Так; курители жгут деньги свои, не думая о том, что иные, многие не имеют у себя медного гроша, чтобы купить себе поленце и обогреть, хотя мало, промерзшие от зимних морозов кости… Как врачевство, табак употребляем бывает в некоторых болезнях, по предписанию врачей, в известных приемах. Но делать из табаку пищу себе, своему горлу или носу, никогда не следует. Св. Тихон Задонский говорит, что страстное употребление табака есть сухое пьянство 3 . И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт. 2 ); при кончине нашей это дыхание жизни – душа изойдет тем ж путем. Не тяжело ли будет ей по исходе и от этих нажитых страстей табако-курения и табако-нюхания на том свете, подобно как тяжело будет душам, нажившим себе здесь и прочие греховные страсти? Об этом надлежало бы иногда подумать в уединении любителям табаку 4 . Переждав в Здолбунове три часа до следования вагонов к Рудне, в 5-ть часов прибыл поезд наш в Рудню, откуда к Почаеву надо следовать лошадьми. На мое счастье послал мне Бог добрейших спутников до Почаевской Лавры в лице почтеннейшего помощника И. А. Л. и его супруги Н. М. Да вознаградит Господь благочестивую чету сию за милость, оказанную ими путику из Киева, которого в своем удобном экипаже довезли они до святой обители Матери Божией, и да приведет их за их милосердие к ближним небесная Царица от земного пришельствия к вечно-блаженному покою в обителях небесного Отца, благодатью и милосердием Сына своего и Бога нашего! – В 8-м часов вечера прибыли мы в Почаев и остановились в лаврской гостинице вне Лавры. Простившись с моими благодетелями и вручив им в знак благодарности книжицу моих великопостных проповедей, получил я от них приглашение быть у них в поместье, находящемся не в дальнем расстоянии от Лавры. Итак, выехав из Киева в 8-мь часов вечера 19-го, в 8-мь часов вечера 20-го числа августа очутился я за 500 в. от Киева и его святой лавры – в другой русской святой лавре Почаевской. Гостиница лаврская, в которой остановились мы ночевать, находится вне ограды монастырской и состоит из обширного, двухэтажного корпуса, хорошо выстроенного и обстроенного потребными надворными службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

«Почаевские известия» появились раньше, чем Почаевский союз, и, значит, вовсе не на его «nibpyблu». Отвечая на обвинения в расходе членских взносов на газету, редакция писала: «Слушайте, брехунцы, вы видали приходо-расходные книги Союза, что так говорите? " Почаевские известия " издаются на свои собственные средства, на них не взято ни копейки союзных денег» .Собственные же средства газеты складывались, по-видимому, из сумм, выделяемых лаврой, и дохода от подписки. Крестьянские и союзные объявления в «Известиях» печатались бесплатно, а коммерческой рекламы почти не было. Цензором «Почаевских известий» числился наместник Почаевской лавры архимандрит Амвросий, редакторами - о.о.Виталий и Илиодор. По-видимому, главную роль играл последний из них. Он часто писал передовицы от первого лица, твердя «я, иеромонах Илиодор», почему-то звучащее, как «мы, Николай Второй». Рассказывая о своей деятельности на страницах «Веча», он вовсе не упомянул о существовании второго редактора: «Я редактирую маленькую газету " Почаевские известия " » . Впрочем, оба монаха-типографа работали так дружно, что трудно провести грань между их текстами. Оба выражались крайне резко и бранили инородцев. Но различить их писания все-таки можно. Для статей и комментариев о.Илиодора характерны жестокость и потоки ругани. А о.Виталий придерживался провокационного тона: «Терпи, проклятое быдло, православный народ» . «Исключительная привилегия только для русских»: «право бить битым и даже в остроге сидеть» . «Русские люди, верноподданные Самодержавного Государя! Сидите же себе пока спокойно, сидите, сложа руки, и ждите, пока заговорщики на казенные деньги и, прикрываясь высоким званием народных представителей, все это подготовят» (о будущей революции) . «Слушай, народ, похвалу себе и своему Царю от твоих избранников. Левая Дума говорит, что ты трус, а Царя твоего Самодержавного нужно сбросить. Это тебе думская писанка к празднику» (о зурабовском инциденте) . Ориентация газеты на простого читателя чувствуется не только в низкой цене, но даже в стиле объявления о подписке: «Цена за нашу газету такая: с 1 сентября по 31 декабря один рубль, а вместе с «Листком» и прибавлениями к нему - 1 руб. 25 коп. Деньги и письма шлите так: м.Почаев, Волынской губернии. Типография Лавры» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Общество Почаевских базилиан, как всякое человеческое общество, не могло не иметь добрых и худых людей. В книге «Szkola Bazyliaska» в главе XXVI говорится, что каждый проступок кого бы то ни было из новициушов или монашествующих замечается супериором на бумаге, и о том в то же время сообщается к сведению всей братии. По прошествии четверти года обыкновенно собирается Духовный капитул для рассмотрения проступков и для подвержения виновных соответствующему наказанию. Каждый из обвиняемых наперед знает б этом, и потому сам просит начальствующих и всю братию в капитульное заседание. Когда все соберутся, поется с коленопреклонением Царю Небесный, и потом все садятся на своих местах. Обвиненный, испросив благословение у супериора, сам молится, чтобы Господь дал ему терпение к выслушанию напоминания и желание исправиться. Затем поклонившись всем, выносит на средину стул, и закрывши лице каптуром (клобуком) сам садиться на стул и слушает приговор. Ему кратко приводятся на память обязанности, которые он должен был исполнять и против которых провинился. Если проступок не слишком важен, то наказание ограничивается выговором и напоминанием, чтоб впредь вел себя лучше: но если преступление велико, то употребляется в дело и дисциплина (треххвостка). Магистр капитула это действие каждый раз записывает в капитульную о наказаниях книгу (стр. 231). Из дел архива не видно, чтобы кто из Почаевских базилиан был судим за преступления очень важные. Если они и были, то базилиане умели скрыть их пред миром. Хотя же провинциалы всякий раз, после обозрения монастыря, заметив беспорядки, давали супериорам предписание, чтобы усугублять наблюдение за нравственностью иноков, и тем самым намекали, что поведение их не было безукоризненное, но это делали в общих чертах и ни о ком, ни о чем гласно не выставляли. Главнейшим пороком считалось пьянство, и потому замеченных в сем пороке предавали беспримерно жестокому истязанию. Провинившийся, не смотря на то, будет ли новициуш, или монах, имеющий даже степень священства, наказывался телесно дисциплиной (ременной треххвосткой) и при том публично пред братией в трапезе, во время обеда. В первый раз, сняв с него habit (обыкновенную иноческую одежду), велели ему стать на средине трапезной залы, и медленно читать первый псалом: Блажен муж, иже не иде на совете нечестивых и пр., в продолжение этого чтения один из братии задает ему удары по плечам сказанной дисциплиной. Попавшегося второй раз наказывали таким же образом, только вдвое больше, т. е. он читает 1-й и 2-й псалом, и в продолжении этого чтения получал удары. За третьим разом велено ему кроме 1 и 2-го псалма читать 3-й псалом, и в продолжение этого чтения наказывали его таким же образом. Потом наказываемому не давали есть – за первым разом один день, за вторым – два, за третьим – три, и так постепенно поступали с ним, покуда страсть к пьянству не угаснет. 143 16. Поведение Почаевских базилиан в последнее время

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

6, 33). Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) родился 4 декабря 1951 г. в с. Долиняны Хотинского района Черновицкой области Украины в семье священника. В 1967 г. окончил среднюю школу, в 1970 г. — Новоселицкое медицинское училище. В 1970–1971 гг. работал в Драгинецкой больнице. В 1971–1973 гг. служил в рядах Советской Армии. 15 июля 1973 г. рукоположен во диакона к Успенскому кафедральному собору г. Смоленска. В 1975 г. назначен и. о. секретаря Смоленского епархиального управления. В 1976 г. возведен в сан протодиакона и утвержден в должности секретаря Смоленского епархиального управления. В 1983 г. окончил Московскую духовную семинарию. В мае 1985 г. принят в число братии Успенской Почаевской Лавры. 6 декабря 1985 г. пострижен в монашество. В Лавре исполнял обязанности бухгалтера. В 1986 г. возведен в сан архидиакона. В июне 1990 г. назначен благочинным Почаевской Лавры. 28 августа 1990 г. возведен в сан иеромонаха. В 1991 г. заочно окончил Московскую Духовную Академию. 17 февраля 1991 г. хиротонисан во епископа Тернопольского и Кременецкого. 28 июля 1998 г. возведен в сан архиепископа. 9 июля 2011 г. возведен в сан митрополита. Фото предоставлены Тернопольской епархией Журнал «Православие и современность» 28 (44) Беседовала Инна Стромилова скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дурко 14 января 2015, 23:26 Митрополит Сергий самый лучший пастырь. Мы все его уважаем и любим. Владыку очень любят наши дети. Он самый лучший и самый добрый. Да хранит его БОГ! Елена 5 июня 2014, 09:16 Дай Бог, сил, Владыке Сергию!!! Божий Человек!!! Душа радуется, когда вижу Вас, а уж если повезет благословение взять, вообще хожу целый день счастливая с улыбкой до ушей. Светлана 28 марта 2014, 11:27 Владыка Сергий - удивительный архиерей!... Галина 5 марта 2014, 23:37 Спаси Господи и Сохрани Владыку! Несколько раз видела его в Почаевской Лавре, где наша паломническая группа была года три назад. Он был просто одет, мы даже не поняли, что он имеет какой-то сан,своей любовью ко всем он покорил наши сердца. На следующий день встречи, когда мы уже знали кто это, мы не осмелились подойти к нему, он подошел к нам сам.До сих пор вспоминаем его, многие молятся за него. У каждого из нас есть его фотография, которую мы скопировали с поздравительной открытки, адресованной владыке простому монаху Харлампию, бывающему в нашем городе Сочи. Спасибо за статью о Владыке, именно такого мы помним и любим его.

http://pravoslavie.ru/68929.html

б) По типографии. Приобретена другая скоротечная машина, стоившая с доставкой из Вены 2200 р. с., выписаны из Вены же штемпеля; устроена переплетня, отлито 300 пудов букв; сделаны из ясенового дерева под лак четыре регала; напечатано книг: 1800 экземпляров месячных миней, – 1300 экземпляров следованной псалтыри, 1200 – экземпляров октоиха, – 5050 экземпляров учебной псалтыри в 4–ю долю, – 1000 экземпляров часослова, – 500 экземпляров псалтыри толковой, – 500 экземпляров большого часослова и другие мелкие книги. в) По экономии. При Почаевской лавре не имеется выгодных гостиных домов, особенно приюта для простого народа, в летнее время тысячами собирающегося, и не редко – даже в ненастные дни – проводящего ночи под открытым небом. Вблизи лавры, для постройки этих домов не было монастырского места. В 1862 году у титулярного советника Хращевского куплен грунт, для постройки на нем на каменном основании обширного деревянного приюта. Мастер за одну работу договорен за 2000 р. с. Материал же весь – каменный и лесной приготовлен от лавры. Лавра доселе не имела, ни мельницы, ни рыбной ловли. Владея фундушевой пахатной землей, если она и собирает в урожайные годы известное количество хлеба, то должна нанимать мельниц, и за помол зерна платить не дешевой ценой. В 1865 году, вследствие переписки преосвященного Антония с правительством, министерство государственных имуществ назначило ей две мельницы и пруд, для рыбной ловли, состоящая в казенном имении Кременецкого уезда в селе Сураже. В настоящее время эти мельницы и пруд, по контракту, арендуют другие лица: но, по истечении контрактного срока – с 1871 года они поступят в полное владение лавры; теперь же она получает из уездного казначейства тот доход, который платят в казну арендаторы, т. е. по 442 руб. в год. 12. Риза на чудотворную икону Божией Матери Риза на чудотворную Почаевскую икону Божией Матери сделана, в 1866 году, потомственным почетным гражданином, Санкт – Петербургским купцом, серебряных и золотых дел мастером Феодором Андреевичем Верховцевым, из чистого 82 пробы золота, которого употреблено на сделание этой ризы 2 ф. 20 золотников. На украшение этой ризы употреблены следующие и в таком количестве драгоценные камни.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Депутаты Тернопольского облсовета пытаются отобрать Почаевскую лавру у Украинской Православной Церкви Почаев, 11 февраля 2010 г. Депутаты Тернопольского облсовета, известные своими националистическими настроениями, считают, что здания Почаевской Свято-Успенской лавры нужно забрать у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которой комплекс обители передан в долгосрочную аренду. На сессии 11 февраля депутаты обратились к премьер-министру Ю.Тимошенко с требованием отменить решения, которым лавру изъяли из состава заповедника, в составе которого она была до 2003 года. «В настоящий момент Почаевская лавра стала в Тернопольской области ячейкой украинофобства», - заявляет заместитель председателя облсовета Олег Боберский. Далее он приводит «факты», в достоверности которых приходится усомниться: «Литургии ведутся на русском языке, литература печатается на русском. Монахи лавры враждебно относятся к представителям других конфессий, в частности к православным «Киевского патриархата». Между тем, в реальности богослужения в Почаеве совершаются на церковно-славянском языке, проповеди произносятся на украинском, литература также издается по-украински, и лишь привозные издания из России, продающиеся в лаврской книжной лавке, можно отнести к русскоязычным. На предыдущем заседании сессии облсовета, депутаты создали временную комиссию, которая занималась изучением процесса передачи лавры и ее деятельностью в настоящий момент. Члены комиссии заявили, что в настоящий момент на территории лавры якобы проводится незаконная добыча стройматериалов (неужели в центре обители открыт карьер?!). Кроме того, по словам ревнителей украинского духа, на территории Кременецкого района, где находится лавра, стражи порядка постоянно обнаруживают иностранных граждан, которые находятся там с нарушением миграционного законодательства. Преимущественно это граждане России, Молдовы и других стран СНГ. Беспокоились депутаты и возможностью пребывания на территории лавры представителей российских спецслужб. Однако членам временной комиссии в процессе работы, увы, не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные. Напомним, сооружения Почаевской Свято Успенской лавры в 2003 году передали в бесплатную аренду Украинской Православной Церкви Московского Патриархата до 2052 года. Седмица.Ru 11 февраля 2010 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34021.html

архимандрит Амвросий был определен наместником Почаевской Лавры, «Отец Амвросий был направлен в Почаевскую Лавру в сложное для этой обители время. В адресе наместнику отцу Амвросию от братии Почаевской Лавры при переводе его в Киево-Печерскую Лавру сказано: “Господь привел Вас к нам, когда обители нашей грозил разброд: мирской дух врывался в ее стены и затоплял ее. Лаской, терпением, а где нужно и грозой начали Вы исправлять порядки монастырские, и через 12 лет напряженного труда Вашего обитель наша смело может стать в ряду лучших обителей Российских… Вы старались оградить нас от приражений вражеских и сосредоточить силы каждого на внутреннем самоусовершенствовании, искусным распределением дарований вливая новые силы к деланию иноческому. Вы с терпением и настойчивостью сводили все к одному центру, показав образ стройного иноческого ополчения, движимого одной мыслью и одной волей. Но, как мудрый строитель духовный, Вы не колебали основных устоев обители нашей, выработанных историей. Мы глубоко благодарны Вам за такую рассудительность и осторожность. Так строили обители древние благо-попечительные отцы... Вглядевшись внимательно во все сделанное, невольно поражаешься тому, сколько воли, терпения и сил вложено Вами в это дело”. Современники отмечали также, что отец Амвросий исподволь, незаметно сделал великое дело – создал целое образцовое монастырское хозяйство» 63 , также развивал благотворительную деятельность и продолжал исцелять больных, «Большое внимание уделял отец наместник лаврской второклассной школе, председателем и попечителем которой он состоял» 64 . В сентябре 1909 г. отец Амвросий был назначен наместником Киево-Печерской Лавры. «Братия Лавры тепло его встретили и глубоко уважали. Неутомимый и много сведущий в трудах хозяйственных, он еще более неутомим был в подвигах внутренней жизни. В среду лаврского иночества он внес еще более строгое подвижническое направление. С замечательной прозорливостью проникал он во внутренний строй жизни обители. Каждого насельника старался поставить в такое положение, чтобы он мог возрастать и преуспевать духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деятельность и труды покойного преосвященного по благоустройству лавры можно изложить в следующем порядке. 2. Лаврская колокольня Заложенная в 1861 году, по высочайше утвержденному плану Волынского епархиального архитектора Раструханова и законченная в 1866, возведением 2–го яруса, лаврская колокольня, с поступлением преосвященного Агафангела, в несколько лет приведена к окончанию. Так, в 1867 году, возведен был, под надзором и руководством того же архитектора, 3–й ее ярус; в 1868 году, четвертый; за тем, в 1869 году, на колокольне сделана крыша, покрыта листовым железом и выкрашена медянкой; причем, устроены, по рисунку и модели г. Раструханова, медный шар и железный крест, обтянутый листовой медью и – оба позолочены чрез огонь. Хотя пожар в соборной лаврской церкви, 10 сентября 1969 г., отвлек на возобновление последней все силы и средства лавры, однако, в 1871 году, отстроенная вчерне колокольня приведена к совершенному окончанию во всех ее частях, с поднятием колоколов и водружением на ней креста. По донесении архитектора, от 25 сентября, об окончании постройки, освидетельствование новоотстроенной колокольни, во всех ее частях, поручено было архипастырем членам духовного собора и постройка ее, как выражено в архипастырской резолюции на вышеозначенном докладе, «найдена прочной и изящной, составляющей предмет удовольствия всех православных жителей Волынской и соседних губерний». Освящение ее совершено было в ближайший воскресный день, при многочисленном стечении народа. Расходы по постройке колокольни, в течении десятилетней сложности, исчисленные по смете архитектора Раструханова более чем в 100 тысяч, обошлись лавре, при надлежащем расходовании и заботливости лаврского начальства, менее 80–ти тысяч рублей. 3. Постройка народной гостиницы Одновременно с постройкой колокольни, преосвященный Агафангел обратил свое внимание и заботливость и на другое неоконченное предприятие своего предместника, по управлению лавры, – это начатая постройка простонародной гостиницы. Вполне сочувствуя этому предприятию, имеющему обеспечить приют для народа, приходящего в лавру из дальних мест, преосвященный Агафангел, продолжал начатую постройку и – в 1867 году гостиница была окончена. Это обширное деревянное, крытое гонтой, здание в виде

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Архив Пн Протопресвитер Матфей Стаднюк: «Находиться рядом с Его Святейшеством — большая ответственность, но и большая радость...» 22 сентября 2005 г. 15:15 Протопресвитер Матфей Стаднюк родился в 1925 году в селе Залесцы, расположенном в восьми километрах от Почаевской Успенской Лавры. Мама будущего пастыря Анна Демьяновна постоянно водила мальчика на богослужения в обитель, славную своими духоносными подвижниками и великими святынями. Благодатная молитвенная атмосфера Почаевской лавры взрастила не одного пастыря Церкви Христовой: как рассказал отец Матфей, только из его села вышло около ста пятидесяти священнослужителей. Священниками стали и два его родных брата — третий погиб на войне. Примечательно, что земляком будущего протопресвитера был архидиакон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Андрей Мазур: их дома отстояли один от другого всего на три километра. В 1942 году в возрасте 16 лет Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Время было трудное. Украина находилась под немецкой оккупацией и положение верующих было очень непростым. «Нам всем было известно, — говорит отец Матфей, — что, демонстрируя внешнюю лояльность к Православной Церкви, немцы на деле, не стесняясь в средствах, активно вмешивались в ее дела, стремились проводить свою политику. Они убили митрополита Алексия (Громадского), который являлся сторонником сохранения канонического единства Православной Церкви на Украине с Московским Патриархатом. Мы, учащиеся пастырских курсов, жили трудно, в голоде и холоде, ютясь в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, но учились с большим энтузиазмом и усердием». Ректор курсов архимандрит Вениамин (Новицкий), будущий архиепископ Чебоксарский и Чувашский, по-отечески заботился о своих питомцах и, как мог, поддерживал их. На пастырских курсах Матфей Стаднюк проучился два года. Затем стал псаломщиком, а в марте 1945 года епископом Кременецким Иовом (Кресовичем, † 1977) был рукоположен в диакона. Ему тогда было всего девятнадцать лет.

http://patriarchia.ru/db/text/41265.html

Подобные издания, если они выполнены с соответствующим предмету и важности их достоинством, без сомнения всегда и везде будут полезны для народа. Но в западном крае, где исторические воспоминания народа намеренно в продолжение нескольких столетий были затмеваемы и извращаемы по побуждениям противо-народным и противо-православным, такие издания еще нужнее и конечно будут еще полезнее, нежели в каком другом крае. Поэтому к книге о. Хойнацкого нельзя не отнестись с полным сочувствием. Пред жизнеописаниями некоторых святых он поместил их изображения, а на конце церковные в честь их песни (тропари и кондаки). Приложения эти придают изданию церковно-народный характер и т. д. На основании выше изложенного Учебный Комитет полагал бы составленную законоучителем! историко-филологического института князя Безбородко священником Андреем Хойнацким книгу, под названием: «Очерки из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни» (Житомир, 1878 года), издание Комитета по устройству православной церкви при Житомирской женской гимназии одобрить для приобретения в библиотеки духовных семинарий и училищ, а равно и в библиотеки средних учебных заведений ведомства министерства народного просвещения, сообщив! о последнем Ученому Комитету сего министерства». § III Наравне с обозрением униатских богослужебных книг и жизнеописаниями св. угодников Волынских и других родственных Волыни святых – не менее богатую и поистине заслуживающую особенного внимания серию статей Хойнацкого составляют его исследования и заметки по обозрению истории и святыни Почаевской Лавры. В этом отношении в «Церковном Вестнике» 1875 года один из корреспондентов из Волыни, по всей справедливости назвал Хойнацкого «певцем Горы Почаевской». Действительно в его трудах по этой части нет ни одной стороны, ни одного обстоятельства, так или иначе соприкасающегося к Почаевской истории и святыне, которого Хойнацкий не исследовал бы по подлинным документам, или не описал и не изобразил по личным, непосредственным наблюдениям, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010