Аналогичные проблемы изучает итальянский католический историк Анджело Тамборра (1913–2004), длительное время работавший в римском университете La Sapienza. Его исследование Chiesa cattolica e Ortodossia russa, впервые опубликованное в 1992 г. 178 , посвящено истории межконфессионального диалога в России – «вынужденной дружбы», развивавшейся (на фоне конфликта идей, национально-культурных особенностей и стереотипов восприятия) от унионистских проектов воссоединения до экуменического восприятия особой реальности и особого пути исторического развития православия. Западноевропейская историко-церковная наука преимущественное внимание уделяет внутрицерковным и богословским течениям, сформировавшимся под влиянием западной идеологии 179 . Так, выходило много работ по протестантской и католической миссии, влиянию на Балканах европейского Просвещения, внецерковным организациям в Греции XX в. и другим случаям соприкосновения Православия и западного христианства. Особенности западноевропейской историографии можно хорошо проследить на примере монографии Джорджа Патрика Хендерсона «Возрождение греческой мысли» 180 . В более чем двухсотстраничном исследовании рассказ о Косме Этолийском занимает всего лишь один абзац. Непропорционально мало внимания уделяется и другим греческим традиционалистам, в то время как новогреческим «просветителям» посвящены десятки страниц. Куда больший интерес представляет книга Ларри Вольфа «Просвещение и православный мир» 181 . Среди англоязычных исследований по истории раннего христианства заслуживают упоминания работы английских исследователей Джеймса Стивенсона 182 и Джона Гордона Дэвиса 183 , американских ученых Уиллстона Уолкера 184 , Кеннета Скотта Латуретта 185 , Роланда Бэйнтона 186 из Принстонского университета, Жюля Лебретона и Жака Зейлера 187 , Пола Джонсона 188 , Генри Чадвика 189 , Гленна Хинсона 190 и др. 191 Отметим, кроме того, издаваемый в Амстердаме с 1947 г. журнал Vigiliae christianae: A review of early Christian life and language, который содержит публикации, касающиеся исторических, культурологических, лингвистических и филологических вопросов, связанных с раннехристианской литературой, а также эпиграфическими и археологическими памятниками (византийская и средневековая западноевропейская литература рассматриваются в журнале в той степени, в какой они иллюстрируют историческую преемственность раннехристианской традиции). В нем освещаются также вопросы, связанные с социальными аспектами истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же говорить о параметрах потенциального слияния, то оно будет выстраиваться на основании существующей у УГКЦ «дорожной карты экуменического диалога» (в нее могут быть внесены изменения после консультаций с «ПЦУ», однако вряд ли они будут иметь кардинальный характер). При этом за униатами будет закреплен статус «глобальной церкви», а за их партнерами по интеграции – «локальной церкви». Это вопрос не только распределения ролей «старшего и младшего брата», но и монополизации униатами контактов и опеки над украинской диаспорой. Для УГКЦ данный аспект имеет стратегическое значение, поскольку при таких раскладах она превращается в весьма мощного политического игрока (в том числе на международной арене), а также замыкает на себе огромные финансовые потоки, которые функционируют на уровне зарубежных украинских приходов. 5) Прокатолическим силам крайне важно сохранить за собой и в дальнейшем контроль над ключевыми (с точки зрения упомянутой стратегии) позициями в органах государственной власти. В первую очередь это касается парламента и Министерства культуры. В данном контексте весьма интересен следующий эпизод. Директор департамента Минкульта Андрей Юраш (который непосредственно курирует в этом ведомстве религиозную проблематику и при этом является униатом) опубликовал в соцсетях информацию о венчании своего сына на Фанаре. Показательно, что оно обеспечивалось на самом высоком уровне. Пару венчал лично митрополит Элпидофор, который недавно стал главой Греческой архиепископии в США. Также мероприятие лично посетил Патриарх Варфоломей. Не исключено, что это определенный сигнал для новой украинской власти. Расшифровать его не очень трудно: «не нужно снимать с должности человека, который имеет такие сумасшедшие связи и авторитет на Фанаре, а также сына, который позиционирует себя в качестве члена команды Зеленского». Ватикан и Константинополь сообща продвигают процесс униатского доминирования на Украине Нетривиально смотрит на данную ситуацию и Александр Ермоленко: «Понятно, что униатам важно удержать пост в Министерстве, который по значимости влияния на развитие церковных процессов в стране интереснее даже позиции министра культуры.

http://pravoslavie.ru/121221.html

Под «возглавляющим евхаристическое служение» можно понимать любого — как законного православного епископа или священника, так и лютеранского пастора или англиканскую женщину-«священницу», и т. п. Это смещение понятий ничего общего не имеет с соборным сознанием Православной Церкви, которая еще с апостольского времени сохраняет и благовествует истину, что «власть совершать таинство Евхаристии принадлежит только епископам в качестве апостольских преемников, а через епископов передается и пресвитерам 325 . Восточные Патриархи в «Послании о Православной вере» исповедуют: «Веруем также, что сие таинство Святой Евхаристии совершается не всяким, а только благочестивым иереем, получившим священство от благочестивого законного епископа» 326 .                       Г) ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (СЛУЖЕНИЕ) Для нас особенно важен третий раздел КЕС, посвященный таинству Священства, так как от действительности этого таинства зависит действительность остальных, в особенности — таинства Евхаристии, ибо первым условием его действительности является факт его совершения священником, получившим священство через рукоположение со стороны законного епископа. Экуменисты тоже придают большое значение вопросу о священстве ради взаимного признания иерархий, к чему они стремятся на своих переговорах о соединении отдельных исповеданий. Об этом откровенно высказался англиканский епископ Глочестерский на Рипонской конференции, состоявшейся 31 октября 1933 года: «Действительное объединение наступит тогда, когда мы объединим священство. Над этим мы работаем и в Православной Восточной Церкви. Дело продвигается там более медленно, но в конце концов приведет к действительному объединению» 327 . Подобная же высокомерная самоуверенность в достижении конечного результата — взаимного признания иерархий — ощущается в каждой строчке рассматриваемого экуменического документа, что должно подвигнуть всех православных христиан, и прежде всего православных епископов, которые являются носителями благодатного апостольского преемства в Церкви, к решительной борьбе с экуменистическими домогательствами! Остановимся на самом заглавии третьего раздела. В отличие от таинства Крещения и Евхаристии, называемых своими древними святоотеческими названиями, таинство Священства обозначено в КЕС по-английски общим названием — Ministry, которое буквально переводится «служение». Согласно Британской энциклопедии, в английском языке есть специальное название для священства, а именно Priesthood, которое верно передает традиционный греческий термин ερτευμα и латинский — sacerdotium 328 . Ministry довольно трудно перевести, ибо слово охватывает все виды церковного служения. Эта многозначность придает расплывчатый характер благодатному содержанию Богоустановленного таинства, каким является Священство, унаследованное по преемству от св. апостолов. Цель неопределенного обозначения таинства Священства — подвести под понятие «служение» «церкви», входящие в состав ВСЦ и не имеющие в сущности священства!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Вы правильно сказали, что константинопольские архиереи — очень умные и осторожные люди. Они прекрасно разбираются в канонах. Тот же патриарх Варфоломей — доктор канонического права. И если такой человек столь открыто идёт ва-банк, значит, ему даны какие-то гарантии. (Не ему лично, ему уже всё равно — он тяжелобольной человек.) Но он как истинный византиец представляет интересы всей эллинской партии. Очень возможно, что ему пообещали огромный выигрыш, сопоставимый с возрождением Византийской империи, установление общеправославного греческого доминирования. Однако это означает, что условием этого доминирования может быть только устранение России, её дезинтеграция или изоляция. Так что речь идёт об очень важных вещах — о разрушении православного единства. — Но почему они, хранители этого единства, пошли на его разрушение? — Вот я и говорю, что им, очень возможно, было обещано что-то очень серьёзное. Может быть, участие в каком-то эпохальном экуменическом проекте, который будет введен в действие в ближайшее десятилетие. Ведь проект по объединению всех христианских конфессий, которому стукнуло 100 лет, не снят с повестки дня. Более того, теснейшие связи Константинополя и лично Варфоломея с Римом показывают, что между ними сейчас нет никаких сильных разногласий. Единственной существенной помехой является Россия с её многомиллионной, потенциально консервативной и «реакционной» паствой. Когда она будет нейтрализована, интеграция станет реальной. В конце концов, почти все православные сейчас уже живут в Евросоюзе, и их цивилизационное сближение с европейцами идет полным ходом. Для православного мира этот проект будет куда страшнее Флорентийской унии. И по его итогам Россия останется единственной хранительницей православной традиции. И вопрос в том, насколько она сама будет готова к этой роли. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1352 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгений 29 декабря 2018, 15:02 Чем григорианский отличает от юлианского? Некоторые високосные года - не високосные.

http://pravoslavie.ru/118168.html

Наряду с этим обособлением – отчасти как реакция на него, отчасти как его следствие – имело место экуменическое и подчас романтическое тяготение к восточному христианству. Мартин Лютер обращался к примеру Востока, видя в нем доказательство того, что можно принадлежать к кафолическому православию, не будучи папистом. Военный конфликт между англиканами и русскими православными в ходе Крымской войны поставил вопрос если не об интеркоммунионе, то по крайней мере о взаимном погребении иноверцев. Монументальная Patrologia Graeca , опубликованная в период с 1857 по 1866 год; научная деятельность Папского Восточного института, а до его основания – отдельных римо-католических ученых, какими были кардиналы Май и Питра; издания и монографии западных византинистов – все это способствовало лучшему пониманию Востока Западом, но также и пониманию Востоком самого себя, ибо даже выдающиеся публикации греческих и русских ученых, приведенные в нашей библиографии, показывают: Восток не мог сравниться с Западом в том, что касается качества и количества научных работ. Вследствие русской революции богословы и другие интеллектуалы оказались в центрах западной мысли и жизни и принесли с собой сокровища восточной традиции, как это сделали «греческие ученые в Венеции» в канун эпохи Возрождения. Западные историки искусства были увлечены иконами и мозаиками, тогда как мыслители и писатели открыли философскую и богословскую мощь Достоевского и Толстого. А Уиль-ям Батлер Иитс писал: …преодолев моря, я рад Византии созерцать, священный град. Неудивительно, что отношение Иитса ближе к оценке восточного христианства его приверженцами. Православные церкви Востока вместе с отделившимися от них «нехалкидонскими» церквами (о христологии которых речь пойдет во второй главе) считали, что у Востока особое предназначение. Восток – это восходящее солнце и его свет, Запад же символизирует «нечестивые души в глубоком аду неведения». Иерархи латинской церкви, пребывающие в своей закатной стране, могут быть отвергнуты как «епископы тьмы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья греческого патролога X. Стамулиса «Святой Григорий Палама в современном греческом богословии» (2000) посвящена Святому Отцу, во многом определившему развитие православного богословия в XX в., поскольку именно паламитское богословие дало ключ к его пониманию. Как отмечает автор, восприятие богословия святителя Григория означало, с одной стороны, осознание собственного православного богословского своеобразия, а с другой – соотношение его с западной богословской традицией. Обзор Стамулиса, по большому счету, ограничивается греческими исследованиями, однако здесь вполне проявились все острые и проблемные моменты паламитского богословия, которое нуждалось в критической исследовательской работе. Примечательно, что всякий раз импульс к ней давали русские богословы и патрологи. Так было в начале и в середине XX в. Рецепция богословия Григория Паламы была не всегда гладкой, причем не только в западной науке, но и в православной. В качестве яркого примера неприятия Паламы Стамулис приводит известного греческого библеиста П. Трембеласа. В. Бинерт, известный немецкий специалист по истории догматов, в статье «Значение патристики для экуменического диалога с протестантской точки зрения» (2002), как явствует из ее заглавия, рассматривает особенный аспект святоотеческого наследия – вопрос единства христианского мира. Автор затрагивает отношения протестантского богословия со многими христианскими конфессиями и деноминациями, не в последнюю очередь с Русской Православной Церковью . Как показывает Бинерт, внутренний мир и содержание мысли Святых Отцов являются, безусловно, единым наследием всех христиан и, тем самым, залогом богословского диалога между христианами. Статья «Богословие Святых Отцов» принадлежит ветерану патристических и историко-богословских исследований – М. Симонетти. Он прослеживает истоки зарождения патрологической науки, точнее, первоначальные побудительные мотивы ее развития, указывая на потребности в патристической аргументации, вызванной нуждами полемики между католиками и протестантами. Подробно и ярко он представляет панораму патристических исследований и публикаций филологического характера за последние 100 лет, нагнавших прежде опережавшее богословское изучение патристики. Глубокое знание новейшей истории христианской науки дает Симонетти возможность осветить линии развития патристических исследований с большой наглядностью и пониманием внутренних причин их различных этапов и поворотов, тех невидимых для непосвященного взгляда скрытых механизмов, которые направляют исследования в ту или другую сторону. Среди прочих уже отмеченных тенденций в развитии патрологии он подробно представляет изыскания христологического наследия древнего христианства, а также эпохи арианских споров, в изучение которой он сам внес весьма существенный вклад.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Владимир 5 октября 2014, 13:41 Мы ЕВРАЗИЯ! " Украина це Европа " -это лозунг майдана, давайте не будем его повторять применительно к России, плохо кончится. Кому нужны дополнительные аргументы смотрим " Гибель империи " о.Тихона Шевкунова/ Татьяна 5 октября 2014, 11:46 О,если бы автор мог так хорошо говорить о своей стране нашлось много тем для дискуссий! Ольга Дегтярева 5 октября 2014, 11:25 Прекрасная статья, все четко и по делу! Спаси Господь всех людей, вразуми и спаси! Николай 5 октября 2014, 11:22 В основном правильно, хотя и ничего не сказано о главном их оружии – ПРОПАГАНДЕ. А это корень, и именно здесь мы должны побеждать, чтобы не терять наших людей. В связи с обсуждаемой темой, думаю, уместно будет послушать Первоверховных. Вот апостол Павел обращается к нам: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. Кор.7:23]». А это апостол Пётр: «… не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… Пет.1:18] …. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал Пет.1:24] ». И ёмко, и точно, и в тему! Ираида Шереметьева 5 октября 2014, 10:05 Категорически не согласна с большинством утверждений статьи. Похоже, для автора Россия кончается за МКАДом, особенно с восточной стороны.Я живу в Забайкалье, большая часть моего государства раскинулась за Уралом до Тихого океана.Давно выяснено, что истоки наши-в районе Аркаима и других уральских городов, в последнее время появилась масса материалов о славянской протоцивилизации в районе Хабаровска.Когда это мы были ориентированы на Европу?Да мы всегда шли своим путем,и, вероятно ,также и пойдем дальше.Европа-скопище греха-если сейчас смотреть на нее с православной(не экуменической!) позиции.И возвращаться надо не к лукавым греческим философам-циникам, не к европейским католикам, возвращаться надо к своим истокам Юрий 5 октября 2014, 09:21 Павлу о нехватке у русских сострадания, присущего по его словам милым европейцам. А сколько семей беженцев приняла Россия с Украины, сколько людей откликнулось на чужую беду?!

http://pravoslavie.ru/74087.html

12–13) Одним из важных положений этого движения стала идея о допустимости мистических опытов в любой религии. 540 В одном из католических монастырей монахи – затворники уже практикуют религиозные упражнения индуизма, которым их обучил индус, ставший католическим священником. 541 В западное христианство принципы Вивеканды ввел Тейяр де Шарден (1881–1955). По сути, это движение уничтожает христианство, как религию, что видно из высказывания Тейяра де Шардена: «Христос становится для меня все более и более необходимым ... но в то же время фигура исторического Христа становится для меня все менее и менее реальной, и определенной». 542 Не миновали эти тенденции и православия. В 1965 году в Сан – Франциско состоялась ассамблея верующих за мир. Выступали индуисты, буддисты, мусульмане, иудеи, протестанты, католики, православные, были пропеты гимны всех исповеданий. 543 Греческий епископат Северной и Южной Америки на 19 конгрессе Духовенства и Мирян (Афины, июль 1968 г.) официально заявил: «Мы уверены, что экуменическое движение, хотя и христианское по происхождению, должно стать движением всех религий в стремлении к единению». 544 1972 ознаменовался беспрецедентным событием в православном мире: Греческий епископат Северной и Южной Америки провел богословский «диалог» с евреями. Греческие богословы постановили: «пересмотреть тексты литургий с целью смягчения текстов, в которых евреи и иудаизм упоминаются в отрицательном или враждебном смысле». Была ясно выражена цель «диалога» – «реформировать» православное христианство, чтобы привести его в соответствие религиям всего мира. 545 Уже появились высказывания о том, что можно практиковать дзен, как путь к углублению и расширению своей христианской веры, а повторение Иисусовой молитва рекомендуется христианам во время дзен медитации. 546 Сравнение Эти тенденции сводят диалог с нехристианскими религиями не к проповеди христианства и обращению язычников в христианство, а на создание симбиоза за счет деградации христианства и сведения его к язычеству, использующему имя Христа и некоторую терминологию христианства для обмана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Будучи уже довольно пожилым человеком (29 февраля 2008 г. ему исполнилось 68 лет), глава Константинопольского Патриархата продемонстрировал своему окружению, что только он вправе принимать те или иные кадровые решения и решать, куда плыть кораблю Церкви. До сего времени Варфоломею был присущ образ демократичного в управлении церковными структурами иерарха. Три громкие отставки, обсуждавшиеся в греческой и турецкой прессе, указали скорее на авторитарный стиль его руководства. Для того, чтобы оставаться реальным лидером в атмосфере вечных византийских интриг, Константинопольскому Патриарху необходимо иметь в запасе не только пряники, но и кнут – и уметь им пользоваться, не переступая при этом границ дозволенного. Все-таки времена средневековой Византии, когда опальных иерархов в подобных случаях ссылали в отдаленные обители в качестве простых монахов, давно прошли. Положение явно изменилось в пользу уволенных: их только отстранили от дел, но не лишали сана и связанных с ним привилегий. Иначе и быть не могло – ведь канонических правил они никоим образом не нарушали. «Фанар вошел в новый период своей истории», – так комментировало кадровые перестановки Патриарха Варфоломея агентство Romfea. 23 На пути к Всеправославному Собору Подготовка к Всеправославному Собору началась еще в 1961 году. Тогда было определено более 100 вопросов, требующих всеправославного обсуждения и согласования. Затем был выработан круг тем, среди которых: препятствия к церковному браку, значение поста и соблюдение его в наши дни, календарный вопрос, отношение к прочему христианскому миру, к экуменическому движению и т. д. 24 В 2008 году в Православном центре в Шамбези состоялось очередное обсуждение вопросов повестки дня Всеправославного собора Православной Церкви. В работе подготовительной комиссии приняли участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и архимандрит Елисей (Ганаба). В принятом по итогам работы коммюнике говорилось, что ввиду ограниченного времени для того, чтобы осветить все насущные проблемы, целесообразно созвать комиссию в ближайшем будущем. Решено быстрее начать подготовительную работу по предстоящему Собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вселенскому Патриарху после падения Константинополя в православном мире принадлежало первенство чести, но не административная власть. Он первый среди равных ему предстоятелей других суверенных Поместных Церквей. Содержательное же наполнение этого первенства определялось их консенсусом. Но с 1920-х годов в кругах Константинопольского Патриархата распространилась концепция, согласно которой вся православная диаспора должна подчиняться Константинопольскому патриарху, который имеет не просто первенство чести, но и первенство власти, что позволяет ему вмешиваться во внутренние дела других Церквей. Эту концепцию называют еще восточным папизмом. Не обошли эти веяния и современный Константинопольский Патриархат. Патриарх Варфоломей I (в миру Димитриос Архондонис), которому недавно исполнилось 76 лет, родился на турецком острове Имврос, учился в Богословской школе на острове Халки (Хейбелиада), после чего принял монашеский постриг и дьяконский сан. Служил в турецкой армии, в 1960-х годах обучался в Папском Восточном институте в Риме, в швейцарском Экуменическом институте в Боссе и в Мюнхенском университете. Получил докторскую степень в Григорианском университете в Риме. Патриарх Варфоломей стал 232-м епископом на древней кафедре Константинополя. Его титул – Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В его непосредственной юрисдикции сегодня лишь несколько тысяч православных греков, живущих в Турции, а также куда более многочисленные греческие православные епархии в диаспоре, прежде всего – в США. В последние десятилетия у Русской Православной Церкви и многих других Православных Церквей были непростые отношения с Константинополем, что сильно задерживало практическую работу по подготовке Всеправославного Собора. Она шла еще с сентября 1961 года, когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание, – на заседаниях Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий. Был десятилетний перерыв – с 1999 по 2009 год, – вызванный осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами.

http://pravoslavie.ru/94158.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010