О Лазаревой субботе 18 апреля 2008 г. 14:19 С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти. Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень . Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня . Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон . И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет . Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя. Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до своего вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин XI, 45).

http://patriarchia.ru/db/text/392875.htm...

Поим Господеви, славно бо прославися: Коня и всадника вверже в море. Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог , – и прославлю Его! Бог Отца моего – и вознесу Его! При этом сестра Моисея Мариам вместе со всеми женщинами с инструментом в руках повторительно запевала первые слова песни ( Исх.14:31,15:21 ). Когда учреждено и организовано было храмовое священнослужение Богу истинному, то при нем исполняли именно пением нарочитые песнопения молитвенные. Составился целый сборник таких песнопений, известный под именем Псалтирь и получивший свое название от музыкального инструмента. В составлении гимнов сего сборника своей восторженной душой и богопросвещенным искусством всего более потрудился святой пророк и царь Давид. Библия дает нам яркие образцы священнослужения, например освящение новосооруженного великолепного храма при царе Соломоне ( 2Пар.5:3–14 ), восстановление пришедшего в упадок богослужения благочестивым царем Езекией ( 2Пар.29:20–33 ), благолепнейшее священнослужение первосвященника Симона, сына Онии ( Сир.1:5–26 ). Во всех этих случаях существенной стихией богослужения, после жертвоприношения, является псалмопение. Святой пророк Давид дает о сем такое наставление: Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Цареви нашему, пойте! Яко царь всея земли – Бог, Пойте разумно! ( Пс.46:7–8 ). В Новом Завете мы видим такое же молитвенное богослужебное применение псалмопения. О Самом Христе Спасителе известно, что после Тайной Вечери Он и вместе с Ним ученики Его – воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф.26:30 ). Апостолы Павел и Сила, находясь в темнице в Филиппах, молясь, воспевали Бога ( Деян.16:25 ). Святой апостол Павел дает такое наставление христианам: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа ( Еф.5:18–20 ). Тот же апостол при другом случае выражает свое наставление в таких словах: Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом ( 1Кор.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

После этого пророк Исаия видит заключительное видение нового неба и новой земли, оттененное картиной вечных мук. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Ягве, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Ягве. и будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти ( Ис. 66:22–24 ). В этом эсхатологическом завершении мира пророку показывается восстановленное левитское богослужение с новомесячиями и субботами, в котором принимает участие уже всякая плоть, а не один только избранный народ. Можно видеть тройное исполнение пророческих слов Исаии. Историческое исполнение. Восстановление богослужения в Иерусалиме Зоровавелем и Иисусом, сыном Иоседековым после вавилонского плена. Мессианское исполнение. Богослужение и богопочитание христианских новозаветных времен. Эсхатологическое исполнение. Поклонение Богу на новом небе и новой земле в жизни будущего века. Неугасаемый огонь долины Еннома (геенны огненной) становится образом вечных мук людей, навсегда отступивших от Бога и ставших мерзостью для всякой плоти. Суть имеющего быть в грядущем посещении Божьем и завершительном пути человеческой истории пророк видит в таких положениях. Во-первых, это обновленное бытие, это новое небо и новая земля, которые Ягве Бог сотворит. Во-вторых, это непрестанность, непрерывность богопоклонения всякой плоти и всех народов. Да и будут ли народы? Поклоняться Богу будут непрестанно, что выражено словами из месяца в месяц и из субботы в субботу. Раньше только трижды в год иудеи и прозелиты на Пасху, Пятидесятницу и праздник кущей собирались в Иерусалим из всех стран и народов, а теперь это непрерывное всегдашнее состояние. И, наконец, люди по пророку делятся на поклонников Бога и на отступивших от Него. Соответственно состояние одних определено новым небом (душой) и новой землей (телом), а состояние других таково, что червь их не умрет и огонь не угаснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ситуация такова, что многие привыкли к такому порядку вещей, считают его единственно возможным и даже не ищут во время богослужения понимания какого-то смысла. Хотите еще более ужасающий эксперимент? Станьте в притворе после окончания литургии и поинтересуйтесь у выходящих из храма, о чем говорилось в прочитанном на службе Евангелии. Результат удивит, разве что если в проповеди в конце службы это евангельское чтение не пересказывалось… Но тогда у вас есть запасной вариант: спросите, о чем был Апостол! «Пойте Богу нашему… пойте все разумно», – восклицал псалмопевец. Мы же теперь чаще всего ищем в богослужении не разумности, не осмысленности, а некоей «благодатной атмосферы»/«положительной ауры»/«хорошей энергетики». Молитвы и песнопения, звучащие в храме, для многих – не более чем «фон». В лучшем случае это «фон» для личной молитвы, но чаще – для создания и поддержания того, что именуется «молитвенным настроением». Нам нужно состояние «православной медитации», а не разумная служба… И вот, выходя из храма после двух часов такого «молитвенного состояния», мы думаем, что угодили тем Богу или сделали что-то важное для «духовной жизни». «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом», — писал апостол Павел Коринфянам (1Кор 14:15). У нас же значительная часть богослужения проходит вовсе мимо слуха молящихся. А ведь именно эти песнопения (стихиры, тропари, каноны), собственно, и составляют отличительную особенность той или иной праздничной службы. «Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец», – пишет ап. Павел. При таком порядке вещей лучшее, что могут сделать прихожане – это молиться Богу сердцем или духом, а чаще – просто «медитировать». Но куда же девать разум? Вот и начинает он рассеиваться, «прокручивать» всякие житейские дела, а потом на исповеди можно будет покаяться в отвлечении ума во время молитвы… Но прислушаемся еще раз к словам апостола: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор 14:19).

http://pravmir.ru/vsyu-tvar-xotya-obnovi...

Ст. 4 – 6. И скажи им: так говорит Господь, если вы, не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам, чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылал, с ночи вставая и посылая, а вы не слушали: то с домом сим Я поступлю как с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народами земли. Итак в нашей власти лежит делать что либо, или не делать, – только так, что все что доброго мы ни желаем, к чему ни стремимся, чего ни совершаем, все должны относить к благодати Божией, дающей нам, по слову апостола, и еже хотети и еже деяти ( Филип. 2, 13 ). Если же достаточно ходить только в законе, данном нам чрез Моисее, как предполагаешь неразумная ересь, то каким образом присовокупил.: чтобы внимать словам рабов Моих, пророков? Они конечно посылались после закона и не однажды, а часто, и не праздно и без нужды, а всегда по особенно важным обстоятельствами Посылал, говорит, к вам рабов Моих пророков постоянно и с ночи вставая; и если вы не хотели слушать их, то Я сделаю с домом сим, т е. с храмом Божиим, как с Силомом, где была скиния. И когда храм будет разрушен, то вместе с тем и город будет предан на проклятие всем народам земли. И как с построением храма на гумне Орны и на горе Мориа, то есть видения, на которой, как повествуется, Авраам принес в жертву сына своего Исаака, богослужение в Силоме прекратилось и после там уже не совершалось жертвоприношений: так и по создании Церкви Христовой, когда стали приноситься в ней духовные жертвы, обряды закона прекратились и город Иудеев предан на проклятие всем народам земли, от которого нас освободил Господь, по слову апостола: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва ( Гал. 3, 13 ). Ст. 7–9. И слушали священники и пророки (или лжепророки) и весь народ Иеремию говорящего слова сии в доме Господнем. И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки (или лжепророки) и весь народ, говоря: смертью да умрет он, ибо он пророчествовало именем Господа, говоря: дом сей будет как Силом и город сей будет опустошен, так что в нем не будет жителя. Священники и пророки, которых LXX точнее назвали лжепророками, негодуют на Иеремию за то, что он предсказывает истинное – то по разрушении храма и опустошении города прекратится богослужение и выгоды происходящая от богослужения; поэтому они схватывают его, и при согласии с ними народа, присуждают к смерти, за то, что во имя Господа он говорил: дом сей будет как Силом и город сей будет опустошен, так что не будет с нем жителя. Итак если когда нибудь из-за заповедей Господних и из-за истины веры будут негодовать на нас или священники, или лжепророки, или обольщенный народ, то не будем много тревожиться, а будем исполнять повеление Божие, помышляя в душе не о настоящем зле, а о будущем благе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

42 Плодоносящие – это те, которые снабжают храм предметами, потребными для Богослужения, напр, вином, елеем, свечами, ладаном. 45 Оглашенные разделялись на следующие степени: 1) оглашенные – слушающие – неверные, 2) коленопреклоненные, 3) бесноватые, 4) готовящиеся ко крещению, 5) кающиеся. Кающиеся были тоже разных степеней: а) плачущие стояли вне врат церковных, б) слушающие внутри врат в притворе, – припадающие – внутри врат самого храма (Богосл. Вестн 1896 г. март, стр. 365). 46 Огласить, чтобы огласил их словом истины, т -е. наставил их преподаваемыми им устно истинами православной веры. 52 Христианские кончины – когда умирающий напутствуется св. таинствами – покаянием во грехах, причащением Св. Таин и соборованием, а по смерти сподобляется христ. погребения и поминовения. 54 Непостыдны – когда умираем естественною, а не насильственною смертию, напр., от пьянства и разного вида самоубийства, или во время совершения нами грехов, – когда умираем в своем звании, а не как лишенные прав преступники. 55 Мирны – с умиротворенною совестью без смущения и боязни подпасть вечному осуждение, как отходил с миром из этой жизни праведный Симеон Богоприимец. 56 Преосв. Феофан слова: милость мира переводит: елей мира, и объясняет: Мир точно есть елей для душ и лучшая милость, взаимно нами друг другу оказываемая и Богом нам подаемая. (Душ. Чт. 1897 г. янв., стр. 143). 57 Св. причащение, как жертва умилостивительная за грехи всего мира, и благодарственная Богу за Его неизреченные милости к людям, называется евхаристиею – благодарением. 58 Победная песнь есть песнь победы или после победы, которую одержали Ангелы над диаволом в войне с ним на небе. Ев. Иоанн в откровении говорит: И произошла на небе война. Михаил и Ангелы ею воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли.. и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, на землю, и ангелы его низвержены с ним. И они (Ангелы) победили его ( Anok. XII, 7, 8, 9, 11 ). А что победная песнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

I. Января 6-го Св. Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. День Крещения Господня есть один из великих двунадесятых праздников и празднуется так же торжественно, как и день Рождества Христова, Все время от Рождества до Крещения называется святками. Их, по указанию Церкви, мы должны проводить в духовном торжестве, размышляя о событиях в Вифлееме и на Иордане. Праздник Крещения называется еще праздником Богоявления, Просвещения и праздником Светов. Богоявлением Он называется потому, что при крещении Спасителя явились миру все три Лица Пресвятой Троицы. Из отверстых небес «и Дух Святый нисшел на Него в телеснам виде, как голубь» (т. е. на крестившегося Сына Божия, – второе Лицо Троицы), и был глас (Бога Отца) с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение». Называется Богоявлением и потому еще, что при крещении Иисус явлен был Своему Предтече и затем уже всему миру как истинный Мессия. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не тот день, в который родился Спаситель, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, но через крещение, почему Богоявлением называется не тот день, в который родился, а тот, в который крестился». Просвещением и праздником светов день сей называется потому, что через крещение Спаситель явился миру как истинный Мессия, Бог, Который пришел на землю просветить «народ, сидящий во тьме», с явлением Его «увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). В древней Церкви в навечерие праздника просвещались, т. е. принимали Крещение, оглашенные. При совершении Таинства горело много светильников, да и при водоосвящении стояли с возжженными свечами в руках. Отсюда и произошли наименования праздника «Просвещения», «светова». II. Богослужение в праздник Крещения походит на службу в день Рождества. а) Скажем сначала о богослужении накануне праздника Богоявления Господня. Накануне праздника (сочевник) положен строгий пост. аа) После утрени поются царские часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостолы, как сказано в Евангелии, поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великою радостью», и богослужение праздника преисполнено этой радости. Спасение свершилось, но объективно завершенное дело Христа еще должно быть субъективно усвоено каждым человеком. «Подняв руки Свои, благословил их, – говорит святой Лука. – И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк.24:50–51 ). Господь вознесся, благословляя, и именно это служит композиционным стержнем иконы. Благословение это ведет за собой Пятидесятницу, дарование Святого Духа (прекрасно изображение этого события в Везеле, Vezelay). Можно сказать, что икона Вознесения представляет собой эпиклезис Пятидесятницы: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Ин.14:16 ). Эпиклезис – молитва к Отцу о ниспослании Святого Духа. Это непрестанно воспевает праздничное богослужение: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением» (тропарь Вознесения). Господь вознесся, чтобы «вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя, еже освятити души наша…» (стихира на стиховне, глас 6–й). Источник радости, охватившей апостолов, несмотря на расставание с Христом, ясно виден, ибо они помнят Его обещание: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Антиномия для рассудка и очевидность для духа выражены в кондаке праздника: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». После Вознесения характер присутствия Христа становится иным, уходит внутрь. Теперь Он уже не предстоит Своим ученикам, Он в них. Христос присутствует в каждом проявлении Святого Духа, как Он присутствует в Евхаристии. Все эти аспекты единой тайны спасения и отражает весьма насыщенная богословским содержанием икона Вознесения. Она без изменений воспроизводит древнейшее изображение, известное по сосудам Монцы (Monza) V и VI веков. Рассматриваемая икона принадлежит московской школе иконописи, близкой Андрею Рублеву, и датируется XV веком. Чтобы икона «заговорила», необходимо безмолвно сосредоточиться. Нужно отдаться ее благодати, постепенно подводящей к самой сути того, о чем возвещает икона. В своем строгом и выразительном лиризме композиция являет дивную гармонию, в которой поет каждая деталь. Слышится торжественное звучание аккорда: «Горе имеим сердца!» (Sursum corda).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

б)  Дети охотно собираются около матери и молятся с ней . Церковь — наша мать, и при богослужении она учит, увещевает, молится. Будем слушать ее, молиться с ней! В простые дни можно молиться и дома, но по воскресеньям и праздникам мы, как добрые дети, должны молиться главным образом с нашей Матерью. в)  Появление к общественному богослужению есть исповедание нашей веры. Публичное исповедание нашей веры, по крайней мере однажды в неделю, составляет потребность сердца. Кроме того, и Спаситель говорит: “ всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ” (Матф.10:32). г)  В противном случае подавляются житейскими заботами , погружаются совершенно в земное. Такого ига сердце не выносит. При богослужении ободряются духом и возвышаются сердцем. Деятельность для царства Божьего “ Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ” и проч. 1. Она для каждого христианина столь же необходима, как и приятна. Это — его пища и питие. 2. По своему существу она есть ничто иное, как послушание воле Божией, которое стремится к исполнению Божьего дела (ст. 34). 3. По своему действию она не ограничивается каким-либо определенным временем, но зависит единственно от Божьей благодати (ст. 35). 4. Она требует великого и разнообразного труда (ст. 36). 5. Она сама для себя составляет величайшую награду (ст. 36). 6. И взыщет ее некогда из трудов всех тех, которые по ее следам трудились (ст. 37. 38). II. Апостольское чтение. Зачало (28): Деяния Святых Апостолов 11:19–30 19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010