Остров духовных сокровищ РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35888.html 08 декабря 2006 Александр Оконишников Остров духовных сокровищ Источник:  http://www.chslovo.com Честное слово Две недели назад на экраны российских кинотеатров вышел совершенно необыкновенный фильм. Фильм " Остров " режиссера Павла Лунгина. Рассказ о странном юродивом, послушнике-истопнике маленького северного монастыря. По мнению знаменитого писателя Александра Кабакова, этот фильм – " самое серьезное событие в русском кинематографе за последние годы " . И не только в кинематографе, добавим мы. Этот фильм дает надежду на то, что Россия может вернуться к Богу Грехи всю душу сожгли Главный герой фильма – послушник отец Анатолий. В 1942 году, еще совсем мальчишкой, он попал в краткосрочный плен к немцам и под автоматным дулом застрелил собственного капитана Тихона Петровича. Обезумевший от страха и ужаса пацан даже не понял тогда, что же произошло. Не понял, что именно его выстрел оборвал жизнь товарища. Когда фашисты минируют баржу с углем, на которой и служили будущий отец Анатолий и Тихон, и отплывают, а до взрыва еще остается несколько секунд, парень неистово кричит: – Тихон, ты где? А увидев тело командира в воде, снова кричит: " Тихона суки убили! " После взрыва баржи юнец остается жив. И с тех пор живет на острове в монастыре. Этот остров находится рядом с местом, где разыгралась трагедия. Взрывом к острову прибило ту самую баржу с углем, и вот уже несколько десятилетий отец Анатолий обогревает этим углем маленький монастырь. На экране 1976 год, а уголь в топке монастыря все тот же – военный хлеб. И грех в душе отца Анатолия все тот же – страшный выстрел в товарища. Каждоминутно он молит Бога о прощении. Не случайно фильм начинается с так называемой Иисусовой молитвы: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго " . Как мы уже рассказывали, каждое слово в этой молитве наполнено глубочайшим смыслом. А при особом духовном совершенстве монахи, старцы, священники, а порой и некоторые миряне могут читать эту молитву внутри себя непрерывно. Вот так же непрерывно стремление отца Анатолия к покаянию.

http://religare.ru/2_35888_1_21.html

2. Письмо 2-е Иннокентию, письма от Иннокентия, Сакра Гонория Августа К Иннокентию, епископу римскому письмо 2-е Святитель, будучи уже три года в изгнании, написал второе письмо, в котором он обращается не только к папе, но и к нескольким епископам, находившимся в Риме или в окрестностях этого города. Он благодарит их за их любовь по отношению к нему и за ревность, с которой они старались утешить столь страшное обрушившееся на него бедствие. Иоанн – о Господе радоваться. Телом каждый из нас привязан к одной местности, но крылом любви свободно может летать по всей вселенной. Так и мы, несмотря на то, что отделены от вас такой дальностью расстояния, всегда близки к вашему благоговению и ежедневно соприсутствуем с вами, видя очами любви ваше душевное мужество, искренность вашего расположения, вашу твердость, непоколебимость, ваше великое, непрерывное и постоянное стремление нас утешить. Чем выше вздымаются волны, чем более открывается подводных камней и скал, чем чаще взрывы бури, тем более возрастает ваша неусыпность, и ни огромная дальность расстояния, ни продолжительность времени, ни затруднительное положение дел не могли породить в вас беспечности: с неутомимой бодростью вы соревнуете лучшим из кормчих, которые тогда особенно воодушевляются, когда видят, что волнение достигло крайнего предела, море бушует, всплеск волн оглушителен и день обратился в глубочайшую ночь. Поэтому мы глубоко благодарны вам и желали бы посылать к вам несчетное множество писем, находя в том величайшее для себя удовольствие. Но так как пустынность местности нам не дозволяет этого, потому что никто, не только из отправляющихся туда, но даже из обитающих вокруг нас, не может легко к нам добраться вследствие отдаленности места, в котором мы заключены, лежащего на самых крайних границах, и вследствие опасности со стороны разбойников, осаждающих все дороги, то мы просим вас, чем продолжительнее наше молчание, тем более сожалеть о нас, а не заключать из того о нашем нерадении. И что, действительно, не из небрежности мы молчали, то – вот, как только после долгого времени представился нам теперь случай видеть честнейшего и возлюбленного пресвитера Иоанна и диакона Павла, мы немедленно пишем и беспредельно благодарим вас за то, что вы показали себя любвеобильными отцами по своему к нам благорасположению и усердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

I. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом § 1. Каждый приходский священник, по долгу своего пастырского служения, есть первый миссионер в своем приходе и " обязан непрерывно вести миссионерское дело, действуя против раскольников всеми зависящими от него мерами». Поэтому «учреждение епархиального и окружных миссионеров с их помощниками, действующих в указываемых им пределах и только временно посещающих местности, зараженные расколом, отнюдь не освобождает его от миссионерской деятельности» (Прав. об устр. мис., утвержд. Св. Синодом 25 мая 1888 г.). § 2. Миссионерская деятельность священника в приходе должна быть двоякая: а) по отношению к православным и б) по отношению к раскольникам. По отношению к православным она должна быть направлена: 1) на поддержание в них чистой веры и нравственности и 2) на ограждение их от влияния раскольников и всех неправоверующих, а по отношению к раскольникам – к вразумлению и воссоединению их с православною Церковью . А. Миссионерская деятельность священников по отношению к православным § 3. Для поддержания в прихожанах чистой веры и нравственности священники обязаны: а) проводить жизнь свою честно и благочестиво, помня слова апостола: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим. 4:12 ); б) «постоянно внимательно и непременно истово совершать на себе крестное знамение и преподавать благословение другим, всегда благоговейно и согласно с уставом церкви совершать общественное богослужение, а также частные церковные службы и домашние требы, с вразумительным и внятным чтением и пением молитвословий» (Прав. об устр. мис. § 8, а); в) обучать прихожан истинам православной веры и нравственности в храме при отправлении богослужений, на внебогослужебных собеседованиях, в домах прихожан, при отправлении треб и молитвословий, и при всяком удобном случае. § 4. Для ограждения православных прихожан от заражения расколом и сектантством священник должен: а) во всякое время хорошо знать не только число раскольников своего прихода, но и «лично знать их», 1 и «вести особую от исповедных росписей запись раскольников и сектантов, с подразделением её на две части: первую для внесения раскольников и сектантов, значащихся таковыми от рождения, и вторую для уклонившихся в раскол и секты, с указанием числа лет уклонения». (Ук. Св. Синода от 26 мая 1900 года за 5);

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_86933.html 28 июня 2011 Проект документа " Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века " Источник:  http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html Богослов.ру Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства в период в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 13 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале " Богослов.Ru " и в Официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. 1. Церковнославянский язык представляет собой неотъемлемую часть богослужебной традиции Русской Православной Церкви. Он вобрал в себя многие черты древнегреческого языка – языка Нового Завета и святых отцов – и особенности живой речи древних славян, и опыт святых подвижников, обращавшихся к Богу словами церковнославянских молитв. Церковнославянский язык является общеупотребительным богослужебным языком Русской Православной Церкви. Он является не только достоянием нашей Поместной Церкви, но и общекультурной ценностью, которую следует беречь и хранить. 2. На протяжении своей истории церковнославянский язык, как и другие языки, сохраняющиеся в постоянном употреблении, непрерывно развивался. Первые переводы богослужебных текстов на этот язык были осуществлены в IX веке святыми солунскими братьями равноапостольными Кириллом и Мефодием. Корпус литургических книг на церковнославянском языке, созданный учениками солунских братьев, был воспринят в конце X века Русской Церковью. После этого начался непрерывный процесс создания новых богослужебных переводов с греческого и оригинальных литургических памятников на Руси. Важным этапом этого процесса стал период конца XIV – начала XV веков, когда старый корпус древнерусских богослужебных книг студийской эпохи был постепенно заменен новым, ориентированным на Иерусалимский устав.

http://religare.ru/2_86933_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОВЕТ постоянно действующий коллегиальный орган епархиального управления , выполняющий в соответствии с действующим «Уставом Русской Православной Церкви» исполнительные и распорядительные функции. В епархиях , где не образованы епархиальные суды, Е. с. исполняют также судебные функции (Положение о церк. суде, 2008. Ст. 23. 2). Е. с. были введены вместе с епархиальными собраниями как регулярный церковный институт Поместным Собором 1917-1918 гг. Прообразом епархиальных собраний совета до известной степени являлся древний пресвитериум. Помощниками епископа в текущем управлении епархией были пресвитеры, к-рые служили в кафедральном храме. В IV-V вв. обязанности отдельных членов пресвитериума находят свое закрепление в канонических правилах (Гангр. 7, 8; Феоф. 10; IV Всел. 2, 3, 23, 25, 26). Особенно часто в этих правилах упоминается должность эконома . Как институт наиболее полное развитие пресвитериум получил в К-польской Церкви, по примеру к-рой устраивались пресвитерские советы и в др. Церквах Византии. Как и в греч. епархиях визант. эпохи, на Руси постоянными помощниками архиерея являлись клирики (крылошане) соборной церкви. Для ведения судебных и адм. дел епископ привлекал и светских чиновников: бояр, дворян, дьяков, подьячих. Е. с. предшествовали духовные консистории , к-рые стали учреждаться в отдельных епархиях Русской Церкви в эпоху имп. Петра I Алексеевича , а указом Святейшего Синода от 9 июля 1744 г. были введены повсеместно. Поместный Собор 1917-1918 гг. «Определением об епархиальном управлении» от 9 (22) февр. 1918 г. предусмотрел образование в каждой епархии вместо духовной консистории Е. с. в качестве «непрерывно-действующего административно-исполнительного учреждения, состоящего из выборных членов, при содействии которого епархиальным архиереем производится управление епархией» (Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 25). В соответствии с Определением Собора Е. с. состоял из 5 штатных членов, из к-рых 3 должны были быть в пресвитерском сане, а другие могли быть как клириками, так и мирянами. Члены Е. с. избирались епархиальным собранием сроком на 6 лет. При необходимости могли также избираться сверхштатные члены. «На случай же непредвиденного уменьшения числа членов,- говорилось в Определении Собора,- для безостановочного действия Епархиального Совета, избираются кандидаты в члены» (Там же. С. 26). Председатель Е. с. избирался самим советом из числа его членов в пресвитерском сане и утверждался правящим архиереем. На заседаниях совета мог по своему усмотрению председательствовать и правящий архиерей. Весь состав Е. с., включая сверхштатных членов, по представлению правящего архиерея должен был утверждаться высшей церковной властью. Членами Е. с. могли быть избраны лица в возрасте не моложе 30 лет с образованием не ниже среднего, «известные своей религиозной настроенностью и преданностью Св. Церкви» (Там же).

http://pravenc.ru/text/190003.html

Развлечения Человек! Твои развлечения, твои увеселения – обличители живущей внутри тебя муки. Ты ищешь заглушить ее чашей шумных забав и непрерывного развлечения. Несчастный! Едва выпадет для тебя минута трезвения, как ты снова убеждаешься, что мука, которую ты старался уничтожить развлечением, живет в тебе. Развлечение служит для нее пищей, средством укрепления: отдохнув под сенью развлечения, мука просыпается с новыми силами. Она – свидетельство, живущее в самом человеке, свидетельствующее ему о его падении. 2. 132–133 (См. Печаль , Нечувствие ). Разгорячение Не ошибитесь! Человеческого разгорячения не сочтите действием Божественного огня. Многие ошиблись и впали в пагубное самообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчисленные заблуждения и наполнили лжеучениями землю. За этими мрачными облаками скрывается от мира солнце правды. От плод их познаете их, – сказал Спаситель о лжеучении и лжеучителях. Где разгорячение, там нет истины, оттуда не может произойти ничего доброго, ничего полезного: тут кипит кровь, тут дымится и строит воздушные замки лжеименный разум. Кротость и смирение, которых действие сопровождается каким-то тонким хладом, но потом является в бесчисленных благих плодах – свидетеля неподдельного, истинного, Божественного добра . 6. 420–420 Не торопись в жительстве и не разгорячайся временными порывами, а живи умеренно и постоянно, делая плачем, «который, – как сказал Великий Пимен, – делает и хранит, – можно прибавить – и врачует случающиеся на пути жизни преткновения. 6. 822 (См. Ревность , Дела , Молитва Иисусова Разгорячение ). Разум духовный Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совете праведных ( Пс. 1, 5 ). Нет участия для нечестивых в воскресении первом ( Откр. 20 ), которое описал святой Иоанн в Апокалипсисе, в воскресении духовном , совершающемся во время земной жизни, когда прикоснется к душе Вседетельный Дух и обновит ее в пакибытие. Воскресает душа, оживает в жизнь Божественную! Ее ум и сердце просвещаются, соделываются причастниками духовного разума. Духовный разум – ощущение живота бессмертного, по определению духоносцев. Самый этот разум – признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование – невидимая смерть души. Духовный разум – действие Святого Духа. Он видит грех, видит страсти в себе и других, видит свою душу и души других, видит сети миродержителя, низлагает всякое помышление, взимающееся на разум Христов, отражает от себя грех, в каком бы видоизменении он ни приблизился: потому что духовный разум – царство, свет Святого Духа в уме и сердце. Не воскреснут нечестивии для духовного рассуждения ! Это рассуждение – совет одних праведных, их достояние. 2. 11

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Собрание в Церковь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 12 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Когда вы собираетесь в церковь… 1 Кор 11:18 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Еф 5:32 Что такое Церковь? Религиозная организация, учреждение, церковная иерархия, личное благочестие, система обрядов, музейно-туристический комплекс, архитектурное сооружение, храм?.. Русское слово Церковь происходит от греческого κuriakn. Смысл слова Кириакон — дом Господень, дом Божий — многозначен. Во-первых, домом Божиим в Священном Писании называется всё Божие творение: ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог (Евр 3:4); во-вторых, человек: Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр 3:6); в-третьих, домом Божиим называют храмы — “здания, которые воздвигает человеческая вера человеческими руками и где Бог у Себя дома . Храм — дом убежища для Господа Вседержителя Эти храмы могут быть скромны или величественны, — они всё равно содержат всю полноту Божественного присутствия” 1 . Слова апостола Павла дом же Его — мы говорят не только о том, что каждый отдельный верующий во Христа человек должен стать храмом, “местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах” 2 , но — “мы” — Святое таинственное собрание в Его тело под Его главою. “Разумею же истинный храм Божий — всесвятое тело Его, как Сам Он назвал его, разрушьте, говоря, храм сей (Ин 2:19)” 3 . Дом Божий, как и всякий дом, “устрояется” из различных по отношению друг к другу частей, собранных в определённом порядке. Но сам он не является окончательно законченным результатом творческого процесса его созидания, а находится в постоянной динамике и становлении; это и есть его жизнь — непрерывное собирание разного в единое. Слово экклесия означает народное собрание; вообще собрание, сходку; Новозаветное собрание христиан, церковь. Экклесия — второе слово, которое с древних времён употреблялось по отношению к Церкви. Церковь представляет особое общество, собранное Самим Богом во Христе. По определению Митрополита Антония Сурожского, “Церковь — это общество избранников, общество людей, услышавших зов Божий, которых Бог послал и посылает в мир быть свидетелями истины Божией, жизни Божественной. И эти свидетели — мы все по призванию…” 4 .

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

Старец Силуан был смиренен, но учение его смело. И это не смелость любознательного ума, занятого умозрительными исследованиями и доводами, а бесстрашие духовной уверенности. Так, по словам старца, “совершенные ничего не говорят от себя, но только то, что Дух дает им сказать”. Старец Силуан, конечно же, среди совершенных. Это “совершенство” есть плод смирения, которого можно достичь — и, что не менее важно, удержать и сохранить — только постоянным и непрерывным усилием по самоотвержению и самоотречению. Но самоотречение — вовсе не отрицательное усилие, вовсе не само-отрицание, само-умаление или само­уничижение. Напротив, это процесс восстановления истинного себя; и начало ему дают вера и любовь. Человек отказывается от себя ради Христа по своей великой любви к Нему; у этого процесса положительное стремление, оно всегда созидательно. Это, как говорил преподобный Серафим Саровский, “стяжа­ние Духа Святого”. Здесь действительно парадоксальное напряжение. Цель духовных исканий возвышенна и дерзновенна: consortium divinae naturae (причастность Божественной природе — Пер .), стать “причастниками Божеского естества” (2 Пет 1:4). Как бы это поразительное место Писания ни интерпретировалось, оно ясно и определенно указывает на конечную цель всей христианской жизни: “жизнь вечную”, жизнь “во Христе”, “сотворчество Святому Духу”. Греческие Отцы использовали даже такое смелое выражение как ‘обожение’. Однако самый верный путь достичь этого — решительное самоотречение; награда дается только смиренным и кротким. Более того, и само смирение не является достижением человеческим, оно всегда — дар Божий, даваемый свободно, gra­tia gratis data (благодать, данная благодатью — Пер .). Все устроение духовной жизни на самом деле парадоксально — богатства Царства даются только бедным; а вместе с богатством дается власть. Смиренные ничего не говорят от себя, но всякий раз, когда они вообще побуждаются говорить, они говорят с властью. И власть им нужна не для себя, а чтобы через их посредничество раскрылось то, что исходит свыше. В противном случае они должны хранить молчание. “Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все” (1 Ин 2:20).

http://pravmir.ru/starets-siluan-1866-19...

     Конечно, я наблюдала за ним. Он не знал, не догадывался, что гостья обладает такой чертой – везде присутствовать, многое замечать. Признаюсь, я была уверена, что в Мадриде у священника расслабленная, почти курортная жизнь. Была неправа: глядя на то, как протоиерей Андрей Кордочкин проводит экскурсии по храму, непрерывно общается с прихожанами и захожанами, ездит в отдаленные (километров по 500) приходы, посещает выходцев из СССР в тюрьмах, встречается с представителями местной власти, оставалось удивляться, что ему хватает сил на службы. Кстати о службах: получив назначение в Мадрид, отец Андрей с матушкой Александрой оказались в гараже: несмотря на то, что первый приход Русской Православной Церкви появился в Мадриде в 1761 году, службы совершались в бывших магазинах, переговорных пунктах и мастерских. Так было до 2 мая 2013-го года: служба в Великий Четверг состоялась в настоящем храме — белом, сияющим золотыми куполами. " Что было самым сложным при строительстве церкви? " — спросила я главу строительной фирмы " Интерхест 2006 " Марио Ромеро. Он засмеялся: " Ваши полукруглые своды и нефы, купол. У нас так не строят со Средневековья " . Что ж, сегодня храм святой равноапостольной Марии Магдалины – культурный памятник, который любят и которым гордятся мадридцы. Сюда приезжают специально, чтобы сделать селфи, показывают гостям. И на сайтах по продаже недвижимости она обязательно упоминается. Прилагаются и фотографии. При храме существует " Русский дом " , где испанцы стараются постичь русский, воскресная школа, музыкальная, проходят занятия с усыновленными в России детьми. Кажется, всего и не перечесть. Но о чем-то мы все же успели поговорить с отцом Андреем. Например, почему он решил стать священником, как живется русскому в Испании. И, конечно, о матушке. . - Отец Андрей, я бы хотела начать разговор не с вас, а с вашей жены. Согласно сословию — матушки. Вы оба – россияне, представляющие в Испании Русскую Православную Церковь. Но вот в чем хитрость ее судьбы: выходя замуж за иностранца, женщина попадает в его семью, клан, окружение и постепенно привыкает к новой жизни. Вы оба чужие в Испании. Но в силу профессии, священник довольно быстро вовлекается в социум: к вам приходят люди, вы постоянно востребованы — крестить, венчать, отпеть, навестить в тюрьме. А что в это время делает матушка?

http://pravoslavie.ru/81933.html

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010