1865–1878 гг. 51 Я иду. Но ведет меня Бог. Боже ущедри ны и благослови ны. Просвети лице Твое на ны и помилуй ны. 52 Январь. Настал год новый. Не будет ли у меня обновы? Не знаю и не чаю. Надеждами я мало избалован. Одинокий сижу в своей келье и работаю пером. Что же оно пишет? Все, что сказует ему ум. А что и что сказует он? Про то ведают многочисленные тетради мои. Оканчивается январь месяц. Я занимаюсь своим ученым делом и ничего нового не слышу. Но на небе и на земле было слово о мне новое. В один тихий вечер посетил меня присутствующей в св. синоде архиепископ Платон Городецкий  и поведал мне, что св. синод, по желанию киевского митрополита Арсения, решил возвести меня в сан епископа с тем, чтобы я был викарием киевской епархии. Я поблагодарил его преосвященство за это нечаянное известие. Он уехал восвояси, оставив после себя приятное мне благоухание. Наречение и посвящение в епископа чигиринского, викария киевской митрополии, и приезд в Киев Февраль. Сижу в своей келье, занимаюсь книжным делом и жду перемены своей участи. Наступил 6-й день февраля. Мой келейник Николай перед обедом подал мне письмо. Распечатав его, читаю: Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Порфирий. Определением святейшего Синода назначено во вторник 9-го сего Февраля наречете Вас во епископа чигиринского, викария киевской епархии. О чем имею честь довести до сведения Вашего Высокопреподобия. С истинным почтением и совершенной преданностью честь имею быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Н. Драемский.(?) 53 Не разобрал я неразборчивой подписи синодского чиновника, однако, поверил ему и стал поджидать указа из св. синода о назначении меня викарным епископом. Указ этот получен был мной сего же дня. Помещаю его здесь. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из святейшего правительствующего Синода бывшему настоятелю духовной нашей Миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию. По указу Его Императорского Величества святейший правительствующий Синод слушали Высочайше утвержденный в 5-й день сего Февраля доклад св. Синода о трех избранных кандидатах на вакансию викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, в числе которых первым назначены Вы, с тем, чтобы наречение и посвящение удостоенному епископского сана произвести в С.-Петербурге, на каковом докладе собственной Его Императорского Величества рукой написано: быть первому, а в прочем быть по сему. – Приказали: 1. О сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении объявить Вам от святейшего Синода указом, и 2. наречение Вас в сан епископа произвести в присутствии святейшего Синода 9-го, а посвящение 14-го числа сего Февраля в Святотроицкой Александроневской лавре. – Февраля 6-го дня 1865 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кафедральный капитул состоит из определенного числа духовных лиц с разными титулами. В России в состав кафедрального капитула входят четыре прелата 41 , четыре каноника действительных и четыре почетных. В члены капитула могут быть назначаемы лишь те, которые по своему образованию и способностям могут быть помощниками епископов. По общему праву церкви, члены кафедрального капитула должны иметь ученые степени – доктора или магистра. Дальнейшие условия определяются местными узаконениями. Члены кафедрального капитула имеют особые личные права: они считаются представителями клира и всего диоцеза, и обязаны присутствовать и участвовать при богослужении епископа, равно принимать участие во всех делах капитула. Члены капитула пользуются также преимуществами чести между духовными лицами в диоцезе. Кафедральный капитул находится в определенных отношениях к епископу и составляет его совет. В некоторых делах епископ обязан требовать заключения капитула, например, при избрании коадъютора, при раздаче и изменении бенефиций, в случае принятия новых членов капитула; в других делах епископ может спросить лишь мнение капитула, которое для него не обязательно. Кроме того, капитул же выбирает заседателя в духовную коллегию. Но особенные права получает кафедральный капитул при sede vacante и sede impedila, т. е., когда открывается вакансия на епископскую кафедру, или, когда епископ не имеет возможности осуществлять свои права по обстоятельствам, от него не зависящим. По нашему праву, в случае открывшейся вакансии на епископскую кафедру, если нет епископа-коадъютора с правом преемства, кафедральный капитул обязан в течении 8-ми дней избрать викария или администратора, который затем утверждается правительственной властью. Капитул, до утверждения викария, управляет диоцезом. Со времени же утверждения викария обязанности кафедрального капитула прекращаются. Кроме кафедральных капитулов существуют в России (в Привислинском крае) еще Коллегиатские капитулы. Это ничто иное, как причты не кафедральных соборов. По строю Римско-Католической церкви, в каждом учреждении должен быть один администратор. Если же приходскому священнику дается другой священник в помощники, то последний не имеет самостоятельной власти. Поэтому для священников, выслужившихся и отличившихся, стали учреждаться такие церкви, где бы все они пользовались одинаковыми правами. Такие-то учреждения вместе с этими лицами и причтом и называются Коллегиатскими Капитулами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

(Дело Св. Син.10 Декабря 1828 г. 1442.) 116 Главными пунктами миссионерской деятельности на поприще обращения нехристиан в православную веру служат Сибирские епархии, в пределах которых обитают инородцы – язычники. В настоящее время на поприще обращение их подвизаются различные миссионеры в миссии. А именно: 1) в Томской епархии – обращением в христианство идолопоклонников и нехристиан, обитающих в пределах этой епархии, равно и утверждением в православной вере обращенных издавна занимается Алтайская духовная миссия, действующая ныне под ближайшим руководством ее начальника, Епископа Бийского, Викария Томской епархии, имеющего пребывание в г. Бийске. При этом для обращения собственно могометан-киргизов в 1881 г. открыта в г. Усть-Каменогорске противо-мусульманская миссия, с назначением в состав этой миссии одного миссионера, одного псаломщика и одного толмача, с вознаграждением священнику – 500 р., псаломщику 240 р. и толмачу – 100 р. в год на счет средств, жертвуемых Православным Миссионерским Обществом,и с подчинением этой миссии начальнику Алтайской духовной миссии. Главные средства содержания Алтайская духовная миссия получает от Православного Миссионерского Общества, по Финансовой же смете ведомства Святейшего Синода, на расходы этой миссии ассигнуется 571 р. 58 к. (Выс. утв. 17 Августа 1857 г. опред. Св. Синод. 12 Июня – 15 Июля. Опред. 10 Марта – 2 Апреля 1881 г. 546.) 2) В Иркутской епархии подвизаются две миссии: Иркутская – на поприще обращения в православную веру язычников Иркутской епархии, как то: бурят, тунгусов, якутов и кирагазов, – Забайкальская – в деле обращения Забайкальских инородцев монголо-бурятского происхождения. Иркутская миссия действует под ближайшим руководством ее начальника Епископа Киренского, второго Викария Иркутской епархии; Забайкальская же миссия находится под ближайшим управлением Епископа Селенгинского, первого Викария Иркутской епархии, имеющего ныне пребывание в г. Чите. (Выс. утв. 25 Мая 1861 г. докл. Св. Синод. п. 12 Опред. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

129 Там же, а также дело св. синода об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и об увольнении от управления оного, за болезнью, пр. Виталия и об определении костромским епископом викария с.-петербургской епархии Иустина. 130 См. синодскую справку в приведенном выше деле об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и проч. 131 См. в деле (1844 года, 252), находящемся в канцелярии обер-прокурора св. синода, по рапорту секретаря костромской консистории о причине медленного течения дел по костромскому епархиальному управлению, письмо Софонии к Протасову от 14-го апреля 1845 года. 132 См. в деле св. синода об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и об увольнении от управления оною, за болезнью, пр. Виталия, и об определении костромским епископом викария с.-петербургской епархии Иустина, указ св. синода от 28-го мая 1845 года. 134 См. в деле св. синода об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению, и об увольнении от управления оною, за болезнью, пр. Виталия и об определении костромским епископом викария с.-петербургской епархии Иустина, рапорт Евгения св. синоду от 20-го июля 1845 года. 135 См. в деле канцелярии обер-прокурора св. синода по рапорту секретаря Архарова о причине медленного течения дел по костромскому епархиальному управлению, рапорт Архарова Протасову от 25-го июля 1845 года. 136 См. в вышеприведенном деле об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и о проч. указ синода от 8-го августа 1845 г. 138 Виталий умер 29-го января 1846 года в Костроме, как выражается Протасов в докладе Государю, после тяжкой болезни, воспрепятствовавшей ему даже выехать оттуда к новому месту служения (См. доклад Протасова от 4-го февраля 1846 года). 140 См. в св. синоде дело 1849 года по жалобе служившего писцом в костромской консистории Александра Владимирова на оказанные будто бы ему секретарем консистории Васильевым притеснения. 143 По смерти Нафанаила осталось с полсотни рублей денег, небольшая библиотека, золотая медаль в память воссоединения униатов и несколько пар платья, до того, впрочем, поношенного, что затруднялись определить его стоимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XIV-XVI в. существовали 2 основные формы И., восходившие к 2 видам частных храмов в церковной собственности, к-рые зафиксированы с XI-XII вв.: И. в собственное пользование (in usus proprios) и И. в собственное пользование и по полному праву (in usus proprios et pleno iure). При И. в собственное пользование обладатель частной церкви имел право получать доходы с прихода (за вычетом содержания викария) и представлять на утверждение епископу кандидатуру постоянного викария для служения на приходе; при этом епископ сохранял определенный контроль за назначением на приходские должности и пастырскую деятельность клириков. И. в собственное пользование и по полному праву помимо полного распоряжения доходами разрешала обладателю частной церкви назначать и заменять временного викария на приходе без уведомления местного епископа; богослужения в таких храмах, как правило, совершали т. н. expositi (присланные, откомандированные), т. е. пресвитеры из мон-ря, посланные на приход аббатом. В XIII-XIV вв. количество инкорпорированных приходов постоянно росло, наряду с переходом патронатных прав от мирян к Церкви умножая имущество мон-рей, каноникатов, кафедральных и коллегиатных капитулов, еп-ств (особенно в части т. н. mensa - имущества, доходы с к-рого шли на содержание епископа и клира кафедрального собора), церковных и благотворительных учреждений (особенно городских госпиталей и приютов), а также ун-тов. В позднее средневековье в разных регионах Европы от 1/3 до 2/3 всех приходов были инкорпорированными или патронатными. На очень широкое распространение институтов патроната и И. указывают укоренившиеся в европ. языках обозначения приходского священника терминами «викарий» (англ. vicar, т. е. заместитель настоятеля) и «кюре» (англ. curate; франц. curé; испан. cura; итал. curato; от лат. cura animarum - попечение о душах). Большой масштаб И. и патронат имели также в Юж. Германии и Австрии. Так, к кон. XV в. в Констанцском еп-стве ок. 1/3 приходов были под светским патронатом, большая часть оставшихся была инкорпорирована в монастыри, и только немногие находились в полной юрисдикции правящего епископа. Активное формирование в XV-XVI вв. территориальных княжеств в Германии привело к складыванию княжеского патроната, при к-ром князь в принадлежавших ему приходских церквах имел все права «in temporalia et spiritualia», т. е. распоряжался приходским имуществом, решал вопросы замещения должностей и осуществления И. (напр., австр. эрцгерцоги Альбрехт VI и Сигизмунд провели И. своих патронатных приходов во Фрайбургский ун-т (основан в 1457), при этом папскую санкцию их пожалования получили лишь в кон. XV в.).

http://pravenc.ru/text/389609.html

30 июля 1862 г. На реке Амуре. 320 26 Ваше Сиятельство, Милостивый Государь! На отношение Вашего Сиятельства ко мне от 11 Октября за касательно количества дров, употребленных и потребных для Якутской Семинарии и соединенных с нею Училищ, я буду иметь честь отвечать по рассмотрении этого обстоятельства на месте, т.е. в г. Якутске, куда я намерен отправиться в наступающее лето. 20 Декабря 1863 г. Благовещенск. 321 27 Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! При сем долг имею представить Вашему Высокопревосходительству формулярные списки за 1863 год о службе начальствующих и учащих в Якутской Семинарии и соединенных с нею Духовных Училищах, означенные в прилагаемом при сем реестре, и при том довести до сведения Вашего Высокопревосходительства следующее. По нравственной части, по свидетельству Преосвященного Викария, ученики Семинарии вели себя очень хорошо, выключая двух, которые и после многих исправлений оказались совершенно неисправимыми и которые потому исключены и уволены: один – креол в Америку к отцу своему, а другой – сын дьячка тоже к отцу своему. По учебной части ученики на бывшем в июле экзамене, который производился в присутствии Преосвященного Викария со всею строгостию, оказали успехи все вообще и по всем предметам очень удовлетворительные. По экономической части соблюдается хозяйская расчетливость как в приобретении, запасании и хранении вещей, так и в расходовании и употреблении оных. Ученики одеты очень прилично и соответственно климату. Пища учеников постоянно бывает свежая, чему очень способствуют якутские морозы. И говоря вообще Якутская Семинария, по свидетельству Преосвященного Викария, находится в удовлетворительном состоянии во всех отношениях. Более же подробные сведения о состоянии оной буду иметь честь представить Вашему Высокопревосходительству в конце наступающего лета из самого Якутска. 1 Февраля 1864 г. Благовещенск. 322 28 Российско-Американской Компании в Главное Правление. Св. Синод, определением своим от 11 Декабря минувшего года, положил: Содержание Якутской Семинарии во второй половине 1863 и в течение всего 1864 года отнести на собственные средства Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии Источник 1-го июля 1905 года. Год XIX. 13. Костромские епархиальные ведомости Отдел I. Часть официальная Указ Святейшего Синода Костромской дух. консистории По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный, в 16-й день сего июня, всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии викарию Подольской епархии, Преосвященному Балтскому Тихону Епископом Костромским и Галичским и Преосвященному Гурийско-Мингрельскому Димитрию Епископом Балтским, викарием Подольской епархии. Приказали: Об изъясненном Высочайше утвержденном докладе Святейшего Синода объявить указом Костромской духовной консистории, с предписанием, чтобы, уведомив о новоопределенном Архипастыре местные гражданские начальства, дала знать ведомства своего учреждениям и лицам о возглашении имени Преосвященного Тихона при священнослужениях по чиноположению. Июня 23 дня 1905 г. Отдел II. Часть неофициальная Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского, Викария Костромской епархии Чрез две недели после кончины Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского, Кострома и Костромская епархия услышали новую скорбную весть – о кончине викарного епископа Преосвященного Вениамина Кинешемского, начавшего было управлять епархией за смертью епархиального архиерея. Кончина Преосвященного Вениамина не была столь неожиданною для костромичей, как кончина Преосвященнейшего Виссариона. Преосвященный Вениамин был старше Преосвященнейшего Виссариона на пять лет и немощнее: ему было уже 87 лет, и он последние три года по старческой слабости никуда не выходил уже из своих покоев, даже в храм Божий. Тем не менее не предполагалась столь скорая, почти одновременная с Преосвященнейшим Виссарионом, кончина его. Лица, близко стоявшие к почившему Викарию, не без основания говорят, что кончину его ускорила кончина Преосвященнейшего Виссариона. Он слишком глубоко чтил Преосвященнейшего Виссариона и был крайне благодарен ему за братское снисхождение к его старческой слабости, не позволявшей ему помогать епархиальному архиерею в управлении обширной епархией. Потому неожиданная кончина Преосвященнейшего Виссариона вызвала в нем душевное потрясение, а потрясение в свою очередь ускорило начавшееся уже разложение старческого и болезненного организма. Я был у него на другой день кончины Преосвященнейшего Виссариона за благословением начать нужныя распоряжения по приготовлению к погребению Епископа Виссариона. Он благословил меня, сказав: «делайте все необходимое, распоряжайтесь, как знаете, без меня, я уже не могу участвовать в этом скорбном деле, хотя бы и должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Киприан (Зернов), см. примеч. 17. Ведерников А. Первый шаг к примирению (о задачах христианского движения в защиту мира)//Журнал Московской Патриархии. 1962. 4. Осипов А. А. Катихизис без прикрас: Беседы бывшего богослова с верующими и неверующими о книге, излагающей основы православной веры. М., 1963. Палладий (Каминский; 20 августа 1896 г. – 6 июня 1978 г.), 30 марта 1947 г. хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского, с 15 ноября 1952 г. епископ Волынский и Ровенский; 23 июля 1956 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Львовскую кафедру. Архиепископ Оренбургский и Бузулукский с 31 мая 1960 г. С 14 мая 1963 г. архиепископ Рязанский и Касимовский; с 5 февраля 1965 г. архиепископ Воронежский и Липецкий; с 8 февраля 1968 г. архиепископ Житомирский и Обручский. 6 октября 1977 г. уволен на покой. Леонтий (Бондарь; 7 мая 1913 г. – 24 января 1999 г.), 10 августа 1956 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии; с 19 сентября 1960 г. временно управлял Минской епархией; с 5 мая 1961 г. епископ Новосибирский и Барнаульский; с 14 мая 1963 г. епископ Оренбургский и Бузулукский, 9 сентября 1971 г. возведен в сан архиепископа, с 25 февраля 1992 г. митрополит. Константин Плясунов (1904 г. – 11 февраля 1958 г.), протоиерей, с 1949 по 1957 гг. настоятель Никольского кафедрального собора Оренбурга. Сергий (Ларин; 11 марта 1908 г. – 12 сентября 1967 г.), 1 октября 1941 г. хиротонисан обновленческими архиереями во «епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии»; с 5 мая 1943 г. «епископ Ташкентский и Самаркандский». 27 декабря 1943 г. принес покаяние и был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. 15 августа 1944 г. хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии; в 1945 г. временно управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским; с 1946 г. епископ Одесский и Кировоградский, в этом же году переименован в епископа Херсонского и Одесского; с 30 октября 1947 г. епископ Ростовский и Таганрогский; с 24 февраля 1948 г. епископ Ростовский и Новочеркасский; с 19 декабря 1949 г. освобожден от управления Одесской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией; с декабря 1949 г. епископ Житомирский и Овручский; с 17 марта 1950 г. епископ Гродненский и Брестский. 1 февраля 1951 г. уволен на покой, согласно прошению. С 1 апреля 1952 г. епископ Тульский и Белёвский; с 9 февраля 1954 г. епископ Астраханский и Сталинградский; с 27 июля 1959 г. епископ Омский и Тюменский; с 3 апреля 1961 г. архиепископ Пермский и Соликамский; с 10 октября 1962 г. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы, управляющий Пермской и Соликамской епархией; с 20 мая 1964 г. архиепископ Ярославский и Ростовский; с 25 мая 1965 г. временно управлял Вологодской епархией. 15 июня 1965 г. от временного управления Вологодской епархией освобожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Так как, по неимению в Царстве экономических крестьян, нельзя найти служителей для архиерея и так как все почти местные жители или католики, или униаты, а иметь православному архипастырю иноверную прислугу неприлично, то назначать в служители великовозрастных церковников волынской епархии, не знающих причетнической должности, преимущественно неженатых, с тем, чтобы содержание им производилось от Царства. По причине особенной там дороговизны некоторых предметов первой необходимости, а также для поддержания в лице викария важности греко-российского исповедания сравнительно с богатыми католиками и униатскими епископами, назначить ему ежегодно по 40.000 злотых; если же их будет недостаточно, то викарию представить об этом наместнику. Князь Варшавский, совершенно разделяя предположения Иннокентия, признавал учреждение викариатства в Варшаве не только полезным, но даже необходимым: «а) для ближайшего надзора за тамошними православными церквами и причтами их; б) для надлежащего течения дел, как требующих немедленного разрешения епископского, так и сношения с гражданским начальством тамошнего края и в) для поддержания благолепия православной церкви, особенно в царские и торжественные дни». «Независимо от сего, писал князь Варшавский, пребывание в Варшаве викария может также ознакомить тамошних жителей, большею частью католиков и униатов, с чистотой и святостью православия и, возвысив оное в их понятиях, уменьшит некоторым образом влияние их духовенства на народ». 307 По получении сих отзывов, синод поднес доклад об учреждении викариатства в Варшаве, основанный на тех же самых причинах и побуждениях. По штату, на содержание варшавского викария, соборян и певчих было ассигновано 91.908 злотых, но в 1835 г. эта сумма увеличена до 140.780 злотых, «по уважению, с одной стороны, существующей дороговизны на съестные припасы, а с другой потому, что получаемое римско-католическим духовенством содержание гораздо превышает определенное прежним штатом содержание греко-российского духовенства».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

здешняя Казанская епархия разделена в 1832 году на Казанскую и Симбирскую; – бывшая Оренбургская (по особенному громадному пространству) сначала (в 1850 г.) разделена была на Оренбургскую и Самарскую, а потом в 1858 году на Уфимскую и Оренбургскую; Херсонская – на Херсонскую и Таврическую; – Томская в 1861 г. – на Томскую и Енисейскую; – Варшавская – на Варшавскую и Волынскую. И я помню, как покойный Владыка (Филарет, Митрополит Киевский), по личному представлению коего разделена Казанская епархия, в бытность его здешним Архиепископом, вспоминая об этом, говорил: «мне хотели было дать в Казани Викария, но я не нашёл этого полезным и целесообразным. Иметь Викария, – говорил покойный Владыка, – почти тоже, в известном роде, для самостоятельного делового Архиерея, что если бы сидящий на козлах главный возница имел около себя подручное лицо (к тому же малоопытное), которому или навсегда отдал бы одну возжу, положим левую или, хотя по временам, отдавал бы от усталости или от лености и правую возжу... Понятно, как надежна была бы такая езда и для хозяина-седока и для самого экипажа». Так выражался высокопр. Филарет (Киевский), когда известно (ещё в 1856–1857 годах), было рассуждаемо в св. Синоде по вопросу о викариатствах вследствие записки, присутствовавшего тогда в св. Синоде, преосв. Иннокентия, бывшего тогда Архиеп. Камчатского (впоследствии Митроп. Московского). Вопрос этот не получил тогда хода и результат как не соответствовавший делу и цели... Филарет, Митроп. Московский, принял этот вопрос особенно не сочувственно 52 , и помню, писал об этом тогда же Владыке Филарету Киевскому». При таких рассуждениях преосв. Антония однажды приведена была ему такая мысль: «если бы допустить нынешнее размножение викариатств, то нельзя ли бы совместить в лице каждого Викария звание и должность Ректора Семинарии, подобно тому, как это было и бывает и теперь по отношению к Академиям»... А что же... – перебил он сразу эти слова. Да ты может быть, и не вычитал ли где-нибудь подобной мысли или же просто говоришь от себя? И затем сам тут же стал развивать эту мысль с совершенною сочувственностью и проектировать решение этого вопроса самым отчетливым образом, начиная с самого благотворного значения этого введения для Семинарии и оканчивая тем, что сами-де Викарии чувствовали и сознавали бы себя действительно состоящими у дел...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010