62. В ту же неделю Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и непокорному. ( Ис. 65:2 ). Слышите, братия, что говорит Бог ! Жалуется Бог пророку на народ иудейский, что Он по целым дням простирал к ним свои Божеские руки и призывал их к Себе: уговаривал, убеждал, умолял, чтобы они его слушали; но они и знать Его не захотели, – упорствовали, не покорялись, ожесточались против Бога, и довели Бога до того, что Он дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня, как говорят пророки, Моисей и Исаия 73 . Воззрите, братия, на крест, взгляните на Распятого: не простирает ли Он и к нам руки? День и ночь простирает и как бы так говорит, как написано на кресте: «посмотрите, посмотрите, что Я для вас и для вашего вечного спасения сделал; но скажите Мне: что вы для Меня сделали? Я оставил небеса и все сокровища небес и все блага, и пришел на землю, чтоб вас спасти. Можете ли вы разуметь, как Мне хорошо было у Отца Небесного, Меня любящего во всю вечность; но Я решился низойти на землю и пострадать за вас, и спасти вас от вечной погибели, и возвести вас в рай, чтобы вы вкусили от райского, небесного блаженства. Я вошел в пренепорочную утробу Девы Марии: Я родился, Я переносил все гонения, позоры, клеветы, ругательства от нечестивых иудеев; Я принес с неба вечную жизнь, истину, свет, мудрость, благодать и родил вас в крещении, освятил таинствами, дал дарование Духа Святого, отдал Себя на тяжкие страдания, чтоб вы вкушали Мое тело и Мою кровь, чтобы привить, подарить, вменить, дать вам залог бессмертия и блаженства; но посмотрите, для этого, как со Мною поступили те, которых Я пришел спасти?! Мой крест поставили между двумя разбойничьими; острые гвозди вбили в Мои руки и в Мои ноги; посмотрите на терновый венец, покрывающий Мне главу, посмотрите, как Мое тело избито, истерзано бичами – по повелению Пилата; посмотрите на ручьи крови, льющейся из язв рук и ног Моих, из Моей главы и из Моего ребра. И это все Я терпел ради вас, и ради вашего спасения, иначе вас спасти было нельзя: вам самим – каждому из вас, надлежало бы умереть в таких муках; но Я – Сын Божий – за всех вас умер на кресте; одна капля крови Моей дороже всего мира перед очами Отца Небесного! Вот, что Я для вас сделал; но скажите: что вы для Меня сделали? Вы, к оскорблению, к огорчению Моему, держитесь грехов, как будто вервьями привязаны к вам грехи; вы повинуетесь не Моему святому Евангелию, не учению Моему небесному, а своей дурной воле, своим страстям, – держитесь обычаев мира и слушаетесь диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

23 июня 1857 года. Воскресенье. Последнее слово (не сказано) Богоспасаемого града сего благочестивым обитателям Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 1Кор.1:3 . Сие Апостольское, молитвенное благожелание как было первым и начальным, так да будет последним и заключительным моим к вам словом, благочестивые обитатели града сего! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Благодать вам и мир, отцы и братия, мирстии и духовнии! Благодать вам и мир, сослужители и сопастыри! Благодать вам и мир, старцы и юноши! Благодать вам и мир, мужи и жены! Благодать вам и мир, богатии и беднии, знатнии и не знатнии! Благодать вам и мир, судии и начальствующие! Благодать тебе и мир, Нижний-Новграде, по основанию своему чадо доблестнейшаго, Святаго Князя страстотерпца Христова Георгия! Благодать и милость Пресвятые Троицы Отца и Сына и Св. Духа буди всем христоименитым, православным чадам Твоим – настоящим, почившим и будущим! Аминь. Всегда, во все время пребывания моего с вами и пастырского моего служения вам, граждане Георгиева града, благодарил я Бога моего о вас, о благодати Божией, данной вам о Христе Иисусе. 1Кор.1:4 . Ныне же, когда Божиим изволением и по неотступному стремлению моему к житию уединенному, оставляю Богоспасаемый град сей, и с вами разлучаюсь, ныне наипаче благодарю Бога моего о вас. Буди благодарение мое о вас Господу Богу за то, что вы любили со мною молиться Господу Богу; спешно и неопустительно притекали к священнослужению моему все – старцы и юные, матери и дети их. Благодарю Бога моего о вас, воспоминая, что никто из вас не опечалил дух мой неблагоговейным присутствием в храмах Божиих и неприличным движением; но своим вниманием и сердечным соучастием вы окрыляли и возвышали мои молитвы о вас и о всей пастве. Буди благодарение мое о вас Господу Богу всегда за то, что пастырские словеса мои и советы вы слушали благосклонно, принимали и исполняли благопослушно. Все приснопамятные мне дела вашего благочестия и послушания слабому моему пастырскому гласу незабвенны пред Богом, благоприятны Богу и к доброму послужат ответу на страшном суде Хриством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

3 . Так как далее сказано: «Но они не поняли сказанных Им слов» ( Лк.2:50 ), нам надлежит внимательнее рассмотреть написанное. Неужели они были настолько неразумны и маломысленны, что не поняли, что когда Он сказал: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», Он имел в виду «в храме»? Значит ли это что-то еще, что-то более глубокое, что было бы во благо слушающим, каждому из нас, если он добрый и совершенный и принадлежит Богу Отцу? Поэтому в целом Спаситель всех нас учит, что Ему подобает быть только среди тех, кто принадлежит Его Отцу. Если каждый из вас принадлежит Богу Отцу, то Иисус посреди вас. Мы должны верить Ему, когда Он говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». И я предполагаю, что более разумным храмом, храмом живым и истинным является тот храм, образом которого является здание, построенное земными трудами. Поэтому Он был в храме как в образе и «шел от храма» ( Мф.24:1 ) как от образа. Ибо, выйдя из земного храма, Он сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), и, оставив этот дом, Он приходит во владения Бога Отца, а именно в церкви, разбросанные по всему миру, и говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Поэтому тогда «они не поняли сказанных Им слов». 4 . В то же время обратите внимание на то, что пока Он находился во владениях Своего Отца, Он был в выси. А так как Иосиф и Мария еще не обладали полнотой веры, то они не могли все время находиться с Ним наверху, и поэтому, как сказано, Он нисходил к ним. Иисус часто нисходит к Своим ученикам, не всегда Он стоит на горе, не остается все время в вышине. На гору Фавор Он восходит с Петром, Иаковом и Иоанном (ср. Лк.9:28 ), но с остальными учениками Он был в другом месте. К тем, кто страдал различными недугами, был очень слаб и не мог взобраться на гору, «сошел Он с горы» ( Мф.8:1 ), к тем, кто был внизу. И здесь также сказано: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» ( Лк.2:51 ). 5 . Дети, будем учиться быть в повиновении у наших родителей. Больший подчиняется меньшему, ибо видит, что Иосиф старше Его годами, и потому воздает ему честь, подобающую родителю. Он – образец для всех сыновей, которые должны подчиняться отцам; а если у них нет отца, то они должны подчиняться тем, кто обладает честью отца. Но к чему я говорю о родителях и детях? Ведь если Иисус – Сын Божий – подчиняется Иосифу и Марии, то не должен ли я подчиняться епископу, которого Бог поставил мне отцом, или пресвитеру, который по воле Господа надо мной поставлен? Думаю, что Иосиф понимал, что Иисус, подчинявшийся ему, выше его, и из почтительности ограничивал свою власть. Поэтому все должны понимать, что зачастую меньший поставлен над большим, и подчас случается, что подчиненный выше того, кто, как кажется, имеет власть над ним. И когда тот, кто занимает более высокое положение, понимает это, он не превозносится в гордыне своей тем, что он выше, ибо знает, что тот, кто выше, подчиняется самому себе, как Иисус подчинялся Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ангелина 2018/02/20, 16:23:58 Господи Иисусе Христе, прости мои грехи вольные и невольные, помоги мне исцелиться по жен.части и от др.болезней, помоги исцелить моему ребенку спину, чтобы ее позвоночник стал прямым и ровным как до болезни, чтобы она не отказывалась от лечения, помоги оплатить ее новое лечение, помоги исцелиться мне от оккульт.дара и порчи, защити от колдунов и дьявола меня, мой дом, моих близких и квартиранта от соседей, сплетников, домкома и служб всяких, должников, помоги моему ребенку подготовиться к поступлению в муз.училище и успешно сдать экзамены, помоги документы подготовить нужные, помоги открыть дороги на благополучие, хор.работу, оплату долгов и брак, помоги оставаться молодой, красивой, полной сил и энергии, здоровой, помоги вернуть Божью благодать, радость, достаток, веселье, счастье, любовь, здоровье, помоги М. и его семье востановить их бизнес и снять с них порчу. Господи, благодарю за услышанные молитвы. Аминь. Ангелина 2018/02/17, 09:47:16 Благослови,душа моя ,Господа,и вся внутренность моя _святое имя Его.Благослови ,душа моя,Господа,и не забывай всех благодеяний Его.Он прощает все беззакония твои,исцеляет все недуги твои.Избавляет от могилы жизнь твою,венчает тебя милостью и щедротами.Насыщает благами желание твоё,обновляется ,подобно орлу,юность твоя.Пс.102. Лариса 2018/02/16, 15:59:09 Крест Господень, помоги мне исцелить дочь, чтобы ее позвоночник стал прямым и ровным как до болезни и чтобы она не отказывалась от лечения, помоги мне исцелиться по жен.части и от др.болезней, защити от колдунов и дьявола меня, мой дом и моих близких. квартиранта от соседей, сплетников, служб разных и должников, помоги вернуть в мой дом благодать, добро, счастье, любовь, благополучие, помоги открыть дороги на благополучие, новую хорошую работу, брак, помоги оставаться молодой, красивой, здоровой, полной сил и энергии, жизнерадостной, помоги М. и его семье снять с них порчу и востановить их бизнес, помоги моему ребенку собрать все необходимые документы, пройти успешно прослушивание и сдать экзамены. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=657&c_pid=8

«Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» ( Пс.46:2 ). Да возрадуемся и мы о небесной славе Христовой! И будем просить Его, дабы Он и нам дал участие в Его славе во Царствии Небесном. Аминь 1960 Вознесение Господне, проповедь II «Силою Креста твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое вознесение!» – так восклицает Невеста Христова, Святая Церковь, радостно торжествующая о восшествии Своего Жениха, искупившего Ее Кровию Своею, на престол, к Его Небесному Отцу. «Не прикасайся ко Мне, – сказал воскресший Христос при своем явлении в пасхальное утро Марии Магдалине, – ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Это слово Христово теперь исполнилось в Его Вознесении. Вознесение Его – это последнее завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, последнее завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия. Исполнились сегодня великие чаяния Ветхого Завета, ибо «сказал Господь – Бог Отец Небесный – Господу моему – Царю нашему, Мессии, Христу: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109 ). Христос победил и побеждает. Христос воскрес, а теперь, в сороковой день после Своего славного Воскресения, Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ), и Царствию Христову нет конца, как мы и пели в таинственную Великую субботу: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» ( Пс.81:8 ), «ибо Ты царствуешь вовеки». Сегодня радость наша – «Пасха наша великая и священнейшая» – Христос Избавитель восходит до самого неба, чтобы оттуда, от Отца, излить на нас дар Святого Духа и через благодать Духа пребывать с нами неотступно «во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ), – говорят ангелы апостолам. «Сей есть Иисус Человек Бот, Бог Человек паки приидет!» – восклицает Святая Церковь. И уже теперь Он с нами – в благодати Святого Духа. «Не прикасайся ко Мне», – сказал Он в пасхальное утро. А теперь уже по благодати Святого Духа в Церкви Его каждый верующий может прикасаться к Нему под таинственным видом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Итак, когда я возмужал, дети мои, то ходил в прямоте сердца, и был земледельцем отцу моему и братьям моим, и приносил плоды с полей. 2. И благословил меня отец мой, видя меня, что я в простоте хожу пред ним. 3. И я не пронырлив в делах моих, и не завистлив, и не клеветлив к ближнему моему. 4. Не оклеветал я никого никогда и не похулил жизни человека. 5. Тридцати пяти лет взял я себе жену, ибо труд снедал силу мою, и я не знал услаждения женщины, но вследствие утомления сон одолевал меня. 6. И радовался всегда о простоте моей отец мой (посему), и все первородное я приносил чрез священника Господу, потом и отцу моему. 7. И Господь безмерно умножил блага свои в руках моих; знал же и Иаков, отец мой, что Господь содействует простоте моей. 8. Ибо все нищим и угнетенным я доставлял из земных благ в простоте сердца моего. Глава 4 И ныне послушайте меня, дети, и ходите в простоте сердца вашего, потому что я познал в вас всякую благоугодность Господу. 2. Простой златом не корыстуется, яств разнообразных не ищет, одеяния отличного не желает. 3. Многих лет не предназначает, чтобы жить, но только принимает волю Божию. 4. Даже и духи заблуждения ничего не могут сделать против него; ибо он не взирает на красоту женщины, чтобы чрез развращение не осквернить ума своего. 5. Не ревнует в помыслах, ни клевета не растлевает душу его, ни мятежа в простоте не замышляет он. 6. Ходит же он в простоте души, все видит в прямоте сердца, не принимая очей лукавых от прелести мирской, чтобы не видеть извращенных заповедей Господних. Глава 5 Итак, храните, дети мои, закон Божий, и простоту приобретайте, и в незлобии ходите, не испытуя дел ближнего. 2. Но возлюбите Господа и ближнего; нищего и немощного милуйте. 3. Склоняйте хребет свой, чтобы возделывать землю, и трудитесь в делах по каждому виду земледелия, принося дары с благодарностию Господу. 4, Потому что начатками плодов земли благословит вас Господь, как благословил всех святых от Авеля доныне. 5. Ибо не надо вам много жребия, кроме тука земли в трудах плодов. 6. Потому что и отец наш Иаков благословениями земли и начатков плодов благословил меня. 7. И Левий, и Иуда прославлены пред Господом и между сынами Иакова. И Господь по жребию распределил их и Левию дал священство, а Иуде царство. 8. Посему и вы слушайтесь их, и в простоте отца вашего ходите; Гаду же дано погубить разбойничьи толпы, наступающие на Израиля. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Разумей, что я говорю. Разумей, что я говорю. Так как апостол обо всем сказал в притче, — о воине, о ратоборце и земледельце, то и говорит: разумей. Потому, говорит, я сказал так, чтобы ум твой изострить. Потом молится о нем, как о родном сыне. Да даст тебе Господь разумение во всем. Да даст тебе Господь разумение во всем. Не только в том, о чем я сказал, но и во всех словах и делах. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых. Об этом говорит, имея в виду еретиков. Были и в то время, такие, которые почитали стыдом страдать Сыну Божию, и потому, может быть, придумали призрачность воплощения. Бог до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение. Говорит об этом также и для того, чтобы ободрить ученика, показав ему, что и Сам Учитель Христос, страданиями победил смерть. Помни об этом, и не падешь под тяжестью скорбей. По благовествованию моему. По благовествованию моему. Были и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию. За которое я страдаю даже до уз, как злодей. За которое я страдаю даже до уз, как злодей. Опять собственным примером утешает ученика, говоря как о том, что он страдает, так и о том, что он пользуется дурной славой. Но для слова Божия нет уз. Но для слова Божия нет уз. Чтобы не сказал кто-нибудь: какая польза от того? И что удивительного, если ты связан? Покажи мне выгоду, покажи мне что-нибудь удивительное; апостол говорит: для слова нет уз. Ибо оно не чувственное дело, чтобы можно было остановить его, когда тело связано. Слово — Божественное дело, слово — Божие: когда мы связаны, оно свободно и простирается вперед. И вот мы пишем и проповедуем, хотя и связаны. Видишь ты чудо, видишь ты и пользу. Посему я все терплю ради избранных. Посему я все терплю ради избранных. Вот и еще увещание. Не за себя, говорит, я терплю, но для спасения других: не для того, чтобы мне самому прославиться, но для других. Кто же они? Избранные Божии. Итак, если Бог их избрал, то нам должно терпеть все для них.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Тесная связь Креста и Воскресения вытекает с еще большею ясностью из Евангелия от Иоанна. Мы уже отмечали, что вторая часть Евангелия символически изображается, как ночь ( Ин.13:30 ). Она начинается с омовения ног, тоже имеющего значение символического акта. В омовении ног Господь образно научает любви, о которой затем пространно говорит в Прощальной беседе и взывает к Отцу в Первосвященнической молитве: символ и его раскрытие. Первосвященническая молитва есть молитва Первосвященника и Жертвы, Приносящего и Приносимого: она предваряет Страсти. И Прощальная беседа потому прощальная, что предполагает разлуку, и ее задача объяснить ученикам значение момента: приближается соблазн Креста. Все связано в одну сплошную цепь. То, что относится к омовению ног, относится ко всей цепи. «Во время вечери, когда диавол вложил уже в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери...» ( Ин.13:2–4 ). Далее следует рассказ об омовении ног. Но эти немногие слова, которыми он вводится, имеют и большее значение: в них указана сущность наступающей ночи, как ее понимал Иоанн. – Достигает своего предела восстание мира (ср. ещё Ин.13:1 ). Иисус отходит к Отцу. Но, так как «Отец все отдал в руки Его», то восхождение Сына к Отцу предполагает и возведение Сыном к Отцу уверовавших в Сына и возлюбивших Его. С трех сторон раскрывается для Иоанна надвигающаяся ночь: восстание мира на Христа, восхождение Его к Отцу и возведение к Отцу учеников. Существенно для понимания внутренней связи Страстей и Воскресения, что у Иоанна ночь не кончается и с Воскресением. В отличие от синоптиков (ср. Мф.28:1 , Мк.16:2 ), Мария Магдалина приходит ко гробу «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ): σκοτ ας τιοσης. Термин σκοτ α- один из характерных Иоанновских терминов. Он употребляется и в переносном смысле для обозначения тьмы грешного мира, противостоящей свету (напр. Ин.4–5 ). Символическое значение указания ( Ин.20:1 ) не подлежит сомнению. Оно имеет своим дополнением слова Воскресшего Марии Магдалине ( Ин.20:17 ): «He прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Если в четвертом Евангелии ночь изображает не только восстание мира на Христа, но и Его восхождение к Отцу, то для нас сейчас уже ясно, что в символике Иоанна ночь не ограничивается соблазном Креста. Она обнимает и Воскресение. Отсюда следуют и дальнейшие выводы. Мы видели, что, по учению Иоанна, в Страстях Христовых совершается явление Славы Божией, Славы Отца и Сына. Эта формула допускает теперь уточнение. Связь Креста и Воскресения – у Иоанна особенно тесная – показывает, что прославление Божие совершается и по учению четвертого Евангелиста не только чрез Страсти, но и чрез Воскресение Христово, в таинственном единстве Страстей и Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

На другой день князь, взявши с собой врача, пришёл в то место, где был прежде Василий, хотел лечить его и не нашёл его там. Узнавши же, что его повезли в Печерский монастырь, подумал, что он умер, поспешно отправился туда и нашёл его так здоровым, как бы он никогда и болен не был. И услышав от него о дивных чудесах, князь весь приложился душой к пресвятой Богородице и к святому Феодосию. Симонович же Георгий, тысяцкий, ко многому своему подаянию прибавил ещё гривну шейную 69 , весом в сто гривен золота, и написал так: «вот я, Георгий, сын Симонов, раб пресвятой Богородицы и святого отца Феодосия, принимал благословение от святой руки его, слышал из его уст: прозри, и прозрел; пять лет был я болен глазами, блеска солнечного не видал и словом его исцелился. И вот я пишу грамоту последнему роду моему, чтобы никто не был отлучён от дома пресвятой Богородицы и святого Феодосия. Если же и в последнее убожество кто придёт и не сможет ничего дать, пусть будет положен в церкви сел их: везде защищает молитва Феодосиева. Когда мы приходили с половцами на Изяслава Мстиславича, увидали мы издали город высокий и пошли на него. И никто не знал, какой это город. Половцы бились под ним, но многие были ранены, и мы побежали от города того. После уже узнали мы, что это было село пресвятой Богородицы, а города тут никогда и не бывало. И сами, бывшие в селе не понимали, что делалось; только вышедши видели кровопролитие и подивились бывшему. Я пишу вам потому, что все вы вписаны в молитву святого Феодосия; он обещал отцу моему, как о всех чернецах, так и о нас молиться. И отец мой, ожидая исполнения обета святого, велел молитву его положить в гроб себе, в руку. И открылся он одному из тех богоносных отцов и сказал: «скажи сыну моему: я уже получил все блага по молитве святого. Постарайся и ты, сын мой, идти по моим следам добрыми делами. Если же кто не захочет благословения и молитвы и уклонится от них, возлюбя проклятие, пусть проклятие придёт на него! И потому всякий пусть имеет истинную любовь к святому Феодосию. Если же кто не будет иметь этого; тот под клятвою своих прародителей и отцов, и своей волей отвергает молитву и благословение и обет преподобного». 12. О зодчих

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оба прочтения предполагают общебиблейскую символику десницы/правой стороны как знака милости.   83/84:7  …юдолью слез… Или: «долиной Бака».   86/87:4 Помяну ли Раав… Под именем стихийного чудища Раав, воплощающей предмирный хаос, имеется в виду Египет.   Куш — Библейское наименование Эфиопии.   87/88:1 На «махалат леаннот». Снова предположительно название мелодии. Возможно также, что таковым является только первое слово, а второе указывает на попеременное пение сменяющих друг друга певцов или хоров.   94/95:8 Мерива и Масса — топонимы, связанные с эпизодом перехода через пустыню. См. Исх 17:3-4 и 7: «…И роптал народ на Моисея, говоря: " Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас, и детей наших, и стада наши? " Моисей возопил к Господу и сказал: " Что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями. […] И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых» (слово «Масса» понималось как «искушение», Мерива — как «укорение». Ср. также Втор 6:16, 9:22, 33:8.   95/96:5  …ибо все боги народов — морок и прах . Совершенно непереводимое словечко [ элилим] («морок и прах»), как бы ироническим эхом передразнивающее звучание евр. лексемы [ элоним] «Бог», «боги». Традиционный перевод «идолы» не передает всей остроты этого приговора над ложной божественностью. 102/103:5  …насыщает благами зрелость твою . Значение редкого слова не вполне ясно. Согласно версии Септуагинты, определившей традиционные переводы: «…насыщает благами желание твое».   …как у орла, обновится юность твоя! По древнему представлению, орел от смены перьев молодеет (ср. Hieron. In Isaiam 40, 31 (Patrologia Latina XXIV, col. 412).   109/110:1  Слово Господа к Государю моему. Постольку, поскольку этот псалом интерпретируется в полемике с книжниками Самим Христом (Мт 22:42–46) и особенно важен для христианской богословской и богослужебной традиции, все упомянутые выше вопросы выступают в отношении к нему с особой остротой, и это начинается с 1-го стиха. Традиционный перевод: рече Господь Господеви моему, «сказал Господь Господу моему»; он вполне соответствует тексту Септуагинты, где оба раза употреблено существительное κριος. Проблема, однако, в том, что это существительное (как и церк.-слав. Господь) нормально может быть употреблено и в отношении к Богу, и в отношении к человеку, как русское «господин». В масоретском тексте первому κριος соответствует непроизносимое Имя Божие, но второму — нейтральное [ адони] «господин мой», нормально относимое к человеку. Это возбранило нам перевести его словом «Господь», в русском обиходе совершенно однозначным. С другой стороны, очевидно, что речь идет не просто о «господине», но о сакральной, мессианской фигуре Царя; поэтому мы перевели его не словом «господин», но словом «Государь», не только предполагающим царский сан, но несущем в себе особые смысловые потенции, заодно решившись — в соответствии с традиционным обиходом — писать это слово и относящиеся к нему местоимения с большой буквы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010