Богословие победы в святоотеческой традиции Скачать epub pdf Содержание Победа как восстановление у святителя Иоанна Златоуста Общие святоотеческие представления о духовной победе Апокатастасис в античности и раннем христианстве Победа Христова Путь вслед за Христом Спасителем Противоположный характер духовной и земной победы Духовная победа как ключевая черта монашеского идеала Диалектика победы и поражения в античности В христианстве     Νκη Θεο π πντας μς(победа Божия (да будет) во всех вас). Преподобный Феодор Студит 1 День 9 мая отмечен особой памятью о Победе в Великой Отечественной войне – Великой Победе в чреде других побед нашего Отечества. Как известно, победы основываются не столько на силе оружия, сколько на силе духа. Подобно тому, как внешняя история России неотделима от ее истории внутренней, так и победы в сражениях неотделимы от побед, которые совершались на другом – духовном – фронте борьбы за человеческие души. А победа аскета в духовной брани приводит к постановке вопроса о богословии победы, или о ее духовном смысле, с точки зрения святых людей, которые так или иначе одержали в своей жизни ряд побед и смогли поделиться своими достижениями с другими. Тема данной статьи – богословие победы в святоотеческой традиции и шире – в христианской литературе. В основном я буду ссылаться на святых отцов византийской традиции, ориентируясь прежде всего на учение святителя Иоанна Златоуста и на отдельные мысли святителя Феофана Затворника . Победа в Новом и Ветхом Завете Победапо-гречески νκη 2 , по-латыни victoria – имеет ряд ключевых значений: · победа, · господство, · успех 3 . Следует также отметить, что на языке святых отцов Бог описывается победителем не только злых и грешных людей, но и добрых. Тем самым духовная победа – это, с одной стороны, разгром врагов, а с другой – награждение или благодатное одарение друзей. Слово νκη встречается среди новозаветных текстов только в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова ( 1Ин. 5:4 ): · и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Победа. Михаило-Афонская Закубанская пустынь. Михаило-Афонская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1877. Ссылки:   Адрес: 385791, Республика Адыгея, Майкопский район, п/о Веселый, п. Победа, ул. Родниковая, 5. Координаты: 44.290466, 40.317485 Проезд:От автовокзала Майкопа можно доехать на автобусе до поселка Победа, единственный рейс в 17.05. Обратно автобус от поселка Победа до Майкопа трогается в 5.40. Также можно доехать на автобусе Майкоп - Хаджох (Каменномостский) до Хаджоха, а оттуда идти 13 км. в гору или на попутной машине (ходят крайне редко). Монастырь находится у подножия горы Физиабго. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Михаила Архангела Церковь Троицы Живоначальной Церковь Александра, игумена обители Неусыпающих Церковь Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа в XIX веке была Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежитийная мужская пустынь, располагавшаяся на северном склоне Кавказских гор к юго-востоку от города Майкопа. В 1877 году из юртов станиц Даховской, Абадзехской, Царской, Баракаевской и посёлков Каменномостского и Севастопольского было выделено 350 десятин земли на склоне горы Физиабго для предоставления их в собственность православного монастыря. Строителем монастыря стал иеромонах Мартирий (Островый), выходец из Успенской келии греческого Котломужского монастыря. Строительство Михайло-Афоской пустыни велось за счёт добровольных пожертвований. В 1883 году иеромонах Мартирий (Островый) Священным Синодом возведён в сан архимандрита. В это время обитель населяли 180 человек, в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродиакона и 165 послушников. Трудами монастырской братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Со всех сторон Российского государства стекались паломники поклониться многочисленным святыням Михайло-Афонской пустыни, среди которых - частица Животворящего Креста Господня. В конце 90-х годов XIX века в Михайло-Афонской пустыни открыта церковно-приходская школа, построен странноприимный дом. Основой монастырского хозяйства были многочисленные ремесленные мастерские, кирпичный и сыроваренный цеха. В монастырских мастерских ежегодно обучались мастерству боле 20 подростков. К 1917 году Михайловский монастырь принимал по 150 тысяч паломников в год, а в дни Великого Поста в обитель стекалось до пяти тысяч человек.

http://sobory.ru/article/?object=09450

Поучение на пречестную память великого святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, месяца декабря, в 6 день («По имени твоему тако и житие твое» (Стихира после 50 псалма)) Совершая ныне всечестную память великого угодника Божия и чудотворца, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, помышляю я о самом имени его, кроме великих, всем явных чудес его, слушатели возлюбленные! Премногие и превеликие чудеса его известны всем, от востока солнца до запада прославлено чудотворение его. Значение же и сила пречестного его имени не всем ведомы, а известны разве только людям ученым. А потому, чтобы всем были ведомы, истолкуем это имя и узнаем силу его, и тогда увидим, что «по имени его было и житие его». Имя «Николай» не славянское, а греческое, ибо в те древние времена славяне не знали Бога и в нечестии своем назывались не теми именами, которыми называемся мы ныне православные христиане. Имена их, по нечестивому их обычаю, были: Кий, Щек, Аскольд, Дир, Гостомысл, Святослав, Ярополк и прочие, какие носили русские князья. Бояре Вышгородские были: Блуд, Путша, Елович, Телец, Ляшко и другие. Посланные князем Олегом из Киева в Грецию послы для переговоров о мире носили такие имена: Карлофарлос, Велмуд, Рулав, Стелмид, – имена все какие-то дикие. После же святого Крещения приняли имена у греков, которыми и мы ныне называемся. Обращаясь же к пречестному имени святителя Николая, я повторяю: имя это греческое, составленное из двух речений: «никое» или «ника», что значит победа, одоление, и «лаос» – народ, люди. Слово «Николаос» означает: победа людей, одоление народа. Дивно толкование имени сего, но по имени ли было житие Николаево? Если посмотрим на его младенчество, то увидим, что еще в своем детстве он победил само естество человеческое, ибо стоять в купели три часа на ногах самому по себе, без чьей-либо поддержки, будучи еще новорожденным младенцем, – не есть ли это выше естества человеческого? Постыжен здесь всякий мужской возраст, не усердствующий в славословии Божием: младенец стоит три часа во славу Пресвятой Троицы, а совершенные мужи не хотят постоять в церкви и одного часа со страхом Божиим, с благоговением и вниманием, а если и стоят, то стоят как бесчувственные истуканы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В некоторых месяцесловах празднование Силуамской иконе Божией Матери называется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня»; этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств. Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова «proodos», которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (proodos) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования первого августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Филипп Шафф (протестант) История христианской Церкви. Том 3 Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 Никейское и посленикейское христианство . От Константина Великого до Григория Великого (311 – 590 г. по Р. Х.) Содержание Предисловие к третьему английскому изданию Предисловие к английскому изданию 1866 года §1. Введение и общий обзор Глава I. Падение язычества и победа христианства в Римской империи §2. Константин Великий. 306 – 337 г. по P. Χ. §3. Сыновья Константина. 337 – 361 г. по P. X. §4. Юлиан Отступник и реакция язычества. 361 – 363 г. §5. От Иовиана до Феодосия. 363 – 392 г. по P. X. §6. Феодосии Великий и его преемники. 392 – 550 г. по P. X. §7. Падение язычества Глава II. Литературная победа христианства над греческим и римским язычеством §8. Языческая полемика. Новые возражения §9. Нападки Юлиана на христианство §10. Языческая апологетическая литература §11. Христианские апологеты и полемисты Источники §12. «Град Божий» Августина. Сальвиан Глава III. Союз Церкви и государства и его влияние на общественную мораль и религию §13. Новое положение церкви в империи §14. Права и привилегии церкви. Светские преимущества §15. Поддержка священства §16. Полномочия и ходатайство епископов §17. Официальное соблюдение воскресенья §18. Влияние христианства на гражданское законодательство. Кодекс Юстиниана §19. Возвышение женщины и семьи §20. Общественные реформы. Институт рабства §21. Упразднение гладиаторских боев §22. Отрицательные стороны, связанные с соединением церкви и государства. Обмирщение церкви §23. Тщеславие и роскошь §24. Византийское придворное христианство §25. Вмешательство политики в дела религии §26. Император–папа и иерархия §27. Ограничение религиозной свободы и начало гонений на еретиков Глава IV. Возникновение и развитие монашества §28. Происхождение христианского монашества. Сравнение с другими видами аскетизма §29. Формирование монашества §30. Природа и цели монашества §31. Монашество и Библия §32. Свет и тени монашеской жизни §33.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Из разговоров новых древних греков – Посмотри, что я нашел: – Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь…– как тебе это нравится? Мало греков! А мы с тобой!? Да и не мы только! И дело не в количестве греков!– Македонский, улыбаясь, протянул Персею журнал. С тех пор, как они встретились на корабле Виктории и ее друзей, познакомились с ее видением жизни и подружились с учениками ее школы творчества, они часто обменивались вот такими находками из истории культуры нового времени. – Да,– говорит Персей,– что тут скажешь,– только руками развести остается… Но главное, что мы видим,– люди в беде, и мы им должны помочь. В чем, ты считаешь, главная проблема времени? Александр задумался: – Мне кажется, потерян вкус к битве, к сражению, к ежедневному восхождению. Слаба жажда совершенства. Всем хочется любви, но мало кто понимает, что за нее нужно сражаться. Нужно мыслить, мыслить глубоко, и нужен подвиг. Доминирует рабское восприятие жизни – поменьше трудиться, побольше потреблять. Да и не душе потреблять – телу. И тело загоняют в депрессию таким образом, такой слепой «заботой» о нем. – Да, я помню,– говорит Персей, твое изречение: " Нет ничего более царственного, чем труд и более рабского, чем нега и безделие " . – Да и какая там нега,– так, прострация какая-то! Вот в школе Виктории больше чем нега открывается – блаженство! Ты понимаешь, сейчас здесь полнота, сверхизобилие жизни! Труд, битва, сражение и, как награда за них – победа, наслаждение жизнью победителя, ликование радости, пир любви! Ну, как твоя победа над драконом, освобождение Андромеды и счастье ее любви! Я довольно давно уже роюсь в библиотеке и познакомился много с кем,– представляешь, здесь всерьез говорят о совершенной радости! О совершенной, понимаешь? – Не знаю,– задумчиво сказал Персей,– понимаю ли по-настоящему. Но я тут видел несколько взглядов, несколько лиц, озаренных действительно такой радостью, что хочется глаза отвести. Не можешь на это долго смотреть,– как на солнце.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/iz-razgovo...

На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (II) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает страдания Христовы, которые Он претерпел на Кресте. Поводом к установлению сего праздника послужило необыкновенное событие, чудесно явленное жителям столицы греческого государства от Древа Животворящего Креста Господня. В Константинополе разразилась сильная моровая язва, которая ежедневно уносила тысячи человеческих жизней. И вот жители города обратились с молитвой к Богу, присовокупив к тому и крестный ход с Древом Животворящего Креста Господня по улицам византийской столицы, окропляя все дома и здания святой водой. И как по окончании крестного хода моровая язва тотчас же прекратилась, то в память этого чудесного события и установлено было ежегодно 1 августа совершать празднование в честь Креста Господня. Кроме того, к этому событию присоединились и другие, в которых также чудесным образом явилась сила Божия: победа греческого войска над сарацинами, а русского – над волжскими болгарами, поскольку и эти события совершились также 1 августа силою Животворящего Креста и молитвами Пречистой Богородицы. Но, воспоминая эти события и прославляя силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе воспоминает ныне и страдания Христовы. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, вы слышали трогательное повествование о последних часах и минутах земной жизни Христа Спасителя. Святейший святых, Безгрешный шествует к язычнику Пилату, унижаемый и оскорбляемый шумящей вокруг Него неистовой толпой. С безумной злобой и ожесточением первосвященники, книжники, старцы людские и весь народ иудейский требуют для Бессмертного смерти позорной: Распни, распни Его ( Ин. 19:6 )! Пилат, язычник, не знавший Божественного учения, движимый чувством справедливости, пытается освободить Его: Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины ( Ин. 19:6 ). Но их угрозы обвинить его перед кесарем заставляют правителя предать Господа в руки врагов для распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

О ПРОСФОРЕ, АНТИДОРЕ И АРТОСЕ Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги. Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной HI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

«Великому князю Российскому Андрею Боголюбскому надлежало некогда выйти на брань против Болгар. Как князь, не именем только, но и делом Благоверный, он имел обычай исходить на брань не с одним оружием плотским, но и с духовным, огражденный верой, вооруженный молитвой и упованием. В знак сего перед воинством его всегда носима была икона Спасителя и Честный Крест, и оно не прежде устремлялось на врага, как излив теплые молитвы перед сей иконой и облобызав сей Крест. Такое живое упование и молитва не умедлили принести и плод немертвый. Враги отечества сколько ни усиливались, не могли устоять перед лицом воинства православного; гордость и сила их сокрушены до того, что едва не все грады их достались в удел победителю. Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который во время самой упорной сечи исходил от иконы Спасителя и Честного Креста и видим был всеми. Еще не успели пройти дни радости и торжества, как получена весть о подобном же радостном событии из Греции. Одинаковая живая вера произвела одинаковое и действие: и там враги христианства, Срацины, были поражены и рассеяны Благоверным царем греческим Мануилом; и там, во время сражения, видимы были несомненные знаки особенной помощи свыше. Такая совокупность чудесных знамений, побед и радости всего православного христианства не могла не выразиться каким-либо особенным знаком благодарности Богу-благодетелю и не оставить по себе всегдашнего следа для потомства. И действительно, православные властители России и Греции, по взаимном сношении между собой и по благословению всего освященного Собора, не умедлили установить в память радостно-чудесного события новое светлое празднество, ныне нами благочестно совершаемое. Положено на все века не только праздновать в честь непобедимой силы Креста Христова и совершать поклонение, ему подобающее, но в память победоносного хождения Его в полках христианских износить его ныне из храма; обносить по стогнам и путям и творить в кладязях и реках освящение воды, дабы сим самым перед лицом неба и земли свидетельствовать нашу веру и нашу признательность к Животворящему Кресту и простерть победоносную и всеосвященную силу Его на все, нас окружающее» (Воскр. Чт. 1840 г. No 17, стр. 153–154).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

То было первое, по окончании русско-турецкой войны, время, когда подводились итоги успехов русского оружия в Малой Азии и на Балканском полуострове, поднятого в защиту единоверных нам народов. Когда намечались новые пути для дальнейшего движения политической и церковно-общественной жизни славян и греков, указывались новые средства для ограждения прав православной церкви в Турции от насилия и произвола мусульманской администрации и выдвигались новые деятели, способные привнести в жизнь новые начала. Вселенский патриарх, как духовный и отчасти гражданский глава православного населения в Турции. Должен был дать определенное направление местной церковно-общественной жизни, оградить церковь и народ от беззаконных притязаний турецкого правительства, имея за собой помощь единоверной России, и не только юридически, но и фактически обозначить порядок и спокойствие среди несчастной романской райи, много веков страдавшей под невыносимым мусульманским игом, находящимся вне всякого закона. И патриарх Иоаким, единогласно избранный синодом и народом на вселенскую кафедру, оказался на высоте призвания. Достаточно сказать, что он, вступив на престол, вошел к султану Абдул Гамиду II с докладом о фактическом восстановлении древних прав и привилегий греческой церкви и народа, предоставленных еще султаном Магометом II (1453 г.), а потом нарушенных. А когда Порта, вопреки своими обещаниям, захотела ограничить право патриарха судить митрополитов и по гражданским делам и права митрополитов рассматривать судебные дела по завещаниям христиан, задерживать и судить клириков своей епархии, когда это вызывалось церковною или гражданскою необходимостью. – Свободно возобновлять церкви и богоугодные заведения, основывать христианские школы, заведовать ими и назначать народных учителей по своему усмотрению; то патриарх Иоаким вступил с турецким правительством в борьбу, продолжавшуюся больше года. Победа осталась на стороне патриарха, – древние права христианской церкви и греческого народа были восстановлены, но это стоило святейшему Иоакиму III кафедры, от которой он и отказался 30 марта 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010