109 ...яко при Ильи бысть: “Горьсть мукы... не умалится?” – Имеется в виду библейский эпизод. Во время великого голода Илью-пророка по Божьему повелению должна была кормить вдова. Придя в Сарепту Сидоноскую, Илья попросил у встретившейся ему женщины дать ему напиться воды и накормить его. Эта женщина – вдова – ответила: «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». На это Илья сказал женщине: «...говорит Господь, Бог израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю...» ( 3Цар. 17 ). 110 И от того дне уставися монастырь сей. – Ростовский Петровский монастырь, что на Поле, находился на берегу озера Неро в трех верстах к северо-востоку от Ростова. Согласно «Повести», он был основан в XIII в. при епископе Игнатии. Исторические документы о монастыре сохранились только начиная со второй половины XVII в. Известно, что в монастыре в 1684 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь Петра и Павла. Летописи сохранили известие о существовании в Ростове Петровского монастыря еще в начале XIII в.: ростовский епископ Пахомий, умерший в 1216 г., до поставления в епископы (в 1214 г.) был тринадцать лет игуменом Петровского монастыря. По всей видимости, летописные известия относятся к другому Петровскому монастырю, более древнему. В. В. Зверинский (в кн.: Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. III. С. 125) считает, что второй (древнейший) ростовский Петровский монастырь находился не на восточной, а на западной окраине г. Ростова, недалеко от Спасско-Яковлевского монастыря, на улице Петровской. 112 Ахмыл – посол золотоордынского хана Узбека. В 1322 г., как сообшают летописи, он с большим воинским отрядом, сопровождая возвращавшегося из Орды московского князя Ивана Даниловича Калиту, пришел на Русь: «...и много зла учиниша Низовским градом, и Ярославль взяша сожгоша, и много полона безчислено взят» (Никоновская летопись//ПСРЛ. СПб., 1885. Т. Х. С. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. 1:1. Писатель послания – Павел, посол Господа Иисуса Христа, представитель Его, блюститель интересов благодатного царства Его на земле, избран на это, согласно с волею Божьей, Иисусом Христом. Пишет это послание святым, находящимся в Ефесе. Святой есть человек чистый и непорочный, чуждый всякого греха даже в своих помыслах, поэтому близкий к Богу. Кто же были такими в Ефесе? Христиане, составляющие Ефесскую Церковь . Церкви тогда были как девы чистые, не имеющие скверны или порока (см. 2Кор. 11:2 ; Еф 5:27 ). Бывали, конечно, и тогда согрешающие, но не в массе, как теперь, а как частные случаи. Окруженные же отовсюду духом святости, тотчас каялись. Таковых святой Павел называет святыми и верными во Христе Иисусе. Чего же Апостол желает таким христианам – святым и верным? 1:2. Благодать и мир совмещают в себе все сокровища христианства. Благодать открывает осужденному грешнику вход к милосердому Богу Отцу, и открывает для него богатства беспредельной любви Его. Эти высокие дары (благодать и мир) исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Ничего высшего и лучшего этого не может ожидать от благожелателя своего, смиренное и благоговейное христианское чувство. Часть первая – догматическая (1:3–3:21) Раздел первый. Раскрытие плана нашего спасения (1:3–14) I. Как Бог предначертал его от века (1:3–6) 1:3. Святой Апостол видит великое дело спасения уже действующим в людях, через Евангельскую проповедь и благодать Святого Духа, а умом своим созерцает полноту этого спасения, и в восторге благословляет Бога, совершителя всего этого через Иисуса Христа. Благословен Бог воплотившегося Господа и Отец Его, по существу за то, что Он в воплотившемся Сыне Своем, даровал нам все блага, нужные к животу, спасению и благочестию – отпущение грехов, освящение благодатью, сыновство с Богом, вечное наследие, и что выше всего, восприятие в себя Бога. Все эти дары не земные и телесные, но духовные, не на земле, но на небесах, где назначено нам и жительство со Христом (см. Флп. 3:20 ). Христос наш единственный посредник, через Которого и Бог подает нам блага, и мы можем возносить к Богу свои молитвы и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   Да будет же алчба и жажда нашего оправ­дания вожделенной для каждого из нас! «Блажени непорочные в пути, ходящие в законе Гос­поднем... Руки Твои (Господи) сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь за­поведям Твоим... Знаю, Господи, что суды Твои праведны. Если бы не закон Твой был утеше­нием моим, погиб бы я в бедствии моем. Жаж­ду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне» (Пс. 118:1, 73, 75, 92, 174—175). Христиане, «алчущие и жаждущие правды», ходящие в оправдании Господнем, получают внутреннее успокоение здесь на земле и совер­шенное насыщение духовное в будущей жиз­ни — наслаждение вечным блаженством. «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Аминь. Приложение к катехизическому поучению     Чтобы одержать победу над греховной стороной своей природы, подвижники предава­лись иногда весьма изнурительным телесным трудам, чтобы достигнуть через это праведности, которая приводит к жизни вечной, не ради заслуг своих, а ради участия в страданиях Христовых, ради сораспятия своей плоти со страс­тями и похотями ее.    1. Самый обыкновенный вид подвижни­чества отшельнического составляет пустынножительство. Наши русские пустынно­жители уходили не в песчаные пустыни, но в непроходимые лесные дебри и болота, на нео­битаемые острова, туда, куда до них не ступала нога человека.    Пустынник селится в хижине или в пеще­ре, иногда даже в дупле дерева «яко вран на нырище», по словам летописца; его мучит жар, хо­лод, голод, дикие звери, а когда проведают, то и злые люди; наконец, он сам изнуряет себя уси­ленными трудами, постом, бдением и т. п. Так проводит он долгие годы, пока не соберутся к нему последователи и не образуется, таким об­разом, обитель, а иногда и умирает он в уедине­нии. В большинстве случаев русские подвижни­ки уходили в пустынные места из монастырей, где они уже успели прославиться своей святой жизнью. Приведем несколько примеров:    а) Преподобный Герасим Болдинский (Смол, губ.) тринадцать лет провел в Горицком монас­тыре. Об его подвигах знали не только в обите­ли, но и в Москве. Тяготясь славой, он оставил монастырь и поселился в дикой местности До­рогобужского округа, где жили только звери, да укрывались разбойники. У ближайшей дороги он повесил на дереве кузовок; проходящее кла­ли в него милостыню, которая и была единствен­ным средством пропитания пустынника. Но не­редко этой милостыней пользовались и другие. Разбойники часто били его, стараясь прогнать из той местности. По преданию, хижину отшель­ника и его кузов, впоследствии, охранял ворон, который бил в глаза дурных людей и зверей, под­ходивших к месту подвигов святого. Позднее преподобный Герасим перешел на Болдину гору. Здесь напали на него местные жители, избили, связали и хотели бросить в озеро, но потом пере­думали и представили в Дорогобуж к наместни­ку, который и посадил его в тюрьму. Только прибывший в это время посол из Москвы узнал Ге­расима и освободил его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Иди, — Бог предаст в твои руки не только город Рамоф, но и самого ассирийского царя. Но царь иудейский Иосафат, как человек благочестивый и верный Богу, понял, что среди этих пророков нет ни одного истинного, но что все они льстецы и потаковники, поэтому Иосафат сказал Ахаву: — Нет ли здесь хотя одного такого пророка Господня, которого бы мы вопросили и он ответил нам правду? Ахав отвечал: — Есть один муж, который может вопросить Господа и открыть нам истину, — это Михей, сын Иемвлая, но я ненавижу его, так как он всегда предсказывает мне одно только зло. — Не говори так, — возразил Иосафат Ахаву, — но призови, послушай его и не гневайся на его обличения. И тотчас Ахав послал за пророком Михеем, который в то время пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же царя сидели во всём своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними. Причем глава их Седекия сделал железные рога и, протрубив, сказал Ахаву: — Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирию. Точно так же и остальные лжепророки говорили: — Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки. Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему: — Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя, говори и ты то же с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами. — Жив Господь! — отвечал пророк Михей, — и что скажет мне Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю. И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем Ахавом, который спросил его: — Послушай, Михей, — идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться? Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал: — Идите, — будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши. Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился к нему: — Усиленно заклинаю тебя: скажи мне истину как пред Господом. Тогда святой Михей сказал с дерзновением: — Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А чтобы война не показалась нам (или: вам) трудною и необычайною, то Меня, говорит, вы имеете во главе воинства. Я буду военачальником ( ρκιστπατηγς) в войнах, – Я, который явился с мечом в руке Иисусу, сыну Навину ( Нав. 5:13–14 ), и который при войне Моисея победил Амалика знаменем креста Своего ( Исх. 17:9–13 ). Мало разностей от этого представляет Иеремия в видении против Идумеи: " слух (или: чрез слух), – говорит он, – слышал я от Господа, и посол послан к народам сказать: соберитесь, и идите против нея, и поднимемся на войну» ( Иер. 49, 14 ). Далее следует: Авд.1:2–4 .  Вот, Я сделал тебя малым между народами; ты весьма презренен. Гордость сердца твоего надмила тебя, живущего в расселинах скалы (или: скал), высоко ставящего престол свой, говорящего в сердце своем: кто низвергнет меня на землю? Если ты поднимешься высоко, как орел, и если среди звезд устроишь гнездо свое, то и оттуда Я низвергну тебя, говорит Господь. (LXX: Вот. Я сделал тебя самым малым между народами; ты весьма бесчестен. Гордость сердца твоего надмила тебя, живущего в отверстиях скал, высоко устраивающего жилище свое и говорящего в сердце своем: кто низведет меня на землю? Если ты поднимешься высоко, как орел, и если сред звезд устроишь гнездо свое, то и оттуда Я низвергну тебя, говорить Господь). Почти буквально согласуются с этим следующие слова Иеремии, о котором мы выше упоминали: «вот, Я сделал тебя малым между народами, презренным между людьми... Надменность в высокомерие сердца твоего обольстили тебя, живущего в пещерах скалы и старающегося занять вершину холма. Если ты высоко, как орел, совьешь гнездо свое, то и оттуда Я низвергну тебя, говорит Господь» (Иерем. 49, 15–16). При толковании пророчеств мы должны, следуя своему обычаю, сначала положить основание историческое и затем, если можем, воздвигать башни и вершину кровли. Ты, Едом, – говорит он, – будучи самым малым между народами и малочисленным сравнительно с другими народами, высокомерно превозносишься свыше своих сил. Живя в пещерах или в расселинах скал и не обладая высокими кровлями зданий, будучи низким и очень бедным, ты поднимаешься на высоту, подобно орлу, и настолько превозносишься в своих мыслях, что считаешь себя живущим среди звезд; но хотя бы ты вопреки природе, мог подняться на высоту небесную, Я и оттуда низвергну тебя и низведу на землю, говорит Господь Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Александр III, со своей стороны, созвал III Латеранский собор, на первой сессии которого епископ Ассизский Руфин подчеркнул главенство Св. престола и настаивал на том, что только папа Римский обладает властью созывать Вселенские соборы, утверждать новые каноны или отменять старые. В противоположность собору в Павии, III Латеранский собор не оставил никакого сомнения в церковном главенстве римского епископа и в его исключительном праве созывать на соборы представителей всей Церкви. Патриархи, находившиеся в юрисдикции Западной церкви (патриархи Аквилеи и Градо и, во время Крестовых походов, латинские патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя), потеряли властные преимущества; их сан стал лишь почетным титулом. Власть архиепископов и митрополитов, которые занимали «первый» престол в стране, уже не являлась проблемой. Их особая юрисдикция над другими епископами страны устанавливалась только властью Св. престола – после папской конфирмации выборов и вручения паллия. Еще задолго до собора, в 1136 г. посол германского императора Лотаря III в Константинополе епископ Ансельм Гавельбергский на публичном диспуте систематически изложил основные идеи новой папской экклезиологии. Ссылаясь на евангельский текст ( Мф. 16:18–19 : Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах), как на решающий и неоспоримый аргумент божественного происхождения власти и прав римского первосвятительства, Ансельм проповедовал, что спастись можно только в «лодке Петра» – в единственной Церкви, которой Божьим велением доверено сохранение веры, а византийская концепция поместных первосвятителей, основанная на решениях соборов, противоречит божественному установлению. Ансельм признавал правомочность всего трех патриарших кафедр – Римской, Антиохийской и Александрийской, как основанных «князем апостолов» и его учеником Марком, но римская гегемония при этом является окончательной в силу своей богоданности. Непослушание Риму – матери всех церквей – недопустимо и немыслимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостолы (происходит от др.-греч. πστολος – «посол, посланник», от ποστλλω – «посылаю, отправляю») – ближайшие двенадцать учеников Иисуса Христа. Аят (араб. – знак, чудо) – в исламском богословии часть коранического откровения, состоящая из одного или нескольких слов и обычно понимаемая как стих Корана. Барзах (араб. – преграда) – в исламской религии барзахом называется место, где пребывают души умерших до Судного дня. Библия (от греч. βιβλα – книги) – Священное Писание, которое состоит из книг Ветхого Завета (50 книг) и Нового Завета (27 книг), написанных Духом Божиим через освящённых Богом людей – пророков и апостолов. Блаженные (от слова «блажен»: греч. μακριος,– благословен, счастлив) – этим словом, многократно упоминаемым в Священном Писании, обозначаются те, кто благодаря своей праведной жизни имеет от Бога благословение. Словом «блажен» начинается Псалтирь: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей ( Пс.1:1 ). Этим же словом заканчивается предсмертное завещание Моисея: Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? ( Втор. 33:27 ). О личных качествах, делающих человека блаженным, часто упоминает апостол Иоанн Богослов. Например: блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ), блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём ( Откр. 1:3 ; См. также: 16:15; 19:9; 20:6; 22:14). Гностики (греч. γνωστικο) – последователи гностицизма (греч. γνωδτικζ – «познающий») – религиозно-философского течения IIII вв., возникшего в Сирии и Месопотамии, а впоследствии проникшего в Римскую империю. Учение гностиков представляло собой смесь христианских религиозных догматов с греческой идеалистической философией и восточными религиями. В его основе лежало учение о гнозисе – особого рода знании, раскрывающем тайны бытия и якобы указывающем путь к спасению. Гностики, считая материальный мир греховным, а верховное божество абсолютно совершенным и непричастным к созданию греховного мира, вводили между богом и природой множество промежуточных сверхъестественных сил – эонов .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В сороковые годы I в. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город, находившийся между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, «Дух Святый сказал: “Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их”. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их». Павла многие позднее будут обвинять в том, что это он создал христианское богословие, извратив учение Иисуса – но тут мы видим, что именно община христиан посылает его нести свое вполне уже сложившееся вероучение в другие города и страны. Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла, всего же их было четыре. Наверное, сегодня мало кто отказался бы совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел – посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена поездки совсем не походили на развлекательные прогулки, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: «много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». Впрочем, Павел странствовал не один – с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука – он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он обеспечивал себя сам. Как посол, он имел право требовать, чтобы его обеспечили всем необходимым, но он предпочитал независимость. Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к «погибшим овцам дома Израилева». Некоторые, действительно, принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе – вожди иудеев активно отвергали ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Даже до края земли В сороковые годы I века размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город, находившийся между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, «Дух Святый сказал: “Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их”. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их». Павла многие позднее будут обвинять в том, что это он создал христианское богословие, извратив учение Иисуса, – но тут мы видим, что именно община христиан посылает его нести свое вполне уже сложившееся вероучение в другие города и страны. Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла, всего же их было четыре. Наверное, сегодня мало кто отказался бы совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, – посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена поездки совсем не походили на развлекательные прогулки, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». Впрочем, Павел странствовал не один – с ним постоянно были спутники. Больше всего мы знаем о враче по имени Лука – он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он обеспечивал себя сам. Как посол, он имел право требовать, чтобы его обеспечили всем необходимым, но он предпочитал трудиться сам и ни от кого из людей ни в чем не зависеть. Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к «погибшим овцам дома Израилева». Некоторые, действительно, принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе – вожди иудеев активно отвергали ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Если посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское слово, принят бывает всеми жителями того города с особенною честью, то как должен быть чествуем Великий Посланник Царя небесного со словом премногомилостивым ко всему человеческому роду, возвестивший вечное наше спасение? И как Он велик, сей горний Благовестник, сей Князь Ангельский, который сам открыл достоинство свое Св. Захарию: «Я есмь Гавриил, предстоящий пред Богом!» ( Лк.1:19 )- то есть стоящий ближе других Ангелов к престолу Божию. Как в земном Царстве, приближенный к Царю сановник, которому Царь вверяет тайны, без сомнения выше других, стоящих далее, так и в Царстве небесном Ангелы, стоящие ближе к престолу Божию и яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою против других. В Св. Писании сказано, что семь высших Князей Ангельских всегда предстоят пред неприступною славою Божиею. Так спутник юного Товии возвестил о себе ему и отцу его: «Я есмь Рафаил, один из семи Святых Ангелов, которые приносят молитвы Святых и входят пред славу Всесвятого» ( Тов.12:15 ). А Св. Иоанн Богослов в Откровении своем говорит: «Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет: и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, второй после Михаила. Имена их следующие: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Если же кто сделает вопрос: почему Бог не послал к Пречистой Деве первого из Своих Ангелов, но по числу второго, – тому да будет известно, что сии семь высших Ангелов все равны по своему достоинству и сану, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение: Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник тайн Божиих; Рафаил – врачует человеческие недуги; Уриил – как отблеск огня Божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитель, он всегда молит Бога о людях и людей возбуждает к молитве; Иегудиил – прославляет Бога, его служение в том, чтоб укреплять человеков, трудящихся для славы Божией, и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаватель благословений Божиих, он испрашивает у Бога благодеяний Его людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010