О новом документальном фильме «Гибель империи. Византийский урок» Нечасто случается, чтобы документальный фильм, посвященный средневековой истории, вызвал столь жаркие споры и нарастающую в обществе полемику, как это случилось с фильмом «Гибель империи. Византийский урок», последней работой архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря. Фильм назван точно – это именно урок, предупреждение. Тот, кто искал увидеть видеоиллюстрации к исторической хрестоматии, был несомненно разочарован; тот, кто мечтал, наконец услышать правдивое слово о Византии – колыбели нашей православной цивилизации, возможно тоже был разочарован – фильм о подлинной истории Византийской империи и ее месте в развитии мировой цивилизации все еще ждет своего исторического часа. Он более чем необходим нам сегодня – подробный, документальный, заинтересованный рассказ о судьбах Византии и византийского наследства. Это еще раз дала остро почувствовать работа о. Тихона. Замысел авторов, был все же не в том, чтобы «реабилитировать Византию» или прочесть лекцию, а в том, чтобы пробить наше рутинное восприятие и пробудить мысль. И в этом они, безусловно, преуспели. Неординарность исторической судьбы империи, просуществовавшей на одной шестой населенной ойкумены почти десять веков, безусловно, поучительна. Еще более поучительна для нас, живущих в России начала XXI века, история ее гибели. Крестоносцы и Византия «Заутра внидоша во св. Софию и одраша двери и разсекоша эмбол окованный серебром и столпы серебряные 12 и 4 иконостаса и тябло изсекоша и 12 престолов и преграды алтарные. С бесценными сосудами похитили Евангелие и кресты и иконы, последние снимали с мест и отдирали с них ризы…Так оборали св. Софию, св. Богородицу Влахернскую... о других церквах и сказать нельзя, яко без числа…» - эти скорбные строки описывают не разграбление Царьграда турками, а вход в столицу Византии латинских рыцарей четвертого крестового похода. (Ф.И. Успенский «История крестовых походов»). Святыни, богатства, шедевры живописи, иконописи, ювелирные изделия караванами вывозилось из Византии на Запад. Это теперь мы любуемся всем этим роскошеством в музеях Венеции, Парижа и кафедральных соборах европейских столиц.

http://pravoslavie.ru/36391.html

Пророческий ряд появился в ростовом варианте (иконостас Софийского собора в Вел. Новгороде, 1528?). Важнейшим новшеством стало возникновение во 2-й пол. XVI в. поясного праотеческого ряда (наиболее ранний из достоверно датированных - в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, 1598). В центре его находилась икона «Отечество» (в более поздних И.- «Господь Саваоф», «Св. Троица (новозаветная)»). В Благовещенском соборе Сольвычегодска (кон. XVI в.) имелось 40 образов праотцев на 10 досках, в Троицком соборе Троице-Сергиева мон-ря (1600) - 21 икона праотцев. Над иконами праотцев устанавливали на столбиках резных или литых шестокрылов-херувимов. Началось также формирование пядничного ряда: маленькие вкладные иконы стали группировать на полке в нижней части деисусного ряда (Благовещенский собор Московского Кремля, Преображенский собор Соловецкого мон-ря и др.). Местные иконы оставались плохо упорядоченными, по преимуществу соблюдалось только положение храмовой иконы справа от царских врат. Наряду с многоярусными иконостасами в XV-XVI вв. были широко распространены И., состоявшие только из деисусного ряда. В Вел. Новгороде, по описи 1617 г., их было большинство (72 из 132). Все И. имели тябловую конструкцию: иконы стояли на брусьях-тяблах (рус. «тябло» от греч. τ μπλον; см.: Фасмер М. Этимологический словарь рус. языка. М., 1987. Т. 4. С. 139), концы к-рых заводились в кладку стен и вост. столбов. Лицевые стороны брусьев украшали орнаментальной росписью (тябла ц. прп. Иоанна Лествичника Кириллова Белозерского мон-ря, кон. XVI - нач. XVII в.), резьбой и позолотой (тябла ц. прп. Кирилла Белозерского того же мон-ря) или в особых случаях басменным окладом (такой оклад существовал на И. Успенского собора Московского Кремля в 1627). Иконостас кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 1612 г. Иконостас кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 1612 г. В состав И. входят царские врата (или райские врата), расположенные в центре местного ряда, а также боковые врата, ведущие в жертвенник и диаконник .

http://pravenc.ru/text/389068.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Малинаускене Надежда Касимовна В статье кандидата филологических наук, доцента Сретенской духовной академии Надежды Касимовны Малинаускене исследуется история слова «икона» и родственных ему слов в русском языке с особым вниманием к их этимологии, а также к семантическому развитию в языке-источнике и в истории русского языка. Рассматриваются термины «иконограф» и «иконография», «иконодул», «иконокауст», «иконокласт», «иконология», «икономах», «иконостас», а также полукальки типа «иконоборец», «иконописец», «иконопись» и им подобные. Привлекаются материалы, связанные с  терминами «эпистиль» и «темплон (тябло)», которые также могли обозначать алтарную преграду. Такое комплексное историко-лингвистическое исследование данной группы лексики для ее осмысления в совокупности в отечественной науке осуществляется впервые. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/6194639

Но главным было помещение на втором этаже. Туда поднимались по парадному крыльцу, попадали на вытянутые в одну линию паперть, в трапезную и, наконец, в широкий светлый четверик. Он перекрыт ставшим уже традиционным сомкнутым сводом, центр которого открывает единственный световой барабан. Из четверика внутристенная лестнице ведет в нижний северный придел, а через арку можно перейти в южный. Таков во всех чертах Предтеченский храм. После постройки его украсили иконами замечательных русских мастеров. В том числе в нем были иконы письма Петра Билиндина, ученика прославленного Симона Ушакова. Многие образы и утварь перешли из старых деревянных церквей. Первоначально они стояли в тябловых иконостасах (одно тябло с надписью вязью и изящным растительным орнаментом до сих пор стоит в летнем храме Спаса Нерукотворного). Видимо, были и стенные росписи, появившиеся если не изначально, то спустя некоторое время после окончания строительства. В основном хорошо известно лишь более позднее убранство храма, постепенно созданное в середине XIX века. Так в тот период, в 1855 г., известный угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин полностью расписал летний храм. Еще раньше, в 1843 г., он поновил и дополнил росписи Предтеченского придела. В Спасском храме тогда же или еще раньше появился скромный лепной декор - профилированные жгуты и тяги, подчеркивавшие контуры сводов и детали помещений. Росписи Буренина " живопись клеймами " - представляли собой крупные сюжеты в пышных иллюзорных рамах на бледно-голубом фоне, словно панно или картины, - повешенные на стенах и лотках сводов. В 1855 г. установили и новый вызолоченный иконостас. В него перенесли многие старые иконы и написали новые. Иконостас был с колоннами, резьбой, состоявший из пяти основных и верхнего дополнительного яруса. По аналогии с другими храмами можно предположить, что он был выполнен в подражательном барочном или каком-то эклектичном стиле. Приделы украшали появившиеся в разное время небольшие колончатые иконостасы. В общем, можно сказать, что интерьеры тоже отличались роскошью и благообразием. В них было много древних, уникальных предметов, входивших в сокровищницу искусства и достойно дополнявших прекрасную архитектуру, а были и просто красивые вещи, свидетельствовавшие о смене вкусов и радении причта и прихожан о благолепии храма.

http://sobory.ru/article/?object=00227

мастера Иван Михеев «с товарищи», Егор Зиновьев и Иван Масеков реставрировали местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий чины. По документам XVIII в. (РГАДА. Ф. 1239. Ед. хр. 31818 (опись архит. И. Мичурина, 1740)), размеры иконостаса составляли 8,53×14,93 м, в 3 ярусах было 55 икон. С 1745 г. иконы неоднократно передавали в ведомство Дворцовой канцелярии (по описи 1750, иконостас высотой ок. 9 м имел 5 ярусов, не считая местного ряда - 73 иконы) и поновляли (особенно большие работы произвели в 50-80-х гг. XVIII в.). В 1878 г. мастером Н. Ахапкиным был сделан новый 5-ярусный иконостас в русско-визант. стиле на средства статского советника С. П. Страхова и купца А. В. Пуллинова; освящен 28 авг. еп. Можайским Алексием. Поновленный в 1913 г. тем же мастером иконостас был разобран (без фотофиксации) в 1926 г., тогда же были обнаружены следы древних врубок в стены и одно старое (XVII в.?) тябло. Из др. икон собрания ГМЗК был смонтирован «музейный» 4-ярусный иконостас (разобран в 60-х гг. XX в.). В храме были особые деревянные, обитые тканью места для царской семьи. Документы XVII в. упоминают фрески в интерьере, утраченные к XVIII в.; в XIX в. стены покрывала роспись с архитектурными мотивами (не сохр.). На вост. паперти, рядом с «троном», на стене было фресковое изображение Собора Вселенских святых и московских чудотворцев (не сохр.). Нетрадиц. архитектурное решение В. ц., вероятно, обусловило постройку храма вне Кремля и города. Личность архитектора (архитекторов?) остается предметом дискуссий: И. Е. Забелин считал, что это был рус. мастер, по мнению Подключникова и Ю. П. Спегальского, вероятнее из Пскова, чем из Москвы, др. исследователи, отмечавшие черты итал. Ренессанса (К. К. Романов, Н. Н. Воронин , В. А. Булкин, С. С. Подъяпольский), полагали, что он был приглашен из Европы и состоял на рус. службе. Участие в работах мастеров из Зап. Европы подкрепляется датой от Рождества Христова, вырезанной араб. цифрами на одном из верхних камней пилястр: «(1)533».

http://pravenc.ru/text/155116.html

В Карсавском храме необычный иконостас (ведь храм — это бывший дом священника, приспособленный под церковь). Иконостас ставили москвичи во главе с мастером на все руки Ильей Кручининым — иконописцем, резчиком по дереву. Он вырезал тябло, его ученики писали иконы. Все время работы жили тайно на хуторе у старосты Пудинавского храма, спали на сеновале. Иконы устанавливали по ночам, избегая излишнего любопытства. Иконы среднего ряда писал известный иконописец, лауреат Государственной премии архимандрит Зинон (Теодор). Так появился Спас Нерукотворный, а в верхнем ряду — иконы Спасителя и Иоанна Крестителя. В 2004 году архимандрит Зинон подарил храму икону Воскресения Христова с пеленами. За неполных три года икону так зацеловали, что в одном месте позолота сошла, и теперь, как шутит отец Виктор, в приходе появилось много златоустов. Батюшка собственным примером воспитывает своих чад в духовной свободе, говоря, что их жизнь не зависит ни от правителей, ни от священника, а только от Бога. Он любит повторять, что все надо делать с рассуждением. В храме сложилась традиция народного пения; нет ни платного псаломщика, ни платного хора. Все поют всю службу от начала до конца. Батюшка служит вместе с народом, приехавшим к нему, постепенно и словом, и делом вовлекая всех в службу. Многие, приезжающие впервые, говорят: «Как домой приехали». И сразу вливаются в церковную жизнь, с радостью несут послушания. Батюшка не командует, но со вниманием руководит своими духовными чадами, без попрания их духовной свободы, оберегая их души от соблазнов жестокого мира. Карсавский приход связан со многими приходами Латвии, России, Канады, Америки и других стран. Венгры–католики, посетившие Карсавский храм, сказали: «Царствие Небесное начинается здесь!» Однажды польские православные паломники, проезжавшие мимо Карсавы, остановились у храма, усталые и голодные. Их приняли, накормили, напоили, и вместе с ними — русскую монахиню, которую они подвозили. Пораженные приемом, беседой с батюшкой, они счастливые уходили к автобусу, а монахиня сказала: «Вот как батюшка людей на крылья ставит».

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

74 fin.). 562  „Владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисию да попу Тимофею да Ярцу да Коне, писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно велми и с праздники и с пророки”, – 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 233. (Ответ на вопрос, почему архиепископ Ростовский захотел на свой счёт написать иконостас в Московский собор, очень простой: по своему усердию к нему, как общерусской святыне, и в частности по своей близости к великому князю, которым был он построен, в качестве духовника последнего). 563  „Повелением пресвященного архиепископа Серапиона дописан бысть деисус в святей Софии да праздники”, – 4 Новгородская летопись в Собрании летописей IV, 136. (Архиепископ Нифонт кивот сътвори в Софии Новгородской, – Новгородская летопись I, стр. 12, лист 6664 (1156). При архиепископе Геннадии в Новгороде было тябло, но ещё не было иконостаса, – Вивлиофика т. XIV, стр. 252). 564  Священник Сильвестр в показании против Висковатого: „и как иконописцы иконы (в собор) написали: деисус и праздники и пророки и местныя болшия иконы”, – Акты Экспедиции т. I стр. 247 col. 2. „Летописец руский” Львова, III, 177, говорит, что в 1482г., по заказу Ростовского владыки Вассиана, те же иконописцы, которые писали иконы для Московского Успенского собора, и за ту же самую цену, написали деисус, пророков и праздники чудно вельми в Ростовский собор. Но очевидно, что составитель летописца ошибочно переносит на Ростовский собор известие предшествующего 1481г., относящееся к Московскому собору, ибо Вассиан скончался 23 Марта 1481 года. 565  См. у Снегирёва в Памятниках Московской древности, пояснительных примечаний, приложенных к книге на конце, стр. 60 fin. (Об иконостасе Чудова монастыря см. ibid. стр. 135 col. 2). 566  Митрополит Макарий, быв архиепископом Новгородским, обложил золочёным серебром 13 икон большого деисуса („болшии деисусы 13 икон”) св. Софии, – Прибавление ко 2 Софийской летописи под 1537г., в Собрании летописей VI, 301. Большой деисус значит тут главный пояс (апостольско-святительский) деисуса-иконостаса. Но большой может быть как при нескольких малых, так и при одном, а поэтому от названия большой деисус нельзя делать никакого заключения относительно того, оставался ли при Макарии, как было в 1509г., один малый деисус (праздники) или же последовало после того прибавление одного из остальных двух малых деисусов или обоих вместе. (Полная опись Московского Успенского собора 1627г. напечатана в ΙΙΙ т. Русской Исторической Библиотеки).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

…Троица с Авраамлиим поклонением у дуба Мамврийского — у иконописцев это так называемая «ветхозаветная Троица», на которой изображалась Троица в виде Трех ангелов за столом в гостях у Авраама под сенью дуба. Основой для этого сюжета послужил библейский рассказ (Книга Бытия) о том, как Авраам поставил жертвенник Богу в дубраве Мамвре, и Бог являлся к нему. Палихово (Палех) — село в Ивановской области РСФСР. С XVI века — центр иконописания. Наибольшего расцвета мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII веке. Во второй половине XIX века начался упадок палехского искусства, ныне возродившегося в совершенно ином, нерелигиозном духе. …с греческих переводов старых московских царских мастеров . — Перевод здесь: образец; царские мастера — иконописцы, состоявшие на государственной службе в Москве в XVII beke. — 324. …пресвятая владычица в саду молится, а пред ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются …— Икона на этот сюжет появилась в России только в XVIII веке. Олинфы— оливковые деревья. Ушки с тороцами . — «Иконописный подлинник» так объясняет символическое значение тороков: «Ангелы имеют над ушами тороки, то есть — покоище святого духа, который и действо имеет…» (Ф. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, СПб., 1861, т. II, стр. 297). Рясно — ожерелье или подвески. Доспех пернат — доспех, нарисованный в виде крупной чешуи. Рамена — (ед. число — рамо) — плечи. …младенческий лик Эмануилев — см. примечание к стр. 323. Огнепалящий меч — меч, изображенный в виде извилистого пучка пламени. Веселиил — по библейской легенде (Книга Исход), главный строитель храма, воздвигнутого евреями в пустыне после ухода из Египта. …чтобы тут большой и ныне весьма славный каменный мост строить . — Здесь описана постройка висячего цепного моста через Днепр под Киевом в 1849–1853 годах. Тяблополочка для икон в иконостасе. Лествица — лестница. Аналогий (аналой) — высокий столик с наклонной доской для чтения стоя. …положит благословящий начал …— Начал — молитва по обряду раскольников.

http://azbyka.ru/fiction/zapechatlennyj-...

Но во всех описанных памятниках, начиная с Солунского амвона, мы не встретим нигде признаков какого либо медальона, окружающего фигуру Спасителя. Правда, что в этих скульптурных произведениях, за редкими исключениями, мы не найдем также и нимбов, которыми была бы окружена голова Спасителя. 224–2 Garrucci, tav. 458; Schlumberger, II, pl. IV. 147. Оклад из слоновой кости, IX века, в Кенсингтонском Музее Великолепный оклад Евангелия (рис. 147), сработанный из слоновой кости, в эпоху Карловингов, в Аахене или где-либо на Западе, воспроизводит древнейшие образцы христианского Востока 152 , происходит из аббатства Лорша и находится ныне в Кенсингтонском Музее. Оклад представляет любопытное соединение древнехристианского типа композиций и раннего скульптурного стиля (VI–VII в.) с некоторым определенным знакомством со стилем поздневизантийским. Таким образом, верхняя часть оклада, представляющая двух ангелов или, вернее, Викторий, несущих круглый щит с образом Спаса Эммануила, благословляющего десницей, воспроизводит обычный рисунок VI столетия. То же самое наблюдаем в нижней части оклада, дающей композицию Рождества Христова, с явлением ангела пастырям. В средней части оклада две боковые фигуры – Аарона и пророка (Илии), держащего распущенный свиток – также копируют оригиналы, близко напоминающие рельефы кресла Максимиана. Напротив того, среднее тябло, представляющее Божию Матерь на троне с Младенцем, сидящим на левой руке Матери, дает впечатление подражания образцу византийского стиля: таковы тонкие, крайне удлиненные пропорции фигур, поздневизантийский рисунок мафория, окутывающего голову Божией Матери, и, отчасти, сама драпировка ее одежд. Мастерство резьбы мало чем уступает изяществу ранней византийской эпохи. 148. Оклад Евангелия IX в. в церкви S. Andoche de Saulieu В старинной церкви французского городка Солье, в бывшем герцогстве Бургундском, имеется (рис. 148) оклад Евангелия, относимый к IX столетию 153 , резной из слоновой кости, как бы середина диптиха, вставленного в деревянные доски оклада и оправленного серебряными басменными листами, с обычными разводами. На двух досках представлены здесь: Спаситель, благословляющий, на престоле, с Евангелием в руках и с двумя фигурами – по-видимому, апостоламипозади, и, на другой доске – Богоматерь с Младенцем, тоже сидящая на троне, и позади ее два архангела в молитвенной позе, выражающие свое умиление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Не рыдай Мене, Мати...», с избранными святыми. Икона. Посл. четв. XVIII в. (ок. 1780г.) Москва. 40,5х30,4 см. Из собрания М. де Буара. (Елизаветина) В ряду новых иконных композиций, явившихся в конце XV в. и перешедших в иконографию XVI в., но не удержавшихся в ее обиходе, икона Русского музея (точнее, тябло или вырезка с местной иконы) с надписанием титула: «Святыя жены мироносицы». Икона, действительно, дает внизу в малом же размере приход 4 жен мироносиц к пещере с гробом; их 4, и одна из них отмечена, как бы это была Богоматерь, на плече и надлобии звездой (действительно, на иконах XVI и XVII вв. есть даже «жена», отмечаемая титулом Божией Матери); с ними говорит ангел, сидящий «в ногах» гроба. Затем, среди горок, представлена пещера, накрытая лещадным навесом; внутри пещеры мраморный гроб, пустой, с длинным сударем по нему протянутым; апостол Петр наклонился облобызать сударь; в голове гроба другой ангел; под гробом вповалку лежат дюжина воинов с оружием в руках. Затем следуют любопытные символические подробности: над крышей пещеры в полукруге небесная сизо-дымчатая полоса, в которой видных по грудь четыре ангела, напряженно глядящие на небо, с упованием или веселием – нельзя разобрать по схеме их выражения. Выше горка в стиле XVI в. и по ней (как в Рождестве Христове) 6 ангелов, видных из-за горки до груди, славят, очевидно, Воскресение. Икона также заканчивается полукругом и напоминает подобные же иконы Рождества, создавшиеся в Италии и притом уже в начале XV в. Местная икона «Преображения Господня с деяниями» в 24 клеймах (Русский музей) любопытна как образец сравнительно раннего примера подбора евангельских событий (от Рождества Богородицы до Успения) и вообще священных изображений и Праздников: Воздвижения Честного Креста, Покрова Божией Матери, Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Чуда архангела Михаила, Вознесения Илии и Чуда вмч. Георгия. Икона относится к 1-й половине XVI в., к новгородским письмам. В Преображении под верхним изображением Спаса с Моисеем и Илиею находятся также 2 группы идущих апостолов, одна со Спасителем, и ниже 3 падающих апостола. И центральная икона, и все Праздники представляют точный список обычных композиций с простейшими палатными формами и строгим, но уже скудным рисунком конца XV – начала XVI в. Горки оканчиваются наверху рядами «пяточек», начинаются внизу малыми шашками и покрыты грубыми метелками, представляющими растительность. Все исполнено по шаблону и самые краски грубы, нечисты и отличаются в целом пестротой. В новгородском соборе Спаса Преображения в алтаре, на стене, была икона Преображения в деянии, с 16 клеймами Господских Праздников, с рядом святых вокруг, между ними святые Параскева и Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010