Иоанн, еп. Готфийский, † 800 г. (Болланд.). Происходил из Тавроскифии. Житие, написанное современником (см. Ehrhard, у Krumbacher, Byz. Littgsch2:197), издано AASS, июнь, VII, 167−171. Память 19 мая. Иоанн Дамаскин , прп. † 780 г. (Сергий). Сын знатного правителя Дамаска из христиан. Житие, переведённое высокообразованным Иоанном Иерусалимским (жившим по Le Quien, в X в., см. Migne, P.G., 94:429) с древнего арабского жития (см. ibid., стр. 489), причём он внёс в житие свои философско-педагогические взгляды (стр. 441−443). Издано у Migne, P.G., 94, 429−490. Другое житие, Иоанна Дамаскина и Космы, творца канонов, еп. Майумского (при патр. Тарасии, см. стр. 334), составленное Иерусалимским патриархом Иоанном Меркуропулом на основании первого жития, с добавлением подробностей о поэтической и епископской деятельности Космы. Издано Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, 303−350. Память 4 декабря. Иоанн Златоуст , свт. † 407 (Болланд.). Происходил из Антиохии. Сын стратилата Сирии. Биографии Иоанна написаны: 1) Мартирием Антиохийским (издано у Migne, P.G., 47, XLIII–LII). 2) Феодором еп. Тримифунтским, около 680 года (см. Ehrhard, у Krumbacher2:191), содержащая, главным образом, рассказ об изгнании Иоанна, издана у Migne, 3) Палладием, еп. Еленопольском, написанная в форме диалога с Феодором, диаконом римским, и содержащая богатые подробности из церковной истории эпохи (издана у Migne, ibid. стр. 1−82). 4) Георгием патр. (напечатана в издании творений Иоанна Савилием. Также имеется в славянском переводе у Макария, ноябрь, л. 343−410). Метафрастова переработка житий издана у Migne, P.G., 114, 1045−1209. Память 13 ноября. Иоанн Кущник, прп. V века. Сын Константинопольского стратилата Евтропия. Древнее житие, имеющееся в латинском переводе библиотекаря Анастасия I, X в. (издан в Anal. Boll. XV, 258−267). Издано у Migne, P.G., 114, 568−582. Метафрастова переработка по-латыни в AASS, январь, I, 1031−1035). Память 15 января. Иоанн Лествичник , прп. † 600 г. (см. Ehrhard-Krumbacher, 143). Очень образованный Синайский подвижник. Житие, написанное на основе скудных известий Даниилом Раифским (из монастыря на берегу Красного моря), издано у Migne, P.G., 88, 596− 609. Память 30 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Феодор сам снял одеяние и обувь. Когда его привязали к колесу арбы, чтобы бросить в огонь, св. Феодор, скрестив руки, возвел очи к небу, Богу Отцу И. Христа, благодарил, что пришлось пострадать во имя Его, просил даровать помощь читающим житие его. Увидев за сим воина Клеопа, он звал его последовать за ним в огонь, чтобы вместе быть в небесной жизни, как они были неразлучны на земле. При слове его «аминь» разожгли костер, но случилось чудо: пламя обвилось сводом и плоть святого не горела, а исходило от него благовонье, словно от испеченного хлеба. При слове аминь он испустил дух «и видели мы исходящую в виде молнии душу его, возносящуюся к небу». Благочестивая Евсевия выпросила мощи св. Феодора, вином и елеем набальзамировала, саваном покрыла и положила в раку и принесла в деревню Евхаиты; построила над ним церковь и ежегодно совершала память его. Таким образом, грузинское житие св. Феодора представляет слияние эпизодов двух житий одноименных мучеников: Тирона и Стратилата. Начинается житие рассказом о Стратилате, боровшемся со змеем, а кончается повествованием о Тироне, мученичество которого с детальной передачей беседы в диалогической форме между святым мужем и судьей Бринкой (Вринкой) значительно отличается от подробностей страданий Феодора Стратилата. Чудо же св. Феодора Тирона, связанное с обычаем употребления колива в субботу на первой неделе поста, совершенно опущено: оно сохранилось по-грузински в особом изводе. Перевод этого жития принадлежит одному из афонских перелагателей священного писания с греческого языка на грузинский язык. Свв. Евфимий († 1028) и Георгий Мтауминдели († 1066) связали свои имена с ознакомлением грузинских читателей с житием того и другого великомученика Феодора. С какой греческой редакции сделан грузинский перевод, мною изданный, вопрос, который пока остается открытым. А. Хаханов Кузнецов Н.Д. Русская художественная литература в отношении к вопросам религии: [По поводу кн.:] Ктитарев Я.Н. Вопросы религии и морали в русской художественной литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ в Москве, основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым . В 1640 г. митр. Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской» (АЮЗР). Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архим. Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев , боярин Б. И. Морозов, архим. Новоспасского московского мон-ря (буд. Патриарх) Никон . Сведения об основании мон-ря сообщает «Житие милостиваго мужа Феодора Ртищева», написанное неизвестным по имени образованным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.; отдельные сообщения содержатся также в документах и воспоминаниях современников. Сначала было выбрано место за городом, к юго-западу, на берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось неск. названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы - наиболее распространенное. Первая деревянная ц. мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в кон. XVI в. в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, рус. лагерь был разбит на месте совр. Донского мон-ря , в лагере находилась Донская икона Божией Матери . 19 авг. войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между рус. и татар. лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери. Андреевский Преображенский Московский мон-рь в Пленницах Андреевский Преображенский Московский мон-рь в Пленницах

http://pravenc.ru/text/115196.html

The Chronicles of Jerahmeel/Transl. by M. Gaster. L., 1899). Хроника сообщает, что этот текст был обнаружен неким Тодосом, и поскольку в том же отрывке говорится об Акиле и Симмахе , то Тодоса принято отождествлять с Феодотионом . Арам. текст добавлений к Дан 3 почти буквально соответствует греч. тексту Феодотиона, что становится особенно явным при сравнении с текстом LXX. На этом основании нек-рое время после открытия текст считался тем оригиналом, с к-рого был сделан перевод Феодотиона. Однако ввиду отсутствия признаков, по к-рым можно было бы подтвердить первичность арам. текста, многие стали признавать его переводом с греческого ( Sch ü rer E. Die Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1909), и интерес к нему на долгое время пропал. Вопрос был снова поднят К. Кохом ( Koch. 1987), к-рый привел новые аргументы в пользу первичности арам. текста Дан 3: история о Виле и драконе была переведена автором Хроники Иерахмееля на евр. язык, поэтому непонятно, зачем он переводил бы Дан 3 на арамейский. Кроме того, текст в нек-рых местах был ближе к тексту LXX, чем к тексту Феодотиона, на основании чего Кох делает вывод, что арам. текст хроники является оригиналом, с к-рого были сделаны переводы на греч. и на сир. языки. Соотношение неканонических разделов в LXX и в переводе Феодотиона до сих пор не получило убедительного объяснения. В добавлениях к Дан 3 эти 2 текста почти совпадают, в истории «Сусанны» они существенно различаются, а текст «Вила и дракона» занимает в этом отношении промежуточную позицию. Выдвигались различные гипотезы, однако все исследователи согласны с тем, что в обоих переводах язык основного текста Книги пророка Даниила ничем не отличается от языка текста добавлений. Прор. Даниил. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Прор. Даниил. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Фактически во всех древних и совр. переводах Книги пророка Даниила девтероканонические части переведены с текста Феодотиона; исключениями являются Vetus Latina и Сиро-гекзаплы (см.

http://pravenc.ru/text/171183.html

В 1996 году комплекс Андреевского монастыря передан в бессрочное пользование РПЦ. Зинаида Одолламская, автор статьи. http://um.mos.ru/houses/4870/ Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика. Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков. В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

http://sobory.ru/article/?object=04622

На утро правитель, призвав св. Емилиана, сказал ему: «вот братья твои и учитель отреклись Христа и посланы мною в другой город, чтобы принять там почести». Но святой, узнав по откровению от Бога о смерти своих братьев, сказал правителю: «лжешь, мучитель, они не отверглись Христа, но свои души положили за Него и отправились в небесный город». Рассерженный этим последним ответом святого, правитель осудил его на усечение мечем. Св. Емилиан был выведен за город на казнь; много народа шло за святым мучеником; когда палач ударил мечем в шею св. мученика, меч согнулся. Воины припали к ногам страдальца и просили его помолиться за них Христу Господу. Емилиан молился не только о воинах, но и о всех христианах, и в тоже время просил Господа сподобить его мученической кончины. Тогда другой палач отсек голову св. мученика, вместо крови из шеи истекло молоко. Многие из язычников, видя предсмертные чудеса мученика Емилиана, уверовали в Господа. Тело св. мученика было погребено христианами на месте казни, а по окончании гонения было перенесено в город (Четьи-Минеи). О преподобном Макарии см. 1 апреля. – Муч. Лев скончался в море, близ Мир Ликийских. – Множество бедных скончались в огне за сокрушение идолов. – Преп. Варнава и Софроний, племянник его († 412), происходили из Афин, спасались на горе Мела близ Трапезунта, в Малой Азии. – Пр. Христофор – настоятель вышеозначенной горы Мела, был родом из трапезунтского местечка Газари и жил при Константине III (641–668), скончался 19 августа. – Икона Богоматери Одигитрии находится в том же монастыре Мела или Сумела, она написана евангелистом Лукою (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, стр. 217). 19-е число Св. муч. Андрея стратилата и иже с ним. Свв. мучч. Тимофея, Агапия и Феклы. Празднество Пресв. Богородицы бывшего ради милосердия от иконы Ее святые, нарицаемые Донские, в избавлении Москвы от татар. (Мучч. Евтихиана и Стратигия. Пр. Феофана, нового чудотворца). Св. муч. Андрея стратилата и иже с ним В царствование Максимиана, в Сирии был воевода Антиох.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фреска в храме Святого Онуфрия, на которой изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат Сейчас невозможно установить доподлинно, в честь какого святого был освящен тот или иной храм. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей. «Змеиная церковь» называется так потому, что на ее фресках запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат в образе воинов, поражающих большого змия. Название «Церковь с сандалиями» происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. А в «Темной церкви» действительно царит полумрак, потому что в ней нет ни одного окошка. Но турецкие гиды, наделяя церковь тем или иным прозвищем, не говорят ничего о ее прошлом потому, что эти древнейшие христианские храмы пятьсот лет были практически занесены песком. Храм святой Софии в Стамбуле. Долгое время служил мечетью, а потом был закрыт. Сейчас действует как музей И это неудивительно, ведь история этих мест складывалась драматично: сменялись правители, страна переживала войны. В результате население изменялось не только количественно, но и «качественно»: после Первой мировой войны произошел принудительный обмен населением между нынешними Турцией и Грецией. В результате чего во многих регионах греческого населения совсем не осталось. Сегодня численность христиан на этой территории, некогда христианской по преимуществу, составляет лишь 0,2% населения. Следствием этого стало медленное угасание духовной жизни там, где когда-то жили первые христиане. Но во многом благодаря русским паломникам интерес к христианским святыням на турецкой территории возродился. Римский амфитеатр. Руководитель паломнической группы м. Евгения читает молитвенное правило Потому нужно ли говорить, что материальные и духовные памятники, связанные с Православием, представляют сейчас интерес не только для ученых. И такой «туризм» приносит пользу не только самим приезжающим, но и местному населению, которое начинает интересоваться истоками собственной светской и религиозной культуры. А по мере того как растет интерес к турецким святыням, оживляется жизнь в той же Каппадокии.

http://pravoslavie.ru/44308.html

Многие из этих частных наименований и составляют непонятные слова в нашем славянском месяцеслове. В месяцеслове почетное звание усвоено святым мученикам: Андрею Стратилату (память 19 августа/1 сентября), пострадавшему за Христа с 2593 своими воинами в царствование Максимиана вблизи родины святого апостола языков Павла - Тарса Киликийского, и именно в ущельях Тавра, и святому великомученику Феодору Стратилату (память 8/21 февраля), пострадавшему при Ликинии в городе Ираклии (вблизи Черного моря) в 319 году. В память этих святых мучеников греческое название - полководец, военачальник - оставлено без перевода, и таким образом в славянских святцах явилось непонятное для некнижных людей слово стратилат. К поименованным святым причисляются еще и святой Савва Стратилат (память 24 апреля/7 мая), и преподобная Анастасия патрикия, т.е. жена знатного вельможи (память 10/23 марта). В месяцеслове удержано звание и при имени святого великомученика Феодора Тирона, память которого совершается 17 февраля/2 марта и в субботу Первой седмицы Великого поста (по древнему названию " Федоровскую субботу " . Дни Богослуж. Прав. Ц. Дебольскаго, 75 стр.). Святой великомученик был воин, служивший в войсках Максимиана. Слово это удержано в наших святцах без перевода. 30 июля/12 августа, в памяти святого мученика Иоанна Воина, звание святого мученика переведено на наш язык. Другие обозначения званий, встречающиеся в нашем месяцеслове при именах святых, как общепонятные, например, папа Римский, можно оставить без разъяснения. Святая Земля, или по более древнему названию Палестина, соседняя ей страна Сирия, Древний Египет с его знаменитыми в истории городами - Александрией и Фивами, отдаленная Персия, владелец древнего мира - Рим, матерь русских городов - Киев, областной город Чернигов, первопрестольная Москва, город Радонеж, северный Соловецкий остров и многие-многие другие страны, области, города, веси и острова были родиной святых подвижников и подвижниц, украсивших своими добродетелями Вселенскую Церковь Христову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Наиболее древние из сохранившихся изображений святителя относятся к V II–VIII вв.: на синайском диптихе (вместе со святыми Петром, Павлом и Иоанном Златоустом ), на печати митрополита Комитского и на сирийской ставротеке Fieschi-Morgan из музея Метрополитен в Нью-Йорке. В церкви Санта Мария Антиква на Римском форуме сохранилась фреска с изображением чуда с тремя девицами. Вильперт датирует ее 2-й пол. VIII в. Упоминание о часовне в честь святителя Николая, относящееся к 652 г., встречается в «Деяниях епископов Леоденских» Эгидия Орвальского (ок. 1250 г.). 86 «Деяние о мореплавателях» святителя Николая изложено по житию, составленному архимандритом Михаилом (гл. 34–36). 88 В Синаксаре Константинопольской Церкви (Anrich С. Op. cit. I. S. 205 – 207), у блаженного Симеона Метафраста (гл. 29) и в «Житии вкратце» (гл. 17) сообщается, что святитель умер в глубокой старости. В Римской империи глубокой старостью считался возраст 70–80 лет. Смерть святителя Николая именно в этом возрасте надежно установила антропологическая экспертиза, проведенная профессором Л. Мартино при вскрытии в Бари гробницы с мощами святого в 1953–1957 гг. (Martino L. Op. cit.). 89 Год преставления святого отсутствует во всех греческих источниках. Но в самом древнем житийном памятнике о нем – «Деянии о стратилатах», в 3-й редакции (гл. 19), имеется важное указание: «...через год [после того, как император Константин отправил Непотиана, Урса и Герпилиона с дарами к святителю Николаю] стратилаты, прибыв по обычаю в Ликию, стали искать святого Божьего Николая. И, узнав, что он почил и пребывает с Господом, разыскали место, где лежало его честное тело». Это сообщение позволяет установить хронологическую границу кончины святого. Из него следует, что за год до смерти Николая император отправлял ему подарки. Константин умер в мае 337 г. Если даже предположить, что святитель и император умерли в один год, то можно получить крайнюю дату смерти святого Николая – 337 г. Однако есть важное обстоятельство, которое указывает нам на более раннюю дату его преставления. В январе 336 г. Непотиан стал консулом, то есть получил самую почетную должность в Римской империи. Если бы Непотиан прибыл в Миры в 336 г. во время своего консульства или сразу после него, то визит столь высокого должностного лица, несомненно, должен был быть особо отмечен в «Деянии о стратилатах». Но и в последней, 19-й главе, как и во всем предыдущем тексте «Деяния», Непотиан представлен не консулом, а одним из полководцев. Следовательно, стратилаты приехали навестить святителя и узнали о его смерти еще до 336 г., когда Непотиан стал консулом.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

Эта единственная в своем роде и первая еще тогда в Москве ученая обитель, находилась под начальством известного философа, киевского иеромонаха, Епифания Славинецкого. Потом он же Ртищев завел здесь, в 1665 году, училище – зародыш нынешней Славяно-Греко-Латинской Академии – которое чрез 20 лет переведено, вместе с греческою школою, бывшею в Богоявленском монастыре, в Кремле, в Заиконоспаский монастырь, к которому тогда и этот Андреевский был приписан. – При Петре I, в 1725 году, было тут учреждено заведение для приема и содержания подкидышей и беспризорных детей, которое уничтожено в 1731 году. Обитель упразднена и обращена в приходскую церковь , в 1764 году; ныне здесь помещаются, разные заведения Московского Градского Общества, как-то Богадельня, девичье училище и проч. Церкви, бывшие монастырские: 1) Воскресения Христова, с приделом Феодора Стратилата, построена в 1689 году, при Патриархе Иоакиме; Андрея Стратилата, существует с 1675 года; 3) Архистратига Михаила, под колокольнею, устроена в 1748 году на иждивение графа Сергия Петровича Шереметева. Во время существования Андреевской обители были к ней приписаны да 1673 года Донской мон. и Марчуговская пустынь. ВВЕДЕНСКИЙ, или ВЛАДЫЧИНСКИЙ, муж. существовавший некогда в Москве, за Москвою-рекою, на Пятницкой улице, у Новой Прощи (места прощания с отъезжающими), названной так для отличия от Старой Прощи, бывшей по сю сторону каменного моста, где теперь церковь Похвалы Богородицы. О этой обители, от которой никаких признаков уже не осталось, подробных сведений нет; уничтожена она, вероятно очень давно. Один из переулков, проходящих с Татарской улицы на Пятницкую, называется Введенским; должно думать, что тут находился этот монастырь. ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ на БОРУ, или под БОРОМ, муж. бывший в древности в Москве, на Пятницкой улице, за Москвою рекою, где ныне приходские церкви Рождества Иоанна Предтечи (под бором) и Черниговских Чудотворцев; они обе построены в 1675 году. О времени основания и упразднения обители нет никаких сведений; известно только, что в начале XV века она уже существовала; а при В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010