10. «Духовное пробуждение» Паисия Святогорца : «”Я верю, что Бог поможет мне”, — говорят некоторые, но при этом стараются накопить денег для того, чтобы не испытывать никакого лишения. Такие люди насмехаются над Богом, потому что вверяют себя не Ему, а деньгам. Если они не перестанут любить деньги и полагать на них свою надежду, то они не смогут возложить свою надежду на Бога. Я не говорю, что людям не нужно иметь каких-то сбережений на случай нужды, нет. Но не следует полагать свою надежду на деньги, не нужно отдавать деньгам свое сердце, потому что, поступая так, люди забывают Бога». 9. «Благовестник, или Толкование на Евангелие» Феофилакта Болгарского : «Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно» . 8. «Добротолюбие. Избранное для мирян» святителя Феофана Затворника : «Сребролюбие есть поклонение идолам. Нелюбостяжателен тот, кто отрекся от всякой собственности и на земле совсем не имеет ничего, кроме тела, да и к нему отторгнув всякое расположение» . 7. «Душеполезные поучения» аввы Дорофея : «Святые мученики всецело принесли себя в жертву Богу, и не только самих себя, но и то, что было их, и что было у них. Ибо иное, как говорит святой Василий, мы сами, иное — наше, и иное — что у нас. Мы — это ум и душа; наше — это тело; а у нас имущество и прочие вещи. Итак, святые приносили себя в жертву Богу всем сердцем, всею душею и всею крепостию, исполняя слово Писания: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22:37); ибо они пренебрегли не только детьми, женами, славою, имуществом и всем прочим богатством, но и самыми телами своими» . 6. «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца : «Почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби — радость; прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие — одна из величайших черт богоподобия; больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром» .

http://blog.predanie.ru/article/top-12-s...

Когда царь Ирод узнал об этом, то собрал книжников и первосвященников и спросил их о том же (о месте рождения). Ответ был дан ему по книге пророка Михея: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:5–6 ). Ирод сообщил о сем волхвам и просил их на обратном пути известить его о Рождённом, имея тайную, коварную цель умертвить Его. Узнав, где находится Новорождённый, волхвы уже как будто не имели нужды в звезде. Но, однако, она снова появилась над ними, возвеселив их радостью великой ( Мф. 2:10 ), укрепляя их веру в правильность полученных в Иерусалиме сведений, а также и в достоверность самого рождения Вождя Израиля. Через два часа пути (от Иерусалима до Вифлеема было два часа пешего пути) звезда снова остановилась, как бы «перстом» (по выражению преподобного Исидора Пелусиота ), или «лучом» (святитель Иоанн Златоуст ) указала «место, где был Младенец» ( Мф. 2:9 ). Несмотря на убогую обстановку, окружавшую Младенца, волхвы, как только увидели Его, тотчас преисполнились трепетного благоговения: пали и поклонились Ему ( Мф. 2:11 ), как Лицу Божественному. Чистого, расположенного к вере сердца их коснулась тайна Божества Христа. И полные неизъяснимых чувств, они из сокровенных сокровищ своего сердца вынесли Ему дары своей веры, благоговения и поклонились Ему, как Высшему Существу. Вслед за этим они открыли сокровища свои ( Мф. 2:11 ) вещественные и принесли другие дары: золото – как царю, ливан (ладан) – как Богу и смирну (благовония) – на погребение Его, как предстоящей Жертве за род человеческий. Всеми этими дарами, говорит, святитель Иоанн Златоуст , «волхвы заявили себя первенцами Церкви Христовой, начатками верующих из язычников». В лице их «языческая неплодящая церковь » узнала чаяние языков – Христа. Поклонившись Богомладенцу и весть приемше во сне ( Мф. 2:12 ) не заходить в Иерусалим, волхвы возвратились в свою страну. Такова история евангельских волхвов и звезды, которая вела их на поклонение Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И наслаждаться ими, если только сохраните мир и любовь между собою, вы подлинно будете. Ибо что такое мир между вами? Мир между вами есть стена крепкая и неразрушимая, о которую разобьются все неприятности монастырские; мир между вами есть столп, на котором спасение всех монахов, вам вверенных, утвердится. Мир между вами есть ваши ограда и щит против стрел дьявола, которые он особенно часто пускает в монастырях именно на власть имеющих. Мир, наконец, между вами есть иго благое и приятное и для вас самих, и в очах Божиих угодное. Итак, да водворится он и между вами, власть имеющими! И «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Аминь. 4-й день 221. Будет ли награда в будущей жизни тем, которые здесь на земле прославляют Пресвятую Богородицу и святых (Из жизни преподобного Иосифа Песнописца. Чет. Мин. апр. 4) Многие из христиан и в молитвах домашних, и в церквах – в пениях и песнях духовных прославляют Божию Матерь и святых. Как вы думаете, братие, будет таким людям, за прославление Божией Матери и святых, награда на небесах или нет? Да, знайте, что некоторым из них будет, и это мы докажем примером следующим. В тот час, когда скончался преподобный Иосиф Песнотворец, один из друзей его, муж праведный и благочестивый, услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дома и смотри на великие таинства Божии». Он вышел и увидел небо отверстым, и с него сходили сначала апостолы, за ними пророки, за пророками мученики и, наконец, после всех, святители. Друг Иосифа ужасался, дивился и недоумевал тому, что хочет быть. Но вот он услышал снова голос: «Смотри и внимай тому, что увидишь». И тотчас он увидел четырех юношей, сиявших небесною славою, а посреди них шла Пресвятая Богородица. И Пресвятая Богородица сказала святым мужам: «Возьмите от земли святую душу, которая ваши дела и памяти ваших дней в песнопениях прославила и своей жизнью вам подражала».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Из этого повествования видно, что люди беззаконные бывают тревожны и имеют взгляд беспокойный и скорбный от того, что беззакония их для них бесследно не проходят, но постоянно представляются их уму, воспроизводятся их памятью и разрывают им сердце. Да, верно сказано, что, «чем кто согрешает, тем и наказывается!» Да где же и подлинно быть человеку тут спокойным и иметь светлый взгляд, когда ему, например, как сейчас слышали, день и ночь слышится голос: «За что ты убил меня?» Тут уже не до спокойствия и не до светлого взора. Тут лишь скорбь и горе, ужас и страх. О, поистине, «если обличениями будешь наказывать человека за преступления, [Ты Господи], то рассыплется, как от моли, краса его» ( Пс.38:12 ). Убойтесь же, братие, страшного гнева Божия и, сколько сил ваших есть, бегите от пути погибельного. Беззакония, как видите, даром человеку не проходят и последствия их и в сей жизни бывают для него ужасны. Так, приведенный пример показал вам, что одни лишь воспоминания о них, как червь, гложут сердце человека, не дают ему покоя ни днем ни ночью, отравляют ему всю его жизнь и, конечно, если не покается, то ведут его и к вечной погибели. Аминь. 5-й день 284. Против лжи (Из жизни преподобного Анувия Исповедника. Чет. Мин. июня 5) Святой царь и пророк Давид делает вопрос: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем! Кто может обитать на святой горе Твоей?» ( Пс.14:1 ) И на этот вопрос сам же и отвечает так: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» ( Пс.14:2–3 ). Из этих слов Псалмопевца открывается, что он, между прочим, был убежден в том, что презирающие ложь и говорящие одну правду будут наследниками царствия Божия. Что же, справедливо такое убеждение Псалмопевца или нет? Мы, со своей стороны, уверены, что вполне справедливо, как и все, сказанное в Писании. В житии святых истина эта поясняется следующим примером. Однажды троим пустынным старцам – Суру, Исаии и Павлу – открыто было, что великий в пустынниках Египетских исповедник Анувий скоро должен отойти к Господу и чтобы они шли принять от него последнее благословение и проститься с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но здесь кто-нибудь может возразить и указать на то, что в Евангелии имеются и другие слова. Там, например, сказано: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Однако слова эти вовсе не отменяют заповеди о тайном совершении добрых дел. Согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста, Христос не то хотел здесь сказать, что нужно намеренно выставлять добродетель напоказ людям, но чтобы сама эта добродетель была подобной яркому пламени и светила, как великий свет. Если добродетель будет так светить, то, конечно, ее уже при всем желании невозможно будет скрыть от людей — ведь не может укрыться город, стоящий на верху горы. Именно так сияли в нашем мире святые и праведники: они убегали от славы человеческой, но их прославлял Сам Господь. И об этом они оставили нам свои поучения. Вот, например, слова преподобного Исаака Сирского. «Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, — говорит он, — то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем»; «кто гонится за честью, от того убегает она вперед. А кто убегает от чести, того настигает она сзади»; «уничижай себя ради Бога, и без твоего ведома умножится слава твоя». Как мы видели, именно это и случилось с блаженной Исидорой: слава ее умножилась без ее ведома и даже против ее воли. И так всегда бывает с теми, кто идет по пути христианского совершенства и достигает святости. Зная это, братия и сестры, постараемся совершать добродетели не напоказ, но по возможности тайно. Ибо те, кто делает добро напоказ, получают свою награду не от Бога, а от людей, от человеческой похвалы. А люди — разве могут они нам дать что-нибудь истинно великое и стоящее? Конечно, не могут они нам этого дать. Вот потому и должны мы всегда искать прославления от одного только Господа Бога. Да и, кроме того, лишь избегая славы и похвалы человеческой, мы можем побеждать гордость и возрастать в смирении. Смирению же дается Благодать и все Божии дары. Аминь. [ < < назад вперед > > ] [ предисловие к оглавлению оставить отзыв скачать книгу: .html ]

http://zavet.ru/b/ipavlov/093.htm

И, как известно, за таким утверждением, вообще характерным для лучших представителей подлинного православного монашества, стоит давняя подвижническая традиция. Ведь недаром, подражая Богу в Его Любви, всякий истинный инок с великой скорбью, «проливая кровь», молится за весь мир — в соответствии с известным монашеским речением: «Молиться за весь мир — это кровь проливать!» Однако чаемая Церковью благодатная цель христианского единения всех в «Новом Адаме» — Воскресшем Спасителе — требует от нас по сути только одного: личностного со-единения каждого человека, каждой души — со Христом. И только тогда, по слову святого апостола Павла, Бог… терпения и утешения… дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога (Рим 15, 5–6). Ибо лишь когда Сам Христос принимает нас в славу Божию (Рим 15, 7), мы и оказываемся способны всецело принимать друг друга, становясь все единой душой — в Духе Святом! Ведь реальной подосновой нашего наиболее полного единения — как и вообще самогó нашего существования — является именно изначальное постоянное присутствие в нас благодати, духовных действований или, пользуясь святоотеческой терминологией, «энергий» Бога, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17, 28) и только Дух животворит (Ин 6, 63). Отсюда и самый смысл бытия всего человечества как творения Божия заключается, по сути, в «стяжании Святого Духа», — недаром на это замечательное выражение преподобного Серафима Саровского ссылается в своих поучениях и епископ Феодор. Ведь и его собственный иноческий опыт позволял ему утверждать в одной из проповедей, что нет ничего дороже такого «стяжания», ибо «ничто на земле не сравнится с этим утешительным действием Духа Святаго. Ни великолепие храмов, ни роскошь облачений, ни прекрасное пение не смогут — без пребывания и действования в нас даров благодати Божией — насытить нашу бессмертную чудесную душу, питаемую единственно сродным ей — Духом Святым!» А ведь в каждого из нас изначально вложена «душа-христианка», лишь в большей или меньшей степени помрачаемая нашими грехами, от которых ее исцеляет только Христос. Потому и вожделенного единства человечества можно достичь лишь на путях всеобщей устремленности — всех человеческих душ — ко спасению во Христе Иисусе, Господе нашем.

http://pravoslavie.ru/31779.html

апр. 5) Не без того, конечно, бывает, молодые иноки, что вы нет-нет, да и вспомните о мире, который оставили Христа ради. Что же, как вы думаете, при воспоминании о нем радоваться вам нужно или печалиться о том, что вы оставили его? Не знаем вполне этого, но думаем, что скорее же радоваться должны; а почему, то сейчас откроем вам. Когда авва Серапион пришел к преподобному Марку Фраческому, который провел в пустыне девяносто пять лет; тогда, остановившись у входа в пещеру, где жил Марк, Серапион услышал, что преподобный стихословил Псалтирь и говорил из псалма 89-го: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс.89:5 ) и прочее псалма того. Затем, окончивши чтение Псалтири, Марк стал говорить самому себе так: «Блаженна душа твоя, Марк, потому что она не осквернилась нечистотами мира сего и потому что ум твой не был пленен скверными помыслами. Блаженно тело твое, ибо не увязло оно в похотях и страстях греховных. Блаженны очи твои, которых дьявол не мог прельстить зрением чужой красоты. Блаженны уши твои, поскольку не услышали ни голоса, ни вопля женского в суетном мире. Блаженны органы обоняния твоего, ибо не обоняли неприязненного смрада греховного. Блаженны руки твои, поскольку не прикоснулись ни к одной из чужих вещей. Блаженны ноги твои, ибо не ходили по путям, ведущим к смерти, и стопы твои, ибо не подвигались на грех. Блажен ты, Марк, потому что душа твоя и плоть твоя исполнились духовной жизни и освятились чистотою ангельскою». И затем преподобный уже начал восклицать: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его!» ( Пс.102:1–2 ). Зачем скорбишь, душа? Не бойся, не будешь удержана в темницах адовых, и бесы не посмеют оклеветать тебя, ибо, по милости благодати Божией, нет в тебе порока греховного. «Ополчится, – сказано, – Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их Господь». Блажен раб, сотворивый волю Господа Своего!» Из этих слов преподобного Марка очевидным становится, что и вы, молодые иноки, при воспоминании о мире не печалиться, а радоваться должны тому, что его оставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

  2. О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом Поучение, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 15 июля, за ранней литургией Как хорошо делают, братие, те из нас, кои, прибыв в Саров для поклонения преподобному отцу нашему Серафиму, стараются здесь причаститься святых Христовых Тайн! Пройдет несколько дней, и все мы отправимся в дома свои, и кто понесет отсюда на память о преподобном его образок, кто – просфору, кто – водицы из его источника, масла из лампады, сухариков из дальней пустыньки. Как святыню, дорогую по воспоминаниям, цельбоносную по вере в дерзновение пред Богом святого старца, понесем мы сии дары, чтобы поделиться саровскою святыней и со своими сродниками и близкими. Но превыше всякой святыни сподобятся здесь дара небесного и унесут его с собою те из нас, кои вкусят с верою «хлеба жизни». К вам, братие-причастники, нынешнее слово мое. Как оскудела духом жизнь наша, как мало в ней проявлений благодатного духа и как она суетна, мелочна, скучна! Мы не находим в ней удовлетворения и мечемся по сторонам, чтобы найти покой душам нашим. Не оттого ли происходит это томление духа, что вся жизнь наша ушла в заботы о куске хлеба, что мы оторвались от небесной жизни, которой сподобляются подвижники и на земле? Господь Иисус Христос учил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин. 6, 27 ). А эта пища есть хлеб жизни: «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (35); «ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (51). «Плоть Моя, – говорит Господь далее, – истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», так что «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», и он «имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (54–56). Таков дар Господа Иисуса Христа людям! Не может быть ничего выше этого дара: чрез него Господь вводит нас в теснейшее личное общение с Собою, приобщает нас Своей Божественной жизни, дает залог блаженной вечности. И не только обещал Господь дар сей, но и действительно принес на землю, когда на Тайной вечери сказал Своим ученикам: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое»... «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26,26–28 ), и причастил их Своей Божественной Плоти и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Здесь технический прогресс для архиеп. Никанора – лишь симптом, сопровождающий тяжелую болезнь, которая начинала распространяться у нас по всей России и которая все больше и больше поражает современное общество уже XXI века. Техника и информация не являются сами по себе порочными, но и становится ценностью они в ХХ веке именно потому, что именно техника и информационные технологии дают максимальные возможности для удовлетворения корыстолюбивой одержимости человека общества потребления. И в этом смысле чтитель преп. Сергия – архиеп. Никанор – своими поучениями показывает нам то, что мы можем противопоставить ценностям современного мира – а именно установку нашего сознания и нашей деятельности на то, чтобы по слову Христову «искать прежде Царствия Божия и правды Его», а значит ориентироваться не на потребление материальных блага, а на духовный труд, нравственное усилие, воспитание и самовоспитание. Архипастырь в завершение своей первой речи о преп. Сергии говорит, цитируя апостола Павла: «Что же делать? Бежать ли всем в пустыню? Нет, ответствует св. апостол Павел. “Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, [так что] и радующиеся [должны быть], как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего”». Именно эти слова ап. Павла сбылись и на преп. Сергии Радонежском, который, будучи активно вовлечен даже и в политическую жизнь своего времени, оказывался не вовлеченным в нее центром своей души, оставаясь, по слову его жития, сосудом Духа Святаго. И наши сегодняшние чтения, как мне представляется, могут сделать для нас самих более понятным то, какие конкретные шаги нужны для того, чтобы помочь нашим ближним совершить «поворот глаз души» – сменить потребительско-эгоистическую ценностную установку на «искание прежде – Царствия Божия». – То есть на тот ценностный ориентир, который связан был в моем докладе с именами «игумена земли Русской» – преп. Сергия Радонежского и «уфимского почитателя преп. Сергия» – архиеп. Никанора (Бровковича) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Наконец, от великой болезни и старости блаженный Сергий совершенно изнемог. Видя себя приближающимся к кончине и проразумев отшествие свое к Богу, он призвал к себе всю о Христе братию. Когда они пришли и увидели отца своего приближающимся к концу, то залились слезами и, припадая к нему, говорили: – Не оставляй нас, благий отче, но еще побудь с нами. Преподобный же, возведя очи к небу, сказал им: – Приблизился, братие, конец земной жизни моей, и я должен нести общий телесный долг. Таково изволение Господа. Предаю вас, чада, Богу и Пречистой Богоматери. Бог мира и Пречистая Его Матерь да будут с вами до скончания века и да хранят вас и утвердят в любви Своей. Вы же, чада, не скорбите о моем отшествии, но пребывайте в любви Божией и заповеди Его сохраняйте, поминая со страхом и трепетом слово Владыки Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Иоан.14:21 ). Страхом Божиим ограждайте сердца ваши, чтобы он наставил вас всякому благому делу, ибо «начало премудрости страх Господень» (Прич. 1:7); украшайте друг друга смирением, отвращайтесь от лживых речей, говорите каждый брату своему истину, ненавидьте клевету, избегайте вражды. Но если кто из вас допустит гнев в сердце свое, вы с любовию уговорите его, ибо сказано: «Солнце да не зайдет, в гневе вашем» ( Еф.4:26 ). Покоряйтесь наставникам, ибо они бдят о душах ваших, так как должны дать ответ за вас Богу. Без лености совершайте церковную службу. Если будете жить так, то будете блаженны. Слушая сие последнее поучение отца своего, реки слез испускали из очей своих братия. Когда же преподобный совсем изнемог и был близок к последнему издыханию, он приобщился Святых Таин Тела и Крови Христа Бога нашего. По приобщении же Святых Таин, он возвел руки свои к небу и вознес тайную молитву. Помолившись, святой Сергий сложил на персях руки крестообразно и предал Господу дух свой. Так перешел святой в вечную жизнь. И было лицо его, по преставлении к Богу, светло, так что можно было сказать, что не умер он, а покоится во сне, ибо непорочно было житие его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010