2:3). Нет, это не так. Тем судом, говорит, какой ты произнес на другого, и тебя Бог осудит тогда: ведь, конечно, не ты только справедлив, а Бог — несправедлив! Если же ты не оставляешь без внимания проступков другого, то как оставит Бог? Если ты исправляешь грехи других, то, как Бог не будет исправлять тебя? Если же Он не тотчас посылает на тебя наказание, не надмевайся этим, но тем более страшись. Так повелел и Павел: « или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию » (Римл 2:4). Не для того, говорит он, Бог долго терпит, чтобы ты сделался хуже, но чтобы раскаялся; если же не хочешь, — Его долготерпение послужит основанием к большому наказанию твоей нераскаянности. И это самое, показывая, апостол сказал: « но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его » (Римл 2:5–6). Итак, поелику Бог воздаст каждому по делам, и вложил в нас естественный закон, а потом дал и писанный, для того, чтобы за грехи наказывать, а за добродетели увенчать; то будем устраивать дела свои с великой тщательностью, как готовящиеся предстать некогда перед страшное судилище, зная, что не получим никакого прощения, если, при законе естественном и писанном, после такого наставления и непрерывного увещания, вознерадим о своем спасении. 6. Хочу опять поговорить с вами о клятвах, но стыжусь. Не тяжело мне говорить вам день и ночь одно и то же, но боюсь, чтобы, проследив за вами столь много дней, не обвинить мне вас в великой беспечности тем, что нужно вам постоянно напоминать о таком легком деле. Да не только стыжусь, но и боюсь за вас, потому что непрерывное наставление внимательным полезно и спасительно, а нерадивым вредно и опасно. Чем чаще слышит кто, тем большее навлекает на себя наказание, если не исполняет слышанного. За это–то упрекая иудеев, Бог и сказал: « посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали » (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Здесь мы еще раз напомним для тех, кто желает это знать, что без главного средства — аскезы — ничего этого достичь невозможно. Ведь Божественная реальность никогда не препятствует сему достижению. Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Препятствие представляет лишь реальность падшей человеческой природы, и исцелить ее можно лишь упорным подвигом. Вот почему после прекращения гонений Церковь положила начало бегству от мира и отшельничеству. Немощный и склонный к пороку человек не мог добиться успеха в продолжительной и непрерывной борьбе с грехом, пока этому препятствовали внешние причины, и предпочел решить проблему путем отсечения таковых причин.    Тем, кто желает подвизаться и получить венцы, Господь наш постоянно напоминает о той высоте, на которую нас возводит дар Христов. Это открывает нам и Его заповедь: «итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) и: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:44, 19:2, 20:7). Целью является избавление, свобода от смертности и обретение Божественных обетований. Во все времена подвижники и ревнители преестественных таинств всей душой любили то глубокое самопожертвование, в котором кроется смысл Креста. Поэтому они и стяжали воскресение и сыноположение, в которых заключается вся полнота Божественных даров.    См. «Блаженны» 1 гласа. Право божественного сыноположения     «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26).    Через Свое воплощение Бог Слово стал и «Сыном Человеческим», единосущным нам. Все то, что исполнилось в Его земной жизни, должно быть осуществлено применительно ко всему роду человеческому. Если во Иисусе Христе, по словам апостола Павла, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9) и Он Сам является мерой всего, то надлежит согласиться, что все, утверждаемое нами относительно человечества Христа, свидетельствует о полноте возможностей нашей собственной природы. Стало быть, справедливо и истинно написано, что «тем, которые приняли Его,...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Пришельцы есмы и пресельницы, якоже вси отцы наши; дние наши яко сень на земли, и несть постояния»: так все говорит душе, что не здесь ее постоянное жилище, но в вечности. Это тело, как неумолкающий вестник, своей бренностью говорит каждому: «Ты странник! Твой путь не долог, дни странствования твоего скоро пройдут. Непостоянство и непрерывное течение вещей, тебя окружающих, напоминают тебе, что и ты так же привременен, что и ты теперь живешь и делаешь, а потом как тень пройдешь и не будет тебя среди живых. Вспомни твой прошедший род: где твои предки? Они были здесь, шли той же дорогой, которую и ты теперь идешь, исчисляли дни и годы и все прошли свой путь, окончили поприще, и нет их здесь. Тоже неминуемо будет и с тобой». Апостол Павел для того и указывает на древних праведников, которые жили верой, а не видением, чтоб показать, как надобно и нам все скорби и трудности этой жизни побеждать верой и упованием: «по вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалече видевше я, и целовавше» ( Евр.11:13 ). «Все они умерли в вере, не получив обетований, а только, в продолжение жизни, издали видели оные и радовались». «И исповедавше, яко страннии и пришельцы суть на земли», – говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле, и, говоря так, искали Отечества Небесного. Тому же поучал Апостол Петр, писав к христианам, рассеянным по разным странам: «возлюбленнии, молю, яко пришельцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу» (Пет.2:11). Апостол просит христиан, как странников и пришельцев, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, просит, чтоб они, помня о своем странничестве в этом мире, не имели ни к чему земному пристрастия и терпели все скорби благодушно «совести ради Божия» (Пет.2:19), – помышляя о Боге и подражая Христу Спасителю, – «зане и Христос пострада по нас, нам оставл образ, да последуем стопам Его» (Пет.2:21). Сам Христос был странником, не имел постоянного жилища, а переходил с места на место, для того, чтобы беспрепятственнее исполнить дело Своего служения и чтобы нам оставить пример беспристрастия к земным благам. На примере Своей страннической жизни Спаситель указал человеку, хотевшему идти за Ним, вероятно, с надеждой получить выгоды от такого последования. Он говорил: «Господи! Пойду я за тобой, куда ты ни пойдешь». Иисус сказал ему: «лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где главу приклонить» ( Мф.8:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1) «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене». 2) «Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси гори, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им». 3) «Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе». 4) «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу твоему». 2) «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». 6) «Не убий». 7) «Не прелюбы сотвори». 8) «Не укради». 9) «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 10) «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего елика суть ближняго твоего». Иисус Христос не уничтожил данных через посредство Моисея законов нравственных, напротив объявил их обязательными (Ев. от Мф. 5:18 ). Итак, они должны служить для всякого христианина основным правилом обязанностей его к Богу и ближнему 12 , так как, по изречению Иисуса Христа, в законе заключаются две главные заповеди – любви к Богу и к ближнему (Ев. от Мф. 22:36,40 ). Первая заповедь «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене». Этою заповедью Бог повелевает – познавать Его и воздавать Ему подобающее поклонение. Точное познание Бога, Его Сущности, Его свойств, есть первая обязанность, возложенная на человека. Для выполнения этой обязанности мы должны не только пользоваться светом нашего разума и свидетельством о Творце всех Его творений, но изучать Божественные наставления, заключающиеся в священных книгах Ветхого и Нового Завета. Для того же, чтобы при изучении Божественных книг устранить себя от заблуждений, мы должны твердо держаться общего учения, передаваемого Церковью непрерывно из века в век, и, следовательно, читать, сколь возможно более, творения писателей, которых Церковь постоянно признавала Отцами и учителями. Этим предохраним себя от возможности ложного познания Бога, которое имело бы самые пагубные для нашего разума и совести последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

  65.384 2. Воскресение Христа и современное Булгаков: Два Града, 270   " приставши к нему, уверовали " . Не иного приема следует ждать и от современных афинян, если серьезно и искренно заговорить с ними о воскресении Христа, в котором вся сила, вся сущность, все содержание христианства ( " Если Христос не воскрес, тщетна вера наша " ). Однако и в современных Афинах найдутся  некоторые, уже потерявшие душевное равновесиеи смутно ищущие выхода из лабиринта современной мысли, хотя и не сознающиеся в этом, иногда даже пред самими собой. И о них можно сказать то, чем начал свою проповедь афинянам ап. Павел, который говорил так: " Афиняне, по всему вижу я, что вы как-то особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: " Неведомому Богу " . Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам " . Современные афиняне, нам близкие, именно родная нам, дорогая, кровной связью связанная с сердцем нашим русская интеллигенция действительно " особенно набожна " . Своей вере, своей религии она служит беззаветно, до мученичества, до героизма. Она свята относительно своей веры, но заблудилась именно в этой вере, потеряла путь в дремучем лесу и, не находя тропинки, не зная, к чему беззаветно и   65.385 2. Воскресение Христа и современное Булгаков: Два Града, 270   окончательно прилепиться, куда отдать жар своей души, она вся превратилась в томление, в боль, в муку, в истому. В своем больном и мятущемся сердце она постоянно воздвигает алтари, на которых творится непрерывное жертвоприношение, но сама не знает, кому посвятить свой алтарь, не знает  имени своего Бога. И алтарь ее оказывается посвящен " неведомому Богу " , Богу – но неведомому, неведомому, но – Богу. Так соединяется эта подлинно религиозная жажда со скудостью религиозного знания и веры, соединяется до того времени, когда, наконец, откроется истинное имя неведомого. Поклонение неведомому Богу выражается в наши дни в служении одной смутной идее, одному духовному идолу: идее  прогресса, представляющего как бы частный случай мирового закона эволюции. Бесконечный, а следовательно, и неведомый, неисследимый для человека прогресс, бесконечная эволюция – вот Зевс и Олимп современных афинян. И относительно этой идеи, этого алтаря " неведомому Богу " можно также сказать словами ап. Павла: " Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам " . Ибо учение о прогрессе и мировой эволюции есть смутная, бессознательная проповедь Христова Воскресения, а проповедь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

А любовь всегда плодотворна, тем более, когда она взаимна. Любое душевное качество человека проявляется в поступках его. Добрый человек творит добрые дела, какой-нибудь негодяй делает пакости. Критерием оценки нашей веры и любви являются наши дела, слова, мысли: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин.14:15 ); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:2 ; 3). Этому же научает нас и Апостол: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:14-17 ). И вот, если мы говорим, что любим своих детей, а ведь мы их действительно любим, то самым добрым делом, самым высоким проявлением этой любви будет наше стремление приобщить дитя к Богу, соединить с Ним, открыть своего ребенка для Божественной любви. Наша любовь к детям, как и вся наша жизнь, должна свидетельствовать о нашей вере. Если мы веруем, то мы любим Бога; если мы любим Его, то исполняем волю Его. Кто верит Господу, тот верит слову Божию; кто любит Его, тот любит то, что Он оставил нам для нашего блага, более того — для нашего спасения, а именно: Церковь, в которой неизменно пребывает Святой Дух со времен Пятидесятницы, учеников и апостолов, а через непрерывное во времени апостольское преемство — церковную иерархию (епископов и священников), Церковные Таинства. К сожалению, многие, не имея крепкой веры, пренебрегают этим богатством и не просят Господа умножить в себе веру. В таких людях семена веры, посеянные Господом, не дают всходов и многими людьми даже не ощущаются. Принося в православный храм окрестить своего ребенка, многие объясняют свой поступок благочестивой традицией русского народа. Такие люди, живя где-нибудь в Западной Европе, могут с таким же успехом прийти в католический храм или в протестантскую кирху. А проживая в Америке, вообще могли бы заблудиться среди множества всевозможных сект. Не удивительно, что с подобной верой многие, окрестив младенца, не приносят его впоследствии в церковь и не причащают Святых Христовых Тайн. «Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но любые суррогаты веры, все поверхностные подходы к вере — слава Богу! — бывают сокрушены и уничтожены» ( Антоний, митрополит Сурожский ). Недостаток веры, ложная вера приводят к отсутствию у людей любви к Богу. Человек любящий всегда стремится к постоянному общению с предметом своей любви и разлуку с ним переживает болезненно. Так, влюбленный юноша не хочет расставаться со своей возлюбленной; любящий ребенок не представляет своей жизни без папы и мамы; человек, влюбленный в какое-либо дело, не мыслит своей жизни без него. Так должно быть и в отношении человека с Богом, но этого не происходит.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-prichas...

В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или “сынов пророческих” (I Царств 10. 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать – малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (1Макк.9:27), Израиль воспринимает это как “великую скорбь” и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа (“В те дни приходит Иоанн Креститель… и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” – Мф.3:2–3 ). Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”. Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: “И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” ( Деян.2:18 ). Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в иудаизме. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

и вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.» ( 1Кор.5:1,2 ). Это же необходимо предполагается намерением отлучить его ( 1Кор.5:3–5 ); зачем и отлучать от Церкви того, кто не принадлежит к ней? Спаситель даже предсказывает сильный недостаток веры при кончине мира: «...Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ); «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:12 ); а апостол Павел предсказывает в конце мира великое «отступление» ( 2Фес.2:3 ). Но и это последнее потрясение Церкви не есть еще уничтожение веры в целой Церкви Христовой. Эта будет только ослабление веры в огромной массе людей, испорченных пороками. Но многие, как бы много их ни было, не то что все; да и любовь иссякнет, по слову Спасителя, только во многих. Тон, в каком произнесены слова Спасителя: «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» показывает, что Спаситель не говорит о решительном истреблении веры. Это значит, что трудно будет в последнее время отыскать истинно верующих; однако они будут и тогда. По словам апостола Павла, перед кончиной мира последует обращение ко Христу иудеев и язычников ( Рим.11:25,26 ); это еще яснее говорит о непрерывном сохранении веры в Церкви Христовой до конца мира. Так же постоянно учили и учители древней Церкви, очень нередко препираясь касательно этого предмета с еретиками; например, святой Киприан говорит: «Не должна соблазняться вера и любовь наша, когда видим в Церкви плевелы (сорные травы) и это не дает нам права самим удаляться от Церкви» («Письмо к Максиму»); или святой Амвросий: «Всех освещает Всеблагий (Христос) и желает не отвергнуть легко согрешающего, но исправить, не исключить из Церкви упорного, но смягчить». «Причина, почему праведные и грешные, внутренне различаясь между собою, не будут разделены до кончины мира, заключается, говорит В. С. Соловьев , в том, что и самое их внутреннее различие пока еще не безусловно. Нет на земле прирожденных праведников, как нет здесь и прирожденных грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И они не могут более жить без молитвы. Молитва – это дыхание. Когда человек дышит, то он живет, заботится о своей жизни. Начинающий молитву начинает исправлять всю свою жизнь под руководством своего духовного отца. И как солнце, восходя, пробуждает, освещает, оживотворяет творение, так и Солнце Правды, Христос, через молитву восходя в уме и в сердце человека, пробуждает его для дел света и невечернего дня. Итак, братия, начальник подвижников великий Антоний говорил: " Всегда дышите Христом " . И апостол языков, назидая, просит и заповедует христианам всех времен – всем и повсюду: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). " Непрестанно же не имеет ни предела, ни меры " , – толкуют божественные отцы. Итак, во время мира не предавайся небрежению, но молись, исправляйся, готовься к войне, набирайся мужества. Не бойся искушений. Все подвержены изменениям, но подвиг требует терпения и настойчивости. Праведный, если и тысячу раз в день падет, восстает снова, и вменяется ему это в победу. Это и означает молитва: постоянное покаяние, непрерывное призывание Божественной милости. Дающему же молитву молящемуся – Христу Богу нашему – слава и благодарение во веки. Аминь. См.: Мф. 15, 19. См.: Мф. 23, 26. Ср.: Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2, 15–16). Слово первое Я вам уже об этом рассказывал, но для наших новых братьев, которые еще не слышали, я бы хотел снова обратиться к этой истории и дать вам уразуметь, что такое послушание. На Катунаках [ 1 ] был один старец, именем Кирилл, и у него был послушник. Послушник этот досаждал старцу и огорчал его своим частым непослушанием. Со временем он начал плохо себя чувствовать. Еще не достигнув заключительной стадии беснования, он вел себя странным образом. С нашими отцами, Афанасием и Иосифом, он ходил собирать лесные орехи, но и это оказалось для него слишком трудным. От этого человека пахло серой, о чем я знаю по собственному опыту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1451...

Он оставил на время свое земное дело, свои заботы и труды и поднялся прямо ко Господу. Он видел Его, насладился Им, озарился Им, так что лицо его долго потом сияло, и пробыл с Ним наедине, в этом чудном, непрерывном общении, внимая Его воле и Его словам, сорок дней и сорок ночей! Вот удивительный пост! Пост тесного общения и сокровенной беседы с Богом. Каким образом Моисей мог видеть Бога? Это нам не сказано; это словами описано быть не могло. Но мы верно знаем, что это свидание действительно было, и оно оставило след неизгладимый. «Лицо его стало сиять лучами, оттого что Бог говорил с ним», и душа его, явившаяся перед Отцем, Который втайне, приняла силу и благодать на всю последующую жизнь его. Это был пост близкой встречи с Богом. А наш пост? Заключается ли он в искании лица Божия, как говорил Давид: «Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я, Тебя жаждет душа моя... чтобы видеть силу Твою и славу Твою» ( Пс. 62:2–3 )? Уединяемся ли мы для беседы сокровенной с Господом, в которой заключается тайная сила христианской жизни? Угодный Богу пост – это сближение и общение души с Ним, и к этому посту призван не только Моисей, но и каждый из нас. О постоянстве 18 марта. «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры – Иисуса» ( Евр. 12:1–2 ) Мы призваны идти непреклонно по пути, указанному нам Господом. Часто мы начинаем хорошо, пускаемся бодро в путь и проходим успешно несколько шагов; но этого еще недостаточно. Решившись следовать за Господом, нам необходимо продолжать наш путь с таким же усердием, с каким мы его начинали. Нередко говорят, что во всяком деле первый шаг самый трудный. Без сомнения, он требует от нас большой решимости, которая не всегда легко дается; но, быть может, еще труднее и еще необходимее постоянная выдержка в протяжении всего пути. Ранней весной деревья покрываются почками, из них образуются листья, зарождается цвет, обещающий плод; но не все почки достигают полного расцвета. Так и наши благие начинания не всегда достигают развития, не всегда доводятся до конца. Будем помнить, что должны подвигаться вперед, ежедневно и ежечасно, движимые твердым упованием на нашего Божественного Вождя, от Которого мы не должны никогда отводить наш уповающий взор.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010