Если все таким образом разрушится; то какими надлежит быть нам в святом житии и благочестии, в ожидании скорого пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и раскалившиеся стихии растают? Ожидая сего, потщимся и мы явиться пред Ним, нескверными и непорочными в мире, и долготерпение Господа нашего будем почитать спасением для себя и язвы Его прибежищем в день лют, когда и праведник едва спасется. Сия печаль ваша – по Боге, (но сие говорит Св. Павел Коринфянам, а не я говорю вам о вас) – смотрите, какое произвела в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какую строгость. Так и вы, сестра, – когда десятиструнная псалтирь вашего существа настраивается согласно с органами натуры, и когда Тот же Дух Божий, Который некогда носился вверху бездны и тьмы и безобразной воды, дышит и ныне, идеже хощет, и когда хощет, во всем создании, исполненном чудес и красот Его премудрости и присносущной силы и Божества, для возбуждения нас к великому славословию, когда Сей Дух усыновления вашего Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа касается ваших чувствилищ, и производит приятную гармонию чувствований, во славу Сотворившего все, – повинуйтесь, как струна гуслеигрателю, идеже хощет и когда хощет, и пока хощет, но не будьте довольны собою; чувствуйте, что не с довольною верностию Ему соответствуете, отсыреваете, ослабеваете, изменяете; желайте, просите лучшего, чистейшего; предавайтесь, получайте и сохраняйте, и паки простирайтесь на лучшее и согласнейшее, чтобы чем выше, тем ниже было во всем, чтобы любовию восходя, по мере того нисходили вы и в глубину смирения и самоуничижения пред Богом и всеми людьми, чтобы как вся природа стоит в порядке воли Создателя и Ему служит, так и вам исполнять заповеди Его, и возвещать чудеса Его, и жить и действовать Им. Когда по воле Отца вашего, сущего на небесах, уготовляется пред вами трапеза в натуре, и предлагается хлеб с пеплом суетности всего под солнцем, и подносится чаша со слезами в меру о грехах ваших и о бедности сынов Адамовых; то для чего дичиться и смотреть исподлобья? Взирайте на Иисуса Христа распятого, и молитесь; садитесь с благопристойною скромностию и кушайте предлагаемое; благодарите искренним сердцем и воззрением детским; «Авва Отче!» взывайте духом усыновления во Христе Иисусе, и таким образом благодарите; не будьте жадны, не наедайтесь до пресыщения, и ожидайте благоуветливых от мгновения до мгновения словес и приглашений, и оставляйте сие велие утешение братии – с некоторою алчбою; а когда и во время утешения оного надобно сотворить послушание, – тотчас вон из-за стола, и подайте, например, чашу воды во имя Христово просящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

И даже один из древних языческих мудрецов, именно Пифагор, говорит, что «как воин впал бы в уголовное преступление, своевольно оставив место, где поставил его на страже военачальник, так и ты, быв Создателем введен в жизнь, ожидай, пока сам Он и свести тебя с места службы твоей благоволит. Стой на божественной страже; а если сам сойдешь с караула, то будешь судим военным судом, и казнен смертью». Если язычник таким образом мыслил, то мы ли не устыдимся уныния, мы ли не убоимся отчаяния, когда Сам Бог глаголет вам в книге Откровения: «Побеждающий (всякую богопротивную страсть, напр. безрассудную печаль и т. п.) наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливым же и неверным, и скверным, и убийцам, и любодеям, и чародеям, идолослужителям и всем лжецам – часть в озере, горящем огнем и серою, это есть смерть вторая» ( Апок.21:8 .)? При сем случае и то еще надобно представить себе, что сродство по плоти в мире светло-духовном совершенно восходит и изменяется в сродство по духу, или совсем прекращается и предается забвению ( Мф.22 −30). А что в числе погибающих в приведенном тексте из Апокалипсиса, не поименованы прямо самоубийцы, это значит, что они суть убийцы по превосходству. И чем ужаснее эта вторая смерть, которая поглотит их от лица Божия, и всех блаженных чад Его, тем радостнее должно быть в сердце твоем, несчастная матерь. Благодарение Богу о рабе Его Сергие, сыне твоем, что он оставил тебе, и супруге своей, и всем родным своим, и всей Церкви святой право с Иовом многострадальным воскликнуть о нем: «Господь дал, Господь и взял; буди имя Господне благословенно!». Но вы Иовы, озаряемые светом Евангелия, вы должны говорить более сказанного Иовом Ветхого Завета: «Господь дал, Господь и взял, Господь и отдаст, что взял, и притом во сто раз более, нежели сколько Он взял у нас». Итак, буди имя Господне благословенно! He говорит ли Дух Святой в посланиях Апостольских: «Наше жительство на небесах, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу славы Его, силою, которою Он действует, и покоряет Себе все» ( Флп.3:20 −21)? И паки: «Если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Итак, что в теле женщины – образовательница организма человеческого, то в теле Церкви – истинные пустынники, крепко утвердившиеся Духом Божиим во внутреннем человеке, имеющие в себе Христа, в сердца их вселившегося верою. Таковы и были действительно Павел Фивейский, Антоний, Пахомий, Варсонофий; таковы и теперь истинные подражатели и наследники духа и дарований их, где бы их жительство ни находилось, в лесах ли, в степях ли, в шумных ли городах, в многолюдных ли общинах, мужского ли пола или женского (во Христе нет сего разделения, в Нем все одно – новая тварь – и только); таковы и во все времена до скончания века будут сии истинные пустыннолюбцы, исповедники внутренней жизни и таинники благодати Христовой. Все они составляют одно в теле Церкви – образовальницу христианства или жизни Божественной в человечестве. Сей-то образовальницы внешними выражениями или формами были бы общины Миссионерские Образовательные, мужские и женские, и потому существенное добро, богатство и силу тех и других составляли бы братья и сестры, которых украшение же – не внешнее плетение волос, не золотые уборы, не наряды в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленном украшении кроткого и спокойного духа, что драгоценно пред Богом. Посему-то Господь в притче о Великой Вечери говорит, что, когда уже все было готово, и званые все, как бы сговорясь, начали извиняться и отказались, тогда хозяин дома, разгневавшись, сказал рабу своему: «Поди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых», и что потом, когда раб сказал господину: «Исполнено по приказанию твоему, и еще есть место», господин сказал рабу: «Поди по дорогам и изгородям и уговори прийти, чтобы наполнился дом мой» ( Лк.14:11–23 ). Значительность Великой Вечери разнообразна, но это разнообразие есть в то же время единство. Нищие не имеют ни земли, ни волов, увечные, хромые и слепые, а за ними и странники, означаемые дорогами, и юродивые, означаемые изгородями, остаются в безбрачном состоянии и не думают о супружестве, потому во всех этих разрядах нашлись достойные быть причастниками Великой Вечери, находятся души, любящие Христа, возлюбленные Христом и Отцом Его, которым Христос является Сам, которые слышат голос Его, когда стоит Он у двери и стучится, и отворяют двери, и Он входит к ним, и вечеряет с ними и они с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Молю благость Его, да возвратит Вам здравие, по человеческим соображениям, весьма благопотребное для детей. Но кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником? Предадим сами себя и друг друга Отцу небесному, и покорим желания наши святейшей воле Его по примеру Гефсиманского Страдальца, в молении о чаше смерти лютейшей вещавшего: «Но, не как Я хочу, а как Ты, буди воля Твоя»! С искренним чувством живейшей благодарности уведомляю вас, достопочтеннейший Дмитрий Тимофеевич, что и деньги в пользу миссии, и бедных между новокрещенными, и преизящные изображения Иисуса Христа, и превосходные стихотворения Степана Дмитриевича, 150 получены мной в совершенной целости. Как принесу вам достойное благодарение? Помолюсь Господу Богу, да воспримет в Свое всемогущее покровительство искренние желания недостоинства моего, относящиеся к болезненному состоянию Вашему, и да приидет на Вас благословение Божие! С того времени, как по водительству Провидения Божия, вошел я в близкие соотношения с Григорием Тимофеевичем, никогда не отделял Вас и чад, Вам дарованных Богом, от брата Вашего, в моих воспоминаниях, помышлениях, желаниях. Милостивые государи Николай и Георгий Дмитриевичи! Милостивая государыня Надежда Дмитриевна! Душа моя исполнена приятнейшими чувствами благодарности в отношении к Вам, и всегда радуется, вспоминая о Вас. Я желаю писать к Вам в другое время досуга, а теперь скажу кратко: помните, что Вы ученики Иисуса Христа единородного Сына Божия, и дети Божии. Помните, что Вы облеклись в Иисуса Христа, когда крестились во имя Его. Помните, что Господь Иисус Христос невидимо с Вами во все дни до скончания века. Да ополчатся Ангелы Божии окрест Вас, мои Господни, и возлюбленные во Христе други и братия! Да сохранят Вас невредимыми от соблазнов мира, и наставят Вас радовать сердце родителя Вашего прекрасными успехами в науках и благонравием. Будьте благополучны. Преданный Вам Архимандрит Макарий. 1836 г. Июня 20 д. Бийск. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Но скажут: греческий перевод ветхозаветной Библии освящен евангелистами и апостолами, в приводимых ими свидетельствах из книг пророков. Итак, если и надобно издать все книги Ветхого Завета на российском наречии, то не лучше ли перевести их с греческого перевода, чем с еврейского оригинала? Но апостолы и евангелисты, употребляя греческий перевод ветхозаветной Библии по тому же, почему Господу было благоугодно передать учения и откровения Нового Завета людям на еллинском языке, нигде, однако, не изрекают отвержения против еврейской Библии. Напротив ап. Павел торжественно утверждает, что Бог не отвергнул народа своего, который Он прежде знал, а в другом месте сказав, что необрезанный по природе, исполняющий закон, осудит иудея, когда он и при писании, и при обрезании преступник закона, он предлагает вопросы. Какая выгода быть иудеем? Или какая польза от обрезания? И ответствует: великая, во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Апостол, без сомнения, говорит здесь о еврейском оригинале ветхозаветной Библии. Ибо слово Божие в еллинском переводе уже давно было передано и другим народам, и греческая Библия 70 толковников уже была общей собственностью иудеев и язычников. Но св. Павел говорит, что иудеям, а не другому какому-нибудь народу вверено слово Божие, для сохранения истинных откровений Божиих в человеческом роде. Поэтому иудей, будучи напоен словом Божиим со молоком матери, зная закон Моисеев и пророчества о Христе из детства, удобнее, чем язычник может обрести путь спасения во Иисусе. А когда он обрел Мессию в Иисусе Назарянине, то ему остается только быть верным познаваемой истине, и исповедать ее с праводушием Нафанаила, чтобы видеть небо для человеков отверстым в Иисусе, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к сыну человеческому, на пользу и спасение грешных братий Его. Итак, писания у иудеев на еврейском языке хранящиеся, на которые св. Павел указывает, суть по свидетельству его, слово Божие. Но он не сказал, что иудеям оставлено слово Божие, как остаются умирающие лучи заходящего солнца на вершинах гор, а сказал: «вверено», то есть и ныне, хотя евреи оказались неверными духу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Но я, на случай важнейших скорбей и действительных страданий, хочу сказать Вам в добавок к тому, что было писано, но по недостатку времени, еще не все нужное было написано. Нынешние временные страдания, говорит Апостол Павел, ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в вас ( Рим.8:18 ). А чтобы не остаться в туманном понятии о сей славе, тотчас надобно вспомнить слова сего же Апостола в послании к Колоссянам: « Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос – жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь во славе» ( Кол. 3:3 −4). Потом надобно прочитать в послании к Филиппийцам его же учение о состоянии прославления, в каком будут вечно истинные ученики Христовы по воскресении: «Наше жительство на небесах, говорит он, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу Его ; силою, которою Он действует, и покоряет Себе все» ( Флп.3:20 −21). Но Сам Спаситель говорит, что праведники воссияют как солнце, в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). И вы помните, может быть, что Преп. Макарий Египетский пишет о сей славе сынов Божиих, которая в них сокровенно пребывает и в сей еще жизни, а торжественно откроется в вечности. Имея такия обетования Божии, станем укрепляться помышлением об них в терпении. С терпением будем пробегать предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр.12:2 ). Прочитайте и далее эту главу. Здесь Вы многие изречения найдете такие, которые могут ободрить и внушить Вам, приличное ученице Христовой, мужество. Но я все еще не сказал всего, что хочу сказать. Если Вы любите Иисуса Христа, то поймите Апостола Павла, который говорит: «Я радуюсь и в страданиях». Страдания его были участие в Христовых страданиях ( 1Пет.4:12 ). Страдания его были Христовы страдания (2 Kop.1:5), и по мере того, как они умножались в нем, умножались Христом небесные и Божественные утешения. Их и Вам, и себе желая, предаю Вас Богу в благодатному слову Его ( Деян.20:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Они похожи на двери, хотя конечно не на врата небесные, некогда открывшиеся в духе Патриарха Иакова, в сновидении, когда он был в Вефиле, а показавшие ему таинственную лествицу, по которой Ангелы Божии от земли восходили на небо, и с неба нисходили на землю, и которая на вершине своей являла Бога. Приятно было поглядеть на луну, и погадать состав массы ее, не известковый ли. По крайней мере, так показалось мне, и подтверждал Профессор Симонов. 544 Приятно было посмотреть на Юпитера в поясе, и на его невидимых для безоружного зрения спутников, которые вместе с планетою, вот какую представляли фигуру. Приятно было видеть Сатурна в кольце, и слушать астронома Симонова, мужа украшенного многими знаниями. Если, думаю, и простой зритель природы, которого душа в дружественной гармонии с творением Божьим, наслаждается священным умилением, взирая на небо, усеянное звездами, и восклицает с Давидом: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню переливает слово, и ночь ночи открывает познание. Нет языка, и нет наречия, на котором бы не был слышан голос их. Звук их проходит no всей земле, и слова их до предела вселенной» ( Пс.18:2 −5). « Иегова, Господь наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Ты вознес величие Твое превыше небес. Когда взираю на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что ты посещаешь его?» ( Пс.8:2 −4:5). Если, говорю, сию гармонию миров слышит и тот, кто геометрии не учился, и восхищается, и кого Пифагор не принял бы в школу свою, и тот, имея правое сердце, может чрез рассматривание тварей, видеть невидимое Божие, Его вечную силу и Божество ( Рим.1:20 ) и удивляться, то сколь возвышенные и смиренные, благороднейших и блаженнейших утешений исполненные чувствования, известны сердцу мудрого, созерцающего дела и уставы Божьи в естестве умом просвещенным и религиею и наукою? Обозревая сокровища Анатомического кабинета, мы смотрели с чувством благоговения на младенца в утробе матери, как бы висящего и там в колыбели, сотканной рукою чудной художницы – Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Письмо, которым я отвечал на жалобу Вашу, касательно клопов и тараканов, я нарочно для того и послал к Вам обратно, чтобы Вы берегли его на случаи искушений. Если Вы еще не уничтожили этой записки, то положите ее на сохранение. Мне кажется, что Вам не только не стыдно будет в иное время взглянуть на нее, но и приятно и назидательно. А если теперь все еще Вы стыдитесь видеть немощи, недостатки, беспорядки и согрешения свои, то поверьте, это знак самолюбия, еще в силах и в крепости находящегося. Но предавайтесь, как можно чаще, в помышлениях и в чувствованиях Ваших Всеблагому Врачу, Спасителю, Единому истинному Отцу и Учителю Вашему, и верному, неизменяющему, неизменяющемуся Другу и Утешителю уповающим на Него. Он убиет сего врага Духом уст Своих. И изливая любовь Божию Духом Святым в сердце Ваше ( Рим.5:5 ), будет соделывать вас новою тварью, созданною по·образу Божию (2 Kop.5:14−21) в праведности, в святости истины. ( Еф.4:24 ). И как Он начал в вас доброе дело, то Он и будет совершать его, даже до дня явления Своего славного ( Флп.1:6 ), когда в Вы с Ним явитесь во славе. ( Кол.3:1 −13). Если мы веруем в Него, то будем и надеяться на Него, и возлюбим Его. Вера, надежда, любовь, сии три суть одно. Но все сии блага, суть дарования милосердия и благодати Божией, и не от вас, и не по вашим заслугам, a по заслугам Иисуса Христа. Он – человек твой, Он и Бог твой. Полнота и чистота твоя в Нем. Но, наконец, и Его полнота, чистота, святость и праведность долженствуют открыться и прославиться в Вас. Это составит блаженство и торжество всей вашей вечности. Итак, пусть ныне действует в Вас сия святая троица – вера, надежда, любовь. Так ли Вы что-нибудь делаете с Божьею помощию, или видите, что не так, смотрите на самые худости свои, и на все виды бедности Вашей, и поврежденной в ветхом Адаме натуры, очами веры в Иисуса Христа, и всегда чающей Его надежды и любви прилепляющейся к Нему и держащейся Его, будете с миром Божьим и с успехами добрыми. Мне не совсем понравилось то, что Вы говорите сами себе: «смотри же, не старайся нравиться настоятельнице» и т. д. Лучше говорить с Господом о душевных и телесных нуждах и скорбях, лучше молиться и говорить: «О Господи Иисусе Христе! Научи меня благоугождать Тебе во всех исходах и входах моих, быть послушною, искреннею и усердною к настоятельнице и ко всем сестрам, во славу святого имени Твоего и во спасение моей души, которую Ты благоволил искупить от клятвы закона честною Твоею кровью. Так, я надеюсь по благодати Твоей, что Ты будешь учить меня, и предаюсь Тебе, как Наставнику и Спасителю моему»! Писем, которых я назад не требую, не надобно возвращать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

По вознесении же на небо Господь наш Иисус Христос излил на возлюбленное и искупленное Им человечество благословение от Бога Отца, послав апостолам Духа Святого, да будет вечно в Церкви Его и да соединяет все племена земные во единую святую Церковь единого истинного Бога, в Пресвятой Троице славимого, проповеданием Евангелия Иисуса Христа Сына Божия и прославлением Его в верующих. Духом Святым Господь Иисус Христос царствует в Церкви Своей и воинствует с нею, покоряя скипетру Царства Своего, скипетру правоты, все народы. И как самая вера не от нас, а дар Божий, то, без сомнения, всяк приемлющий Иисуса Христа, то есть верующий в Него, приемлет Духа Святого. Верою усвояются душе Христова праведность и Христовы страдания за грехи мира, и таким образом совершается оправдание ее во Иисусе Христе перед Богом не какими-нибудь делами ее, потому что она не могла творить добрых дел, когда была без Христа ( Еф. 2:12 ), но по милости Божией и по вере, которая ей даруется от Бога, дабы она не отвергла сей милости, а приняла ее. Но сия вера, оправдывающая грешника святою жизнию и смертию Иисуса Христа, будучи силою Духа Святого, Который есть Дух жизни, и сама жива, имея в себе от Духа Святого надежду на Иисуса Христа и любовь к Нему, и уже действует сею любовию, которую имеет от Духа Святого и которая есть исполнение, сущность и дух всего закона, так что в вере содержатся все семена добродетели, приносящие плод богоугодных деяний во время свое. Верою во Христа, надеждою на Христа и любовью ко Христу человеческая душа соединяется со Христом, возрождается в Нем, делается новою тварию, соединенною для добрых дел, теряет собственную нечистоту и греховную жизнь ветхого человека и получает святую жизнь от Иисуса Христа, которая как зачалась от Слова Истины, так и питается Словом Истины, оказываясь молитвою и различными богоугодными действиями воли освобожденной от греха и служащей Богу и человечеству в духе детской любви и благодарности к Отцу Небесному, в преданности и послушании внушениям Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Пока строился этот дом, все язычники, там жившие, уверовали в Бога и крестились. Некоторых из них крестил Преосвященный Макарий. Всех крещеных там более сотни. Крещение аккорымских жителей В Ак-Корыме 314 жили некрещеные – более десяти юрт. Они жили от моего местожительства в расстоянии около двадцати верст. В течение пяти лет я много раз бывал у них, беседовал с ними о Боге, о Его благости, о Его чудесах; рассказывал, начиная от Адама до последнего века. Они говорили: «Такие беседы мы слышали здесь от миссионера Макария, говорившего по-алтайски. Хотя он и правду говорил, но мы не смеем оставить веру нашу которую мы унаследовали от предков». Еще говорили: «Мы боимся, что если мы крестимся и примем другую веру, то земля и вода, Богатый Ульгень и духи, которым мы приносим жертву, прогневаются на нас и будут делать нам зло. И что за нужда нам креститься? Новокрещеные хотя ходят в церковь и молятся Богу, но они живут не лучше, не богаче нас». Слыша от них такие слова, я говорил им: «Из новокрещеных самый беспомощный, бедный имеет чудесное, никогда не оскудеваемое имущество, – поэтому он богаче самого богатого из вас». Затем беседовал с ними о неоскудеваемом Небесном сокровище. Некоторые из них стали колебаться в мыслях и говорили: «Может быть, когда-нибудь мы и крестимся, но теперь пока нет у нас такого желания». Видя их колебания, я стал посылать к ним по праздникам псаломщика Якова, и он ездил к ним, беседовал с ними. Однажды на третий день праздника Пасхи я послал к ним Якова для беседы. Через сутки он прислал ко мне письмо: «Здешние жители почему-то стали в разговорах со мною грубы, некоторые вовсе не слушают моих бесед; я хочу воротиться домой». Прочитав это письмо, я пришел в волнение; разгорелось мое сердце. Я зазвонил в колокола; сбежались новокрещеные, большие и малые, и тревожно спрашивали: «Что случилось?» Я сказал: «Подымите иконы Спасителя, Божией Матери и святых и отправляйтесь вверх по Чулышману к крещеным, живущим в Коо. Там переночуйте; утром рано я приеду туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010