Как уже говорилось, именно юридическая наука со времен Ансельма говорила о человеческой душе. Однако где закон, там и обязанность, а где обязанность, там неизменно заговорят и о правах. В 1119 году Клюни заключило с французским королем договор, предусматривавший взаимные обязательства сторон. С этого времени на подобных условиях во Франции начинают заключаться и договоры сеньоров и их вассалов. По сути это и означало оформление классического западноевропейского феодализма – корпоративного общества, построенного на основе личных взаимных обязательств. Тогда же, в XII веке, Флоренция в интересах папского Рима начала осуществлять первые крупные ростовщические операции. Именно здесь в последующие два века зародились капиталистические отношения. Рационализм, возведенный Римом в XI веке в религиозный догмат, неизбежно вытекающий из него юридизм (законничество), породивший, в свою очередь, индивидуализм и понятие о частной собственности – именно они стали основными принципами последующего развития Западной Европы. Иными словами, Запад как уникальное и обособленное явление родился вместе с Филиокве. В свое время апостол Павел увещевал галатов, чьи предки пришли в Малую Азию из Европы: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?.. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование… Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 2, 19, 21–27). В те же годы, когда в Риме победила клюнийская традиция, ставившая закон превыше даров Духа Святого, митрополит всея Руси Иларион произнес в Киеве свое «Слово о законе и благодати». Осмысливая слова апостола язычников, святитель говорил: «Так, иудеи тенью и законом оправдывались, но не спасались, христиане же истиною и благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев – оправдание, у христиан же – спасение».

http://pravoslavie.ru/54505.html

Некоторое дополнительное влияние на соблазн к совершению греха, возможно могли оказать еще два второстепенных фактора психологического характера: – запретность плода с дерева познания добра и зла, ибо как говорится в известной поговорке: «Запретный плод сладок». В Притчах Соломона по данному вопросу сказано: Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен ( Прит. 9: 13–18 ); – инициирование дьяволом повышенного внимания Евы к запретным плодам, после чего и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно… ( Быт. 3: 6 ). Прп. Иоанн Лествичник по данному вопросу говорит: «…ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем» (87: 28. См. Слово 3, п. 9). 3.2. Почему в природе человека заложена возможность греха Таким образом, прародители впали в порочные чувства, мысли и желания до нарушения ими заповеди Божией – вкушения плодов запретного дерева 138 . «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь…» ( 3Езд. 3: 21 ). Отсюда следует, что возможность получать удовольствие вне Бога (возможность греха) была у человека до грехопадения и потери благодати, то есть входила в его природу (была заложена Богом в природу человека при его создании). Такое положение представляется вполне понятным и логичным. Действительно, «если бы все граждане не могли достигать личного счастья иначе, как содействовать общему благу, то только сумасшедшие были бы порочными; все люди были бы вынуждены быть добродетельными» (французский материалист Гельвеций) (цит. по 132: 110). Св. Ириней Лионский говорит об этом так: «А если бы некоторые по природе были добры, а другие злы, то ни добрые не заслуживали бы похвалы, ибо они таковыми устроены, ни те не были бы достойны порицания, ибо они так созданы» (цит. по 120: 103). В данном случае, человек при физической (принципиальной) возможности грешить не делал бы этого, потому что не хотел бы этого в силу своей врожденной природы. Таким образом, речь здесь идет о природной нравственной невозможности грешить. В этом еще нет личной заслуги человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Обряды и дух молитв в ней почти те же самые, что и в литургии восточной. Однако в ней встречается и довольно разностей для того, чтобы литургия галликанская имела свой частный характер, и в то же время аналогии ее с восточной литургией столь многочисленны и столь поразительны, что с ее восстановлением во Франции восстановилась бы прерванная нить галликанских преданий с Восточной Кафолической Церковью... Читая галликанскую литургию, те из читателей, которые знают восточную литургию, без сомнения, будут поражены сходством, существовавшим между ними обеими, а те, которые в состоянии будут судить о ней только по ней самой, несомненно, удивятся прежде всего древнему и глубоко христианскому ее характеру и потом признают, что трудно было бы составить а priori литургию, более приспособленную к нашим (французским) действительным нравам». Представленная в этом исследовании галликанская литургия указанного времени, которая восстановлена по древним галликанским источникам и только в немногих местах, в случае пробелов в этих источниках, дополнена из древней мосарабской литургии, в настоящем издании и принята для перевода на русский язык. Но так как она составляет частную праздничную литургию на день Рождества Христова, то для ознакомления с более общими формулами галликанской литургии и в другие дни годичного круга по местам признается не излишним восполнить ее, в виде подстрочных прибавлений, другими соответственными по ходу богослужения молитвами по изданиям Бунзена и Даниеля 1205 , которые извлекли их также из подлинных галликанских памятников. Чинопоследование Галликанской литургии (в день Рождества Христова) Входное, или антифоны перед чтениями (из Священного Писания) 1206 Хор Аллилуиа. Благословен Грядущий во имя Господне! Аллилуиа, Аллилуиа. Бог – Господь, и осиял нас светом Своим. Празднуйте праздник Его; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Ты – Бог мой; буду славить Тебя громким голосом; Ты – Бог мой; буду превозносить славу Твою. Буду говорить, что Ты услышал меня и соделался моим Спасителем. Славьте Господа; ибо Он благ, ибо милость Его вечна (см. Пс. 117: 26–29 ). Он пришел во имя Господне. Слава и честь Отцу, Сыну и Святому Духу, во веки веков, аминь. Он пришел во имя Господне. Пророческая песнь Захарии (Benedictus) 1207 . Благословен да будет Господь, Бог Израилев! Ибо Он посетил и искупил народ Свой; Ибо Он воздвиг от корня Давидова Сына Своего, силу нашего спасения. Так исполнил Он обетования, данные во все времена через святых пророков: Освободить нас от врагов наших и из рук ненавидящих нас; Оказать милость отцам нашим и вспомнить святой Завет Свой; Даровать нам то, что с клятвой обещал Он Аврааму, Чтобы, избавившись от врагов наших, мы служили Ему со страхом, Чтобы мы были перед Ним святыми и праведными во всю жизнь нашу. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо ты пойдешь перед Господом, чтобы приготовить Ему пути Его,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он вдруг вспомнил, как однажды в Париже, куда приехал на медицинскую конференцию, брёл, любуясь городом, ни о чём не думая, но вдруг над ним завис вертолёт и усиленный динамиками голос жёстко потребовал: — У вас нет опознавательного чипа, вы не имеете права пребывать в этом районе города. Немедленно ложитесь на землю и ждите прибытия полиции, иначе мы вынуждены будем открыть огонь. На французском, на английском, на арабском и, наконец, на русском… И сейчас хотелось лечь на землю и закрыть голову руками… Галина Петровна приметила его состояние и тихонько спросила его: — Помнишь Петра, идущего по воде? — Что? — Пантелей не смог бы сейчас назвать даже собственное имя, не то что припомнить евангельский сюжет. — Апостол Пётр идёт по воде. На миг усомнился… — И начал тонуть… — продолжил как во сне Пантелей, и дальше он уже говорил словами Спасителя, словно успокаивая себя: — Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших… ( Мк. 11:23-26 ). — Ну вот, — облегчённо вздохнула Галина Петровна, — я боялась, что ты сейчас повернёшь обратно и скажешь им, что ты не знаешь, куда идёшь. — Я действительно не знаю, — признался Пантелей, — я просто верю. В какой-то момент мне показалось, что я узнаю эти места. Но это просто невозможно. Это откуда-то из далёкого детства, которое я помню как размытые картинки. Будто из другой жизни… — Ничего, иди, Пантелеимон, — чуть подтолкнула его Галина Петровна и тихо зашептала: — Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… Пока они мешкали, Серёжа умчался куда-то вперёд по тропе, то ли за птицей, то ли по собственному наитию. Во всяком случае, Галина Петровна, обнаружив его исчезновение, даже сбилась с молитвы.

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

Публикуемый ниже перевод первых двадцати глав сделан по изданию: Origène. Commentaire sur Saint Jean. Tome I (Livres I-V) Texte grec, avant-propos, traduction et notes par C. Blanc. Paris, 1966 (SC 120). Расхождения с С. Бланк в выборе разночтений отмечены специально. В выборе или определении аллюзий из Священного Писания мы также иногда расходимся с французской издательницей, обычно без специальных оговорок. Мы сочли излишним объяснять большую часть мест, уже прокомментированных в SC, но добавили ряд других необходимых, на наш взгляд, примечаний. В переводе приняты следующие обозначения: лакуна в оригинале [ ] добавления по смыслу конъектуральные чтения курсив маркирует неявные цитаты и аллюзии (при последних стоит обычно «ср.») В цитатах из Священного Писания использованы с небольшими изменениями церковнославянский и синодальный переводы, адаптированные согласно грамматическим и орфографическим нормам современного русского языка и с учетом разночтений древнейших греческих рукописей по критическим изданиям А. Ральфса и Нестле-Аланда. Иными словами, курсив и кавычки указывают на степень соответствия библейских чтений Оригена современным научным изданиям греческих текстов Священного Писания. Не отмечаются сокращения, сделанные Оригеном при цитировании библейских текстов. § I 1. Думаю, что как древний народ, названный «Божиим» 24 , был разделен на двенадцать колен и над остальными коленами [поставлен] левитский чин, каковой тоже служил Богу (τ θεον θεραπεουσαν), [состоя] из многих священнических и левитских разрядов, – так и, по моему мнению, согласно «сокровенному сердца человеку» ( 1Пет. 3, 4 ) всякий народ Христов, получив сокровенно 25 имя Иудея и «обрезанный по духу» (ср. Рим. 2, 29 ), имеет более таинственно свойства этих [двенадцати] колен. Яснее об этом (о чем для умеющих слушать не молчат и другие пророки) можно узнать от Иоанна из Апокалипсиса. 2. Говорит же Иоанн так: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца,.. имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: сто сорок четыре тысячи запечатленных из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова... двенадцать тысяч» ( Откр. 7, 2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Три неудобных вопроса о вере 3 мин., 13.08.2012 Как можно объяснить казни, войны и другие злые дела, совершенные (и совершаемые) «во имя Божие»? Как говорит Писание, лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено (Иер 17:9). Люди склонны ко всякому злу и безумию и при этом любят искать своему поведению разно­образные оправдания. Увы, не существует идеалов, которые порочные люди не извращали бы в интересах своей порочности. Страшные преступления совершались во имя справедливости, сострадания к бедным, науки, свободы, патриотизма, прав человека, многих других вещей, которые сами по себе вовсе не являются плохими. Это верно и по отношению к религии. Господь говорит в Евангелии, что некоторые люди берутся выступать от Его имени, хотя Он никогда не знал их: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:22,23). Более того, Господь говорит о том, что наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин 16:2). Грешные люди могут извратить все, включая веру. Нам не следует забывать, что, начиная с Великой французской революции, не менее ужасные дела творились под знаменами разума и просвещения, а в ХХ веке такие великие атеисты как Ленин, Сталин, Мао или Пол Пот далеко превзошли во зле всё, что когда-либо совершалось под религиозными знаменами. Следовательно, источник этого зла — не в религии как таковой, а в греховности человеческого сердца.  Почему Православие называется именно так? Русское слово «Православие» является калькой с греческого слова «Ортодоксия», которое состоит из двух корней: «орто» — прямой, правильный, и «докса» — учение, мнение, представление, слава; греческий же глагол «доксазо» значит «славить». Это слово возникло в Церкви как реакция на появление ересей — лжеучений, отрицавших фундаментальные истины Евангелия, прежде всего, в отношении личности и деяний Господа нашего Иисуса Христа. Церковь, в соответствии со свидетельством Апостолов, исповедовала Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, по Божественной природе — совечным Отцу и равным Ему, по человеческой — воплотившимся ради нашего спасения от Девы Марии. Различные еретики по-разному отрицали или искажали эту истину. Чтобы отличать христиан, содержащих истинное Апостольское благовестие, от лжеучителей, и появился термин «ортодоксия», правильное учение.

http://foma.ru/prostyie-voprosyi-zlo-vo-...

Священная книга христиан – Библия, с первых же глав вводит читателя в тайну создания человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ‹…› и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. [Быт. 1.26-27] «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» [Быт. 2.7]. Эти, известные каждому образованному европейцу с детства строки Священного Писания, казалось бы проводили непереходимую грань между человеком и всем прочим творением, которое никогда не называлось ни «образом» ни «подобием» Творца. Именно желая разрушить «религиозные предрассудки», французские просветители XVIII века настаивали на том, что человек произошел от обезьяны, вышел из животного мира. Научный, зоологический анализ этой возможности предложил в 1809 году в своем известном труде «Философия зоологии» французский ученый Жан Батист Ламарк . Ему принадлежит мысль, что при определенных природных обстоятельствах высшие обезьяны могли обрести способность ходить на двух конечностях, получить «человеческую» стопу и кисть руки, человекоподобное лицо вместо морды зверя. Когда «Философия зоологии» вышла в свет, Франция вела победоносные войны против старой христианской Европы. Но Европа победила революционную «безбожную» империю Наполеона. На континенте началась борьба с революционной заразой. Взгляды Ламарка подверглись осуждению коллег и Церкви. Однако свободомыслие исподволь разрасталось. И когда в 1856 году близ впадения реки Дюссель в Рейн в долине Неандер были обнаружены какие-то странные человеческие кости, ряд ученых объявили их останками человека вымершего типа. Так предположил первый исследователь скелета Иоганн Карл Фульротг, так считал и анатом Шаафгаузен, сделавший сообщение о находке весной 1857 года на съезде естествоиспытателей в Бонне. Но как совместить эту находку с верой, что Бог сотворил человека «по Своему образу и подобию»? Разве мог считаться такой «примитивный» древний человек «образом» Творца? Одни ученые радовались находке, видя в ней аргумент в пользу происхождения человека от обезьяны, а не «от Бога», другие были весьма смущены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Т. 1. С. 479, 338; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 10, 106–107; Свт. Григорий Нисский . О девстве, 7). Это выражение имеет библейское основание. См. повествование о просьбе израильтян к Едому пройти «царским путем»: позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих ( Чис. 20:17 ); см. то же и к царю Аморрейскому Сигону ( Чис. 21:21–22 ); ср.: Притч. 4:27 . – Ред. У преп. Феодора Студита оно чаще всего применяется по отношению к общежительному устроению монашеской жизни как «золотой середине» между крайностями мирской расслабленности и чрезвычайной строгости одиночного аскетизма. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 40; 34; 36; 66; II, 58. £. 410; 92. Σ. 655; Он же. Малое оглашение 47; 102; ср.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 1, 26; Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, 58 (см.: TSGC. Р. 153). – Ред. 27 Судя по указанию на несколько привелигированное положение, данное оглашение обращено к братии монастыря в Саккудионе, само местонахождение которого отличалось уединенностью и тишиной (см.: TSGC. Р. 154). – Ред. 29 Указанная монастырская должность во времена преп. Феодора Студита отличалась по смыслу от современной афонской. Если в последнем случае канонарх лишь читает (поет) начало текста, который затем поет псалт (певчий), то в первом случае канонарх имел весьма широкий круг обязанностей, и в целом на нем лежала организация богослужения и руководство чтецами, певчими и даже каллиграфами (переписчиками), задействованными для тиражирования богослужебных текстов (см.: Leroy, 62). – Ред. 30 Дориносимый ( δορυφορομενος)  – торжественно «носимый на копьях» (от δορς – «копье» и φορω – «носить»). См. «Херувимскую песнь» Божественной литургии св. Иоанна Златоуста . Традиционное толкование: коронация воинами императора. – Ред. 32 Во французском издании (см.: TSGC.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

923 ...за стенами города Лана... — В подлиннике: Lugdunum Clavatum — букв. «Лугдун окаймленный»; фр. Laon — Лан. Расположенный на горе, этот город был неприступен. 924 ...когда Хильдеберт достигнет законного возраста. — По Салическому праву (Гл. 34) совершеннолетие начиналось с 12 лет, а по Рипуарскому праву (84 81) — с 15 лет. Французский ученый М. Пру считает, что меровингская семья должна была следовать этому пункту Рипуарского закона. Только в таком возрасте король был дееспособным человеком. (См.: Ргои М, La Gaule merovingienne. P., 1897 Р. 34). 925 ...«Приди, святитель божий, и возложи руку на его голову». — Ср.: Мф.:9. 16. Цитируется Григорием не дословно. 926 ...«род всегда неверный»... — Ср.: Мф.:17, 17. Цитируется Григорием не дословно. 927 ...«Видите, видите, что Я — Господь, и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвлю и Я оживлю, Я поражу и Я исцелю». — Втор.:32, 39. 928 ...«Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». — Пс.:109, 3. 929 ...«Послал Слово Свое и исцелил их». — Пс.. 106:20. 930 ...«Я ли, заставляющий других рождать, Сам не могу родить?» — Ис.:66, 9. 931 ...как некогда... Да вид поразил Голиафа... — По библейскому сказанию, во время войны филистимлян с израильтянами юноша Давид, приняв вызов великана-филистимлянина Голиафа, вооруженного мечом, поразил его камнем из пращи. Затем Давид бросился к оглушенному великану, вырвал у него из рук меч и одним ударом отсек ему голову. (См.: 1 Цар.. 40 — 51). 932 «И Бог и человек, и кто познает Его?» — Иер.:17. 9. 933 «Сей есть Бог наш... Он явился на земле и обращался между людьми». — Вар 3 36 — 38. 934 «...и нарекут имя Ему: Эммануил»... — Ис.:7, 14. 935 ...«что значит: с нами Бог». — Мф.:1, 23. 936 ...«Пронзили руки мои и ноги мои, разделили ризы мои между собой». — Пс 21 17:19. 937 ...«Дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». — Пс.:68, 22. 938 ...«Господь царил с дерева». — «...царил с дерева» — эти слова, по замечанию Р. Бухнера (Т. 2. С. 11. Прим. 7), вероятно, были христианской интерполяцией, так как ни в Вульгате, ни в Септуагинте их нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

В этом году папство получило «престол свой и великую власть» (От. 13:2); следовательно, с этого года и нужно считать 1260 пророческих лет, конец которых приходится на 1798 год, когда у антихриста, согласно пророчествам отнята власть «губить и истреблять до конца» ( Дан. 7:26 ; От. 13:10), ибо в этом, именно 1798, году французский генерал Бертье двинулся с войсками на Рим, взял в плен папу Пия VI и тем уничтожил власть папства; его глава как бы смертельно была ранена, однако «смертельная рана исцелела» (От. 13:3); папство продолжает существовать, лишенное даже последней власти королем Италии, Виктором Эммануилом; но антихрист, т. е. папство, все–таки будет скоро совершенно уничтожено, его уничтожат адвентисты своим учением. 2) Все хитросплетения адвентистов, силящихся на основании свидетельств Св. Писания и истории Церкви доказать, что пришествие Христово и кончина мира уже будто близко, ибо появился уже антихрист в мире, в виде римского папства, при истинном свете Св. Писания же и истории Церкви оказываются плодом праздного ума и вымысла человеческого. Прежде всего у адвентистов совершенно ложный взгляд на самого антихриста, который, по их учению, будто уже пришел и царствовал в мире в виде папства. Антихрист не есть целый ряд личностей, хотя бы, напр., и римских пап, как утверждают адвентисты, он – одно, определенное лицо, – «человек (а не «человеки») греха, сын (а не «сыны») погибели» ( 2Фес. 2:3 ). И Сам Господь говорит неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной (а не «иные» как напр., папы) приидет во имя свое, его примете» ( Иоан. 5:43 ). Следовательно, антихрист это – не целый ряд сменявших друг друга и многие века личностей, а одна личность, имеющая явиться в одно определенное время. Не сравним антихрист с римскими папами по характеру своему, по его учению и по делам своим. Об антихристе сказано в Св. Писании, что он – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010