Ферапонт. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь, Свято-Благовещенский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Благовещенский Ферапонтово-Монзенский мужской монастырь (именовавшийся также Адриановой пустынью) был основан в конце XVI века преподобным Ферапонтом, выходцем из Москвы, " где он жил у мощей Василия Блаженного " - то есть служил в Покровском соборе на Красной площади в Москве. Преподобный Ферапонт преставился ко Господу в 1595 году 12 декабря (по старому стилю). В Благовещенской церкви монастыря, кроме его основателя, были погребены ученик святого Ферапонта преподобный Адриан и преподобный Феодосий (даты кончины преподобных Ферапонта и Адриана в разных источниках приводятся по-разному). Монастырь располагался в Корежской волости, в 40 км северо-западнее города Буя, по буйско-солигаличскому тракту. Корежская волость объединяла в своем составе обширную местность при слиянии рек Костромы и Вексы, вниз по реке Костроме и вверх по ее притоку Кореге. В те времена пространство Корежской волости, как и соседних костромских волостей, было покрыто дремучими лесами, преимущественно хвойными. В рукописной " Книге, глаголемой Козмография " , составленной неизвестным автором в XVII веке и хранившейся затем в Паисиево-Галичском монастыре, говорится: " А леса великие, страшные, дикие, непроходимые, во всем свете таких лесов мало, леса те подобны морю " . Такой эта сторона оставалась вплоть до начала XVII века. В голодное время 1602 года игумен Ферапонтова монастыря преподобный Адриан безвозмездно раздавал хлеб всем нуждающимся; к нему сходились люди со всей округи и даже из других волостей. Благодаря этому около монастыря возникли многочисленные деревни. Впрочем, отметим: деревня XV-XVI веков выглядела совсем по-другому, нежели в XIX-XX веках. Типичной для того времени была деревня в 1-4 двора, а само слово " деревня " означало не селение или постройки, а участок пашенной земли и покосов, составлявший в целом деревенское хозяйство. Документальных указаний точного времени возникновения монастыря не обнаружено - сохранились относящиеся к нему грамоты только с начала XVII века, к примеру: " 122 года (1614) Благовещенского монастыря, что на реке Монзе, строителю Андриану дана жалованная грамота на монастырские вотчины " .

http://sobory.ru/article/?object=24057

Брянск. Вознесенский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Белопесоцкий Предтечев мужской монастырь в Зарецкой слободе был основан в XVI в. В начале XVIII в. обращён в Воскресенский женский, затем в Вознесенский женский. Упразднён в 1766 г. «В приход польского короля под Брянск тот Петровский монастырь разорен был, и после того разорения того же Петровского монастыря старец Антоний самовольством своим против того Петровского монастыря за рекой Десною на луговой стороне, на монастырской их земле и в угодьях, построил вновь Предтечев монастырь», — читаем в «Истории Орловской епархии и описании церк­вей, приходов и монастырей», изданной в 1899 году в Орле. Возник монастырь в XVI веке. Название Белопесоцкий получил от местнос­ти. Находился на белом песчаном берегу. Предтеченский — по имени храма, построенного в середине XVII века в честь Иоанна Предтечи. Монастырь расстраивался с годами, обзаводился землей. Появились мельни­ца, рыбные и бобровые гоны на реке Снежети. В 1683 году Белопесоцкая обитель была передана в подчинение Брянско­му Петро-Павловскому монастырю. В самом начале восемнадцатого столетия здесь, как отмечено в первом томе «Трудов Киевской духовной академии», была построена Вознесенская церковь с приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Монастырь назывался по-разному: Предтечевым, Зарецким, Песоцким, Вознесенским. Просуществовала обитель недолго. Краток был и ее расцвет. Церковь же еще долго украшала это место. «...С Петровской горы виднелась Зарецкая церковь со своею шатровой колокольней, огненный разноцветный ко­нус, который красиво отражался на глади Десны», — писала газета «Брянский вестник» в конце XIX века. По материалам: http://www.puteshestvie32.ru/content/belopesockiy На месте настоящей зарецкой Предтеченской церкви в старину был Песоцкий (на песках) мужской монастырь. Когда он был основан — в точности неизвестно. Достоверно известно только то, что он был еще до литовского нашествия, т.е. до 1356 года. По крайней мере Иннокентий, архимандрит Киево-Печерского монастыря, подавая челобитную на имя царей Петра и Иоанна Алексеевичей (в 1684 г.), говорит:»тот-де монастырь (Песоцкий) исстари, до литовского разорения, построен по указу благоверной царицы Анастасии Романовны».

http://sobory.ru/article/?object=55734

ВРНС: площадка для поиска новых решений 20 ноября 2015 г. 17:09 Очередной выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 16 ноября 2015 года. Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте! 9-10 ноября в Москве прошел девятнадцатый уже по счету Всемирный русский народный собор. На этом соборе, который был приурочен к памяти святого равноапостольного князя Владимира, было сказано очень многое о том, как его наследие может осуществиться в нашей современной жизни — в жизни народов, которые ведут свою историю от Херсонесской и Киевской купелей, народов, которые появились как сильные, мощные народы только благодаря тому, что они были рождены во Христе и стали самостоятельной, особой цивилизацией, которую по-разному называют — Русским миром, восточно-славянской, православной цивилизацией. По сути — это цивилизация Святой Руси, которая неотделима от Христова пути, от Православия как основы не только для частной жизни людей, к этой вере принадлежащих, но и для исторических действий, которые укоренены в истории этой цивилизации и которые единственно способны обеспечить ей благополучное будущее, самостоятельную и уникальную роль в мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на соборе, сказал о цивилизации так: «Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, ее наследие приобретает всемирное значение». Конечно, цивилизация Руси остается именно таковой. Ей есть что сказать миру, у нее есть способность, возможность, желание и воля, чтобы изменять жизнь по закону Христову. Так мыслили наши предки, так на самом деле мыслит большинство сегодняшних людей, относящихся к цивилизации Святой Руси. Много было сказано о духовных основах этой цивилизации. Но сегодня очень важно сказать, в каких конкретно общественно значимых решениях, в каких законах эта цивилизация должна быть выражена, чтобы не идти в фарватере иной цивилизации, но предлагать свою модель жизни всему миру и самой себе.

http://patriarchia.ru/db/text/4277583.ht...

ВРНС: площадка для поиска новых решений РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107877.html 23 ноября 2015 ВРНС: площадка для поиска новых решений Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4277583.html Официальный сайт Московского Патриархата Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина " Комментарий недели " вышел в эфир на телеканале " Союз " 16 ноября 2015 года. Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте! 9-10 ноября в Москве прошел девятнадцатый уже по счету Всемирный русский народный собор. На этом соборе, который был приурочен к памяти святого равноапостольного князя Владимира, было сказано очень многое о том, как его наследие может осуществиться в нашей современной жизни – в жизни народов, которые ведут свою историю от Херсонесской и Киевской купелей, народов, которые появились как сильные, мощные народы только благодаря тому, что они были рождены во Христе и стали самостоятельной, особой цивилизацией, которую по-разному называют – Русским миром, восточно-славянской, православной цивилизацией. По сути – это цивилизация Святой Руси, которая неотделима от Христова пути, от Православия как основы не только для частной жизни людей, к этой вере принадлежащих, но и для исторических действий, которые укоренены в истории этой цивилизации и которые единственно способны обеспечить ей благополучное будущее, самостоятельную и уникальную роль в мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на соборе, сказал о цивилизации так: " Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, ее наследие приобретает всемирное значение " . Конечно, цивилизация Руси остается именно таковой. Ей есть что сказать миру, у нее есть способность, возможность, желание и воля, чтобы изменять жизнь по закону Христову. Так мыслили наши предки, так на самом деле мыслит большинство сегодняшних людей, относящихся к цивилизации Святой Руси. Много было сказано о духовных основах этой цивилизации. Но сегодня очень важно сказать, в каких конкретно общественно значимых решениях, в каких законах эта цивилизация должна быть выражена, чтобы не идти в фарватере иной цивилизации, но предлагать свою модель жизни всему миру и самой себе.

http://religare.ru/2_107877_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ [лат. congregatio - союз, соединение], течение в кальвинизме, возникшее в Англии во 2-й пол. XVI в. Нек-рые религиеведы считают К. одной из 2 ветвей индепендентства - возникшего в Англии религ. движения, сторонники к-рого требовали передать управление церквами местным церковным общинам, а не стоящим над ними региональным или общегос. орг-циям. Они считали, что община должна сама избирать священников, владеть церковной собственностью и не находиться под контролем государственной церкви . Настаивая на этом, конгрегационалисты тем не менее соглашались формально остаться в составе государственной церкви (принявшей тогда кальвинизм), в то время как более радикальные представители индепендентства, т. н. сепаратисты (из к-рых позже выделились баптисты), добивались полного разрыва с т. н. государственной Церковью. 1-я конгрегациональная церковь была организована в Лондоне в 1567 г. Ричардом Фицом. Одним из основоположников К. был Роберт Браун (ок. 1550 - ок. 1633), вынужденный эмигрировать в Нидерланды, где в 1582 г. он опубликовал «Трактат о немедленной Реформации». Др. религ. деятелями, сыгравшими значительную роль в формировании К., были Генри Барроу (ок. 1550-1593), Джон Гринвуд (ум. 1593), Джон Пенри (1562/63-1593). Все они были казнены. Конгрегационалистами себя считали протестанты-кальвинисты, придерживавшиеся «Савойской декларации» (1658), составленной по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во 2-й пол. XVI в. конгрегационалистские группы создавались в основном в Англии, в то время как пресвитерианские - и в Шотландии, и в Сев. Англии. После основания Плимутской колонии (1620) тысячи приверженцев К. отправились в Нов. Англию. В Сев. Америке поселенцы создавали свои религ. общины по примеру раннехристианских: «по договору» объединялись в общину для богослужений и изучения Слова Божия. Главы общин по-разному трактовали Библию; что отражалось в незначительных различиях в организации церквей. По инициативе 3 лидеров колониального К.- Дж. Коттона из Бостона, Т. Хукера из Хартфорда и Дж. Давенпорта из Нью-Хейвена - представители этих общин собрались на совет в Кеймбридже (колония Массачусетс) в 1646 г.; в дальнейшем подобные встречи проводились ежегодно в течение 3 лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсудить и прояснить с опорой на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Результаты упомянутого совещания сведены в документ «Платформа церковной дисциплины», где изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В XVIII в. конгрегационалисты стали самой многочисленной религиозной организацией в США.

http://pravenc.ru/text/1841890.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 1. Св. игумен Иосиф Волоцкий и его церковно-политические воззрения XV в. был вершиной русского подвижничества. Этот расцвет, возвысивший духовный авторитет монашества в государственной жизни, явился следствием плодотворного духовного делания целого сонма подвижников, которые так или иначе были связаны со школой св. Сергия Радонежского. Аскетические воззрения Сергия, который подчеркивал решающее значение строгого общежития, стали основой монастырской жизни. Но преподобный Сергий не предлагал целостной системы аскетического воспитания, он скорее полагался на духовные дары своих преемников. И вот уже у некоторых его учеников — у св. Павла Обнорского или св. Кирилла Белозерского — проступают своеобразные черты их духовной индивидуальности. Следствия личностного, индивидуального подхода к аскезе не замедлили проявиться: у новых поколений подвижников мы обнаруживаем новые черты. Они становятся вполне заметны уже в последней четверти XV в.; в монашестве формируются два направления, по-разному понимающие суть христианской аскезы; в результате русское иночество разделилось на две борющиеся партии: одна известна под названием «иосифлян» (именуется так по ее главному представителю Иосифу Волоцкому), а другая — под названием «нестяжателей» или «заволжских старцев». Иосиф, настоятель Волоколамского монастыря в окрестностях Волока Ламского, недалеко от Москвы, генеалогически тоже связан со школой Сергия Радонежского. Ученик св. Сергия Никита, основавший монастырь в Серпухове, последние свои годы провел в Высоцком монастыре в Боровске (Калужская губерния), там у него был ученик, находившийся под его духовным руководством. Этот ученик по имени Пафнутий, из крещеной татарской семьи, около 1445 г. основал в дремучем лесу вблизи Боровска монастырь. Духовная связь Пафнутия с преподобным Сергием (через Никиту) придавала ему особый авторитет в глазах современников и московского общества более поздней эпохи . Почти 30 лет управлял Пафнутий Боровской обителью. Он оказался очень способным хозяином и строгим настоятелем, придававшим весьма большое значение внешней стороне монастырского быта. Пафнутий был в хороших и тесных отношениях с великокняжеской семьей, и долго после его смерти (он скончался в 1477 г.) в царской семье хранилась память о нем; двое из его учеников, св. Даниил Переяславский и монах Кассиан Босой, будучи уже древними старцами, стали восприемниками новорожденного Ивана, впоследствии царя Ивана IV Грозного (1533–1584) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436459/

А не получается ли «православное гетто», по словам диакона Андрея Кураева, когда верующие женятся только на верующих? – Здесь нужно очень трезво посмотреть, как твой молодой человек относится к Православию, к Церкви, а может он агрессивный атеист? И насколько он способен понять и принять то, что дорого тебе? Насколько он вообще уважает твои взгляды? Окончание. Начало : Нет счастья в личной жизни… Ассоль без принца   – Среди православных бытует мнение, что создавать семью можно только с себе подобным, то есть обязательно воцерковленным человеком. А вот с новоначальным или сомневающимся – ни за что. Но ведь тот же сомневающийся может оказаться более искренне верующим, чем вроде бы воцерковленный, но ханжа, который на нецерковных людей сморит свысока и считает себя чуть ли не святым. Тем более, Православие в России только-только возрождается, люди идут к вере, порой очень нелегкими путями и усилиями по исправлению своей жизни. Что Вы об этом думаете? – На нашем форуме православного молодежного движения «Молодая Русь» идут постоянные горячие споры, каким должен быть верующий молодой человек, а какой девушка. Та и другая сторона никак не придут к общему мнению, мы даже думаем закрыть форум. Да, это сложный вопрос про воцерковленность избранника. Конечно, воцерковление у всех происходит по-разному, у каждого своя история прихода к вере. Но с другой стороны, вы пробовали жить с человеком совсем иных взглядов? Это очень тяжело. Если сначала ищется компромисс, то потом ситуация обостряется, дело может дойти до разрыва отношений. Вспоминается старый советский анекдот. Брежнев идет по коридору после Пасхи. Ему навстречу знакомый: «Леонид Ильич, Христос воскресе!» – «Угу». Идут дальше, ему навстречу другой знакомый: » Христос воскресе!» – «Мне уже докладывали». Когда твоему супругу «уже докладывали», что Христос воскрес, а для тебя – это вся жизнь… Если он совершенно не понимает, чего это ты каждое воскресенье вместо того, чтобы отдохнуть, выспаться, утром идешь в храм часами стоять на службе, зачем ты постишься, молишься… И если твои дети начинают брать пример с отца: «А мы в храм не хотим, потому что папа туда не ходит»…

http://pravmir.ru/vse-podruzhki-parami/

Архив Пн В Храме Христа Спасителя состоялась презентация Собрания трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 марта 2014 г. 19:17 14 марта 2014 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась презентация выпускаемого  Издательством Московской Патриархии  Собрания трудов Его Святейшества. Открывая мероприятие, главный редактор Издательства Московской Патриархии  протоиерей Владимир Силовьев  поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с годовщиной архиерейской хиротонии, отмечаемой сегодня, и представил первые три книги собрания. Говоря о  недавно изданном  третьем томе, протоиерей Владимир Силовьев отметил, что он наиболее объемный. По словам отца Владимира, собрание трудов Святейшего Патриарха необычно по построению. Оно распределено на ряд тематических серий, которые постоянно пополняются новыми материалами. Формируется архив, который систематизируют, редактируют, технически оформляют и издают сотрудники Издательства Московской Патриархии. «Получается собрание, которое состоит из многих серий, — пояснил главный редактор Издательства. — Эти серии называются по-разному, и они окончательно не сформированы: " Слово Предстоятеля Церкви " , " Слово пастыря " , " Богословие " , " Официальные документы " ... Сейчас логика этого построения, может быть, не очень видна, но со временем серии будут наполняться высоким содержанием. Поэтому, Ваше Святейшество, мы хотим прежде всего, чтобы эти серии умножались, а чтобы они умножались, мы желаем Вам здоровья и многая лета». Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл: «Благодарю Вас, отец Владимир, за Ваши добрые слова и за работу, которую провело Издательство Московской Патриархии. Я хотел бы сказать о том, что сегодняшний день для меня в личном плане особенный — 38 лет назад я стал архиереем, и так уж совпало, что по церковному календарю это первый день весны, 1 марта; а для истории нашей культуры это день, когда Иваном Федоровым была издана первая книга, и сегодня мы празднуем 450-летие издания первой печатной книги России.

http://patriarchia.ru/db/text/3606928.ht...

богословское направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим , свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (т. н. великими каппадокийцами) - отцами Церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Св. Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской пров. Каппадокия . Иногда к представителям К. ш. причисляют свт. Амфилохия Иконийского («четвертого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъемом в греч. богословии, связанным прежде всего с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной лит-ры (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Др. особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии К. ш., состояла в более полном освоении лит. наследия Оригена , влияние к-рого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена - свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, во 2-й пол. III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки свт. Василия Великого и его брата свт. Григория Нисского (свт. Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца - св. Макрины Старшей ). В сочинениях каппадокийцев имеются свидетельства о том, какое влияние на их религ. образование имел Символ веры свт. Григория Чудотворца ( Basil. Magn. Ep. 204; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.). Вероятно, свт. Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена - «Филокалию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 1). Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей К. ш.: свт. Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на свт. Григории Богослове и особенно на свт. Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия К. ш., а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения К. ш. было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь К. ш. с богословием свт. Афанасия I Великого , главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него - с малоазийским богословием (преимущественно сщмч. Иринея Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

http://pravenc.ru/text/1470349.html

В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. Образ такого рода космической катастрофы есть уже у пророков Амоса, Иезекииля, Исаии, Даниила, Иеремии. Эта сцена у Матфея написана чисто библейским языком. Так представляли День Господень пророки: землетрясение, померкшее солнце, мёртвые, которые выходят из гробов… Настал День Господень. Настал День Суда . Ничего подобного нет в Евангелии от Иоанна. В нём Спаситель, стоя перед нами в Своём застиранном хитоне, просто говорит: «Ныне суд миру сему» (Ин 12: 31). На самом деле и здесь и там говорится об одном — только по-разному. В Евангелии от Марка подчёркивается, что Крест связан с тремя определёнными моментами дня: «Был час третий и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого . В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” что значит: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”… Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (выделено мной. — Г. Ч. ) (Мк 15: 25, 33–34, 37). До сих пор утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы , а перед наступлением вечера совершается девятый час . Евангелие от Марка навсегда связало Крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня. В Евангелии от Марка есть ещё одна деталь, на которой не останавливаются другие евангелисты. После смерти Иисуса к Пилату приходит Иосиф из Аримафеи с просьбой отдать ему Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и спросил, давно ли (Мк 15: 44). «Удивился, что Он уже умер» — это важное сообщение для нас сохранил только Марк.

http://pravmir.ru/absolyutno-cheloveches...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010