Но немногие уподобляются Христу в Его вольных страданиях, в трудном несении креста и в распятии. Апостол Павел, умоляя, увещевает нас: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). Но, о апостол святой! Скажи нам, в чем ты подобен Христу, Господу нашему? " Я, – говорит, – подобен в распятии: «Сораспялся Христу» ( Гал. 2:19 )». Вот в чем подобие Христу у апостола: в сораспятии Христу. Может быть, скажет кто-либо: «Мы не читали в житии апостола Павла, чтобы он был распят на древе крестном, как был распят Христос». Да знает таковой, что апостол говорит здесь не о вещественном кресте и распятии, а о духовном, что ясно из других слов того же апостола: «Для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ), – ибо распяться миру – это значит сораспяться Христу, и сораспяться Христу – значит распяться миру. Потому снова скажем апостолу: о истинный подобник Христов! Ты не только подобен Христу, Господу своему, в твоем духовном распятии, но и преподобен Ему, подобнее, чем другие! Ибо кто так распялся Ему как ты, который «носил язвы Господа Иисуса на теле своем и восполнял недостаток в плоти своей скорбей Христовых» ( Гал. 6:17 ; Кол. 1:24 )? Кто так умер для мира, как ты, который говоришь: «От всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп. 3:8 )? Обращая здесь свои слова к святому и преподобному отцу нашему Гурию, потребно было бы прежде всего пространно рассмотреть и истолковать, что такое духовное распятие? Но чтобы не увеличить беседы и сократить время, скажем только вкратце, что духовное распятие – это повседневная смерть, которой духовный муж умирает для мира и своей «плоти, желающей противного духу» ( Гал. 5:17 ), и для всех бесовских искушений. Преподобный отец наш Гурий, чтобы яснее отобразить в себе подобие распятого Христа, сделаться преподобным Ему, взял на себя крест иночества и понес его на себе, повседневно распинаясь на нем и умирая, согласно словам Псаломника: «Ради Тебя умерщвляемся весь день» ( Пс. 43:23 ). Двоякая бывает смерть: естественная и духовная. Естественная смерть положена всем, как говорит Писание: «Человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9:27 ), а духовная смерть только для желающих, ибо Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» ( Мк. 8:34 ). Он никого не принуждает, но говорит: «Кто хочет».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Елена 24 сентября 2013, 14:19 Спасибо большое за статьи про Вангу!!! Все думала начать смотреть про нее сериал, а теперь вот точно уверена, что не стоит этого делать! Зачем себя запутывать, если и без этого сериала мы ежедевно подвергаемся искушениям, из-за которых наша вера может подорваться. Очень разочарована в первом канале. Уже давно не смотрю ни ТНТ, ни тем более ТВ 3. А сейчас еще и первый пудрит мозги народу! Страшно телевизор в доме держать! Раньше так много ереси не показывали. То Битва Экстрасенсов, то еще чего не лучше. А преподносят как красиво! Завораживающе! Спасибо, хоть православные каналы разрешают транслировать, да про природу и животных можно посмотреть. А дети- бедные наши дети! Какие ужасные мульты! Постоянно нужно следить за тем, что смотрит ребенок. Постоянно объяснять почему нельзя то или это смотреть. Далеко я зашла, конечно. Еще раз скажу СПАСИБО за инфорцию о Ванге!!! Спасибо всем создателям этого сайта за то, что он есть!!! олег р. 24 сентября 2013, 13:24 Вопросы надо задавать,тем кто наснимал это.Что это пропагандирует. Галина 24 сентября 2013, 13:19 Так это же всё есть в Евангелие - про лжепророков и что прельстят многих. Так и происходит. Сергей 24 сентября 2013, 13:14 Одержимая духом прорицательным, которой Апостол Павел не встретился в её жизни: 16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. 17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. 18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час. олег р. 24 сентября 2013, 13:13 Сегодня день памяти Преподобного Силуана Афонского.В книге его поучений есть место,где его просят осудить человека.Он отказался, ибо осуждение это зло в сердце.Помните и следите в первую очередь за любовью в сердце.Старче Силуане, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/64317.html

117 Киринеянин (Σμων о Κυρηναος, из Кирены или Киринаики в Египте) – упоминается в Евангельской истории; о нём в Евангелии сообщается: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:32 ); «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк.15:21 ); «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Согласно Священному Преданию имел двух сыновей: Руфа – апостола от 70-ти, и Александра – священномученика, пострадавшего в Карфагене. 118 Синклитикия Александрийская (για Συγκλητικ, III-IV вв.). Святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Сохранились наставления и поучения преп. Синклитикии. (Житие – см. «Жития святых подвижниц Восточной Церкви». – СПб., 1885). Память – 5 января по ст. ст. 119 «Что же нам делать, чтобы избежать этих козней диавольских? Мы должны стать мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ), то есть мы должны употребить благоразумие против тех ловушек, какие нам готовит диавол. Христос заповедал нам быть мудрыми, как змии, чтобы мы могли различить все козни диавольские. Простота голубя указывает на чистоту наших дел, поскольку каждое доброе дело отсечёт зло и не смешается с ним». (Свт. Афанасий Александрийский «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской »). 120 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобнови- телей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Кто может собороваться? Больные и дряхлые старцы и старицы. Какую пользу получают христиане от соборования? Отпущение позабытых грехов на исповеди и исцеление или облегчение телесной болезни. О причащении Святых Христовых Таин Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос . Он называет Свое Тело Хлебом Жизни. «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). И Господь предупреждает нас: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Готовящийся ко причащению Святых Христовых Таин должен быть свободен от упреков совести, от вражды, гнева, рассеянности, смущения, лености, но в глубоком сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства, со страхом и верою должен приступать к Святой Чаше. Свт. Феофан Затворник говорит о Пресвятом Таинстве Евхаристии как о самом сильном и врагопоразительном: «Внемли же сему и Святых Христовых Таин причащайся сколько можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего». Святой Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову. Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень (воскресенье), в среду, и пяток (пятницу) и в субботу, также и в иные дни, если бывает память святого…» Когда преподобного Серафима Саровского спросили: «Как часто надобно приступать к Пренебесному Таинству Приобщения?» – он отвечал: «Чем чаще, тем лучше. Кто приобщается Святых Таин – спасется, а кто не приобщается – не думаю. Благодать, даруемая Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей присутпил к Господу, Искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыт был язвами грехов, – и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется». Св. прав. Иоанн Кронштадтский : «Чудно обновляюсь я Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых всякий день, даже доселе, до 70-го года моей жизни, и как бы не стареюся, сохраняясь благодатию свежим и бодрым в душе и теле!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Самые последние мощи, обретённые летом 1980 года в пустыне Хозева, что неподалёку от Иорданской долины, – это мощи великого святого, румынского отшельника, молдаванина иеросхимонаха Иоанна (Иакоба) Хозевита. 268 В настоящее время его святые мощи, нетленные и благоуханные, положены в красивую раку и открыто почивают в храме монастыря преподобного Георгия Хозевита, неподалёку от Иерихона. 96. Отец Клеопа, почему должен наступить конец света? Святые отцы говорят, что конец света необходим по четырём причинам: чтобы явлена была правда Божия во всём её совершенстве, чтобы явлена была неправда людей по отношению к заповедям Божиим, чтобы наказаны были грехи и беззакония мира с самого его основания до скончания веков и вознаграждены были добродетели праведников в меру их веры и терпения. 97. Когда будет конец света? Никто не знает, когда будет конец света. Это великая тайна Божия. Однажды ученики спросили Христа, когда будет конец света? А Господь им ответил: о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24, 36 ; ср.: Мк. 13, 32 ; Лк. 17, 20 ). Спаситель говорит нам, что конец наступит внезапно, как когда-то начался потоп: как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и в пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24, 37–39 ). Поэтому мы всегда должны бодрствовать, быть подготовленными через покаяние и делание добрых дел и жить в ожидании Жениха Христа, как ожидали Его мудрые девы, ведь мы не знаем, в какую стражу ночи жизни нашей Он придёт, ибо в который час не думаем, приидет Сын Человеческий (ср.: Мф. 24, 44 ). Однако Господь не оставил нас в совершенном недоумении. Он сказал нам, что перед тем, как Он приидет «со славою судить живых и мёртвых», как сказано в Символе веры , появятся многочисленные знамения среди людей, на земле и по всей вселенной, которые возвестят о приближении Его Пришествия. По этим признакам мы и узнаем, как близко Пришествие Господне на Суд. 98. Какие из знамений, предваряющих Пришествие Христа на Страшный Суд, самые важные?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Вопрос 78 . Того же: Так как ты сказал мне, что повиновение и память о Боге состоит в том, чтобы иметь заповедь 87 и стараться исполнять её, то прошу тебя, научи меня и сему: возможно ли озабоченному таким служением по Богу и находящемуся среди людей иметь непрестанную память Божию? И когда возможно, испроси мне её, Отец мой, если сие мне будет полезно. Ибо тебе и «Богу вся возможна» ( Мф.19:26 ). Ответ Варсануфия: О непрестанной памяти Божией: каждый может сохранять её по своей мере. Ты только смирись, а я лучше тебя знаю, что тебе полезно, и сего прошу тебе у Бога, ибо Ему «вся возможна» ( Мф.19:26 ). Вопрос 79 . Того же: Опять прибегаю к тебе, милосердый Отец мой, и не перестану беспокоить тебя, пока не укрепишь меня; ибо если Бог, по вашим молитвам, и даёт мне некоторую печаль о грехах моих, я мало-помалу снова теряю её чрез внешнее развлечение. Итак, прошу тебя, Отец мой, и в сём укрепи меня, чтобы всё было со мною по милости Божией и вашей, и ничего не было моего собственного: ибо я ничего не могу, если не буду укреплён вашими молитвами. Опасаюсь, Отец мой, и того, что управляю больницею, ибо это есть некое властительство, и как бы не подало повода к тщеславию и свободе в обращении. Также и от частого вкушения снедей могу уклониться в чревоугодие. Итак, не рассудите ли вы, чтобы мне, для предварительного обучения себя, побыть прежде в более низком послушании, и потом, когда легче будет мне, опять вступить в оное служение? Ты знаешь, Отец мой, что я говорю так не потому, чтобы тяготился сим делом, ибо что я делаю, окаянный? Но боюсь, не раздражаю ли я свои страсти, живя здесь; сам ли я так думаю, или демоны мне внушают то, – не знаю. Ты же, Отец мой, объяви мне волю Божию; избавь от смущающих меня помыслов, укрепи меня твоими молитвами исполнять, что ты говоришь, и прости меня. Ответ Варсануфия: Выслушай, брат, и будь уверен о Господе, что, когда мы поручили тебе оное дело, рука наша и сердце наше с тобою, точнее же сказать, рука Бога, умоляемого нашими молитвами о спасении души твоей и о том, чтобы Он укрепил тебя в деле, даровал тебе успех и покрыл тебя в нём. Ты не иначе можешь спастись, как только чрез сие послушание. Итак, не унывай, падая и восставая, поползаясь и укоряя себя, пока Господь не окажет тебе милости, которой ты желаешь; только не будь нерадив. Не бойся, ибо Господь, поставивший тебя на сие дело, и устроит оное, и мы разделяем с тобою попечение. Да не прельстит тебя диавол под видом добра, как сказано: «благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых» ( Рим.16:18 ). Тот, Который поставил тебя на сие дело, есть всё: Он сказал ученикам Своим: «се, Аз посылаю вас» ( Мф.10:16 ), и ещё: «се, Аз с вами есмь» ( Мф.28:20 ). Не бойся и нимало не смущай себя сомнениями о больнице, унывая от забот, сопряжённых со властию. Если уразумеешь написанное тебе, то будешь спокоен. Только себе должен ты внимать по силе своей, и Бог поможет тебе. Здравствуй о Господе и укрепляйся о Нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushep...

Многочисленные примеры из предания церковного да утвердят вас в силе той же молитвы. Родители блаженной Феофании-царицы, супруги Льва Премудрого, желая иметь чадо, пламенно молились Пресвятой Владычице Небесной, каждый день приходили к храму Ее, бывшему во Фракии, и изливали перед Нею сердца свои в прилежном молении со словами: «О, Госпоже мира, неплодствие наше да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да примем от Создателя Твоим милосердием». И поскольку с верой просили, то и получили. И благодатью Той, Которой усердно молились, приняли своего неплодства разрешение и родили дочь, которая в свое время прославилась великими христианскими подвигами (Четьи Минеи, 16 декабря). Так же усердно молилась Царице Небесной и мать святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового и также услышана была. В храме Влахернском Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и это исполнилось. У бесчадной дотоле жены родился сын, который стал впоследствии великим защитником Православия и венца мученического сподобился (Четьи Минеи, 28 ноября). Вот и вы, жены, к такой же молитве прибегайте, и она, несомненно, будет услышана. Но, может быть, скажете: «Прибегаем, да, видно, не принимает молитвы нашей Бог». В таком случае усугубите ее, и если она была кратка и не полна, то дополните ее. Чем? Обещанием Господу, что вы не для своей утехи земной просите себе детей у Него, а для того, чтобы их Ему же отдать и в них как бы продолжать свое служение Ему. Такие обеты давали Господу и упомянутые жены. Мать Самуила говорила: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его ( 1Цар. 1:11 ). И мать Пресвятой Богородицы так же говорила: «Тогда, Господи (то есть в случае исполнения прошения), рожденное чадо мы приведем в дар Тебе, благословляя, воспевая и славя Твое милосердие». И мать святого Стефана Нового, прося у Царицы Небесной сына, тоже обещала, если такого дара сподобится, принести сына в дар Единородному Сыну и Слову Божию, от Нее, Пречистой, воплощенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Но теперь я спрошу вас, возлюбленные братия: кто уверит нас в противном? Почему ты, грешник, знаешь, что ныне Бог не в последний раз уже призывает тебя к покаянию и что Он еще пошлет тебе благодать Свою призывающую, если ты ныне не обратишься к Нему? И так ныне же начни совершать свое спасение, ибо для тебя, может быть, уже не будет завтра. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. О! Приложите к сердцу эти истины, – умоляем вас беспредельным милосердием Божьим; ибо дело идет о целой вечности. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, взывает Пророк, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его ( Ис. 55:6–7 ). Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения. О! Не дайте сему дню пройти без плода, но обратитесь от всего сердца ко Господу Иисусу Христу, и он помилует вас. Он пострадал и пролил кровь Свою, чтобы ей очистить грехи наши и открыть нам вход в вечное царство, обещанное всем нам и даровать нам Духа Святого, который наставляет на всякую истину и очищает нас – Духа Владычного, который утверждает стопы всех ищущих вечного спасения. Аминь. Слово в день обретения мощей Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия 1840 г. июля 5 дня Иго Мое благо, и бремя Мое легко, говорит Спаситель, призывая к Себе всех труждающихся в обремененных ( Матф. 11:30 ) Благо иго Спасителя, однако иго; легко бремя Его, однако бремя. А под игом, что за отрада для труждающихся, под бременем, что за покой для обремененных? Но имя ига и бремени не должно смущать нас, слушатели. То, что возлагает Иисус Христос, Бог всякого утешения и щедрот, не может не приносить отрады и блаженства, и если возлагаемое Им на последователей Его Он называет игом и бременем, то для того, чтобы показать отличительное качество христианского подвижника. Как человек, возлагающий на рамена свои бремя, отдает, покоряет свою выю под тяжесть бремени, так и всякий желающей совершенства христианского должен покорить свою волю, и иметь совершенства в духовной жизни, кто имеет послушание. Сие постараемся объяснить и раскрыть в настоящем слове по руководству Святых Отцов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Каждый, кто хочет преспеяния в духовной жизни (а неужели, кто не хочет сего?), каждый должен иметь послушание к духовному отцу. Посмотрите и в видимой природе все подчинено и держится послушанием: низшее подчинено высшему, неразумное управляется разумным, малые звезды – светила следуют за большими – являются спутниками, или послушниками великих; небо и земля и все исполнение их слушают одного Божественного гласа. Возведите взоры свои на небо небес и увидите, что Ангелы – премирные духа, суть не иное что, как смиренные послушники по самой природе: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые должны наследовать спасение ( Евр. 1:14 )? Послушание есть цепь взаимно их соединяющая между собой. Но все они, по свидетельству тайновидцев, непосредственно приемлют свет заповедей Господних, но от первейших и высочайших духов он в нисходящем порядке переходит к низшим чинам, от одного чина к другому постепенно изливается, сияет и преломляется; и сии дивные преломления лучей Божественного света составляют причину разности величия и славы Ангельских чинов и образуют степени того небесного дома или храма Господа сил, о котором упоминают пророки. Послушание Пресвятой Девы Марии вознесло Ее превыше всех Ангельских чинов, удостоило быть Богоматерью и возвело в сан Царицы неба и земли. Послушание низвело Сына Божия с небес на землю и облекло в зрак раба; и вся жизнь Его была только послушание: быв послушным даже до смерти, и смерти крестной; оно и превознесло Его: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп. 2:8–9 ). О, Господи Иисусе! Тебе так дорога добродетель послушания, что Ты согласился понесть тягчайшие страдания. А мы часто говорим: да будет воля Твоя, и все делаем по своей воле. Но сам даруй послушание, сам научи нас послушанию как к Тебе, так и к человекам, поставленным Тобой над нами, послушание всегда готовое, радостное, простое, постоянное. Аминь. Слово на память Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия 1841 г. Сентября 25 дня Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ) Без сомнения, дивное, величественное зрелище откроется тогда, когда при кончине веков Сидящий на престоле скажет: се, творю все новое ( Апок. 21:5 ), и тотчас по гласу Его переменится вся природа и явится новое небо в новая земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Аминь. 14-й день 323. О соблюдении постов (Из жизни преподобного Еллия монаха. Чет. Мин. июля 14) Во время постов большей частью бывает так, что когда мы сидим дома, то соблюдаем пост, а когда выйдем из дома, то то и дело нарушаем его. Например, великим постом мы не едим рыбы, а позовут на поминки или на какой-нибудь общественный обед, мы вкушаем оную, и через это грешим. Что же делать нам на будущее время, для того чтобы и вне домов соблюдать посты и не нарушать оных? Да должно делать то же, что в этом случае делали святые, и все будет хорошо. Что же делали они, скажете. Что делали они в этом случае, то сейчас откроет вам повествование следующее. Однажды во время поста преподобный Еллий, ходя один по пустыне, пожелал вкусить меда и в это время увидел прекрасный медовый сот, который лежал на камне. Еллий уразумел в этом вражье коварство и сказал самому себе: «Отойди от меня, греховное желание, ведь написано: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти " » ( Гал.5:16 ). И с этими словами Еллий тотчас же отошел от меда в глубочайшую пустыню и там, как бы за невоздержание, наложил на себя суровейший пост, покоряя духу плоть свою и алчбою и жаждою. В третью неделю своего поста Еллий опять встретился с искушением. Он увидел в пустыне на земле лежащие красные спелые яблоки и другие самые лучшие садовые плоды. Познав и тут прелесть вражью, преподобный сказал: «Нет, не только не вкушу, но и не дотронусь я до всего того, что вижу, не стану соблазнять души моей! Буду помнить слова Господа моего: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » ( Мф.4:4 ). И, сказав это, Еллий отошел от плодов, не дотронувшись до них так же, как не дотронулся и до меда. Из этого повествования видно, что святые, когда им постом представлялся соблазн вскусить то, чего по их убеждению не должно было вкушать, тогда они признавали этот соблазн за коварство вражье, это коварство побеждали силой воли и всегда выходили из борьбы и с самими собой, и с диаволом победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010