Чудесная икона приплыла в столпе огненного света к берегу Афона, и инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин пошел по воде и принял святыню. Сначала икону поставили в храме, но на следующий день она чудесным образом оказалась над вратами обители, и Божия Матерь явила Свою волю иноку Гавриилу во сне: Она не желает быть хранимой иноками, а Сама будет Хранительницей обители. Поэтому святую икону назвали Портаитиссою – Вратарницей – и в акафисте ее славят: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» По преданию, перед концом света икона уйдет из обители так же таинственно, как и пришла. Но пока святыня в монастыре – есть еще время на покаяние. Когда иноки приехали в Иверон, то зашли в параклис – небольшой храм слева от врат. В параклисе, немного в стороне от иконы, стоял греческий монах и тихо рассказывал двум паломникам о святыне. Иноки подошли к иконе, все пятеро встали на колени и стали читать акафист Божией Матери , каждый по икосу и кондаку по очереди. Они стояли тогда на коленях перед иконой, и такое умиление появилось в сердце, что стало трудно дышать, на глаза сами навернулись слезы. Первый инок начал читать, прочитал пару строк и не смог читать дальше – заплакал. Продолжил молитву второй инок, и через несколько слов у него тоже потекли слезы. Потом заплакал третий, и через несколько минут они, все пятеро, крупные, высокие, бородатые русские монахи, как дети рыдали перед иконой Пречистой. Такие немощные, грешные – и почувствовали Ее Материнство. Каждый тогда осознал: ты Ее сын, грешный, но сын. И Она тебя приняла, не отвергла – и это чудо Божие. Особое состояние, которое трудно передать словами. Невозможно просто так стоять перед Ней: изнемогаешь от Света, от Божией милости и благодати, таешь от благодати. Грек прекратил рассказывать паломникам про икону, на цыпочках, с благоговением, осторожно посматривая на русских, вывел своих из параклиса, чтобы не мешать. И они какое-то время просто стояли на коленях перед образом Пресвятой Богородицы и плакали, не в силах сдержать слез от нахлынувшей благодати, обильно изливаемой святой иконой.

http://pravoslavie.ru/63853.html

На вратах писали ростовые изображения ангелов, святых диаконов (обычно Стефана и Лаврентия), Благоразумного разбойника, притчи, историю Адама и Евы, «Лествицу прп. Иакова», прор. Даниила, сцены погребения («Надгробное рыдание») и проч. Греческие резные деревянные алтарные преграды (И.) поствизантийского периода стали довольно высокими, но по сравнению с русским иконостасом обладали сокращенным иконографическим составом. И. собора монастыря вмц. Екатерины на Синае (1612, критские резчики) содержит 2 ряда икон – местный и праздничный; под каждой местной иконой на цоколе И. помещен небольшой образ круглой формы с сопутствующим сюжетом (под иконой св. Иоанна Предтечи – «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи «, под иконой «Богоматерь на престоле» – «Благовещение» и т. д.). Значительную высоту придаст И. большое резное «Распятие», поставленное на его арочное завершение. И. представляет собой огромную раму с ордерными деталями (колонками, карнизами, 3-лопастными арочками), украшенную плоскорельефной и накладной резьбой, в которую включены мотивы западноевропейского барокко: фигурные вазоны, картуши с гребнями. Низкие царские врата закрывают по высоте только половину дверного проема. Украинские И., сохранившиеся от 1-й пол. XVII в. (из Успенской ц. во Львове, 1638, ныне в с. Вел. Грибовичи; в Пятницкой ц. во Львове, ок. 1648), имеют аналогичную конструкцию, но большее количество рядов (в Пятницкой ц. – местный, праздничный, ростовой деисусный, Страстной, поясной пророческий, причем иконы пророков помещены в резных картушах над Страстным рядом). Как в греческих, так и в украинских И. соблюдается строгий порядок размещения икон местного ряда: справа от царских врат находится икона Спасителя, далее – храмовая икона, слева от врат – образ Богоматери. К сер. XVII в. 5-ярусные И. с праотеческим рядом, который стал ростовым (напр., в ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле, 1654, ЯХМ), получили большое распространение в центральных областях России, в то время как на Севере существовали 2-, 3– и 4-ярусные (без праотеческого ряда) И.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

И это было первое чудо, явленное иконой в Русской Гефсимании. За ним последовали другие: темная, почти черная икона вскоре самообновилась, стала мироточить, и притекавшие к ней с верой и молитвой получали исцеление. Еженедельно перед иконой читались акафисты. И вот однажды во время чтения акафиста в храме неожиданно появился митрополит Илия. Увидев обновившийся образ и перед ним коленопреклоненных монахинь, он сказал: «Теперь я понимаю, почему должен был отдать Ее и почему Она захотела быть здесь». И поведал следующее: однажды в сонном видении явились к нему великомученица Варвара и великомученица Екатерина со словами, что Богоматерь желает, чтобы Ее икона была отдана игумений Марии, на что владыка, признаться, никак не отреагировал. Великомученицы явились ему во сне вторично, после чего он решил отдать другой образ Одигитрии, но тоже очень древний - уж очень не хотелось ему расставаться с любимой иконой. Но когда великомученицы явились в третий раз, сказав, что Богородица гневается на него за неисполнение Ее воли, владыка стал узнавать, кто же такая игумения Мария, и, отыскав, написал ей письмо. Праздник иконы Гефсиманской Одигитрии отмечается 27 июля/10 августа, и тогда по традиции св. икону с крестным ходом обносят по всей территории монастыря, и несут ее священники и сестры поочередно. Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Киевский Игорь Ольгович Черниговский(+ 19 сентября 1147), была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю. В 1951 году в Гефсиманскую обитель приехала Евгения Николаевна Панасенко (впоследствии инокиня Евгения, а затем монахиня Клавдия) и, как записано в монастырской летописи, она же вдова губернатора города Киева. После революции госпожа Панасенко оказалась в Германии, вывезя с собой старинную икону Божией Матери «Игоревская», которую и передала на хранение в обитель.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

В три часа кончил он икону и сказал: «Отче, не нужно ли еще что-нибудь сделать? Не ошибся ли я?» Преподобный сказал: «Ты хорошо сделал: Бог помог тебе искусно написать эту икону; Он Сам чрез тебя сделал ее».    Настал вечер, и юноша стал невидим вместе с иконой. Владелец же иконы всю ночь провел без сна от печали, что нет иконы на праздник; называл себя грешным и недостойным такой благодати. Он встал и пошел в церковь, чтобы там оплакать свои согрешения. И, отворив двери церкви, вдруг увидел икону, сияющую на своем месте, и упал от страха, думая, что это какое-нибудь видение явилось ему. Но, оправившись от испуга, он понял, что это была действительно та икона, которую он заказал написал прп. Алипию. В великом ужасе и тревоге вспомнил он слова преподобного и пошел разбудить домашних своих. Они с радостью пошли в церковь со свечами и кадилами и, видя икону, сияющую светлее солнца, пали ниц на землю, и поклонились иконе, и в веселии душевном целовали ее. Христолюбец же тот пришел к игумену и рассказал о сотворившемся с иконой чуде. И все вместе пошли к преподобному Алипию и увидели, что он уже отходит от этого света. И спросил его игумен: «Отче, как и кем написана была икона?»    Он рассказал им все, что было, и прибавил: «Ангел написал ее. И вот, он стоит возле меня и хочет меня взять». И, сказав это, предал дух.    Тело его приготовили к погребению, вынесли в церковь, сотворили над ним обычное пение и положили в пещере с преподобными отцами о Христе, Господе нашем. (Киево-печ. пат.)    8. О Почаевской иконе Божией Матери известно следующее. В 1559 году путешествовавший в России Греческий митрополит Неофит, в благодарность за оказанное ему гостеприимство в доме Анны Гойской, благословил ее иконой Пресвятой Богородицы. Богу было угодно прославить сию икону. Лучезарный свет от нее привлек внимание многих; мало-помалу стали притекать к ней с молитвой, и многим недужным подавалось исцеление, наконец, когда брат Гойской, слепой от рождения, получил зрение, — сестра его, по соглашению с местной властью, препроводила эту чудотворную икону в Почаевский монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Житницы эти примыкали к одной безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. После этого воевода послал доложить о себе царю. Скоро за узником пришли посланные от царя. Подойдя к тюрьме, они были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутри церкви южной стеной. Образ,этот, изображенный на штукатурке, украшен великолепным киотом и серебряной иконой. Башня служит ныне колокольней. Виленская-Остробрамская икона. Сведения о ней изложены под 26 декабря. Боголюбская-Зимаровская икона. Сведения о ней помещены под 18 июня. 26 марта Мелетинская икона Судя по названию, можно думать, что этот образ явился в известном городе Мелетине, в Армении; город этот был прославлен многими мучениками, и около него явилась другая икона, Миасинская (см. под 1 сентября), не сходная по изображению с первой. Мелетинская икона Богоматери некоторыми ошибочно отожествляется с Мальтийской. 31 марта Иверская икона на Афоне Царствование Греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на святые иконы. Христиане, почитавшие иконы, были по распоряжению царя предаваемы пыткам. Иконы повсюду тщательно разыскивали, брали из храмов и, кощунствуя над ними, сжигали. Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном. У нее была заветная святыня — чудотворная икона Богоматери. Для этой иконы она устроила у дома своего особую храмину, куда постоянно ходила молиться. Царские сыщики, наряженные повсюду искать иконы, услыхали об этой святыне и, придя ко вдове, сказали ей: «Давай денег, или мы тебя, исполняя царскую волю, замучаем». Она просила их подождать до следующего дня. Те согласились. Но один из них во время разговора ударил .мечом по образу, и тогда из ланиты Богоматери, как бы из живого тела, истекла кровь. Долго вдова по уходе воинов молилась перед иконой на коленях, воздевая руки к небу, потом, обливаясь слезами, отнесла икону на морской берег и в порыве величайшей веры воскликнула:

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

В 9-ти верстах на северо-западе от Почаева в своем поместье Орле 13 , ныне Урлею именуемом, имела место жительство Православная помещица Анна из Козинских Гойская, вдова, по муже Василие Богдановиче Гойском, бывшем судьею земства Луцкого. В 1559 г. путешествовавший из Константинополя по Волыни Греческий Митрополит Неофит остановился для отдыха в местечке Орле в доме помянутой Гойской, по усильной ее просьбе. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил госпожу дома Иконой Божией Матери, привезенной им из Константинополя. Икона сия долгое время находилась вместе с прочими в молельне Гойской; в последствии домашние ее неоднократно замечая икону сию окруженную необыкновенным сиянием, извещали о том госпожу, но она не верила их рассказам, пока наконец сама и в сонном видении и на яву не сделалась свидетельницей такого же явления и чудес, совершившихся над молившимися пред иконой. По совету Гойской, родной брат ее Филипп Козинский, страдавший природной слепотой, повергся с живой верой пред иконой, и во время молитвы получил прозрение. Испытав такое чрезвычайное чудо на своем брате, благочестивая Гойская, после сего признала себя и дом свой уже недостойными обладать таким великим сокровищем, и потому заблагорассудила передать оное в обитель Почаевскую. Для сего в 1597 году пригласила она Епископа, созвала иноков и священников, которые с крестным ходом, при многочисленном стечении народа сию святую икону перенесли на Почаевскую гору и поставили в небольшой каменной церкви, издревле здесь существовавшей 14 . С тех пор сия святыня составляет важнейшее достояние Почаевской обители и чудодейственной силой Царицы Небесной низводит благодать Божию на молящихся с верой пред святым ликом Ее. Чудеса, бывшие в разные времена от иконы Почаевской Божией Матери, изложены в книге, называемой «Гора Почаевская», по повелению Униатского Епископа Сильвестра Лубенецкого Рудникого в 1772 году напечатанной (приложение буквы А). 3. Наделение Почаевской обители угодиями

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Троицкая православная выставка открылась молебном перед чудотворной " Молченской " иконой Божией Матери июня 2013 Она проходит в петербургском СКК с 26 по 30 июня. Троицкая православная выставка открылась 26 июня в петербургском СКК молебном перед чудотворной " Молченской " иконой Божией Матери. Его возглавил настоятель Софрониево-Молченской пустыни игумен Диодор (Дудко). Отцу Диодору сослужили насельник той же обители иеромонах Лука (Николаев), диакон Александро-Невской лавры  Сергий Учанейшвили , священнослужители храмов и обителей, принимающих участие в выставке.  " Мы приехали из древней обители, где еще в 1405 году произошло явление чудотворной иконы Божией Матери. А в 2009 году были прославлены преподобные отцы Софроний, Серапион, Феодосий и блаженный Сергий, трудившиеся в пустыни " , - рассказал отец Диодор.   Местность, где находится пустынь, упоминается в " Повести временных лет " . Согласно летописи, здесь, близ Путивля, в рукотворных пещерах в Х веке поселились греческие иноки, пришедшие по зову князя Владимира крестить Русь и оставшиеся подвизаться в молодой христианской стране. По другим источникам, обитель была основана в 976 году, когда святитель Михаил, первый митрополит Киевский, шел из Греции в Киев дорогами еще языческой Руси, и часть сопровождавших его иноков осталась подвижничать на Чудной горе у болота Молче. Наконец, возможно, пустынь основала братия Киево-Печерской лавры, покинувшая Киев после его разорения монголо-татарами в 1240 году. " Наш монастырь находится в очень уединенном месте, в пяти километрах от ближайшего населенного пункта - села Новая Слобода - и поэтому часто подвергался разорениям, запустевал и вновь возобновлялся " , - отметил отец Лука.  Монастырь был закрыт и в очередной раз разорен в 1920 году. По словам отца Луки, когда в 1999 году сюда приехал архимандрит Герман (Тимоник) с братией, от пустыни не осталось даже руин: земля была разровнена бульдозерами под площадку для скота. Но пустынь возрождается, и насельники ее прибыли в Санкт-Петербург, чтобы дать возможность верующим поклониться чудотворной иконе Божией Матери и призвать петербуржцев помочь возрождению обители. .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=336...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Избавительница " Описания иконы Описание иконы Избавительница Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника, иеромонаха Феодула. Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи. Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Ново-Афонской обители. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые было совершено празднование в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы. Празднование иконе «Избавительница» было установлено 17 октября в благодарное воспоминание чудесного спасения императора Александра III со всей семьей во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за[...] Икона Избавительница - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Прославление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» началось с 1841 года, когда по молитвам перед ней одна из греческих провинций избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от иконы, привлекли к ней множество паломников, что тяготило хранителя святыни – старца Мартиниана, бывшего насельника одного из афонских монастырей. Устав от людского внимания, старец вместе с иконой вернулся на Афон и поселился в монастыре святого великомученика Пантелеимона. В 1889 году настоятель обители пожертвовал чудотворный образ в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. 17 октября в монастыре был совершён первый молебен перед этой иконой. Примечательно, что ровно год назад в этот день, 17 октября 1888 года, произошло событие, потрясшее всю Россию. Царский поезд, на котором августейшее семейство возвращалось в столицу после отдыха на юге, попал в катастрофу. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы, император и его домочадцы чудом остались живыми и [...]

http://pravicon.com/icon-131

Мы промакнули икону, но она снова и снова становилась влажной. Тогда я понял, что икона мироточит. И крест тоже мироточит. Моя кума, сербка, посоветовала сказать об этом священнику. Мы принесли икону и крест в храм. Отец Анатолий отслужил молебен и сказал: «Теперь у нас есть мироточивая икона Божией Матери, и она изменит всю нашу жизнь». После Рождества по благословению владыки Кирилла мы привезли икону и крест в Радосте-скорбященский собор в Сан-Франциско и оставили их там на несколько месяцев. Я вернулся на Гавайи, не зная, что дальше будет с иконой: может быть, ее оставят в соборе или передадут в какой-нибудь монастырь. Духовенство заметило, что, когда перед иконой молятся, она начинает больше мироточить В 2008 году архиепископ сказал, что икона возвращается на Гавайи. Я обрадовался. У нас своя мироточивая икона! Духовенство в соборе говорило мне, как они стали замечать, что, когда они перед иконой молятся, она начинает больше мироточить. В Неделю Торжества Православия икону впервые вынесли из алтаря верующим для поклонения. До этого она находилась в алтаре, и пребывание ее в соборе держали в секрете. Владыка Кирилл сказал священникам менять вату внутри иконы, но никому не говорить, что икона находится здесь. Верующих помазывали миром, даже не всем доставались ватки с миром, но потом люди, которых помазывали миром, стали подходить к архиерею и к священникам собора и говорить, что исцелились! Кто от рака, кто от другого недуга. В Неделю Торжества Православия икону и крест поставили в соборе, чтобы люди могли помолиться и приложиться к ним, и вскоре мы увезли их на Гавайи. Крест стал постоянно храниться в храме как благословение прихожанам, а иконе Божией Матери был назначен хранитель. Как я стал иконофором – Хранитель – это тот человек, которого по-гречески называют иконофор (икононосец). Это греческое слово употреблял в своих произведениях Пушкин, но чаще на Руси говорили «образоносец». – Да. В широком смысле это вообще человек, который заботится о церковной утвари и о храме в целом. Владыка Кирилл мне сказал, что, так как икона Божией Матери постоянно мироточит, люди должны быть тому свидетелями. И не только видеть чудо глазами, но и ощущать сердцем, поэтому икона должна побывать как можно в большем количестве храмов и монастырей, и у нее должен быть хранитель, который будет о ней заботиться и путешествовать с ней по приходам.

http://pravoslavie.ru/145807.html

Память Сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы совершили в Иерусалиме 12 апреля 2021 г. 15:47 Согласно традиции, заложенной основателем Русской Палестины архимандритом Антонином (Капустиным) в 1883 году, каждый год вскоре после празднования Благовещения Пресвятой Богородицы русское духовенство на Святой Земле совершает перенесение из Иерусалима в Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме образа Благовещения Пресвятой Богородицы в олицетворение того шествия «в Горняя, во град Иудов» (Лк. 1:39), которое совершила Пречистая Дева, чтобы навестить праведную Елисавету и поделиться радостью о имеющем родиться от Нее Спасителе мира. 11 апреля 2021 года, следуя богослужебному чину, утвержденному архимандритом Антонином, начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр (Елисов) в Троицком соборе Иерусалима совершил молебен перед иконой Благовещения. Затем духовенство и сестры миссии направились с чтимой иконой в Горненскую обитель. У ворот Горненского женского монастыря икону встретили настоятельница обители игумения Екатерина (Чернышева) с сестрами. Образ Благовещения был поставлен в Казанском храме монастыря на центральный праздничный аналой, рядом с иконой был установлен игуменский жезл: согласно традиции, в дни пребывания иконы в Горненской обители Сама Пречистая является здесь Игуменией. Затем архимандрит Александр в сослужении духовенства Миссии и Горненской обители возглавил праздничное всенощное бдение. По традиции на богослужении была совершена лития с обхождением вокруг храма. После шестой песни канона утрени был прочитан акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради честного восшествия Ея во град Иудов Горней страны и сретения со св. Елисаветою. 12 апреля в соборе Всех святых, в земле Русской просиявших, Горненского монастыря состоялось праздничное богослужение, которое по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила возглавил митрополит Еленопольский Иоаким. Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Александр (Елисов), клирики Иерусалимского Патриархата , миссии и Горненской обители. Богослужение было совершено на греческом и церковнославянском языках.

http://patriarchia.ru/db/text/5796900.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010