Кроме того, есть здесь часть древа честного Креста Господня. До Кареи от скита полтора часа ходу. 9. Пантократор (идиоритм) Пантократор от Кареи на расстоянии двух часов ходу, от Ставроникиты – около часа. Здешний собор посвящен Преображению Господню. При северо-восточной колонне стоить чудотворная икона Божией Матери, так называемой здесь Герондиссы. Кроме части животворящего Древа, здесь находятся следующие святые мощи: Части руки и ноги св. Апостола Андрея; глава св. Иоанна Милостивого; часть руки св. Иоанна Златоуста : части рук св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия; глава преподоб. Иоанникия Великого; глава св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона; части св. мучеников Меркурия и Артемия; часть руки св. муч. Евстафия Плакиды; части рук св. мучеников Кирика и Иулитты; части св. великомучеников Пантелеимона и Ермолая; части преподоб. отцов в Синае и Раифе избиенных; св. муч. Антипы, Прокопы и Фотинии; глава св. бессребреника Космы. В Пантократоре, исключая главного собора, параклисы: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) собор Архангелов; 3) Вознесения Господня; 4) св. Предтечи Иоанна; 5) святителя Николая; 6) св. Георгия Победоносца; 7) св. Пантелеимона. Пантократору же принадлежит келья «Достойно», где по преданию воспел св. Ангел пред иконой Богоматери: «Достойно есть» и проч. Главные основатели Пантократора: император Греческий Алексий Стратопедарх и брат его Иоанн, сначала вельможа Византийского двора, а потом князь Молдо-Влахии. Начало Пантократора относится к 14 веку, именно к 1361 году. В ризнице Пантократора замечательная редкость – Евангелие, усвояемое св. Иоанну Кущнику. 10. Ставроникита (идиоритм) От Ставроникиты до Кареи – полтора часа ходу; до Ивера – около часа. Храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь. находится его чудотворная икона мозаической работы. Кроме небольшой части животворящего Древа Креста Господня, хранятся здесь мощи: рука св. праматери Анны; кость с кожей и плотью от руки св. Василия Великого ; правая рука священномуч. Елевферия; кости от локтей св. Иоанна Златоуста , св. Григория Богослова и св. архидиакона Стефана; части св. четыредесяти мучеников и св. бессребреников Космы и Дамиана; ребра св. мучеников Карпа и Папилы, и св. Иоасафа, царевича индийского; кость от руки св. Феодора Стратилата; кость св. Амвросия Медиоланского ; миро св. Димитрия Солунского: миро св. Николая Чудотворца; «челюсть с тремя зубами» св. Иоанна Предтечи; смешение персти, костей и крови дву тьму св. мученик в Никодимии сожжённых, и часть св. муч. Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 .     Прп. Парфения, Епископа Лампсакского (Λαμψκων). По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: τν (θ)αυμ(τ)ων σο(υ) τν χριν μλπω μ(κ)αρ, ωσ· χ. β. Ирмос: ν βυθ κατστρωσ ποτε. Начало: Τ ωτ τ θε συγκραθε. А. И. Пападопуло-Керамевс в своей ст. Σχεδασμα περ τν λειτουργικν μηναων 372 ошибочно считает в этом каноне пропуск второй песни. Опущены четыре тропаря из разных песней: I 4 , III 4 , IV 4 и VIII 4 . В Евергетидском Типике другой канон: χο δ, Γεωργου. 373 Idem у A. Rocchi. 374 В Славянской Печатной нет этого канона, а другой анонимный. 7 .     Св. мучеников 1003-х Никомидийских (ν Νικομηδε μαρτυρησντων). По Синодальной Греческой рукописной Минее 181 канон с акростихом: πληθν γεραρω καλλινικν μαρτρων, ωσ· χο δ. Ирмос: ισομα σοι Κριε. Начало: Πληθ πολυριθμε τν μαρτρων. Этот же канон отмечает и Афонский Пролог 769 ( καν. ωσ· ισομαι), и Евергетидский Типик (καν. τν μαρτυρων χ. δ. ισομα σοι Κριε· ωσ·). 375 8 .     Св. Великомученика Феодора Стратилата. В Славянской Печатной Минее канон не надписан и без начального акростиха, – глас 8-й; начало: « Божественными яв свтлостьми удобряяся». В IX песни усматривается акростихованное имя автора – ωσ. В Греческой рукописи Пантелеимоновского Афонского монастыря 711 этот канон помещается с надписанием: ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: ρματηλτην. Начало: Θεκα περιαν. В Афонском Прологе 769 отмечено: καν. ωσ. Ирмос: πατξα Αγυπτον. Ирмос, как видно, другой и другого гласа. Не имеется ли здесь другой канон Преподобного Иосифа в честь св. Великомученика Феодора? В Греческой Печатной особый канон, в Богородичных – Νικολου. Синодальная рукопись 181 имеет Θεονου, χ. δ. Θαλσση, а у Порф. 227 еще два других. A.Rocchi указывает на два канона: а) анонимный и б) Феодора Студита : μαρτρων περιαν. 376 11 .   Священномученика Власия, Епископа Севастийского. В Печатной Греческой Минее (в Славянской нет) канон с акростихом: μνοι κροτ σε μρτυ εσεβορνω, ωσ· χ. πλ. δ. Ирмос: ισμα ναπμψωμεν λαο. Начало: Uμνο τν ωσρον κα σεπτην… θλησιν. В Печатном Греческом тексте на четыре буквы акростиха: ι, σ, κ, ρ недостает тропарей между первой и третьей песнями. Текст этих опущенных тропарей, падающих на вторую песнь, найден нами в Греческой рукописной 181 (XII) Московской Синодальной Библиотеки. Этот канон мы нашли еще в Славянской Типографской рукописи 104 и Московской Синодальной 164. Начало: «п ми свтоносьное и чьстьное». Евергетидский Типик 377 и наша Печатная Славянская Минея имеют канон χο δ. Θεονου, а Афонский Пролог 769 указывает κανν γνατου – Θαλσση. У Анжело Май есть канон Иоанна Дамаскина . 378

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этих блюдах на Афоне совершается благословение хлебов на великие праздники во время всенощного бдения: выносятся пять хлебов, пшеница, вино и елей перед шестопсалмием; обряд позднейшего монастырского происхождения, и изукрашенные блюда принадлежат чаще соборам бывших монастырей. Такое блюдо (рис. 89) для благословенных хлебов имеется в Лавре св. Афанасия 129 от 1677 года, вклад клисиарха Григория из Филиппополя, богато изукрашенное, из серебра, с одною башенкою посреди чаши, как бы готической формы, с шатровым верхом и 4 башенками поверх четырехсторонней башенки, покрытой чеканными изображениями: праздников, в канун которых совершается благословение: Преображения, Успения Б. М., Снятия со Креста, Троицы, с греческими надписями; на ножке в 8 отд. изображены погрудно: Николай, Афанасий, Антоний, Спиридон, Василий, Пигасий, Афанасий, Кирилл, также с греческими надписаниями имен. Точно так же на подножии, по отдельным лепесткам цветочной базы изображены уже во весь рост фигуры. Изображения эти, сопровождаемые по обе стороны греческими надписями, представляют любопытнейшее соединение западного южно-германского готического пошиба с византийскими типами и по самой редкости заслуживают внимания: св. Авксентий, Евгений, Мардарий, Георгий, Прокопий, Ф. Тирон, Ф. Стратилат, Димитрий, Георгий, Евстратий. Употребленные здесь цвета финифти зеленый и синий, цветки и гранаты; по бордюру бирюзовая финифть, фон из саженого бисеру, Флаконы украшены бирюзовою и синею финифтью. Внутри блюда чеканены Праздники Господ., кругом надпись с годом α χοβ марта 20, клисиарха Григория из гор. Филиппополя. Столь же важна и любопытна орнаментика чаши: готическая форма башенки, венечной открытой аркады, ажурных пальметт; византийские типы святых отшельников и святителей, восточный рисунок орнаментов на фляжечках и чисто народная, югославянская техника скани с финифтью в разводах по нижнему бордюру ножки. Другое афонское блюдо 130 или, точнее, чаша, для благословенного хлеба, имеет вид большой цветочной чашечки и сделана из серебра со всеми мелкими подробностями. Чаша по бордюру и по ножке украшена травными разводами, довольно характерными для южно-балканского художества XV – XVI столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Димитрием сравнительно с греческим подлинником объясняются именно тем, что он пользовался им в латинском переводе из сборника Сурия. Напр., 4-го ноября, в житии преп. Иоанникия Святитель пишет: «послану ему бывшу с воинством на запад», по гречески: στλλεται πο το κpατοντος σν τ στpατ πσ κατ τν αν на восток, – у Сурия; mittitur ab imperatore ad occidentem cum toto exercitu 164 . 28-ro декабря, в сказании о свв. 20.000 мучениках Никомедийских Святитель говорит, что святая Домна посылает свои драгоценности диакону «именем Алипию», – по гречески: «γπιος ατ τονομα», у Сурия: «cui nomen erat Alipius» 165 ; января, в житии преп. Феодосия великого, женщина, укорявшая святого, называет его «льстецом и лживым», – у Сурия; «planum et impostorem» (фокусником и обманщиком), – по гречески только «πλνον» 166 ; 22-го января, в житии св. апостола Тимофея, Святитель пишет, что тело святого «положиша на месте, глаголемом Пион, снесть тучном», это буквальный перевод с латинского, где место также называется «Pion, id est pinquis», a в греческом подлиннике последних объяснительных слов нет 167 ; 5-го ноября, в житии преп.-мучеников Галактиона и Епистимии, Святитель сообщает, что святые, «шедше десять дней, приидоша к горе, нарицаемой Пуплион, в ней же бе монастырь, имущ черноризцев числом десять», – у Сурия тоже: «quo in loco cum in decern monachos incidissent», по гречески число монахов – «δοκαδεκα» 168 . Наконец, и сам свят. Димитрий, в своих черновых рукописях и Прологе, делая ссылки на Метафраста, иногда отожествляет его с Сурием. Напр., в каталоге патриархов Византийских, описывая жизнь св. патриарха Митрофана и упоминая о первом вселенском соборе, Святитель говорит: «а о соборе том Никифор в кн. 8, гл. 26 и Метафраст свидетельствуют», и к имени Метафраста на поле делает сноску: «Surius, t. IV, f. 165» 169 . В Прологе Святитель, 8-го июня, к памяти св.м. Феодора стратилата, на поле делает отметку: «Перенесение мощей его от Ираклии в Евхаиту, ut testatur Metaphrastes in vita ejus – Surius т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эта школьная задача нашла в данный момент для себя живого ревнителя о ней в лице боярина Федора Михайловича Ртищева. Он был не только ближним боярином по родовитости своей, но был любимцем царя и, к счастью, довольно богатым, имущим человеком. Не в пример другим старым боярам, он обращал свои средства на дела общественной благотворительности. В Москве он учредил больницу, богадельню и лазарет для раненых, пленных польского похода. Это было новинкой для Москвы. Но молодой Ртищев был не только новатором, как филантроп. Он был и первым русским меценатом. Он любил книги и, по молодости своих лет, имел потребность школьно, методически учиться. Он из всех москвичей был единственным, у кого загорелось сердце — откликнуться на идею митрополита Петра Могилы (1640 г.), и решил дать приют посылаемым из Киева ученым монахам по образцу киевского братского монастыря. В двух верстах от Москвы, по киевской дороге против Воробьевых гор, около церкви Андрея Стратилата, он устроил Преображенский монастырь. В монастыре обеспечено место и содержание для 30-ти иноков, «изящных во учении грамматики словенской и греческой и даже до риторики и философии хотящих тому учению внимать». Сам Ртищев сделался рядовым учеником в этой школе. Днем он отбывал свою государственную службу, а вечером садился за ученическую парту для изучения греческой грамматики под руководством киевских старцев. Гул сплетен пошел по Москве о таком невиданном поведении. Характерную фильмовую картинку рисует нам полицейско-протокольная запись, что 1650. IV. 3 чернец Саул заявил окольничему А. Милославскому, что есть за ним «государево дело». Чернец показал: «в нынешнюю зиму, 5 марта, приходили к нему — Саулу в келью Иван Васильевич Засецкий, да Лука Тимофеевич Голосов, да Благовещенского собора дьячок Константин Иванов, и между собой шептали: учится у киевлян Федор Ртищев греческой грамоте и в той грамоте еретичество есть. А боярин де Борис Иванович (Морозов) держит отца духовного для прилики людской, а еретичество де знает и держит».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Подробнее... Мужской монастырь святого Никодима (Иерусалим) [ править править код ] Мужской монастырь святого Никодима находится на месте дома законоучителя, помогавшего в Погребении Господа. Этот монастырь, по разным версиям, построен на месте дворца Ирода Антипы, темницы Петра (Деян. 12:7-12), а по арабски называется «Дейр эль-Адас» («Чечевичный» монастырь), поскольку в нём показывается огромный медный котёл, в котором варили чечевицу для строителей Храма Воскресения (Гроба Господня). Греческий монастырь, относящийся к Иерусалимскому Патриархату. Адрес: 15, Al-Adas court, Jerusalem Проезд: Двигаясь вглубь Старого города от Львиных ворот, на перекрестке улиц Via Dolorosa и Nun " s asc. повернуть направо в крытый переулок, затем опять направо в первый узкий переулок. Подробнее... Монастырь Сретения Господня (Иерусалим) [ править править код ] Адрес: 4, Sayyada str., Jerusalem Проезд: От Яфских ворот идти на ул. St. Francis rd., свернуть в переулок Sayyada str. Женский монастырь святых Феодоров (Иерусалим) [ править править код ] Женский монастырь святых Феодоров - греческий монастырь Иерусалимского патриархата, посвященный двум святым мученикам Феодорам – Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Обитель была основана в 7 веке святителем Иоанном (не прославлен), учеником святителя Софрония Иерусалимского. Оба Федора состояли в римской армии почти в одно и тоже время, первый был солдатом, второй военоначальником. Оба отказались от язычества и поверили в христианство, и оба приняли мученическую смерть. Адрес : Fresers Rd., Old City, Jerusalem Проезд: От Яффских ворот свернуть налево по ул. Casa Nova. На У-образном перекрестке с ул. St. Francis Rd. идти левее на ул. Fresers Rd. Соседнее здание с гостиницей Casa Nova. Подробнее... Мужской монастырь Архангела Михаила (Иерусалим) [ править править код ] Вблизи храма Гроба Господня, несколько севернее от него, в узких старинных улочках Христианского квартала Старого города Иерусалима за высокими стенами и узкими вратами сокрыт от посторонних глаз греческий православный монастырь Архистратига Божия Михаила. Предания доносят до нас Библейскую славу этого места, как того самого, где Господь остановил руку Архангела Михаила, посланного Им в Иерусалим чтобы истребить город. Здесь же по преданию одно из альтернативных мест нахождения гумна Орны Иевусеянина над которым между небом и землей стоял Архангел Михаил с обнаженным мечем.

http://azbyka.ru/palomnik/Иерусалим_(мон...

«Что делает Господь в Гватемале?» В 2010 году группа из 150 тысяч гватемальцев была принята в каноническое Православие Греческой Архиепископии в Мексике и Центральной Америке. Эта группа имеет 300 приходов, но всего лишь 8 священников. 15 октября, 2013 В 2010 году группа из 150 тысяч гватемальцев была принята в каноническое Православие Греческой Архиепископии в Мексике и Центральной Америке. Эта группа имеет 300 приходов, но всего лишь 8 священников. Очерк иерея Петра Джексона о миссионерской работе в Центральной Америке. Последние 15 лет (с сентября 1998 г.) иерей Петр Джексон служит настоятелем храма свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Уильямсвилле (Буффало), шт. Нью-Йорк. За это время он и матушка Стилиана стали активными членами Восточно-Американской епархии, известными в основном по Св. Германовским молодежным съездам, администратором которых является о. Петр. О. Петр и мат. Стилиана много лет занимались миссионерской работой в Латинской Америке и, по благословению Митрополита Илариона, отправляются в Гватемалу продолжать нести Свет Христовой Истины местному населению, в особенности – народности майя. Просим молитв о семье Джексон, отправляющихся трудиться во славу Божию. Недавно я читал о свят. Николае Японском, одном из великих православных святых-миссионеров нашего времени. К моменту его кончины Японская Православная Церковь насчитывала 30 тысяч верующих. Поразительная личность! Из всех нынешних православных миссионерских достижений по всему миру, какое может с этим сравниться! Ну вот… Получилось так, что в 2010 году группа из 150 тысяч гватемальцев была принята в каноническое Православие Греческой Архиепископии в Мексике и Центральной Америке. По численности эта группа православных в пять раз превышает численность Японской Церкви. Эта группа имеет 300 приходов, но всего лишь 8 священников, поэтому не удивительно, что самая насущная их проблема – обучение как можно больше духовенства. Это одно из самых массовых обращений в истории и, вероятно, самая масштабная и сложная миссионерская задача, которая сегодня стоит перед Православной Церковью. И на нас лежит ответственность за то, чтобы помочь этой зарождающейся Церкви научиться «ползать и ходить».

http://pravmir.ru/chto-delaet-gospod-v-g...

Порфирий Успенский в 1844 г. описывает 13 монастырей Иерусалима (из стандартного их списка пропадает только монастырь Св. Феодора Стратилата, который Порфирий, возможно, не смог посетить). Все мужские монастыри, кроме патриаршего, оставались, как и раньше, гостиницами, а в пяти женских обителях проживало не менее 60 монахинь. 823 Ту же цифру дает и его современник К.М. Базили: 50–60 монахинь греческого, болгарского и сербского происхождения. 824 Вернемся к отчетам Трифона Коробейникова. Суммируя данные 1594 г. по всем женским монастырям св. Града, мы получаем ту же цифру, что и у авторов первой половины XIX в. – порядка полусотни монахинь. То есть два с половиной века их численность оставалась стабильной. Обратимся к мужским монастырям. При Трифоне во всех грузинских монастырях внутри иерусалимских стен насчитывалось около 20 иноков (через 60 лет – ни одного). Помимо патриаршего монастыря при Трифоне и келаре Иоанникие крупная монашеская община имелась только в Архангельском монастыре, принадлежавшем сербской колонии. Остальные мужские монастыри насчитывали по несколько обитателей. С распадом грузинской и сербской монашеских общин их монастыри опустели. Греки хотя и удержали большинство их под контролем православной церкви, но не были в состоянии снова заселить эти обители. Они превратились в по стоялые дворы для паломников, то есть перестали быть монастырями в полном смысле слова. Таким образом, реальное падение численности палестинского монашества было связано только с уходом из Св. земли сербов (1630-е гг.) и грузин (1650-е гг.). Количество греков оставалось стабильным. Как и структура греческого монашеского сообщества, состоявшего из доминирующего патриаршего монастыря и многочисленных гостиниц для паломников, именуемых монастырями. Лавра св. Саввы Схожие процессы упадка наблюдались и в монастырях за пределами Иерусалима. Из них самой крупной и знаменитой обителью была лавра преп. Саввы Освященного (Мар Саба). Роль этого монастыря в истории Восточно-христианской цивилизации сопоставима с местом Синая и Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В 15 км от поселения Лаки находилась столица княжества Мангуп-Феодоро. Представьте себе, как выглядела эта местность веков шесть-семь назад. На вершинах гор, у подножий холмов, возле родников видны купола храмов. Это потрясающий факт: на пространстве не более четырех километров было 14 православных храмов. Известны названия одиннадцати из них: Св. Троицы, Успения Богородицы, святых Космы и Дамиана, Феодора Стратилата, Евфимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, две во имя Феодора Тирона. Какой же мощный колокольный звон разносился по окрестностям во время великих праздников! Наиболее почитаемой была церковь святых Космы и Дамиана, из-под алтаря которой бил чудотворный источник. Источник этот местное население считает священным и сейчас. Называют его Ай-Кузьма и говорят, что там самая лучшая вода в округе. И вся эта красота и святость были уничтожены временем и злыми людьми. В настоящее время нельзя писать, нельзя говорить о греческой деревне Лаки без глубокой душевной боли… «Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко- фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавал- ло с ее 8месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли». Это — строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского. Фашисты старались полностью стереть с лица земли деревню Лаки, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь. В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места — сюда будут вписывать фамилии, по мере того как их будут устанавливать поисковики.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Свидетельство «Жития”, собственно говоря, различает два момента: а) основание Ртищевым Андреевского монастыря с заселением его тридцатью малороссийскими иноками, искусными в чтении, пении и в монашеском делании, и б) вызов сверх того («еще же”, «к сему же”) ученых монахов, во главе с Епифанием Славинецким, для учительства и перевода книг. Но ученые, сливая оба эти момента, обычно количество всех вызванных Ртищевым малороссийских старцев определяли цифрой 30 и всех их считали учеными монахами. В это число в прежнее время включали и Епифания Славинецкого, которого называли ректором основанной Ртищевым после 14 мая 1649 г. школы, управлявшим ею до 1652 г., до своего перевода в училище, учрежденное п. Никоном . С разными вариантами этого мнения держались м. Евгений 10 , И. Сахаров 11 , Голиков 12 , Н. А. А. 13 , Берх 14 , С. К. Смирнов 15 , Аскоченский 16 , Щапов 17 , Певницкий 18 , Соловьев С. М. 19 , Костомаров 20 , Н. И. Петров 21 , И. Татарский 22 , А. Андрияшев 23 и др. Ряд защитников этого устаревшего мнения доходит до наших дней, – его поддерживали даже в 1912 г. 24 Позднее, когда открылось что Епифаний Славинецкий был вызван не Ртищевым, а царем, и поселился не в Андреевском монастыре, а в большом посольском дворе, откуда и был взят в Чудов монастырь, – его исключили из числа тридцати. Но так как показанию «Жития» все же придавалась прежняя степень веры, то нужно было как-нибудь согласовать его с открывшимися документальными свидетельствами. М. Макарий представил дело так, что царский постельничий Ф.М. Ртищев, еще до отправления царем письма к м. Коссову 25 , построил в двух верстах от Москвы, по Киевской дороге, близ церкви св. Андрея Стратилата, монастырь точно такого, какого желал некогда Петр Могила 26 . И благодаря, без сомнения, влиянию царского письма, посланного в Киев, Ртищев успел еще в том же 1649 году вызвать в свой монастырь на жительство из Киево-Печерской Лавры, из Межигорского и других киевских монастырей «иноков изящных в учении грамматики словенской и греческой, даже в риторики и философии». И вот прибывшие тогда из Киева иноки, до 30 чел., «немедленно открыли свое обучение для всех желающих», причем первым их учеником был сам Ртищев, проводивший целые ночи в беседах со старцами и в изучении греческой грамматики 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010