Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вел. кн. Димитрий Александрович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294, близ Волока Ламского), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами), 2-й сын вел. кн. Владимирского св. Александра Ярославича Невского , брат св. кн. Даниила Александровича , отец св. кнг. Марии Димитриевны (в иночестве Марфы), 2-й супруги кн. св. Довмонта (Тимофея) . Д. А. впервые упоминается в Новгородской I летописи под 1259 г., когда отец посадил его наместником в Новгороде вместо старшего сына Василия, отказавшегося выполнить приказ вел. князя и принять в городе ордынских численников. В 1262 г. вместе с дядей кн. Ярославом (Афанасием) Ярославичем Д. командовал объединенными войсками Новгорода, Пскова и княжеств Сев.-Вост. Руси в походе на Дерпт (совр. Тарту, Эстония), предпринятом по приказу вел. кн. Александра Невского и завершившемся победой русских войск. Зимой 1263/64 г., после смерти Александра Невского, новгородцы сместили Д. А. с княжения, «зане князь зело мал бяше» (НПЛ. С. 84). Д. А. вокняжился в Переяславле Залесском. Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) В 1268 г. Д. А. по просьбе новгородцев оказал им помощь в войне с Ливонским орденом. 18 февр. он разгромил рыцарское войско у замка Раквере (Раковор). В ливонской «Рифмованной хронике» говорится, что «король Дмитрий был героем: с пятью тысячами русских избранных воинов предпринял он наступление, когда другие войска его отступили» ( Матузова В. И. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII - 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 249). В псковской «Повести о Довмонте» (2-я четв. XIV в.) Д. А. прославляется как защитник правосл. Руси: «И бысть сеча велика с погаными немцы на поле чисте, помощию Святые Софеи, Премудрости Божии, и Святые Троицы немецкие полки побиша... И славна бысть вся земля... страхом грозы хрбрьства князя Дмитрея и зятя его князя Довмонта» ( Охотникова. С. 190). Однако общая неудача военной кампании 1268 г. привела к тому, что Д. А. вынужден был оставить Новгород.

http://pravenc.ru/text/178187.html

Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) Под 1514 г. летописи сообщают о возведении архит. А. Фрязиным ц. Иоанна Предтечи «за рекою... под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве» (Владимирский летописец//Там же. Т. 30. С. 141-142; Никоновская летопись//Там же. Т. 13. 1-я пол. С. 18; Постниковский летописец//Там же. Т. 34. С. 11; Летописный свод 1518 г.//Там же. Т. 28. С. 348), однако археологические данные о храме в Черниговском пер. относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. Храм был торжественно освящен 29 авг. 1515 г., в день своего престольного праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но следующий по времени источник, упоминающий ц. Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, «Строельная книга» 1657 г., сообщает о ней как о деревянной (Строельная книга 7165 г.// Забелин. 1891. Стб. 240). В росписи выданного в 1676/77 г. жалованья упоминаются служители «церкви Иоанна Предтечи, что был Ивановский монастырь под Бором» (Роспись жалованья, получаемого священно-церковнослужителями московских соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. 1875. Т. 9. С. 333). Те же сведения содержатся и в реестре 1723 г.: «Церковь Иоанна Предтечи да предел Николая чюдотворца под Бором; а издревле на том месте при княжении был Ивановский девич монастырь» (Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места»//ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 549). Но из известий о строительстве здесь каменного храма в 1514 г. и др. источников (Ладанных книг с 1613 г., Духовной грамоты кнг. Авдотьи Ивановны Шемякиной-Пронской 1564/65 г. (АРГ: АММС. С. 204)) достоверно можно утверждать лишь о существовании в XVI в. в Замоскворечье церкви, а не обители. Эти данные позволили исследователям сделать вывод, что к XVI в. мон-рь был перенесен на совр. место, на Кулишки, и стал женским ( Страхов. 1893. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Преставление вел. кн. Димитрия Иоанновича. Миниатюр из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 335 об.) Столь же сложная картина вырисовывается и при анализе документов из архива Чудова мон-ря. Ссылки на грамоты Д. И. встречаются в 2 документах XV в.- в грамоте вел. кн. Георгия Димитриевича на села Лужковское, Павловское и Монаковское в Сурожике Московского у. и в грамоте вел. кнг. Софии Витовтовны на с. Филипповское в Маринине слободе Переяславского у. Если с. Филипповское поступило в мон-рь еще при жизни Д. И., то села в Сурожике дал вкладом в мон-рь чернец Авраам, сын Микулы Давыдовича, в нач. 30-х гг. XV в. Возможно, в данном случае также шла речь о пожаловании мон-рю «десятого» с этого владения. Возможно, Д. И. пожаловал жителям Филипповского монопольное право ловли рыбы на р. Шерне, к-рым они пользовались «из старины» еще во 2-й пол. XV в. Д. И. оказывал поддержку и таким подвижникам, основавшим мон-ри на Рус. Севере, как преподобные Стефан Махрищский и Димитрий Прилуцкий. Первый был хорошо известен вел. князю еще тогда, когда он создал недалеко от Троице-Сергиевой обители Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . Узнав, что прп. Стефан отправился на Север и основал вместе со своим учеником прп. Григорием (см. Григорий и Кассиан , прп., Авнежские) Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь , Д. И. прислал мон-рю «милостыню доволну и книги своя». По желанию Д. И. прп. Стефан позднее вернулся в Махрищский мон-рь, к-рому вел. князь дал «нивы же, и угодия, и езера на пропитание мнихом». Прп. Димитрий Прилуцкий был известен Д. И. еще тогда, когда святой учредил общежительный мон-рь в Переяславле Залесском. По свидетельству Жития прп. Димитрия, во время строительства близ Вологды Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных древ Животворящего Креста мон-ря Д. И. прислал «доволную потребу на строение». Прп. Димитрий был крестным отцом одного из сыновей вел. князя. По просьбе старцев Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз. Д. И. дал им в качестве игумена пришедшего в Москву с Афона прп. Дионисия Грека. По инициативе Д. И. в нач. 80-х гг. XIV в. был построен каменный Успенский собор в Коломне.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ Вел. кн. Василий Васильевич жалует Дмитрию Шемяке Углич и Ржеву, Димитрию Красному — Бежецкий Верх. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 443 Вел. кн. Василий Васильевич жалует Дмитрию Шемяке Углич и Ржеву, Димитрию Красному — Бежецкий Верх. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 443 Шемяка (ранее 1415 - 17 июля 1453, Вел. Новгород), кн. угличский и галичский, вел. князь Московский (1446), сын вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича и кнг. Анастасии Георгиевны, старший брат галичского кн. св. Димитрия Георгиевича Красного, двоюродный брат вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Сведения о Д. Г. встречаются в источниках начиная с 1433 г. В развернувшейся в 1433-1434 гг. феодальной войне за великокняжеский трон он поддержал отца в борьбе с вел. кн. Василием II. После смерти Георгия Димитриевича († 5 июня 1434), согласно его завещанию, Д. Г. получил г. Рузу с волостями. Вместе с младшим братом галичским кн. Димитрием Красным поддержал вел. кн. Василия II, когда после смерти вел. кн. Георгия Димитриевича его старший сын звенигородский кн. Василий Косой выступил с притязаниями на великокняжеский стол. В благодарность за поддержку Василий II пожаловал братьям Ржеву, Углич и Бежецкий Верх с волостями. Князья поделили эти владения, под их совместным управлением оказалась Вятка. Отношения между Д. Г. и Василием II осложнились зимой 1436 г., когда Д. Г. приехал в Москву, чтобы пригласить вел. князя на свою свадьбу с кнж. Софьей - дочерью заозерского кн. св. Димитрия Васильевича . Д. Г. был арестован и до выяснения обстоятельств отправлен в Коломну под присмотром пристава и воеводы И. Ф. Старкова. Опала на князя, как объясняют летописцы, была вызвана тем, что во время начавшихся военных действий в составе войска кн. Василия Косого оказались дети боярские, служившие при дворе Д. Г. После пленения и ослепления Василия Косого Д. Г. был освобожден. 13 июня 1436 г. вел. князь заключил с ним договор, возобновлявший условия прежнего соглашения, а Вятка отошла под власть вел. князя. К этому времени Д. Г. женился, и Василий II обещал вернуть ему захваченное Василием Косым «приданое», записанное в завещании тестя Д. Г.

http://pravenc.ru/text/178606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ Красный (ок. 1415, Звенигород? - 22.09.1440, г. Галич Мерский), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий, 4-й сын кн. Георгия (Юрия) Димитриевича и кнг. Анастасии Георгиевны, младший брат кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки. Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Возможно, Д. Г. был назван в честь деда - вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского. (Сообщение Минейной редакции Жития прп. Григория Пельшемского о том, что прп. Григорий крестил сыновей кн. Георгия Димитриевича, т. е., возможно, и Д. Г., недостоверно.) Д. Г. рано лишился матери, умершей в 1422 г. Почти вся его жизнь пришлась на время борьбы московских и галичско-звенигородских князей за великокняжеский стол, в к-рую он, принадлежа к великокняжескому дому, был втянут. В 1425 г. Д. Г. вместе с отцом, отказавшимся после смерти вел. кн. Московского Василия I Димитриевича принести присягу своему племяннику, 10-летнему Василию II Васильевичу , уехал из Звенигорода в сев. центр княжения - Галич. Одним из пунктов договора, заключенного Василием II и Георгием Димитриевичем между 25 апр. и 28 сент. 1433 г., после возвращения Василия II в Москву, была передача Д. Г. Бежецкого Верха с волостями (кроме тех территорий, которые ранее принадлежали угличскому кн. Константину Дмитриевичу ). Зимой 1433/34 г., когда войска Василия II осадили Галич, кн. Георгий Димитриевич (по-видимому, вместе с Д. Г.) уехал на Белоозеро, поручив оборону города старшим сыновьям - Василию Косому и Дмитрию Шемяке. Василий II не смог захватить Галич и, разорив посад и окрестности, вернулся в столицу. Д. Г. принял участие в ответном походе отца на Москву, в марте 1434 г. галичско-звенигородское войско вошло в сдавшуюся после недельной осады столицу. Через нек-рое время Георгий Димитриевич направил Дмитрия Шемяку и Д. Г. в поход на Н. Новгород, где тогда находился Василий II. В дороге братьев настигло известие о кончине отца 5 июня 1434 г. Согласно духовной грамоте Георгия Димитриевича, Д. Г. получил в удел Галич и Вышгород.

http://pravenc.ru/text/178195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ ГРЕК Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) (Траханиот, † 30.03 (3.04).1521), еп. Тверской (1509-1521), автор посланий и переводов (?). Согласно Псковской I летописи, Н. Г. происходил из греч. рода Траханиотов. Известие об этом содержится в рассказе о приезде буд. вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог из Рима на Русскую землю осенью 1472 г., однако в нем не говорится о прибытии Н. Г. вместе с ней из Италии («а боярин ея был великого князя Юрьи Малои Грек, а владыка тверскои Нил был того же роду» - ПсковЛет. Вып. 1. С. 74). Нельзя исключать, что Н. Г. приехал на Русь из одной из афонских обителей - Великой Лавры, Ватопеда или Иверона ( Иверского монастыря ) ( Брюсова. 1974. С. 183-184). Доказательством этого служило в т. ч. обилие сведений об этих монастырях в посланиях, принадлежавших перу Н. Г. (см. ниже). Исследователи не высказывали предположений о том, как именно был связан Н. Г. с семьей московских Траханиотов. Архивные находки, связанные с жизнью греч. общины Москвы в последние десятилетия XV - 1-й трети XVI в. (письмо Андрея Палеолога «юноше Эмануилу Траханиоту» от 7 нояб. 1475, см.: Матасова, Воробьёев. 2016), сделали возможным появление новой гипотезы о времени и обстоятельствах приезда на Русь Н. Г., который, возможно, имел мирское имя Мануил («Эмануил») Димитриевич Траханиот. Существование этой личности долгое время считалось недоказанным, хотя Д. М. Буланин предполагал его историчность ( Буланин Д. М. Мануил Дмитриевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 100). Согласно этой гипотезе, М. Д. Траханиот был одним из 2 известных сыновей придворного интеллектуала Димитрия Мануиловича Траханиота , а также племянником посла в Милан, Рим и Свящ. Римскую империю и переводчика вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III Васильевича Юрия Мануиловича Траханиота (Юрия Старого) и соответственно братом высокопоставленного чиновника вел. кн. Василия III Иоанновича - Юрия (Георгия) Димитриевича Траханиота (Юрия Малого).

http://pravenc.ru/text/2577635.html

В Мазуринском списке Вселенского синодика московского Успенского собора (кон. XV в.) Е. Д. названа «благоверной и христолюбивой» (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 289. Л. 152 об.). Написание «Въмале сказания» было, по-видимому, связано с подготовкой к прославлению Е. Д. на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., но по каким-то причинам канонизация не состоялась. «Сказание» о Е. Д. вошло в состав Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. под 7 июня отмечена память «святыя благоверные великия княгини Евдокеи князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросиния» (РГБ. МДА. 201. Л. 320). В нояб. 1689 г. Карион (Истомин) написал вирши, посвященные Е. Д. и основанному ею Вознесенскому мон-рю (ГИМ. Чуд. 302. Л. 139 об.; сообщение А. Г. Авдеева). Карион называет Е. Д. «княгиней святой... славной... блаженной», прославляет ее постническое житие и милосердие. Рака прп. вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Рака прп. вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Документы Вознесенского мон-ря XVII в. не содержат свидетельств о существовании почитания св. княгини в обители. В 1636/37 г. по приказу царя Михаила Феодоровича был изготовлен покров на гробницу Е. Д., но это надгробие ничем не выделялось из числа гробниц др. вел. княгинь и цариц, похороненных в Вознесенском храме. В 1821-1822 гг. здесь были установлены рака с изображением Е. Д. и сень над ракой. Тогда же Московский митр. св. Филарет (Дроздов) поднял вопрос о совершении служб Е. Д. Однако еще в 1856 г. по ней служили панихиды. Почитание Е. Д. как святой (начало служения ей молебнов) утвердилось в Вознесенском мон-ре не позднее 1869 г. По-видимому, это было связано с тем, что 26 нояб. 1869 г. исцелился болящий отрок Адриан, прикоснувшись к гробнице св. княгини. В 1870 г. исцелилась парализованная девица Н. Вихняева, к-рой явилась Е. Д. В том же году была украшена окладом икона Е. Д. в иконостасе Вознесенского храма. В 1872 г. над гробницей св. княгини была устроена новая рака с балдахином, венец на надгробной иконе с изображением исцеления слепого был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В 1880 г. были опубликованы служба и акафист Е. Д., написанные с использованием «Въмале сказания». В монастыре утвердился обычай чтения акафиста Е. Д. после каждой воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались 17 мая как день пострига Е. Д. и 7 июля как день ее смерти (эта дата кончины вместо правильной - 7 июня - появилась в списках «Въмале сказания» в XVII в.).

http://pravenc.ru/text/187095.html

Кончина свт. Ефрема и постановление еп. Феодосия на Ростовскую кафедру. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.225. Л. 855) Управление Е. Ростовской кафедрой пришлось на сложный период междоусобных войн за великокняжеский стол между московским кн. Василием II и Георгием (Юрием) Димитриевичем , затем между кн. Василием II и сыновьями Георгия Димитриевича. Из-за длительного отсутствия в Русской Церкви митрополита, вызванного изгнанием в 1441 г. с митрополичьего престола принявшего унию Исидора , и в силу традиц. отстранения от общерус. дел Новгородского архиеп. св. Евфимия II (Вяжицкого) Е. являлся в этот трудный период старшим из рус. иерархов. С сер. 30-х гг. Xv в. военные действия неоднократно велись на территории Ростовской епархии, в них была втянута значительная часть паствы Е. Как видно из Ростовского владычного свода - Типографской летописи,- Е. и его окружение сочувственно относились к притязаниям вел. кн. Георгия Димитриевича. Иным было отношение к участию в борьбе за великокняжеский стол сыновей кн. Георгия - Василия Косого и Дмитрия Георгиевича Шемяки. Весной 1435 г. устюжане попытались убить в церкви кн. Василия Косого. В отместку, захватив в 1436 г., после 9-недельной осады, повторно Устюг, Василий Косой приказал повесить Иова Булатова, десятильника Ростовского епископа, и казнить многих устюжан. ранее, весной 1435 г., начиная военные действия, Василий Косой «владыку Ростовского, идучи, пограбил». важной в этот период была миротворческая роль братии расположенного неподалеку от Ростова Борисоглебского на Устье мужского монастыря , к-рому покровительствовали вел. кн. Василий II и его мать вел. кнг. София Витовтовна (Повесть о Борисоглебском мон-ре [около Ростова] XVI в./Сообщ.: Х. М. Лопарев//ПДП. 1892. Вып. 86. С. 12). В 1433-1434 гг. изгнанный из Москвы Василий II укрывался в Борисоглебском мон-ре, в кон. янв.- нач. февр. 1441 г. игум. мон-ря Питирим вместе с троицким игум. Зиновием крестил в обители сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III ( Стрельников С. В. Кто крестил Ивана III?//Российское государство в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 64-67). В 1436 г. борисоглебский монах по просьбе кн. Василия Косого добился заключения перемирия с вел. князем Московским.

http://pravenc.ru/text/182081.html

Преемницей прп. Елены (Девочкиной) стала игум. Евникия (ранее 18 нояб. 1547-1573), настоятельство к-рой выпало в т. ч. и на время опричнины. Во 2-й пол. XVI в. в Н. м. м. приняли постриг множество представительниц видных княжеских и древних боярских фамилий, среди них - инокини Евпраксия (в миру Ульяна Захарьина), Анисия (в миру кнг. Ксения Трубецкая, вдова служилого кн. М. А. Трубецкого); старица Евдокия (в миру кнг. Анна Золотая; † ранее 1571), инокиня Евпраксия (в миру кнг. Евдокия Золотая); соборная старица (не позднее 1571) и келарь (не позднее 1596 - не ранее 1602) Евдокия (в миру кнж. Мещерская; † после 1603/04); старица Евдокия (в миру Шереметева Екатерина, вдова боярина Н. В. Шереметева; † после 1603/04); Евпраксия (в миру кнг. Серебряная), Александра (в миру кнг. Бельская Марфа Ивановна), соборная старица Марфа (в миру кнг. Мещерская), старица Елена (в миру кнг. Мещерская) и др. Особо следует выделить пребывание в Н. м. м. первой насельницы из представительниц правящей династии. 30 апр. 1564 г. в обители приняла постриг вдова младшего брата царя Иоанна IV Васильевича Грозного удельного кн. угличского Юрия Васильевича (1532-1563) кнг. Ульяна (Иулиания) Димитриевна: «...княгини Ульяна произволила ея постричи у Пречистые Одигитрия в Новом девиче монастыре. А до монастыря княгиню Ульяну провожал царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии и царица и великая княгиня Мария и царевич Иван и князь Володимер Ондреевичь; а постриг ея Афонасий митрополит всеа Русии, а с Офонасием митрополитом бысть Пимин архиепископ Великого Новаграда и Пскова со освященным собором, а со царем же и великим князем были все бояре, а наречена бысть во иноцех Александра. И повелъ устроити ей до ее пострижения кельи и удоволи ее государь до живота ее городы и волостьми и селы и всякими многими доходы, да и детей боярских и приказных людей да и дворовых людей всяких еи подавал, которым обиход ее всяко ведати, и на ее обиходы повелел устроити в монастыръ и за монастырем погребы и ледники и поварни особые» (ПСРЛ. Т. 29. С. 334). В летописном тексте особо подчеркивалось, что монашество было избрано великой княгиней добровольно, проводы и пострижение совершены торжественно, в сопровождении крестного хода. Назначенного царем содержания и дворового штата могло с избытком хватить на всю обитель. В приходной книге Н. м. м. 1603-1604 (7112) гг. еще встречаются упоминания о монахинях-устюжанках, составлявших некогда в монастыре двор инокини Александры (Приходная книга 1603-1604 (7112) г. 1985. С. 93). За кнг. Ульяной и после ее пострижения сохранилась вдовья часть (2 города - Кременец и Устюжна-Железнопольская с уездами, волость и неск. сел в различных уездах).

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ГИМ) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ГИМ) В 1368 и 1370 гг. Е. Д. вместе с мужем пережила осады Москвы литов. и тверскими войсками. О ее жизни во время княжения Димитрия Донского сведения сохранились по преимуществу в повестях о событиях нач. 80-х гг. XIV в. В летописной повести 1-й пол. XV в. о Куликовской битве говорится, что, отправляясь в поход против Мамая, вел. кн. Димитрий оставил Е. Д. с сыновьями в Москве, она молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити». В «Сказании о Мамаевом побоище» (нач. XVI в.) рассказывается, как Е. Д. с женами бояр, плача, провожала мужа в поход и как вместе с ними молилась Богу, прося о ниспослании победы. По свидетельству Новгородской IV и Софийской I летописей (1-я пол. XV в.), Е. Д. с детьми (в т. ч. с новорожденным Андреем) в авг. 1382 г., когда к Москве приближались войска хана Тохтамыша (при к-ром находились и родные братья вел. княгини), уехала с мужем в Кострому. В «Слове о житии и преставлении вел. князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго» говорится о счастливой и благочестивой семейной жизни Е. Д. Этот памятник содержит литературно обработанный плач вел. княгини над телом скончавшегося Димитрия и слова умирающего, обращенные к супруге: «Ты же, драгая моя княгини, буди чадом своим отець и мати». Эти слова находят полное подтверждение в тексте завещания Димитрия Донского (ДДГ. 12), составленного незадолго до смерти, в апр.-мае 1389 г., к-рое начиналось словами, свидетельствовавшими о большом доверии вел. князя к жене, ставшей гарантом великокняжеского завещания: «Приказываю дети свои своеи княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем». Димитрий Иоаннович поручал Е. Д. в случае необходимости перераспределять земли между сыновьями. «А вы, дети мои,- обращался он к сыновьям,- слушаите своее матери, что кому дасть, то тому и есть». По завещанию вел. князь щедро наделил жену, передав ей часть торговых пошлин в Москве, волости и села во владениях каждого из сыновей. К купленным самой Е. Д. землям Димитрий Иоаннович присоединил собственные «прикупы» - села, к-рыми Е. Д. могла в отличие от земель в уделах сыновей свободно распоряжаться.

http://pravenc.ru/text/187095.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010