ПОМАЗАНИЕ; в пер. пррчтво И212 24 (как и выше, И212 23 , в стихе Дан. 9:26 Б304 12 ), которое здесь весьма неуместно, так как далее идет развитие мысли именно о помазании как о цветущей благодати. И213 КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ – влиятельный церковный иерарх середины IV в., известен как автор популярного и сейчас руководства для готовящихся ко крещению «Поучений огласительных и тайноводственных». Здесь цитируется «Огласительное поучение двенадцатое», гл. 17. ОТВЕТИТЬ – см. комм. к И210 20 . 62 СЕДМИНЫ. После четырех употреблений сущ. седмица на одном листе рукописи в значении «семилетие» здесь появляется глосса: рекше недли И213 17 Ниже еще одна глосса: рекше недли нашьскъ И213 26 . Я ГОВОРЮ: глю И213 20 ; в некоторых сп2 правка; рек , в других сп2 слова нет, что вернее, так как в греч. здесь γον Б306 6 (=γ ον) «действительно» ≈ «то есть». В ПЕРВЫЙ: πρτ Б306 8 ; в пер. преже И213 21 , как если бы это было πρτον. ОЛИМПИАДЫ. Отсчет времени по периодическим общегреческим празднествам, независимый от местных календарей, ввел греч. ученый из Александрии Эратосфен (275–194), который первым пронумеровал олимпиады. Традиционная дата первой олимпиады – 776 г. до н. э. Олимпиада включает четыре года. ТРЕХ ЧАСОВ; в пер. тако И213 24 на месте ρν γ′ Б306 11 «трех часов». ДО; в пер. шести сотъ И213 25 (Эрм шьсти Э144): предлог ες зд. «до (186 олимпиады)», прочитан как число ξ «шесть». В сп2 есть въ сто . Одно из самых существенных расхождений сп1 и сп2; здесь вариант сп2 – первичнее списков, принятых за сп1 (если считать, что редакция сп2 производилась без сверки с греч.). ДАЛЕЕ: τονυν Б306 14 зд. ≈ «далее». В пер. И213 26 – переведена одна основа. Возможно, что , подобно греч. τονυν, выполняет в данном контексте функцию связки. TO ЕСТЬ НАШИХ НЕДЕЛЬ – прибавка в глоссе определения вызывает вопрос: понимал ли прибавивший смысл пророчества Даниила? «Наша», славянская, неделя значила или воскресный, Господний день (так на И102, И217), или семь дней. Неделя как семантическая калька «их», греческой, βδομς «седмина» могла значить и «семилетие», как в данном контексте. См. комм. к И285.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вооруженные силы РФ выявляют иностранных наемников еще на этапе их подготовки к въезду на Украину, сообщили в Минобороны. ВКС РФ высокоточным оружием уничтожили военную технику ВСУ в 12 районах, четыре склада с боеприпасами 79-й бригады в Николаевской области. Число иностранных наемников на Украине неуклонно снижается, за три недели были уничтожены около 400 человек, сейчас на Украине действуют около 3 тыс. наемников, заявил официальный представитель Минобороны РФ генерал-лейтенант Игорь Конашенков. Высокоточными ракетами воздушного базирования в районе в ДНР уничтожено 180 военнослужащих и 26 единиц военной техники 30-й механизированной бригады ВСУ. Авиация, ракетные войска и артиллерия России в ходе спецоперации на Украине поразили за сутки свыше 210 целей ВСУ. Союзные силы продвигаются в направлении Северска и планируют наступление на Славянск, в Северске остались только неопытные бойцы территориальной обороны и «вчера мобилизованные» новобранцы, сообщил посол ЛНР в РФ Родион Мирошник. Вооруженные силы России с начала проведения специальной военной операции на Украине уничтожили 243 самолета, 1 513 беспилотных летательных аппаратов, а также 4 046 единиц бронетехники ВСУ, сообщили в Минобороны. Более 150 польских, а также 50 грузинских и 23 британских наемников уничтожены на Украине в ходе спецоперации в течение трех недель, сообщил официальный представитель Минобороны РФ генерал-лейтенант Игорь Конашенков. Российские войска в рамках контрбатарейной борьбы в ходе спецоперации за сутки уничтожили два взвода РСЗО «Град» и два взвода гаубиц «Гиацинт-Б» Украины в Донецкой Народной Республике. Иностранных наемников на Украине ждут максимальные сроки тюремного заключения, если они будут захвачены живыми, сообщил официальный представитель Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков. Территория Марьинки была заминирована ВС Украины практически полностью, сообщил советник главы ДНР. Посол Луганской Народной Республики в Москве Родион Мирошник заявил, что сейчас создаются все условия для взятия города Северска в ДНР в ближайшее время с минимальными потерями по аналогии с Лисичанском.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/12/os...

Держава Августа. Его завоевания; борьба с Германцами Август соединил весь римский мир в одно целое под свою державу и дал ему стройное движение под одним законом; но в этом единстве внешнем и чисто политическом сохранилось различие двух миров, созданных разными началами. Мир Греции, Востока и Африки был древнее Рима, богат собственной мыслью, светел собственным просвещением. Он покорился Риму как силе и как полнейшей идее политической, но в тоже время сохранял духовную самобытность, умственное превосходство над Римом и тайное к нему презрение. Мир Италии, Галлии, Испании и позднее Британии был римским созданием. Его бедная и бесплодная самобытность исчезла вскоре. Вся жизнь и мысль запада были даны Римом, а не выработаны собственной силой народов. При Августе и ещё долго после это различие не выражалось, потому что было подавлено железной силой римского закона; позднее оно определило весь ход исторических событий. Огромна была область державного Рима. Даже далёкий и незапамятно древний Китай, притча гордости народной, называл его великим в сравнении с собой (великим Китаем, Та-тсин). Август не наследовал воинственному славолюбию великого Кесаря; он не осмелился искать распространения империи, но, усмирив некоторые полусвободные племена внутри её пределов (например, горцев испанских), он старался только обезопасить её границы, особенно со стороны Альпов и Рейна. Альпы и южная Германия были населены Ретийцами и Винделиками (Вендами великими), народами славянскими, принявшими вероятно уже значительную примесь окрестных народов, кельтских и германских. Война была упорна, но Римляне победили и, захватив оба ската альпийских гор до самого Дуная, мало-помалу наполнили новоприобретённую страну военными колониями (agri decumates), обязанными охранять границу Италии. Мудрая предусмотрительность Августа была оправдана последствиями. Ещё долго после него, когда Рим ослаб и дикари германские стали порываться из своих лесов, земля Винделиков и ущелья альпийские, замкнутые крепостями, удерживали напор северных племён; долго (до самых времён Иулиана) римские легионы могли по водам Дуная быстро переноситься от пределов Галлии до равнин Венгрии, громя в течение немногих недель свирепых Алеманов и Франков прирейнских и завоевательных Готов в стране при-евксинской. Область славянских народов наполнилась войнолюбивыми выходцами из Галлии и изо всех краёв империи. Язык утратился, обычаи изменились; старожилы сохранились только в небольших оазисах, рассеянных далеко в южной Германии; уцелели бедные остатки старого быта в нравах, несколько имён местностей, свидетельствующих о прежнем славянстве края.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Был из стародубских старшин. Сюда убегали из Сечи И в Сечь отправлялись отсель. Смешались тут речи и плечи, И соки славянских земель. Молодки одеты по-бабьи, Над городом солнца венок. И рынок стихийный, как табор, От сглаза вкушает чеснок. А мимо проносятся фуры Со здешним зерном для сябров. И буквицы, как партитуры, Симфонии русских хлебов. Во всём поединок сердешный Язычников и христиан. Коль самый бессмертный и грешный, Российский мужик, а не пан. На улицах «Слова» потомки; Бывал тут князь Игорь и Пётр. Уже никакие ермолки Не скроют двухвратный киот. Глава вторая Цепляя тенетник, во вторник, Судьбой нам отпущенный день, Мы к родичке едем, и дворник Спит после дождливых недель. Бегут, обгоняя пригорки, Румяные клочья дубрав. И аисты ищут иголки В стогах засыпающих трав. На гусли похожие веси, Звон струн и цветных проводов. Помазано жиром Полесье Гусиным в канун холодов. У самой окраины смерчи, Без бород пока, малыши. От кущ Суража и Унечи Мы катим наш камень с души. Дымится дорога - рокада, Леса, будто замерший фронт. Я чувствую, как будет рада Сестра от своих же щедрот. Давно приглашала, волнуясь; Я всё же двоюродный брат. У каждого вещая юность Кормила растущий талант. Мне муза приснилась, а деве Мудрец, зарифмованный в нимб. Мы поняли сразу, что делать В то время гнилое, как гриб. Да Господу слава, грибница Ждала пробужденья в листве. Лишь стоило ей помолиться О новом святом Рождестве. Осталось волшебное чувство, Что ей был знаком тот старик. Вдруг вспомнила Оптину Пустынь И с белой бородкою лик. Потомок церковных фамилий, Она там дрожала как лань. И на руку старец ей Илий Тепло возлагал свою длань. К ней ангелы вскоре прислали Болезненного земляка. С избранницей вместе читали Акафист, чтоб наверняка Встал вместе с Россией и в славу, С небес снизошедшую вдруг, Поверил, как будто в Варавву, Простой арамейский пастух. А ей образины и лики Привидились там, на тропе, Где вещая баба в тунике Рыдала в голгофской толпе. Да кто же она и откуда – Из Библии или баллад – Наперсница высшего чуда

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/06/...

Путь мой от границы до Праги был чрез Кенигсберг, Берлин, Галле, Лейпциг и Дрезден. В Кенигсберге я имел удовольствие сблизиться между прочим с профессорами тамошнего университета, Розенкранцем и Шубертом. Розенкранц, занимаясь народной поэзией в отношении мифологическом, сообщил мне много любопытных замечаний касательно народной поэзии германской, применяемых к миру славянскому. Хотя он и последователь Гегеля и один из знаменитейших его последователей, он однако не противник народности философских идей, не противник того, что и философия, особенно физиология и эстетика могут и должны искать ответы на многие из своих вопросов в наблюдениях той части народа, которая, сохраняя старину и простоту нравов, обычаев и понятий, обыкновенно обвиняется в невежестве; народ хранить вековые истины, в даже часто в драгоценных покровах. Шуберт обязал меня сообщением статистико-топографических сведений о славянском народонаселении не только Пруссии, но и Австрийской Империи, и первый указал мне на необходимость личных наблюдений в этом отношении, основываясь на том, что как в Пруссии, так и в Австрии, многие видят славян только там, где народ остается чисто славянским без знания немецкого языка. С его же помощью начал я составление этнографической карты Славянской части Европы. В Берлине я остался на несколько недель: это нужно было и для обозрения библиотеки и кабинетов древностей, для знакомства с учеными, от которых я мог воспользоваться обще филологическими сведениями, и для самых этнографико-лингвистических изысканий. Библиотека Берлинская не богата в прочем ни рукописями, ни старопечатными книгами, важными для славянофила. Зато чрезвычайно богат кабинет древностей во дворце Монбижу: там собраны языческие вещи, откопанные в могилах и городищах, во всех частях прусского королевства, и расположены довольно правильно по родам, с замечаниями, где что найдено; славянофил должен изучать сей превосходный кабинет. Из ученых берлинских я сблизился более всего с профессором Боппом, столь справедливо занимающим одно из первых мест между филологами Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Ожесточенная вражда, не умолкавшая в стенах университета, наконец опротивела мне донельзя. Она вредила и общему делу, и была гибельна для отдельных лиц. Однажды в заседании совета Соловьев, в качестве декана, горячо защищал какое-то предложение или заявление филологического факультета от злостных и грубых нападок со стороны враждебной партии и до того был оскорблен и раздражен нахальством и дерзостью своих противников, что совсем изнемог, а воротившись домой, в тот же день слег в постель и целые шесть недель прохворал в нервной горячке. Другой случай советской передряги завершился еще горестнее. Между приверженцами Баршева самым ревностным и преданным был профессор юридического факультета Никольский, молодой человек, пылкий и рьяный; когда, бывало, он раззадорится – не говорит, а кричит благим матом, руками размахивает. При Баршеве он состоял и пажом, и оруженосцем, и приспешником; в заседаниях совета всегда сидел около своего патрона и милостивца, всегда наготове храбро защитить его, огрызался направо и налево. Впрочем, был он человек добрый, даже милый, потому, может быть, и любил Баршева так горячо. Раз в заседании совета он чересчур раскипятился, геройствовал и зычно голосил напропалую, и представьте себе – какая жалость! – дня через три скончался от нервного удара. В 1868 году я женился на Людмиле Яковлевне Троновой. Крупные перевороты в жизни человека всегда оказывают на него свою решающую силу. Принявшись за прерванные на некоторое время мои ученые занятия, я почувствовал потребность дать себе определительный и ясный отчет в том, что и сколько я до сих пор успел сделать необходимогоя и полезного, что делаю теперь и на что рассчитываю в будущем. Начал я еще в молодых годах свою ученую карьеру педагогиею и дидактикою, потому что был учителем гимназии; а когда стал профессором, читал лекции по сравнительной грамматике и истории русского языка в связи с прочими славянскими наречиями. Но вскоре я заметил, что другие ученые, настоящее специалисты, и в Москве, и в прочих университетских городах, далеко опередили меня и в санскрите с зендом, и в славянщине; потому я сосредоточил свои силы на народной словесности и древнерусской литературе, проводя в науке приемы и результаты Гриммовской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Ну и последнее: а что же у нас – на Вятке? На сегодня, 25 июня 2020 года, ПО ПРОШЕСТВИИ более двух недель ПОСЛЕ Крестного Хода можно, наконец, констатировать, что массового «падежа» участников ВКХ не произошло, все знакомые, кого я лично видел на ВКХ, живы и здоровы. Минздрав России объявил, что статистика заболеваний пошла на спад. У нас вчера открыли Ботанический Сад в центре города, и местные власти, наконец, приняли решение открыть спортзалы, детские лагеря отдыха и ВСЕ предприятия ОБЩЕПИТА – кафе, рестораны и столовые! Олег Арбузов-Вятский , православный публицист, Вятка (Киров) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Если ты с Богом – Господь с тобою! Прекрасная статья, мысли поразительно верные и актуальные. Автору - благодарственный поклон... Лет десять тому назад я сам был реальным участником Великорецкого Хода, который заставил меня во многом переосмыслить те истины, которые и сегодня остаются неприкосновенными и которые никто и никогда не отменит:ПОДЛИННАЯ ВЕРА СПОСОБНА СОВЕРШАТЬ ЧУДЕСА., когда больные и калеки, старые и немощные преодолевали такие трудности, что не поверишь в окружающей обы-денности, да и в тебе самом просыпается НЕЧТО,о чём ты и не догадывался. ...Нынешний Велик-рецкий Ход - прямой укор тем. кто уже настолько обмирщился. что в угоду неверущей власти закрыл двери храмов тогда, когда ЧУДО стояло у двери...И многие отошли от церкви, которая сегодня в кри- зисе и требует ИСЦЕЛЕНИЯ ВЕРОЙ, требует ОЧИЩЕНИЯ ВЕРОЙ, требует НЕЛОЖНЫХ ПАСТЫРЕЙ... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/26/ko...

Проходит неделя — и опять «удивительная новость». Письмо к матери от 25 ноября начинается так: «Я в пустыню удаляюсь от прекрасных здешних мест. Когда Вы получите оное, я буду в Фиваиде, верстах в 200 отсюда, в месте диком и необразованном, куда и откуда почта не ходит, и ни до какого государства, иначе как пешком, достигнуть нельзя». В тот же день он пишет О. А. Новиковой: «Отправляюсь на шесть недель гулять в Фиваидскую пустыню… Я живу здесь две недели, видел все, что можно видеть, но еще ничего для себя важного не понял. В феврале или марте отправляюсь в Индию, если будет угодно богам». Совершенно ясно, что Соловьев поехал в Египет не для научных занятий (зачем было ему бросать Британский музей?), не для осмотра египетских древностей (они мало его интересовали) и не для изучения арабского языка (он никогда им не занимался). Он хотел «понять что-то для себя важное» — и отправился в Фиваидскую пустыню. Внешне это путешествие окончилось плачевно: верстах в двадцати от Каира он чуть не был убит бедуинами, которые ночью приняли его за черта, должен был ночевать на голой земле и на другой день вернулся назад. М. де Вогюе 30 вспоминает о своей встрече с Соловьевым в Каире в гостеприимном доме Лессепса. «На этот раз, — пишет он, — Лессепсу удалось выудить где-то в Эзбекии молодого русского, с которым он нас познакомил. Достаточно было раз взглянуть на это лицо, чтобы оно навсегда запечатлелось в памяти: бледное, худощавое, полузакрытое массой длинных вьющихся волос, с прекрасными правильными очертаниями, все оно уходило в большие, дивные, проницательные, мистические глаза… Такими лицами вдохновлялись древние монахи–иконописцы, когда пытались изобразить на иконах Христа славянского народа, любящего, вдумчивого, скорбящего Христа. Несмотря на зной египетского лета, на Владимире Сергеевиче был длинный черный плащ и высокая шляпа. Он чистосердечно рассказал нам, что в этом самом одеянии он ходил один в Суэцкую пустыню, к бедуинам; он хотел разыскать там какое-то племя, в котором, как он слышал, хранились некие тайны религиозно–мистического учения Каббалы и масонские предания, будто бы перешедшие к этому племени по прямой линии от Соломона. Само собой разумеется, что ничего этого он не нашел, и в конце концов бедуины украли у него часы и испортили ему шляпу».

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Посылаю Вам при сем отдельный оттиск моей речи 691 , в которой Вы, как знаток старины, не много найдете для себя новых фактов, а разве остановитесь на некоторых соображениях, может быть, не бесполезных для истории русской поэзии. Вероятно, у Вас под руками было много подобного хлама, который я – выражаясь выспренней речью Гоголя – возвел в перл поэзии. Не укажете ли Вы мне чего любопытного по этой части? Или, может быть, сами не приготовите ли для журнала г. Тихонравова? Я вполне убежден, что можно создать настоящую историю древней русской поэзии, и для этой цели и в этом убеждении в 1-й же Летописей дал статью о русской поэзии в XI веке. Подробный отчет о Вашем описании Синод. Библиотеки у меня еще лежит на душе. Помешала окончанию его моя речь, отнявшая у меня несколько недель. С глубоким уважением и преданностью честь имею быть готовый к услугам Ваш Ф. Буслаев. 11 февраля 1859 г. Москва. 4 (18) С.-Петербург 1860 г. Марта 23 д. День за день откладывал удовольствие писать к Вам, многоуважаемый Александр Васильевич . Наконец дождался я до того, что пришлось к дружескому посланию присовокупить официальное письмо. Что делать? Петербург город официальностей. Итак сначала о деле. По поручению Президента Академии Наук Графа Блудова честь имею просить Вашего участия в предпринимаемом Академией издании Византийских историков и исторических документов и пособий, частью в греческом подлиннике, частью в древних славянских переводах, буде подлинники не окажутся налицо. Предполагается сначала издать в исправленном тексте греческом с латинским переводом Георгия Амартола, и потом в то же время, в отдельном издании – собрание писем и документов Византийских Императоров, официальные акты и послания греческого духовенства и т. п. – Конечно, вся эта работа, то есть критика текста и объяснения – дело записных академиков, именно: Стефана, Куника и друг. Но прежде нежели начать это дело, нужны соображения для плана предстоящего издания, нужно иметь сведения о том, что у нас есть интересного и важного в рукописях (особенно Синодальной Библиотеки). К Отцу Савве тоже послано от меня официальное отношение 692 . Но Вы как один из первых знатоков Византийских источников не только у нас в России, но и между учеными Европейскими, без сомнения, принесете своими указаниями значительную пользу для осуществления этого важного предприятия. Письмо Ваше об этом предмете будет сообщено мною Графу Блудову. Если Вас затруднит этот вопрос во всем его объеме, то на первый раз достаточно будет и того, если в своих указаниях Вы изъявите желание об издании таких источников и документов, на которых Вам уже приходилось останавливаться в Ваших ученых работах. Чем скорее получим мы от Вас отзыв по этому делу, тем более Вы обяжете меня и тем более доставите удовольствие Графу Блудову, который высоко ценит Ваши заслуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха на Афонской Горе   I. Непостижимый для непривычного, хотя бы даже и верующего человека, аскетизм большинства греческих и русских обителей на Святой Горе в течение Великого поста доходит до того, что становится в иные минуты страшно о нем и подумать! Церковные службы и в обыкновенное время, по нашему мирскому суду, слишком долгие и слишком частые, во время поста наполняют почти весь день и всю ночь; ограничение в пище доводится до самого крайнего предела. В иные дни, на первой неделе, например, и на Страстной (по-гречески на Великой неделе), только певчим дается по ломтю хлеба, не помню, раз или два в день, чтобы они были в силах петь. «Травки и травки» монашеской трапезы, которые так ужасали г. Благовещенского (написавшего, несмотря на всю реалистическую нищету своего мировоззрения, об Афоне много невольной правды, весьма лестной для его обителей), – эти «травки», истинно ужасные «травки», вступают в течение тяжких семи недель в полные права свои. В это время все на Афоне становятся, волей и неволей, высокими подвижниками духовными и телесными. Тот, кому это полегче, не должен гордиться, а должен смиряться перед высшею «благодатью» подобного облегчения; тот, кому это очень трудно, больно и скучно, должен помнить, что эта боль и эта скука, это состояние почти ежеминутного несносного понуждения, оно-то и есть настоящее монашество, то есть добровольное хроническое мученичество во славу Божию. Облегчение же долгой и постепенной телесной привычки и внезапные восторги душевного умиления – это не от нас. Это награда свыше за подвиг или поддержка слабому и унылому за доброе изволение понудить себя и покориться. Всё приятное и утешительное не от нас, а от Бога; от нас всё принудительное, самоограничивающее, то есть скучное... даже и на молитве. Такова философия истинного аскетизма. И мирянин, живущий долго на Афоне, может пережить, хотя и не вполне, а лишь отрывками, все те разнообразные минуты скорби и отрады, которых глубокое и необычайно тонкое сплетение составляет науку монашеской жизни, «науку из наук», как говорят учители-аскеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010