Монашествующие происходили из разных сословий. Напр., мон. Фотий (в миру И. П. Силич), из отставных солдат, участник Крымской войны, был пострижен в монашество в 1879 г. Свт. Иннокентий (Борисов) пожертвовал на развитие пустыни 5 банковских билетов по 1000 р., более 20 чел. пожертвовали от 100 до 500 р. Проценты от банковского капитала, составившего в итоге сумму в 6205 р., шли на содержание обители. Киновия владела и землями: 10,5 дес. пожертвовала городская дума и столько же - керченский помещик, губ. секретарь К. А. Хамарито. Основу монастырских доходов составляли пожертвования, т. к. К. м. не имел производств, приносящих прибыль, а половина земельных угодий пустыни считалась непригодной для обработки. В 1869 г. настоятель К. м. архим. Михаил (Слоницкий) возглавил Бахчисарайский Успенский скит (впосл. переведен в Балаклавский Георгиевский мон-рь, где и скончался). Настоятелем К. м. стал духовник Таврического архиерейского дома иером. Петр (Глебов; 29 нояб. 1888). В этот период были возведены мн. монастырские постройки, выписаны из Москвы парчовые облачения для соборного служения, приобретена икона Воскресения Христова «хорошего письма». В 1888 г. К. м. возглавил постриженик Киево-Печерской лавры , бывш. законоучитель Лаврского пещерного 2-классного уч-ща иером. Филофей (Сташевский). При нем слева от соборного Георгиевского храма возвели и 22 окт. 1898 г. освятили теплую ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, построили помещения для хозяйственных нужд. К нач. XX в. в К. м. также располагались 2 двухэтажных и одноэтажный корпуса (возведены в 1859-1869, в т. ч. на средства керченского купца, почетного гражданина И. Е. Салатича), каменная гостиница с хозяйственными постройками (сооружена в 1871 попечением керченской почетной гражданки А. Аверкиевой), просфорная, баня, мастерские, кузница. Территорию пустыни обнесли каменной оградой. К нач. 10-х гг. XX в. на землях К. м. находилось не менее 2 часовен, в т. ч. во имя вмч. Георгия Победоносца в вост.

http://pravenc.ru/text/1684247.html

Вероятно, участие Д. в проектировании собора во имя блгв. кн. Александра Невского с приделами св. равноап. Марии Магдалины и свт. Николая Мирликийского в Н. Новгороде (т. н. Новый Ярмарочный собор), сооружение к-рого было задумано после посещения в 1858 г. нижегородской ярмарки имп. Александром Николаевичем и имп. Марией Александровной и осуществлено на пожертвование кашинского купца 2-й гильдии Н. В. Терликова, избранного председателем Комитета по строительству храма. Составителем проекта стал губ. архит. Р. Я. Килевейн (1825-1895), предполагается, что Д. принадлежит авторство композиции храма (1864), имеющей 2 прототипа: ц. Благовещения Пресв. Богородицы при лейб-гвардии Конном полку в С.-Петербурге (архит. К. А. Тон, 1844-1849) и шатровый Борисоглебский собор в г. Старица (1558-1561, не сохр.). Однако 18 нояб. 1865 г. император утвердил «заменительный» проект неизвестного с.-петербургского архитектора. Д. принадлежит, вероятно, доработка художественной стороны проекта (1866-1867). В 1869-1875 гг. он вел наблюдение за строительством, которым руководил Килевейн. Храм, градообразующая высотная доминанта Н. Новгорода (освящ. 20 июля 1881, закрыт в 1930, в 1992 возобновлены богослужения), типологически близок к возведенным в то же время соборам во имя Успения Пресв. Богородицы в Гельсингфорсе (Хельсинки) (архит. А. М. Горностаев, проект 1859, 1860-1868) и во имя блгв. кн. Александра Невского в Париже (архит. Р. И. Кузьмин, 1859-1862). Собор представляет собой центрическое монументальное сооружение высотой 79 м, крестообразное в плане, с одной 5-гранной апсидой, завершенное пирамидальной композицией из пяти 8-гранных шатров, увенчанных луковичными главками. В сев.-зап. барабане устроена звонница. В декоре фасадов сочетаются элементы русского стиля, преобладающего в постройке (шатры, луковичные главки, кокошники в основании барабанов), с деталями романского и визант. происхождения (аркатурные пояса и ползучие арочки). Д. принимал участие в устройстве иконостасов в 1876 г.

http://pravenc.ru/text/168672.html

Кстати, Иван Дмитриевич тоже был крупным благотворителем – комплекс упомянутого Успенского Чистопольского монастыря строился в основном на его деньги (а также средства Ивана Григорьевича Стахеева из Елабуги). Одновременно с постройкой Успенского монастырского собора на рубеже XIX-XX вв., прошло и частичное обновление Никольского собора (1901-1902 гг.). Но в целом, его облик существенно не изменился. Никольский собор был закрыт в 1927 г. В 1932 г. его открыли, но передали «обновленцам». Три года он действовал как «обновленческий», но ставка власти на эту марионеточную раскольническую организацию, как известно, не оправдалась – паства в основном игнорировала «красных попов» и обходила стороной их храмы, – поэтому в 1935 г. собор был повторно закрыт и обращен в склад. Во время войны эвакуированные в Чистополь Борис Пастернак и Арсений Тарковский если чем и имели возможность любоваться в тоскливом уездном городе, переполненном беженцами – так это силуэтом поруганного, но уцелевшего собора. Подобно тому, как в соседней Елабуге последнее, что видела в своей земной жизни Марина Цветаева – тоже закрытый и оскверненный собор... В 1990 г., одним из первых в епархии, Никольский храм Чистополя был возвращен Церкви. Из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии» В начале XVIII века на берегу Камы, на казенных землях было основано село Чистое Поле, известное также как Архангельская слобода. Уже к середине XVIII века это было крупное село, в котором значительная часть населения занималась торговлей. В 1781 году село получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года - Казанской губернии). С этих пор город стал носить название Чистополь. В XIX - начале XX вв. Чистополь был самым большим и богатым из уездных городов Казанской губернии, его население в начале XX в. превышало 25 тысяч человек. В Чистополе были десятки состоятельных купеческих семей. Правда, в отличие от Елабуги, большинство чистопольских купцов были старообрядцами, поэтому православные храмы в сравнении со старообрядческими не отличались таким великолепием. В городе располагались: собор, две приходских церкви - Спасская (1804) и Казанско-Богородицкая (1900-1909). В 1864 году был открыт Успенский женский монастырь, с двухпрестольным храмом (постройки 1859-1869 гг.). К сожалению, обе приходские и монастырская церкви не сохранились. Советские времена пережили только кладбищенская Преображенская церковь (действует с 1943 года) и Никольский собор.

http://sobory.ru/article/?object=07901

В сезон 1859 г. был устроен фундамент и выложен цоколь здания, в 1861 г. началась возведение стен, а к концу 1864 г. основные работы подрядчиком были завершены. Вся постройка была окончена в 1865 г., крыша покрыта железом и окрашена, установлены кованные железные вызолоченные кресты, внутри храм был оштукатурен, а вокруг устроена деревянная ограда. Строительство это велось на церковную сумму при посредстве добровольных пожертвований и средства благотворителей братьев Мясниковых, которые пожертвовали деньги и лес из своей дачи Илецко-Иковского завода. Иконостас в храме был поставлен прежний, оставшийся от сгоревшей церкви. Утварь и книги также сохранились старые, только новые колокола прихожане отлили на собственные средства. Престол был устроен один во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Освящен он был 25 сентября 1866 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, исполняющим должность благочинного священником Федором Поповым. В последующие годы шло благоустройство и украшение храма. Наружные стены в 1869 г. оштукатурил на свой счет подрядчик крестьянин с. Салтосарайского Иван Горигорьевич Пудовиков. С 1886 по 1889 гг. вместо старой деревянной была устроена каменная церковная ограда с железными решетками и мраморными столбами. В августе 1902 г. был завершен ремонт храма, в ходе которого в 1900 г. в нем был установлен новый деревянный золоченый иконостас с 22 иконами в три яруса. Старый иконостас, сохранившийся еще от деревянной церкви, тогда же с разрешения Епархиального начальства был уступлен в Рямовскую церковь-школу Заложинского прихода. В 1909 г. по указу Тобольской духовной консистории от 16 мая того же года были позолочены кресты на храме, окрашены крыши и выбелены внешние стены. Внутренние стены храма к началу XX в. были расписаны живописными картинами и орнаментами. В 1905 г. прихожане решили на собственные средства произвести поправку стенных росписей. Первоначально предполагалось не только заново окрасить стены и орнаменты на них, но и прописать все священные изображения новыми красками, не изменяя их ликов и фигур. Однако после промывки некоторых из картин оказалось, что они в поновлении не нуждаются, почему было решено их только очистить и покрыть лаком. Указом Тобольской духовной консистории от 13 октября 1905 г. проведение этих работ было разрешено, а окончены они были подрядчиком крестьянином Александром Парфениевичем Бажуковым в июне 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=21518

Со 2-й четв. XIX в. увеличивалось количество прихожан в соборе, и на 1867 г. приход составил 2130 чел., т. е. достиг уровня 30-х гг. XVIII в. В 1859 г. при храме была утверждена 2-я священническая вакансия. При настоятелях свящ. Александре Соколове (с 1859; † 1862) и прот. Владимире Полянском († 1869) работала «комиссия по исправлению собора». В 1859 г. храм стал теплым; в 1866 г. малые престолы (Успенский и Никольский) перенесли из зап. части храма и установили по бокам от центрального (Князь-Владимирского), что предусматривалось первоначальным проектом. 15 янв. 1867 г. на новом месте был освящен правый, Успенский алтарь, а 7 мая - левый, Никольский. В 1863 г. усердием старосты М. Т. Семёнова собор обогатился чтимой Иверской иконой Божией Матери. По его же ходатайству 25 июля 1864 г. было получено разрешение ежегодно совершать крестный ход 1 авг. из собора на р. Ждановку. В 1868 г. акад. К. А. Ясевич реставрировал в соборе мн. иконы. 12 февр. 1869 г. настоятелем К.-В. с. стал свящ. Алексий Светлов († 3 марта 1886), возведенный в 1870 г. в сан протоиерея. В первые годы его служения были благоустроены деревянные дома причта, озеленена территория вокруг собора, устроена металлическая ограда (1870, архит. Н. П. Гребёнка). 21 марта 1870 г. дано разрешение на постройку деревянного 2-этажного причтового дома на Церковной ул., 16 (архит. К. Т. Соловьёв; не сохр.). В 1872-1873 гг., сооружая вокруг собора ограду, архит. Н. Ф. Брюлло спроектировал в ней 2 часовни. Проект сада составил в 1874 г. Э. Л. Регель (реализован в 1875-1876). В преддверии столетия со дня учреждения ордена прот. А. Светлов предполагал получить необходимую сумму на капитальный ремонт храма со всех концов Российской империи, прежде всего от кавалеров ордена св. Владимира, к-рых собор «считает своими прихожанами». Троекратно опубликованные в газетах прот. А. Светловым особые письма и воззвания позволили собрать не более четверти требуемой суммы. Идею объединения владимирских кавалеров вокруг собора поддержал митр. Исидор (Никольский) - 22 сент. 1875 г., в день орденского праздника, он совершил в нем литургию и отслужил молебен равноап. кн. Владимиру.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Всей братии выдавалось жалованье деньгами и хлебом: архимандриту положено было 100 р. и 8 четв. хлеба, монахам - по 6 р. и 5 четв. хлеба. Кроме того, деньги полагались на различные монастырские и церковные потребы. До 1786 г. в Е. м. проживал 21 монах. К сер. XIX в. Е. м. пришел в упадок, был возрожден в 1859-1866 гг., при архиеп. Черниговском Филарете (Гумилевском). По просьбе архиеп. Филарета в 1860 г. Синод передал Е. м. в его управление. Архиерей разместил в Е. м. свою обширную б-ку, архив, а также духовную консисторию, к-рая прежде находилась на Соборной пл. Консистория с архивом заняли здание монастырской трапезной. Для архивных дел консистории были приспособлены 2-й и 3-й этажи колокольни. Архиеп. Филарет на выделяемые из казны деньги, а также на собственные средства отремонтировал каменные постройки, устроил хозяйственные службы. Заботой архипастыря был возрожден запущенный монастырский фруктовый сад. Указом Синода от 21 авг. 1868 г. в Черниговской епархии учреждалось вик-ство. Викарный епископ Новгород-Северский стал управлять Е. м., а епархиальный архиерей окончательно переселился в Троицкий архиерейский дом. Викарные епископы, будучи настоятелями Е. м., одновременно исполняли должность ректора Черниговской ДС, председателя Епархиального комитета Черниговского отд-ния Православного миссионерского об-ва, а также председателя Совета братства св. Михаила, кн. Черниговского. Первым викарием Черниговской епархии был Феофилакт (Праведников), воспитанник КДА. Он составил «Частные правила монастырского благочиния», которые должны были способствовать упорядочению внутренней жизни обители. Еп. Феофилакт († 1869) был погребен в Успенском соборе. Стараниями еп. Сергия (Соколова) в 1890-1892 гг. в Е. м. была открыта иконописная школа в домике святителей Феодосия и Димитрия, устроен приют для сирот (на 8 чел.), составлена и напечатана опись б-ки и ризницы мон-ря, начато исследование древних фресок Успенского собора и пещер на территории обители. В роще «Святое», принадлежавшей мон-рю, была устроена часовня во имя прп.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Москва. Домовая церковь Иосифа Обручника при богадельне им. И.Н. Геер. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Рядом с храмом бывшего Ново-Алексеевского монастыря стоит здание богадельни в память почетного потомственного гражданина И.Н.Геер, вдова которого Наталья Петровна пожертвовала городу обширный участок и средства для постройки богадельни. Богадельню и храм во имя святого Иосифа Обручника выстроили на участке Геер в 1885-1898 гг. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева (при участии И.А. Иванова-Шица) и передали городу, в знак чего наверху изобразили герб г. Москвы. Небольшое по размерам, монументальное по формам, двухэтажное здание построено в неовизантийских формах, имеет симметричную трехчастную композицию, по центральной оси которой, за входным вестибюлем, расположена церковь Иосифа Обручника, с куполом на широком световом барабане. Фасад расчленен тремя выступами-ризалитами, перекрытыми 2-скатными кровлями. Выразительную пластику объемов усиливает крупный рельеф деталей - карнизов, наличников и межоконных пилястр. Участком, на котором выстроена богадельня, в конце XVIII - в начале XIX в. владел секунд-майор А.Л. Демидов, затем участок приобрел знаменитый герой Отечественной войны генерал А.П. Ермолов, а у него в 1859 г. купил купец первой гильдии, швейцарский консул Геер, имевший неподалеку водочный завод. Часть своего большого участка И.Н. Геер в 1869 г. продал купцу В. Занегину. Богадельня им.И.Н. Геера с храмом святого Иосифа Обручника является объектом культурного наследия регионального значения. www.apartment.ru Иосифа Обручника, праведного, при богадельне имени И.Н. Геера церковь (Верхняя Красносельская улица, дом 15). В сентябре 1894 г. на специальном заседании Московской городской думы рассматривалось заявление потомственной почетной гражданки Натальи Петровны Геер о ее желании пожертвовать в собственность города участок земли свыше 14 300 квадратных сажень. Одним из главных условий своего пожертвования Н.П. Геер выдвигала просьбу построить за счет средств города на площади не свыше 4400 квадратных сажень каменную богадельню в память о ее умершем супруге.

http://sobory.ru/article/?object=03629

Дмитрово (Погост Ильигоры). Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1869. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Ржевский район, с. Дмитрово Координаты: 56.589892, 34.108829 Проезд:Из Ржева северо-западный выезд на Осташков, 45 км до правого поворота по указателю " Дмитрово " и направо 10 км по грейдеру до Дмитрово. На въезде в Дмитрово сразу повернуть налево (к автобусной остановке), через 100 м слева будет вход на кладбище. Руины церкви находятся на самой вершине холма, на котором находится кладбище Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная однопрестольная церковь Ильи Пророка была построена в 1869 г. на средства прихожан и местного помещика Дмитрия Степановича Путятина вместо старой деревянной церкви. После постройки каменной церкви старая деревянная была перестроена и освящена как Богоявленская. В начале 1900-х гг. она была утеряна и на месте алтаря поставлен памятный крест, который до наших дней не сохранился. Последняя Ильинская церковь в советское время была закрыта и практически полностью разрушена (сохранился северо-воточный угол основного объёма). Погост Ильи Горы, от Твери 120 верст, от Ржева 40 верст, в настоящее время погост поглощен деревней Дмитрово Итомлинского сельского поселения. Церковь Ильинская, построена в 1869 году, каменная, престол один Святого Пророка Илии, близь оной церкви находится другая церковь, устроенная из прежней церкви в 1875 году, деревянная, теплая, престол один Богоявления Господня. Церковные документы: опись 1850 года, метрики с 1781 года, исповедальные с 1820, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Никольский 58-ми лет, студент семинарии, в служении с 1864 года, священником с 1865 года, состоял законоучителем земского училища и исполняющим должность благочинного, награжден в 1899 году наперсным крестом. Диакон Стефан Васильевич Гроздов 61-го года, в должности с 1859 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Василий Алексеевич Рясенский 59-ти лет, в должности с 1859 года. Церковный староста крестьянин Сергей Мартинов в должности 5-е трехлетие.

http://sobory.ru/article/?object=14567

Липицы. Церковь Михаила Архангела. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Михаило-Архангельская церковь с. Липицы. В приходе: с. Липицы, д. Гудаловка, с-цо Зыбино, д. Кашары, д. Коломенка, д. Муромская, д. Тургенево, д. Черенок. Вре-мя образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1869 г. на средства помещика Николая Николаевича Козловского. Три престола: главный - во имя Архистратига Михаила, в правом приделе - во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в левом приделе - во имя вмч. Варвары. Точное время разрушение церкви неизвестно, примерно в 1930-е годы. Церковь в разрушенном состоянии. Ф. 2182, III кат., 1 ед. хр., 1849-1859 гг., 1 оп. (рукопись). http://new.rusarchives.ru/guide/gatyo/fz11.shtml Приход села Липиц расположен при реке Роске, в расстоянии от г. Тулы 100 в. и от уездного Черни 25 в. В состав прихода входять: село Липицы и деревни: Липицы-Гудиловка, Зыбино, Тургенево, Коломенская, Красный Клин, Кошара и сельцо Липицы, с населением 872 души муж. и 851 жен. пола. Главное занятие жителей — земледелие, отчасти отхожий промысел по фабричной, каменной и плотнической части. Первоначальное образование прихода, за неимением исторических указании, неизвестно. Название же его Липецким дано по месту расположения села в липовом лесу, ныне сведенном. Другое, более распространенное название села Хитровским, усвоено последнему (селу) по имени старинного его владельца, г. Хитрово. Первоначальный храм в с. Липицах был деревянный, неизвестно когда и кем построенный, но, за ветхостью, упраздненный во второй половине настоящего столетия. Взамен его, в 1863 году воздвигнуть новый каменный храм на средства местной помещицы Екатерины Апполосовны Козловской, которая большую половину постройки довела еще при своей жизни, но не дождалась, за своею смертью, окончания постройки. По мысли и завещанию храмостроительницы, в новом храме устроены три престола, с алтарями: главным во имя св. Архистратига Михаила и придельными: правым — во имя Св. Николая Чудотворца и левым — в честь св. великомуч. Варвары. Храм существует в неизменном виде; в период времени от 1889 и по 1892 г. он несколько раз обновлялся и ремонтировался внутри и снаружи. Причт храма Липецкого прихода составляют священник и псаломщик. Церковной земли числится 44 десят., из них усадебной 2, полевой 36 и неудобной 6 десятин. Почва земли частью черноземная, частью суглинистая. В приходе с. Липиц две школы: первая - церковно-приходская открыта в 1890 году, и состоит в селе Липицах; вторая школа грамоты открыта в 1893 году и состоит в деревне Тургеневе.

http://sobory.ru/article/?object=40231

Чистополь. Успенский Чистопольский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1864 и 1879. Архитектор: Ф.Н. Малиновский (корпуса) Адрес: Республика Татарстан, город Чистополь, поселок Водников, 1 квартал. (монастырская трапезная - улица Пионерская, д. 1А). Координаты: 55.381409, 50.660888 Проезд:Из центра города от перекрестка у Никольского собора по улице Бутлерова, идущей в восточном направлении. Через 1,5 км повернуть налево на улицу Пионерская, перед зданием школы 4 (слева после перекрестка). Корпус монастырской трапезной будет сразу после здания школы, келейный корпус - повернуть направо за трапезным корпусом, метров через 100 слева. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты От бывшего Успенского Чистопольского женского монастыря к нашему времени не сохранилось ни одного храма. Ни собор Успения Пресвятой Богородицы (кирпичный, вторая половина XIX века), ни домовая церковь Сергия Радонежского (деревянная, 1884 года) смутных времен власти коммунистов не пережили и оказались разрушенными. От монастыря остались только кирпичные келейный корпус и корпус монастырской трапезной. Нештатный трехклассный общежительский женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы основан в 1864 г. по определению священного Синода, утвержденному императором Александром II, и открыт в 1879 г. на северо-восточной окраине города, на высоком берегу реки Камы. Инициатором создания монастыря был чистопольский купец Дмитрий Андреевич Поляков (умер 1861 г.), а строился он на средства купцов Ивана Дмитриевича Полякова (он же подрядчик), Ивана Григорьевича Стахеева, Агриппины Петровны Остолоповой. В 1905 г. здесь жили игуменья, 19 монахинь, 13 послушниц и 125 белиц. В конце XIX - начале XX вв. на территории монастыря были воздвигнуты два храма и различные постройки. В 1859-1869 гг. сооружена, а в 1894-1901 гг. перестроена кирпичная церковь в честь Успения Божьей Матери с приделами во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1899 г.), и во имя Святого Великомученика Пантелеймона (освящен в 1901 г.). Храм строился по проекту архитектора Федора Нестерова, а перестраивался по плану епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского. Внутреннюю отделку производил казанский купец Михаил Александрович Тюфелин. Домовая деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца находилась в одном корпусе с монастырской больницей, выстроенной в конце XIX в. К настоящему времени храмы и большинство монастырских служб разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=24369

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010