Ведь Божественное Тройческое Существо есть и высшее начало, и выражение, движущая сила этой любви, как блаж. Августин и сказал: «Видишь Троицу – видишь любовь». А по слову самого тайновидца Иоанна, любовь – это, так сказать, самая природа Божества, ибо Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ), а потому – пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. «И в этом – корень будущего познания, безграничная сфера его, как и все собою определяющая сила и сущность его. И в этом своем сыновне-любовном отношении к Небесному Отцу любви, совершенный христианин, так сказать, вольется в новое русло ведения – истинного и богоподобного и в отношении к Богу, и в отношении к другим духовно­нравственным существам. Так что всякий узрит Его именно лицем к лицу – не в гаданиях, не только «как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем Он был зрим святыми апостолами на горе Святой» 425 , но и недоступным для нашего теперешнего словооборота, а равно и самого представления мысленного способом – в самом Премирном и Бесконечном Его Божественном Существе. А вместе с этим и как следствие этого и имя Его, как еще раз говорится здесь, будет на челех их. Можно думать, что не случайно тут уже не добавлено, как раньше, слово написано (ср.: Откр.14:1 ). Т.е. этим дается знать, что начертание имени Божия уже не отвне сияет с чела их, но как бы вросло туда; выражается в самом, так сказать, строении их чела, или, как объяснял св. Андрей, они «будут иметь начертание имени Божиего, вместо золотой дщицы, которую носил первосвященник (см.: Исх.28:36 ), не на челах только, но и в сердцах, т.е. твердую, непреложную дерзновенную любовь к Нему»; ибо в начертании этом на челах, по нему, означается «украшение в дерзновении» 426 . И затем, уже в применении к этой новой жизни всех, живущих в Иерусалиме сем, еще раз отмечается в приведенных стихах, что не будут они нуждаться ни в свете солнечном, ни в светильниках, ибо и ночи там не будет. Но Сам Господь Бог будет освещать их... И потом заканчивается все это описание нового Иерусалима с живущими в нем отрадным обетованием вечного их соцарствования с Богом, такого же бесконечного, как и самое это Царствие Его (см.: Лк.1:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Владыке Христу как Богочеловеку – за Его безграничную любовь и человеколюбие – Бог Отец покорил все существа. Ничего не оставил Он вне пределов этой любви, этой силы, потому что все покорил под ноги Его ( 1Кор.15:27 ). Во время Своей жизни на земле и Своей деятельности в мире через Церковь Богочеловек покорял человеческие существа любовью, а не силой или принуждением. В этом Его существенное отличие от всех земных и адских завоевателей мира. И еще: как Богу Слову, Творцу всего сущего и живого ( Ин.1:3–4 ), Христу подчинено, покорной покорено всё. Это в полной мере обнаружится и станет явным для всех и вся лишь на Страшном Суде и после него. Да, Ему покорено всё в сотворенных мирах. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все ( 1Кор.15:27 ), то есть кроме Бога Отца и с Ним Святого Духа, ибо Они с Ним равнославны и Ему равносильны. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем – ο Θεος τ πντα εν πσιν ( 1Кор.15:28 ). Сын Божий, Владыка Христос, добровольно покорится Богу Отцу как Сын Человеческий. Но и как Сын Божий, в бесконечной сыновней любви, Он смиряется перед Богом Отцом, Который опять-таки по причине Своей безграничной отеческой любви во всем равен Сыну и Святому Духу. Ибо всё, что имеет Отец, принадлежит Сыну; и всё, что имеет Сын, принадлежит Отцу. По Божеству у Них всё общее: нет здесь ни большего, ни меньшего, ни первого, ни второго, но во всем полное равенство, и сила, и власть. И как триединая сущность, как Пресвятая Троица Бог будет все во всем: всё во всех мирах, всё во всех богоподобных и боголюбивых существах. Тогда окончательно обнаружится вся тайна всех существ и станет очевидным, что единственная и всеохватывающая реальность, бескрайняя и бесконечная, вечная и всеблаженная – это [что] Бог есть всё во всем. Ясно следующее: за всей нашей земной тьмой и помрачением, за всеми драмами, и трагедиями, и грехопадениями, и пристрастием к пороку – стоит как завершение всего: Бог – всё во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вот Иосиф, сын другого патриарха, Иакова. В Египте при дворе фараона он достиг высших степеней. Он богат и могуществен. Но когда он узнает, что его престарелый отец, простой пастух по занятию, едет к нему и находится уже близко, он забывает все, горя нетерпением скорее увидеть отца: и пышный двор, и свой высокий сан, и свою громадную власть; он запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его (Быт. XLVI, 29). Вот блестящий царь Израиля Соломон, слава о богатстве и мудрости которого гремела далеко на Востоке, и вот отношение его к матери. Вошла Вирсавия (мать Соломона) к царю Соломону... Царь встал перед нею, поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его (3 Цар. II, 19). Во всей истории христианства мы видим немало примеров подобных же отношений к родителям. Уважение к ним, полная покорность, самоотверженная любовь и всегдашняя забота - все это составляет непременную черту жизни древнехристианского семейства. Из бесчисленного множества примеров возьмем лишь несколько. Святитель Григорий Богослов — в молодости один из лучших учеников Афинской школы — имел все шансы на самую блестящую карьеру. Ему предлагали лучшие места в Афинах, ценя его знания и таланты. Жизнь улыбалась ему, маня славой, богатством, почетом. Он отказался от всего и поселился в бедном городке Назиазе, ибо там жили его родители, нуждавшиеся в его поддержке. Его заветною мечтою всегда было монашество, подвижничество, тихая жизнь в пустыне. В школьные годы он часто беседовал об этом со своим другом святителем Василием Великим, проникнутым теми же стремлениями. Друзья мечтали об этом, строили планы, полные светлых надежд и чистого юношеского увлечения. Ради родителей святой Григорий отказывается от дорогой мечты и от этих планов, и, когда святой Василий напоминает ему о них и приглашает жить вместе в пустыне, он отвечает ему письмом: " Я должен нарушить Данное обещание, но то не моя вина, ибо долг дружбы должен уступить закону сыновней любви " . И в горячей молитве к Богу он так объясняет мотивы своего отказа: " Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, Царь мой Христос, ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Господь, по слову апостольскому, не далеко от каждого из нас ( Деян.17:27 ), близко ( Фил.4:5 ). Им мы живем и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Но почему же многие не ощущают близость к себе Господа? Почему они не слышат Его Божественного гласа? Почему они всё случающееся в жизни объясняют простым стечением обстоятельств? По причине своей духовной неспособности. Обращённые и наклоненные к земле ничего другого, кроме земли, не видят и не могут увидеть. Чтобы чувствовать присутствие Божие нужно иметь живую и чистую веру, которая, как учит нас Священное Писание и Святая Церковь , есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр.11:1 ), «как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем» (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1914. С. 4). Нужно также очистить свою совесть покаянием, удалить из сердца тернии грехов, зла и заполнить его святыми чувствами, молитвой, добром – уготовать в нём обитель для Спасителя. Не Сам Господь уходит от нас, а наши грехи удаляют Его от нас. Дорогие отцы, братья и сестры! Если мы желаем, чтобы Господь наш Иисус Христос неразлучно был с нами, утешал бы нас и радовал Своим пребыванием, то и нам нужно не отступать от Него, ни умом, ни сердцем, не уходить от Него никакими путями, но стремиться к Нему живой верой и крепкой любовью. Пребудьте во мне, – обращается ко всем нам Сам Господь, –и Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам ( Ин.15:4,7 ). Приидите, поклонимся и припадем ко Христу Спасителю нашему, припадём к Нему с благоговейным трепетом и сыновней любовью! Аминь. Сошествие Святого Духа на апостолов (Монахиня Иулиания (Соколова) Пятидесятница 1 . Значение праздника. День Пятидесятницы – это Троицын день, праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и вместе с тем во славу Пресвятой Троицы. Велик и светел этот день. Торжественно и радостно празднует его Святая Церковь . И как ей не ликовать сегодня?! Сама она как Божие строение, имея основание для своего бытия в лице Самого Спасителя ( 1Кор.3:11 ), создаётся именно Духом Святым. Им крещаются и посвящаются первые архипастыри – апостолы, от которых преемственно передаётся в Православной Церкви до сих пор благодать священства. Духом Святым окончательно открыты и уяснены апостолам тайны Царствия Божия и все содержание нашей христианской веры, наших уставов и учреждений. Тем же Духом Святым сообщается спасительное действие церковным таинствам. Им даруются все силы к благочестию, к спасительной жизни. Им побеждаются языки, народы и приводятся в послушание вере. Им хранился и будет вечно храниться неповреждённым залог нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Достойно внимания и то, что отец Иоанн непреткновенно подвизался среди тех искушений тщеславия и гордости, каким обычно подвергаются все знаменитости в мире. И это происходило от того глубокого христианского смирения отца Иоанна, при котором он ни на минуту не переставал памятовать о Боге Промыслителе и считать себя Его недостойным рабом и слабым орудием Его благости. «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс 15, 8), — мог сказать он о себе вместе с Псалмопевцем. И эта духовная умудренность отца Иоанна становится тем удивительнее, что у него не было старца, по-видимому, в продолжение всей его жизни: он учился лишь у самой Святой Церкви, в ее Уставах и преданиях, в ее дивном богослужении и слове Божием. Своим неустанным подвигом молитвы и сыновнего послушания Церкви, своими непрестанными добрыми делами в духе любви евангельской отец Иоанн сумел смолоду убить в себе дух гордыни и созревал затем в добрую пшеницу для житницы Христовой. Какую же истину паче иных возлюбил отец Иоанн? О чем наипаче любил он проповедовать? Излюбленная мысль отца Иоанна, которая главенствует в его проповедях и дневниках, есть та дорогая для православного сознания истина, что все мы в Боге составляем одно: Ангелы, святые угодники и христиане, совершающие свое спасение, живые и умершие. Ближайшими способами этого единения являются возношение души нашей к Богу в молитве и теснейшее соединение со Христом Богом в святейшем Таинстве евхаристии. Проповедь именно этой истины, засвидетельствованной глаголом Христовым: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин 17, 21), особенно была полезна для Петербурга, где умножается пашковское лжеучение, отрицающее общение святых якобы по любви к единому Ходатаю — Христу. Но Христос не самолюбивый гордец, который завидует, когда прославляют Его друзей. Он сказал: «...кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк 9, 41). Или еще: «...кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф 10, 42). Проникнутый этим созерцанием всех в Боге, отец Иоанн вмещал в своем сердце, вместе с Богом, всех людей. И этим объясняется близость его ко всем, и близость всех к нему, и близость наша между собою, когда мы о нем вспоминаем или молимся. Вот и теперь мы составляем один одушевленный лик, объединенный его вселюбящим духом.

http://pravoslavie.ru/2617.html

Епископ несет ответственность не только за себя и за паству, но и за пастырей. Святой апостол Павел, в жизни и в посланиях своих опытно представивший нам образ епископского служения, говорит о себе: «я каждый день умираю» (1 Кор. 15, 31). Сколько же потребно епископу духовных и благодатных дарований? Надобно поистине иметь «Духа от Бога» и «ум Христов» (1 Кор. 2, 12. 16), которым наделены были от Господа первые провозвестники Евангелия — святые апостолы, чтобы «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Петр 5, 2) «пасти Церковь Господа и Бога, Которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).  Пастве своей не стремись показывать власть, данную тебе Богом, будь среди них «как служащий» (Лк. 22, 27). Всегда помни, что без сыновнего доверия к тебе с их стороны и без братской любви между ними труд епископа останется тщетным, ибо Церковь не может быть утверждаема без взаимной любви отца и чад. «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор. 12, 15), — говорит апостол своей пастве в Коринфе. «Впрочем, да не покажется, что я устрашаю» (2 Кор. 10, 9) тебя. Размышляя вместе с Нами в этот исключительный по своей важности для тебя день о высокой чести епископского звания и о трудности предлежащего тебе подвига, уповай на безмерную милость Божию и преподанную тебе в священной хиротонии благодать Господа нашего Иисуса Христа, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». В молитве черпай свою силу, пусть она освящает каждый твой день, каждое твое дело. Помни слова Господни: «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Принеси на алтарь Святой Церкви и на благо нашего Отечества все свои силы и способности и Господь, поставляющий ныне тебя на свещнике Своем, не лишит тебя Своей небесной помощи. Уповаем, что молитвами святых, в земле Сибирской просиявших, ты будешь проходить новое служение во славу Божию и на благо нашей Матери — Церкви Православной. Прими этот вручаемый тебе жезл и иди с ним по ниве Христовой, стараясь «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15), чтобы на Страшном Суде Господнем ты мог дать добрый «отчет Богу» (Рим. 14, 12) во вверяемом тебе «славном служении духа» (2 Кор. 3, 8).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203433...

Если кто, сделавшись, например, блаженным и совершенным в страхе Божием, приходит, как говорит Св. Писание, «от силы в силу» ( Пс.83:8 ) и от совершенства к новому совершенству, т. е. перейдет от страха к надежде, восходя с бодростью духа, то таковой призывается к новому, блаженнейшему состоянию, которое есть любовь; он поступит в число друзей и чад Божиих, когда сделается рабом верным и мудрым ( Мф.24:45 ). В этом-то смысле нужно понимать и наши слова. Мы не говорим, что мысль о вечном наказании или обещанном святым блаженнейшем воздаянии ни к чему не служит; напротив, такие мысли полезны, поскольку приводят руководствующихся ими к началу блаженства. Но что касается любви, то она, будучи преисполнена большим дерзновением и непрестанной радостью, возводит преданных ей со степени рабского страха и наемнической надежды на степень сыновней любви к Богу и из совершенных делает их некоторым образом более совершенными. Ибо «в доме Отца Моего, – говорит Спаситель, – обителей много» ( Ин.14:2 ). И хотя все светила видятся на небе, но между светлостью солнца и луны, также денницы и прочих звезд различие большое ( 1Кор.15:41 ), так и по отношению к любви апостол, предпочитая ее не только страху и надежде, но и всем великим и чрезвычайным дарованиям, показал, что она превосходит все прочие добродетели. Именно, по исчислении всех духовных дарований, желая описать свойства этой добродетели, он говорит: «я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими... Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять... И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.12:31, 13:1–3 ). Итак, видите, что нельзя найти ничего драгоценнее, ничего совершеннее, ничего выше и ничего, так сказать, долговечнее любви. Ибо «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:8 ); без нее не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

« Если Ты Сын Божий – сказал сатана Христу, – бросься отсюда вниз » ... И тут же сослался на пророческие слова Писания: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Своею». ( Пс. 90:11–12 ).  Сатана пытается вновь вызвать сомнение в душе Иисуса. Он хочет, чтобы в основе веры Христовой лежало непреложное доказательство через чудо. Но зачем и кому доказывать? Самому Себе? В сердце Иисуса нет и не может быть сомнений в своем Богосыновстве. Сатане? Но он и без того знает, что пред ним истинный Сын Божий. Доказать людям? Но Христос сердцеведец и знает, что никакое великое чудо не сможет доказать людям тайны пришествия Бога на землю, ибо эта тайна открывается человеку только в вере и любви его сердца. Христос сошел на землю не для того, чтобы силой очевидных фактов и рядом невиданных чудес поработить свободную волю, ум и сердце человека. Он пришел, чтобы собрать воедино чад Божиих, соединенных между собой непринужденной сыновней любовью к Отцу Своему Небесному. Этой любви, конечно, нет в природе диавола, но она живет в сердцах людей. Истинная божественная любовь и свобода духа нераздельны. Чудо, которого требовал сатана у Христа, было бессмысленно и ненужно. И потому Христос сказал сатане словами Священного Писания: « Не искушай Господа Бога твоего » т. е. не требуй ненужных чудес. Окончив все искушения, диавол отошел от Христа до времени, т. е. не оставил окончательно своих вожделений. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею, и молва о Нем разнеслась по всей окружной стране. 13. Первая проповедь в Назарете ( Лк. 4:16–30 ) Вскоре Иисус пришел в Назарет, где был воспитан и где все его хорошо знали. Там жили Его родственники и друзья. По своему обыкновению, как и раньше, в субботу, Он вошел в давно знакомую Ему Синагогу и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии. Раскрыв книгу, он нашел место, где сказано: «Дух Господень на Мне; ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу выражение Сыа, и иже 6е, и грядый, Вседержитель, ТО нисколько не будет неуместным отнести к Нему и нижеприведенные изречения. К этим словам и добавлено Вседержитель и не упоминается о другом лице. Этот смысл вышеизложенного подтверждают и дальнейшие слова: а от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то было бы совершенно лишним словами в от Иисуса Христа отделять Его от иного другого. Боголепные слова приличествуют одинаково как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, по словам Григория Богослова, отличий и свойств особенных и личных, и относящихся к воплощению Бога Слова. Это подтверждается еще и тем, что Трисвятую песнь серафимов мы поучаемся в Евангелии относить к Сыну, в Деяниях, в проповеди апостола Павла - к Духу Святому, а в приношении Святых Тайн - к Отцу, к Которому мы обращаем молитву эту, как говорит о сем блаженный Епифаний в слове о Святом Духе. Все это мы приводим как доказательство того, что наше изъяснение не противоречит мнению отцов церкви, а теперь с Божьей помощью перейдем к следующему. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву - словесную службу вместо жертв бессловесных животных. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают над Ним все племена земные. Ей, аминь. Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. Грядущаго со славою Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные восплачутся (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

И еще я понял, что протестантское общество, несмотря на многие плюсы, ограничено: и потолки низкие, и многого там просто нет. Например, апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак., 5, 14–15). Ничего этого в протестантизме нет. В Православии есть таинство соборования, а в протестантизме вообще нет никаких таинств, вся вера субъективна: молишься, стараешься жить по заповедям, исповедуешь веру. А тут открылась сакральная сторона веры. Мне открылось, что Православная Церковь – Церковь истинная, созданная Христом и апостолами и сохранившая преемственность по сей день, а протестантизм, увы, лишь ветви, которые в своих положительных вещах питаются соками исторического древа христианства, но во многом и отпали от древа. Это был очень непростой для меня период, много пришлось читать. Потом отец Александр меня крестил. – Вы не через миропомазание присоединились к Православию, а крестились? – Да. У меня были мучительные сомнения, но потом от Самого Господа я получил знак, что надо принять крещение, и очень этому рад. Знаю некоторых людей, которые из подобных общин перешли в Православие через миропомазание, и сам ради икономии могу не отказать и принять из протестантизма через миропомазание, но лучше, конечно, креститься, и для меня крещение, которое я воспринял как таинство, имело огромное значение. – Как родные отнеслись к вашему выбору? – Старший брат, который родился до репрессий, не сразу, но очень внимательно отнесся к моему шагу. В отличие от нас, двух младших, он в шестидесятые-семидесятые даже позиционировал себя атеистом, с головой ушел в науку, занимался математикой, астрономией, к вере шел трудно, но когда пришел, принял крещение в Православной Церкви, а родители и другой брат воспринять это не смогли. Родителям было очень тяжело. Отношения сыновней и родительской любви не прекращались до самой их кончины (мама умерла в 1991 году, папа в 1992), но они очень переживали, что я сделал такой выбор. Особенно мама. Но я как сын попросил у родителей благословения… Не на священство – этого они не вместили бы, – а на всё, что я делаю для служения Господу, Который у меня не изменился. Не сразу, но через некоторое время отец дал мне такое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010