420 Порфирий (Успенский Константин Александрович, 1804–1885), епископ, доктор греческой философии, известный археолог. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1829). 15 сентября 1829 г. пострижен в монашество, 20 сентября рукоположен во иеродиакона, 25 сентября – во иеромонаха. Магистр богословия (1831), законоучитель Одесского лицея им. Ришелье. Возведен в сан архимандрита (1833), настоятель Успенского монастыря в Одессе (1834). Ректор Херсонской ДС (1838), Настоятель посольской церкви в Вене (1840). В 1842 г. командирован на Восток с целью изучения нужд Православия. Начальник Духовной миссии в Иерусалиме (1847). В 1845–1846, 1858, 1859 и 1861 гг. посещал Афон. 14.02.1865 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Советом ИМУ был утвержден в степени доктора греческой философии (1869). Член Московской синодальной конторы (1877). 421 Преосвященный Порфирий видит в Ватопеде остатки эллинского города Диона. – См.: Там же. Ч. 1. С. 18–19. 423 Брат греческого императора Феодосия, в память о спасении своего сына от потопления в море, прислал из Рима для новострояшейся на Афоне церкви четыре гранитные колонны багряного цвета, которые были приготовлены для постройки в Риме храма во имя святого Иакова, брата Господня. Эти колонны установлены в Ватопедской соборной церкви и поддерживают купол. См.: Там же. Ч. 2. С. 56–57. 424 О чудотворных иконах Ватопеда см.: Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне/Авт.-сост. О.В. Орлова. М., 1997. С. 53–58, 93–94; Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери/Сост. С.И. Снессорева. Репр. воспр. изд. 1898 г. (СПб.). – Ярославль, 1993. С. 94–97, 408–409, 411–412. 425 Еп. Порфирий (Успенский) писал, что в Ватопедскую обитель, опустевшую в 830 г., начали собираться прежние насельники, но «в десятый день августа месяца 862 года арабы, ограбившие остров Митилини, пристали к берегу Афона у древней обители Ватопедской, вошли в нее и, взяв в плен монахов, раскрыли соборную церковь , развели в ней огонь и отплыли на остров Крит» ( Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 3. С. 28), и Ватопд опустел на 70 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сообщая об источниках финансирования строительства храма, сокольский волостной голова 29 марта писал, что государственные крестьяне села Студёнки собираются строить храм на «доброхотные пожертвования» жителей села и «сборы на строение». Кроме того, жители села «мирским приговором предположили отдать в пятилетнее оборочное содержание земли 658 десятин, принадлежащих им … чтобы оброк зе неё поступал на постройку новой церкви». Приговор был составлен 26 ноября 1857 года, по нему земля была сдана в аренду крестьянину Диконской слободы Кириллу Ефимову Емельянову за 1 505 рублей ежегодно, с уплатой денег за год вперед. 2 июля 1858 года предполагаемое место было обследовано гражданским инженером, который доложил, что, во-первых, «материк земли твердый и к постройке удобный», во-вторых, «место это благовидно к возведению храма», в-третьих, «… по общему желанию крестьян требуется переселение 7 или 6 дворов». 7 февраля 1859 года епархиальное начальство дало разрешение начать постройку храма. Строительство велось активно в течении лета и осени 1859 года. Был вырыт котлован, велась кладка фундамента, и было решено верхнюю часть цоколя выложить бутом. За ходом строительства наблюдал автор проекта, и по его рекомендациям в ходе работ исправлялись недостатки и упущения. За 1859 год стены были выведены до уровня окон. Подрядчиком строительства являлся государственный крестьянин Яков Прохоров Терпугов. На оплату работ и материалы за это время было затрачено 4 000 рублей серебром. На работы в следующем году предполагалось затратить такую же сумму. В марте 1869 года сельское общество решило для скорейшего завершения строительства взять ссуду из вспомогательной кассы волостного правления, и 28 марта приговор крестьян был зарегистрирован в Сокольском сельском управлении. Согласно приговору, деньги в сумме 500 рублей серебром должен был получить под расписку церковный попечитель государственный крестьянин Иван Сидоров Буев, но в кассе такой суммы не оказалось. Проблема эта стала не единственной: еще в апреле подрядчик поставил некачественный кирпич, и куратор строительства инженер Савицкий запретил его употребление. 31 декабря 1862 года Савицкий вынужден был даже сообщить об использовании некачественного кирпича в Тамбовскую палату государственных имуществ. 12 мая 1865 года он вновь докладывал об использовании некачественного материала и то же замечание сделал в июне.

http://sobory.ru/article/?object=15895

После бывшего в 1859 году большого пожара на Песках, близ церкви оставалось пустопорожнее место в 325 квадратных сажен, с одной стороны примыкавшее к церковной площади, а с двух ограничиваемое улицами. Место было очень подходящее для приходского благотворительного учреждения. Еще отец Гумилевский подумывал о его приобретении для братства, с целью построить здесь братский приют, и открыл для этого подписку; подписка дала менее четырехсот рублей и дело покупки не могло состояться. В 1869 году братство снова подняло вопрос о покупке; подписка на этот раз принесла около трех с половиною тысяч. У братства были от прежних лет небольшие сбережения, которые вместе с собранными по подписке деньгами составили капитал около 6,000 рублей, за какую сумму и продавалось место. Но когда дело уже перешло к нотариусу, оказалось, что братство не имеет права приобретать недвижимую собственность, потому что это не предусмотрено в его уставе. Хлопоты о дополнительном разрешении взяли около двух лет, и место было, наконец, куплено за 6,250 рублей. Было куплено место, надобно было приступать к постройке братского дома. Но в братской кассе оставалось к этому времени свободных лишь около четырех тысяч. Однако братство не остановилось пред этим затруднением. Немедленно было приступлено к составлению смет, планов, а между тем объявлена подписка на пожертвования. Подписка дала около 18,000 рублей. Закладка дома была произведена 17 июня 1873 года, с крестным ходом из церкви, преосвященным Палладием, тогда епископом Ладожским, а ныне высокопреосвященнейшим митрополитом С.-Петербургским. Так как денег на постройку дома не хватило, то выведенный вчерне дом был заложен в 1874 году в 17,000 рублей и в 1875 году в 7,000 рублей, и на эти деньги был окончательно отделан, с садом. Самый дом был готов уже в августе 1874 года, и тогда же в него был переведен братский приют. Первого сентября, после крестного хода из церкви, дом был торжественно освящен почившим митрополитом Исидором, причем владыка благословил новоосвященный братский дом иконой благословляющего Спасителя и остался на обеде, устроенным в доме его строителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

582) Патриаршее священнослужение 17 апр. в Иерусалиме, А. Солодянского, Странн. 1868, отд. 4, стр. 50. 583) Из Иерусалима (Водосвятие в храме Воскресения), Херс. Епарх. Ведом. 1869, стр. 140–147, статья А. С. 584) Из Иерусалима (Постройки; следствия вифлеемских беспорядков; служение двух патриархов; воззвание Валерги; пропаганда протестантская; дворец царицы Елены), Херс. Епарх. Вед. 1869, стр. 645–655, статья Поклонника, от 27 июля 1869 г.; перепеч. в Нижег. Епарх. Ведом. 1869, 585) Утверждение архим. Антонина в должности настоятеля русской духовной миссии в Иерусалиме, Церк. Летоп. 1869, т. II, стр. 17; Синодальный указ от 5 июня 1869 г., Странн. 1869, июль, IV, 2. 586) Из Иерусалима, 14 февр. 1870 (бездождие, крестный ход), Херс. Епарх. Вед. 1870, Поклонника; перепеч. в Киев. Епарх. Вед. 1870, стр. 303. 587) Из Иерусалима. Некролог Магдалины Эберн, смотрительницы женского приюта в иерус. русских постройках, Херс. Епарх. Вед. 1870, 588) Из Иерусалима, от 22-го мая 1871 года (минувшие святки Р.Хр.; патриаршее служение на Иордане; открытие патриаршей больницы; суббота Лазарева; Страстная седмица; Пасха; праздник Троицы; дуб Мамврийский), ст. Поклонника, Церк. Летоп. 1871, т. II, стр. 189, 260; перепеч. из Херс. Епарх. Вед. 1871, стр. 320–330. 589) Поклонники в Палестине. Положение богомольцев; меры русского правительства к покровительству и призрению своих единоверцев, и местные условия, препятствующие успешному ходу поклонничества в Палестине, Одесск. Вест. 1859, переп. в Р. Инвал., 590) Отчет о пожертвованиях в иерусалим. миссию, Дух. Беседа 1875, архим. Антонина (в конце года). 591) О русских поклонницах на Востоке, Б.В., Спб. Вед. 1860, 592) Иерусалимские гостинцы, Газета А. Гатцука, 1876, стр. 220. 593) О современном паломничестве, свящ. Д. Соколова , Дух. Бес. 1861, т. XIII, и 19, стр. 1–12, 35–46. 594) Странники, В. В-ва, Народн. Чтен. 1861, стр. 103–122. 595) Отношение богомольцев и странников к народной жизни, Н. Богатинова, Руков. для сельск. пастырей, 1862,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, в известных нам документах церковного архива имя автора проекта часовни-памятника не упоминается. Предположительно им мог быть енисейский губернский архитектор В.А.Илышев, занимавший эту должность в 1852-1859 годах, и нередко привлекавшийся к исполнению проектов по заказам духовного ведомства. Так, например, в 1852 году В.А.Илышевым были составлены чертежи иконостаса придельного храма Иоанна Предтечи Спасского собора енисейского мужского монастыря. Нельзя также исключить из числа возможных авторов проекта часовни В.М.Битюцкого, работавшего в 1856-1859 годах красноярским городским архитектором, а по основной должности состоявшего при Енисейском губернаторе. В 1857 году В.М.Битюцким был разработан проект по «улучшению и предохранению Енисейска от наводнения», в процессе подготовки которого архитектор неоднократно бывал в этом городе. Об участии В.М.Битюцкого в работах по реконструкции енисейских церковных построек свидетельствует факт выполнения им в 1859 году проекта двухэтажной каменной палатки у западного фасада приходской Воскресенской церкви. В декабре этого же года указанная пристройка была освидетельствована губернским архитектором В.А.Илышевым. Часовня-памятник старца Даниила вместе с другими постройками Христорождественского монастыря сильно пострадала в опустошительном пожаре, разразившемся в Енисейске в августе 1869 года. О масштабе разрушений города и комплекса строений девичьего монастыря красноречивые свидетельства оставил первый Енисейский и Красноярский епископ Никодим, посетивший город через месяц после пожара. В Енисейске «на две версты вдоль и на версту поперек все удобосгораемое сгорело», в Христорождественской церкви «крыша сорвана, колокола попадали, окна пустые, тут же стоят два каменные дома женского монастыря – обгорелые остовы», — записал он в своем путевом дневнике. В послепожарный период руководство Христорождественского монастыря развернуло энергичную деятельность по сбору средств и восстановлению обители. Наряду с другими монастырскими постройками была отремонтирована и часовня старца Даниила.

http://sobory.ru/article/?object=33255

VIII кур. (1837) Киев. Д. А., с 1860 еписк. Чигиринский, (викар. Киевской митрополии), сконч. в сане архиепископа Воронежского. 1601 Николай Михайлович Вирославский, маг. XXII кур. Спб. Д. А., ныне протоиерей Владимирской церкви в Спб., земляк Преосв. Макария. 1602 Протоиерей Александр Петрович Солнцев – старший зять Преосв. Макария, занявший священническое место отца его при Флоровской церкви села Суркова (Новооскольского уезда Курской губ.), под надзором А. П. выстроена каменная церковь в родном селе пр. Макария, на что последний пожертвовал 12 тыс. р. (о постройке этой церкви не раз упоминается в письмах к брату). «О. Александр Сурковский» – так А. П. часто называется в письмах. 1604 Муравьев Андрей Николаевич – известный путешественник и писатель по церковной истории. Сконч. в 1874 г. 1605 Ректором Спб. д. семин. с 1857 по 1859 г. был архимандрит Нектарий Надеждин, магистр XI кур. Киевск. Д. «А. (1843), в 1859 назначенный ректором Сп. Д. А. и пробывший в этой должности один год, будучи переведен на епископскую кафедру в Нижний Новгород; сконч. архиепископом Харьковским в 1876 г. 1608 Протоиерей Николай Александрович Сергиевский , магистр XVIII курса (1849) Спб. Д. А., до 1850 бакалавр при ней и до 1854 г. – при Московской Д. Ак., впоследствии профессор богословских наук при Московском Университете. Сконч. в 1892 г. протопресвитером Москов. Успенского Собора. 1609 Сойяр – домиииканский монах, французский проповедник, в конце 1858 г. прибывший в С.-Петерб., где он привлекал массу слушателей своими проповедями в католической церкви св. Екатерины на Невском проспекте. 1613 Брошюра: «Пятидесятилетие Спб. Д. А. 17 февр. 1859 г.», содержащая историческую записку проф. Чистовича, проповедь архим Феофана и речь проф. Карпова. 1615 Архим Иоанн Соколов (Архимандрит Иоанн Соколов, магистр XIII курса (1842) Моск. Д. А., назначенный в 1857 г. ректором Казанской, а в 1864 г, – Спб. Д. А. с 1866 г. епископ Смоленский († 1869 г).). Статьи, слова и др. сочинения его См. в Правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Потьма. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1855 и 1859. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, Ртищевский район, с. Потьма Координаты: 52.272332, 43.389653 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первая церковь в селе Никольском (Потьма тож) была построена в начале 1760-х годов. В 1762 году было подано прошение о её освящении. Вторая двухпрестольная каменная церковь с такой же колокольней была построена в селе Потьме Балашовского уезда в 1859 году в основном на средства купцов Кожевниковых. При разборке в 1959 году здания церкви в нижних слоях фундамента была найдена медная пластинка, обёрнутая в бересту, с чеканной надписью: «…сия церковь была заложена в 1855 году в день памяти моего мужа Семёна купчихой Евдокией Кожевниковой и моими сыновьями Фёдором, Семёном и Василием. Купчиха Кожевникова проживавшая в г. Балашове». Главный престол был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя святителя Николая Чудотворца. Придел был тёплый. При церкви была каменная сторожка. На 1869 год она имела статус церкви 5-го класса. В 1868 году крестьянин села Потьма Филипп Кириллович Бударин пожертвовал в церковь два небольших колокола и несколько церковно-богослужебных книг. В сентябре 1869 года купцам Кожевниковым Епархиальное начальство разрешило перелить два разбитых колокола весом в 90 и 35 пудов, принадлежавшие церкви, с прибавлением к первому около 20 пудов, а к последнему около 15 пудов веса, с использованием на эти цели 50 рублей церковной кошельковой суммы. В том же году в церковь села Потьма балашовский купец Фёдор Кожевников пожертвовал запрестольный пятисвечник, а землевладелец Николай Быков — стеклянный футляр на святой ковчег. В конце 1885 года ктитор церкви купец Фёдор Семёнович Кожевников пожертвовал ковчег, чашу с дискосом, звездицу и прочую церковную утварь на общую сумму 875 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=49800

Страупе. Церковь Вознесения Господня. Straupes Kristus Debesbraukšanas pareizticgo baznca /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1871 и 1872. Год утраты:2000 (сгорела) Адрес: Латвия, Паргауйский край, Страупская волость, Страупе Straupe, Straupes pagasts, Csu novads, Latvija Координаты: 57.347016, 24.94898 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Роопский молитвенно-училищный дом находился на мызе Малый Рооп (Страупе) Цесисского района. Приход открыт на основании Указа Св.Синода от 31.08.1851 г. за 9315 и по 1871 год числился вторым Венденским приходом. Богослужения в нём совершались в наёмных домах за суммы Рижской епархии. В 1871 г. было построено собственное здание, принятое в Духовное ведомство 23 октября. Престол один во имя Вознесения Господня. Освящение состоялось 14.05.1872 г. Здание дома кирпичное, тёплое, стоит на фундаменте из столбов, крыша досчатая, в связи с такою же колокольнею, на которой 4 колокола, приобретённые в 1884 г. на средства, пожертвованные Рижским русским купечеством. В одном конце здания находится квартира священника, в другом - квартира псаломщика. Имеются хоз. постройки: амбар, сарай, конюшня, баня, погреб, дровяник.  Земля под дом, постройки и огород имеется в кол-ве 2–х десятин. Плана и карты на землю нет. Заслуга в строительстве этого дома и наибольшие пожертвования принадлежит Надворному Советнику Павлу Павловичу Данилову, скончавшемуся 19.10.1875 г. 12.10.1895 г. Венденский благочинный священник Адам Степанович направил Арсению, Архиепископу Рижскому и Митавскому Покорнейшее прошение устроить отдельный вход в церковь, помещающуюся в молитвенном доме. Приходская школа открыта в 1854 году и по 1872 год помещалась в частных наёмных домах, а с 1872г. в одном доме с церковью и причтом. В 1895 г. в школе обучались: 6 мальчиков и 3 девочки, из них 5 м. лютеране. Священники: Михаил Карпович Цветиков с 17.05.1858 по 30.08.1859 г.г. Дмитрий Семёнович Лобенский с 30.08.1859 по 1869г.г. настоятель Интеского пр-да. Карп Иоаннович Грундульс с 08.1869 по 1876 г.г.. Емилеан Стефанович Меньшиков с 14.08.1880 по 1916 годы включительно. Роопский молитвенно-училищный дом сгорел в 2000 году. Источники: Латв.ГИА, фонд 4754, опись 2, дела 170, 171, 225 «Клировые ведомости Рижской епархии». Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07677

4) Иоанн Соколов (моск. сем.), магистр моск. ак. 1842 г. и бакалавр в московской, потом спб. академии, в которой был и инспектором. В 1853 г. ординарный профессор и доктор богословия за соч. «Опыт курса церк. Законоведения». В янв. 1855 г. назначен ректором спб. сем., в сане архимандрита, со степенью настоятеля второклассного монастыря. Кроме исправления других посторонних должностей, которые указаны в своем месте, был членом строительного комитета по сооружению зданий Александроневского училища, а в 1855 г. ревизором тверской сем. В 1856 г. член Синодальной конторы. В 1857 г. перемещен ректором в казанскую академию, с оставлением за ним лично степени настоятеля первоклассного монастыря. В 1864 г. ректор спб. академии, и викарий Выборгский (1865 г.) В 1866 г. епископ смоленский. Известный проповедник, замечательный глубиною и живостью мысли, смелостью и энергией слова. † 1869 г. 5) Нектарий Надеждин (тамб. сем.), магистр киев. ак. 1843 г., ректор Приворотских дух. училищ, затем киево-софийского и потом инспектор киев. семинарии. С 1851 г. бывши ректором киев. сем. находился на чреде священнослужения в Спб. и сделан ректором новгор. сем. (1856 г.) В марте 1857 г. перемещен в спб. сем. со степенью лично настоятеля второклассного монастыря; член временного комитета при постройке двух флигелей при семинарии (1858 г.) В 1859 г. ректор спб. академии и викарий выборгский. В 1860 г. епископ нижегородский, в 1866 г. был председателем комитета по преобразованию дух. учебных заведений; в 1867 г. – архиепископ, с 1869 – харьковский. † 1874 г. 6) Леонтий Лебединский (ворон. сем.), магистр спб. ак. 1347 г. По опред. св. Синода, в октябре назначен, в сан иеромонаха, помощником ректора по кафедре богословия. С 1849 г. был и помощником инспектора. В нач. 1851 г. перемещен в инспекторы киевской сем. В 1856 г. ректор владим. семинарии, потом новгородской, а в мае 1859 г. перемещен в с. -петербургскую. В 1860 г. – викарий, еп. ревельский, но некоторое время исправлял ректорскую должность. В 1863 г. еп. подольский, в 1874 г. архиеп. херсонский, с 1875 г. – Холмско-варшавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алферовская. Неизвестная часовня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Устьянский район, д. Алферовская Координаты: 61.234297, 44.695785 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Архангельская обл., Устьянский р., д. Алферовская при впадении Мехреньги в Устью Николаевская Дмитриевская - приходская в Дмитриевской волости Вельского уезда. Престолы свт. Николая Мирликийского, Святой Троицы, иконы Божией матери «Казанская». Каменная, 1818 г. Часовни в деревнях Васильевская, Илатовская, Мехреньгская, Михалевская, Семеновская, Синицкая, Тарасовская, Целинская. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=122 Дмитриевская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Алферовская, Дмитриевское м/о, Устьянский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния. Приходские церкви находились в д. Алферовской села Дмитриевского, при реках Устье и Мехреньге. Николаевская церковь, 1818 года, каменная, одноэтажная, трёхпрестольная. Престолы свт. Николая Мирликийского, Святой Троицы, иконы Божией матери «Казанская». Возобновлённый тёплый храм во имя свт. Николая Мирликийского был освящён 15 февраля 1869 г. Новоустроенный придельный храм в честь Казанской иконы Божией Матери освящён 28 декабря 1871 г. Вторая церковь была приписной к Николаевской. Николаевская Илатовская церковь (д. Илатово), приписная. Деревянная. Построена тщанием прихожан Димитриевского Николаевского прихода деревень Илатовской и Михалевской с починками и Верюжского Введенского прихода деревень: Мурановской, Бритвинской и других. Престол во имя свт. Николая Мирликийского освящён 3 сентября 1905 г. Колокольня каменная, отдельная. Библиография: ВЕВ. 1869, с. 137; 1872, с. 112-113; 1905, с. 281-282. ИИАК. - Петроград, 1915. Вып. 59. С. 110. Список населенных мест по сведениям 1859 года: Вологодская губерния. - Санкт-Петербург, 1866. С. 83. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42303

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010