< >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского и сохранились до настоящего времени два жития св. Стефана Дечанского: одно написано современником, продолжателем труда сербского архиепископа Даниила, писавшего Родослов, или Цареставник, т. е. жития кралей и архиепископов Сербских; другое написано позднее, лет через шестьдесят, игуменом созданной св. Стефаном Дечанской обители Григорием Цамвлаком, бывшим впоследствии митрополитом Киевским. Эти жития и положены в основу настоящего изложения. правил Сербией с 1282 по 1320 г. с 1243 по 1276 г. Стефан Первовенчанный преставился в 1224 г., правил с 1195 г. Стефан (Симеон) Неманя правил с 1159 г. по 1196 г. Старший Палеолог был императором в Царьграде с 1281 г. по 1332 г. в Македонии на реке Вардаре; теперь по-турецки называется Ускюб. Призрен находится в Старой Сербии, принадлежащей теперь Турции, близ реки Белаго Дрина, на его небольшом левом притоке Марице. на юге теперешней Греции. Бдинский или Виддинский (от города Виддина на Дунае) был болгарским царем с 1323 г. по 1330 г. юго-западная часть нынешнего румынского королевства. севернее Валахии. Вместе с последнею она составляет Румынское королевство. город в Болгарии, теперешняя столица Болгарского княжества. Савва, первый архиепископ Сербский, сын св. Стефана Немани, в иночестве Симеона, и брат Стефана Первовенчанного. Память св. Стефана Сербского празднуется 12 января. протекает в Турецкой области — Македонии мимо города Калканделен. находится на р. Неродимке, притоке верхнего Вардара, близ водораздела между Эгейским морем, куда течет Вардар, и Дунаем, куда течет начинающаяся здесь река Ситница через знаменитое Косовское поле в реку Ибар впадающую в сербскую Мораву, текущую в Дунай. на юге Скадарского озера, близ истока из него реки Бояны, текущей в Адриатическое море. находится теперь в Турции по соседству с Греческим королевством, на северо-восток от него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Юстиниан I Великий (527-565 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Юстиниан был редкой, в своем роде единственной, фигурой в линии «ромейских,» т.е. греко-римских, императоров послеконстантиновской эпохи. Он был племянником императора Юстина — безграмотного солдата. Юстину для подписания важных актов подавалась золотая пластинка с прорезанным на ней рисунком его имени. И он по этому трафарету выводил буквы своего имени. Но Юстин ценил просвещение и дал своему племяннику Юстиниану первоклассное образование, филологическое и юридическое. Перед самой смертью (1 августа 527 г.) Юстин формально приобщил Юстиниана к власти, обеспечив тем ее преемство. Одним из учителей Юстиниана был игумен Феофил, оставивший не сохранившуюся для нас биографию своего великого ученика. Из позднейшей ее редакции XVII в. извлекаются интересные известия, что родиной Юстина и Юстиниана было местечко Таврисион возле нынешнего Скопле (по-турецки Ускюб) в Македонии. A так как местное имя Юстиниана было «Управда» и имена других родственников его звучат так же по-славянски, то многие славяноведы и племенное происхождение родства Юстинианова ведут от славян. Эти иллирийцы были, может быть, по племени и албанцы, говорившие и по-славянски. Школьным и литературным языком их был латинский. Сознавали они себя политически и культурно «римлянами.» Как римляне, живущие на Востоке, они считали нужным знать и греческий разговорный язык. Как люди образованного класса, они были «билингвалами» (двуязычными). Сам Юстиниан именовал себя очень аристократически, по-римски: Flavius Petrus Sabbatius Justinianus. A в половине своего царствования, будучи украшенным рядом побед и аннексий, еще пышнее: Caesar Flavius Justinianus, Alemannicus, Gothicus, Francicus, Germanicus, Anticus, Vandalicus, Afrikanus. Одним из учителей, давших Юстиниану блестящее классическое и юридическое образование, был известный ученый-богослов того времени скифский монах, известный под именем Леонтия Византийского. Он был аристотелик по философской школе и почитается основателем византийской схоластики.

http://sedmitza.ru/lib/text/435227/

Все просьбы Теодориха были исполнены, кроме одной — возврата в арианскую ересь уже присоединенных к православию готов. Этого было достаточно, чтобы возвратившаяся на Запад депутация была брошена Теодорихом в тюрьму, где через несколько дней папа Uoahh I и умер. Император Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.) и V Bceлehckuй собор . Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.) . Юстиниан был редкой, в своем роде единственной, фигурой в линии «ромейских», т. е. греко-римских, императоров послеконстантиновской эпохи. Он был племянником императора Юстина — безграмотного солдата. Юстину для подписания важных актов подавалась золотая пластинка с прорезанным на ней рисунком его имени. И он по этому трафарету выводил буквы своего имени. Но Юстин ценил просвещение и дал своему племяннику Юстиниану первоклассное образование, филологическое и юридическое. Перед самой смертью (1 августа 527 г.) Юстин формально приобщил Юстиниана к власти, обеспечив тем ее преемство. Одним из учителей Юстиниана был игумен Феофил, оставивший не сохранившуюся для нас биографию своего великого ученика. Из позднейшей ее редакции XVII b. извлекаются интересные известия, что родиной Юстина и Юстиниана было местечко Таврисион возле нынешнего Скопле (по-турецки Ускюб) в Македонии. а так как местное имя Юстиниана было «Управда» и имена других родственников его звучат так же по-славянски, то многие славяноведы и племенное происхождение родства Юстинианова ведут от славян. Эти иллирийцы были, может быть, по племени и албанцы, говорившие и по-славянски. Школьным и литературным языком их был латинский. Сознавали они себя политически и культурно «римлянами». Как римляне, живущие на Востоке, они считали нужным знать и греческий разговорный язык. Как люди образованного класса, они были «билингвалами» (двуязычными). Сам Юстиниан именовал себя очень аристократически, по-римски: Flavius Petrus Sabbatius Justinianus. а в половине своего царствования, будучи украшенным рядом побед и аннексий, еще пышнее: Caesar Flavius Justinianus, Alemannicus, Gothicus, Francicus, Germanicus, Anticus, Vandalicus, Afrikanus.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Начальник болгарского гарнизона Драксан перешел на сторону Василия, основался на житье в Солуни, где женился на гречанке, но потом снова бежал к своим. Нужно думать, что и при Самуиле славянские вожди, начальники крепостей и гражданские чины не доросли до сознания национальной идеи и легко жертвовали общими интересами в пользу личных выгод. Как ранее, в VI-VII вв., так и теперь эллинизм и византийская государственность брали перевес над не сложившимся среди славян Балканского полуострова государственным и национальным самосознанием. Несмотря на то что теперь успех был явно на стороне Византии, что Восточная Болгария, Фракия и Македония были очищены от болгарских гарнизонов и вся сила Самуила сосредоточивалась в горных областях на запад и север от Охриды и Преспы, царь Василий, как говорит византийский летописец, каждый год делал новые вторжения в Болгарию, производя всюду опустошения и пожары. Последним военным делом его было вторжение в горную область при верховьях Вардара, где находится город Скопье, или Ускюб, запирающий горный проход из Македонии в нынешнюю Албанию и старую Сербию. Здесь должна была произойти решительная битва между обоими войсками, разделенными рекой Вардаром, которая вновь окончилась поражением Самуила и сдачей города грекам. Можно догадываться, что и на этот раз против Самуила была искусно подготовлена измена. Оказывается, что в Скопье командовал представитель Болгарского царства Роман, сын Петра, что он после сдачи города принял предложение поступить на службу империи и был некоторое время византийским стратигом в Абидосе. Это происходило в 1004–1005 гг. Нужно признать, что после стольких побед над болгарскими отрядами явный перевес на стороне царя Василия был бесспорным. В собственной Болгарии и Македонии славянам не оставалось средств поддерживать сопротивление. Самуил лишился главных сил для ведения войны, которые он мог черпать в собственной Болгарии. Последний период военных действий характеризуется со стороны Самуила исключительно обороной. Все показывает, что сила его была надломлена уже после 1005 г. С тех пор он старался затруднять движение византийских войск в западные области его обширных прежде владений, занимая клисуры и делая засады в горных проходах, ведущих в Эпир и приморские области. Во весь дальнейший период до роковой битвы при Кимвалунге, о которой будет речь ниже, сохранилось лишь известие в житьи Никона Метаноите 532 о нанесенном Самуилу поражении при Креше, в котором можно угадывать Кратово в Македонии. Дальнейшая роль Самуила заключалась в обороне заграждениями проходов, ведущих в приморскую Болгарию, «так как он со всех сторон испытывал поражения и терял свои боевые силы». В 1014 г. произошло роковое и самое жестокое дело в истории средневековых войн в ущелье Кимвалунге в горах Родопа, может быть, нынешнее Демир-Хиссар.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Прокопий в De aedificiis. ibid., полагает Юстиниану первую не в Дакии средиземной, а в Дардании. Но так как невозможно допустить, чтобы сам импер. Юстиниан не знал точно провинции, в которой родился, то необходимо предполагать, что он (Прокопий) ошибается. По всей вероятности, он смешивает Дакию средиземную с Дарданией потому, что Юстиниана находилась в первой близ границы с последнею (или может быть слова его: ν Δαονοις πο τος Ερωπαος, ο δη μετ τος πιδαμνων ρους κηνται, το φρουρου γχιςχ, περ Βεδεριαν πικαλεται, χωρον Ταυρσιον νομα ν и пр., должно понимать не в точном смысле о провинции Дардании, а вообще о поселениях народа дарданов, которые кроме собственной Дардании могли быть и в провинциях соседних, cfr Географии Птоломея кн. 3, гл. 9). 102 Мнение это, не знаем кем впервые высказанное, читается уже у Раича кн. VIII, гл. IV, § 1; из новейших держатся его Шафарик, Древн. II, I, 258 fin., Цахариф в Beiträge zurGeschichte d. Bulgar. Kirche, S. 6, и некоторые другие. Что это мнение, первоначально высказанное, как кажется, без особенных оснований, действительно есть вероятнейшее, это видно из следующего: 1) Юстиниану первую должно искать в древней средиземной Дакии, потому что по несомненному свидетельству импер. Юстиниана она находилась именно в этой провинции; 2) ее должно искать в Дакии где-нибудь на смежьи с Дарданией, потому что только этим обстоятельством можно объяснить ошибку (или неточность) Прокопия, который переносит ее из первой провинции во вторую: а всего более соответствует обоим этим условиям действительно местность нынешнего Кюстендила. Мнение тех, которые принимают за древнюю первую Юстиниану нынешнюю Скопию или Ускюб, несомненно ложно, во-первых, потому, что Скопия находилась не в Дакии, а в Дардании (Hierocli Synecd., ed. Bonp., p. 393); Юстиниана была построена на месте селения Таврезий, а Скопия и до построения Юстинианы называлась Скопией (ibid.). Думающие видеть Юстиниану в нынешнем Призрене может быть не переводят ее из Дакии в Превалитанию (границы тут точно не известны), но не согласны с Прокопием, по которому она должна быть полагаема далее к востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ну, как не приветствовать такое исповедание славянофильских воззрений в аудитории Политехнического музея! Невольно за последнее время задумываешься над явлениями западного мира. Своими мыслями я и буду делиться с Тобой, дорогой и близкий душе моей Друг. Не описывать Запад я буду. Нужно ли описывать Запад? Его уж и так много раз описывали. Кто не читал о быстроте немецких поездов, об удобствах заграничных гостиниц, о чистоте берлинских улиц? Нет, мне хотелось бы подслушать вздохи западной души, биение западного сердца, западную душу сравнить с русской душой. Иногда мелкие впечатления наводят на большие размышления. Подобные впечатления выпадали и на мою долю, а размышляешь над ними и доселе.  Письмо второе. Славянство В последнее время, когда славянский мир вступил в кровавую борьбу с миром тевтонским, мне, мой дорогой Друг, часто вспоминается одна подробность из моих встреч с западными славянами. Встречался я с разными славянскими народностями, с разными людьми и при различных обстоятельствах, но эта подробность, о которой я хочу Тебе сейчас писать, повторялась постоянно. Что за подробность? Я расскажу самые факты. 27 июня 1908 года поехал я из Салоник по железной дороге на север, в Белград. Салоники и Македония были тогда - а давно ли это и было-то! - турецкими. Турецкая железная дорога - большое испытание для терпения. Ускюб... Все еще Турция. Уже к вечеру добираемся до сербской границы. Направо и налево от дороги побежала по ровному месту канава. Граница. Станция " Ристовац " . Переменили поезд. Турки пропали. Кондуктора в фесках остались позади. Лишь вступили на сербскую почву - сразу будто родным повеяло. Это просто удивительное чувство: за границей, а чувствуется близкое, родное, свое. Даже и самая местность будто напоминает родную среднюю Россию с ее холмами и полями. Но вот на одной из станций я вздумал достать кипятку. Что же оказалось? С буфетчиком сербом мы не понимаем друг друга. " Вода " - для него понятно, а " горячая " , тем более " кипяток " , ему ничего не говорят и он мне наливает воды холодной. Я трясу головой; холодная вода выливается. Пытаюсь описательно растолковать, что мне нужно, - ничего не выходит. Как тут быть? В это время в буфет приходит кто-то из пассажиров, а я уже отошел с безнадежным видом в сторонку. Слышу, пришедший заговорил с буфетчиком по-немецки. Это для меня было открытием. Самому мне и в голову не пришло даже попытаться заговорить с сербом по-немецки. Недолго думая, открытие свое я применил к делу и через минуту пошел в вагон - в чайнике у меня был кипяток.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/235/...

Утвержденное в позднейшие времена защитниками архиепископии ахридской мнение, что первая Юстиниана есть именно Ахрида, совершенно несправедливо; первая Юстиниана, как положительно известно из новелл самого ее основателя, находилась в средиземной Дакии (Dacia mediterranea) 101 , а Ахрида, по древнему Лихнид, совсем в другой и даже вовсе не соседней с нею провинции (по тогдашнему разделению в новом Епире, отделявшемся от Дакии средиземной Превалитанией и Дарданией, см. Συνκδημον или Дорожник Гиерокла, ed. Bonn., р. 393 и исторические атласы). Из нескольких мнений относительно ближайшей местности первой Юстинианы наиболее вероятное есть то, что она находилась или около, или на самом месте нынешнего Кюстендила 102 . Провинции, имевшие входить в церковном отношении в состав архиепископии первой Юстинианы, были следующие: 1) самая Дакия средиземная, в которой находилась Юстиниана (другие города из существующих в настоящее время в средиземной Дакии были: Сардика, ныне София, перед Юстинианой бывшая главным городом провинции, Νασος – Ниш); 2) Дакия прибрежная (Dacia ripensis, – занимала южный берег Дуная, между впадающими в него Искером или Искаром и Тимоком); 3) первая или верхняя Мизия (находилась на южном Дунае между впадающими в него Тимоном и Савой; в новелле XI – Mysia secunda ошибочно); 4) Дардания (города в ней были Скопия или Скупы – нынешний Ускюб, Улпиана – находившаяся недалеко от нынешнего Кюстендила на границе с средиземной Дакией); 5) Превалитания (в новелле CXXXI Трибаллия, с городами Скодра – нынешний Скадар или Скутари в северо-западной Албании, на границе с Черногорией, Λσσος – нынешний Алессио или Леш, на нижнем соединенном Дрине, на юг от Скадара); 6) вторая Македония (с городами Стобы – не нынешний Истиб, как думают некоторые, а находившийся где-то недалеко от впадения р. Рила в Стримон: см. Гласника VII, 186 нач., Пелагония – нынешний Битоль); 7) часть второй Паннонии (прилежащий к нижней Саве и Дунаю юго-восточный угол австрийской Сербии). По нынешнему именованию и разделению земель, архиепископия первой Юстинианы обнимала юго-восточный угол австрийской Сербии, все княжество Сербское с Черногорией и старой Сербией, западную часть Болгарии (на восток по р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На части земель Ласкаря существовали в древности такие царства, как Прусия и Аттала, но в XIII в. страна была разорена и население немногочисленно. Тем не менее в руках Ласкаря оказались значительные средства, обогащавшие прежде местных архонтов. Утвердив на местах поколебленную государственную власть, Ласкарь мог теперь располагать достаточными суммами для возобновления крепостей: на башнях Никеи, в Прусе и Ираклии Понтийской, которой он овладел несколько позже, впрочем, эти надписи могут относиться и к концу его царствования. У него является свой флот. Бывший корсар итальянцев Стирион поступил к нему на службу со своими кораблями, как прежде служил константинопольским царям. Опаснейшим врагом с греческой стороны был для Ласкаря представитель партии Комнинов, молодой Давид, «царский потомок», как он называл себя на своей печати, или «отрок с Понта», как его именовал никейский писатель Хониат. Его имя звучало громче, чем имя Ласкаря, и с ним также была византийская знатная молодежь. Через несколько месяцев по взятии Константинополя Давид вторгся из Пафлагонии с войсками из грузин и лазов и дошел до Никомидии, приводя население под руку своего брата Алексея Трапезунтского; но Ласкарь, тогда еще не венчанный на царство, наказал его немедленно. Стороною, прорубая дорогу в лесной чаще, сам впереди с топором в руке, спуская на горных стремнинах коней на веревках, Ласкарь напал на авангард Давида внезапно, разбил и захватил в плен его начальника, знатного Синадина. Давид был отогнан до самой Ираклии Понтийской. Неуспех «отроков с Понта» объясняется не только военными талантами Ласкаря, но и союзом последнего с турками. Последние под Амисом (Самсуном) задержали войска Алексея Трапезунтского, и Давид не мог получить помощи от брата. Коалиции Ласкаря с турками была противопоставлена другая. В 1206 г., заключив союз с франками, Давид выступил опять и захватил Прусиаду (в Сев. Вифинии, ныне Ускюб). Ласкарь опять прогнал Давида в Ираклию и взял бы ее тогда же, если бы не франки, которые заняли у него в тылу Никомидию; Ласкарь должен был отступить окольными путями, теряя людей при переправе через разлившиеся зимою горные потоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Во втором случае: После Плевны идти к Софии и зимовать там, считая этот пункт передовым к стороне Константинополя, до весны. Зимою очистить всю полосу к западу от линий: София, Ускюб, Черногория , от турок. При этом турки изгоняются из Боснии и Герцеговины; Сербия , Черногор ия и Румыния получают определенные районы для действия. С занятием Ускюба Греция может быть приглашена к участию. Выгоды: 1. К весне, при союзниках, вся эта полоса может быть занята ими, а 120.000 русских будут готовы двинуться в любом направлении. 2. База наша расширится всею полосою Румынии до Виддина, Сербиею, Герцеговиною и, при известной широте плана, быть мо­жет, мы свой правый фланг упрем в море (особенно при участии Греции) и получим содействие своего флота. Вышеизложенный план должен вести к систематическому отнятию от Турции всех местностей с не турецким населением. Этот план в связи с развитием наших успехов в Ма­лой Азии, источнике мусульманского населения, приведет в дей­ствительной победе. С принятием этого способа действий на других театрах войны казалось бы было целесообразно: 1. Войскам Цесаревича оставаться в оборонительном положении, чтобы не натолкнуться на нашем левом фланге на новую Плевну и не сделать того, что желательно неприятелю. Вообще при всяком плане наступление с этой стороны казалось бы излишне, ибо здесь неприятель сам, вероятно, перейдет в наступление, увидя, что ни Рущук, ни Разград, ни Шумла не приносят той пользы, которую от них ожидали. 2. Войскам князя Шаховского прикрывать на оборонительной позиции путь к Тырнову. 3. Войскам Ф.Ф. Радецкого занять гарнизонами в сильных укреплениях Шипку и Ханкиой, а массу войск отвести на зиму в Тырново и Габрово. При принятии в трех этих массах строго оборонительных действий, образовать из них резерв, в размере двух, даже трех дивизий, которые держать в Горном Студне, например. С занятием нами Софии и с захватом всей страны по Черногорию турки могут: 1. Ударить на наш левый фланг. 2. Перевести армию Сулеймана к Филиппополю.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/02/...

П. Игнатьев, в 1880-е М.К. Ону, в 1900–1910-е Н. В. Кохманский и Б. С. Серафимов, 257 и бессменно на протяжении нескольких десятилетий – П. Б. Мансуров, 258 которого можно назвать настоящим специалистом по национально-церковным противоречиям Балкан и Ближнего Востока. Пожалуй, ни одно решение по важным церковно-политическим делам не принималось без его совета; неоднократно он предпринимал поездки на Афон для переговоров между греками, русскими и другими славянами. Хорошими знатоками церковных дел на Востоке были русские генконсулы в Иерусалиме и Фессалонике, а также консулы в других крупных городах Османской империи – Смирне, Бейруте, Дамаске, Адрианополе. Постоянно иметь контакты с местным духовенством и знать все тонкости церковных дел неизбежно приходилось всем дипломатам на местах: ведь каждый митрополит (греческий, болгарский, армянский) представлял ту или иную этноконфессиональную группу в данном регионе Османской империи. Послы в Константинополе конца XIX – начала XX в. регулярно вели переговоры с патриархом, членами Синода, болгарским экзархом, по мере необходимости осуществляли посредническую функцию между церковными предстоятелями и Портой, а в сложных конфликтных ситуациях использовали авторитет России для непосредственного давления на турецкое правительство в защиту интересов Церкви. В 1897 г. Российское константинопольское посольство возглавил И. А. Зиновьев. Не считая возможным поддерживать в балканских национальных конфликтах ни греческую, ни болгарскую сторону, он встал на защиту сербских интересов в Македонии. Результатом его политики было назначение митрополита-серба в Ускюб (Скопие). В целом, ввиду избранного русским правительством курса на сохранение status quo в Македонии, усилия посла были направлены на смягчение противостояния и поддержку османских властей: так, после Илинденского восстания 1903 г. он настаивал на применении к повстанцам всех мер строгости. В переговорах с болгарским экзархом одним из главных требований было ограничение действий болгарских комитетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002