Б. говорит Господь) и усилия («ибо Ц. Б. силою нудится»). Духовная, благодатная жизнь, которая дается в Церкви, есть в нас совершающееся Ц. Б., и мы имеем в этом внутреннюю самоочевидность, самоудостоверение, «ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь» ( 1Ин. 1, 2 ср. Ин., 25). К этому же относятся и слова Богослова: «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно» ( 1Ин. 2, 27 ). Христианину подается помазание – χρσμα – Царствия Божия, царственный дар вечной жизни. И этот дар есть священие и святость. Духовная жизнь, вечная жизнь в Боге, священие и святость – все эти суть разные выражения одного и того же дара Ц. Б., подаваемого Церковью , во Церкви и чрез Церковь . Аскетические писания Св. Отцов исполнены указаний для подтверждения той общей мысли, что вечная жизнь подается христианину уже здесь, и ему надлежит искать ее. Поэтому вся благодатная жизнь Церкви, с ее молитвами, богослужениями, таинствами, в которой всегда струится благодать Св. Духа, принадлежит к области Ц. Б., и живя в Церкви, мы вступаем в него, приобщаемся ему. И в особенности это должно быть сказано о таинствах церковных, в которых неизменно подается благодать Св. Духа, а прежде всего и более всего об Евхаристии, таинстве боговоплощения. Божественная литургия есть приходящее Ц. Б., которое существенно есть боговогогощение, а посему она, как мы уже отметили, и начинается возглашением «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа». И причащение Св. Таин Христовых есть действительное вхождение в Ц.Б. После пресуществления св. даров священник молится (тайно): «якоже быти причащающимся... во исполнение царствия небесного». Это значение Ц. Б. указуется с особой силой в творениях Св. Симеона, Нового Богослова. 1 Вообще все богослужение, которое отмечено печатью глубокого реализма, принадлежит к области Ц. Б. Богослужение имеет значение не только воспоминания, нравоучения или даже молитвы, нет, оно в символике своей содержит и силу тайнодействия Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Благослови, душа моя, Господа. Господи Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах; не поколеблется она во веки и веки… Как многочисленны дела Твои, Господи, все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих… Да будет Господу слава во веки, да веселится Господь о делах Своих… Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе… Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро. (Перевод сщмч. Феофана (Адаменко)  Во время пения 103-го псалма священник с диаконом совершают каждение храма и верующих. Оно помогает настроиться на молитву — ведь наша молитва должна возноситься к Богу, как дым этого каждения, а каждение священником каждого участника богослужения — это благословение, освящение и отражение того почтения, которое обращено к образу Божию в нас. Правда, этому действию было дано и символическое толкование. Византийские богословы считают, что каждение в этом месте Вечерни изображает веяние Святого Духа над сотворенным миром (Быт 1:21). Но вот Царские врата закрываются. После грехопадения люди были изгнаны из рая и проводили жизнь в труде и покаянии. Стоящие перед закрытыми Царскими вратами молящиеся символизируют собой кающихся праотцов Адама и Еву у дверей рая. Во время чтения 103-го псалма священник читает семь светильничных молитв по числу дней творения. Поскольку эти молитвы не читаются вслух, многие даже не знают, о чем они. Между тем именно эти молитвы лучше всего отражают дух вечернего богослужения.  Вот эти молитвы с переводом на русский язык: Первая молитва Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам св. Церковь. Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков» и для нас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание Вечности. И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для " этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, — все, что совершается, поется, читается за богослужением. И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ. И по мере вхождения в него, нам будет все больше открываться великая тайна Вечности. Св. Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь. «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», — воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях. И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «И сотвори со входом нашим, входу св. ангелов быти, сослужащим нам и славословящим Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами, уже достигших Вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в Вечность. Поэтому, во время божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, т. е. приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

«Вино строптиво, сикера шумлива; кто с ними водится, не будет умен». «Честь человеку отстать от ссоры; а глупец всегда задорен». «Прогони насмешника, – и уйдет раздор, и умолкнут ссора и брань» ( Притч.20:10 ). «У кого вой? У кого стон? У кого ссора? У кого горе? У кого напрасные побои? У кого багровые глаза? У тех, кои поздно сидят за вином, любят отведывать растворенного. Не смотри на вино, как оно искрится в чаше. Под конец оно укусит как змея и ужалит как аспид. Глаза твои заглядятся на чужих жен, а сердце твое заговорит развратное. И будешь, как спящий средь моря и как дремлющий на краю кормы. Вьют меня (говорит пьяница), и мне не больно; толкают, я не чувствую. Когда проснусь, опять пойду, опять стану искать его (вина)» ( Притч.23:29–35 ). Но довольно этих выписок, чтобы составить себе понятие, сколько глубокой, опытной мудрости в паримиях (притчах) Соломоновых. Никаких мудрований, никаких хитросплетений ума, – одни жизненные уроки, которые у всех перед глазами, которые всякий, не лишенный наблюдательности, может подмечать на каждом шагу. И эти уроки, не в отрывках, как я представил сейчас, а вполне, т.е. вся книга «Притчей», читается в продолжение Великого поста. Сколько, должно быть, получают пользы православные, слушая такие превосходные уроки, так близкие к жизни каждого?! (Из кн. «О церковн. Богослужении», И. И. Беллюстина ). 2. Беседа о псалме пятидесятом Ни один псалм из всей Псалтири не читается так часто в церковных богослужениях, как пятидесятый, который начинается словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» и т.д. Вот почему нужно поговорить о нем особенно и сколько можно подробно. Прежде всего, выпишу его в русском переводе. «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как он вошел к Вирсавии. (Ст. 3) Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по великому благоутробию Твоему изгладь преступления мои. (4) Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. (5) Ибо преступления мои я знаю, и грех мой непрестанно предо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все основные священнодействия совершались перед входом в это святилище, а молящиеся стояли в больших дворах, отдельных для мужчин, для женщин и для тех из язычников, которые желали принять иудейскую религию, единственную в то время истинную веру, но еще не были обрезаны, — то есть для тех, кто уже верил, но весь закон Моисеев еще не исполнял. Видимо, там же, в самом внешнем дворе, находились торговцы, продававшие жертвенный скот, и менялы, обменивавшие монеты для денежного жертвоприношения. И вот именно в этом дворе и учил Господь Иисус Христос. Пусть никто не подумает, что Он проповедовал во время богослужения, нарушая его порядок и таким образом, может быть, соблазняя иудеев. Нет, Спаситель учил в том месте, где богослужения не происходило, а возможно, и в то время, когда оно не совершалось, но в храме собирались люди верующие, наиболее благочестивые и ревностные. «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (ст. 15). В то время у иудеев были очень почитаемы так называемые книжники — люди, посвятившие специальному изучению Священного Писания всю свою жизнь. Помимо Священного Писания они исследовали также и Священное Предание, правда, в то время уже искаженное, не Божественное, а человеческое, которое впоследствии — уже после евангельских событий — было записано в сборник книг, названный Талмудом. Оказывая большое уважение знатокам Священного Писания, очень ценя, даже страшась их, благоговея перед ними, иудеи удивлялись, как можно знать Священное Писание, не учившись. «Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (ст. 16–17). Спаситель, не учившись у людей и не изучая Священного Писания специально, тем не менее цитировал его так, что знатоки этого Писания изумлялись. Мы знаем, что в христианскую эпоху были некоторые подвижники благочестия, не знавшие грамоты, но тем не менее рассуждавшие и учившие на основе Священного Писания. В особенности знаменателен случай с преподобной Марией Египетской, которая, будучи совершенно неграмотной и, более того, нигде и никогда не обучаясь закону Божию, и в том числе Священному Писанию, цитировала его наизусть, потому что оно было открыто подвижнице Духом Божиим.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Вспомним: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4-5). Решение об образовании и развитии этих общин должно приниматься сообща после объединения вокруг Ассамблеи епископов. Могли бы развиваться службы по замещению и обмену между священниками и общинами, формально принадлежащими разным «юрисдикциям». Они уже более или менее официально существуют, давайте сделаем их явными и открытыми. Также следует особо обсуждать вопрос о создающихся многонациональных общинах: какой будет их юрисдикционная принадлежность? Возможно ли, несмотря на связанные с этим трудности, существование общин, подчиняющихся Ассамблее епископов? Актуализация священнического служения Она осуществляется путем глубокой рефлексии о природе священнической деятельности, все еще несущей на себе отпечаток христианской эпохи, когда священники составляли отдельную категорию, даже особое сословие в имперской России. Конечно, надо уважать тех, кто несет ответственность за жизнь общины. (1 Фес 5:12-13). Но они не одни, и не они одни все делают. Не говорит ли сам апостол Павел: «Да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2 Кор 11:9)? У нас не американская модель, где священника нанимает приход. Жизнь устанавливает свои законы: последние рукоположения, проведенные в моей епархии – это были рукоположения зрелых, женатых людей, профессионально и семейно устроенных. Священство принимает не один только мужчина, но семейная пара. Надо благодарить Бога за эти трудные обязанности, требующие больших усилий, пытаться их преумножить, но и понимать, что такой тип священнического служения становится нормой в наших обществах. Тогда, может быть, вопрос призвания к священству встанет по-другому. Особое внимание следует уделить подготовке этих священников. Заочное богословское образование – важное средством общей подготовки. Богослужение, адаптированное к условиям урбанистических обществ Богослужение чистое, одухотворенное и верное, но адаптированное к условиям XXI века. Это требует серьезного обдумывания и церковной работы. Как ни странно, до сих пор, насколько мне известно, серьезно не рассматривалась литургическая жизнь общины в урбанистических условиях – общины, предназначенной для работающих горожан с семьями. Действующий литургический ритм рассчитан на монастырскую жизнь. Это, может быть, и возможно в сельской местности – в России Лескова. Но это трудно представить в наших условиях – в общинах, члены которых рассеяны по огромному мегаполису или по всему региону, которые переносят свое рабочее время на 1-2 часа, чтобы участвовать в литургии. Или собираются по выходным, как в Братстве Запада Франции. Те, которым повезло больше и которые живут рядом с церковью, сталкиваются с проблемой церковных праздников, выпадающих на будние дни.

http://religare.ru/2_2476.html

Вся земля полна Славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, И живу среди народа, также, с нечистыми устами, – И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: Вот, это коснулось уст твоих, И беззаконие твое удалено от тебя, И грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: Кого мне послать? И кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Исаия, 6:1–8) Что бы вы сказали, если бы воскресное богослужение имело бы такую же силу? На самом деле, оно её имеет! Давайте посмотрим на элементы, детали свидетельства Исаии – очевидца небесной литургии – и увидим, как она воздействовала на него через чувства и через его понимание пророчества. Видение Что видел Исаия? В первую очередь, он видел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Под Господом в этом отрывке имеется ввиду Вечный Сын Божий. Апостол Иоанн в своем Евангелии цитировал пророчество Исаии о Христе и ссылался на увиденное Исаией на небесах, когда писал: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин. 12:41 ). Позвольте спросить: возникало у вас когда-нибудь желание увидеть Иисуса Христа? Я имею в виду, увидеть Его так, как вы видите других людей? Я помню, что в моем детстве, а позднее и в юности был период, когда мне казалось, что верить было бы намного легче, если бы я смог хотя бы однажды увидеть Господа. В конечном итоге верные увидят Его лицом к лицу. И мы призваны ходить верою, а не видением. Но Исаия сподобился Его увидеть, также как евангельские личности, знавшие Его, и так же, как Стефан, и Павел, и Иоанн, видевшие Его даже после вознесения. Но как насчет нас с вами? Очевидно, что Церковь с древности давала своему народу возможность видения Господа, если хотите, своего рода вспомогательные средства. В своей классической книге «Форма литургии» Грегори Дикс рассказывает, как раннехристианских домашних церквах в Риме, когда Верующие собирались на богослужение, мрачные портреты предков снимались со стен. Они «заменялись мозаиками с изображениями выдающихся деятелей Ветхого Завета и христианских святых» (стр. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

Говорил уже коротко о том, что церковь , храм, в котором мы находимся, как бы представляет собой во время богослужения место Преображения. Вы наверно помните, как Христос преобразился перед Своими учениками, то есть воссиял невещественным Божественным светом в момент, когда речь шла окончательно о Его крестной смерти по любви к нам. И после этого Он вместе со Своими учениками спустился в долину, и там встретился Он с человеческим горем, и с колеблющейся верой, и со всем сумбуром мыслей, ожиданий, надежд и безнадежности людей ( Мк.9:1–29 ). В этом смысле храм, в котором мы находимся, очень похож и на гору Преображения, где три ученика пережили с такой силой видение Христа, воссиявшего Божественной славой в момент, когда Он жизнь Свою окончательно отдал для нас. Но также наш храм очень похож и на долину, куда Христос спустился с учениками Своими и где Он нашел всю многосложность человеческих переживаний – надежды, веры, колеблющейся надежды и колеблющейся веры, и полноты веры, и радости, и ужаса, и трепета, и недоумения, и искания. И если посмотреть на нас самих в храме Божием, то во время богослужения хотя бы минутами мы здесь находимся именно на самой горе Преображения или в долине, где все это происходило. Это место, куда приходит Христос с проповедью, со Своим словом, и больше чем Своим словом, – Своим присутствием. Во время малого входа, когда дьякон с духовенством выносит Евангелие из алтаря и вносит его обратно и поются заповеди блаженства, – это проповедь Христа, которая проносится и доходит до слуха всех, кто присутствует. Но это также и видение Христа, конечно, не в лице священника, несмотря на то, что священник в каком-то смысле является иконой благодаря облачению, которое его личность закрывает. Но Евангелие – Слово Божие: Блаженны чистые сердцем, они Бога узрят ( Мф.5:8 ). И когда хор произносит эти слова, выносится Евангелие и мы видим. Оно для нас еще закрыто, это еще не провозглашенное благовестие, но мы видим Христа проходящего в нашей среде, и мы должны и можем задуматься над тем, что Христос представляет для меня, кто я, кто Он, какое благовестие находится в Его устах, запечатленное в этой книге Евангельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

И действительно, христианские храмы начали устраиваться по разным местам земли вскоре же после Вознесения Спасителя. Указания на существование этих первых христианских храмов мы находим в Св. Писании. Так, в книге Деяний св. апостолов повествуется, что один из таких храмов или молитвенных домов находился в греческом городе Филиппах. «В день субботний, – повествует писатель книги Деяний апостольских, – мы вышли за город к реке, где был молитвенный дом» ( Деян.16:13 ). Об этих же молитвенных домах, или церквах упоминает в послании к Коринфянам и св. апостол Павел, когда заповедует Коринфским христианам: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома мужей своих – ибо не прилично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ). В этих словах апостол различает молитвенные дома или церкви от обыкновенных житейских домов: в последних христиане жили, а в первых – собирались на молитву и совершали богослужения. Итак, обычай ходить для молитвы в св. храмы заповедан нам повелением Самого Господа и спасительным примером Его, а также святых апостолов и первых христиан. Для какой же цели заповедал Господь людям собираться для молитвы в храмы? Собираемся мы в храмы для общественной молитвы или Богослужения общественного. Есть молитва домашняя, которую каждый христианин должен непрестанно возносить у себя на дому, и о которой Спаситель сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:6 ). Есть молитва и общественная, когда люди собираются вместе и молятся «целым миром». Об этой общественной молитве Сам Христос сказал: «Где два, или три собраны Во имя Мое, там и Я посреди их». На эту общественную молитву сходились и святые апостолы, когда по сказанию книги Деяний, «все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса и с братьями Его» ( Деян.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Естественно, что эти стихи в народном сознании более ассоциируются с приветствием мира на евхаристии, а не с литургией Слова. Во всяком случае, к моменту начала развития перенесения, различие между двумя составляющими литургии было столь незначительным, что некоторые комментаторы, разъясняя обряд pax, связывают текст Матфея с евхаристической литургией, а не с литургией Слова. 222 Наконец, мы вступили в исторический период, изобилующий текстуальными свидетельства как в евхологии, так и в комментариях. Несмотря на большие хронологические разрывы в исходном материале, это не идет ни в какое сравнение с дефицитом чисто византийских свидетельств эпохи до Максима Исповедника . Следовательно, мы можем, наконец, перейти к детальному исследованию каждого элемента в чине, входящем в состав византийской литургии. Изучаемые составляющие принадлежат, в значительной степени, к вторичному богослужебному слою. Дополнение второстепенных элементов в исходную форму иногда было весьма неудачным и привело к размытию изначальной структуры чинопоследования. Дикс прекрасно высказался о характере богослужения эпохи после Миланского эдикта 313 г., сделавшего христианский культ «публичным» и открытым вниманию воцерковленной элиты, что было ранее невозможным. Апокалипсис показывает христианское богослужение «в единственном месте, где оно могло состояться в форме общественного отправления, – на небесах». И в мире, в котором великолепие было важнейшей ценностью общественной жизни, « церковь четвертого столетия не смущалась быть великолепной, потому что не отказывалась быть общественной». 223 Частные жилые помещения выглядели весьма скромно, но даже в небольших городах общественные здания и термы часто представляли собой архитектурные шедевры. Сложилось мнение, что общественная жизнь просто обязана быть пышной, что не могло не отразиться на церковном богослужении. И далее мы увидим, как приращение и обогащение все более и более развивающегося церемониала находится в диалектическом взаимодействии с усложняющейся литургической мистагогией, которые взаимно обуславливают друг друга. Это было периодом, когда в христианское богослужение вошла изначальная символика. Дикс считает, что в этом ключевую роль сыграли сирийские обычаи и Кирилл Иерусалимский . 224 Вероятно, это и повлияло на формирование церковного обряда в Византии, которая была наследницей богатейшей римской общественной жизни и античной платонической философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010