Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 16 февраля 1999 года В заседании Священного Синода 16 февраля 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших священника Иоанна Иванова (1864-1918), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа на предмет их канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора.

http://mospat.ru/archive/86371-opredelen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему Святителя Николая мы почитаем великим святым? Память 22 мая 20.05.2022 1250 Время на чтение 6 минут Почитание святых и молитвы к ним - существенная часть православной веры. Отношения со святыми для христианина всегда носят характер не только личной встречи, но и соприкосновения со святостью вообще: ревностью, жертвенностью, милосердием, смирением, воздержанием в своих совершенных, " эталонных " образцах. Именно такую важную ступень в становлении церковных представлений о святости представляет собою служение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. На первый взгляд, может казаться неожиданным, почему святитель Николай для православной традиции значит так много? От времени его жизни, конца III - начала IV в., до наших дней не дошло ни образцов его проповеди, ни богословских творений, ни свидетельств заслуг в части церковного управления - того, что составило славу учителей и подвижников ранней Византии, времени называемого иначе эпохой великих отцов. И, невзирая на это, почитание святителя Николая столетие за столетием находит особый отклик в сердцах. Образ его оказывается известен далеко за пределами Православия: его чтят мусульмане и язычники-буддисты, видящие в седом старце со строгим и вместе участливым ликом воплощение доброго покровительства. Особенно же распространилось почитание свт. Николая в русском народе, так что многие в России и за ее пределами приписывают святому русское происхождение и искренне бывают удивлены, узнавая, что по крови он - грек или малоазиец. Пожалуй, всего проще было бы остановиться на этом и объяснить широчайшее почитание свт. Николая " выбором сердца " , " народным обычаем " , тем, что " исторически повелось и сложилось " . Но литургическая и богословская традиции Церкви свидетельствуют ровно о том же: о чрезвычайно важном значении, придаваемом памяти Мирейского архипастыря. В четверговые дни по Уставу, вместе с воспоминанием, творимым святым апостолам, в церквах полагается также совершение еженедельной службы в честь свт. Николая. Причем правило это, как показали исследования, имеет самое древнее происхождение и перешло к нам из Греческой Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2005/05/23/...

Кол. 2:18–19 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы», т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев 7168 . Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах 7169 , принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов 7170 . Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго 7171 . И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила – начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого Архистратига Михаила . Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре – девятом от марта, первого месяца от сотворения мира – для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит , ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2Кор. 12 – «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге Марина Михайлова   01:35 09.08.2023 3422 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

Луи Дюшен (католик) Глава XVI. Вопрос о праздновании Пасхи  Пасха у христиан. – Различия в соблюдении праздника. – Столкновение между азийским и римским обычаями. – Папа Виктор и св. Ириней. – Отмена азийского обычая. Обычай посвящать один из семи дней недели преимущественно на служение Богу был заимствован церковью из еврейской обрядности. Не отменяя для иудействующих христиан соблюдения субботы, церковь с весьма ранних пор ввела почитание воскресного дня, которое ознаменовывалось гораздо более богослужебными собраниями, чем приостановкой ручного труда. Таких собраний было два: всенощное бдение – в ночь с субботы на воскресенье и литургия – утром. В связи с этим явилось соблюдение стояний или постов, весьма рано приуроченных к средам и пятницам 344 . Что же касается праздников и постов еврейского календаря, то для христиан не было никакого основания соблюдать их и их предали забвению. Однако, один из этих священных дней, праздник Пасхи или опресноков, ежегодно напоминал о страданиях Господа. Можно было не дорожить более воспоминаниями, которые Израиль связывал и поныне еще связывает с пасхальной годовщиной, но нельзя было забыть, что в эти самые дни Господь принял смерть за спасение мира. Таким образом праздник Пасхи сохранился, но в праздновании его отпали обрядовые подробности, соблюдавшиеся у евреев 345 . Однако, благодаря тому, что с самого начала не договорились на этот счет, скоро обнаружились различия в праздновании христианской Пасхи. В Азии держались 14-го числа первого еврейского месяца или 14-го нисана 346 ; в Риме и почти всюду не придерживались строго этого числа, ибо дорожили тем, чтобы праздник пришелся в воскресенье, принимая впрочем это число во внимание, чтобы определить, к какому именно воскресенью приурочить пасхальное торжество. Эта разница в днях естественно находилась в соответствии с различным пониманием праздника. Согласно евангелистам, событие, происшедшее 14-ого нисана или на следующий день, это – смерть Христа, а в воскресенье было Его восстание из мертвых. Ни то, ни другое великое событие не могло оставаться в забвении. Почитание воскресенья тотчас же вызвало соответственное почитание великой пятницы. Обычный пост соблюдали на этой неделе с особенной строгостью, при чем большую частью продолжали его до утра воскресенья. Таким образом христиане посвящали скорби по своем Учителе все то время, которое Он пребывал во власти смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Характернейшей чертой церковного благочестия В отличие от благочестия нецерковного, то есть протестантского или сектантского, является, несомненно, почитание Божией Матери. В православном богослужении, при всем богатстве и разнообразии его состава, едва ли можно указать какой-либо чин, хотя бы самый краткий и частный, в котором не было бы обращения к Богородице или с прославлением Ее, или с молитвой о помощи и ходатайстве, или же с благодарением за такое ходатайство и помощь. Почитание Богоматери имеет, бесспорно, прочную основу в предании Древней Вселенской Церкви. Достаточно вспомнить, что оно сохранилось в обществах, отделившихся от Церкви в период Вселенских Соборов, притом в таких обществах, которые, казалось бы, не имели особого интереса хранить это почитание, например, несториане, монофизиты и подобные. Конечно, там мы видим лишь зачатки или, вернее, остатки вселенского почитания Богоматери, не получившие полного развития в силу самой логики данных ересей. Но тем и доказательней, что они сохранились вопреки этой логике. Верная своему исконному преданию, Православная Церковь как будто не находит слов, чтобы достойно воспеть Богоматерь, и не знает границ для Ее прославления. Для нашей Церкви Богоматерь - " высшая всех тварей небесных и земных " , " честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов " . Сообразно этому и предстательство Девы Марии по своему значению и силе выходит из ряда других предстательств. Мы поем: " Человеческому предстательству (а таково предстательство всех святых) не ввери мя, но Сама заступи и помилуй " . В службе же на Успение Богородицы (где прославление Богоматери достигает, можно сказать, апогея) прямо говорится: " Слава Твоя боголепная " , то есть приличествующая Богу, свойственная только Богу. I. Основанием к такому безграничному возвеличению Богоматери для нашей Церкви является отнюдь не одно, так, сказать, внешнее, объективное служение Богоматери спасению рода человеческого, не только то, что Дева Мария стала Матерью по плоти Сына Божия. Этому чрезвычайному по высоте служению Божией Матери соответствовало и Ее внутреннее достоинство, нравственное Ее совершенство, высшая степень, предел святости, какая только доступна человеческому существу под воздействием благодати Божией. Таков, думается, внутренний смысл устремление церковного учения о приснодевстве Богоматери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/377/...

Одушевленное Небо Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам так, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына. Но церковную жизнь невозможно представить без Богородичных праздников: Ее Рождества, Введения во Храм, Благовещения и Успения. О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС 27 августа, 2010 Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам так, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына. Но церковную жизнь невозможно представить без Богородичных праздников: Ее Рождества, Введения во Храм, Благовещения и Успения. О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам в такой степени, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына, запечатленные в канонических Евангелиях. Однако сегодня невозможно себе представить церковную жизнь без Богородичных праздников, затрагивающих основные моменты Ее жизни: Рождество , Введение во Храм, Благовещение и Успение . О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Радуйся, Марие! Почитание людьми Божией Матери, сначала просто человеческое, началось еще во время земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому чтению, которое звучит почти на все Богородичные праздники, некая жена, возвысив глас из народа , восхвалила чрево, носившее Спасителя , и сосцы, Его питавшие (Лк. 11:27). Но тайна Боговоплощения, центральная в деле нашего спасения, привлекала благоговейное внимание и к Той, Которой выпало послужить этому чуду. И то, что евангелист Лука взял на себя труд собрать свидетельства о событиях, сопутствовавших Рождеству Христову, говорит о начале уже религиозного почитания Приснодевы в апостольский век. Из приветствия архангела Гавриила Радуйся (равнозначно латинскому « Ave !» и русскому «Здравствуй!») , Благодатная! Господь с Тобою! (Лк. 1:28) и приветствия праведной Елизаветы Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего (Лк. 1:42) сложилась древнейшая песнь в честь Богородицы, известная всем без исключения христианским традициям. В греческом варианте и — соответственно — славянском переводе она снабжена дополнительным обращением в начале: Богородице Дево… и традиционным для молитвенных обращений окончанием с указанием на причину такого обращения: яко («так как») Спаса родила еси душ наших .

http://pravmir.ru/odushevlennoe-nebo-1/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые Архангелы Михаил и Гавриил Среди всего сонма Небесных Сил бесплотных наибольшим почитанием пользуются Архангелы Михаил и Гавриил, которым и посвящена данная книга. В ней повествуется о служении Архангелов и их явлениях, о почитании и иконографии Архангелов. Далее в сборнике содержатся рассказы о чудесах Архангелов. Кроме того, в сборник включены приложения, включающие проповеди, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, рассказ о храмах и обителях, освященных в честь святых Архангелов, а также акафисты и молитвы Архангелам. Представленный сборник предназначен для широкого круга православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Сост. А. А. Маркова Святые Архангелы Михаил и Гавриил © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2013 Предисловие Согласно вере Православной Церкви, наряду с нашим видимым миром Бог также сотворил и мир невидимый – ангельский. Ангельский мир – мир духовный: он состоит из бесплотных разумно-свободных существ, пребывающих в единении с Богом и служащих Ему. Еще до грехопадения человека в ангельском мире произошло разделение: часть ангелов под водительством сатаны – изначально одного из высших ангелов – восстала против Бога. Однако же, большая часть ангелов под водительством Архангела Михаила не поддалась соблазну и выступила против сатанинского воинства. В результате, восставшие ангелы были свергнуты с небес и в силу своего грехопадения стали демонами – бесами. Но, несмотря на такой ущерб, нанесенный миру ангельскому, ангелы, сохранившие верность своему предназначению, по-прежнему пребывают в воле Божией и несут свое служение Богу и сотворенному Им видимому миру – миру людей. Среди всего сонма Небесных Сил бесплотных наибольшим почитанием пользуются Архангелы Михаил и Гавриил, которым и посвящена данная книга. Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил, первым начавший борьбу с падшими духами, и доныне пребывает на страже мира видимого и невидимого. Архангел Гавриил – вестник Тайн Божиих, много послуживший спасению рода человеческого, также продолжает свое служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Почитание игумении Таисии Леушинской на западных рубежах России Дмитрий Коновалов о почитании выдающейся подвижницы в Свято-Елисаветинском монастыре Калининградской епархии Дмитрий Коновалов   10:17 13.09.2018 876 Время на чтение 5 минут На прошедшем недавно в Вологде архиерейском совете епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан заявил о передаче собранных документов в Священный Синод, свидетельствующих о святости выдающейся подвижницы конца 19 – начала 20 века, духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского – игумении Таисии Леушинской. В собранных архивных документах представлены доказательства многочисленных трудов матушки Таисии на ниве служения Богу, Церкви и людям. При своей земной жизни матушка Таисия основала 20 женских монастырей, которые своими трудами не только построила – воздвигнув стены, но и собрав в них сестер, воспитав своей духовной мудростью нескольких игумений. Самым знаменитым детищем матушки Таисии является Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в 1940-е годы затопленный водами рукотворного Рыбинского водохранилища. Игумения Таисия Леушинская для всего Русского Севера и Верхневолжья имеет неоценимое духовное значение. Ее бесценным духовным наследием пользуются и хранят о ней память в Вологодской, Ярославской, Новгородской, Архангельской областях и Санкт-Петербурге. А так же, как бы это странно ни звучало, – в Калининграде – самом западном регионе России. Казалось бы, какое отношение имеют западные рубежи России к игумении Таисии? Здесь матушка никогда не была. Здесь не жили ее духовные чада. Ничего об этой земле не писала. И вообще, при жизни игумении Калининградская область была территорией Германии – Восточной Пруссией. Это был один из очагов немецкой государственности, цитадель Тевтонского ордена, от которого исходила постоянная агрессия крестовых походов на Русь, где ковались планы Второй мировой войны. В 1945 году часть Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу как моральная и материальная компенсация за понесенные нашим государством потери от немецко-фашистских захватчиков. Немецкий город Кенигсберг стал Калининградом, Пиллау – Балтийском, Раушен – Светлогорском. До 1988 года на территории Калининградской области не было ни одного православного храма, были лишь брошенные или используемые в хозяйственных нуждах католические храмы и протестантские кирхи. Калининградская область была зоной государственного атеизма. Первый монастырь здесь был основан по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 2001 году на самой границе с Литвой и в 150 км от Польши. Он стал самым западным монастырем Русской земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/13/po...

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010