Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Перед возложением венка и цветов была возглашена «Вечная память». В этот же день от имени Генерального консульства Российской Федерации в Алма-Ате был дан торжественный прием, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. По приглашению Генерального консула России в Казахстане А.М. Демина в мероприятии принял участие митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Глава Православной Церкви Казахстана тепло поздравил собравшихся с Днем Великой Победы, сказав слова особой признательности присутствующим ветеранам войны и труда, труженикам тыла. Перед участниками мероприятия с праздничной концертной программой, включающей песни и стихи военных лет, выступили студенты Алма-Атинской духовной семинарии (музыкальный преподаватель — А.М. Бортникова) и учащиеся воскресной школы Вознесенского кафедрального собора (музыкальный руководитель — Н.О. Головина). 9 мая, в праздник Великой Победы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Константино-Еленинском соборе Астаны. Главе Митрополичьего округа сослужили благочинный храмов столицы архимандрит Сергий (Карамышев) и духовенство столичных храмов. За богослужением в День Победы в Великой Отечественной войне, в соответствие с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, состоялось особое поминовение усопших. На заупокойной ектении во время Литургии и после окончания службы — на литии, митрополит Александр, духовенство и верующие молились о упокоении «вождей и воинов, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся». По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, ежегодно совершаемый по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, а также состоялось славление светлому Христову Воскресению — духовенство и хор поочередно исполнили стихиры Святой Пасхи, после чего митрополит Александр похристосовался с духовенством и верующими. Владыка митрополит обратился ко всем участникам богослужения со словами поздравления с Днем Великой Победы и архипастырской проповедью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4076264...

Кто-то, скрывший свое имя и аккуратно отрезавший ножницами начало писем с обращением к адресату, оставил записку, прикрепленную скрепкой к конверту: «Борис Корди (архимандрит Арсений), родом грек, родился в 1904 г., умер около 1939 г. Он рано потерял родителей. Учился в Средней школе сельскохозяйственного уклона (колонии), организованной в первые послереволюционные годы под Москвой Лидией Мариановной Арманд. Окончил в середине 20-х годов. В школе он близко сошелся с Олегом Поль, который был несколько старше его и преподавал в школе математику. Оба они, почувствовав большую склонность и интерес к Православию и монашеству, твердо решили отправиться на Кавказ, где, вплоть до Абхазских берегов, располагались в то время скрытые (иногда подземные) скиты, кельи, церкви, жили отшельники, старцы, обоего пола монахи. Перед отъездом на Кавказ Борис, обладавший художественными способностями, по окончании школы работал в столярной мастерской в Абрамцеве, где учился изготовлению кустарных деревянных изделий (ложек и т.п.), рассчитывая в будущем иметь заработок, сбывая их в приморских городах и курортах. На Кавказе Борис принял монашество, а Олег стал иеромонахом. Через некоторое время все скрывавшиеся на Кавказских горах были обнаружены, арестованы, осуждены. Олег Поль был расстрелян. Борис Корди выслан на Урал. По окончании срока он поехал в Алма-Ату, к матери Олега — Марине Станиславовне, которая была преподавателем музыки. Борис жил в Алма-Ате и работал оформителем в музеях, на выставках и т.п. до 1938 или 1939 года, когда все представители духовенства, находившиеся в ссылке или после ссылок в городах Южного Казахстана, были снова арестованы и осуждены. Борис, по слухам, умер во время этапа». Первое письмо …Обитаю я теперь высоко в горах, вдалеке от селения, людей, среди леса и гор. Жизнь здесь иная, чем в миру. Порядок жизни похож на монастырский, но все-таки в некотором отличается от монастырской. Мне, кроме двух моих сожителей, не приходится видеть никого из людей. В селение я не хожу, отчего и не вижу никого из посторонних. Но этим я не печалюсь, а по правде сказать, так доволен. У местных монахов есть хороший обычай — это к соседу не ходить без необходимости. Хотя невдалеке и живет один монах, но его совсем не слышно и не видно.

http://pravoslavie.ru/38142.html

Гаврилова Лидия Дмитриевна Родилась в 1905 г. В 1920-х гг. была регентом храма Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве, настоятелем которого был ее духовный отец священник Александр Гомановский. Кроме того, она пела в хоре храма Николы в Плотниках на Арбате. В 1930-е гг. была арестована. Отбывала ссылку в Алма-Ате (г. Верный). С 1936 по апрель 1937 г. жила в г.Калязине, была келейницей о. Александра Гомановского. Во время войны, оставшись на оккупированной территории, Лидия Дмитриевна стала келейницей архимандрита Серафима (Климкова). В 1942 г. приняла тайный иноческий постриг с именем Лидия (по-видимому, постригал ее архимандрит Серафим (Климков) в Житомире). В 1945 г. арестована вместе с архимандритом Серафимом. Приговорена к 10 годам ИТЛ. После заключения жила в Канске в ссылке. Там получила письмо от Владыки Афанасия с его фотокарточкой и ответила ему. После освобождения поселилась в Житомире, где много лет управляла левым хором в кафедральном соборе. С 1956 г. установилась постоянная переписка Лидии Дмитриевны с епископом Афанасием, которого считала своим духовным отцом. Лидия Дмитриевна глубоко чтила память Владыки и почти до самой своей кончины ежегодно в день памяти епископа Афанасия, 28 октября, приезжала в Троице-Сергиеву лавру, чтобы быть на панихиде, совершаемой архимандритом Кириллом (Павловым) . В 1994 г. скончалась в Житомире после тяжелой болезни. 1. 21 сентября 1955 г. Пр[аздник] Рождество Богородицы. Ваше Пр[еосвященст]во, Преосвящ[еннейший] Владыко, благословите! Не знаю, как и писать, с чего начинать и как обращаться? Так давно я не писала и не разговаривала, что совершенно одичала. Простите меня, я буду к Вам обращаться просто, как умею, от всего сердца. Родной, незабвенный Вл[ады]ко, не нахожу слов, чтобы выразить Вам свою благодарность. Сердце мое так все преисполнено глубокой благодарностью, и умилением, и утешением, что не знаю, как это выразить словами. Кланяюсь Вам ниже земли и бесконечно благодарю Вас за Вашу любовь и память обо мне, недостойной.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

А.А. Кострюков Глава 15. Русская Церковь в последние годы коммунистического режима § 1. Церковно-государственные отношения в 1985 –1991 гг. В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко. Приход к власти нового лидера М.С.Горбачева был отмечен попытками исправить экономическую и политическую ситуации в стране, находившейся в тяжелом кризисе, а также смягчить отношения с Западом. Очередной новый курс, вошедший в историю как перестройка, подразумевал исправление многолетних ошибок, которые и привели страну в тупик. Новые реформы предполагали развитие частного предпринимательства, ускорение социально-экономического развития. Для этого необходимо было преодолеть инертность, навязанную народу десятилетиями коммунистической власти, и развить инициативу на местах. Это было нереально без относительной свободы прессы, без серьезной критики системы. Но возможность говорить правду, обличить ошибки и преступления советского режима привела к эффекту прорванной плотины – к пониманию глубокой порочности коммунистической власти, как таковой. Начался процесс восстановления справедливости к невинно пострадавшим, с географических карт стали исчезать имена революционеров и виновников репрессий. Партия коммунистов окончательно потеряла свой авторитет, что усугубилось появлением многопартийной системы. Преодоление диктата коммунистической партии нанесло удар и по Советскому Союзу, искусственно созданному большевиками на месте исторической России. В соответствии с Конституцией СССР любая союзная республика имела право выхода из Союза. Единственной основой единства республик была власть Коммунистической партии. Естественно, что с падением этой идеологии исчез и связующий элемент страны, что привело к распаду Советского Союза. Одна за другой союзные республики заявляли о своей независимости. «Парад суверенитетов» начался уже в конце 1980-х гг. 12 июня 1990 г. о своем суверенитете объявила и Российская Федерация. Ровно через год республика избрала и своего президента, которым стал Б. Н. Ельцин. После неудачной попытки государственного переворота в августе 1991 г. Советский Союз фактически прекратил существование. 8 декабря в Беловежской пуще было подписано «Соглашение о создании Содружества независимых государств» (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате представители 11 бывших союзных республик подписали Декларацию о создании СНГ. 25 декабря президент СССР М. Горбачев был отправлен в отставку. В тот же день над Кремлем был спущен красный флаг, вместо которого в небо взвился российский триколор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Петропавловский Артемий: «Церковь — это не стены. Церковь — это люди» 13 ноября 2013 г. 17:48 Епископ Артемий (Снигур) рассказал о современной жизни Петропавловской епархии . — Владыка, известно, что Вы окончили Санкт-Петербургский военно-транспортный университет. А что было дальше, на пути к полуострову Камчатка? — Служба в Алма-Ате. В 1992 году я был уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. Потом года три трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова в том же городе. В 95-м стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Шуйского района Ивановской области, а затем рукоположен во диакона и после во иерея. Через какое-то время архиепископом Амвросием был пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского. Осенью 96-го меня командировали в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. А весной был назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. Летом — утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района Новосибирской области. Позже этот монастырь переведут в село Козиха Ордынского района Новосибирской области. В начале двухтысячных был председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии, руководил епархиальным отделом по архитектуре, строительству и земельным вопросам. Параллельно учился — окончил заочно Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. И вот, решением Священного Синода от 22 марта 2011 года был избран епископом Петропавловским и Камчатским. 3 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита, а 10 апреля хиротонисан во епископа Петропавловского и Камчатского. — Небыстрый путь. И куда не глянешь — все леса и стропила. И на Камчатке ведь строить не перестали. Даже программа какая-то есть. — Есть, называется «Программа-20». Именно столько, по нашим подсчетам, должно быть храмов на Камчатке, чтобы минимальный духовный запрос: на десять тысяч человек — один приходской храм — был удовлетворен. К храмам в шаговой доступности призывает Святейший Патриарх Кирилл. Это важно вообще, а для нас — тем более. Когда здесь непогода, зима с метелями, в собор Святой Живоначальной Троицы, который стал уже символом города, не всегда можно добраться. В праздничные дни человек может остаться без духовного утешения и окормления! Например, как в этом году. На начало Великого поста стихия разыгралась не на шутку. Я сам с КП добирался пешком, а на территории храма буквально полз сквозь сугробы. Думаю: сколько же прихожан не смогли дойти… А была бы церковь возле дома?

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Л.А. Ильюнина Старец Николай в моей жизни 47 . Владимир Алексеевич Непомнящих В феврале 1989 года я впервые попал к старцу Николаю на остров Залита. Пока шел по льду, мысленно перебирал в памяти основные события жизни и думал о том, имел ли я право беспокоить старца своими проблемами. Как я подойду, что скажу? Подошел к домику, постучал в дверь. Старец Николай вышел, внимательно посмотрел на меня и ласково приветствовал: «Ну вот, я сижу – врача дожидаюсь. А врач взял сам ко мне и пожаловал!» Нельзя передать ту радость, которую я испытал в ту минуту. Именно с этого мгновения я почувствовал себя истинным врачом, потому что до этого все сомневался, имел ли право лечить людей. Столько дипломов с отличием имел, а вот настоящий диплом врача получил в тот день! С такими мыслями я зашел в келью батюшки. «Знаю, зачем пришел, – сказал он. – Проявил в поезде ротозейство, кольца-то и пропали. Не беспокойся, никаких неприятностей на службе по этому поводу не будет. Господь отвел беду». Пропажа золотых колец была источником моих переживаний. Отец Николай успокоил, что я буду часто встречаться с сыном. Тогда мне это казалось совершенно невероятным, поскольку я жил в Алма- Ате, а сын – в Баку. На прощанье батюшка утешил: «Все у тебя будет хорошо. Куда собирался поехать – езжай». Мне хотелось посетить Псково-Печерский монастырь, но я не успевал. «Тебя аэросани догонят. Быстро домчат. Еще пятнадцать минут автобуса будешь дожидаться». На прощанье старец благословил, помазал иерусалимским маслицем и пригласил приезжать еще. После беседы с ним я вышел из его дома совершенно другим человеком. Словно гора спала с плеч. Какая радость! Жизнь стала казаться совершенно иной, появилась твердая уверенность в будущем. Действительно, на аэросанях меня быстро доставили до остановки за пятнадцать минут до отправления автобуса. Так Господь подарил мне крепкого молитвенника о спасении души, подлинного духовного отца, оказавшего решающее влияние на всю мою жизнь. С того дня я стал приезжать на остров к старцу два-четыре раза в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Закрыть Куда пойдёт Казахстан после попытки переворота 12.01.2022 621 Время на чтение 5 минут Источник: КП Спецкор kp.ru Александр Коц поговорил с местным экспертом о том, что на самом деле произошло в республике и каковы будут последствия Никита Шаталов, что называется, селф-мейд мэн – сделал себя сам, без высоких покровителей и блата. Родился в Караганде в семье рабочих, окончил школу, выучился на преподавателя русского и литературы. Но пошел по информационно-аналитической стезе. Работал в заместителем директора Службы центральных коммуникаций при администрации президента, был шеф-редактором издания Uhфopмбюpo.kz. По гуманитарной линии, говорит, русскому легче пробиться – кадров не хватает. И в свои 30 лет он является главным экспертом Института евразийской интеграции. Никита Шаталов живет в Алма-Ате, но на Новый год уехал с женой и ребенком к теще в Караганду и уберег семью от погромов. Мы встречаемся в небольшой итальянской пиццерии, Никита берет бокал «Кьянти»: «Наконец есть возможность отпраздновать победу». За час до этого президент Казахстана объявил об окончании миротворческой операции, заверив, что власть контролирует ситуацию в стране. И мы обсуждаем итоги этой страшной недели. И уроки, которые из нее может извлечь в том числе и Россия. «Помощь» спецслужб - Почему основные события развивались в Алма-Ате, если протесты начались на Западе страны? - Это самый политически активный город, там, по сути, находится центр нашей оппозиционной общественности. Вот в Москве есть либералы, то же самое и здесь, у нас там ядро либерально мыслящей молодежи. У нас в принципе очень молодая страна, средний возраст граждан – 29 лет, они мои ровесники. Позже этой ситуацией воспользовались, во-первых, мародеры. Это представители прекариата - люди, которые работали на рынках, у которых нет хорошего образования, постоянных источников дохода, которые стали жертвами социального неравенства. Я не хочу их никоим образом обелять, но я прекрасно понимаю, почему это произошло. У них не было доступа к качественной социальной инфраструктуре, потому что они родились в семьях бедных и не смогли получить хорошее образование.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/12/kuda_p...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Юрий Домбровский Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – прозаик, поэт. Отец – цыган, принявший иудаизм, известный в Первопрестольной адвокат, мать – русская, лютеранка, ученый-биолог. Дед Юрия Осиповича – Домбровир, цыганский «барон» (вожак рода) и конокрад, оказавшийся в 1863 году в рядах польских повстанцев, впрочем, не из идейных, а корыстных соображений: поставлял партизанам лошадей. После разгрома восстания вместе с другими его участниками сослан в Сибирь. Домбровский начинал как поэт. Слушал лекции в ГИТИСе. В 1932 году окончил Высшие литературные («брюсовские») курсы. В 1933 году по обвинению в антисоветской деятельности выслан из Москвы в Алма-Ату. Второй арест – в 1939 году – завершился Колымой. В 1943м досрочно, по инвалидности, освобожден. Вернувшись в Алма-Ату, сотрудничает с местным театром, читает лекции о Шекспире. Третий арест пришелся на 1949 год. Место заключения – тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем – в Москве. Всемирную известность получил как автор романа «Хранитель древностей». Роковым для жизни писателя стал следующий его роман – «Факультет ненужных вещей», напечатанный во Франции. Из-за него Домбровский был смертельно избит неустановленными лицами и 29 мая 1978 года от нанесенных побоев скончался в больнице. Самое полное шеститомное Собрание сочинений Юрия Домбровского вышло в Москве в 1992 году. Публикация Виталия Мухина Амнистия (Апокриф) Даже в пекле надежда заводится, Если в адские вхожа края. Матерь Божия, Богородица, Непорочная Дева моя! Она ходит по кругу заклятому, Вся надламываясь от тягот, И без выбора каждому пятому Ручку маленькую подает. А за сводами низкими, склизкими, Где земная кончается тварь, Потрясает пудовыми списками Ошарашенный экс-секретарь . И сипит он, трясясь от безсилия, Воздевая ладони свои: – Прочитайте-ка, Дева, фамилии, Посмотрите хотя бы статьи! И увидите, сколько уводится Неугодного Небу зверья… Вы не правы, моя Богородица,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Юрий Домбровский Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – прозаик, поэт. Отец – цыган, принявший иудаизм, известный в Первопрестольной адвокат, мать – русская, лютеранка, ученый-биолог. Дед Юрия Осиповича – Домбровир, цыганский «барон» (вожак рода) и конокрад, оказавшийся в 1863 году в рядах польских повстанцев, впрочем, не из идейных, а корыстных соображений: поставлял партизанам лошадей. После разгрома восстания вместе с другими его участниками сослан в Сибирь. Домбровский начинал как поэт. Слушал лекции в ГИТИСе. В 1932 году окончил Высшие литературные («брюсовские») курсы. В 1933 году по обвинению в антисоветской деятельности выслан из Москвы в Алма-Ату. Второй арест – в 1939 году – завершился Колымой. В 1943-м досрочно, по инвалидности, освобожден. Вернувшись в Алма-Ату, сотрудничает с местным театром, читает лекции о Шекспире. Третий арест пришелся на 1949 год. Место заключения – тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем – в Москве. Всемирную известность получил как автор романа «Хранитель древностей». Роковым для жизни писателя стал следующий его роман – «Факультет ненужных вещей», напечатанный во Франции. Из-за него Домбровский был смертельно избит неустановленными лицами и 29 мая 1978 года от нанесенных побоев скончался в больнице. Самое полное шеститомное Собрание сочинений Юрия Домбровского вышло в Москве в 1992 году. Публикация Виталия Мухина Амнистия (Апокриф) Даже в пекле надежда заводится, Если в адские вхожа края. Матерь Божия, Богородица, Непорочная Дева моя! Она ходит по кругу заклятому, Вся надламываясь от тягот, И без выбора каждому пятому Ручку маленькую подает. А за сводами низкими, склизкими, Где земная кончается тварь, Потрясает пудовыми списками Ошарашенный экс-секретарь 25 . И сипит он, трясясь от безсилия, Воздевая ладони свои: – Прочитайте-ка, Дева, фамилии, Посмотрите хотя бы статьи! И увидите, сколько уводится Неугодного Небу зверья... Вы не правы, моя Богородица, Непорочная Дева моя! Но идут, но идут сутки целые

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010