Как интересно было бы проследить жизнь народа Божия в те годы, когда с ним происходила эта удивительная метаморфоза! Но если мы мало знаем о людях, которые повели его по пути веры, то о нем самом, к сожалению, неизвестно почти ничего. Картина жизни ссыльных иудеев дошла до нас лишь в виде отдельных кадров, отрывочных черт и косвенных намеков. Первый факт, который можно считать установленным, — это едва ли не поголовное выселение иудеев из Палестины. Около 580 года Иудея представляла собой странное и мрачное зрелище: она опустела в буквальном смысле этого слова. Позднейшим историкам трудно было этому поверить. Только раскопки поколебали их скептицизм. Буря действительно не пощадила почти никого. Остались брошенные поля и виноградники, среди которых лишь изредка можно было встретить хижины нищих и разоренных крестьян. Обезлюдевшие города походили на огромные свалки битого кирпича [ 1 ]. Навуходоносор отказался от обыкновения своих ассирийских предшественников и не прислал в Иудею колонистов. Вероятно, главная причина заключалась в том, что царю не хватало поселенцев для своих собственных обширных городов. Неудивительно, что он довел почти до предела опустошение покоренной страны. По его приказу Набусардан еще раз объехал ее и вывез в Вавилон третью партию пленников. Хотя эдомитяне и извлекли кое-какие выгоды из бедствия соседей, но прочие племена не стремились занять осиротевшую землю [ 2 ]. Она осталась как дом без хозяина. Именно это обстоятельство впоследствии помогло возрождению Израиля.   Когда Барух, похоронив своего учителя, прибыл в Вавилон, он нашел картину, сильно отличавшуюся от того, что он видел в Египте: здесь жили лучшие люди изгнания, и численность иудейской колонии приближалась к 30 тысячам человек [ 3 ]. Хотя сравнительно с полумиллионным населением Вавилона это была капля в море, но иудеи не оказались разбросанными в массе разноплеменных обитателей Халдеи: их поселили в отдельных кварталах, наделили землей и даже сохранили за ними видимость самоуправления. При этом выходцы из одного и того же города и члены родственных семей могли жить вместе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Поэтому в индуизме, и веданте, например, высшей ступенью развития индивидуального человеческого сознания является осознание тождественности человека, мира и Брахмана, осознание того, что «Я есть Брахман». Ряд исследователей обнаруживают пантеистические мотивы и в учении знаменитого греческого философа V в. до Р.Х. Анаксагора, высмеивающего традиционный народный греческий политеизм и выразившего единство небесного и земного мира известным лозунгом «все во всем». Наиболее ярким проявлением пантеизма на античной почве стал неоплатонизм. Отец-родоначальник неоплатонизма Плотин (III в. н.э.) в общем виде сохраняет онтологическую иерархию Платона, увенчивающуюся сверхсущим Единым – Благом. Однако, в отличие от своего предшественника, неоплатоники объявили, что соединение человека с Единым, познание его возможно не рассудком, припоминающем свое «ех – бытие» в лоне Единого, а, наоборот, в состоянии «выхода из разума», в состоянии экстаза. Онтологическая иерархия неоплатонизма в общей схеме следующая: Единое, от преизбытка своей мощи, как переполненная чаша изливается и порождает нижестоящую иерархию: Ум, с идеями в нем, и Душу, обращенную к Уму и чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Душа порождает вещи этого мира, взирая на идеи, заключенные в Уме. Единое, ниспадая, все более умаляется. Таким образом, мир, по учению неоплатоников, возникает в результате какой-то таинственной катастрофы, которую можно назвать падением Бога. Соответственно, материя, как и в классическом платонизме, здесь объявляется злом, отрицанием Единого. Итак, Единое (Бог) путем самоистечения (эманации) рождает единоприродный себе мир. Такое учение получило название динамического пантеизма. Другой вариант пантеизма, именуемый статическим, ярче других мыслителей сформулировал Барух Спиноза. Иногда это учение называют имманацией: здесь речь идет о том, что мир представляет собой разнообразные проявления во времени и пространстве единой, вечной абсолютной Божественной субстанции. Спиноза сформулировал свое видение мира в лаконичной формуле: «Deus sive natura» («Бог есть природа»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Скрывшись в тайном убежище, Иеремия, однако, не мог бездействовать. Он снова развернул перед Барухом чистый свиток пергамента, и вновь — не убитые царским произволом — зазвучали слова пророка, и опять верный Барух записал их для народа и для будущих поколений. Новая рукопись была еще больше прежней. Она включала новые речи, притчи и аллегории. В одной из них пророк излагал мысли, навеянные ему, когда он зашел в мастерскую гончара. Тот как раз изготовлял на своем круге кувшин, и внезапно сырая глина треснула и развалилась; гончар, смяв глину, стал лепить из нее новый сосуд. «И было ко мне слово Ягве: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, как этот горшечник? Вот вы в руке Моей, как глина в руке горшечника». Другими словами, избранный народ, оказавшийся негодным для высших целей, снова может быть отброшен в изначальное состояние: вновь станет изгнанником и скитальцем, каким он был до вступления в Землю Обетованную; и лишь тогда из «сырого материала» сосуд общины верных будет воссоздан опять. В книгу вошли и пророчества об окружающих народах: филистимлянах, моавитянах, идумеях, амонитянах. Иеремия знал, что их цари подстрекают Иоакима на борьбу против Вавилона, и предсказывал им такие же бедствия, какие ждут Иудею. Для него, как для Амоса, нравственные требования распространялись на все племена, а не только на Израиль. Следовательно, Иеремия не считал их целиком погрязшими во тьме заблуждений, а предполагал в них какие-то начатки богопознания. Не случайно Ягве поставил его «пророком для народов». Иеремия полностью разделял веру Исайи в конечное обращение людей из всех наций к единому Богу. Об этом говорила его вселенская молитва. Ягве, сила моя, крепость моя и прибежище мое в день скорби, К Тебе придут все народы от самых краев земли и скажут: Отцы наши наследовали ложь, пустые и бесполезные вещи, Может ли человек создать себе богов? Они не есть боги. Иер 16, 19-20   Писания Иеремии Барух передал друзьям пророка, и они быстро получили хождение в городе, вызвав ожесточенные споры. Проегипетская партия и националисты объявили Иеремию врагом отечества, желающим поработить его Вавилону. Иеремия и Барух вынуждены были по-прежнему скрываться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

У «леса» также имеется предводитель, представленный 2-м Барухом в образе ливанского кедра. Хотя в истолковании видения говорится, что кедр означает последнего языческого правителя (40:1), нет нужды искать здесь конкретное историческое лицо, кого-либо из римских императоров периода 70–135 гг. Это обобщенный образ римских правителей и полководцев, начиная, может быть, с Помпея Великого, взявшего Иерусалим в 63 г. до н. э. и осквернившего иудейские святыни (см. выше: Псалмы Соломона), и завершая императором Адрианом, войска которого подавили второе иудейское восстание. 2-й Барух пророчествует, что в столкновении с Мессией враги Израиля будут уничтожены, а их предводитель схвачен, доставлен в Сион (т.е. Иерусалим) и осужден Мессией. В отличие от 3-го Ездры, который ограничивается общей фразой, что враги Израиля будут наказаны (12:33), 2-й Барух сообщает некоторые подробности этого акта. Он говорит, что по суду Мессии предводитель язычников («кедр») будет казнен («сожжён») на Сионской горе (37:1; 40:2). Эта деталь, восходящая, видимо, к пророчеству Книги Даниила о «наглом царе», который найдёт смерть вблизи «горы преславного святилища» (11:45), была отражена также в Откровении Иоанна Богослова, где говорится о последней битве со зверем в местности Армагеддон (гора Мегиддо? – 16:16). Уместно также вспомнить в этой связи о «горах Египетских», где был убит «дракон» согласно Псалмам Соломона. Перевод отрывка из Апокалипсиса Баруха приводится по изданию: L ’ Apocalypse Syriaque de Baruch. Introd., trad, et comment, par P. Bogaert. Part. 1-Й. Paris, 1969. АПОКАЛИПСИС БАРУХА, 35:1–40:4 XXXV (1) И вот я, Барух, пришел в Место святое 321  и расположился на его руинах. Я заплакал и сказал: (2) «Кто даст мне воду родника, Глазам моим – источник слез? 322 (3) Сколько мне стенать но Сиону, Сколько рыдать по Иерусалиму? (4) Ибо вот это Место, где я простираюсь теперь, Где первосвященник некогда возлагал дары святые: И воскуривал ладан, источающий аромат. (5) Ныне он лишен славы и стал пылью; Быв отрадой наших душ, посыпан пеплом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Иерусалим - Новый город. Неизвестный монастырь. Урочище Хирбет Эль-Масани /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 500 - 600. Год утраты:Не установлен. Адрес: Между улицами Ха-Рав Друк, Ха-Рав Рефаэль Барух Толедано и Игаэль Ядин. Координаты: 31.80627, 35.21792 Проезд: От Центральной автобусной станции (от Дворца Нации – Биньяней Ха-Ума) в Иерусалиме автобусом маршрута 67 в район Рехес Шуафат (он же Рамот Шломо). Выйти на второй остановке после въезда в район – на улице Ха-Адмор ми-Любавич. Идти против хода автобуса до поворота на улицу Ха-Рав Друк. Повернуть нале ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Центральной автобусной станции (от Дворца Нации – Биньяней Ха-Ума) в Иерусалиме автобусом маршрута 67 в район Рехес Шуафат (он же Рамот Шломо). Выйти на второй остановке после въезда в район – на улице Ха-Адмор ми-Любавич. Идти против хода автобуса до поворота на улицу Ха-Рав Друк. Повернуть налево и спускаться по улице Ха-Рав Друк до первого (и единственного) поворота налево на асфальтированную улицу Ха-Рав Рефаэль Барух Толедано. Пройти по ней несколько десятков метров до места, откуда вправо отходит проселочная дорога. Спускаться по этой дороге до самой нижней точки. Когда дорога снова пойдет вверх, уходя влево, повернуть направо в рощицу. И искать. Вопрос модератора :Неизвестный монастырь. Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Предположительно, монастырь представлял собой прямоугольный комплекс размерами 25х30 м с дополнительными постройками к северу и западу. Церковь располагалась в северо-восточной части комплекса. По всей видимости, это была однонефная базилика с тремя или двумя апсидами - от южной апсиды не сохранилось никаких остатков. Центральная и северная апсиды сохранились сравнительно хорошо, поскольку почти полностью высечены в естественной скале. Над апсидами, к востоку от них частично сохранились стены надалтарных сооружений, возможно башни или колокольни, и частично внешняя стена, ограничивавшая комплекс с востока. В центральный апсиде, на высоте 1,75 м от пола высечен тройной уступ, служивший основанием завершавшего апсиду свода. В северно-восточном углу комплекса лежит фрагмент массивной колонны, возможно, одной из колонн атриума. Сам атриум располагался к югу от церкви, а не к западу, как было принято, что объяснялось топографическими особенностями местности.

http://sobory.ru/article/?object=14135

Для Иудеи самым естественным шагом было встать под эгиду Вавилона, и Иеремия объявил, что это ее единственный путь к миру. Зная, что Иоаким все еще колеблется сделать выбор, и не имея возможности выступить публично, пророк решил распространить свои пророчества письменно. В декабре 604 года книга была готова, и Барух лишь ждал случая, когда ее можно будет предать гласности. В это время в Иерусалиме был объявлен всенародный пост. Обычно к нему прибегали в дни бедствий: при вторжении врагов или эпидемиях. Быть может, Навуходоносор уже предъявил Иоакиму свой ультиматум: либо признать его главенство, либо испытать на себе его силу. Если это предположение верно, то выбранный Барухом момент был самым подходящим. Чтение было согласовано с группой сторонников Иеремии. Писец Гемария, брат Ахикама, предоставил Баруху свое место в крытой галерее храма, откуда удобно было обращаться к народу, стоящему внизу. В назначенный день Барух появился у балюстрады, развернул свиток и прочел толпе слова учителя. На этот раз они произвели большее воздействие, чем прежде, когда Иеремия говорил сам. К тому же угроза вавилонского вторжения перестала казаться сказкой. Сын Гемарии после чтения поспешил во дворец, где в это время как раз держали срочный совет сановники Иоакима. Расспросив Баруха и убедившись, что книга действительно записана со слов пророка, они решили, что царь непременно должен ознакомиться с ней. Предложив учителю и ученику скрыться, советники направились в кедровые палаты к царю. Иоаким сидел перед обогревавшей зал жаровней, когда к нему вошли взволнованные вельможи и рассказали о пророчествах книги. Царь велел прочесть ему рукопись вслух. Один из царедворцев, Иегуди-бен-Натан, который, вероятно, принял дело особенно близко к сердцу, стал читать. Все думали, что грозные слова человека Божиего хоть немного встревожат Иоакима, но легкомысленного царя смутить было куда труднее, чем его отца Иосию. Как только Иегуди прочитывал три-четыре строки, царь брал у него из рук свиток, отрезал прочитанное и, к ужасу присутствующих, бросал в огонь. Когда это странное чтение кончилось и от книги осталась лишь горсть пепла в жаровне, Иоаким, ни словом не обмолвясь о ее содержании, приказал арестовать и Иеремию, и Баруха. Но те уже находились в безопасном месте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

23. Предметом споров двух направлений схоластики - номиналистов и реалистов являлись универсалии - общие понятия. Номиналисты утверждали, что универсалии существуют только в мышлении, реалисты держались мнения о реальном существовании универсалий. 24. Под мистикой следует понимать практику и учение о богообщении, непосредственном единении души с Богом. Понятие мистики характерно для западного богословия, в православной богословской традиции ему соответствует понятие благодатного созерцания (ε). Оно достигается - при содействии благодати Божией - непорочной, подвижнической жизнью, исполнением заповедей Божиих, очищением от страстей, трезвенностью ума, непрестанной умной молитвой. Творения свтт. Афанасия Великого, Григория Нисского, прпп. Макария Великого, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита (и его учеников-исихастов), других св. отцов свидетельствуют о личном опыте богообщения. 25. Имеется в виду Рене Декарт (Descartes) (1596-1650) - фр. философ, математик, физик и физиолог. Его основные сочинения: " Рассуждение о методе... " (1637), " Метафизические размышления " (1641), " Начала философии " (1644). Полемизируя со схоластикой, Декарт подверг сомнению вообще все человеческие знания и сделал отправной точкой своего философствования принцип непосредственной достоверности сомнения, т.е., собственно, мышления: " Я мыслю, следовательно, я существую " ( " Cogito, ergo sum " ). Горячо желая привести философию к математической четкости, простоте и ясности, Декарт отождествил материю с пространством; человека Декарт понимал как органическую связь бездушного тела-механизма и думающей души. Декарт и последовавшие за ним Спиноза и Лейбниц в своем классическом рационализме утверждали идею естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. 26. Бенедикт (Барух) Спиноза (Spinoza) (1632-1677) - нидерл. философ и математик. Его важнейшие сочинения: " Трактат об усовершенствовании разума " (1661) и " Этика " (1675), написанная им наподобие учебника геометрии. Основываясь на законах математики, Спиноза приравнял природу к Богу, представив природу как причину самой себя, а разнообразие отдельных вещей как единичные проявления природы-субстанции. Связав поведение человека механистическим детерминизмом, философ отверг свободу воли. " Свободный человек " Спинозы действует сообразно с требованиями разума. По существу атеистические, идеи Спинозы оказали значительное влияние на мировоззрение фр. энциклопедистов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

– Не мешай! Он объясняет нам наши имена! Не бояться нестандартных и новых методов Миссионер должен быть всегда готов к использованию нестандартных методов ведения беседы. Особенно если он оказывается в другой этно-религиозной среде. Был случай, когда я посетил собрание пятидесятников в поселке Новое Косино близ Москвы. Тогда на собрании присутствовал «пророк» из Новороссийска, о котором говорили, что он обладает дарами исцеления, пророчества и истолкования языков. К приехавшему выстроилась целая очередь желающих получить истолкования «молитвы иными языками». Я был в штатском, и меня тогда там мало кто знал. Воспользовавшись этим обстоятельством, я занял очередь. Когда очередь дошла до меня, «пророк» из Новороссийска обратился ко мне с призывом: – Молись! Так как я в то время увлекался восточными языками – ивритом и арабским, то я сначала прочитал по памяти на иврите известный текст: «Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад» . Мой «переводчик» так истолковал эти слова: – «Аллилуйя! Несешь снопы, строй дом и набирай работников». После я прочитал: «Барух Ата Адонай элохейну мелех…» Результат оказался тот же. Далее я по памяти на арабском языке прочитал первую суру из Корана «Аль-Фатиха». Мой «истолкователь» и ее истолковал подобным же образом: – «Несешь снопы, собирай строителей, открой колодцы и раздавай воду жизни. Тебе нужны помощники, работники и строители, неси снопы. Аллилуйя!» Здесь я остановил «пророка» и сказал ему: – Вы неправильно истолковали эти слова. Первый текст я прочитал на иврите, а второй на арабском языке, и во всех случаях вы неправильно истолковали эти слова. Далее, обратившись к собравшимся, я сказал, что я православный. Некоторые пятидесятники хорошо и давно знали меня, и в мой адрес последовал вопрос: – Так что же, вы пришли искушать нас? На что я ответил, что я пришел не искушать их, а испытать и сослался на известный текст из Нового Завета: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1).

http://pravoslavie.ru/106728.html

После ужина он с полчаса беседовал с м-ль Батистиной и г-жой Маглуар, потом уходил к себе и снова принимался писать то на отдельных листках бумаги, то на полях какого-нибудь фолианта. Он был человек образованный и даже до известной степени ученый. После него осталось пять или шесть рукописей, довольно любопытных, и среди них рассуждение на стих из Книги Бытия: «Вначале дух Божий носился над водами». Он сопоставляет этот стих с тремя текстами – с арабским стихом, который гласит: «Дули ветры Господни»; со словами Иосифа Флавия: «Горний ветер устремился на землю» – и, наконец, с халдейским толкованием Онкелоса: «Ветер, исходивший от Бога, дул над лоном вод». В другом рассуждении он подвергает разбору богословские труды Гюго, епископа Птолемаидского, двоюродного прадеда автора настоящей книги, и устанавливает, что различные небольшие произведения, опубликованные в прошлом столетии под псевдонимом Барлейкур, также принадлежат перу этого епископа. Иногда посреди чтения, независимо от того, какая именно книга была у него в руках, епископ вдруг впадал в глубокое раздумье, очнувшись от которого он неизменно писал несколько строк тут же, на страницах книги. Зачастую эти строки не имели никакого отношения к самой книге, в которую они были вписаны. Вот перед нами заметка, сделанная им на полях тома, озаглавленного: «Переписка лорда Жермена с генералами Клинтоном и Корнвалисом и с адмиралами американского военного флота. Продается в Версале у книгопродавца Пуэнсо и в Париже у книгопродавца Писо, набережная Августинцев». Вот эта заметка: «О ты, Сущий! Экклезиаст именует тебя Всемогущим, книга Маккавеев – Творцом, Послание к ефесянам – Свободой, Барух – Необъятностью, Псалмы – Мудростью и Истиной, Иоанн – Светом, Книга царств – Господом, Исход называет тебя Провидением, Левит – Святостью, Ездра – Справедливостью, вселенная – Богом, человек – Отцом, но Соломон дал тебе имя Милосердие, и это самое прекрасное из всех твоих имен». Около девяти часов вечера обе женщины уходили к себе наверх, и епископ до утра оставался один в нижнем этаже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Близко по времени к Третьей Книге Ездры возникли апокрифы, известные как «Откровение Баруха» 19 и «Книга Еноха Праведного» 20 . Это наиболее ранние памятники «енохического» типа, ведущие свое начало от путешествия по загробному миру, описанного в эфиопской Книге Еноха. При этом Псевдо-Варух имеет много общих деталей с Псевдо-Ездрой. Енох и Барух совершают путешествие по ряду «небес», где видят терпящих наказания грешников, блаженствующих праведников и ангелов. Сопровождающие ангелы отвечают на вопросы взятых на небо. Читая эти писания, обращаешь внимание на одну их особенность. С одной стороны, это апокалиптика – людям открывается то, что недоступно обычному познанию. С другой стороны, нравоучительность в этих книгах часто превращается в развлекательность, поскольку многие частности носят явно фантастический характер. Особенно хорошо это видно в «Откровении Баруха». Размеры ада, подробности строительства Вавилонской башни и даже физиологические особенности птицы Феникс – все это может вызвать читательский интерес, а потому интересует и автора. У Псевдо-Баруха нет и следа того трагизма, которым отмечены все сцены откровения Ездры. Иудейская апокалиптика превращается из пророческого жанра в нарративный. Еще лучше мы видим это в апокрифе 2 в. по Р. X. «Завещание Авраама». Это произведение – часть своего рода трилогии, состоящей из «завещаний» Авраама, Исаака и Иакова 21 , где каждая часть посвящена какой-то основной добродетели каждого из патриархов 22 (у Авраама это гостеприимство). Содержание апокрифа вкратце таково. Праведный Авраам прожил почти тысячу лет, и Бог желает взять его к Себе. С этой целью Он посылает на землю архангела Михаила. Однако Авраам не хочет умирать и отказывается идти с архангелом. Михаил возвращается на небо ни с чем, но Бог вновь посылает его с тем же приказом. Авраам старается оттянуть время и требует, чтобы архангел показал ему «всю вселенную». В центральной, собственно апокалиптической части книги Авраам с Михаилом и другими ангелами путешествуют на колеснице над землей, а потом по небесам. По возвращении на землю праведный старец вновь отказывается умирать. Тогда Бог вынужден послать к Аврааму уже саму Смерть, которая хитростью умерщвляет его. Ангелы возносят умершего на небо, к престолу Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010