпизода, которые должны послужить дальнейшим уяснением вопроса об авторитете в Церкви. Чтобы не растягивать чрезмерно письма, я не буду излагать подробно житие преп. Феодора, а остановлюсь лишь на тех двух эпизодах из его жизни, о которых только что упомянул. Но я усиленно рекомендую вам познакомиться с жизнью и деятельностью этого святого, или по Четьям Минеям св. Димитрия Ростовского (ноябрь, 11), или, еще лучше, по тем биографическим данным, которыми предваряются «Творения» преп. Феодора, изданные в 1907 году Санкт-Петербургской Духовной Академией. Там помещены: 1) исторический очерк жизни и деятельности преподобного (106 стр.) и 2) два жития его (одно 66 стр., другое – 52 стр.). Первый из упомянутых мною эпизодов, который я изложу подлинными словами «Жития», относится к тому времени, когда пр. Феодор, имея 35 лет от роду, был настоятелем скромного Саккудионского монастыря, находившегося в Малой Азии, «в пределах вифино-лидийской горы Олимпа» и насчитывавшего в своих стенах около сотни иноков. Начало этому монастырю положено было совместной деятельностью пр. Феодора и его знаменитого наставника пр. Платона. Вот что читаем мы в «Житии». «В то время единодержавно царствовал Константин, сын христолюбивой Ирины, который, имея юношескую невоздержность и необузданность и предавшись пламенным плотским влечениям, отверг свою прежнюю законную супругу 324 и, насильно заставив ее постричься, прелюбодейным образом, подобно древнему Ироду 325 , бесстыдно взял другую, по имени Феодоту, произведя, несчастный, величайший соблазн не только для Церкви Божией, но и для всех начальников народов и наместников. Божественный патриарх Тарасий, не соизволяя на такое сожительство, отказывается возложить на них брачные венцы и не одобряет беззаконной связи; ибо преступным душам непричастен Христос, как сказал некто из бывших прежде нас отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Письмо четырнадцатое 1 октября 1924 г. Покров Пресвятыя Богородицы Прошло уже почти три месяца со времени нашей последней беседы с вами, дорогие друзья мои. И немощи, и непредвиденные хлопоты, и переезды с одного места на другое, и, наконец, леность, – все это соединилось, чтобы отвлечь меня от всегда утешительного для меня общения с вами. Берясь за перо в этот раз, я особенно желал бы иметь дар художественного изображения людей и жизни, чтобы живописать пред вами исключительный по духовной красоте образ одного из величайших отцов Церкви, славного исповедника истины Христовой и просвещеннейшего, воистину богомудрого защитника ее. Я говорю о преподобном Максиме, жизнь и деяния которого способны умилить и восхитить и каменное сердце. Сколько раз перечитывал я житие этого стойкого страдальца за истинную Христову веру, и каждый раз с неослабным интересом и душевным волнением, доходящим иногда до восторга. Этот великий муж, требующий, чтобы изобразить его во всем его действительном величии, – пера великого и даже богодухновенного художника, представляет в своей личности и жизни блестящее подтверждение той истины, уяснению которой посвящены три предыдущие письма мои, а именно, что в недрах Церкви ни количество лиц, ни высота их иерархического положения не имеют значения в деле раскрытия и утверждения религиозных учений. Количеству и высокому внешнему положению людей Дух Святый нередко противопоставляет нравственный авторитет одиноких не сановных личностей, которые и являются верными выразителями и истолкователями Божественных истин в противоположность (как это вы видели в предшествующих письмах) заблуждающимся и упорствующим в заблуждениях многочисленным сановникам, духовным и светским. Ярким примером такой богоизбранной личности и является св. Максим Исповедник . Будучи не в силах художественно изобразить духовный облик этого поистине удивительного человека, я предложу вам довольно сухую схему его жития, заимствованную мною из изданной в 1916 г. Московской Духовной Академией книги, озаглавленной «Творения святаго отца нашего Максима Исповедника . Часть первая». Там помещено обширное житие его в греческом подлиннике и русском переводе, а предшествуют этому житию «предварительные краткие сведения» о св. Максиме. Их я и предлагаю вашему вниманию, чтобы те из вас, кто не знаком с жизнью преподобного, получили хотя бы некоторые общие сведения о нем 343 . Но я очень прошу вас познакомиться с личностью и деяниями этого великого человека, если не по упомянутой выше книге (ее теперь найти трудно), то по Четьям Минеям св. Димитрия Ростовского 344 . Вы не пожалеете, исполнив мою просьбу, так как, уверен, получите высокое духовное наслаждение при чтении этого жития, из которого я в настоящем письме буду пользоваться лишь краткими выдержками, идущими непосредственно к основной теме письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

протоиерей Виктор Гурьев (1842–14.01.1912) Нравственно-аскетические труды протоиерей Виктор Гурьев Пастырь, духовный писатель. Сотрудничал в «Душеполезном чтении» и в «Кормчем». Автор сборников по Прологу, Четьям-Минеям, патерикам. Биография   1. Биографические сведения Протоиерей Виктор Петрович Гурьев о своем происхождении оставил следующую собственноручную запись в перешедшей к нему по наследству родовой Библии Елизаветинского издания. «Я, протоиерей, Московского уезда, Покровской, села Покровского, на Филях, церкви, Виктор Гурьев, от покойной моей бабушки, вдовы протоиерея Хотькова монастыря, Пелагеи Ивановны Гурьевой, умершей в 1862 году 86 лет, о начале рода моего и происхождении фамилии Гурьевых слышал следующее: Мой прапрадед, родоначальник фамилии Гурьевых, был сельский священник Владимирской епархии (уезда и села не помню) Гурий Дмитрич: от него и пошла, по его имени фамилия Гурьевых. У Гурия Дмитрича был сын Дмитрий Гурыч, также сельский священник Владимирской епархии. У Дмитрия Гурыча был сын Лев Дмитрич, тоже сельский священник Владимирской епархии. У Льва Дмитрича был сын Иоанн Львович Гурьев, мой родной дед, умерший 80 лет от роду, в 1850 году, заштатным протоиереем Хотькова монастыря. У Иоанна Львовича был сын Петр Иванович Гурьев, родившийся в 1813 году и умерший в 1869 году 18 декабря, священником Московской, Иоанна-Предтеченской, на Земляном Валу, церкви. От Петра Ивановича родился я, Виктор Гурьев, 1842 года ноября 9 дня. Отец Виктора Петровича был человеком крупных от природы способностей и с философским направлением мышления. Он прекрасно знал немецкий, латинский, греческий и еврейский языки и был лектором греческого языка в духовной семинарии «с особенным усердием и благопоспешностью», как сказано в его аттестате. Петр Иванович был близок с ученым богословским миром и в его доме постоянно бывали выдающиеся ученые богословы, которые весьма уважали его. Как человек, он был очень простой и добрый, как отец – крайне строгий. После Петра Ивановича осталась солидная библиотека из книг преимущественно на немецком языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

Т.Н. Протасьева Минеи-Четьи В настоящем описании даются краткие сведения о внешних признаках той или иной рукописи, указываются жития русских и славянских святых, редкие произведения древней литературы. Ввиду ограниченности объема издания при описании Миней, библиография к каждой рукописи не указывается. Общая литература к Минеям-четьям: арх. Филарет. Русские святые ... М., 1863–1865; В.О.Ключевский . Древнерусские жития ...; Н.И.Лебедев. Макарий, митрополит всероссийский. Чтения Общества любителей духовного просвещения, кн. 9, 10.М., 1877; К.Засцынский. Макарий, митрополит всея России, ЖМНП, 1881, 11; Н.П.Барсуков. Источники ...; В.О.Ключевский . Великие четьи-минеи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Отзывы и ответы. Сб.Ш. М., 1914, стр.1–20. (Син.169) Минея-четья, месяц Сентябрь, домакарьевского состава, 16 в., 1°, русский полуустав и скоропись, 341 л. Водяной знак: Тиара, Тром. 616, 618, 1538 г. л. об. Скорописное оглавление 1 . л.3. Изящная плетеная заставка в красках на золотом фоне. Инициал византийского стиля в красках и с золотом. Заглавие золоченой вязью. В тексте инициалы киноварные 2 . л.195. Житие Сергея Радонежского, 25 сентября 3 . Жития Людмилы и Вячеслава не имеется, 16 и 28 сентября. л.306. Житие Григория священномученика великой Армении. В тексте много редакторских исправлений, сделанных скорописью XVII в. С л. ЗЗ1 об. добавления. л.331 об. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о – Слово в начале индикту септевриа в 1 день». л.333. «Месяца септевриа 26 Иоанна Златоустог о похвала апостолу и евангелисту Иоанну Богослову». л.339. «Месяца септевриа 19 Преставление благоверного и христолюбивого князя Феодора Смоленского и Ярославского в граде Ярославля нового чудотворца». л.341. О персидском царстве, взято из Хронографа (скоропись) По листам рукописи часто встречаются карандашные пометы К.И.Невоструева , сравнивающие текст рукописи с текстом Макарьевских четей-миней (см. стр.28, 157 и др.). Арх. Савва. Указатель ... стр.209; М.Н.Сперанский, Сентябрьская минея-четья домакарьевского состава, Сборник ОРЯС, т.64. СПб., 1899, стр.20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Известный историк граф М. Толстой так отзывался о литературных трудах архиепископа Филарета: «Горячая любовь ко Христу, Спасителю мира, глубокое убеждение в истинах православной веры, стройность и строгая последовательность в изложении, неуклонная верность исторической правде, величайшее трудолюбие в изысканиях были отличительными чертами его авторской деятельности». То, как воспринимали современники эти труды архиепископа Филарета, хорошо видно из отзыва епископа Астраханского Евгения, который, в частности, писал: «Преосвященный Филарет, как премудрый учитель, задумал изобразить нам жизнь христианскую не в сухих правилах, не в отвлеченных истинах, но в живых образах святых лиц Вселенской Церкви и преимущественно в жизни наших отечественных святых и близких к нам по народности, истории и жизни, святых русских и южных славян. Может ли быть изображение жизни христианской назидательнее, вернее, полезнее для нас?» (цит. по: Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. М., 1887. С. 226). Святителем Филаретом двигало убеждение, что если ошибка в повествованиях о политических событиях всегда поправима, то ошибка в предметах веры, в учении Церкви многих может вовлечь в заблуждение и породить разномыслие. Поэтому-то и не мог равнодушно относиться архиепископ Филарет к тем, кто легкомысленно обращался с этим предметом. Чтобы поправить ошибки других, святитель брал на себя труд занятия тем же предметом. Так, подвергнув резкой критике книгу А. Н. Муравьева, он сам написал труд «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно». Заметив погрешности в сочинении архиепископа Макария, сам подготовил «Житие преподобного отца нашего игумена Печерского Феодосия, описанное преподобным Нестором», в переводе на русский язык. Было бы в корне ошибочным рассматривать «Жития святых» архиепископа Филарета как альтернативу Четьям-Минеям святителя Димитрия Ростовского . Сам Владыка Филарет, во всяком случае, был далек от того, чтобы противопоставлять свои агиографические труды трудам святителя Димитрия; напротив, он относился к своему предшественнику с глубочайшим уважением и почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В самом начале второй книги 3 тома «Летописи…» от 1 января 1865 года содержится информация о том, что журнал «Владимирские епархиальные ведомости» в рубрике «Распоряжение епархиального начальства» опубликовал «Инструкцию для проповедания слова Божия» c. 3–11], которую епископ Феофан утвердил резолюцией 27 ноября 1864 года. Что говорит о том, что епископ Феофан придавал очень важное значение проповеди среди духовенства и заботился, чтобы повсюду проповедь была регулярной и содержала в себе основы православного вероучения. В этой инструкции говорилось, что наставления пастве преподаются двумя способами: катехизическими поучениями и обычной проповедью c. 7]. Катехизические поучения должны быть произносимы на Всенощном бдении в соборных городских церквах, где общей программой служит преимущественно Пространный христианский катехизис святителя Филарета (Дроздова) , а образцами служат творения св. Иоанна Златоуста и Тихона Задонского . Такие поучения должно преподавать в свободной форме в виде размышлений, бесед, рассказов и т. п. При их составлении прежде всего нужно обращать внимание на буквальный смысл Символа веры , молитвы Господней и заповедей, чтобы каждое их слово было основательно объяснено. Если нет возможности составить свои поучения, то можно читать готовые катехизические поучения c. 8–9]. Что касается обычной проповеди , то она должна произноситься каждое воскресенье и в каждый значительный церковный праздник каждым приходским священником. В случае необходимости, особенно сельскому священнику можно воспользоваться готовыми печатными проповедями, излагать историю праздников и жития святых по синаксарям, прологам, Четьям Минеям, изъяснять повседневные домашние молитвы и прочитывать прихожанам дневные Евангелия на русском языке с кратким указанием содержания и объяснением. Главным делом для приходского сельского священника является вникание в духовные нужды своих прихожан, искоренять их различные пороки и дурные привычки c. 10]. Священнику в деле проповеди также могут помогать диаконы и окончившие курс семинарии сельские учителя как сочинениями собственных проповедей, так и чтением готовых поучений с согласия священника c. 11].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Страделлы «Священная песнь», чтение о Москве – Красная площадь, собор Василия Блаженного, концерт «Взбранной воеводе». Житийные истории на этом вечере впервые излагались по «Четьям-минеям» на русском языке, только что выпущенным Св. Синодом. После окончания чтений воспитанники, выступавшие в программе, были приглашены в квартиру ректора на чай 168 . Среди участников чтений своей активностью выделялся семинарист VI класса Борис Клеандров. Впоследствии он окончит С.-Петербургскую духовную академию и станет настоятелем одного из храмов Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в Петербурге – Петрограде. Его имя еще не раз встретится в книге. Чутко откликаясь на запросы места и времени, архимандрит Вениамин поставил перед Самарской духовной семинарией дополнительную задачу – стать оплотом православного вероучения. Этого требовали прежде всего особенности Самарской епархии, которые о. ректор так определил с присущим ему уважением к убеждениям других людей: «Обширна она по пространству и богата по народонаселению. Последнее весьма разнообразно и по своему этнографическому составу, и по религиозным убеждениям, которые оно исповедует. Каких только народов в ней не живет?! Каких вер нет, не исключая даже и языческой?! В ней можно встретить представителей всевозможных толков раскольнических и исповедников самых разнообразных сектантских учений. Ни одна епархия не представляет такого разнообразия сект, как Самарская. Это, мне кажется, объясняется тем, что народонаселение ее составилось главным образом из переселенцев разных мест, людей предприимчивых, пытливых, искательных. Это проявилось у них и в религии. А при недостатке надлежащего религиозного образования оно повело к возникновению и существованию разнообразных сект» 172 . Отмеченный недостаток и были призваны восполнить публичные беседы в образцовой школе при семинарии. Впервые они были введены в самом конце ректорства о. Николая Боголюбского в виде «чтений о расколе». Но в XX веке гораздо больший натиск православие испытывало уже не от старообрядческого раскола, а от сект протестантского толка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потом отец Михаил Бельский дал мне ключ от нашей церковки на улице Монтань-Сент-Женевьев, так что я мог заходить туда на пути или возвращаясь домой, но это было сложно. И по вечерам я молился долго — ну, просто потому, что я очень медлительный, у меня техника молитвы была очень медлительная.  Я вычитывал вечернее правило, можно сказать, три раза: прочитывал каждую фразу, молчал, прочитывал второй раз с земным поклоном, молчал и вычитывал для окончательного восприятия — и так все правило… Все это, вместе взятое, занимало около двух часов с половиной, что было не всегда легко и удобно, но очень питательно и насладительно, потому что тогда доходит, когда ты всем телом должен отозваться. «Господи, помилуй!» — скажешь с ясным сознанием, потом скажешь с земным поклоном, потом встанешь и скажешь уже чтобы запечатлеть, и так одну вещь за другой. Из этого у меня выросло чувство, что это — жизнь; пока я молюсь — я живу; вне этого есть какой-то изъян, чего-то не хватает. И жития святых читал по Четьям-Минеям просто страницу за страницей, пока не прочитал все, жития пустынников. В первые годы я очень был увлечен житиями и высказываниями отцов пустыни, которые для меня и сейчас гораздо больше значат, чем многие богословские отцы. От пустынника к врачу Когда я кончал среднюю школу, то думал: что делать? Собрался пустынником стать — оказалось, что пустынь-то очень мало осталось и что с таким паспортом, как у меня, ни в какую пустыню не пустят, и кроме того, у меня были мать и бабушка, которых надо было как-то содержать, и из пустыни это неудобно. Потом хотел священником стать; позже решил идти в монастырь на Валаам. А кончилось тем, что все это более или менее сопряглось в одну мысль; не знаю, как она родилась, она, вероятно, складывалась из разных идей: что я могу принять тайный постриг, стать врачом, уехать в какой-нибудь край Франции, где есть русские, слишком бедные и малочисленные для того, чтобы иметь храм и священника, стать для них священником и сделать это возможным тем, что, с одной стороны, я буду врачом, то есть буду себя содержать, а может быть, и бедным помогать, и, с другой стороны, тем, что, будучи врачом, можно всю жизнь быть христианином, это легко в таком контексте: забота, милосердие…

http://pravmir.ru/sobralsya-pustynnikom-...

В этом корпусе устроены 41 келья для помещения сестер. В том же году, вместо обветшавшей деревянной ограды, монастырь был обнесен каменною оградою в 1 1 / 2 саж. вышины и 1 аршин ширины с двумя башнями по углам на западной стороне, с железною кровлею. На южной стороне монастырской ограды 8 сентября того же 1865 года был заложен третий (теплый) храм во имя Св. Троицы, на 17 1 / 2 и 8 1 / 2 саж. с примыкавшим к нему каменным одноэтажным корпусом на 14 и 8 саженях. Эта постройка почти вся была окончена при игумении Евгении. Не успела она закончить только внутреннее устройство этих зданий, по причине удаления своего на покой в 1866 году, по расстроенному здоровью. Неустанная деятельность в продолжение тридцати лет, требовавшая постоянного напряжения телесных и душевных сил, особенно в борьбе с препятствиями при многих огорчениях, тем более глубоких и потрясающих, чем менее они выражались жалобами и раздражением, расстроили здоровье игумении Евгении: замкнулась она сама в себе и представлялась чуждою текущих дел обители, что понятно при ее преклонной старости. Игумения Евгения оставила по себе добрую и назидательную память не только как основательница и строительница Бузулукского женского монастыря, но и как строгая подвижница. По рассказам лиц, знавших ее, она не пропускала ни одной церковной службы. Нередко видели ее в храме молящеюся слезною молитвою. Кроме обычного монашеского молитвенного правила, она каждодневно прочитывала по четьям-минеям св. Димитрия Ростовского жития дневных святых, так что в продолжение года она прочитывала все четьи-минеи. Пищу вкушала самую простую. Иногда по нескольку дней сряду не принимала никакой пищи. Даже в одно время, с благословения духовного отца своего, не вкушала пищи сорок дней. Рассказывают, что, причастившись Св. Таин в последний раз незадолго пред своею смертью, она запела: «зряще мя безгласна» и пр. На вопрос присутствующих: «зачем это поешь?» она отвечала: «так нужно». Скончалась она 28 марта 1885 г. (Четверг Светлой недели) 85 лет от роду 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

СПб., 1885. 12 кн.; Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых правосл. Рус. Церковью, а также чтимых Греч. Церковью, южнослав., груз. и местно чтимых в России. М., 1884-1885. 12 кн.; Дестунис С. А. Жития святых, сост. по Четьям Минеям и другим книгам. СПб., 1886; Поселянин Е. [Погожев Е. Н.]. Полное собр. житий святых правосл. Греко-Российской Церкви. СПб., 1908), тематические сборники ( Едлинский М. Е., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю Русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. СПб., 1895-1898. 3 т.; Поселянин Е. [Погожев Е. Н.]. Святая юность: Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых. [Пг., 1915]) и многочисленные отдельные издания и журнальные публикации как о канонизированных святых, так и о неканонизированных подвижниках благочестия. Из этой обширной лит-ры по художественным достоинствам, по умению выделить главное для нравственного назидания и по соотнесенности с современностью выделяются изложения житий писателя Е. Поселянина (см. Погожев Е. Н.), духовного сына прп. Амвросия Оптинского . 4. XX - нач. XXI в. Те направления развития Ж. л., к-рые были обозначены к нач. XX в., продолжали сохраняться на протяжении всего столетия, но содержание их значительно изменилось. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. вопросы составления житий новоканонизированных святых рассматривались в Отделе о богослужении, проповедничестве и храмах. 8 сент. 1918 г. было утверждено соборное определение «О порядке прославления святых к местному почитанию», в к-ром говорилось: «С благословения епархиального архиерея составляется или просматривается ранее составленное Житие святого и определяется соответствие Жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям. Из Жития святого составляется пролог или синаксарь для богослужебного употребления» (Собор, 1918. Определения. Кн. 4. С. 25-26). В соответствии с этим определением Свящ. Синод РПЦ 1-2 окт. 1993 г. издал постановление о порядке канонизации местночтимых святых и о работе епархиальных комиссий по канонизации святых, в котором говорилось, что перед составлением жития «епархиальная комиссия собирает сведения о жизни, подвигах, чудотворениях и почитании в народе данного подвижника» (Канонизация святых в XX в.

http://pravenc.ru/text/182317.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010