6) Поновление столь простой редакции, что далее идти уже нельзя, именно содержит – или только обычные – вступление и заключение к самому поновлению, или даже одно вступление. Памятников того и другого изобильное количество. В первом случай поновление имеет самые разнообразные надписания, как-то: «М л.тва г. нашем по вся дни глаголемъ» 907 ; иноку на всяк днь.» 908 , иногда с добавлением – «пре д бразо м г.а н.шго » 909 . вкратц наедин ко браз г а н.шго к . идоуще к . лит 910 ; посл всякаго кан .на» 911 ; ко гд н.шем по келейно м правил по вся дни инок .» 912 ; iepeю пре д слоужбою» 913 ; и, наконец, по вся дни иноку. с т.го кирила» 914 , а сверхтого есть списки без всякого надписания 915 . Второй извод в большинстве случаев не имеет надписания 916 , а когда оно есть, то бывает – или «малое исповедание» 917 , или вкратц бо л мь» 918 . Из таких надписаний первого поновления явствует, что оно имело назначение собственно для домашнего употребления. Тем не менее оно имело и формальное значение, раз употребление его предполагалось обязательным священнику или простому иноку пред принятием ими причастия. Под именем св. Кирилла , как автора поновления в рассматриваемом виде, конечно, разумеется св. Кирилл Туровский , одну из молитв которого, как мы видели выше 919 , переписчики пытались сделать достоянием русского чина исповеди. Насколько мы знаем, в творениях Кирилла Туровского не имеется статьи в указываемом виде; но такая приписка ему настоящего произведения в известной степени оправдывается и общим характером некоторых из его творений и в особенности тем, что в ряду творений, надписывавшихся в рукописях именем Кирилла Туровского , известно очень пространное «исповедание ко Господу Богу I. Христу и пречистой его Матери и всем святым его», – исповедание, – сокращением которого вполне может пониматься трактуемое поновление 920 . – Второй извод настоящего поновления, как очевидно, предназначался исключительно для употребления при причащении больных. Предполагался ли по его произнесении перечень грехов, из памятников не видно; однако, судя по данным, извлекаемым из исторической судьбы русского чина причащении «вборз» 921 , есть основание предполагать, что в настоящем случае довольствовались только этою самою исповедною формулою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Искусственность несомненна, но она была необходима, почему раввинизм в библейское упоминание Песн. Песн. 5:11 влагал мысль, что «Твои (Боже) черты и точки суть холмы и горы (законов)» 904 , которые и находит в них названный Акиба 905 . Это было неотвратимо в интересах школьного традиционализма. Он догматически формулировал, что «текст, мишна, законы, прибавления и нравственные правила дарованы Богом на Синае» и все содержатся в Писании; нужно только уметь им воспользоваться, а на этот счет еще Моисей был научен комментированию галахическому и аггадическому 906 . Преемники вождя Израильского просто продолжают его дело, сообщая ему систематическую стройность. Они защищают истину, что в Библии невозможно допустить бесцельного и случайного 907 , и в ней всякая мелочь проникнута глубоким смыслом 908 . Внешнее несоответствие письменного и устного недопустимо, поскольку в иудействе книгою всецело определяется жизнь, и они взаимно совпадали и покрывались 909 . Не удивительно, что вторая является вернейшим истолкованием писанного слова во всяких своих модификациях и на всех стадиях своего поступательного движения 910 . Она расширяет библейский горизонт и обнаруживает пред нами то, что ранее было сокрыто от человеческой проницательности. На первых порах бывает даже неустранимая коллизия; однако ее не должно быть 911 , – и обязанность экзегета доказать тожество и гармонию путем текстуальных изысканий 912 и вывести наличное отдаленно, если оно не выражено прямо 913 . Таков «естественный метод» 914 талмудического истолкования, иногда разъясняющий Библию настолько, что и раввин не удержался от восклицания (Пл. Иер. 3:5): в темных посади мя 915 . Мы не входим в его разбор и оценку. Для нас важны лишь его особенности в их отношении к экзегетическим приемам св. Павла. На основании представленного сжатого очерка не трудно формулировать главнейшие принципы раввинистической экзегетики. 1) Она была в тяжком рабстве школьных религиозно-обрядовых мнений иудейства и посвящалась исключительно библейскому их обоснованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

21 . Много кораблей сбилось с пути в этом океане. Хотя ушами они 905 слышат и устами читают, 906 силы знания этой надежды не коснулись 907 они даже кончиком мизинца. По этой причине, несмотря на тяжкие и трудоемкие труды 908 кормчих своих и восхитительное знание свое, 909 не могут они в намерении своем презреть мир сей, что означает умерщвление человеком сердца 910 посредством смирения и самозабвения. 911 22 . Не следует нам воображать, будто в той малой частице, о которой мы говорили, и заключается дар Господа нашего. Ибо есть, опять же, такие , которые не только таким молниеподобным образом вкушают от истинных тайн, 912 но на тверди сердца их само Солнце правды 913 взошло в сиянии 914 лучей своих. «В чистом сердце запечатлелось новое небо, явление которого есть свет, и место которого – духовно». 915 23 . Очевидно, что если сердце сподобилось сделаться местом неба для Господа, удостоилось оно вершины всякого созерцания в видении откровения. 916 И это, конечно же, 917 не на мгновение, как у тех, , и не символически, 918 но длится это часами – и даже не только часами, но и днями. Подтверждение этому можно найти в повествованиях, посвященных Отцам. 919 24 . Что же касается меня, у которого раны заражены и гноятся, молю Тебя, Господи, даруй мне воспринять образ покаяния в душе моей, чтобы, когда руки мои простираются к милости и сижу я у врат благодати , удостоился я той надежды, которую получают от Тебя истинно кающиеся. 25 . Удостой, Господи, раба Твоего слезами из очей его на всякий миг смывать скверну дел его с души его, дабы, постоянно принимая помощь Твою в немощи помыслов его, получил он, по благодати, доступ ко спасению. 920 Аминь. 26 . Теперь, по благодати Господа нашего – как то, чему научились мы у Отцов – укажем в настоящих 921 Беседах, посредством какого труда начинает приближаться человек к образу жизни и чину свободы, и не всякий человек может вести такой образ жизни, но известно, что он должен пребывать в этом время. 922 Мы также укажем, когда время его и в каком чине 923 должен он подвижничать, и когда прилично человеку вести себя по законам 924 мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Чтобы дать папе все средства к этому, он указывает на свое безупречное прошлое, поскольку он «двадцать шесть лет управлял врученною Бо­гом всяческих церковью и ни при блаженнейшем Феодоте, ни при тех, которые после него занимали Антиохийский престол, не подвергался даже и малейшему порицанию, но, при содействии божественной благодати, освобо­дил от Маркионитской болезни больше десяти тысяч душ и много дру­гих из приверженцев Ария и Евномия привел к Владыке Христу» 908 . Затем Киррский пастырь ссылается на свои богословские труды. «У меня, – говорит он 909 , – есть сочинения, написанные частью за двадцать, частью за восемнадцать, частью за пятнадцать и частью за двенадцать лет пред сим; есть и иные – против Ариан и Евномиан, против иудеев и язычников, против Персидских магов; другие – об общем провидении, а то еще – о богословии и божественном вочеловечении. Я истолковали, и писания апо­стольские и предсказания пророков. Из всех этих сочинений легко узнать, соблюдал ли я твердо правило веры, или нарушил его правоту». В за­ключение Феодорит умоляет папу «отечески взглянуть» на его легатов, «милостиво выслушать их, удостоить своей заботливости его оклеветанную и напрасно преследуемую старость, – прежде же всего – всеми силами за­ботиться о подвергшейся замыслам вере и сохранить церквам отеческое наследие, дабы ваша святость, – заканчивает он 910 , – получила за это воз­даяние от щедрого Владыки». Но важнее всего этого было то, что Киррский епископ, превознесши похвалами томос Льва, подписал его и препроводил в Рим 911 . Пока мы видим только, что Феодорит ищет правды у папы, кото­рому он предлагает ослабить Эфесские декреты своим veto и оказать ему законное беспристрастие. В каком смысле нужно понимать последнее желание гонимого пастыря, – это раскрывают нам письма его к разным влиятельным представителям западного и, в частности, Римского духовен­ства. В этом отношении мы констатируем сначала тот факт, что члены Киррского посольства направляются не к одному «наместнику св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На возражение, наконец, противников, что, если тело всецело воскреснет, то должно будет воскреснуть и все, сопряженное здесь с ним, нечистое и излишнее, как, напр., разные от него отделения, лишние волосы и т.п., св. Епифаний отвечал тем, что, как никто, передавая вышедший из станка кусок материи белильнику, не станет требовать того, чтобы сохранились на этой ткани прежние ее пятна и другие несовершенства, а, напротив, ожидает получить ее и всецелой и, вполне, чистой, так точно никто из здравомыслящих не станет считать недостатком в будущих воскресших телах то, если они будут чужды всякой нечистоты и излишества, только бы они явились всецелыми и в более совершеннейшем виде 905 . Между тем, тогда, как на Востоке с такой твердостью и рвением защищал против оригенистов древнецерковное учение о воскресших телах св. Епифаний, точно таким же образом действовал на Западе бл. Иероним. И он, подобно Епифанию, учение Оригеново и оригенистов о будущих, как чисто эфирных и не имеющих, по виду, ничего схожего с настоящими, телах, признавал совершенно противоцерковным. А также, подобно Епифанию, основываясь на Св. Писании, прямо и положительно учил, что, подобно тому, как воскресшее тело Господа, при своей прославленности, было тем же телом с плотью, костями и язвами гвоздиными, которое пострадало, умерло и положено во гроб, и все будущие воскресшие тела, хотя восстанут нетленными и бессмертными, будут, по своему строению и виду, теми же телами, какими были положены во гробах, т. е. будут с плотью, костями, жилами, зубами, волосами и, даже, половыми отличиями. Потому что, по словам ап. Павла ( 1Кор.15:53 ), они должны не уничтожиться, а только облечься в нетление и бессмертие, а по слову Спасителя, будут чужды только, подобно ангелам, брачного состояния ( Мф. 22:30 ), но, отнюдь, не половых разностей, вследствие которых Иоанн будет Иоанн, а Мария – Мария 906 . В таком же точно духе и смысле учил и бл. Августин, вслед за Иеронимом повторяя, что будущие воскресшие тела, хотя будут одарены нетлением и бессмертием 907 , но не будут, как некоторые думают, чисто духовны, а только, сравнительно, более одухотворены, быв более способны служить духу, что, именно, а не иное что-либо обозначено у Апостола наименованием будущего тела духовным ( 1Кор.15:44 ) 908 . Вместе с сим, поэтому, будущие тела будут обладать всеми, без исключения, теми же органами и членами, какими обладают ныне 909 , для чего, материалом, при их воскресении, послужит вся и та же, ныне принадлежащая им материя, которая тогда собрана будет отовсюду, где бы она ни находилась 910 , и, притом, по воле верховного Художника, так будет в них распределена, что в них уже ни в чем не окажется ни какого-либо излишества, ни недостатка или безобразия, а, напротив, все будет соразмерно, гармонично и совершенно 911 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

902. Ατν, – т. е. ορανν (37 ст.) – небо. По справедливому, в контексте, толкованию Олимпиодора, под прахомъ разумеется атмосфера, окружающая землю и придающая небу пепельный или пыльный цвет. Она в своде небесном делается как бы твердою и „спаянною“ вокруг земли. 903. Гр. κβον — куб, всякий четыреугольный предмет. Т. е. сделал небо равномерным по всем направлениям, как кубический камень. 904. Слав. душы. 905. Слав. змиев соотв. δρακντων — драконов, т. е. исполинскихъ размеров и чудовищных по своему виду животных, находящихся въ воде и страшных на земле. Срав. 40, 20 – 27 и 41 гл. 906. Когда завидят их охотники, от страха прячутся в непроходимыя лесныя чащи. 907. Гр. τραγελαφων — антилопы, газели, бизоны, серны и т. п. дикия животныя, обитающия на скалах и утесах. 908. Слав. живущих нет соотв., следовало бы оскобить. 909. Гр. πλρεις τοκετο — исполнены рождения, пользуемся синод. пер. 910. Подобно быку, или другому домашнему скоту. 911. Гр. τερπομνων — слав. веселящихся, коим любуются. 912. Слав. нееласса­гр. νεελασσα — (по алекс. и син. код., а в ват. нет)­евр. , от – радоваться, от радости хлопать крыльями (Gesenius. Lex. 541); в синод. павлина. 913. Гр. συλλαβη — слав. зачнет, но гл. συλλαμβανω значит: обнимаю, охватываю, окружаю. Этим значением пользуемся. 914. Слав. асида соотв. гр. σδα­ — („благочестивая птица“. Gesenius. 1. с. 221 s.). 915. Слав. несса соотв. гр. νσσα­евр. — перо (Gesenius. 1. с. 469 s.). 916. Аист. 917. Т. е. яйца сами согреваются на земле солнечной теплотой и выводятся из них детеныши. 918. У Фильда доб. ατ, у Иеронима еа, в слав. и др. гр. спп. нет, в евр. есть. 919. Не думая, что они легко могут погибнуть. 920. В 13 – 18 стт. речь идет, по мнению нынешних толковников, о страусе, который бросает свои яйца (Delitzch. Com. in Hiob. 474 s.). Иероним и Олимпиодоръ видели павлина, страуса и ястреба, их привлекательность по красоте перьев (павлина) и высоте полета, неразумие по охране детей, и зависимость от Бога. По нашему переводу, разумеется аист. Какую бы птицу ни разумели, все указывает на ея беззаботность о детях и неразумие в этом отношении.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

898. Матье М., Афанасьев В., Дьяконов И. Искусство древнего Востока. М., 1968, с. 96 + XXVII + 320 рис. 899. Снегирев H. Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая, под ред. В. Струве. Л., 1937, с. IV + 260. 900. Соловейчик М. Историко-географический атлас Палестины. СПб., 1913, с. IV + 10 + 18 карт. 90l. Grollenberg L.H. Atlas of the Bible, 1956. 902. Keller W. The Bible as History in Pictures. London, 1964. 903. Kampen A. von. Die Welt der Antike. — Droenerscher Verlag, Munchen. 904. Negenman J. Grosser Bildatlas zur Bibel. Berlin, 1969. 905. Prichard J. В. The Ancient Near East in Pictures. Princeton, 1955. 906. Rowley H. Atlas de la Bible. Paris, 1969 907. Wright G. E. and Filson F. V. The Westminster Historical Atlas of the Bible. London, 1956.   22. СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, БИБЛИОГРАФИЯ 908. Библейский популярный словарь. — ВЧ, 1874-1878. 909. Библиография древнего Востока. Книги и статьи, напечатанные в СССР с 1925 по 1934. — «Сборник Кружка по изучению древнего Востока при Гос. Эрмитаже», Л., 1935, с. 58-67. 910. Вестник древней истории. Систематический указатель за 1937-1950 гг., сост. М. Фурсовой. М., 1951, с. 29 (Приложение к ВДИ, 1951, 911. Верховский А. Библейский словарь. СПб., 1870-1876. 912. Воронцов В. Русские толкования и авторы трудов по св. Писанию в XIX " в. и в начале настоящего столетия. — В кн.: Ф. Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии, т. 1. Пер. с франц. М., 1916, с. 293-325. 913. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, под ред. Л. Каценельсона и Л. Гинцбурга; т. I-XVI, СПб., б. г. 914. Знаменский H. Систематический указатель статей по св. Писанию Ветхого Завета, ч. 1-3. Казань, 1880. 915. Краткая литературная энциклопедия, т. 1-6. М., 1961-1971. 916. Михайловский Б., прот. Библейский богословский словарь. СПб., 1899. 917. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная полная библейская энциклопедия, вып. 1-4. СПб., 1892, с. 247 + IV; 189 + III; 220 + IV; 201 + XXXIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Определяя порядок замещения епископских кафедр, он изменяет способ избрания кандидатов на епископскую должность 905 и очень подробно регулирует ход дел по определению на все церковные должности, в случае предъявления кем-либо возражений против нравственных качеств кандидата 906 , причем устанавливает некоторые условия посвящения, неизвестные канонам 907 , В особенности относительно церковного имущества был издан Юстинианом ряд законов, гарантирующих его целость и целесообразное управление, как напр. об отчуждении, о мене, об отдаче в аренду церковного имущества, об отчетности экономов и администраторов богоугодных заведений, о порядке ведения судебных дел по имуществу церковному 908 . Сравнительно с Юстинианом, Лев Мудрый более свободно относится к канонам и впадает даже в некоторый рационализм, подкрепляя свои постановления разными разумными основаниями, хотя в тех случаях, когда издаваемый им закон согласовался с канонами, он не забывает указать на каноны, как на руководящую норму для законодательных постановлений, особенно если новым его законом отменялся какой-либо прежний закон, по поводу которого можно было выразить неодобрение прежнему законодателю. Так он не стесняется 31 и 59 правилами трулльского собора, разрешая совершать в частных домах крещение и другие священнодействия не только священникам, состоящим при церквах, но и домовым священникам по приглашению 909 . Он не стесняется „священными правилами, приписываемыми апостолам“, в силу которых духовные лица извергаются за лжесвидетельство из клира, не распространяя силы этих правил на лжесвидетельство, не скрепленное клятвой 910 . Он не стесняется каноническим запрещением духовным лицам принимать на себя опеку и попечительство, делая отсюда исключение для душеприказчиков и мотивируя это исключение, тем, что прежние запрещения не имели в виду душеприказчищества, хотя в обыденном словоупотреблении название туторов, епитропов, стали придавать не только опекунам в собственном смысле, но и тем лицам, которым завещатели поручают исполнение своих завещательных распоряжений 911 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2-е изд. Стокгольм, 1987. Т. 1. С. 6—7 в 4-й пагинации), — она, надо думать, была где-то между Едомом и Евфратом, и только брюссельский комментатор со свойственной ему смелостью (см.: Библия. 4-е изд. Брюссель, 1989. С. 1926) «по всей вероятности» помещает ее «в южной части Едома». 899 Иов. 42:18. В книгах Паралиноменон говорится об «Иоваве, сыне Зераха, из Восоры»: 900 Зареф, или Зерах, был сыном Рагуила, второго сына Исава (см.: 1 Пар. 1:35, 37). Иов, таким образом, приходился Исаву правнуком. 901 Щедровицкий Д.В. Беседы о книге Иова. М., 2005. С. 23—24. 902 Сатана ( га-сатан ) означает «противоборствующий», «противоречащий» — «тот, кто мешает свершиться чему-то (от глагола сатан — «противодействовать»)». Обратим также внимание на одну деталь: «Древнееврейское слово га-сатан , «са-тана», имеет числовое значение 364. Из этого древние мудрецы вывели следующее: злой дух имеет власть испытывать человека в течение 364 дней солнечного года. Значит, есть какой-то один день, в который сатана лишен такой власти. Какой же день имеется в виду? ... полагали, что это любой день, в который человек остается верен Богу и не дает себя сбить с пути» (см.: Щедровицкий Д.В. Беседы о книге Иова. С. 24—25, 28). 903 Щедровицкий Д.В. Беседы о книге Иова. С. 40—41. 904 Щедровицкий Д.В. Беседы о книге Иова. С. 26. 905 Там же. С. 41. 906 Там же. 907 В конце книги Иова они именуются: «Елифаз (сын Софана) от сынов Исавовых, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского) савхейский властитель, Софар Минейский царь " _ 908 Щедровицкий Д.В. Беседы о книге Иова. С. 28—29. 909 Древний патерик, 1, 24 (16). 910 Щедровицкий Д.В. Беседы о книге Иова. С. 222. 911 «Не во всякого, кто имеет знание сущего или видит посредством такого знания, вселяется Бог; у такого человека есть только знание творений, откуда он путем вероят-ностных рассуждений догадывается о Боге» ( Григорий Палама, святитель . Триады, II. 3. 16). 912 Григорий Палама, святитель . Триады, I, 3; II, 3, 6—9, 18—27; и др. 913 Там же, I, 3, 52 (с отсылкой на: Лествица .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАХИШ [Евр.  , в синодальном переводе Лахис], библейский город в Др. Израиле, в 44 км юго-западнее Иерусалима. Идентифицирован с совр. Тель-Лахиш (араб. Телль-эд-Дувайр), где в наст. время расположен археологический парк национального значения (в 30 км к юго-востоку от Ашкелона и в 23 км к западу от Хеврона (Эль-Халиль)). Исследования Л. ознаменовали начало нового этапа в библеистике и археологической науке в сер.- 2-й пол. ХХ в. Расположение на караванном пути с юга средиземноморского побережья в Иудейские горы способствовало раннему расцвету Л. В ВЗ город упоминается довольно часто. Царь Л. Яфий - один из 5 аморейских царей, выступивших против Иисуса Навина, разбитых у Гаваона и казненных в Македе (Нав 10. 3-5, 21-26). Израильтяне разрушили Л. до основания (ср.: Нав 10. 31-35); ок. 1220 г. до Р. Х. он вошел в удел колена Иуды (Нав 15. 39), но оставался в руинах до Х в. до Р. Х., когда, заново отстроенный, сгорел в результате завоевательного похода фараона Шешонка I (ок. 925 г. до Р. Х.?). Сын Соломона, Ровоам, укрепил Л. (2 Пар 11. 9); при Асе (911-870 или 908-867) и Иосафате (872/69-849/8) были возведены новые стены. Царь Амасия (ок. 800-783 или 796-767) бежал от заговорщиков из Иерусалима в Л., но был здесь убит (4 Цар 14. 19; 2 Пар 25. 27). При Озии Л. был разрушен, видимо, землетрясением, но царь Езекия усилил укрепления и, очевидно, пытался построить в Л. крупную систему водоснабжения. Ассир. царь Синаххериб осадил и сжег Л. (701 г. до Р. Х.), угнав жителей в плен (2 Пар 32. 9). С этого момента Л. надолго стал ассир. крепостью в Иудее (сюда Езекия послал сообщение о готовности покориться Ассирии (4 Цар 18. 14-17; 19. 8); отсюда Синаххериб отправил войска для осады Иерусалима (4 Цар 18. 17)). После распада ассир. державы городские стены Л. отстроили, но город так и не сумел достичь прежнего расцвета. Л. наряду с Азекой (Иер 34. 7) оставался последним городом, сопротивлявшимся вавилонской армии, осадившей Иерусалим, но в итоге оба города были разрушены Навуходоносором II (588-586 гг. до Р. Х.), а жители Л. угнаны в Вавилонское царство. После возвращения иудеев из Вавилонии Л. снова был заселен (Неем 11. 30), его стены с воротами отстроены, восстановлены ров и система водоснабжения; на месте дворца-цитадели был воздвигнут дворец персид. наместника (ок. 450 г. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/2463195.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010