А. А. Горский Иконография Г. Д. представлен в нижнем ярусе на сев. грани сев.-зап. столпа в росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): средовек с темными кудрявыми волосами и небольшой бородой, в украшенной орнаментами светлой шубе, в молении тезоименитому святому в медальоне ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 147). Его изображение без определенных индивидуальных особенностей сохранилось на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., напр. сюжет с преставлением Г. Д. (2-й Остермановский том. БАН. 30. 7. 30. Л. 282 об.). В составе родословного древа рус. государей фигура Г. Д. помещена в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. Погрудный образ вел. князя (в княжеской шапке, шубе, доспехах, с короткой раздвоенной бородой) имеется в ряду портретов рус. князей и царей на холмогорских костяных пластинах 1774 г., посл. трети XVIII в. (ГИМ, ГРМ, Егорьевский ист.-худож. музей), также на гравюре нач. XIX в. изд. П. П. Бекетова (Пантеон рос. государей. М., 1807). 2 сюжета из жизни Г. Д. воспроизведены на литографиях, созданных ок. 1836 г. по рис. Б. А. Чорикова: «великодушная» кончина блгв. вел. кн. Михаила Тверского в Орде в 1319 г. (Г. Д.- вдали на коне); вел. кн. Димитрий Михайлович «отмщает за смерть отца своего» - убиение Г. Д. в 1325 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Ил. 71, 72). Предположительно Г. Д. изображен в верхнем ряду группы князей на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. (ГМИР). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/164459.html

Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. На миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. запечатлено взятие под стражу кн. Андрея Васильевича Угличского и его сыновей Иоанна и Димитрия, где И. изображен в княжеских одеждах и шапке, безбородым, без нимба (РНБ. F. IV. 232. Л. 457 об.- 459 об.). Сохранились сведения об изображениях И. кон. XVI - 1-й четв. XVII в. в подклети собора в честь Происхождения честных древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) Димитриева Прилуцкого мон-ря: образ И. (как образ блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского) находился рядом с иконой Богородицы; близ гроба И. стояла икона Спасителя (типа Спаса Смоленского) «с преподобными отцами Димитрием Прилуцким да Игнатием Углецким» (ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21). Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Одно из ранних сохранившихся изображений И.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, по иконографической программе 1564-1565) на сев. грани сев.-вост. столпа в 3-м ярусе. И. с нимбом, в голубой островерхой схиме с красными крестами, в темно-коричневой мантии и охристой рясе, без пояса; обе руки возле груди, левая раскрыта ладонью вовне. Он изображен средовеком с короткой, острой на конце бородой. Образ святого обращен к месту погребения его отца - кн. Андрея Васильевича Угличского, что может свидетельствовать о молитве-покаянии гос. власти в лице царя за проступки перед князьями-родичами ( Самойлова. 2004. С. 206). На иконах и в монументальной живописи И. в основном изображался в схиме, с куколем на голове. В иконописных подлинниках посл. четв. XVII - 1-й пол. XIX в. под 19 мая и 23 июня дано следующее описание облика святого: «в схиме, [аки] Александр Ошевенский» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХРОМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 3 дек.), чудотворный образ, прославившийся в нач. XV в. истечением крови. Сведения о П. и. ограничиваются лишь неск. предложениями в печатных сводах чудотворных образов Божией Матери, обобщающих знания о них в кон. XIX - 1-й четв. XX в.: П. и. «явилась 3 декабря 1472 года на реке Пахре, около Москвы»; далее со ссылкой на неназванную «древнюю» летопись указано, что в тот год от иконы «кровь шла чудно вельми» ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 390, с ил.; Поселянин Е. Богоматерь. С. 753. Ил. С. 755). Наиболее ранний источник сведений об иконе с таким названием - рукописный сборник с описанием чудотворных икон Божией Матери «Солнце Пресветлое» (нач. XVIII в.- МГУ НБ. 293; копия - ГИМ. Муз. 42. Л. 175 об.; в обеих рукописях - без гравюры). В задачу составителя сборника, как следует из его названия, входило собрать сведения «от множества о святых чудотворных иконах различными явлении и образы… Богородицы» (МГУ НБ. 293. Л. 23). В случае с П. и. автор воспользовался летописным сообщением. Наиболее полный его вариант представлен в т. н. Тверском сборнике XVI в.- компиляции неск. источников. Согласно ему, зимой 1408 г. «от иконы истече кровь, и наполнишася съсудец вощан»; на восприятие этого явления как чрезвычайного указывает тот факт, что о нем было доложено вел. кн. Московскому Василию I Димитриевичу, к-рый «призва многых епископ и архимандрит, и известно испыташа о знамении, яко истинна ли бы, и заповедаша пост четыредесятный всем хранити, рыбы не ясти и вина не пити, в церквах Божиих прилежно молитися, да благо будет христианом являемое знамение» (ПСРЛ. 1863. Т. 15. Стб. 479). По замечанию Н. И. Комашко, автор текста в «Солнце Пресветлом», сместивший дату события к 1472 г., связал его «с нашествием хана Тохтамыша на Москву, произошедшим столетием раньше», тогда как истечение крови от иконы «произошло накануне нашествия на Москву в 1408 году золотоордынского войска, возглавляемого темником Едигеем». Впрочем, еще одна дата фигурирует в Московском летописном своде (1479, в редакции 90-х гг. XV в.): в 1406 г. (по хронологии составителя - после 20 мая) «бысть знамение на Похре, иде кровь от иконы святыя богородица» (ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 236).

http://pravenc.ru/text/2579874.html

556 Напр., замечание о знакомстве Алексия с греческим языком и о его переводе Нового Завета с известием о переводе с греческого книги Литургиария митр. Киприаном (л. 16), также известие о древнем благочинии, установленном в Чудовом монастыре Алексием (л. 26). 558 Так он с большей уверенностью повторяет ошибочное предание об избрании Афанасия на патриарший престол в Царьграде, о чем Симон Азарьин в предисловии к чудесам Сергия говорит еще нерешительно, с оговорками. См. житие Афанасия в рукоп. Унд XVII-XVIII веков. 288, л. 83. 559 Архиеп. Филарет в Обз. русск. д. лит. I, стр. 380 и Р. Свят., сент., стр. 48. По-видимому, к рассматриваемому разряду житий принадлежит новая редакция жития Варлаама Хутынского, хранящаяся в его монастыре и приписываемая Софронию Лихуду (Слов, пис. дух. чина, стр. 248. Обз. руск. д. лит. I, стр. 363); но ее не нашли мы ни в одной из рукописных библиотек, которыми пользовались. 560 Это сказание известно нам только по рукописи XVII века, принадлежащей Н. С. Тихонравову, N° 57 без трех первых листов. Исторические сведения автора о времени Паисия так скудны, что он сознается в незнании, «каковыя ради вины» началась усобица между вел. кн. Василием и его дядей Юрием, и, неверно относя смерть последнего к 1429 году, прибавляет: «Како же вел. кн. Георгий Димитриевич к Москве прииде, во время ли взятия града Галича вел. князем московским, племену ему сущу, или по взятии града яковым-любо образом прииде, о сем мы в галических древних летописцех не обретохом» (л. 44). 561 Отрывок в сб. Тр. Серг. л. N9 806, л. 244–246. Печатное житие изд. в Петерб. синод, тиногр. 1850 г. с службой и похвальным словом. Из 5 посмертных чудес одно 4-е помечено 1573 годом. 563 Эти положения высказаны в трудолюбивом исследовании г. Некрасова «Зарождение национальной литературы в Северной Руси». 564 Те же особенности заметны в одной летописной повести о постройке Успенского собора и обретении мощей св. митроп. Петра (см. о ней выше, стр. 133) и в записке игумена Алексея о составленном им житии Геннадия Костромского. Рассказы Антония Галичанина о своих предсмертных видениях, переданные посещавшему его брату, внесены потом в число чудес Павла Обнорского. Смерть Антония помечена в рассказах 1526 годом. Может быть, это-тот Антоний, которому, по известию жития Сергия Нуромского, ученик Сергия и Павла Алексей сообщил рассказы о Сергие, а брат, посещавший Антония и записавший эти видения, тот ученик его и оградник Геннадий, которому Антоний передал полученные от Алексея сведения (см. видения Антония в волокол сб. Моск. дух. ак. XVI века. N° 491, л. 160 и N° 530, л. 390).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1362 г., получив ярлык от одного из соперничавших между собой ханов, московские бояре со своим 12-летним князем, его младшим братом Иваном, а также его двоюродным братом св. кн. Владимиром Андреевичем Храбрым собрали войско и выгнали вел. кн. Димитрия Константиновича из Владимира. Московское войско подступало уже к Суздалю, когда Димитрий Константинович, обзаведясь новым ярлыком, попытался вернуться во Владимир. Под военным нажимом суздальский князь был вынужден согласиться с переходом великокняжеского стола к 13-летнему Димитрию Иоанновичу. После того как Московский вел. князь помог Димитрию Константиновичу вернуть себе нижегородский стол, который во время борьбы за великое княжение захватил его младший брат кн. Борис Городецкий , между московским и нижегородским князьями был заключен не только прочный мир, но и династический союз, скрепленный в январе 1366 г. браком Димитрия Иоанновича и младшей дочери Димитрия Константиновича - св. Евдокии Димитриевны (Евфросинии) ; ее старшая сестра Мария тогда же была выдана замуж за Микулу Васильевича, одного из 4 сыновей влиятельного московского тысяцкого В. В. Вельяминова. В 1363 - 1364 гг. войско вернуло Москве утраченные было галичские и ростовские земли. Ряд княжеских столов, напр. в Ростове и Стародубе , был занят князьями, ориентировавшимися на Москву. Все это означало утверждение политической гегемонии московского князя в северо-восточной Руси, полное восстановление утраченных ранее позиций. Раздробленная Орда оказалась не в состоянии помешать происшедшим переменам. Кн. Димитрию Константиновичу не помог ханский ярлык на великое княжение, а его брату кн. Борису - ханский ярлык на нижегородский стол. Эти успехи были делом рук советников отца Димитрия Иоаннович и митр. Алексия , фактически возглавлявшего Боярскую думу и выступавшего в качестве опекуна молодого московского князя. В летописном рассказе о борьбе за владимирский стол неоднократно указывается, что в военных походах Димитрия Иоанновича сопровождали «все бояре». Московское боярство являлось опорой политики вел. князя, направленной на объединение русских земель под его верховной властью. В княжение Димитрия Иоанновича окончательно сформировался тот круг боярских родов, на которых в дальнейшем опиралась политика вел. князей Московских по объединению великорусских земель. В исторической традиции сохранилась память об особо тесных, дружеских отношениях, соединявших Димитрия Иоанновича и его бояр.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: " Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша " В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в " Описание о российских святых " В 1896 году их имена были помещены также в " Троицком патерике " (в числе " учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных " ). Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в " палатке каменной под колокольней " . После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом. Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева. В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) - 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город. Иконопись Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 году.

http://pravicon.com/info-1679

25 апр. 1213 г. К. В. заложил на прежнем месте ростовский Успенский собор, сильно пострадавший от пожара в 1211 г. В 1214 г. князь возвел ц. святых Бориса и Глеба на своем дворе в Ростове. В 1216/17 г. в Ярославле К. В. заложил «на дворе своем» Успенскую ц., а затем каменный Преображенский собор в ярославском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Вместо умершего еп. Пахомия он назначил Ростовским архиереем Кирилла I . По-видимому, в кон. 1217 г. К. В. поддержал в борьбе за Рязанское княжение кн. Ингваря (Косму) Игоревича против бывш. пронских князей Глеба и Константина Владимировичей, к-рые в Исадах при поддержке своих дворян и половцев убили 7 правителей Рязанской земли. 6 мая 1217 г. К. В. заложил во Владимире ц. Воздвижения Креста Господня на Торгу, освященную 14 сент. В том же году прибывший из К-поля, находившегося в руках «латинян», Полоцкий епископ (Алексий?) привез вел. кн. К. В., «ведый его любовь и желание до всего божественаго церковнаго строения и до святых икон, до мощи святых и до всего душеполезнаго пути, ведущу в жизнь вечную», частицу «святых страстей Господних» (орудий страстей Христовых), а также мощи св. мч. Лонгина Сотника («святеи его руце обе»), мощи св. Марии Магдалины (частицу?). Святыни по распоряжению К. В., устроившего «праздьньство светло о приходе их», были выставлены перед владимирскими Золотыми воротами в Вознесенском мон-ре ( Приселков. 1950. С. 303). Реликвии сохранились в ГММК (см.: Турилов А. А. Заметки о датировке памятников древнерус. прикладного искусства XIII-XV вв.: Палеогр. аспект//Тр. ЦМиАР. М., 2002. Т. 2. С. 60-62). В день памяти св. мч. Лонгина, 16 окт. 1217 г. по распоряжению К. В. во Владимире состоялся торжественный перенос его мощей из Вознесенского мон-ря в расположенный во Владимирском кремле великокняжеский Димитриевский собор. Крестный ход возглавил еп. Симон, несший мощи святого на голове, в нем приняли участие городское духовенство, иноки, бояре и множество горожан. Осенью 1217 г. К. В. тяжело заболел. До мая 1217 г. он вызвал во Владимир из Городца-Радилова кн. Георгия Всеволодовича и передал ему Суздальское княжение. Братья договорились, что после смерти К. В. Георгий унаследует и Владимирское великое княжение. Взамен он должен был стать опекуном малолетних детей К. В. и гарантировать неприкосновенность их владений в пределах Ростовской земли. В пространном летописном некрологе К. В. отмечается его благочестие, забота о духовенстве и церковном строении и др. христ. добродетели, сообщается, что на его погребение в Успенском соборе собрался весь Владимир (Там же. С. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Осенью 1407 г. К. Д. был послан «от брата своего от великого князя Василья на наместьничьство» в Вел. Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 400) и сел «во великого князя место на Городище» (Там же. Т. 17. Стб. 53; одновременно на новгородских пригородах вновь появился мстиславский кн. Лугвень (Семен) Ольгердович - Там же. Т. 6. Вып. 2. С. 34-35). В 1410 г. князь К. Д. впал «в болезнь лютую». Рассказ об его чудесном исцелении во 2-й пол. XV в. был включен в состав митрополичьей летописи, текст к-рой отразился в тексте Софийско-Львовского летописного свода (по мнению А. Н. Насонова , автором рассказа был Роман Кожух, дьяк митр. Геронтия , бывшего архимандрита Успенского Симонова мон-ря, в к-ром К. Д. позднее принял постриг - Насонов А. Н. История рус. летописания, XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 306). Чувствуя приближение смерти, К. Д. приказал боярам и слугам отнести себя в соборный храм Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, к раке основателя обители прп. Варлаама Хутынского . По молитвам святому князю стало намного лучше; «потребная дав», К. Д. покинул обитель, «хваля и благодаря Бога и святаго Варлама» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 23-25). По-видимому, благодаря вниманию К. Д. к Хутынскому монастырю позднее его племянник и наследник, вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный, тоже оказывал попечение обители. В 1411 г. К. Д. вернулся в Москву. В кон. июля следующего года псковичи вновь «испросиша собе» его на княжение. 11 нояб. К. Д. въехал в Псков. Видимо, посредничество К. Д. помогло псковичам уладить затянувшийся военно-политический конфликт с соседями, и «мир взяша с новгородцами по старине» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. Стб. 35-36). Возможно, именно с К. Д. связано создание в 1412 г. новой редакции Псковской судной грамоты ( Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010. С. 283-284).

http://pravenc.ru/text/2057070.html

Вып. 4. С. 257-271; Повести о житии Михаила Клопского/Подгот. текста, вступ. ст.: Л. А. Дмитриев. М.; Л., 1958; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. 10 (по указ.). Лит.: Гусев П. Л. Кн. Димитрий Юрьевич Шемяка в Вел. Новгороде//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 59-70; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 128-150; он же. Образование Русского централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 756-771, 787-808; РФА. 1988. Ч. 4. С. 902-903, 927-933, 937-942; 1992. Ч. 5. С. 975-977, 1012-1013 [Коммент. А. И. Плигузова]; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 89-118, 210-217; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. Н. А. Зонтиков, Б. Н. Флоря Иконография кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Изображения Д. Г. представлены на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., в частности в рассказе о борьбе его отца кн. Георгия Димитриевича с вел. кн. Василием II, в композициях на сюжеты: получение известия о кончине кн. Георгия Димитриевича; вел. кн. Василий II дает Д. Г. в удел Углич и Ржеву; Д. Г. приглашает вел. князя на свадьбу; Д. Г. приезжает к гробу младшего брата кн. Димитрия Георгиевича Красного; вел. кн. Василий II «возложи нелюбие» на Д. Г. и «поиде на него к Угличу»; преставление и погребение Д. Г. в Новгороде и др. (Голицынский том - РНБ. F. IV. 225. Л. 432, 432-437 об., 441-443, 453-453 об., 531, 547 об.- 550, 854 об. и др.). Рядом с юным братом Д. Г. показан средовеком с кудрявыми волосами и короткой бородой, в беседе с вел. князем - безбородым. В росписи 1883 г. центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (артель Ф. Г. Торопова) с композицией генеалогического древа русских государей Д.

http://pravenc.ru/text/178606.html

Поставление Кирилла I в епископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 775 об.) (в схиме Кириак; † 17.04.1230, суздальский Димитриевский мон-рь), еп. Ростовский (1216 - 16 сент. 1229). Сведения о К. сохранились в летописных памятниках Сев.-Вост. Руси, прежде всего ростовских. Возможно, К. принял постриг в суздальском во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ре . В 1216 г. стал преемником умершего Ростовского еп. Пахомия . Ростовская епархия при К. включала территорию Ростовского, Ярославского, Угличского княжеств, частично Владимирского вел. княжества . В 1216-1218 гг., когда Владимиром-на-Клязьме завладел кн. св. Константин Всеволодович , церковная власть К., по всей видимости, распространялась и на столицу вел. княжения, т. к. после поражения Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича в битве на Липице (21 апр. 1216) Владимирский и Суздальский еп. св. Симон вместе с кн. Георгием покинул Владимир-на-Клязьме (еп. Симон вернулся «опять в свою епископью» в февр. 1218, после возвращения Георгия Всеволодовича на великокняжеский стол). 25 авг. 1217 г. в присутствии Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича, его детей святых Василия (Василька) , Всеволода (Иоанна) и Владимира (Димитрия) Константиновичей и бояр К. освятил на княжеском дворе в Ростове каменную ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В городе был устроен большой пир, на котором князь «учреди люди» и «многу милостыню створи к убогым» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 442; Присёлков. 2002. С. 304). Осенью 1217 г. приехавший во Владимир-на-Клязьме Полоцкий епископ (неизвестный по имени) принес вел. кн. Константину Всеволодовичу привезенные из Никеи священные реликвии - «етеру часть от Страстии от Господень», частицу руки мч. Лонгина сотника и части мощей св. Марии Магдалины (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 441). В торжественной встрече реликвий участвовал К. В день памяти Лонгина сотника (16 окт.) К. в присутствии великокняжеской семьи, бояр и духовенства торжественно перенес раку с частицами мощей мч. Лонгина, хранившуюся в Вознесенском мон-ре за Золотыми воротами, в придворный Димитровский собор.

http://pravenc.ru/text/1840427.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010