Закрыть itemscope itemtype="" > Божие чудо Обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва) 06.03.2024 333 Время на чтение 8 минут 24 февраля 2024 года митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил Божественную литургию в Троицком Рождества Богородицы Оптином женском монастыре города Болхова Орловской митрополии. Архипастырю сослужили секретарь Барнаульской епархии архимандрит Иларион (Морозов), первый проектор Барнаульской духовной семинарии протоиерей Георгий Крейдун и духовенство Орловской епархии. По окончании Божественной литургии по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в склепе-усыпальнице монастырского Троицкого храма были обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва). В этот же день, 24 февраля, из Троицкого Оптина монастыря мощи преподобного Макария принесли в Богоявленский собор г. Орла. В Богоявленском соборе Орла святыня будет находиться до мая этого года. Позднее мощи преподобного Макария Алтайского передадут в Алтайскую митрополию. Десница святого будет храниться в Троицком Оптином монастыре Болхова. О том, что 24 февраля 2024 года в Болховском Троицком Оптином монастыре был совершен чин обретения мощей преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского сообщено на сайтах Московской Патриархии, Орловской и Барнаульской епархии. И мы должны учитывать значение и уникальность этого памятного события в духовной жизни России. Как и то, что к нему шли около 18 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – резолюцией от 19.10. 2023 года благословил признать мощи преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского и обрести оные в Болховском Троицком монастыре, резолюцией от 21.11.2023 года благословил перенести мощи преподобного Макария Алтайского в Алтайскую митрополию. Но этому предшествовала большая и кропотливая работа. И надо назвать имена тех, без кого это событие могло бы не совершиться, или это произошло значительно позже. Особо надо вспомнить и поблагодарить схиархимандрита Илия (Ноздрина), который приложил столько сил и молитвенной поддержки для восстановления этого древнего монастыря – жемчужины Русского Православия – Болховского Троицкого Оптиного монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/bo...

Катон-Карагай (Алтайская). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1882. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район, с. Катон-Карагай (б. станица Алтайская) Координаты: 49.177671, 85.584718 Проезд:Проезд от г. Усть-Каменогорска по шоссе - более 400 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Катон-Карагай (Алтайская). Покровская церковь (1882). В настоящее время Катон-Карагай состоит из двух, в прошлом самостоятельных частей: казачьей станицы Алтайской и поселка Катон-Карагайского. Вот как их характеризует известный исследователь края священник Борис Георгиевич Герасимов в своей статье «Поездка на Рахмановские минеральные ключи». «…Станица Алтайская лежит в долине левого притока Бухтармы Сарым-сакты и вся утопает в зелени садов. По улицам с журчанием протекают арыки. Прекрасная, густая аллея, преимущественно березняка, придает поселению живописный вид. В станице Алтайской кончается почтовый тракт из Устькаменогорска и сменяется уже далее земским. Местность, на которой раскинулась станица Алтайская, принадлежала ранее Китаю, но, по отмежеванию границы, перешла в фактическое владение Русского правительства. Основание станицы положено в 1871 году. В Алтайской имеются: церковь, прекрасное здание школы, почтовое отделение (Катон-Карагайское), здесь же местопребывание алтайского лесничего, медицинского персонала и ветеринарного надзора. Существующая с 6 по 19 декабря ярмарка имеет, по слухам, оборот до 250 тысяч рублей… Катон-Карагайский поселок расположен в двух верстах от станицы Алтайской. В поселке есть базар, таможня, школа, камера мирового судьи, избушка на курьих ножках с вывеской «Алтайский арестный дом». Здесь же живет и крестьянский начальник Устькаменогорского уезда…» В настоящее время эти два населенных пункта составляют единое целое. Однако, в отличие от начала XX века, начало XXI можно охарактеризовать как период значительного упадка Катон-Карагая. На месте большого количества домов теперь лишь поросшие травой бугорки, многие здания стоят в развалинах и производят тягостное впечатление. В руинах находится и православный храм, вид на который открывается сразу же при въезде в село. Над крышами низеньких одноэтажных строений возвышается тяжелая, темная громада деревянной церкви, кажущейся особенно громоздкой, приземленной, из-за отсутствия своих вертикалей, некогда пронзавших небосвод. Постоянно ощущается громадное напряжение борьбы с земным притяжением, мучительное стремление пронзить атмосферу – явление, характерное для обезглавленных русских церквей. Впечатление грозной мощи храма многократно усиливается чернеющими глазницами пустых оконных проемов, а также ребрами стропил шатра основного объема, лишь частично сохранившего железное покрытие.

http://sobory.ru/article/?object=15373

Б.А. Тихомиров Скачать epub pdf Содержание I. Очерк жизненного пути II. История и характерные особенности перевода     Архим. Макарий (1792–1847), «один из самых замечательных людей той эпохи» – присоединимся к оценке, данной ему известным отечественным богословом и церковным историком о. Георгием Флоровским , знаменит среди церковных деятелей в. прежде всего как выдающийся миссионер, основатель и первый руководитель Алтайской миссии (1830–1843 гг.), а также переводчик Священного Писания Ветхого Завета на русский язык. Память о нем не осталась обойденной вниманием исследователей. Его жизнеописанию был посвящен ряд монографий, были публикации, анализирующие его деятельность и творчество. Среди основных работ можно указать: Птохов П.В. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899 г.; Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. М., 1888 г.; Харлампович К.В. Архимандрит Макарий Глухарев. По поводу 75-летия Алтайской миссии. СПб., 1905 г. Исчерпывающую библиографию трудов, посвященных архим. Макарию, можно найти в предисловии к изданию его писем, подготовленному Харламповичем: «Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии» (Казань, 1905). Отдельное внимание переводу архим. Макария в своем труде уделяет А. И. Чистович : «История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899; М., 1997». I. Очерк жизненного пути Родился Михаил Яковлевич Глухарев, в будущем архимандрит Макарий, 30 октября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника, широко известного в округе своей ревностной проповеднической деятельностью. Начало его образовательного пути было типичным для юношей из духовного сословия: училище и семинария. К несчастью, дикость отдельных порядков, царивших в низших ступенях тогдашней церковной школы, не обошла стороной молодого Михаила. Из-за сумасбродной выходки одного из преподавателей Вяземского духовного училища он получил серьезную простуду, осложнением которой на всю жизнь осталась слабость голоса и легких.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский; 1835–1926) как проповедник Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях 24 января 2012 года Аудиофайл Часть 1 Аудиофайл Часть 2 24 января 2012                          Протоиерей Максим Максимов,                       член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии     СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ И АЛТАЙСКИЙ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ; 1835–1926) КАК ПРОПОВЕДНИК Среди многочисленных забот, которыми живет сегодня Русская Православная Церковь, особого внимания достойны вопросы миссионерства и христианского просвещения. Знаменательно, что на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года была совершена канонизация не только Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, но и двух подвижников нашей Церкви, просиявших в трудах апостольского просвещения народов нашего Отечества. Это известные труженики Алтайской Духовной миссии преподобный Макарий (Глухарев), основатель миссии, и продолжатель его дела святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский). В 2011 году издательством «Булат» при непосредственном участии членов Синодальной комиссии по канонизации святых выпущен в свет четырехтомный сборник «Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения» святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Алтайского. Опубликованное гомилетическое наследие дополнено рядом статей и переводов святителя Макария об Алтае, миссии и миссионерах; также опубликованы его ранние дневниковые записи и ряд писем, полученных от обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. Вниманию участников конференции предлагается доклад о проповеднических трудах равноапостольного просветителя Алтая святителя Московского Макария (Невского). Вся жизнь его была служением Богу. Промысл Божий провел его от нищеты и забвения (он был восьмым ребенком в бедной семье причетника) до кафедры Московского святителя. И на всем протяжении этого пути святитель неустанно нес крест миссионера-проповедника.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

(Герасимов Маврикий Львович; 22.02.1856, дер. Елбанская Барнаульского у. Томской губ.- 28.03.1931, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из рода потомственных сельских священников. Первоначальное образование получил дома, затем учился в Томском ДУ и Томской ДС. В 1878 г. поступил в КазДА. В 1882 г., по окончании 3-го курса, оставил по болезни учебу в академии, получив звание действительного студента. 23 дек. 1882 г. поступил в Алтайскую духовную миссию . Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского ; с 1891 епископ Томский и Семипалатинский, впосл. митрополит). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888). В 1890 г. Бийское миссионерское уч-ще получило права духовного уч-ща. Был учрежден училищный совет во главе с М., на к-рый возлагалась в т. ч. аттестация учителей церковноприходских школ. 30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. В связи с переводом начальника Алтайской миссии Бийского еп. Владимира (Синьковского ; впосл. архиепископ) на Владикавказскую кафедру М. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу. Весной 1893 г. был заложен новый училищный корпус и уже осенью следующего года в недостроенном здании начались занятия. 14 сент. 1895 г. М. торжественно освятил новый корпус. В нем размещались учебные классы, спальные комнаты, начальная школа грамоты, квартиры для преподавателей, кухня и хлебопекарня. В 1895-1896 гг. М. разработал программу 6-летнего обучения в катехизаторском уч-ще, по окончании к-рого его выпускники могли поступать в духовные семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Митрополит Алтайский Сергий: За опытом духовного руководства всегда обращаюсь к святому Иоанну Кронштадтскому В жизни мы встречаемся со святыми, даже не предполагая, что они рядом с нами 18 июня, 2015 В жизни мы встречаемся со святыми, даже не предполагая, что они рядом с нами С 10 по 14 июня по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербурге, Кронштадте и селе Сура Архангельской области прошли международные юбилейные торжества «Благодарная Россия – Великому пастырю», посвященные 25-летию прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Праздничными мыслями с читателями «Правмира» поделился Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Алтайский и Барнаульский. Верующие всегда почитали святых угодников Божьих. Но также нередко в истории почитали тех людей, которые праведно жили на земле, но еще не были прославлены, и которых, быть может, Церковь и не причислит никогда к лику святых. Однако имя этих людей всегда между нами. Лесков вывел формулу русского почитания праведников и святых – не стоит город без святого и село без праведника! Это ощущение присутствия праведников в нашей жизни никогда нас не оставляло даже в эпоху воинствующего безбожия. И одним из таких праведников был святой Иоанн Кронштадтский. Про него мы знали – хотя и не было возможности достать какие-то записи или книги о нем, но Церковь живет устным преданием, которое передается из поколение в поколение. Веру нашу мы называем отеческой – потому что помним своих отцов, научивших нас ей. Таким отцом в годы моего детства и юности был праведный Иоанн Кронштадтский. Конечно, я помню и других, и их немало, с некоторыми даже встречался лично. Например, у меня была уникальная встреча с преподобным Иовом Гольским в Закарпатье, когда я студентом семинарии в возрасте 20 лет лично ездил к нему, чтобы увидеть, спросить совета, посмотреть на его праведную жизнь. Через 25 лет Церковь причисляла его к лику святых, и мне удалось быть на его канонизации и обретении мощей. В жизни мы встречаемся со святыми, даже не предполагая, что они рядом с нами. Про святого Иоанна Кронштадтского я знал, конечно, раньше, за много лет до того, как познакомился с Иоанновской семьей.

http://pravmir.ru/mitropolit-altayskiy-s...

Архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) и Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) (два письма первого ко второму) Источник Отношения архиепископа Смарагда и архимандрита Макария – в таком их звании – были довольно кратковременны, но достаточно характерны и лестны для обоих. Это были сверстники по С.-Петербургской Духовной Академии, однако Макарий (Михаил Глухарев) был старшим, принадлежа II-мy курсу (1814–1817 гг.), между тем Смарагд (Александр Крыжановский) числился в составе III-ro курса (1815–1819 гг.). Потом пути их разошлись в разных направлениях, и ( – если не считать совместного независимого пребывания в Киеве в 1825 г. – ) лишь чрез 25 лет весьма тесно встретились при совершенно обратной комбинации, когда Микарий оказался в ведении и подначалии Смарагда, который пользовался славой укротителя строптивых и исправителя заблудших. По естественному порядку и опытам вековой жизни, можно было ожидать типического проявления этих свойств, а получилось совсем иное. По разным причинам архим. Макарий рассудил оставить Алтайскую миссию и в конце декабря 1842 г. просил Синод об увольнении его от должности настоятеля ради поездки в Иерусалим на поклонение Гробу Господню. Но в правящих сферах смотрели неблаговолительно и, пожалуй, подозрительно на это благочестивое предприятие, почему Макарий был просто уволен (16 июня 1844 г.), без всякого упоминания о разрешении ему паломничества во Св. Землю. По-видимому, не без прямого участия архиеп. Смарагда устроилось так, что Макарий назначен был именно к нему в г. Болхов настоятелем Троицкого Оптина монастыря. Хотя тот не был доволен такою неожиданностию и принял ее неохотно 1 , но со стороны Орловского владыки это было знаком особого расположения, которое он питал и всячески выражал за все время, как Макарий, выехав из Алтая 4 июля 1844 г., прибыл в Болхов 15 ноября и водворился в Троицком монастыре, где он «обрел благоволение» у Смарагда 2 . Последний всегда чтил заслуженного миссионера-подвижника, ценил его авторитет весьма высоко и уважал по возможности все его ходатайства, ради которых допускал все дозволительные снисхождения 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии (Память 18 мая) Архимандрит Макарий, в мире Михаил Яковлевич Глухарев родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьме, Смоленской губернии. Родители его – священник Введенской соборной церкви о. Иаков Глухарев и мать Агапия – пользовались большою любовью вязьмитян за свою скромную и благочестивую христианскую жизнь. О. Иаков, окончивший полный семинарский курс со званием студента, был примерным священником в усердном исполнении своих пастырских обязанностей, с любовью успешно занимался проповедничеством, влиял на паству как своей ученостью, так и прекрасными нравственными качествами. Это был человек, по отзыву самого о. Макария, неизменного праводушия, общего всем доброжелательства, веры и упования на Промысл Божий И христианского мужества, скорбями искушенного. Жена его Агапия, – умная и образованная по своему времени, споспешествуя о. Иакову в строгой христианской жизни, отличалась по преимуществу кротостью и смирением. По смерти их долго добрая память о них жила и хранилась в Вязьме и ее окрестностях. Под руководством сей-то благословенной Богом четы провел детство и юность Михаил Яковлевич. Одаренный от природы богатыми способностями, впечатлительный и восприимчивый мальчик всецело поддался влиянию своих родителей и перевоплотил в себя их добродетели. О. Иаков сам занялся первоначальным образованием своего Михаила с ранних его лет. Он настолько достаточно подготовил его, что семилетний мальчик уже делал переводы с русского на латинский. 8-летнего о. Иаков включил его в Вяземское духовное училище прямо в инфиму, т.-е. третий класс. Мальчик учился здесь очень хорошо, был прекрасного поведения, исправен во всем, но тогдашний суровый дух школьного воспитания оставил на нем глубокий, далеко не безвредный след. От жестокого и грубого обращения наставника, непомерных уроков здоровье мальчика чувствительно надорвалось: он навсегда остался с острою болью в груди, слабым голосом и болезненным организмом, что немало повлияло на развитие его характера. Из Вяземского духовного училища Михаил Яковлевич переведен был в Смоленскую духовную семинарию, где в 1813 году окончил курс студентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир (Петров Иван Петрович), архп. Казанский и Свияжский Родился 29 мая 1828 года в Донской обл. Федосеевской станице. Сын простого казака, впоследствии бывшего священником на Алтае. В 1849 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1853 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 19 марта 1853 года принял монашество, будучи на последнем курсе академии. 22 окт.1853 года рукоположен во иеромонаха и определен преподавателем философии и психологии в Орловской духовной семинарии. Здесь он вместе с тем исполнял обязанности помощника инспектора семинарии и библиотекаря. Был главным редактором, издателем и даже корректором по составлению «Историко-статистического описания Орловской епархии». При последних работах он несколько раз был командирован в уездные церковные и монастырские архивы: Карачевский, Брянский, Дмитровский, Крымский, Севский и др. С 30 апр.1857 года – инспектор Иркутской духовной семинарии. С 13 июля 1858 года – инспектор Томской духовной семинарии. И в Иркутске и в Томске он трудился по историко-статистическому описанию епархий. С 13 сент.1861 г. – инспектор и экстраординарный профессор СПБ духовной академии в сане архимандрита. Будучи инспектором, читал лекции по Догматическому богословию. В то время он принимал живое участие в учреждении в Петербурге Миссионерского Общества для содействия миссии Алтайской и Забайкальской, и 24 ноября 1865 года накануне открытия этого Общества, он был назначен начальником Алтайской миссии. 16 марта 1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии ( в составе Свят.Прав.Веер.Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 год, стр.29 ошибочно указана дата хиротонии 1879 год. См. " Прав. Собес.» 1897 г., ноябрь, стр.539.) Хиротонию совершали два архиерея: епископ Томский, Петр и епископ Курский, Ефрем, ехавшие из Тобольска. В г. Вписке он открыл епархиальное женское училище. В 1881 г. избран почетным членом Казанской духовной академии. С 6 авг.1883 г. – епископ Томский и Семипалатинский. В Томске учредил Братство св. Димитрия Ростовского и достроил кафедральный собор, организовал выделку свечей и ввел воскресные чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть Величию подвига апостолов Алтая В Горно-Алтайске открыли памятник преподобному Макарию Алтайскому и миссионерам Алтайским 02.06.2017 779 Время на чтение 5 минут В день памяти преподобного Макария Алтайского, 31 мая, в Кафедральном Свято-Макариевском храме Горноалтайской епархии Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященный Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский. Ему сослужили епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат и архиерей Барнаульской митрополии: епископ Рубцовский и Алейский Роман, епископ Славгородский и Каменский Всеволод, епископ Бийский и Белокурихинский Серапион, а также сопровождающие их священники и священнослужители Горноалтайской епархии. После Божественной Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма, в конце которого состоялось открытие памятника преподобному Макарию и миссионерам Алтайским. По окончании богослужения митрополит Сергий по просьбе епископа Каллистрата вручил Патриаршие награды клирикам Горноалтайской епархии. Ордена преподобного Серафима Саровского 3 степени удостоены протоиерей Георгий Балакин и игумен Макарий (Чулунов). Протоиерей Георгий был награжден в связи с 25-летием служения в сане священника, а игумен Макарий – в связи с 50-летием со дня рождения. Идея поставить памятник всем миссионерам, потрудившимся на ниве проповеди Христовой веры, возникла уже давно. И вот, наконец, трудами скульптора, члена Союза художников России протоиерея Павла Богомолова, на средства благотворителей такой памятник – преподобному Макарию Алтайскому, а в его лице всем труженикам Миссии - был создан и установлен на территории Свято-Макариевского храма в Горно-Алтайске. Его торжественное открытие состоялось 31 мая в День памяти преподобного по окончании Божественной Литургии, которую возглавил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Когда мы читаем жизнеописания апостолов Алтая – так называют тружеников Алтайской духовной миссии – то поражаемся величию их подвига, совершавшегося ежедневно и ежечасно, без выходных и отпусков.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/02/ve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010