Но делать это не сверху вниз глядя на человека, а находясь на одном уровне с ним. Вот это, братие, архиважная установка. Мы говорим о катехизации, мы говорим о необходимости построения общин. Все может разлететься в пух и прах от вредного, болезненного, далекого от подлинной церковной традиции подхода к исповеди со стороны священника. Это очень важная тема. От того, как мы себя ведем, что говорим, зависит духовная судьба наших пасомых. Есть еще одна тема, о которой необходимо сказать. В минувшем году были приняты некоторые законодательные акты, касающиеся жизни и деятельности приходов. Ввиду специфики юридических документов и трудности восприятия таковых на слух я не буду их цитировать и комментировать. Вы их найдете в приложении или также на официальном сайте Московской Патриархии. Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ними и принять к сведению. Дорогие архипастыри и пастыри, матушки игумении, братья и сестры!  Завершая свой доклад, хочу поблагодарить всех вас: своего первого викария митрополита Арсения, Преосвященных управляющих викариатствами, секретаря по городу Москве, отцов благочинных и настоятелей, клириков и монашествующих, церковных старост, членов приходских советов, собраний и ревизионных комиссий, всех приходских сотрудников: преподавателей, миссионеров, социальных и молодежных работников — за совокупность тех трудов, которые вы совершаете в честь и славу Господа нашего, и которые вы совершили в отчетном году. За истекший год, Богу содействующу, при посильном участии каждого из вас в Московской епархии было поистине сделано многое. И мне как правящему архиерею отрадно сознавать, что мы вместе трудимся на ниве Христовой и что труды эти не тщетны. Однако не следует останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах, ибо перед нами огромное поле деятельности. Мы призваны во все дни жизни своей являть горячую веру, твердость духа и решимость в исполнении слов Спасителя «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Идти, учить, крестить. В этих действиях — основное содержание пастырского призвания, динамика церковного развития, залог успеха христианской миссии. Выражая признательность за соборное делание и молитвенную поддержку, без которой несение нелегкого Патриаршего креста было бы невозможно, хочу пожелать вам доброго здравия, бодрости духа, помощи свыше и преуспеяния в дальнейших трудах. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Петр. 5:10-11).

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

Однажды, во время переворота, совершавшегося в духе Августина, в то время, когда «все в жизни колебалось» для него, среди пламенной молитвы из глубины растерзанной души услышал он голос: «Возьми читай, возьми читай!» Встав, взял он книгу и на первой открывшейся странице прочел: Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и об­лечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не пре­даваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти... ( Рим. 13, 12–14 ). С этой минуты совершилась благодатная перемена с сыном Моники, вымолившей у Бога спасение его, и печаль матери в радость обратилась... В 387 году он принял крещение от святителя Амвросия Медиоланского . По смерти матери Августин раздал все имение бедным, принял иноче­ство и три года провел в уединении и строгих подвигах. В 391 году Вале­рий, епископ Иппонский, против его воли посвятил его в пресвитера, а в 395 году настоял, чтобы Августин был посвящен в епископа – викария его. Подготовясь многою молитвою, Августин вступил в звание пропо­ведника, устроил монастырь со строгими правилами общежития, пре­дал всего себя служению вере: то писал против манихеев, то занимался изъяснением Священного Писания. По смерти Валерия в продолжение 35-ти лет был деятельным пастырем Иппонским и словами и писаниями боролся с еретиками; старался действовать на них любовью, но жестоко­сти и даже злодеяния донатистов заставили его укрощать их и строги­ми мерами, не допуская, однако же, смертной казни. «Мы не жалуемся на них, мы не гоним их, – говорил Августин, – и для нас будет весьма больно, если страдания (которым они подвергают) рабов Божиих будут отмщены воздаятельными казнями». В 411 году начал действовать и про­тив ереси Пелагия, но в сочинениях своих не называл его по имени – ради того, «чтобы оскорбленный противник не сделался неизлечимее». С терпением великим и твердостью вел борьбу с Пелагием, который то был осуждаем в Риме, то находил себе защиту и оправдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Письма владыки на духовные темы – это живая проповедь веры. «Недавно в одной беседе я допустил сознательно ложь, защищая от опасности своего друга, – читаем размышления владыки. – И что же? На душе стало вдруг страшно тяжело. Что это? Это грех лег темным пятном на мою душу… Долго я мучился, волновался, раздражался, потерял душевное равновесие. И только тогда я успокоился, когда пошел к православному священнику и исповедал свой грех, дав обещание больше не лгать. Такова сила греха». Вспомним: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем», – говорит святой апостол Иаков (Иак. 2: 10). Последняя ссылка владыки Онуфрия была на Дальний Восток. В марте 1936 года. «За всё благодарю Создателя!» – пишет он матери в это время. А в июле 1937 года правительство СССР приняло постановление П 51/94, в соответствии с которым наркомом внутренних дел был отдан оперативный приказ 00447 о расстреле находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Против архиепископа Онуфрия было начато новое дело. Архиепископ был расстрелян 1 июня 1938 года. Вместе с ним были расстреляны епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и 15 церковнослужителей. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, владыка Онуфрий писал: «“Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Апок. 2: 10). Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни… Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом». Рейтинг: 9.9 Голосов: 1542 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Священномученик Онуфрий (в миру Антоний Максимович Гагалюк) родился 2 апреля 1889 г. в посаде Ополе Люблинской губернии (ныне Люблинское воеводство Польши). Учился в Холмской семинарии. 5 октября 1913 г. принял монашеский постриг. В 1915 г. окончил Петроградскую духовную академию.  Хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, 23 января 1923 г. в Киево-Печерской Лавре.

http://pravoslavie.ru/108669.html

«Почему?» удивленно спросил я. «В самые праздники, да мало молящихся?» – «Да, да, ведь завтра будничный день, и все ныне молившиеся будут на работах, на службе». – «И это приятно, хотя по другим соображениям: значит, рабочие и служащие – люди не безрелигиозные, а и в трудовые дни находят время, хотя немного помолиться в храме, освятиться душею, подышать церковного благодатью. А у нас, заграницей неодинаковые представления о рабочем классе в религиозном отношении, чаще всего не в пользу их». – «А вот увидите, сколько будет молящихся в огромном храме в воскресенье, где мы будем служить литургию. А как Вы находите голос и служение нашего Протодиакона?» – «Особенного ничего я в нем не нашел». «А вот услышите его в воскресенье на нашей службе». «Все же далеко ему до Розова». «Ну, да, конечно, конечно. Розов был во всех отношениях своего рода unicus. По нашему времени и этот – хорош, любим москвичами, да и недавно он здесь, еще не успел вполне войти в свою роль». 24-го в субботу в заседании Синода я не делал доклада. Синод занимался недолго не особой важности делами, готовилось наречение иеромонаха Иоанна во епископа, викария Вятской епархии. Нареченный – сын бедного сельского псаломщика, с академическим образованием, участвовал по призыву в Великой Европейской войне, был в Германии в плену, где сам испытал все горести его. Наречение происходило в зале заседаний по полному положенному чину. Новонареченный произнес речь, в основу которой положил Евангельское повествование о просьбе апп. Иакова и Иоанна ко Христу, чтобы Он посадил их в Своем царстве одного по правую, а другого по левую руку. А Христос спросил их: «Можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь?» «Можем» ответили они. «Крещением, которым Я крещусь, будете вы креститься, и чашу, которую Я пью, вы будете пить; но сесть одному по правую руку, а другому по левую не в Моей власти, а кому уготовано Отцем Моим». «В мирное время среди подвижников иерархов были и такие, которые искали в епископстве почет и славу и находили их; а теперь иерархи призываются к великому подвигу – быть впереди всех в страде церковной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому приносящий жертву священник очищает согрешившего человека от его греха, закалая его заместителя (викария). В жертве за грех ярче всего выражена сущность ветхозаветной религии, а Библия, когда идет речь об этой жертве, совершенно положительно говорит, что именно священник очищает от греха. Первый шаг вновь учрежденного левитского священства — была жертва о грехе (см.: Лев. 9, 7). В книге Левит после изложения каждого отдельного случая жертвы за грех или жертвы повинности повторяется: И так очистит его священник, и прощено будет ему, то есть всему народу (Лев. 4, 20), или отдельному человеку (см.: Лев. 4, 26, 31, 35; 5, 6, 10, 13, 18; 6, 7; 14, 19, 31; 15, 30 и др.). Был день, когда священство выступало в религиозно-культовой жизни народа именно как институт для очищения грехов, это — день очищения, когда первосвященник очищал и себя с домом своим (см.: Лев. 16, 11), и святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их (Лев. 16, 16), наконец, возлагая грехи на выбранного по жребию козла (см.: Лев. 16, 8, 10), исповедовал над ним все беззакония сынов Израилевых... и все грехи их (Лев. 16, 21). «В этот десятый день седьмого месяца заповедал Бог очищать вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним. Очищать же должен был священник» (см.: Лев. 16, 24, 30, 32–34). В этот день однажды в год первосвященник входил во Святое святых не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа (Евр. 9, 7). Эта сторона ветхозаветного священства раскрыта в Послании к Евреям. Все ветхозаветное священство стояло в самой тесной связи с грехами народа, кормилось грехами народа (Ос. 4, 8), очищая их в жертве. По Библии, священство и есть Божественный институт, назначенный для очищения грехов. Но и в этом случае священник все же есть стоящий впереди народа в его длительном символическом самоудовлетворении своей религиозной совести. Священник есть именно стоящий (kohen) и многократно приносящий одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов (Евр.

http://pravoslavie.ru/5840.html

«Преосвященный епископ Тихон! Благодатью Всесвятого Духа совершилось ныне твое освящение для прохождения подвига епископского служения, к которому ты призван всеблагим и премудрым Промыслом Божиим. Господь наш Иисус Христос, по выражению апостола Павла, " поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова " (Еф. 4. 11). Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: " Всесвятый, всемогущий, премудрый, неизреченно любящий нас Господь основал на земле Церковь, или общество верующих в Него, и в этой Церкви установил священное чиноначалие или церковную иерархию, то есть пастырей и учителей: архиереев, священников и диаконов для руководства христиан ко святой жизни, для совершения богослужения и Таинств, для проповедания Слова Божия " . Волей Божией, как некогда Варнава и Савл, ты принял жребий святительского служения. " Кто я Господи Боже.., что Ты так возвысил меня? " (1 Пар. 17. 76), – вопрошаешь ты вместе с древним пророком. Внимай словам Спасителя, Который говорит тебе и всем нам: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод " (Ин. 15. 16). Сознавая долг послушания Небесному Отцу и Священноначалию Церкви, со всем тщанием обязан ты, по слову апостола, внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя " пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею " (Деян. 20. 28). По завету того же апостола, возгревай в себе дар Божий, отныне " живущий в тебе " (2 Тим. 1. 6), дабы всегда быть тебе " образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " (1 Тим. 4. 12). Воспитывай вверяемых тебе духовных чад для Царствия Небесного, в котором каждый из нас, епископов и пастырей, если будет достоин войти в него, скажет Божественному Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу: " Вот я и дети, которых дал мне Господь " (Ис. 8. 18). " Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых " (1 Кор. 9. 22), – говорит о себе святой апостол. Таким должен быть и каждый пастырь Церкви Христовой. Не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу должен иметь в виду принимающий сан епископа, а бескорыстное самоотверженное служение пасомым, до готовности положить душу за овцы своя (Ин. 10. 11). " Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся " (2 Кор. 11. 29), – продолжает апостол. Поступай и ты так же в своей архипастырской деятельности, подражая высокому примеру Первоверховного апостола.

http://pravoslavie.ru/13166.html

Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Шатурскому Никодиму 23 марта 2008 г. 13:55 В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Никодима (Чибисова) во епископа Шатурского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По завершении Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви вручил новопоставленному епископу Никодиму архиерейский жезл и обратился к нему с Первосвятительским словом. Преосвященный епископ Никодим! Дивным промыслом Божиим, Нашим и Священного Синода волеизволением призываешься ты на великое святительское служение в число епископов Русской Православной Церкви. Будучи через возложение святительских рук возведен в достоинство преемников апостолов, предстоя перед нашим священным собором, под сводами соборного Храма Христа Спасителя, внимай мыслям и чувствам, которыми хочу поделиться с тобой ввиду ожидающего тебя важного, многотрудного и ответственного служения в Церкви Божией. Моя мысль в настоящие священные для тебя минуты привлекается одним из событий евангельской истории явлением Воскресшего Спасителя Своим ученикам на море Тивериадском. Господь обращается к Петру со словами: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?». И, получив ответ, говорит ему: «Паси овец Моих!». Так призывается Петр Самим Господом к высшему пастырскому служению. Это поручение пасти овцы стада Христова дается Петру при непременном условии что он любит Христа. Поэтому Господь не сразу после вопроса говорит ему: «паси овец Моих!» , но каждый раз после утвердительного ответа с его стороны: «Да, Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15-17). Безусловно, вопрос Спасителя «любишь ли ты Меня?» имеет значение не для одного только вопрошаемого апостола Петра, не для одних только прочих апостолов, но и для всех преемников их служения. Поэтому и ты, предстоящий перед нами новый епископ Церкви Христовой, в глубине своей архипастырской совести услышь этот божественный вопрошающий тебя голос: «любишь ли ты Меня?» и во смирении скажи: «я люблю Тебя, Господи». Вместе с апостолом и я обращаю к тебе свое слово: «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8).

http://patriarchia.ru/db/text/384427.htm...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Магнитогорскому Феофилакту (Курьянову) 24 вересня 2006 р. 19:10 24 сентября в храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской и Златоустовской епархии . Предстоятель Русской Церкви обратился к новому епископу Феофилакту с напутственным словом. Преосвященный епископ Феофилакт! Благоволением Божиим, Определением Нашим и Священного Синода призван ты к великому апостольскому служению. Благодатью Святого Духа, как некогда Варнава и Савл, отделен ты от среды пресвитеров и через молитвы и возложение на тебя рук (Деян.13, 2-3) Собора епископов возведен на высшую иерархическую степень Православной Церкви. По долгу Предстоятеля Церкви побуждаюсь ныне напутствовать тебя словом назидания. Ты сам сегодня торжественно исповедал перед Богом и нами веру святую, православную, обещал хранить ее до конца своей жизни, обещал соблюдать каноны церковные, правила апостолов и Святых Отцов, сохранять послушание Святой Церкви и ее священноначалию. Епископское служение высокое, почетное, ответственное, но исполненное многих скорбей и трудностей. Оно, по словам святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота». И чтобы удержаться на этой высоте, не достаточно только исповедывать учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и уметь преподать его народу. Господь сказал ученикам Своим, апостольское служение которых продолжает епископ: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Добрые дела! Вот тот свет, который должен исходить от епископа, дабы чада церковные, вверенные его попечению, шли за ним по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Вместе с апостолом Павлом хочу сказать тебе: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3, 8).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203659...

Слово Святейшего Патриарха при вручении архиерейского жезла епископу Даугавпилсскому Александру 19 серпня 2006 р. 11:30 19 августа в московском кафедральном соборе Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии. При вручении архиерейского жезла новому епископу Святейший Патриарх обратился к нему с Первосвятительским словом. ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР! Силой и действием благодати Пресвятого Духа, через возложение рук наших возведен ты ныне на епископскую степень служения Церкви Божией. Да возрадуется душа твоя о Господе, и да пребывает эта радость во все дни жизни твоей! То, что с тобой сегодня произошло — это прямое выражение воли Божией, подлинный призыв Самого Господа нашего Иисуса Христа. Вхождение твое в сонм епископов есть не что иное, как продолжение сквозь века акта святых апостолов, сопричисливших некогда к своему собранию Матфия (Деян. 1, 15-26). Святая Церковь, сорадующаяся тебе, заповедует нам, послужившим твоему освящению, напутствовать тебя словом поучения и назидания. Мы слышали сегодня твое доброе исповедание веры, а два дня тому назад ты поведал нам о страхе перед величием и святостью епископского служения, перед всеми трудностями достойного прохождения этого подвига. В трепетном благоговении тебе хотелось воскликнуть вместе с древним пророком Божиим Иеремией, когда ему выпал жребий пророческого служения: «…Господи … я еще молод». Но Господь на это воздыхание сказал ему: «Не говори «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь. Не бойся… ибо Я с тобою» (Иер. 1, 6- 8). В определении Священного Синода ты слышишь утешительные слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15,16) и апостола Павла: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5,4).  В смиренном сознании своей немощи, все упование возложи не на себя, а на Божественную благодать, вручающую немощные силы человеческие и оскудевающая восполняющую.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203431...

§ 16. По просьбам и жалобам, подаваемым в Правление или Викарию на причетников и диаконов и требующим следствия и суда, производятся такие следствия и суд по распоряжению Викария, и из таких дел окончательно решаются Викарием те, которые влекут за собою наказание виновного, заключающееся не более как а) в замечании, б) выговоре, в) денежном взыскании до 10 р., г) усугублении надзора и д) временном испытании в архиерейском доме, без внесения всех сих мер взыскания и исправления в формулярный список. Об остальных делах представляется от Правления Консистории, или от Викария Епархиальному Архиерею с заключениями. Все дела по жалобам на священников, после производства дознания или следствия, по распоряжению Викария, представляются, с заключением Викария, на рассмотрение Епархиального Архиерея. § 17. Дела об обращении в христианство не христиан и о присоединении к православию иноверцев, но просьбам от них Викарию, он решает окончательно, и по истечении года доводит о них до сведения Епархиального Архиерея, или поручает Духовному Правлению доносить Консистории. § 18. Особенному вниманию и заботливости Викария подлежат дела о возвращении в православие уклонившихся из унии в католичество, или другие иноверные исповедания; о таких делах Викарий своевременно входит в совещание с Епархиальным Архиереем. § 19. Существующие в г. Холме православные духовно-учебные заведения – Семинария и училище состоят в непосредственном заведывании Холмского Викарного Епископа и управляются согласно с существующими уставами этих заведений. Примечание. На основании этого § Семинарское и училищное Правления все свои заключения и определения по делам Холмских духовно-учебных заведений обязываются представлять на утверждение Преосвященного Холмско-Варшавского, по предварительном просмотре их Викарием епархии, Преосвященным Люблинским. При этом, от усмотрения Епархиального Архиерея зависит предоставить некоторые, менее важные дела Холмских Семинарии и училища, утверждению своего Викария, под ответственностью Преосвященного Холмско-Варшавского, как главного начальника духовно-учебных заведений его епархии. (Определение Св. Синода за 2712.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010