Прежде всего сообщаем Вам, что получили от Вас, Владыко Афанасий, драгоценное Ваше письмо, в котором Вы поздравляете нас с церковным новолетием, с датой 17 сен[тября] 54 г., и от всей души благодарим Вас за него, радуясь бьющему из Вас ключом «воды живы» духу церковности, а вместе с тем недоумевая и печалясь из-за того, что, хотя «жатва многа, а делателей мало», но Вы оба, «стоите праздни» при всем том, что уже и 11-й час Вашей жизни пробил и недалек час исхода и расплаты. А когда помыслим о том, что и мы оба на той же точке стоим, ввиду предстоящего нам в недалеком будущем освобождения, то сердца наши обливаются кровью от скорби за раздираемую на части, как щепку на море, бросаемую во все стороны бурею, многострадальную Мать нашу и за себя, неискусных, немощами обложенных, и потому бессильных Ей чем-либо помочь. А если на том и смерть нас застигнет, разве тем оправдаемся пред Владыкой, что, зарыв талант Его в землю и принесши завернутым в убрус, скажем Ему: «се, имаши Твое»? Тем более, что и приговор Его за такое хранение нам заранее известен. Оправдаемся ли какими бы то ни было непреодолимыми препятствиями, когда и сами постоянно читаем, что «Богом моим прейду стену» ( Пс. 17 , и других поучаем, что «вся можем о укрепляющем нас Иисусе» и что «если два от вас совещаета о всякой вещи (тем паче о содействии Ему Самому в святейшем деле спасения избранных, искупленных Кровью Его), то будет им от Отца Моего, Иже на небесех» (Матф.) 951 . Такие и многие иные недоумения обуревают челноки наши, близкие к потоплению, а особенно мое дырявое, разбитое корыто, безумного, «погибшаго было в лукавом смирении своем» Никиты. А потому я безмерно рад Вашему благословению побывать у Вас, если Господь откроет, по милости Своей, физическую возможность к тому. А на случай если я не попаду к Вам отсюда сразу, по не зависящим от меня обстоятельствам, сообщу Вам, по Вашему предложению, где можно справиться обо мне, а может быть, где я и окажусь «по сих», в качестве иждивенца. Более вероятно, что поеду, если отпустят, в г. Камень н/Оби, Алтайского Края, ул. Украинская, д. 27, к о. Феодору Филипповичу Романюку 952 . А может быть, окажусь и в г. Куйбышеве областном, ул. Буянова, д. 126, кв. 1 у Антона Филипповича и Александры Исаиевны Шимшиновых. Еще прошу Вас написать мне: в случае моего приезда найдется ли у Вас место для уединенной пред Богом беседы? П[отому] что для меня это необходимо не меньше, чем для больного – кабинет врача, или на такую роскошь нельзя рассчитывать? А пока увидимся, прошу и Вас и отца Ивана молиться обо мне как о самом жалком и несчастном на свете человеке, как о бесплодной, «всуе упраждняющей землю смоковнице».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Покончив с этим, идут в другие покои, к теще, а у нее уже новобрачная разнаряжена, и фрукты стоят, и теща вино подносит и зятю, и тысяцкому, и поезжанам. Фрукты и напитки отведав, выходят и, платье переменив, возвращаются - туда, где стол накрыт. А после стола подают заздравные чаши, и тесть зятю желает здоровья, благословляет его и дарит, что захочет. И только после всего этого поедут они к себе, кто откуда приехал, отец и мать на прощание дочь свою благословляют и одаривают, чем кто захочет. Приезжает новобрачный в дом, к отцу своему и матери, а у них к тому времени собрались уж все родственники, все гости и гостьи. Новобрачный должен весть впереди себя послать, а когда приедут - новобрачный со всем своим поездом подходит к отцу челом бить, а новобрачная - к матери его. Там снимут с себя дорожный наряд и нарядят их по обычаю, и когда оде- нут - приходит отец, спрашивает сноху свою о здоровье и целует, а она подносит платок, свекровь же и гостий приветствует волосниками. Потом подходит и новобрачный с поезжанами ударить челом матери, и мать спрашивает его о здоровье и целует, а потом все вместе садятся за общий стол. Первыми сядут гостьи, а потом и гости, и тут понесут дары новобрачных отцу на блюде, сорочку да порты - и вручает дружка, а новобрачная кланяется, потом же и матери - камка или тафта, сорочка или убрус, потом и родичам сорочки и порты, а гостьям сорочки да убрусы, а не то так волосники,- все это вручает дружка, а новобрачная кланяется. Потом же наступает застолье, по согласию - общее или раздельное. Но если в тот день поезжане вернулись поздно, то стол фруктовый, отдариванье и пир переносят на завтра, а не то так на третий день. После пира отец и мать поздравляют новобрачного, благословляют образами, одаривают чем случится сына своего и сноху свою. Потом поздравляют родственники, благословляют новобрачных образами, а гостьи одаривают новобрачную крестами или перстнями - и потом начинается пир. О свадебном распорядке Свечи готовят неравной величины, и большие и средние, а средняя свеча новобрачного весом в пять фунтов, в длину с три четверти аршина. Свеча новобрачной весом в четыре фунта, в длину до семи вершков. Порядком ве- дется: у новобрачной свеча покороче, потоньше, поменьше, и делают эти свечи по своим силам. Каравая также бывают два: один у новобрачного, а другой у новобрачной; и подносы присылают за ними от новобрачной и обивают их у новобрачной также, покрывало же сюда - от новобрачного, на нем нашивают крест. Подносы же под караваи делают у новобрачного, не очень большие, ни велики ни малы. К венчанью напитки и стекляницы - от новобрачной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

Но такое изъяснение, как верно заметил проф. Усов, слишком затейливо, чтобы быть древним. И действительно, оно, как кажется, совсем неизвестно по памятникам письменности ранее XVII в. Оно уже и в старину вызывало некоторые возражения. Некто Николай Любченин – личность неизвестная – полагал, что космос в вышеизъясненном смысле был бы неприличен на иконах сошествия Св. Духа, так как Св. Дух сошел только на апостолов, а не на весь мир. В этом возражении – явное недоразумение: хотя космос находится на иконе сошествия Св. Духа, однако Св. Дух не сходит на него; он остается вне сферы благодати, изливаемой свыше только на апостолов. Со своей стороны возражатель предлагает другое, еще более субъективное, объяснение фигуры царя. Царь – Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя – равенство Сына Отцу; темное место – неведение об Его местопребывании; червленая риза – искупление людей пречистой кровью, венец – соцарствие Сына с Отцом и Св. Духом, убрус – чистота, свитки – апостолы 2825 . Вместо одного замысловатого объяснения мы имеем теперь два; но «сущее», как выражается Любченин, остается все-таки неясным. Оба изъяснения имеют характер искусственный; оба относятся к разряду изъяснений post factum. Истинное объяснение должно быть основано на свидетельстве самих памятников древности. Не подлежит сомнению то, что фигура царя является в памятниках позднейших на месте древней толпы племен и народов; в этом внешнем смысле она заменяет толпу. Толпа уничтожена, но ее след, по нашему мнению, остался в фигуре царя, которая, таким образом, имеет теснейшую связь с утраченным иконографическим элементом и из него должна быть изъясняема. Книга Деяний апостольских рисует нам грандиозную картину собрания народов в день пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния, быть может, даже и цари. Переводя это описание на образный язык искусства, художники византийские вносили в толпу народа и фигуры царей. Пусть действительное присутствие их при чудесном событии есть лишь одна догадка, но она сообщала особенную ясность, пластичность изображению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Сбитый с того пункта, ты укажешь на клириков. Осмелюсь ли я сказать что-нибудь против них, хотя они, конечно, пребывают в своих городах? Сохрани Бог , чтобы я сказал что-нибудь против них, потому что, будучи преемниками апостольскими, они священными устами совершают тело Христово: благодаря им мы – христиане. Имея ключи царства небесного, они некоторым образом судят прежде дня судного. Они сохраняют невесту Христову в трезвенной непорочности. Но, как я кратко сказал выше, иное дело монахов, иное клириков. Клирики пасут овец; я сам пасусь. Они живут от алтаря; мне, как бесплодному дереву, полагается секира при корне, если я не принесу дар ко алтарю. Я не могу отговариваться бедностью, когда Господь в Евангелии похвалил престарелую вдову, вложившую в газофилакию две монеты, которые только и оставались у ней ( Лк. 21:4 ). Я не должен садиться прежде пресвитера; он, если погрешу, может предать меня сатане во измождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:5 ). И в ветхом законе всякий, неповиновавшийся священникам, или вне стана побивался камнями от народа, или платил своею кровью за пренебрежение к священству, будучи усекаем мечем ( Втор. 17:12 ). А теперь неповинующийся усекается духовным мечем; или, будучи извергнут из церкви, разрывается хищными челюстями демонов. Поэтому если нежные ласки братьев убеждают тебя вступить в чин клириков, я порадуюсь твоему возвышенно, но буду бояться падения. Аще кто епископства хощет, добра дела желает. Мы знаем это, но не забудь, что говорится далее: подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну, не пьянице, не бийце.., но кротку ( 1Тим. 3:1–9 ). Изложивши дальнейшие требования от сана епископского, Ап. Павел не оставил без внимания и третьей степени священства, говоря: диаконом (подобает быть) такожде чистым, не двоязычным, не вину многу внимающим, не скверностяжательным, имущим таинство веры в чистей совести: и сии убо да искушаются прежде, потом же да служат непорочни суще ( 1Тим. 3:8–10 ). Горе человеку тому, который, не имея брачной одежды, приходить на вечерю. Ему тотчас же придется услышать: друже, како вшел еси семо? и когда он умолчит, будет сказано слугам: связавше ему руце и нози, возмите его, и вверзите в тьму кромешную: там будет плачь и скрежет зубом ( Мф. 22:12–13 ). Горе тому, кто получивши талант, завязал его в убрус, и, тогда как другие делали прибыльные обороты, сохранил только то, что получил. Он будет поражен гласом негодующего Господа: лукавый раб, почему ты не отдал сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою ( Мф. 25:27 ). То есть, ты должен был бы сложить к алтарю то, чего не в силах нести. Потому что, пока ты, ленивый торжник, держишь при себе динарий, ты занимаешь место другого, который мог бы удвоить эту сумму. Посему, как добрый служитель приготовляет себе почетное место; так недостойно приступающий к чаше Господней, повинен будет телу и крови Господней ( 1Кор. 11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Волостель тиуна, праветчика и доводчика ранее году не переменяет. Без старосты и без лучших людей волостель и его тиун суда не судят. Случится в волости душегубство и душегубца не сыщут, то крестьяне обязаны заплатить наместникам за голову четыре рубля виры и платят эту виру целою волостью; если же сыщут душегубца, то выдают его наместникам и их тиунам и тогда ничего не платят; при смертном случае, в котором никто не виноват (например, если кто утонет и проч.), крестьяне также ничего не платят. Волостелинские, и тиунские, и боярские люди, и никто другой на пиры и на братчины к крестьянам незваные не входят, а кто придет пить незваный, того вышлют безнаказанно; если же не пойдет вон, станет пить силою и причинится тут крестьянам какой-нибудь вред, то незваный гость платит вдвое без суда и исправы, а от великого князя быть ему в казни и продаже. Попрошатаям у них по волости просить не ездить. Кто в одной волости выдаст дочь замуж, тот дает волостелю за новоженный убрус 4 деньги; а кто выдаст дочь замуж из волости в волость, тот дает за выводную куницу два алтына. Скоморохам у них в волости не играть. С лошадиного пятна волостель берет по деньге с купца и продавца. Князья, бояре, воеводы ратные и всякие ездоки насильно в волости не ставятся, кормов, проводников, подвод у крестьян не берут, а если где остановятся, покупают корм по вольной цене. - Такого же содержания уставная грамота, данная удельным дмитровским князем Юрием Иоанновичем Каменного стана бобровникам, которые находились в ведении ловчего; права последнего определены одинаково с правами волостеля в предыдущей грамоте; но, кроме того, определен способ раскладки повинностей; кормы ловчего, тиунов и доводчиков, побор дворский, бобровники с десятскими и добрыми людьми между собою мечут со столца по дани и по пашне: которая деревня больше пашнею и угодьем, на ту больше корму и поборов положат; собрав эти кормы, староста с десятскими платят ловчему, его тиуну и доводчику побор в городе Дмитрове по праздникам; а тиуну и доводчику по деревням самим не ездить, кормов и побору не брать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поздравляю всех с воскресным днем, братья и сестры! Сегодня у нас праздник – третий Спас, память Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, список с которого предлежит у нас в центре храма. Что нам говорит Святое Церковное Предание об этом Образе? Когда нам говорят неверующие люди и некоторые именующие себя верующими (различные сектанты): «Откуда ваши иконы? Откуда вы знаете, какой был Иисус Христос? Это фантазии художника», мы им отвечаем: «Нет, это не фантазии художника, потому что Сам Господь оставил нам, живущим через много лет после Него, Свой Образ». И вот Священное Предание повествует нам, как это было. В городе Эдессе, близ Палестины, был царь Авгарь, болящий тяжкими недугами. Он услышал о проповеди Христа, о чудесах, об исцелениях и хотел поехать к Нему, но из-за своих недугов не мог. Тогда Авгарь послал художника, чтобы он нарисовал портрет Христа и привез ему. Художник пытался нарисовать Христа, но сила Божия, несмотря на все его искусство, препятствовала ему запечатлеть Образ Спасителя. Тогда Христос взял полотенце, или по-древнеславянски «убрус», обтерся им, и чудесным образом на этом убрусе отпечатался лик Господа нашего Иисуса Христа. Его Он и передал посланцам князя Авгаря. С верой приложившись к нему, князь исцелился. Исцелились и множество других жителей города Эдессы. Потом с этим Образом происходили многие чудеса и знамения. Во время гонений христиане спрятали его в городской стене, в специальной нише, и заложили кирпичом. Он пролежал там несколько сотен лет, и, казалось, был безвозвратно потерян. В IV веке церковный историк Евсевий писал об этом, но где находится Образ, не знал. Но однажды одному из христиан в ночном сне было открыто, где сокрыт Образ. Ниша в стене была разобрана, и, к радости и изумлению верующих, там нашелся Нерукотворный Образ. Более того, на той глиняной доске, которой была заложена ниша, он отпечатался еще раз. По-церковнославянски это называется «Образ на чрепии», то есть на черепице. Эти Нерукотворные Образы как святыни хранились христианами, и с них писали первые иконописцы образа Господа нашего Иисуса Христа, поэтому мы и видим на всех иконах один лик. Что же потом стало с Образом? Он долгое время хранился в Константинополе, его видели паломники, в том числе русский паломник игумен Даниил, ходивший в паломническую поездку на Восток. А затем Константинополь был захвачен крестоносцами. Слово «крестоносцы» благородное, но тогда оно прикрывало имя разбойников и грабителей. Эти западные рыцари захватили Константинополь и множество святынь вывезли на Запад. Часть из них и сейчас хранится в Риме, а часть была утеряна безвозвратно. Так был утерян и Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

А священник, да еще военный, да еще представитель Брянского гарнизона, публично, на съезде, говорит о небывалых «золотых кованых крышах»!.. И не стыдно ему?.. «Я предлагаю, – говорит Елатомцев, – снять золотые ризы и драгоценные камни с чудотворных икон. Чудотворных от этого не убавится, – кощунственно объясняет сей иерей, – а они, верно, сотворят чудо укрепления свободы». Он допускает, чтобы эти драгоценности пошли даже «на украшение женщин»: «Пусть на жемчугах чудотворных икон выковывается свободная страна...» А спросил ли он, иерей, православный русский народ, тот благочестивый народ, который веками копил эти жемчуга и камни: согласен ли он на такое ограбление святынь? Знает ли он, что когда, во дни оны древние, в смутное на Руси время, троицкие иноки предлагали разбойничавшим казакам дорогие облачения из своей ризницы, то те разбойники сочли грехом брать их?.. Не говорю уже о том, что все эти сокровища, даже вместе сложенные, будут ложкой воды на пламя пожара, а между тем религиозное чувство будет оскорблено и православный русский человек настойчивее Елатомцева будет спрашивать: почему же сокровища должны идти на «украшение женщин», а не наоборот – украшения женщин на защиту Отечества? Мыслимо ли, чтобы священный убрус, украшавший главу Матери Божией на иконе, превратился в «украшение» какой-нибудь актрисы? Если бы это стало возможным, если бы с этим примирился верующий русский человек, тогда больше и говорить о свободе, об истинной христианской свободе, нечего: было бы честнее просто объявить гонение на христианство и торжество язычества. Забыв свое звание, Елатомцев предлагает вынуть все святые мощи из рак, отдать раки на «дело свободы», а «мощи пока полежат в деревянных гробах»; туда же, на то же дело, отдать все сокровища церквей и монастырей, все «саккосы, омофоры и мирты кованого золота (опять кованого золота!), с драгоценными камнями настолько (будто бы) тяжелыми, что их не в состоянии поднять современные иерархи» (в старину, видно, были богатыри более сильные!).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Самыми древними из сохранившихся являются два парных покровца из ризницы собора в Альберштадте, датированные 1185–1195 гг. На каждом из них изображен престол под киворием, за которым стоит Христос, причащающий апостолов. Здесь, как и в храмовых росписях, Евхаристия разделена на две сцены. На дискосном покровце группу из шести апостолов возглавляет Петр, на покровце для потира Христос причащает из чаши ап. Павла, за которым стоят остальные пять учеников. Шитье было исполнено золотыми нитями, столь же плохо сохранившимися, как и шелковая ткань фона. Существенно, что на нешироких каймах имеются греческие надписи «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси…», причем расположены они столбиком, поперек вертикальных кайм. (См. Катасонова Е.Ю. Материалы к иконографии покровцов в лицевом шитье. Убрус, 2006 г.). От XV в. осталось уже значительное количество предметов — и византийских, и древнерусских, немало сохранилось балканских, молдовалашских и русских произведений XVI в. Еще более обильный материал для исследования дает XVII в. Отдельные особенности украшения покровцов Традиционно покровцы украшаются специально подобранными и определенным образом расположенными священными изображениями и текстами. Как правило, встречаются кресты различной формы, изображения ангелов и образующие фигурную кайму особые тексты, выполненные вязью. Кайма вязью (особое декоративное письмо) — излюбленный прием как в монументальном искусстве, так и в лицевом шитье. Буквы при этом соединяются в непрерывный орнамент. Одним из главных приёмов в русской вязи стала т. н. мачтовая лигатура, когда две смежные вертикальные линии соединяются в одну. От количества в алфавите букв с «мачтами» зависит разнообразие лигатур. Так, из 24 букв греческого алфавита содержат «мачты» 12, а число возможных совпадений друг с другом двух подряд «мачтовых» букв равно 132; в русском кириллическом алфавите – 26 из 36 букв с «мачтами», а возможных лигатур – более 450. Столь богатыми возможностями и обусловлена изысканная проработанность и расцвет вязи именно в памятниках кириллического письма, в различных видах церковного искусства.

http://azbyka.ru/pokrovcy

Итак, не существовал ли другой какой-либо живописец по имени Лука и по прозванию Евангелист? И народная молва в средние полутёмные века не смешала ли его с общеизвестным евангелистом Лукой, который, однако не был живописцем? Ведь: был же, например, у нас боярин Муравьев прозываемый апостол, хотя он и не происходил от св. апостолов. Меня во всех путешествиях моих по св. земле (1844 г.) провожал и охранял кавас Иерусалимской патриархии Апостоли также не из потомства апостолов. У нас даётся прозвание Благовещенский(ая): и Греки по-своему прозывают иных, Евангелист, Евангелистриа. Итак, – повторяю – на был ли другой Лука живописец, прозываемый Евангелист? Известен ли мне этот другой Лука живописец, и я воскрешаю память его любопытства ради. В 1175 году упомянул о нём немец Вернер Нижнерейнский (Wernher vom Niederrhein geistliche Dichter) упомянул в своей милой легенде о Веронике 64 . Передаю эту легенду его. «Вероника есть верная последовательница Христа. Когда она смотрит в лицо его, тогда бывает исполнена радостью. Она приносит полотно некоему мастеру Луке (der meister einer) и настойчиво просит его, чтобы он написал ей лик Господа. Лука обещается ей написать его, но таким, каким увидит Его в день написания. (Значит: лик Христа изменялся). Лик готов. Лука радуется и думает: мне удалось. Он и Вероника оба идут и ищут Спасителя. Но как только увидел Его Лука, заметил, что лик у Него совсем другой, как будто он никогда не видал Господа. Оба удивляются. Вероника плачет Лука утешает её обещанием написать другой лик. Но это не удаётся ему ещё более. Он пытается в третий раз, но опять, напрасно. Тогда Бог услышал мольбу жены. Увидел обоих Спаситель и сказал: «Лука! Ты и добрая жена Вероника, оба вы мне по сердцу; но если я не помогу, то искусство твоё тщетно. Лицо моё видит и знает только Тот, Кто послал меня». Потом сказал Веронике: «Иди домой, взяв этот убрус свой, и приготовь мне кое-что снедное. Я сегодня буду у тебя». Весело спешит Вероника в дом свой и готовит всё необходимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нет. У нас уникальный факультет. Церковное шитье очень развито в Болгарии , но там нет высшего образования по вышивке. Наш опыт приезжают изучать из многих городов России. Сейчас мы налаживаем связи с черногорскими монастырями. Разные Церкви интересуются нашими технологиями в пошиве облачений. Наши практиканты шили облачения в зарубежные епархии Русской Православной Церкви. Сегодня можно говорить о том, что в России есть современная школа церковного шитья и вышивки? Можно выделить несколько школ. Работы Троице-Сергиевой лавры отличаются своей ориентацией на традиции Строгановских мастерских. Специалист может легко определить по особенностям художественного решения работы мастерской «Убрус» из Санкт-Петербурга. Работы ПСТГУ отличаются своей стилизацией под произведения древнерусского церковного шитья разных эпох, однако в настоящее время на кафедре ведётся поиск своего стиля. Можно утверждать, что он будет отличаться глубокой проработкой цветового решения элементов вышивки. Вы как-то взаимодействуете со светскими ВУЗами? С 2001 года мы заключили договор о сотрудничестве с Московским государственным университетом дизайна и технологии. Там защищены две кандидатские диссертации по церковной одежде. В настоящее время ведется большая совместная научная работа. Светские студенты-дипломники пишут работы по церковной тематике, имеется опыт проведения совместных защит дипломных работ. Без взаимодействия со студентами и преподавателями ПСТГУ такое вряд ли было возможным. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с храмами и монастырями: изучаем сохранившиеся в ризницах старинные памятники из текстиля, изготавливаем облачения и предметы убранства храмов, консультируемся с духовенством по вопросам каноничности разрабатываемых художественных решений. Читайте также: Образ, вышитый нитью. Золотное шитье – история, техника, секреты мастерства Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zlatoshvejka-eto-carsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010