Краткое житие преподобного Исаака Сирина Преподобный Исаак Сирин родился в VII веке, в Ниневии, в провинции Катар. Провинция Катар (Бейт-Катрайе) находилась на западном берегу Персидского залива. Детство Исаака прошло возле моря. Морские образы постоянно встречаются в его сочинениях. В юности вместе с братом Исаак Сирин поступил в Лавру Святого Мар-Матфея, где принял монашеский постриг. Живя в монастыре, иноки преуспели в учености и подвижничестве, и брату Исаака было предоставлено управление обителию. Преподобный Исаак же удалился в отшельническую келлию, находившуюся неподалеку от Лавры, где всецело отдался безмолвию и уединению. И хотя брат в частых письмах к нему настаивал, чтобы Исаак вернулся в монастырь, Преподобный оставался непоколебимым в своем намерении. После того как слава о его аскетической жизни широко распространилась по Ассирии, он был поставлен епископом города Ниневии. Однако преподобный Исаак недолго пробыл на кафедре, через пять месяцев он отказался от епископства. Об этом отказе Преподобного сохранилось следующее восточно-сирийское сказание на арабском языке. Когда Исаак в первый день после рукоположения во епископа сидел в своей резиденции, к нему пришли два человека, один из которых, богач, требовал у другого возвращения долга: «Если этот человек отказывается возвратить мне мое, я буду вынужден подать на него в суд». Исаак сказал ему: «Поскольку Священное Евангелие учит не отнимать отданного, тебе следует, по крайней мере, дать этому человеку день, чтобы он мог расплатиться». Но богач ответил: «Оставь сейчас в стороне Евангелие!» Тогда Исаак сказал: «Если с Евангелием здесь не считаются, зачем я пришел сюда?» Увидев, что епископское служение не соответствует его склонности к отшельнической жизни, преподобный Исаак оставил кафедру Ниневии и удалился жить в горы... Он взошел на гору Матут и жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там. Глубоко проникнув в Божественные тайны, преподобный Исаак написал «Слова подвижнические» – книгу поучений и бесед о жизни в Боге и отшельничестве. Современный богослов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) так пишет о богословских трудах святого отца Церкви: «Преподобный Исаак был аскетом, пустынником, жившим в горах, однако его писания имеют универсальную цель. Они адресованы не только пустынникам, но и жителям городов, не только монахам, но и всем верующим во Христа. С необычайною живостию он говорит о том, что насущно для каждого христианина – о покаянии и смирении, о многообразных внешних и внутренних формах молитвы, об одиночестве и общежитии, о молчании, изумлении и экстазе. Помимо «просветленной любви», на которой Исаак ставит особый акцент, две другие темы характерны для его описания мистического пути христианина: его чувство Бога как живой тайны и его глубокое благоговейное почитание Христа Спасителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Критерии Канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 24 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 По учению Святой Православной Церкви святые, угодники Божии, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которые, в свою очередь, воздают им молитвенное чествование. Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались всем народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы. Большей частью святые делались сначала местночтимыми (в монастырях или епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их становилось общецерковным. Почитание святых вошло в обычай с самых первых дней существования христианской Церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых, в своем докладе “О канонизации святых в Русской Православной Церкви”, произнесенном на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, отметил, что “к концу первого тысячелетия Православная Церковь имела вполне сформированный список вселенских святых, празднуемый каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы” 1 . В истории канонизации святых Русской Православной Церкви выделяются пять периодов: от Крещения Руси до макариевских Соборов; собственно макариевские Соборы (1547 и 1549 гг.); от макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода; синодальный и современный периоды 2 . Правила, которыми руководствовалась Русская Православная Церковь при причислении подвижников к лику святых, в общих чертах напоминают правила Церкви Константинопольской. “Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях — наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания — местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные” 3 .

http://pravmir.ru/kriterii-kanonizatsii/

Летом 1909 г. он был назначен настоятелем ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Прилепы Минского у. С 1909 по 1922 г. вел летопись Георгиевского прихода, из которой известны подробности его пастырского служения (хранится в личном архиве свящ. Феодора Кривоноса). 24-25 сент. 1910 г. вместе с прихожанами встретил Иверскую икону Божией Матери, привезенную из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне; икона была освящена «суточным стоянием на Животворящем Гробе Господнем во Иерусалиме». Организовал продажу икон, молитвословов, крестиков и книг духовного содержания. В том же году открыл одноклассную церковноприходскую школу в дер. Избицк, относящуюся к Георгиевскому приходу. В нояб. того же года при храме создал приходское Об-во трезвости во имя Иверской иконы Божией Матери, впосл. существовало под названием «Братство трезвости» (единственное на тот момент в Минской епархии). Был участником Всероссийского противоалкогольного съезда в Москве. Боролся с почитанием в приходе статуи католич. монаха, находившейся в Прилепах со времени унии и почитавшейся жителями как изображение Иоанна Крестителя ( Щеглов. 2008. С. 21-24). В 1912 г. Святейшим Синодом награжден Библией. В том же году организовал комитет по постройке нового, каменного храма, поскольку прежний не вмещал всех молящихся. В 1913 г. им было учреждено кредитное товарищество, которое с началом первой мировой войны оказывало помощь местному населению. На средства товарищества в Прилепах был установлен ящик почтового отд-ния. В 1915 г. овдовел. В сент. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск отправил отдельным вагоном церковную утварь и колокола на хранение в г. Михайлов Рязанской губ. (имущество частично возвращено в июле того же года). 21 авг. 1916 г. Слуцким еп. Феофилактом (Клементьевым) была освящена новая, каменная Георгиевская ц. При церкви был устроен цементный резервуар для освящения воды, установлены крест и икона св. Иоанна Крестителя. В том же году при приходе были открыты церковноприходские школы в деревнях Багута и Усяжа.

http://pravenc.ru/text/469159.html

М.Н. Боголюбов Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии История свидетельствует, что куда бы и когда бы ни проникала вера Христова, всюду она являлась истинным и величайшим благодеянием Божиим, началом нового и лучшего порядка вещей, основанием всего, чем возвышались и благоденствовали народы. Проф. А. А. Царевский Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. (Казань, 1898; переизд.: Л., 1991) Выдающуюся роль в истории русско-японских отношений сыграла Российская Духовная Миссия в Японии. Русская Православная Церковь содействовала сближению двух соседних народов, установлению дипломатических отношений и развитию культурных связей между Россией и Японией. Особое место в истории Русского Православия занимают такие неординарные личности, как святой равноапостольный Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), заслуживший уважение и почитание своим подвижническим служением на ниве Православия. Святитель Николай, возглавлявший Российскую Духовную Миссию со дня ее основания (1869) и до последних дней своей жизни (1912), осознанно и добровольно несший нелегкий крест утверждения Православной Веры на Дальнем Востоке, своими деяниями утверждал слова Апостола Иакова: «Покажи мне Веру твою без дел твоих, а я покажу тебе Веру мою из дел моих» (2:18). Вот почему для нас, ныне живущих, деяния о. Николая – живой пример для раздумий и поучений. Поэтому и оценка деятельности Российской Духовной Миссии в Японии японской наукой представляет несомненный интерес с точки зрения не только ее истории, но и современного ее состояния. Остановимся на двух этапах японской историографии – начальном этапе становления Российской Духовной Миссии и распространения Православия в Японии и современной историографии последних десятилетий. Очевидно, что деятельность Японской Православной Церкви, получившей автономию от Московской Патриархии только в 1970 г., – предмет будущих исследований и публикаций. Японцы высоко ценят влияние русской философской мысли (а Православное Вероучение включает в себя ее элементы), значение исторического опыта России в критические периоды ее истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III МИЛОСТИВЫЙ [Иоанн Саманнудский] ( 27.11.686 или 689), копт. Александрийский патриарх (c 677 или 681). Сведения об И. М. сохранились в «Истории Александрийских патриархов» , он также кратко упоминается в соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.). Известно о существовании Жития И. М., составленного его ближайшим учеником и помощником Исааком Диаконом. В наст. время почитание И. М. в Коптской Церкви отсутствует. И. М. род. в г. Саманнуд в Н. Египте. Был разносторонне образован. Поступил в монастырь св. Макария (араб. Дейр-Анба-Макар). Во время паломнического путешествия по Скитской пустыне неожиданно заболел тяжелой и странной болезнью. После видения, в котором ему было открыто его буд. служение, и чудесного исцеления он вместе с 2 учениками ушел в Файюм и поступил в монастырь Братьев (араб. Дейр-эль-Ихва) недалеко от сел. Сайла. Здесь Мина, еп. Файюмский, рукоположил И. М. во иерея. Спустя некоторое время патриарх Агафон (659-677) попросил епископа прислать И. М. к нему в Александрию для знакомства, которое послужило началом возвышения И. М.: он был поставлен во главе александрийского клира. Патриарх Агафон готовил И. М. себе в преемники, он даже отказал в просьбе жителям В. Египта поставить его их епископом, что воспрепятствовало бы ему впосл. занять Александрийскую кафедру. Вступив на Александрийский престол после смерти патриарха Агафона, И. М. осознал необходимость мирного сосуществования с арабами-завоевателями. Он нуждался в их поддержке для противодействия халкидонитам, стремившимся завладеть большим количеством церквей в Александрии. Правитель Египта Абд аль-Азиз ибн Марван (684-703) оказывал покровительство И. М., хотя однажды патриарх подвергся тюремному заключению и едва избежал пыток. И. М. восстановил и украсил ц. св. Марка в Александрии. Продукция мельницы и маслодавильни, устроенных им, помогала нуждающимся выжить во время 3-летнего голода, вызванного засухами. Полемика И. М. с халкидонитами нередко заканчивалась обращением нек-рых из них в монофизитство.

http://pravenc.ru/text/469744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРМЕЛИТЫ [лат. carmelitae], общее название католич. нищенствующих монашеских орденов и конгрегаций, исторически связанных с традициями мон-ря лат. отшельников на горе Кармил (Кармель), основанного в кон. XII - нач. XIII в. Для всех К. обязательным является полное или частичное соблюдение устава, написанного лат. патриархом Иерусалимским католич. св. Альбертом. Устав предписывает К. аскетический и созерцательный образ жизни в сочетании с проповедническим и благотворительным служением в миру. Для К. характерно особое почитание Пресв. Богородицы и прор. Илии, с к-рым связываются орденские традиции пустынножительства и монашеских практик, а также облачение ранних К.- мантия с 4 белыми и 3 черными полосами («плащ Илии»). По преданию орденский девиз К. также восходит к прор. Илии: «Zelo zelatus sum pro Domino Deo exercituum» (лат.- Возревновал я о Господе, Боге Саваофе - 3 Цар 19. 10). Одеяния членов ордена, утвержденные в 1287 г.: коричневая (изначально серая) или черная туника, коричневый (изначально серый) наплечник ( скапуляр ) с капюшоном, кожаный пояс, белая мантия (для торжественных богослужений). С сер. XVI в. особенностью К. стали монашеские имена, дополненные посвящением мистическим аспектам Бога, Богоматери или святым, с к-рыми связывает себя член ордена (напр., Елизавета Святой Троицы, Тереза Младенца Иисуса и Свящ. Лика, Иоанн Св. Креста, Теотим св. Иуста и т. п.). Кроме основной, муж. ветви, представленной орденом К. («обутые» К., carmelitae calceati; офиц. название - Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo (OCarm), орден братьев Пресв. Девы Марии с горы Кармил) и выделившимся из него в XVI в. орденом босых, или босоногих, К. (carmelitae discalceati; офиц. название - Ordo Fratrum Discalceatorum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo (OCD), орден босых братьев Пресв. Девы Марии с горы Кармил), имеются еще 2 ветви - монахинь-кармелиток и терциариев (К.-мирян).

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА [Греч. Μρθα] († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца . Почитание М. сложилось не под влиянием святости ее сына, а стало результатом ее собственной духовной жизни. При этом в описании благочестивой жизни М. в миру нет никаких аскетических крайностей, хотя она искренне стремилась угодить Богу. Особую роль в жизни М. сыграло покровительство св. Иоанна Предтечи, неоднократно являвшегося ей в видениях. Житие М. (BHG, N 1174) лишь бегло касается раннего этапа ее жизни и посвящено гл. обр. событиям, предшествующим ее кончине, затем описаны перенесение ее мощей из Антиохии на Дивную гору и чудеса при гробе святой. Поскольку Житие М. было написано немного позже Жития прп. Симеона (BHG, N 1689), то, возможно, это было сделано преднамеренно, т. к. сведения о происхождении М., ее вступлении в брак, чудесном предвозвещении о рождении сына и его воспитании уже были подробно изложены в Житии прп. Симеона. Считается, что автором Жития М. был один из учеников прп. Симеона. М. происходила из Антиохии, из благочестивой христ. семьи. Ее родители захотели выдать дочь замуж за юношу Иоанна из Эдессы, но она, желая вести девственную жизнь, не соглашалась вступать в брак. М. пошла в ц. св. Иоанна Предтечи в пригороде Антиохии и горячо молилась Господу, прося устроить все так, как было бы спасительнее для нее. М. было видение, в к-ром ей велено было подчиниться родителям и вступить в брак. Выйдя замуж, М. стала образцовой супругой. Она часто приходила в ц. св. Иоанна Предтечи и молилась о рождении сына, которого хотела посвятить служению Богу. Однажды во сне М. явился св. Иоанн Предтеча и сказал, что ее молитва услышана и она родит великого подвижника Симеона. В знак благоволения Божия св. Иоанн Предтеча дал М. кадило с благовонием. Проснувшись, она увидела в руке кадило, от к-рого исходило «неизреченное благоухание».

http://pravenc.ru/text/2562506.html

митрополит Гедеон (Докукин) От автора Мысль о написании этой работы родилась у автора еще в то время, когда он проходил служение в качестве священника на Северном Кавказе. В ходе пастырской деятельности приходилось часто встречаться с исповедующими христианство представителями горских народов – осетинами, кабардинцами, а также калмыками. Стало известно о существовании православного храма в Северной Осетии, о том, что среди магометан-кабардинцев есть еще целые семьи, из рода в род передающие христианство, что многие некогда крещеные калмыки совершают православные обряды. Одновременно выяснилось также, что на Северном Кавказе сохранилось множество древнехристианских храмов и доныне являющихся предметом глубокого почитания среди окружающего населения. Автору довелось побывать на вершинах Рим-горы, вблизи Кисловодска, в Зеленчукском ущелье, долине реки Кубань, горах Кабарды, где на каждом шагу встречаются следы раннего христианства, воспринятого некогда народами Северного Кавказа от Византии. В ходе работы автора глубоко волновали вопросы миссионерской деятельности на Северном Кавказе, препятствия на этом пути, деятельность выдающихся иерархов, да и история Кавказской церкви в целом. Обширность темы, имеющей целые самостоятельные разделы, естественно, не могла не отразиться на содержании и характере данного труда. В нем предпринята попытка рассмотреть основные этапы христианского просвещения народов Северного Кавказа до и после присоединения его к России, проследить развитие здесь христианства по некоторым письменным источникам, древним христианским археологическим памятникам и пережиткам Христова учения в верованиях горцев. Эта же цель вызвала необходимость сделать обзор деятельности внешней (среди горцев-иноверцев) и внутренней (среди Кавказской христианской паствы) миссий, проследить историю учреждения самостоятельной Кавказской епархии. Что принесло с собой христианство на Северный Кавказ, какое влияние оказало оно на мораль, культуру и быт горских народов? Эти вопросы неизменно стояли в центре внимания во время работы над настоящим исследованием, при изучении светской и духовной литературы. Дополнительные трудности создало то, что церковные авторы, к сожалению, не часто обращались к непосредственной истории распространения христианства на Северном Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Онуфрий: Святые угодники Божии представляют свои милости там, где почитается вера в Господа Иисуса Христа Чем больше мы будем стремиться уподобляться своей жизнью к жизни и веры угодника Божия Николая, тем большую помощь святого получим. 19 декабря, 2014 Чем больше мы будем стремиться уподобляться своей жизнью к жизни и веры угодника Божия Николая, тем большую помощь святого получим. Накануне дня памяти святителя Николая редакция официального сайта Киевской Митрополии обратилась к Предстоятелю Украинской Православной Церкви с несколькими вопросами по поводу всеми ожидаемого праздника. Ваше Блаженство, святитель Николай особо почитаемый в Украине, в его честь построено множество храмов, имя Николай было распространено среди православных верующих. Чем это объяснить? Среди сонма святых угодников Божьих святитель Николай занимает особое место . Его уважают даже иноверцы . Господь избирает людей среди миллионов других, и они сияют на небосклоне святости большим сиянием молитвы Господу за род человеческий. Ему посвящены службы, акафисты, ему молятся люди во всем мире. Его честные мироточивые мощи и ныне хранятся в итальянском городе Бари, привлекают к себе людей со всех концов света. Но особо почитаемый святитель Николай в Православии, ведь за чистоту веры он выступил еще на I Вселенском Соборе в 325 году против арианской ереси, где была принята первая половину Никейского Символа Веры. Святитель Николай с первых лет и даже часов жизни был одарен большой благодатью Святого Духа. Передача рассказывает нам , как младенец Николай простоял 3 часа в крещенской купели, как отказывался от материнского молока в среду и пятницу. Его христианская ревность при жизни иллюстрировала великие подвиги молитвы, аскезы, Христова милосердия. Он хотел уединиться в пустыне, но Господь призвал на святительское служение среди людей, хотел быть неизвестным, и показал ему авторитет вселенского учителя, которого слушались даже цари. И почитание этого святого на нашей земле было еще со времен равноапостольного князя Владимира.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-svy...

Молодые артисты Беларуси и России зажгли на сцене Смоленска Памятник высотой 11 м и массой около 4 т установили в сквере возле пересечения улицы Нововиленской и Старовиленского тракта, возле посольства Российской Федерации в Республике Беларусь. Святой благоверный князь Александр Невский изображен сидящим на лошади с хоругвью в правой руке. По периметру постамента отлиты три рельефа. Изображения посвящены трем событиям из жизни Александра Невского. Это благословение на брак с Полоцкой княжной Александрой Брячиславной в Витебске в 1239 году, эпизод из Невской битвы 1240 года, где князь изображен рядом с дружинником Яковом Полочанином, а также сцена приема почетных послов – папских легатов, прибывших к нему с дипломатической миссией, но получивших отказ на предложение обратиться в католическую веру. Реализация проекта по созданию монумента, идею установки которого поддержал президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, началась в 2022 году Посольством России при поддержке Белорусского Экзархата и Мингорисполкома. Символическую ленту на церемонии открытия памятника перерезали Посол России Борис Грызлов и помощник президента Беларуси – инспектор по городу Минску Александр Барсуков. Чин освящения памятника совершил Патриарший Экзарх всея Беларуси. Владыка отметил, что открытие памятника свидетельствует о единстве устремлений наших народов, которые имеют большую славную историческую память. Затем Митрополит Вениамин зачитал приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю открытия памятника, в котором Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что в своем христианском подвиге князь Александр смог соединить жертвенное служение людям, личное благочестие и глубокую духовную мудрость, заложив прочное основание для последующего возрождения Руси и общенациональной консолидации. «Церковное прославление Александра Невского в лике святых, состоявшееся в 1547 году, стало ответом на начавшееся задолго до этого широкое народное почитание князя, – отметил Патриарх Кирилл. – Не угасло оно и доныне, о чем убедительно свидетельствует множество храмов на белорусской земле, освященных в честь Александра Невского, а также открытие памятника сему угоднику Божию во граде Минска. Все это зримые символы единого духовного пространства России и Беларуси, нашей общей исторической и богатых культурных традиций».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/zr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010