Тогда они явились к императору Льву и патриарху Геннадию и рассказали им все, что знали об этой святыне. Выслушав сообщение братьев, император и патриарх исполнились великой радости и вознесли хвалу Богу и Пречистой Богоматери. Затем они, в сопровождении многих вельмож, царедворцев и народа, немедленно отправились в молитвенный дом и, открыв священный ковчег, увидели ризу Богоматери, сохранившуюся и нисколько нетронутую тлением. Пораженные и умиленные царь, патриарх и все их сопровождавшие преклонили колени перед нетленной святыней и благоговейно облобызали ее. Вскоре после этого во Влахернах построен был большой великолепный храм в честь Богоматери, и в него с великим торжеством 2 июля 458 года была перенесена из молитвенного дома священная риза и положена здесь в новом ковчеге, сделанном из золота и украшенном драгоценными камнями. По свидетельству греческого церковного историка Никифора Каллиста, впоследствии в ковчег вместе с ризой Богоматери были положены еще омофор, т. е. головное покрывало Богородицы, и часть Ее пояса. Известие об этом встречается также и у нашего русского путешественника Стефана Новгородца (около 1350 г.). «Идохом во Влахерну, — говорит он, — идеже лежит риза и пояс, и скуфья на главе Ея (т. е. Богоматери); а лежит в алтаре, на престоле, в ковчеге запечатана». Сохранилось известие, что в Константинополе существовал еще и другой храм в честь Богоматери во Влахернах, построенный императором Маркианом (450—457 гг.). В этом храме положены были погребальные ризы Пресвятой Богоматери, присланные императору из Иерусалима патриархом Ювеналием. Влахернский храм, построенный императором Львом Великим, сгорел 19 января 1434 года, и теперь видны лишь ничтожные его остатки. Какова дальнейшая участь ризы Богоматери, неизвестно. Сохранились достоверные известия только о том, что Богоматерь в то время, пока риза Ее находилась в Константинополе, неоднократно оказывала чудодейственную помощь как самому городу, так и всему греческому народу во время опасностей при нападении врагов. Так, во время осады Константинополя персами и аварами в 626 году, сарацинами в 673 и 716 году, киевскими князьями Аскольдом и Диром в 866 году священная риза Богоматери при многочисленном стечении народа выносилась из Влахернского храма и погружалась в воды Босфора. Всякий раз после этого на море поднималась сильнейшая буря, от которой гибли все корабли неприятелей.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

«Положение ризы и пояса Богоматери во Влахернах» — таково пол­ное название иконы из Бородавы — имеет уникальную иконографию. благодаря объединению двух событий: положения пояса в Халкопратийском храме и положения ризы в дворцовой церкви во Влахернах. Причиной этого, по-видимому, послужило позднейшее перенесение поясаиз Халкопратии во Влахерны, о чем на Руси знали с XII века. Уже древнейшие русские изображения этих сюжетов имеют парный характер. Так, они представлены в нижнем ярусе западных врат Рождественскогособора в Суздале начала 1220-х годов. В 1195 году в Новгороде была построена надвратная церковь «во имя святыя Богородицы положения ризы и пояса». Столетиями позднее сцена совмещенного возложения святынь нашла место в росписи монастыря Сучевица в Молдове (около1601 г.), хотя здесь надпись отмечает только акт положения ризы. По сравнению с клеймом суздальских врат, в иконе из Бородавы нет принципиальных сюжетных изменений: в обеих композициях престол с киворием помещен в центре, а по сторонам от него располагаются груп­пы персонажей, включающие патриарха и императора. Однако в изображении на вратах ризы возлагает на престол сама Богоматерь, которую сопровождают два ангела. Клеймо врат сочетает признаки разных ре­дакций, следуя не тексту, а традиции осмысления событий, поскольку перенесение ризы из Иерусалима во Влахерны считалось проявлением особого благоволения Богоматери к императорскому дому и константино­польской кафедре. В изображении на вратах «благоволение» реализу­ется как действенный акт. Бородавская икона ближе к исходной историко-литературной канве, как бы к начальной ступени восприятия сюжета. При этом развитию действия сообщается и большая точность: в церемо­нии участвуют император (Лев I) и патриарх (Геннадий I), в то время как на клейме суздальских врат главная роль отведена патриарху. Подбору персонажей на иконе из Бородавы присуща определенная логика, которая соответствует значению события, привлекающего к се­бе внимание всей византийской столицы: в церемонии участвуют импе­ратрица и придворные дамы, Геннадия сопровождают некий епископи монахи, чье присутствие естественно при патриархе и императорском дворе. Ни одна из более поздних икон не дает такого разнообразия персонажей, хотя в них зачастую изображаются два византийских пат­риция — в русской письменной традиции Галвий и Кандид, усилиям ко­торых, по преданию, Византия была обязана приобретением святыни.

http://sobory.ru/article/?object=54355

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 9. Следы Богоматери на Земле Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Чем дальше шло время от блаженного Успения Богоматери, тем больше распространялись по земле иконы Пречистой и храмы в честь Ее. Основав Константинополь, император Константин поручил его покрову Богоматери и посвятил в новой столице Ей три храма. За императором и императрицей и знать стала воздвигать храмы, мужские и женские монастыри во славу Богоматери. Сами имена этих храмов отразили напряженную любовь молодого христианского общества к Матери Божией: Богородица, Благословенная, Благотворительница, Всеблаженная, Пренепороч-ная, Всецарица, Милостивая, Скорбящих Радость. Особым усердием к славе Богоматери отличалась дочь императора Аркадия св. Пульхерия, сперва разделявшая престол с братом своим Феодором, а потом с супругом своим Маркианом. Она воздвигла три великолепных храма в честь Богоматери, из которых особенно известен храм Одигитрии («Путеводительницы», — назван так в память чуда исцеления этой иконой двух слепцов), и Влахернский. Для последнего храма императрица и ее супруг не щадили средств, и благодаря этому он вышел необыкновенно прекрасен. В храме Халкопратайском императрица положила пояс Богоматери, принесенный при ее отце из Палестины в Константинополь. В храме Одигитрии поставлен образ Богоматери, писанный евангелистом Лукой, а во Влахернском положены погребальные пелены Богородицы, присланные из Иерусалима. В IX в. греческая императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, в болезни видела сон, что выздоровеет при возложении на нее пояса Богоматери; это исполнили на деле, и исцеление совершилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/440272/

Ансамбль стенописи основной части храма принадлежит к редчайшему типу храмовой декорации: состав его изображений построен на основе месяцеслова («Менология») или календаря: фронтальные полуфигуры святых в регистрах и медальонах расположены в календарной последовательности праздничных служб и дней памяти святых годового минейного цикла. Авторы росписи отобразили масштаб страшного бедствия, постигшего новгородцев в эти годы, создав памятник – мемориал, годовой помянник умерших во время эпидемии. Пояса живописи смыкались с иконами алтарной преграды, составляя с ними единое целое. Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений – всего в храме было около 400 поясных фигур и 33 фигуры в рост; около двадцати изображений сохранили подписи с частичными утратами под записями XVII в. События христологического и богородичного цикла (великие праздники церковного календаря) обозначены фигурами Христа или Богоматери. Чтение месяцеслова начинается 1 сентября (все даты даны по старому стилю) в южной части; далее годовой цикл разворачивается по часовой стрелке, спускаясь вниз по стенам и граням столбов. Из наиболее известных святых узнаются полуфигуры Симеона Столпника в челе южной подпружной арки, представленная в пару с молодым мучеником Мамантом (память 1 и 2 сентября), между изображениями евангелистов Матфея и Марка. Праздник Рождества Богородицы (8 сентября) отмечен полуфигурой Богоматери – первой с запада на подпружной арке. Святой Иоанн Богослов (26 сентября) изображен в люнете южной стены (крайняя восточная полуфигура нижнего пояса). Изображения, иллюстрирующие октябрь, располагались на западной стене, однако практически все они утрачены в связи с устройством в XVIII в. в этой части церкви хор. Ноябрь открывается на челе северной подпружной арки изображениями целителей Косьмы и Дамиана; далее, среди изображений в люнете вторая с запада полуфигура в верхем поясеБогородица, обозначающая праздник Введение Богоматери в храм (21 ноября); крайняя восточная полуфигура нижнего пояса – апостол Андрей. Декабрь проиллюстрирован в восточной части. Среди фигур на южном склоне подпружной арки узнается святитель Николай (6 декабря).

http://sobory.ru/article/?object=05342

Примеч. Митрополит Русский Пимен под 1387 годом упоминает, что он в день Положения ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там св. раку, в ней же лежат риза и пояс Богородицы 475 . Часть ризы Богоматери усердием князя Василия Голицына принесена и в Россию и хранится ныне в московском Успенском соборе 476 . День Положения пояса Пресв. Богородицы 31 августа (13 сентября) Кроме ризы Пресв. Богородицы, сохранился между христианами и честной пояс Ее, который, по успении Божией Матери, Ею Самою вверен был ап. Фоме 477 ; потом, как пишет Никифор Каллист 478 , передаваем был между верующими, так же как и риза Ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честной пояс Богородицы перенесен в Иерусалим, a no мнению иных, из Зилы в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивой Пульхерией, сестрой Феодосия Младшего (408–450) 479 . В IX веке Иосиф Студит написал канон на день Положения пояса, с акростихом или краегранесием: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева». В X веке честной пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва Философа (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс Пресв. Богородицы. Царица объявила о своем видении императору и патриарху; тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены были благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь Преблагословенной Девы Богородицы – Положение честного пояса Пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь , приняв от Греческой сие благочестивое установление, совершает также в этот день празднество в похвалу Преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном Ее поясе залог благословения и утверждения православных царств 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

раба Божья Татиана 2016/02/03, 07:24:50 2015/12/16, 12:27:30 Дорогие Отцы и Братия Святой Обители. Прошу Вас помолиться перед Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей за рабов Божиих Дарью, чадо мое единственное и мужа Элизбара.Чтобы по молитвам вашим помощь пришла дочери моей,чтобы она пересдала успешно сессию зимнюю в университете,она совсем опустила руки,глаза поухли,какие то препятствия на ее пути возникают ,козни человеческие и дьявольские преследуют.Я сама пытаюсь молиться ,но пока еще видимо не созрела сила слова моего,потэтому прошу ваших молитв блогомощных,помолитесь за мужа элизбара,чтобы получил желаемую работу и оградить его от врагов ,бед ,напастей и за меня грешную создание Божье ,Елену.Здравия Вам и Мира.Заранее благодарю за ваши молитвы,Спаси Господи,Прости,Помоги,Благослови.Аминь. 2016/02/01, 21:52:37 Здравствуйте дорогие Святые Отцы и братья Ватопедского монастыря!!! Прошу Вас помолиться за рабов божьих Игоря и Людмилу. Вот уже 2 года у нас не получаеться завести деток, так как у мужа проблема со здоровьем, очень хочеться детишек здоровых и крепеньких. Прошу Вас от всей души выслать нам 2 пояска ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Храни Вас Бог. Заранее благодарим. По адресу: Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Армавирская д.60 кв.165 индекс 350072 Тришкавцова Людмила Анатольевна Людмила 2016/01/31, 13:29:56 Здравствуйте святые Отцы и Братия Ватопедского монастыря! Очень Вас молю выслать мне 2 пояса Пресвятой Богородицы. Один пояс р.Б. Екатерине, она с мужем много лет не могла забеременеть, но за последние 3 месяца дважды беременела, но ребеночек умерал в первый месяц беременности, а второй - мне р.Б. Нине, может и у меня все в жизни наладиться, мне 31 год но я не замужем, храню себя для мужа, может Богородица поможет встретить будущего мужа и получиться создать семью, как и положено в миру. Мой адрес 614081г. Пермь, ул. Шоссе Космонавтов, дом 86, кв. 25. Спасибо!!! Храни Вас Бог!!! 2016/01/31, 00:58:53 Простите и благословит, дорогие отцы и братья! Прошу ваших молитв об избавлении от тяжких бесовские обстояний,голода, нищеты и долгов по квартире смиренного и не достойного раба Божия Александра у Честнаго Пояса Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии .Также смиренно прошу, Христа ради, выслать мне поясок , освящённый у Честнаго Пояса Богоматери. Мой адрес 127521, г.Москва, М-521, Анненская ул.,дом 7, кв.25.Мой е- мэйл : alexander.tkachev @ mail.ru.С радостью о Господе нашем Иисусе Христе Александр Анатольевич Ткачёв.

http://isihazm.ru/?id=1710&c_pid=6

Ковчежец с полукруглым завершением находится на обороте «Знамения» под изображением благословляющего обеими руками Спасителя, там, где на иконах Покрова, в частности, на вышеупомянутой резной композиции на кресте, изображается сам простертый мафорий Богоматери. О смысле и причинах появления погрудного или поясного изображения благословляющего Христа над Богоматерью Орантой в иконографии Покрова исследователи не писали. Возможно, такой извод Покрова, известный в иконах, происходящих преимущественно из Новгорода, наиболее ранняя из которых – конца XIV в. из вышеупомянутой церкви Покрова Богоматери новгородского Зверина монастыря 1620 , восходит именно к обороту чудотворной иконы «Знамение», где частица самого Покрова Богоматери представала молящимся благословляемой Спасителем. Но вернемся ко времени распространения на Руси культа Ризы и Покрова Богоматери. Наиболее яркое изобразительное свидетельство его связи с успенским культом – цикл из пяти клейм на Западных вратах Рождественского собора в Суздале, традиционно относимый к 1230-м гг., а недавно убедительно связанный В. Д. Саробьяновым, вслед за Г. К. Вагнером, с первым Успенским суздальским собором, просуществовавшим до 1222 г. 1621 Первоначально клейма должны были быть расположены следующим образом: «Успение пресвятые Богородицы», «Святые Богородицы тело несут ко гробу», «Положение пояса» (с вознесением Богоматери и передачей ангелами ее пояса Фоме), «Положение честные ризы» и, наконец, «Покров святые Богородицы». Не сохранившееся шестое клеймо также могло принадлежать богородичному циклу. Во всех сценах подчеркнуто божественное про-исхождение и, соответственно, истинность реликвий, то есть исторический, а не литургический аспект, о чем писал еще А. Н. Грабар 1622 . В изображениях святынь – чтившихся и чтящихся поныне в Гефсимании одра и гроба Богородицы и ее одеяний, хранившихся на престолах константинопольских храмов в Халкопратии и Влахернах – прослеживаются глубокие символические ряды, восходящие и к ветхозаветным прообразам (скинии, ковчегу Завета), и к Новому завету – престолу Царя Небесного, храму и храмовому престолу, его покровам. Еще более совершенное и многообразное выражение эти связи получили в произведениях средневизантийской живописи, что было фундаментально исследовано О. Е. Этингоф 1623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Многие из людей ведут себя весьма неразумно, обвиняя женщин, которые не могут рожать: не ведают они, что родить — это зависит от Промысла Бога, и ни женская природа, ни совокупление, ни что бы то ни было другое, не достаточно для этого». Иоанн Златоуст Об Анне. Беседа Первая. Е.П.Е., том 8а, стр. 29. 9. Прекратился мор. 22 августа 1827 г. Папа-Савва пишет: «Благодатию Святого Пояса в Эносе с 15 июня прекратился мор». Из Эноса Святой Пояс перенесли в г. Дидимотихо. В другом своем письме, датированном 12 сентября, тот же священник пишет: «Благодатию Святого Пояса здесь, как и в Эносе, прекратился мор». 10. Избавились мы от великой беды. Отец Косма Хрисулас в своем письме к Обители пишет: «В 1915 году в нашу деревню Неохори попросили привезти Святой Пояс из Обители Ватопед, дабы помогла нам от нашествия саранчи. Святыню привезли и совершили водосвятие. Появились на небе в великом множестве черные птицы и пожрали всю саранчу. Так избавились мы от беды». 11. Святой пояс на острове Итака. Гжа Эфимия Софиану, живущая в городке Вафи на Итаке, несколько лет назад хранила в своем доме «святой пояс», который подарил Святой Иоаким бабушке ее матери Марии Молфеси-Софиану. Эта святыня была поясом светло-коричневого цвета, расшитым золотыми нитями. Святыню семья Софиану хранила в домашнем иконостасе и передавала девам, которые во время таинства бракосочетания повязывали ее как «символ непорочности» на голову или на живот. Это считалось большим благословением. Затем пояс возвращали в семью Софиану. В последний раз пояс попросила семья беженцев в 1935 году. Также в семье Софиану святым поясом осеняли детей дома, когда те заболевали. К сожалению, святой пояс был утерян после разрушительных землетрясений 1953 года. 12. Остров Тасос избежал засухи. В 1957 году жители о. Тасос пришли в Обитель и просили привезти Честной Пояс Богоматери на остров, так как на острове уже много лет не было дождей, и он мог превратиться в пустыню. Отцы согласились и через несколько дней решили отправиться на остров.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-svjatog...

Честный пояс, сопутствовавший в походах греческим императорам, взят был у греков болгарским царём Коломаном и в 1151 году принесён в дар Ватопедской обители на Афоне сербским князем Лазарем. В 1387 году русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Пресвятой Богородицы. В настоящее же время одна значительная часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя царскими печатями Аркадия и Льва Философа, и помещается в алтаре соборного храма; другая же часть его хранится в Грузии, в Зугдидской церкви, куда пожертвовал её греческий император Роман, выдавший в исходе X века дочь свою Аргиру за знаменитого царя Абхазии и Грузии, Баграта Куропалата. Аргира, получившая исцеление от этого пояса, упросила отца отпустить с нею в дальнюю страну часть его. По повелению императора Александра I выстроен каменный храм в Зугдиди (в Мингрелии), где доныне святыня хранится пред иконостасом в драгоценном киоте. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Бывшая правительница Мингрелии Нина, дочь царя Георгия, при вступлении в подданство России, принесла этот чудотворный пояс в дар императору Александру I; но он, украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил правительнице и тогда же повелел воздвигнуть каменную церковь для хранения сей святыни. Нельзя также умолчать об открытии Живоносного Источника в Балаклии, в окрестностях Константинополя. Церковный историк Никифор Каллист сообщает о нём следующие сведения. Некогда в окрестностях столицы, недалеко от земляных стен и на расстоянии одной стадии от так называемых Златых врат, было прекрасное, осенённое кипарисами и платанами место, с древних времён посвящённое Пресвятой Богородице. Посреди него находился источник, при котором благодатью Божией совершалось с давнего времени много чудес; но так как это место оставалось долгое время неустроенным, то от времени источник засорился от множества кустарников и накопившейся тины, препятствовавшей течению воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Он сам говорит: «Знаете, что меня спасло? Богородица. У меня был кусочек пояска от Честного Пояса, и с тех пор я храню его в особом отделении в кошельке и не расстаюсь с ним». Монастырь Ватопед. Афон 20. Мечта стала явью. 14–4-1998 К. Ламера 9, Неа Макри «Мы писали вам о наших мучениях и попытках завести детей и о благословении, которое даровал нам Господь. Через 9 месяцев непрестанной борьбы (7 месяцев жена провела в постели) настал долгожданный день, когда мечта стала явью. С Божьей Помощью 26–12–97 у нас родилась потрясающая девочка. Святые отцы, благодарим вас за ваши молитвы. Они были услышаны Господом, и нам явила это Богородица, когда отправили вы нам икону, масло и поясок от Святого Пояса». С уважением, Константин и Елевферия 21. Мы хотим поблагодарить вас за чудотворный Пояс. Лимассол «Хотим поблагодарить вас за чудотворный Пояс Богородицы, который вы нам отправили из Обители. Еще раз Милость Ее помогла нам завести ребенка, которого нарекли мы Павлом. Благодарим вас, что вы нам помогли и Ее Благодать еще раз сотворила чудо». Нижайше кланяемся, Антонис и Георгия 22. Врач подтверждает мой рассказ. 27–4-1996 Барсау (Румыния) «Меня зовут Сулигетеан Христина, я живу в деревне Барсау, 12, в общине Харау округа Хунедоара. Я православная христианка и часто хожу в храм. Я родилась в 1971 году, и в возрасте 19 лет, то есть в 1990 году, я вышла замуж за Лукиана. Мы очень хотели ребенка, но не могли его завести. Мы пытались семь лет, нам назначали различные курсы лечения, но все было безрезультатно. Мы ездили и в Совата, на термальные источники, которые лечат бесплодие, но мне это не помогло. Мы потеряли всякую надежду завести детей, и оба были весьма расстроены. Наш семейный врач дал нам еще одну надежду и посоветовал обратиться к Богу, так как люди слабы и не все им подвластно, а для Него подвластно все. Врач сам принес мне освященный поясок (от Честного Пояса Богородицы) из Обители Ватопед, который ему дал один его друг из соседней деревни Баботок. Я начала молиться и опоясалась пояском с верой в Бога. Божественное чудо произошло быстрее, чем могла бы ожидать человеческая логика. Я забеременела, и это произошло, по подсчетам врача, в первые дни после того, как я надела поясок. Богоматерь приняла меня в свои объятия. У меня была обычная беременность, и 4 января 1998 года я родила в больнице Девас красивого мальчика, которого мы назвали Христиан-Иван, так как он родился незадолго до 7 января когда празднуют Св. Иоанна.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=287...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010