можно также найти подтверждение библейского повествования о грехопадении первых людей. Так как Адам и Ева суть прародители всего человеческого рода, то и грех является грехом всего человеческого рода. Все в Адаме и Еве согрешили, все сделались грешниками и унаследовали от них вину и наказание, потому что от них получили человеческую природу. Поэтому, кто думает, что грех прародителей имел значение только для них одних и не причинил никакого вреда их потомству, тот не хочет, очевидно, знать ясных и определенных свидетельств Слова Божия о переходе греха Адама и Евы на все человечество. Апостол Павел говорит так: «как» одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть: так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). О всеобщности греха тот же Ап. говорит: «как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни» (ст. 18). Всеобщность первородного греха сознавалась и во времена ветхозаветные. Царь и пророк Давид взывал: «Я в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). Праведный Иов говорит, что «никто не чист от скверны, хотя бы и один только день продолжалась жизнь его на земле» (14:4–5). Если грех прародителей имел своим последствием лишение спасающей благодати Божией, то вместе с прародителями лишились этой благодати и все потомки их; поэтому, каждый человек по природе нечист пред Богом, неправеден и достоин отвержения. Это греховное состояние, унаследованное каждым человеком, называется первородным грехом. Те же самые последствия, какие имел первородный грех для прародителей, он имеет и для всех людей. Именно: вместе с потерей милости Божией, люди потеряли сыновство и наследие небесного царства, почему Иисус Христос в беседе с Никодимом и сказал: «Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Разум человеческий, ослепленный грехом, помрачился и начал впадать в ошибки и заблуждения; обессиленная грехом воля человеческая приобрела удобонаклонность ко злу; над людьми начали господствовать чувственные стремления и страсти, а над их телом недуги, болезни и смерть. Слово Божие об этом говорит часто и определенно, напр.: Быт.8:21 ; Рим.5:12, 7:23 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Необходимо спасение самой жизни, так безнадежно оторвавшейся от собственного своего содержания, от Бога, от Света, от Истины, от Вечности. Грех разделил человека с Богом. Душа человеческая потеряла целеустремленность к Богу. Грех оторвал душу от тела. Тело, потерявшее возвышенную силу души получило влечение к чувственности, к наслаждению без рассуждения, к «хаосу», к смерти. От первого греха произошла двоякая смерть: и телесная, и душевная. Душа, как существо духовное, не может умирать и разрушаться подобно телу; она, лишенная благодати Божией, может приходить в состояние сильной скорби и мучения, которое называется смертью ее. От первых людей грех и его последствия распространились на весь род человеческий путем естественного рождения. Так как все люди произошли от первого человека уже после падения его, то все они по самой природе своей сделались грешными и смертными. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир, и через грех смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Здесь под «одним человеком» разумеется первый человек, от которого произошли все люди и который был представителем всего человечества – оттого в нем все люди, имевшие произойти от него, согрешили, т.е. пришли в греховное состояние. И так как неизбежным следствием греха была смерть, то и она перешла во всех людей, так что все стали рождаться смертными. Первородный грех, который через первого человека вошел в мир, сделался причиною смертности всех людей. Первородным грехом в отношении к прародителям называется нарушение ими заповеди Божией в раю и то греховное состояние, в какое они впали через этот грех, а в отношении к потомкам — их греховное состояние, в каком рождается каждый человек. Священное Писание ясно указывает нам на нравственное повреждение человеческой природы, общее всем людям, как следствие первородного греха. Так, праведный Иов говорит: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4). Апостол Павел говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Другой апостол свидетельствует, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин.5:19).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

После грехопадения у Адама и Евы единственным утешением осталась надежда на пришествие Искупителя, Которого им обещал Бог. Чтобы эта надежда не погибла, Господь “многочастне и многообразне” напоминал чрез пророков о грядущем Спасителе, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов; Который примирил нас с Богом смертию Своей, чтобы представить нас святыми и непорочными и неповинными пред Собою ( Кол.1:22 ). И как непослушанием одного человека (Адама) соделались многие грешными, так и послушанием Одного (Христа) соделаются праведными многие; ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа ( Рим.5:19 ). Итак, мы освобождаемся от последствий первородного греха Иисусом Христом. Когда, в какой момент? Прежде всего при крещении, когда крещаемый (прямо или чрез вооприемника) отрицается сатаны, даже плюет на него, и сочетается со Христом, а затем погружается в воду в знак того, что он умер для греха, для прежней жизни. Выходящий из вод крещения человек является новым творением, воскресшим для новой жизни, становится в ряды воинства Христова, чтобы сражаться против греха и диавола даже до крови ( Евр.12:4 ). “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие” ( Ин.3:5 ). Причуды Человеческой Души На каждом шагу можно встретить человека, который скажет Ивам: “Да, в Бога я верую, но я – человек нецерковный. Люблю церковные службы на страстной неделе, особенно люблю в пасхальную ночь быть на церковном дворе. Красиво, впечатлительно, настраивает… Но я не хочу себя связывать, я не выношу, когда кто-то лезет в мою душу и там распоряжается. Я где-то читал в Евангелии, что где дух Господень, там свобода. Вот эту свою свободу я больше всего ценю и берегу. И думаю, что если бы люди не привязывались к догме, к обряду, а поклонялись Богу в духе и истине, то было бы меньше разных сект, расколов, разделений, было бы больше любви, если не между всеми людьми, то хотя бы между христианами.”

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Стихи 12–21 этой главы представляют собою одно из самых важных мест по глубине догматического содержания. Доказательством того, что грех Адама действительно перешел на всех его потомков, служит факт смерти, которая явилась последствием греха Адамова, или так называемого первородного греха . Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона, и следовательно, грехи людей не могли им вменяться: «но грех не вменяется, когда нет закона» (ст. 13), но тем не менее люди умирали и до Моисея: отсюда естественен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама. Когда же дан был закон, а люди не переставали грешить, виновность их пред Богом еще более увеличилась (ст. 20). Когда же грех таким образом умножился, чрез искупительный подвиг Христов было дано людям изобилие благодати Божией — «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (ст. 20). Искупительный подвиг Христов заглаживает не только первородный грех Адамов, но и все личные грехи людей (ст. 16). В седьмой главе Апостол объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения Закона Моисеева. «Закон имеет власть над человеком, пока он жив». Так, смерть мужа освобождает жену от законных обязательств супружества, и она может выйти замуж за другого. «Так и вы, братие мои», говорит Апостол, «умерли для закона телом Христовым ,чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (ст. 4). Закон Моисеев имел временное значение, дабы обнаружить всю силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога. А теперь мы, христиане, «освободились от закона с тем, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» то есть не по внешне-формальным предписаниям закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Чем отличается православное учение о первородном грехе от того, которое предложил блж. Августин? Августин считал, что на всех людей перешел сам первый личный грех Адама. Причину этого мнения видят в неточном переводе Августином слова μαρτα, которое он перевел в смысле греха (peccatum) как единичного акта. Между тем как то, что называется в собственном смысле грехом, т. е. беззаконие или нарушение воли Божией, апостол обозначает словами преступление (παρβασις, παρπτωμα – Рим.5:14 ) или непослушание (παρακο – Рим.5:19 ). Слово же μαρτα, как это ясно видно из контекста, ап. Павел употребляет для обозначения греховного расстройства человеческой природы. Указывая в человеке арартча, апостол разумеет не действительные проступки, а расположение ко греху, он различает это последнее от первых, как их причину (Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим.7:20 ); Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу ( Рим.7:18 )). Эта наклонность ко греху не есть нечто случайное в нас и преходящее, но постоянное, живущее в нас, живущее во плоти, в членах, остающееся до смерти. Это глубокое расстройство вошло в человеческую природу через грех первого человека. Это μαρτα [амартия], это расстройство человеческой природы во всех ее душевных и телесных свойствах, расстройство ума, воли, чувства и самой телесной жизни, то, что у древних восточных отцов именовалось словом φθορ [фторá], что значит тление, Церковь и называет первородным грехом. При этом грех Адамов не отождествляется с первородным грехом, а считается лишь причиной последнего. Мнение блж. Августина о переходе первого греха Адамова (т. е. вины за этот грех) на всех людей Церковь отвергает. Например, свт. Григорий Палама отрицал виновность в грехе Адама его потомков. «Свт. Григорий ставит вопрос: почему потомки первого человека понесли последствия греха, который они не совершали? Он отвечает на это в соответствии с концепцией, разделявшейся почти всеми греческими отцами Церкви, согласно которой грех Адама не был коллективным грехом рода человеческого, но тлением человеческой природы; о личной ответственности людей речь может идти лишь в той мере, в какой они подражают Адаму; наследуют же они от него при рождении единственно тление и смерть, которые, в свою очередь, приводят ко греху» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

б. 5:12–21. Иисус новый Адам Перевод стиха 13 был спорным; в современных переводах читаем: «Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (5:12). Здесь идет речь о грехе Адама, о так называемом первородном грехе, который стал причиной смерти Адама, а как следствие и всех людей, так как «все согрешили». Мысль вполне понятна: мы испытываем последствия греха Адама, так как и сами становимся грешниками. Однако предложение «все согрешили» может быть переведено по-разному: в греческом стоит φ πν μαρον; современные переводчики φ передают как «потому что». Именно в этом значении апостол Павел употребляет в другом месте тот же оборот (2Кор. 5:4; Фил. 3:12; 4:10). В Вульгате φ переведено как in quo, т.е. «в ком» («в Адаме»). Это следует понимать следующим образом: все согрешили в Адаме; смерть поразила всех людей, поэтому они отвечают за первородный грех, совершенный Адамом , а не потому, что они тоже все согрешили. Афанасий Великий понял φ как ν , т.е. «в смерти»: все люди оказались грешниками, потому что они все оказались во власти смерти. Нужно признать, что две последние интерпретации: Вульгаты и святого Афанасия не могут выдержать серьезной лингвистической критики. Стихи 13и 14 следует рассматривать как отступление; апостол хочет только уточнить, что до Закона Моисеева грех не был разрешен, но отныне все люди находились под властью смерти. Само обращение к теме первородного греха связано с тем, что для апостола Павла Адам является образом Христа, поэтому в следующем отрывке (5:15–21),он развивает тему «Христос новый Адам». «Дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (5:15). Прежнее осуждение человека сменяется благодатным даром оправдания верующих (5:16). В следующих стихах (5:17–21) апостол продолжает сопоставление Иисуса с Адамом .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

В третьей главе св. апостол показывает, что иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками, ибо " как иудеи, так и елли-ны, все под грехом " (ст. 9), " все согрешили и лишены славы Божи-ей " (ст. 23). Поэтому оправдание человек может получить только " через веру " , " по благодати Божией " , " искуплением во Христе Иисусе " (ст. 24-25). Тем не менее иудеи все же имеют то преимущество, что " им вверено Слово Божие " (ст. 2), заключавшее высокие обетования о Мессии. Несмотря на то что иудеи оказались неверными в хранении этого великого дара Божия, Бог, по самому свойству природы Своей, непременно исполнит данные Им обетования. Данный иудеям закон еще более отягчает их ответственность и виновность. А так как Бог не есть только Бог иудеев, но и язычников, то и для тех и других один путь спасения — через веру. Этим не уничтожается значение закона, а лишь утверждается, ибо благодать Божия дала возможность людям осуществить требования закона. В четвертой главе апостол вспоминает ветхозаветных праведников Авраама и Давида, показывая в их лице, что не формальное только исполнение предписаний закона дает оправдание человеку перед Богом, а вера во всесильную благодать Божию, даруемую человеку по милости Божией: " поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность " (ст. 3). В пятой главе апостол изображает основную истину христианского вероучения о грехе и спасении. Как от Адама, естественной главы всего человечества, грех распространился на все человечество — " одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть вошла во всех человеков, потому что в нем все согрешили " (Рим. 5:12), — так и Христос, новая духовная глава всего человечества, Своим искупительным подвигом дарует спасение также всему человечеству. Стихи 12-21 этой главы представляют собою одно из самых важных мест по глубине догматического содержания. Доказательством того, что грех Адама действительно перешел на всех его потомков, служит факт смерти, которая явилась последствием греха Адамова, или так называемого первородного греха. Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона и, следовательно, грехи людей не могли им вменяться: " грех не вменяется, когда нет закона " (ст. 13), но тем не менее люди умирали и до Моисея; отсюда естествен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама. Когда же дан был закон, а люди не переставали грешить, виновность их перед Богом еще более увеличилась (ст. 20). Когда же грех таким образом умножился, через искупительный подвиг Христов было дано людям изобилие благодати Божией — " когда умножился грех, стала преизобиловать благодать " (ст. 20). Искупительный подвиг Христов заглаждает не только первородный грех Адамов, но и все личные грехи людей (ст. 16).

http://sedmitza.ru/lib/text/430619/

В третьей главе св. апостол показывает, что иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками, ибо «как иудеи, так и еллины, все под грехом» (ст. 9), «все согрешили и лишены славы Божией» (ст. 23). Поэтому оправдание человек может получить только «через веру», «по благодати Божией», «искуплением во Христе Иисусе» (ст. 24–25). Тем не менее, иудеи всё же имеют то преимущество, что «им вверено Слово Божие» (ст. 2), заключавшее высокие обетования о Мессии. Несмотря на то, что иудеи оказались неверными в хранении этого великого дара Божия, Бог, по самому свойству природы Своей, непременно исполнит данные Им обетования. Данный иудеям закон ещё более отягчает их ответственность и виновность. А так как Бог не есть только Бог иудеев, но и язычников, то и для тех и других один путь спасения – через веру. Этим не уничтожается значение закона, а лишь утверждается, ибо благодать Божия дала возможность людям осуществить требования закона. В четвёртой главе апостол вспоминает ветхозаветных праведников Авраама и Давида, показывая в их лице, что не формальное только исполнение предписаний закона даёт оправдание человеку перед Богом, а вера во всесильную благодать Божию, даруемую человеку по милости Божией: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (ст. 3). В пятой главе апостол изображает основную истину христианского вероучения о грехе и спасении. Как от Адама, естественной главы всего человечества, грех распространился на всё человечество – «одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть вошла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим. 5:12 ), – так и Христос, новая духовная глава всего человечества. Своим искупительным подвигом дарует спасение также всему человечеству. Стихи 12–21 этой главы представляют собою одно из самых важных мест по глубине догматического содержания. Доказательством того, что грех Адама действительно перешёл на всех его потомков, служит факт смерти, которая явилась последствием греха Адамова, или так называемого первородного греха. Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона и, следовательно, грехи людей не могли им вменяться: «грех не вменяется, когда нет закона» (ст. 13), но, тем не менее, люди умирали и до Моисея; отсюда естествен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама. Когда же дан был закон, а люди не переставали грешить, виновность их перед Богом ещё более увеличилась (ст. 20). Когда же грех таким образом умножился, через искупительный подвиг Христов было дано людям изобилие благодати Божией – «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (ст. 20). Искупительный подвиг Христов заглаждает не только первородный грех Адамов, но и все личные грехи людей (ст. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вопросы: 1. Что означают слова «отпадение человека от Бога»? 2. В чем проявляется подчинение человека диаволу? 3. Что понимается под повреждением образа Божия в человеке? 4. Каковы основные проявления поврежденной человеческой природы? 5. Что изменилось после грехопадения в отношениях человека с окружающим миром? 6. В чем состоит духовная суть первородного греха и каковы его проявления? Задания: 1. На основании «Духовных бесед» св. Макария Великого выясните главные последствия греха Адама. 2. Сопоставьте понятия «греховность» и «страстность», изучив 21-й ответ св. Максима Исповедника авве Фалассию. 2.3. Смерть и кожаные одежды Понятие о смерти Появление смерти и её существование в тварном мире всегда объясняется в Священном Предании Православной Церкви личным проступком первозданных людей и никогда не приписывается Богу, потому что Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть ( Прем. 1:13–15 ). Эта непреложная истина никогда не подвергалась сомнению, однако данное свидетельство не исключает того, что возможность появления смерти в тварном мире существовала изначально и Бог предвидел такой трагический вариант развития истории. Чтобы отвратить человека от пагубного пути, Он предостерегает Адама: От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:17 ), но первозданные люди не последовали Божию совету. Поэтому виновником смерти является человек, а возможность смерти – это необходимое следствие его свободы. В творениях святых отцов слово «смерть» (θνατος) имеет массу смысловых оттенков и обозначает не одно лишь разлучение души с телом. Приговор к смерти, реализовавшийся после грехопадения праотцев, означает фундаментальное изменение условий существования первозданных людей и всей вселенной. Смерть стала неотвратимым спутником человеческой жизни, неизбежным итогом его земного пути. Возможность смерти могла так и остаться возможностью, если бы Адам не согрешил, но как только появились основания для её появления, она стала неотъемлемым свойством тварного бытия ( Рим. 8:20–22 ). Никто своими силами не может избавиться от её власти: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ) 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Ибо из Святого Откровения и учения древней Церкви мы знаем, что благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, в мгновение ока, но постепенно проникает все психофизические силы человека, соразмерно его личному подвигу в новой жизни, и его, таким образом, одновременно и лечит от всех греховных недугов, и освящает во всех мыслях, чувствах, желаниях и делах. Является необоснованным преувеличением мыслить и утверждать, что у возрожденных нет абсолютно никаких остатков греховных недугов, когда возлюбленный Христом тайновидец ясно учит: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ); и великий Апостол народов пишет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим.7:19–20 : ср.: Рим.8:23–24 ). 2 . Противовесом римокатолическому учению о первородном грехе является учение протестантское. В соответствии с ним грех полностью уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, и само естество человеческое стало грехом, и человек абсолютно не способен ни к какому добру; все, чего он желает и что делает, является грехом: и самые его добродетели суть грехи; человек – духовный мертвец, статуя без очей, разума и чувства; грех уничтожил в нем созданное Богом естество и вместо образа Божия вложил в него образ дьявола. Наследственный грех настолько вошел в естество человеческое, настолько его пронизал, что его никакая сила в этом мире не может отделить от человека, более того, ни само крещение не уничтожает этого греха, а лишь изглаждает вину; только в воскресении мертвых этот грех будет полностью взят от человека. Но хотя человек, по причине полного рабства первородному греху, не имеет в себе силы творить добро, которое бы проявлялось в делах праведности, праведности духовной или в божественных делах, относящихся к спасению души, в нем все-таки имеется духовная сила, действующая в области гражданской праведности, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010