В 20-50-х гг. V в. Рим контролировал И. лишь номинально. Активную политику по расширению своей зоны влияния проводили свевы. Окончательно утвердившись в нач. 30-х гг. V в. в Галлеции, в 438 г. они под рук. Рехилы (438-448) начали экспансию в Лузитанию, Бетику и Карфагенскую пров.; к кон. 40-х гг. V в. свевы контролировали большую часть полуострова. Для борьбы с ними рим. императоры неоднократно привлекали вестготов (походы 446, 456 гг.), нередко рим. населению И. приходилось отстаивать свои земли без поддержки центральной власти. Сохранились сведения о мирных договорах, заключенных между свевами и жителями галлецийских поселений. В 50-х гг. V в. ситуация, вероятно, сильно осложнилась из-за восстания багаудов в Тарраконской Испании. Для подавления мятежа центральное правительство обратилось за помощью к вестготам (454). В 455-456 гг., в ходе объявленной имп. Авитом войны, вестготы разгромили свевов, что значительно увеличило вестгот. влияние на полуострове. В 459-460 гг. имп. Майориан провел военную кампанию в И. с целью укрепить власть в этом регионе, который в перспективе мог бы стать форпостом для отвоевания у вандалов африкан. провинций. Несмотря на относительно успешные военные действия против свевов на суше, из-за морского поражения от вандалов в 460 г. кампания провалилась, и Майориан был вынужден вернуться в Италию. После похода имп. Майориана римляне фактически утратили влияние на полуострове, чем воспользовались вестготы. В 468 г. кор. Эврих (Эрих) (466-484) вторгся в И. За короткий период ему удалось, не встретив сильного сопротивления со стороны местного романизированного населения, установить контроль надо всем Пиренейским п-овом, кроме Лузитании (большая часть провинции осталась под контролем свевов) и Васконии (где жили горные племена васконов (басков)). После падения Римской империи на западе (476) завоевания Эвриха были подтверждены императором Вост. Римской империи Зиноном в 478 г. Эврих, существенно расширивший территорию Вестготского королевства, является первым его законодателем - по королевскому распоряжению ок.

http://pravenc.ru/text/674995.html

4. Крестовые походы К Оглавлению В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против «неверных» (мусульман) и для освобождения из-под власти «неверных» Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли — Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры. Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые походы продолжались с 1096 г . по 1270 г . В дальнейшем, т.е. после 1270 г., делались попытки возрождения Крестоносного движения. Конечно, эти поздние попытки возрождения Крестоносного движения были чистым анахронизмом. Невозможно возродить то, что когда-то родилось, достигло расцвета и ушло из жизни, было порождено определенным историческим периодом и условиями, имманентно присущими только этому времени. Поэтому те, кто пытался возродить крестоносное движение, воспринимали только чисто внешние его элементы: атрибутику, символику, которые, кстати, и в наше время используются в эзотерических обществах. Термин «Крестовые походы» появился в середине XV в., и стал общеупотребительным в XVII-XVIII вв. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои — паломничествами, или «священной дорогой». Причины Крестовых походов очень сложны, многообразны и столь же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв. Некоторые современные историки считают, что одной из главных причин Крестовых походов явился демографический взрыв, который Европа в это время переживала. Возможно, демографический взрыв и был одной из серьезных причин, но, конечно, не главной и не универсальной. Одной этой причиной нельзя объяснить такое сложное явление, как Крестовые походы. Более того, этот демографический взрыв можно рассматривать скорее не как причину, а как толчок к Крестоносному движению.

http://sedmitza.ru/lib/text/441073/

Крестовые походы: причины, история и последствия Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. 27 октября, 2012 Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Содержание статьи Крестовые походы: причины Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман. В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам. В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

На следующий год отцу Виталию отдали другую списанную лодку. Ее решили назвать «Святитель Николай», она пока ремонтируется. Этим летом отец Виталий собирается со своими подопечными на Валаам, надеется к этому времени завершить ремонт. Есть у храма и спасательная шлюпка с мотором, названная в честь святой Параскевы Пятницы: «Она помогает нам, когда совершаем походы по каналам, где редко бывает попутный ветер». За это время отец Виталий сам прошел курс обучения в яхт-клубе, у него есть права на управление небольшим речным судном; многие дети получили дипломы рулевых. «Но главное в наших поездках — не просто научить детей управляться с парусом. Мы отправляемся не в походы, а в паломничества: выбираем в качестве конечного пункта какое-нибудь святое место — храм или монастырь. Я приглашаю в походы не только ребят из нашего прихода, но и тех, кто приезжает на лето из города к бабушкам-дедушкам. В итоге в походы ходит гораздо больше детей, чем в воскресную школу. Многие впервые сталкиваются с православием, знакомятся с молитвами, с церковной службой. Мы купили высокую палатку, она у нас храм-часовня. Я всегда объясняю ребятам перед походом, какая у нас цель. Обычно мы ходим на двух-трех судах, у нашего капитана есть своя яхта. Для дошкольников делаем небольшие однодневные походы. Есть добрая традиция — несколько раз за лето ходить к Тихвинской часовне, это не очень далеко. И место удобное: рядом большая поляна». Дети самого отца Виталия еще слишком малы, но он уверен: когда подрастут, с удовольствием будут ходить в походы. Благодаря походам стали ходить в храм и дети из неверующих семей: «Некоторые приходят сами, без родителей. А одна девочка живет на другом берегу, но на службы ходит к нам, хотя у них там тоже есть церковь». Настоятель планирует оборудовать причал прямо напротив храма. Сейчас яхты стоят не очень далеко, но до них все же еще надо идти. Неподалеку от храма сохранился большой каменный дом купца Василия Каялина. Отец Виталий мечтает, что этот пустующий дом передадут общине и там можно будет устроить воскресную школу и даже детский лагерь, чтобы принимать группы желающих совершать водные паломничества.

http://pravoslavie.ru/55795.html

Спорят об уставе 456: к 1297 (8) году относится он или к XV веку. И разбираемый нами устав 381 относился к XV веку по письму, а он относится к тому же почти времени (1289–1311). По письму и орнаментам можно ошибиться. Нам нет надобности печалиться, если устав 456 относится по письму к XV веку; есть устав такой же 1289– 1311 года, по синаксарю с тем согласный. Но в уставе 456 есть указание на то, что первый автор его, если не переписчик, жил между 6700–6800 годами или в 68 столетии от сотворения мира; это указание в статье о цикле луны (лист 149); в пример нахождения цикла луны взят год 6700 и 68 столетие названо текущим столетием, следовательно устав писан в 1193–1291 г. от Р. Хр. Что касается до разности почерка посвящения рукописи устава 456 Ватопедскому монастырю, то он от самого устава различен несовершенно и различие может быть объяснено тем, что посвящение писано после. Должно заметить, что устав 456 действительно взять в Россию из Ватопедского монастыря, как видно из пометы на 14 листе 189 . Он составил два обширных сборника, из которых один называется Пандектом или Паидектами (сборник), а другой Тактикон (чиновная книга-Чиновник). Первый сборник, разделенный на две части, из коих в первой 36, а во второй 27 слов, и содержащий выписки из отцов, имеет целию наставлять подвизающихся на всякое духовное дело. Тактикон же занимается устройством быта тогдашних монастырей, устанавливает порядок богослужения и дает правила относительно поста и провождения праздников. Никон предпочитает общежитие келлиотству. Он задался мыслию сличить между собою типики в главных вопросах службы и дисциплины, выбрать из них лучшее, обосновать их на церковных свидетельствах или, как он их называет, на божественных писаниях и таким образом составить образцовый типик. Сравнивал он разные списки типиков студийского, иерусалимского и святогорского (святой горы Афонской), составлял он типик свой также по преданию божественных постановлений от постных (то есть, аскетических) слов Василия Великого ; жития св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Патр. Адриан любил слушать орации, он напр, выразил желание, чтобы радельщики приходили не только на Рождество Христово, но и на Пасху. Щедро одаряя рацельщиков, он имел в виду поощрить ораторское искусство в школах и выказать свое христиански любовное отношение к учителям и ученикам московских школ. Патриаршие походы Особый, немалый расход вызывали так назыв. патриаршие походы. Не совершая, как выше было упомянуто, подобно своим предшественникам, объезда всей Московской епархии с ревизионной целью, патр. Адриан в первую половину своего служения предпринимал неоднократно загородные недельные походы в близ лежащие к Москве свои домовые монастыри и домовые села для освящения новопостроенных храмов или для совершения богослужения во время своих богомолий, или для хозяйственных распоряжений. Известны напр. походы патриарха в июле, сентябре и декабре 1692 г. в Воскресенский Никонов монастырь, Троицкий Сергиев и Николаевский Пешноский монастырь для богомолья и освящения в Сергиеве монастыре церкви. Известны также походы патр. Адриана в Троицкое Голенищево в 1692 г. «для оглядывания новостроенных каменных хором»; в село Пушкино в 1691 г. «для досмотру и благословения места, где строить новую каменную церковь во имя св. Николая Чудотворца», в 1693г. опять в Пушкино «для освящения уже построенной церкви и в Воскресенский монастырь для освящения церкви Рождества Христова» и круговое путешествие патр. Адриана в 1696 г. в июле месяце – Москва –Владыкино. На пути обычно патриарх посещал домовые села и монастыри, служил и слушал богослужения и раздавал всюду архимандритам с братиею, попам с причетниками, бедным – крестьянам, нищим и колодникам деньги от 17 руб. 29 алт. 4 д. до 120 руб. 16 алтын каждый раз 329 . Во всех этих походах патр. Адриан выступает скорее хозяином–вотчинником и плавным ктитором домовых – своих церквей и монастырей, чем епархиальным архиереем–пастырем 330 . Другие расходы патр. Адриана Мы указали только расходы патр. Адриана, обрисовывающие его личные вкусы и настроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Западной Европе с самого начала феодализма существовала система майората. Принцип майората соблюдался очень жестко, в отличие, например, от России. До конца феодализма юридические законы Западной Европы были в этом отношении незыблемы. По этим законам все движимое и недвижимое имущество феодала переходило только к старшему сыну, а остальные сыновья зачастую оставались в бедственном положении. Поэтому в Крестоносное движение активно и в огромном количестве включаются младшие сыновья феодальных родов. Кроме них, в первые Крестовые походы вливались обедневшие крестьяне и горожане. По своему социальному составу Крестовые походы очень отличаются друг от друга. Начало Первого Крестового похода можно назвать крестовым походом обедневшей части населения Западной Европы; это был, в какой-то степени, поход маргиналов — людей, которые не могли реализовать себя дома, в Европе. В следующих походах резко изменяется их социальный состав. Они все более и более становятся рыцарскими, и их возглавляют уже, как правило, короли и государи. Но все без исключения походы организуются с благословения Ватикана, с благословения Римского папы. Крестовые походы Западной Европы осуществлялись при материальной и транспортной поддержке Венецианской республики. Венецианские суда перевозили паломников на Восток. Раннефеодализационные процессы, происходившие в Западной Европе, неизбежно вели к ее резкому обнищанию. Конец XI в. был временем волнений и голода. По выражению одного из хронистов, перед концом XI в. «было семь тощих лет». Это были годы страшной нищеты, эпидемий чумы, стихийных бедствий и т.п. Первый поход был вызван в значительной степени религиозным воодушевлением, его участники с религиозным рвением, фанатизмом стремились к освобождению Гроба Господня и Святой Земли. Это воодушевление было близко к религиозной экзальтации (Пушкин). Но тем не менее, с самого начала, уже в Первом Крестовом походе людей манило богатство Востока, о котором ходили сказочные легенды, и что их, конечно, не могло не привлекать. Сама католическая церковь, наряду с религиозной идеей, внедряла в сознание пилигримов мысль о богатстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/441073/

Состав чтений периода триоди цветной Иерусалимского Устава совершенно совпадает с таковым же Алексеевского и Евергетидского, поскольку последние здесь тождественны, но гораздо беднее их. Иерусалимский Устав ни в одном списке не имеет указанных в Алексевско-Евергетидском списке нарочитых чтений – слов – на недели мироносиц и св. отец Никейских. На несколько других праздников хотя и указываются особые специальные чтения, но разногласие списков свидетельствует, что в первоначальном тексте Устава их не было. Так, в неделю Антипасхи 328, кроме слова Григория Богослова на обновление по 6 п. канона, указывает еще на кафизмах – бослова ёже похвалное и еже отъ иоа к конець кнгъ (л. 255). Под «похвальным от Богослова», конечно, разумеется то же слово на обновление, а под чтением от Иоанна – толкование Златоуста на евангелие дня. Но самое повторение указания на слово Григория свидетельствует, что вся эта тирада, имеющаяся только в 328, есть не совсем удачное дополнение первоначального текста. На Вознесенье 328 (л. 264) указывает на полиелее, вместо помеченного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – чте похвальное гна андреа, т. е. слово Андрея Критского , и по 3 п. – чте пра ; греч. 380 (л. 192) и слав, 242 и 244 дополняют это указание – «и прочих», т. е. авторов; 1458 поясняет последнее выражение – и златстаго. И дамаскина (л. 173), но 445, 239 и 336 имеют только общее указание – чтение, греч. 456, 491 (л. 164), 381 (л. 169), П. Т. (л. 94) вовсе не отмечают чтения. В субботу пред Пятидесятницей слав. 445, 239, 336, 242, 244, 9 имеют условно: чтеа. Аще сут 239, л. 305); 332 Синод, библиотеки – чтемъ же и слова о усопшихъ (л. 187), но греч. 491 (л. 166), 380 (л. 172 об.), П. Т. (л. 95) и слав. 328 указания чтения здесь вовсе не имеют; не имеет его и текст 456, однако на поле этого списка находится позднейшая вставка, указывающая для чтения слово Дамаскина о усопших, положенное Алексеевским Уставом в субботу сыропустную, а Евергетидским в мясопустную – ες τν ρθρον ναγινσκομεν λγον το Δαμαβχηνο ες κοιμηθντας 810 . На Пятидесятницу, корме слова Григория, слав. 1458 (л. 177), 242 и 244, согласно греч. 380 (л. 194 об.) и 488 (л. 272), указывают: в сло. и. В днь на двое , т. е. 50-е слово толкования Златоуста на евангелие Иоанна на две части 811 ; греч. 456 (л. 131) имеет указание на это чтение только на поле, а 491 (л. 166), 381 (л. 172 об.) и П. Т. (л. 95) его вовсе не имеют. В неделю всех святых только 456 (л. 133) имеет позднейшую вставку на поле: λγος το Χρνσοστμου ες τ Πανυγηρικν τ μγα – слово Златоуста в великом Панигириконе. За исключением всех этих наслоений первоначальный состав чтений периода триоди цветной Иерусалимского Устава оказывается в следующем несложном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

С конца XI и до XIII в. Запад переживал демографический подъем: считается, что только между 1150 и 1250 гг. прирост населения в Европе составил почти 20 млн человек, тогда как прирост населения за предшествовавший век не превышал 4 млн. Таким образом, к середине XIII в. в латинском христианском мире обитало около 60 млн человек. Этот «демографический взрыв» стал важным фактором в истории Крестовых походов. Ставшие плодом усилий церкви, направленных на установление и поддержание мира, Крестовые походы, которые растянулись на два столетия (1096–1291), были одновременно военным предприятием, оттянувшим из Европы существенную часть не находившего в ней экономического применения и потому люмпенизировавшегося населения, и паломничеством во имя освобождения Гроба Господня – тем более что Рим, пораженный пороками духовенства и многих пап и нескончаемыми раздорами, терял благоговейное отношение к себе и, соответственно, приток паломников, а число паломников ко Гробу Господню год от года возрастало. В течение долгого времени церковь призывала к тому, чтобы как можно чаще устраивать перемирия, которые назывались «Божьим миром» (в определенные периоды богослужебного цикла, а также с четверга по воскресенье). Она осуждала смертоносные турниры (на II Латеранском соборе в 1139 г.) и использование наемных армий (на III Латеранском соборе в 1179 г.). Крестовые походы стали, таким образом, титанической попыткой обуздать и направить в иное русло скрытую тягу к насилию, порожденную непрестанными конфликтами между королями и сеньорами, как бы заключенными в своих землях, слишком тесных, чтобы прокормить столько ртов. Кроме того, Крестовые походы стали общехристианской идеей, поднявшейся на новую высоту над духом частных интересов и мелочных раздоров, в которые выливалась борьба за реформу, и папы использовали этот религиозный порыв для того, чтобы направить далеко на Восток всех своих противников и с ними – все, что имело отношение к ереси и схизме. Вместе с тем Крестовые походы нарушили сложившееся в Европе шаткое равновесие между тремя монотеистическими религиями: «Для того чтобы самому утвердиться, западное христианство исключало других». Так, в Испании Реконкиста – борьба с исламом – положила конец мирному сосуществованию христиан, мусульман и иудеев. К эпохе Крестовых походов относится начало гонений на евреев, до того мирно живших не только в Испании, но и по всей Европе, в частности, на севере Франции, где находились их знаменитые интеллектуальные центры. 2. Первый крестовый поход (1095–1099)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Современные католики неоднозначно относятся к крестовым походам. Одни каются за “преступления предков”, другие, напротив, называют крестовые походы высшим проявлением христианского духа. Кто же из них прав? – Думаю, оба этих взгляда, к сожалению, поверхностны. На самом деле, крестовые походы – очень сложное, неоднозначное явление. Не скрою, я в целом отношусь к ним отрицательно, но признаю, что у многих крестоносцев намерения были самые благие. Были и идеализм, и жертвенность, и отвага, и благородство, и другие замечательные проявления духа. Но в какой степени эти светлые устремления определяли реальный ход событий и вело ли это в конечном итоге к добру? В своей оценке крестовых походов я рассматриваю их с двух точек зрения: во-первых, – христианской веры, христианского богословия, а во-вторых – геополитики. Так вот, я считаю крестовые походы явлением отрицательным и с религиозной, и с геополитической точки зрения. – А чем же крестовые походы противоречат христианскому вероучению? Ведь это была священная война за освобождение Гроба Господня... – Сама идея священной войны христианству совершенно не свойственна. И в раннем христианстве, и затем в Православии было довольно неоднозначное отношение к воинской службе. Были христиане, служившие в армии, и мы знаем канонизированных Церковью мучеников-военных, но были и христиане, отказывавшиеся воевать. По разным причинам. Во-первых, армия была языческой, и вставал вопрос о принесении жертв идолам – а как христиане этот вопрос для себя решали, думаю, всем известно. А во-вторых, было вообще непонятно, может ли христианин участвовать в войне. Тут мнения разделились. В итоге пришли к тому, что в оборонительной войне христианин участвовать может, и даже должен защищать своих родных и близких, свою землю. Но вместе с тем заповедь “не убий” никто не отменял. Хотя бывают такие ситуации, когда не вмешаться – больший грех, нежели вмешаться и защитить тех, на кого нападают, даже с риском убить нападающего. И в то же время у нас до сих пор в каноническом праве остается 13-й канон святого Василия Великого, который солдатам, вернувшимся с войны, запрещает причащаться в течение трех лет – как виновным в пролитии крови. И хотя на практике этот канон нигде не применялся, никто не ставил вопрос об его исключении из наших канонических сборников. Он остается там как напоминание.

http://foma.ru/lovushka-svyatoj-vojnyi.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010