Царские врата. Сер. XVII в. (Трехсвятительский придел ц. Воскресения на Дебре) Царские врата. Сер. XVII в. (Трехсвятительский придел ц. Воскресения на Дебре) В XVIII в. в храмах костромских земель происходила массовая замена тябловых иконостасов иконостасами новой конструкции ордерного типа с накладными резными золочеными архитектурными и скульптурными деталями. В традициях «флемской резьбы» кон. XVII в. с многочисленными колонками, обвитыми виноградной лозой, были выполнены иконостасы Успенского собора в Костроме (1778, не сохр.), Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1756-1758, мастера Петр Семенов Золотарёв и Макар Дмитриев Быков). Иконостас Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1756–1758 гг. Резчики Петр Золотарёв и Макар Быков Иконостас Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1756–1758 гг. Резчики Петр Золотарёв и Макар Быков С сер. XVIII в. в резных иконостасах распространился стиль барокко, особенно популярный в усадебных храмах сев.-вост. части Костромской губ. (Галич, Солигалич, Чухлома, Макарьев). Сохранившиеся примеры такого типа - иконостасы ц. свт. Николая Чудотворца из с. Верховье (1776, установлен в Богоявленской (Никольской) ц. Нерехты, КГОИАХМЗ), Преображенской ц. урочища Попкова (1792, установлен в Успенской ц. в пос. Сусанино Сусанинского р-на), ц. Воскресения в дер. Нероново Солигаличского р-на (1793), ц. свт. Николая Чудотворца на погосте Бережки (1792). В последнем из них наряду с барочными прослеживаются черты классицизма. В сельских храмах кон. XVIII в. встречались своеобразные народные переработки иконостасов «флемской резьбы» и барочных, в частности в ц. прор. Илии из с. В. Берёзовец, 1-я пол. XVIII-XIX в. (МДЗ). Прп. Макарий Унженский. Деревянная скульптура. Посл. треть XVIII в. (КГОАХМЗ) Прп. Макарий Унженский. Деревянная скульптура. Посл. треть XVIII в. (КГОАХМЗ) В XIX в., в эпоху классицизма, иконостасы выполняли по авторским проектам губ. архитекторов (Никольская ц. в с. Саметь Костромского р-на, 1838, архит. М. М. Праве). В конце столетия иконостасы в различных стилях создавали выпускники художественно-ремесленной школы в с. Б. Соли.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Е. Г. Сосновцева Иконография Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г. (собор г. Углича) Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г. (собор г. Углича) Согласно Житию К., его 1-й образ был создан в 1659 г. «изуграфом» свящ. Симеоном, к-рый получил «хартицу» с записью о явлении преподобного игум. Ермогену. Дважды К. являлся иконописцу в ночном видении - с повелением выполнить образ, подобный изображению блгв. кн. Романа Угличского («в начертаниих кабы власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы, руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен»), и после создания иконы К. в схимническом облачении - для исправления рисунка бороды («долга до персей руса… а не черна ни надвое раздвоилася, но токмо яко сребром обложена зрящимися»; см.: УИХМ. Уг-15118. Инв. РК-588. Л. 81-88; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 594). Этот образ был послан мастером в Кассианову Учемскую пустынь (по сведениям прот. П. В. Васильевского, находился в Успенском соборе за левым клиросом, воспроизв. в окладе - Васильевский. 1905. С. 30). Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1787 (?) г., посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем) Прп. Кассиан Грек. Икона. Ок. 1787 (?) г., посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем) Неустойчивый характер ранней иконографии К.- и в княжеских, и в монашеских одеждах - повлиял на указания иконописных подлинников XVIII-XIX вв., где под 21 мая и 23 авг. встречаются оба варианта: «Подобием брада руса аки Козмина, власы с ушей, свились мало, ризы княжеския», «Подобием надсед, брада поуже Богословли, ризы преподобническия и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68, 350-351; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 100, 130); «Мало надсед, в схиме, брада поуже Богословли, да подоле, ризы преподобническия», «Руса брада Козмина, власы с ушей свилися мало, ризы киноварь княжески» (БАН. Строг. 66. Л. 108 об., 138 об.); «Надсед, брада Богословля, поуже, ризы преподобническия», «Рус, все Козмино, власы свились мало, риза княжеска» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 163, 207 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. о К. сказано: «...типа греческого, из княжеского рода; борода большая, но узковатая и с проседью, лицо худое; одежды преподобнические, на голове клобук» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 290). Для надписи в свитке предлагается 2 варианта, в т. ч.: «Аз, господине, и мое отечество оставих Бога ради».

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) В композиции «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (святыней из Успенского собора в Ростовском кремле) И. изображался, как правило, в верхних рядах. На иконе 2-й пол. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Там же. С. 354-355. Кат. 107) он написан в завершении левой группы. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ, см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 230. Кат. 145) и на гравюре 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616А) И. изображен в левой части композиции, держит в руках предмет, похожий на посох, клюку или кочергу (атрибут юродивых). На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 416-417. Кат. 124) - необычный вариант изображения И. с длинными, лежащими прядями на плечах волосами, в светло-малиновой ризе, перекинутой через правое плечо. Святой находится во 2-м ряду правой группы, назван Сидором. На заказной Владимирской иконе Божией Матери, с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 105-106), выполненной ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым, поясной образ И. размещен в одном из клейм на нижнем поле слева. На иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Там же. С. 100) в верхней части композиции Св. Троице (новозаветной) предстоят избранные, гл. обр. Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. (справа во 2-м ряду, между преподобными Авраамием и Иринархом затворником). Две иконы «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове отличаются по композиции и деталям иконографии.

http://pravenc.ru/text/674886.html

И. вместе с блж. Прокопием был канонизирован как местночтимый святой на Соборе 1547 г., постановившем «петь и праздновать» блаженным «на Устюге» и установившем общий день памяти святых - 8 июля (ААЭ. Т. 1. 204). В XVI в. по образцу службы св. Симеону, Христа ради юродивому, были составлены канон и служба И. (списки службы: ГИМ. Цар. 563, кон. XVI в. (вклад Строганова в Благовещенский собор г. Соль Вычегодская в 1592); РГБ. Муз. 1826. Л. 106-178, 2-я пол. XVI в.; Муз. 1365, XVI в.; НСРК. 1940.79.Q. Л. 331-410, кон. XVII в.). В «Уставе церковном» (М., 1610) помещены тропарь и кондак И. Известны несколько Похвальных слов И.: в редакции XVI в.- «Похвала святому и блаженному Ивану уродивому» (нач.: «Какова бяше пленница моих грехов стягнути е, таковым преславным вещем нелепо мне, грешному, коснутися»; РГБ. Ф. 178. 1365) и в редакции XVII в.- «Месяца маия в 29 день Слово похвально на память святаго, и блаженнаго, и праведнаго Иоанна, иже Христа ради юродиваго, Устюжскаго чюдотворца» (БАН. 45. 10. 2), а также «Ина похвала на память святаго и блаженнаго Иоанна» (Там же. Л. 384). Кн. С. И. Шаховской , в 1646-1648 гг. являвшийся наместником в Сольвычегодске и в Вел. Устюге, составил «Слово похвальное святым и блаженным Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чюдотворцем» в стихах (нач.: «Прокопия похвалим, Иоанна ублажим, двоицу святую соединим и похвальную им принесем и скажем»). Возможно, кн. Шаховскому принадлежит «Чюдо 28 святых и праведных Устюжских чюдотворцов Прокопия и Иоанна, како избависта град Устюг от нахождения полских и литовских людей». В 1662 г. Житие И. под 29 мая было опубликовано в Прологе московской печати. Память святого отмечена под 29 мая в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237, 1621 г.) и в «Описании о российских святых» (С. 149; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Блж. Иоанн Устюжский. Фрагмент иконы «Святые Прокопий и Иоанн Устюжские». Посл. треть XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Блж. Иоанн Устюжский. Фрагмент иконы «Святые Прокопий и Иоанн Устюжские». Посл. треть XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

http://pravenc.ru/text/469408.html

Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . И. упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Лит.: СИСПРЦ. С. 120; Строев. Списки иерархов. Стб. 390; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 49-50; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 66-67; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 562; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 242; он же. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 263; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 20-21; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 199, 201, 275. Э. П. Р. Иконография Прмч. Иоасаф Снетогорский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Посл. треть XIX в. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Посл. треть XIX в. Изображения И., очевидно, существовали издревле, поскольку игумен и братия Снетогорского мон-ря стали почитаться в Пскове как святые вскоре после их мученической кончины в 1299 г. ( Охотникова. 1985. С. 21; Она же. 2007. С. 367-368; ПСРЛ. Т. 4. С. 182). Однако в псковских письменных источниках XVI-XVIII вв. иконы святого не упоминаются, в опубликованных церковно-археолических описях псковских храмов и монастырей кон. XIX - нач. XX в. о них имеются лишь единичные сообщения. По-видимому, иконография И. сложилась в Снетогорской обители, ставшей основным центром почитания преподобномучеников. Немногочисленные сохранившиеся образы И. созданы не ранее 2-й пол. XIX в. и относятся к одному типу изображения святого. И. представлен старцем с узкой седой бородой, в монашеском облачении (мантии), с покровенной куколем головой: вместе с иноками Снетогорского мон-ря в группе подвижников XIII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX и нач. XXI в.), в аналогичной стенописи «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря (у нек-рых иноков в руках пальмовые ветви). Образ И. рядом с др. Псковскими чудотворцами вошел в программу росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81).

http://pravenc.ru/text/578060.html

Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Группа св. мест, связанных с И. П., находится близ места крещения Господня на Иордане: на зап. берегу - мон-рь Иоанна Предтечи; на вост. берегу - археологическая зона в долине Харрар (Вади-эль-Харрар), в т. ч. руины ц. во имя Иоанна Предтечи, построенной имп. Анастасием (491-518) близ почитавшегося в тот период места Крещения, пещера, в к-рой подвизался И. П., с сооруженной вокруг входа в нее т. н. Пещерной церковью VI в. (лавра Сапсас или Сафсафас) на Телль-эль-Харраре, и источник И. П. Известны места почитания И. П., связанные с его казнью и погребением. По одному из преданий, усекновение и захоронение главы И. П. произошло в Севастии (Самария, в 10 км к северо-западу от Наблуса). Совр. исследователи, принимая свидетельство Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2), считают наиболее вероятным местом казни И. П. крепость Махерон (ныне дер. Мукавир, Иордания) (найдена в 1806, раскопки 1936 г.), где уже в IV в. существовал мартирий Иоанна Предтечи. Севастия же находилась по соседству с Еноном, где проповедовал И. П., и была связана с именем основавшего ее Ирода (но не Ирода Антипы, а Ирода Великого). Благодаря этой традиции в Севастии было воздвигнуто 2 храма во имя Иоанна Предтечи: один на холме, возле дворца Ирода Антипы, другой - у подножия холма, с вост. стороны, в совр. сел. Сабастия. Храм, расположенный на холме, был построен в VI в. на месте темницы, где произошла казнь И. П. и где, по одной из версий, впосл. была обретена его честная глава. Руины существующей ныне крестово-купольной церкви относятся к XII в. В сев.-вост. углу был устроен придел с криптой, в которой, согласно Иоанну Фоке (1185), была обретена глава И. П. Храм у подножия холма упоминается уже в IV в.; впосл. он многократно перестраивался. Он был воздвигнут на месте погребения И. П. и являлся кафедральным собором Севастии. Со времен крестоносцев считалось, что здесь также находилась темница И. П. В сер. XII в. крестоносцы построили большую 3-нефную базилику, превращенную Салах-ад-Дином в мечеть. Существующая ныне мечеть кон. XIX в. Наби-Яхья (Пророк Иоанн) и др. мусульм. постройки занимают лишь часть прежнего храма. В крипту, где, по преданию, находилась гробница И. П., ведет лестница из небольшого здания с куполом в северной части прежнего собора. Сохранившиеся каменная дверь и 6 погребальных ниш дают основание предполагать, что крипта устроена в рим. гробнице II-III вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Соф. 1276 – РНБ, Софийское собр., 1276, Сборник, XVI в., л. 55а−57б. Тип. 199 – РГАДА, ф. 381 (собр. Синод. типографии), 199, Измарагд, 1610 г., л. 233−286. Тип. 392 – РГАДА, ф. 381 (собр. Синод. типографии), 392, Сборник поучений, сказаний, житий, XVII в., л. 83−114. Тих. 183 – РГБ, ф. 299 (собр. Тихонравова), 183, Торжественник, сер. XVI в., л. 404а−473в. Тих. 430 – РГБ, ф. 299 (собр. Тихонравова), 430, Торжественник, сер. XVI в., л. 147 об.−159 об., 420 об.−428 об. Тих. 484.1 – РГБ, ф. 299 (собр. Тихонравова), 484.1, Сборник житий, чудес св. Николая и служб ему (без начала и конца), посл. треть XVII в. Тих. 484.2 – РГБ, ф. 299 (собр. Тихонравова), 484.2, фрагменты Торжественника, 1-я треть XVII в., л. 202об.−215. Торж. – РНБ, F. п. I. 46, Златоструй и отрывок Торжественника, XII в., л. 66а−766. Тр. 9 – РГБ, ф. 304/Ι (собр. Троице-Сергиевой лавры), 9, Сборник ( Иоанна Златоуста и других поучения), XIV–XV вв., л. 180−198 об. Тр. 649 – РГБ, ф. 304/Ι (собр. Троице-Сергиевой лавры), 649, Сборник богослужебный, XVI в., л. 42−86 об. Тр. 676 – РГБ, ф. 304/Ι (собр. Троице-Сергиевой лавры), 676, Минея Четья на май и Патерик Печерский, 1430 г., л. 253 об.−291 об. Тр. 761 – РГБ, ф. 304/Ι (собр. Троице-Сергиевой лавры), 761, Сборник, 1487 г., л. 160−227. Тр. 791 – РГБ, ф. 304/Ι (собр. Троице-Сергиевой лавры), 791, Сборник, XVI в., л. 324−372. Тр. 806 – РГБ, ф. 304/Ι (собр. Троице-Сергиевой лавры), 806, Сборник, XVII в., л. 249−257 об. Унд. 258 – РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 258, Житие св. Николая, посл, треть XV в., л. 1−126 об. Унд. 563 – РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 563, Торжественник, XVI в., л. 66 об. −132 об. Унд. 577 – РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 577, Сборник, XVI в., л. 60 об.−137. Унд. 584 – РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 584, Сборник житий и слов, XVI и XVII вв., л. 62−173 об. Унд. 587 – РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 587, Торжественник, 1-я треть XVII в., л. 231−239. Унд. 622 – РНБ, ф. 310 (собр. Ундольского), 622, Сборник, XVII в., л. 19 об.−27, 38−41, 65 об.−73.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Собор всех преподобных. Клеймо иконы Владимирской с акафистом из собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (Русь, посл. треть XVI в. 82×67). Суздаль, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Список иллюстраций Новая иллюстрация Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @21043@ Подпись к иллюстрации: Собор всех преподобных. Клеймо иконы Владимирской с акафистом из собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (Русь, посл. треть XVI в. 82×67). Суздаль, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Размер файла: 256.83 Кб Кто разместил: Панайот Кофалалос Дата размещения 31.08.2023 13:04:52 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/21043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН МАГУЛА [греч. Κωνσταντνος Μαγουλς, букв.- «толстощекий»] (1-я пол. XV в.), доместик г. Фивы, визант. мелург; др. сведений о его жизни не сохранилось. Из произведений К. М. наиболее известен калофонический стих из полиелея «Молнии в дождь сотвори» (Пс 134. 7) 1-го гласа. В рукописной традиции это произведение К. М. наиболее распространено в версии, «украшенной» (καλλωπισμνος) его современником мелургом Мануилом Газисом (Lesb. Leim. 287. Fol. 30-32, ок. 1600 г.; 286. Fol. 49-51v, после 1600 г.; 285. Fol. 63-65, 1-я треть XVII в.; 245. Fol. 94-96v, 1649 г.; 230. Fol. 206-207; 459. Fol. 91v - 92v; 238. Fol. 119v - 120v, все 3 - ок. 1700 г.; 8. Fol. 57-57v, кон. XVIII в.; ГЭ. Ω. 1163. Л. 62-69 об., 1-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. 237. Л. 43 об.- 45 об., посл. четв. XVII в.; 130. Л. 85 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 121, посл. треть XVIII в.; 711. Л. 76 об., XVIII в.; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 105 об.- 107 об., 1729-1731 гг.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 15v - 16, 1680 г.; БАН. РАИК. 35. Л. 164 об.- 166 об., кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVIII в.; 42. Л. 108 об.- 112, сер. XVIII в.; Athen. O. et. M. Merlier. 12. Fol. 27-28, 30-40-е гг. XVIII в.; Lesb. Ypselou. 40. Fol. 30-32, ок. 1750 г.; транскрипция в нотации нового метода , выполненная в 1819 г. хартофилаксом Хурмузием : Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 17v - 20). В немногих самых ранних списках этот стих приведен без обработки (Ath. Iver. 1120. Fol. 262-276v, 1458 г.; Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 106-107, посл. четв. XV в.- здесь стих назван аллилуиарием). Будучи одной из самых распространенных калофонических обработок стихов полиелея, произведение К. М. чаще всего встречается в составе полиелеев «Раби Господа» Николая Кукумы (1-я пол. XV в.) и Панайотиса Хрисафа Нового (2-я пол. XVII в.), реже - в др. версиях, напр. в полиелее Петра Берекета (кон. XVII - нач. XVIII в.). Нередко этот стих бывает выписан отдельно, что является примером «превращения» части произведения в самостоятельную калофоническую матиму (Cypr.

http://pravenc.ru/text/2057090.html

Иосиф Флавий говорит, что Д. прославился как богатейший из царей ( Ios. Flav. De bell. I 2. 5; idem. Antiq. VII 15. 2-3; XIII 8. 4). Он был образцовым правителем ( Ios. Flav. Antiq. VII 15. 2; IX 3. 2; X 4. 1), написал мн. песней (VII 1. 1), установил порядок пения за богослужением (IX 13. 3; XI 4. 2) и 24 череды священников (VII 14. 7). Среди грехов Д. упоминается об исчислении народа без принесения жертв, к-рое повлекло за собой моровую язву (VII 13. 1-4). Поступок с женой Урии - единственный, когда Д. злоупотребил властью (VII 15. 2), но и этот грех был ему прощен (VII 7. 2-4). Прор. Давид, пасущий стада. Миниатюра из Псалтири. Посл. треть XI в. (Vat. Barber. gr. 372. Fol. 248r) Прор. Давид, пасущий стада. Миниатюра из Псалтири. Посл. треть XI в. (Vat. Barber. gr. 372. Fol. 248r) В Liber Antiquitatum biblicarum Псевдо-Филона Д. предстает как поэт, изгоняющий своим пением злых духов, рассказывается о его победе над Голиафом, отношениях с Саулом и Ионафаном (гл. 59-63). В Новом Завете Д. называется праотцом народа израильского (Деян 2. 29). Имеется ряд аллюзий на события из жизни Д. Говорится, что Д. обрел благодать пред Богом и молился о постройке храма (Деян 7. 45-46), он был поставлен на царство Богом (Деян 13. 22). Утверждается авторство Д. для ряда псалмов (Деян 1. 16; 2. 25; 4. 25; Рим 4. 6-8; 11. 9-10; Евр 4. 7). В споре о срывании колосьев в субботу Спаситель обращается к примеру Д. (1 Цар 21. 2-6), используя его как аргумент для интерпретации закона (Мк 2. 23-28). В Евр 11. 32 имя Д. находится среди тех, кто прославились своей верой. При этом Д. был обычным человеком и «не восшел на небеса», но был погребен и «увидел тление» (Деян 2. 29, 34; 13. 36). Главное внимание уделяется связи Христа с Д. Об Иисусе Христе как потомке Д. говорится в Мф 1. 1 и след.; Лк 1. 32; 2. 4; 3. 31; Рим 1. 3; 2 Тим 2. 8. Согласно Лк 1. 27, из рода Д. происходил св. Иосиф Обручник. Вопрос о происхождении Мессии от Д. специально рассматривается в споре Иисуса Христа с фарисеями (Мф 22. 41-45; Мк 12. 35-37; Лк 20. 41-44). В Откровении Христос говорит, что Он имеет власть над Д. («ключ Давида») (Откр 3. 7), и называет Себя «корнем и потомком Давида» (22. 16). Об этом же говорит один из 24 небесных старцев (5. 5) (см. ст. Мессия ).

http://pravenc.ru/text/168470.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010