«Иже на всякое время...» 3) Молитва «Иже на всякое время и на всякий час», в которой мы отвечаем на призыв Христа ко спасению и просим Его, чтобы Он поддержал нас на пути ко спасению, души наши освятил, тело очистил, помышления исправил и оградил нас святыми Своими ангелами. В конце первого часа мы обращаемся за помощью к Той, Которая стоит всего ближе к Богу и заступается перед Ним за весь христианский род, – к Божьей Матери. Ей поется песнопение: «Взбранной Воеводе победительная», в котором мы приносим благодарность за то, что Она избавила нас от всего злого. Потом священник читает отпуст Первого Часа, в котором говорится о спасении нас воскресшим Христом по молитвам Пречистыя Его Матери и всех святых. Этим заканчивается всенощная. Литургия Святого Иоанна Златоуста Литургия разделяется на три части: проскомидию , литургию оглашенных и литургию верных . Проскомидия Первая часть литургии называется проскомидия, что значит «принесение», потому что древние христиане приносили в это время хлеб и вино для Св. Таинства. От этого и сам хлеб называется «просфора», т. е. приношение. Хлеб должен быть квасной, т. е. на дрожжах, в воспоминание того, что Христос, как говорит греческий текст Евангелия, совершал Тайную Вечерь на «Артосе» (квасном хлебе, а не на συμα, что по-гречески значит опреснок, т. е. пресный хлеб 16 . Просфоры делаются из двух частей, напоминая этим, что Иисус Христос был одновременно и Бог, и Человек. На верхней части просфоры изображается крест и надпись: IC. ХР. НИ. КА, что значит Иисус Христос Победитель. Просфор для совершения литургии берется пять. Вино для совершения литургии должно быть виноградное, красное. Порядок проскомидии Стоящий перед жертвенником священник берет первую просфору, делает на ней знак креста и, читая молитвы и пророчества Исаии, вынимает кубическую часть, которая называется с этого момента Агнцем . Потом вливает вино и воду в чашу, в память того, что на кресте из ребра Спасителя вытекла кровь и вода. Из второй просфоры вынимается часть в честь Божьей Матери, из третьей – девять частей в честь святых. Из четвертой просфоры вынимаются части за живых, из пятой за умерших. После этого священник начинает вынимать частицы из тех просфор, которые молящиеся подали со своими записками за здравие живых и за упокой душ умерших. По правилам, только в это время и надо подавать просфоры за здравие и за упокой. Лишь по снисхождению к нашим немощам и к трудностям нашей жизни позволяется приносить их позднее, но во всяком случае просфоры нельзя подавать после «Иже Херувимы».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По рассказу Николая Идрунта (ν τ περι ζμων), Франки, овладев Константинополем, нашли в царском сосудохранилище честное древо, терновый венец, сандалии Спасителя и один гвоздь, нашли также в золотом (λιϑομαργαριτοκολλτω) сосуде хлеб, преподанный Христом Апостолам. Сосуд этот имел надпись: здесь лежит хлеб, который Христос разделил ученикам своем со словами: «приимите, ядите…» Так как, этот хлеб был квасной, то западные епископы хотели было скрыть его, но Бог не попустил (эту историю рассказывает Георгий Керкирский). Во 2-х – с тех пор, как Иоанн Иерусалимский и потом Евстр. Аргентинский неопровержимо доказали, что Господь, во время установления таинства, не вкушал законной пасхи, и, следовательно, не на опресноках совершил свое таинство. 91-е Василия Великого . Пусть устыдятся паписты слов св. Василия, что недостаточно для совершения таинства Евхаристии одних слов Господа: приимите, ядите и пийте, что необходимы для этого и читаемые тайно священником молитвы и призывания... 52-е 6-го. Те, которые не напаяют св. хлеб кровью, и таким не напоенным сохраняют его, как преждеосвященный, явно латиномудрствуют; ибо к нечестию латинян относится и то, что они причащают мирян одним видом Евхаристии, по определению Констанского собора. 68-е Апостол. Не позволительно на одном престоле в один день служить две литургии, и на престоле, на котором совершал литургию епископ, в тот же день совершать ее и пресвитеру, что преступают паписты. Так как, по 68-му Апостольскому правилу, еретики не имеют священства, то, значит, и совершаемые ими священнодействия чужды благодати и освящения. Следовательно, латинские опресноки и таинства не священны по 46-му Апостольскому правилу. Если же Димитрий Хоматин и Иоанн Китрский говорят, что мы не погрешаем, считая священнодействия латинян святыми, то они сказали это в то время, когда латинян принимали еще за крещенных так как они в то время еще не отвергали погружений в крещении. Впрочем, те же – Хоматин и Китрский прибавляют, что никто из православных не должен причащаться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому по пресуществлении св. Даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых, присовокупляя: Их же молитвами посети нас, Боже , а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова). Евхаристия есть жертва просительная: о мире церквей, о благосостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи — и о всех и за вся . Выводы литургического характера. — Из евангельского и апостольского повествований и из практики древней Церкви нужно сделать следующие выводы: а) В Евхаристии, как апостолам были преподаны на Тайной Вечери, так и всем верующим должны быть преподаваемы не только Тело Христово, но и Кровь Христова. Пиите от нея еси, заповедал Спаситель (Матф. 26:27). Да испытывает себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11:28). б)  Все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17), пишет апостол. И в древней Церкви каждая община приобщалась от единого хлеба. И в православной Литургии благословляется и преломляется один хлеб, также как благословляется одна чаша. в) Во всех местах Священного Писания, где говорится о хлебе Евхаристии, хлеб называется по-гречески артос (6 глава св. Иоанна, Еванг. Матфея, Марка, Луки, у ап. Павла и в книге Деяний). Артос обычно обозначает пшеничный хлеб поднявшийся на закваске («опресночный» по греч, выражается прилагательным a zymos). Известно, что в апостольское время, т. е. от самого начала, от своего установления, Евхаристия совершалась в течение круглого года, еженедельно, когда у иудеев опресноков не приготовляли; значит, совершалась даже в иудейско-христианских общинах на квасном хлебе. Тем более это нужно сказать об общинах христиан из язычников, которым был вовсе чужд закон об опресноках. В первохристианской Церкви вещество для таинства Евхаристии употреблялось из приношений народа, который приносил в храм из домов обыкновенный хлеб, квасной. Он предназначался также и для вечерей любви и для помощи бедным. Необходимость причащения святых Тайн

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

§ 49. Понятие о проскомидии . Первая часть литургии называется проскомидией, что с греческого означает принесение: в ней приготовляется вещество для таинства. Свое название она получила от того, что древние христиане, приходя в церковь , приносили с собою хлеб, вино, елей и все нужное для богослужения. Из сих приношений священнослужители отделяли нужное для таинства, а остальное отлагали для вечери любви, устроявшейся в прежние времена по окончании литургии. Когда же эти вечери были прекращены (соборы начали запрещать их с половины четвертого века), и во всеобщих приношениях не стало оказываться особенной надобности, то священнослужители сами стали заботиться о заготовлении вещества для таинства из сумм, жертвуемых верующими на содержание храма. § 50. Вещество для таинства, число просфор . Хлеб, требуемый для таинства, должен быть чистый, пшеничный и квасной, т.е. вскисший, потому что хлеб, употребленный Иисусом Христом на Тайной Вечери назван в Евангелии артосом, что на греческом означает хлеб поднявшийся. Каждый из хлебов, приносимых к жертвеннику, составляется из двух частей, в образе двух естеств в Иисусе Христе, и имеет на верхней части печать с изображением креста со словами: Иис. Хр. Ни. Ка. (побеждая Иисусом Христом), напоминающим тот крест, который видел на небе Константин Великий . Хлебы сии называются просфорою, что значит на греческом приношение или дар. Просфор для литургии употребляется пять, в воспоминание того, что Иисус Христос пятью хлебами чудесно насытил пять тысяч человек. Вино для таинства требуется виноградное красное, ибо такое было употреблено Иисусом Христом на тайной Вечери и оно имеет наиболее сходства с кровью. § 51. Приготовление священнослужащих к совершению литургии . Священнослужители, приготовляясь к совершению литургии, накануне службы вечером прочитывают положенные молитвы и после сего воздерживаются от пищи и питья. Приходя в церковь перед литургией, они становятся пред царскими вратами и молятся Господу, чтобы Он укрепил их на предстоящую службу, потом целуют иконы Спасителя и Божией Матери и, обратясь к народу, испрашивают себе прощения во грехах и молитв о себе к Богу. После сего они входят в алтарь, трижды повергаются пред св. престолом, целуют его и св. Евангелие и начинают облачаться. Возлагая на себя св. одежды, они читают про себя стихи из псалмов, напоминающие о духовном значении возлагаемых одежд и о добродетелях приличных их сану. По облачении они умывают свои руки и приступают к жертвеннику для совершения проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Кируларий решил положить этому конец. Он отлучил от Церкви византийского правителя Южной Италии Аргира за то, что тот допустил причащение на опресноках, и закрыл в Константинополе все латинские храмы и монастыри, которые посещали послы, путешественники, купцы и норманны – гвардейцы. В одном из храмов уполномоченный патриарха даже опрокинул блюда с хлебом причастия и растоптал ногами – на том основании, что пресный хлеб не может быть даром евхаристии. Об обычаях латинян Из письма Кирулария Петру Антиохийскому: «Не только они принимают людей, которые вкушают пресный хлеб, но и иногда и сами совершают Божественные Тайны с опресноками. Кроме того, они запрещают брак священников: женатые не могут получать достоинство священства, но те, кто стремятся к рукоположению, должны оставаться безбрачными... Епископы носят перстни на пальцах, как будто бы они берут себе в жены церкви; они утверждают, что носят их как залог. Они принимают участие в сражениях и оскверняют свои руки в крови: они отнимают у других душу и теряют собственную. До нас дошли слухи, что во время святого крещения они крестят одним погружением, призывая имя Отца и Сына и Святого Духа. Более того, они наполняют рты новокрещаемых солью. Они запрещают почитание мощей святых, а некоторые из них исключают почитание святых образов. Они не почитают среди святых наших великих святых отцов, учителей и святителей – я имею в виду Григория Богослова , великого Василия и божественного Златоуста – и не принимают их учение во всей его полноте...» Одновременно Кируларий поручил болгарскому архиепископу Льву Орхидскому написать послание против латинян. В нем упоминались некоторые отступления от церковных правил: пост в субботу, поедание удавленины и, конечно, евхаристия на опресноках. Пресный хлеб, писал архиепископ, «ничем не отличается от бездушного камня и кирпичной глины», а квасной хлеб «жив, одушевлен и дает теплоту». Употребление опресноков – пережиток иудейства и не подобает христианам, сменившим древнее еврейское священство на новое, по «чину Мелхиседекову» (Мелхиседек – ветхозаветный священник, считавшийся прообразом Христа). Письмо было написано с утонченной византийской вежливостью: перечисленные заблуждения объявлялись происками варваров и иудеев, папа Лев именовался «самым почтеннейшим», а франки «людьми Божьими», – но суть дела от этого не менялась. Греческое коварство проявилось и в том, что послание было направлено не самому папе, а одному из его епископов, Иоанну Транийскому, с тем чтобы тот сам довел его до сведения других епископов и священников, включая «достопочтеннейшего папу». Кардинал Гумберт, правая рука папы, перевел письмо на латинский и показал его Льву, находившемуся в плену у норманнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аротрон – плуг с железным сошником – крискеллоном. Арравон – задаток за товар. В частности, давался до получения приданого перед заключением брака. См.: простимон. Арта – город в греческом Эпире. Артаба (артава) – мера зерна в Египте (количественные показатели см.: меры веса и объема). Артаксата – город на границе Ирана Сасанидов и ранней Византии, разрешенный центр торговли для персов и ромеев. См.: Каллиник, Нисибис. Артопой – дословно с греч. «хлебодел», одновременно мельник и пекарь. См.: манкип, Артополий, Артопратий. Артополий – константинопольский квартал с хлебными эргастириями, которые тянулись примерно на 500 м по обе стороны Меси, между форумами Константина и Феодосия, на уровне нынешнего Базара в Стамбуле. Кроме хлеба здесь в торговых рядах продавали и другие продовольственные товары, фрукты, овощи, жареную рыбу, горячую похлебку и пр. См.: Тетрапил. Артопратий – см.: Артополий. Артос – греч. «квасной хлеб», то есть хлеб, тесто которого замешано на дрожжах. Обычно хлебец весил от 450 до 600 г. Так как он покупался на определенную монету – фоллис и по определенной цене, то подорожание хлеба выражалось в снижении веса каравая. Кроме основного продукта питания, А. означает в Православной Церкви общий всем ее членам освященный хлеб – Агиос Артос, или «просфору всецелую». Он занимает самое видное место в храме на протяжении Светлой недели перед Пасхой, то есть Воскресением Христа. Это означает, что пострадавший за всех людей Спаситель сделался Истинным Хлебом Жизни. На А. положено изображать крест с терновым венцом, но без распятого Христа, как знамение Его победы над смертью. Освящается А. особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой недели на Божественной литургии. Освященный А. кладется на столе на солее против Святых (Царских) врат алтаря, перед иконой Спасителя, где он лежит в течение всей Пасхальной недели. Все семь дней, по окончании Божественной литургии, с А. совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой недели в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

363 Опресночный хлеб называется τ αζνμα или τα λαχανα. На чисто греч. языке по общему признанию ρτος означает квасной хлеб. На восточно-греческом языке употребляется и в значении обширном – в значении всякого рода пищи. Прем. 16, 26; 15. 26 . Лук. 14, 15 . Быт. 43,24 Прит. 23, 6 . Но без основания говорят, будто у LXX ρτος Лев. 2, 4. 7, 12. 13 . Числ. 6. 15 . употреблено вместо χολλνρα-пышек; ибо здесь к слову αρτος прибавляется αζυμαι и показывается ясно, что ρτος употреблено в значении вообще хлебной снеди: αρτοι: εν ελω, εκ σεμδαλεως εν λαω. Тот и другой случай не может быть приложен к вопросу о хлебе евхаристии: первый потому, что здесь показывается известный случай и говорится об определенном роде пищи, почему незаконно было бы отступать от обыкновенного значения слова ρτος; последний и потому уже, что нет здесь ни αζυμαι, ни другого описания 364 В Палестине обыкновенно вино было красное: отселе наименование вина: αιμα σταφυλς кровь гроздовая; на востоке всегда предпочитали красное вино белому, почему последнее мало было и известно. Roseuuiiiller Morgenland Th. i. s. 235. У иудеев за правило принято употреблять в праздник пасхи вино красное. Lebusch. halicot Pesah § 172. 368 Оглаш. р. 331. 332. Тоже пост, апост. 6, 30. 2. 33. 8, 14. Хлеб и вино, не предложенные в тело и кровь, называются αντιτνπα вместо образными в литургии Василия в., в деяниях никейского вселен. собора и у диак. Епифания (выше прим. 30). 370 Киприан: 63. писм. к Цецилию. Ириней: temperamentum calicis 4. 33. § 2. Τ κεκραμνον ποτριον 8. 2. § 3. Григорий нисс. de resur. саг. chr. orat. 1. «Пей воду истекшую из бока камня». Тоже все литургии востока и запада. Одни армяне не растворяют вина водою, и их обличают. собор трулл. в прав. 33. Исаак в слове против армян (ар. Seombefisis. auct- nov. tom. 2. p. 34). Св. Епифаний обличал евионеев за то, что они употребляли для евхаристии одну воду (Haer. 30. 8 16); Климент алекс. (paedag 2. 2) порицал за тоже энкратитов. Манихеи не употребляли вина по своим ложным понятиям о Творце и творении in uva agnoscunt Deum suum, как говорит Августин cont Favst. 20. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, нельзя назвать необоснованным и греческий обычай – как с точки зрения того значения, о котором упомянул Григорий, так и в смысле неприятия ереси назареев, которые смешивали законные соблюдения с Евангелием. Ответ на возражение 1. Как сказано в [книге «Исход " ] ( Исх. 12 ), пасхальные празднества начинались вечером четырнадцатого лунного дня. Это же таинство было установлено Христом после заклания пасхального агнца в тот день, который, по словам Иоанна, предшествовал празднику Пасхи (остальные евангелисты называют его «первым днем опресноков»), когда, как мы уже говорили, в домах евреев не должно было оставаться ничего квасного. Более полно этот вопрос был исследован нами в трактате, посвященном страстям Господним (46, 9). Ответ на возражение 2. Намерением отмечающих таинство с опресноками является не соблюдение законных обрядов, а сообразованность с установлением Христа; так что они нисколько не являются последователями иудаизма, в противном случае и отправляющие его с квасным хлебом были бы последователями иудаизма, поскольку евреи предлагали квасной хлеб на праздник первых плодов. Ответ на возражение 3. Закваска обозначает любовь по причине одного единственного следствия, [а именно] того, что она делает хлеб вкусным и большим; однако она также обозначает и порчу его изначальной природы. Ответ на возражение 4. Все, что подверглось брожению, причастно порче, а это таинство, как мы уже показали (3), нельзя делать из испорченного хлеба. Таким образом, различие между пресным и квасным хлебом является гораздо большим, чем между теплой и холодной крестильной водой, поскольку возможна такая порча квасного хлеба, при которой его уже нельзя использовать в таинстве. Раздел 5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАДЛЕЖАЩЕЙ МАТЕРИЕЙ ЭТОГО ТАИНСТВА ВИНОГРАДНОЕ ВИНО? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что виноградное вино не является надлежащей материей этого таинства. Ведь как вода является материей крещения, точно так же материей этого таинства является вино. Но крещение можно сообщать посредством любого вида воды. Следовательно, и это таинство можно отправлять с любым видом вина, например гранатовым или шелковичным, поскольку далеко не во всех странах растет виноград.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

е. самый народ». В последнее время это место цитируют зачастую но русскому переводу и потому ошибочно называют народ хранителем вероучения. ОКТОИХ (греч. οκτωιχος – восемь гласов) – богослужебная книга, содержащая в себе службы седмичного круга (тексты, связанные с воспоминаниями, установленными на каждый день седмицы-недели), распределенные на восемь гласов. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (от греч. οντος – сущий и λογος – слово, отсюда логия – учение) – имеющий отношение к бытию, существенно важный, определяющий характер бытия. ОПРЕСНОКИ – пресный хлеб, употребляемый Римо-Католической церковью для совершения евхаристии. Если считать, что Тайная Вечеря, на которой была установлена евхаристия: «Творите сие в Мое воспоминание», была пасхальной трапезой, то можно предполагать, что хлеб, согласно иудейскому Закону, был пресным. На Востоке традиционно употреблялся квасной (с дрожжами) хлеб. В ΙΧ–ΧΙ вв. это обрядовое различие стало одним из предметов острых споров между Константинополем и Римом (споры об опресноках). Уже в 1438–1439 гг. в собеседованиях греческих и латинских богословов и иерархов на Ферраро-Флорентийском соборе тема эта не считалась актуальной. ОПРИЧНИНА – время второй половины царствования Иоанна Грозного (примерно от 1565 г. до его смерти в 1584 г.), известное кровавыми деяниями царя и опричников. ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ – старцы Козельской Введенской Оптиной мужской пустыни, расположенной под Козельском на р. Жиздре. В 1829 г. в пустынь вступил старец Леонид (Наголкин, f l 841) и положил начало веку старчества в Оптиной. Старец Макарий (Иванов ; 1786–1860) из дворян, переселился в Оптину в 1834 г. и после кончины о. Леонида почти двадцать лет был центром духовной жизни пустыни. Он вел обширнейшую переписку, окормлял множество людей и монастырей по всей России. Умел говорить и с простыми людьми, и с образованными. Под его влиянием монашество при­нимали офицеры, к нему приезжал Иван Киреевский (похоронен в Оптиной в 1856 г.) и советовался по поводу публикаций своих работ. Старец руководил изданием множества аскетических сочинений, публикацией святоотеческий творений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем переставали ходить к Божественной Литургии, а из тех, кто приходил, большинство не принимало участия в Божественной Вечери. Вот почему вместо Святых Даров начали раздавать те хлебы, которые оставались от жертвы бескровной. Сначала это называли благословением (по-гречески – евлогиа), потому что эти хлебы, хотя и не освящались как Святые Дары призыванием Святаго Духа, но благословлялись и освящались уже тем, что были в числе предложения. Так как тут происходило смешение понятий (благословением – евлогиа – называлась и сама Божественная Вечеря), то раздавание хлебов стали называть антидореа, антидор, что означает воздаяние, вознаграждение. Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии. В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15м ответе Александрийскому патриарху Марку. Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею. Что такое артос Слово артос (по-греческиквасной хлеб) – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие.

http://azbyka.ru/chto-takoe-prosfora-ant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010