В этом лишении сверхъестественной благодати состояло наказание прародителей, а вслед за ними и всех людей. Падший человек, по учению римско-католических богословов, – это бывший некогда царедворец, возвышенный и превознесенный особенною милостью царя, а затем за вину свою низведенный с высокого поста и возвращенный к прежнему состоянию. Этот взгляд на первородный грех и на его последствия противоречит ясным свидетельствам слова Божия, указывающим на повреждение через грех прародителей самой природы человека и на такие последствия этого греха, какие показывают нарушение естественного порядка жизни человеческой. Ап. Павел говорит: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моею и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 8:19–23 ). Католическим учением о грехопадении унижается бесконечное величие искупительных заслуг Иисуса Христа и приписывается слишком большое значение участию самого человека в деле спасения: человек не только получает спасение, как нечто должное, заслуженное, но и может совершить добрых дед больше, чем сколько нужно ему для приобретения вечного спасения. Протестантство, как во многих других пунктах, так и в учении о первородном грехе, впало в противоположную крайность сравнительно с католичеством. По учению лютеран и реформаторов, грехопадение человека до такой степени извратило его природу, что в нем не осталось и следа дарованных Творцом духовных сил и способностей, и все его желания направлены к одному лишь злому, греховному; он, по выражению Лютера, превратился как бы в соляной столп, подобно жене Лота; он стал бездушным чурбаном и даже хуже, потому что чурбан не действует и не противодействует, а человек противится воздействию Божественной благодати. Правда, позднее многие протестанты сознали свою крайность в этом учении и некоторые приблизились даже к православному взгляду, но другие, к сожалению, впали в рационализм и дошли до полного отрицания первородного греха и даже самого исторического факта грехопадения прародителей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Если бы человек не согрешил, он свободен был бы от болезней, от немощи, от голода и жажды. Все подобные состояния явились как последствия греха, как наказания за него. Иисус Христос был безгрешен, ибо не наследовал первородного Адамова греха, как зачатый во чреве Девы Марии от Духа Свята, а не от человеческого семени; но Он добровольно подверг себя всем последствиям греха, даже смерти. Он принял на себя наказание за чужую вину для того, чтобы освободить от этой вины людей. Невинный принял на себя ответственность за виновных, явив в сем случае необычайное смирение. Люди, когда провинятся перед кем-нибудь, смиренно испрашивают у него прощения и выражают готовность понести за свою вину наказание. Все мы тяжко провинились перед Господом Богом и несем за свою вину наказание. Но наша вина перед Господом так велика, что для заглаждения ее недостаточно никакого за нее наказания. Нашей виной нанесено бесконечно великое оскорбление бесконечно великому Богу. Потребно было бесконечной цены удовлетворение правосудию Божию, и такое удовлетворение мог дать только Единородный Сын Божий. Посему Он не только принял зрак раба, но вместе все немощи человеческого естества, кроме греха, для того, чтобы сим уничижением спасти человека от гнева Божия и от вечной погибели. Далее Господь Иисус Христос подвергался нашим немощам затем, чтобы утвердить нас в надежде на Его помощь в наших немощах и болезнях. Тот, кто «сам претерпел, искушен быв, может искушаемым помочь» ( Евр.2:18 ). Известно, что люди склонны сочувствовать другим в их нуждах и болезнях, когда сами испытали их. Сытый голодного не разумеет. Иисусу Христу известны были наши немощи не по слуху, а по собственному опыту. Посему и сказано: «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который подобно нам искушен во всем кроме греха, потому что и сам обложен немощию» ( Евр.4:15;5:2 ). Как первосвященник, Христос отличается от обыкновенных первосвященников тем, что последние приносили в жертву животных или произведения царства растительного; но Господь Иисус Христос был не только жрецом, но и жертвой, не только ходатайствовал за людей в их нуждах и немощах, но и сам терпел эти нужды и немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Указывают на противоречие дарвинского учения о борьбе за существование и естественном отборе религиозным представлениям о разумной целесообразности творения, о " мировой гармонии " . В этом случае по недоразумению приписывают христианству учение об " абсолютной гармонии " мира, находящегося еще в процессе своего развития. Такие представления свойственны различным философско-пантеистическим учениям, но менее всего христианству. Наивный оптимизм, отрицающий существование зла, несовершенства и противоречий в мире, чужд христианскому воззрению. Христианское учение утверждает, что в основе мирового бытия лежит разумное возникновение и разумный смысл мира. Но именно этот разумный смысл твари, по христианскому учению, предполагает свободное развитие, свободный путь восхождения к Божественному Разуму. Совершенство не дается механи- чески, не навязывается извне твари (тогда оно не могло бы быть усвоено ею, стать действительно внутренне свойственно ей), а достигается ею путем свободного развития. Мир развивающийся тем самым еще не обладает абсолютным совершенством, а лишь идет к нему. Христианство не отождествляет мир с Богом, как пантеизм. Лишь в Боге содержится полнота всего и абсолютное совершенство, всякая же тварь обладает " потенциями " , лишь задатками совершенствования: Царство Божие есть завершение мирового процесса. Отсюда наличие несовершенства во всякой твари. Далее, как указывалось, это развитие твари может быть, с христианской точки зрения, только свободным. Отсюда возможность для твари определять себя и на пути добра, и на пути зла, возможность греха. Зло в мире, по христианскому воззрению, - следствие греха. Христианское учение определенно говорит о факте грехопадения, факте первородного греха человека, в силу внутренней связанности всего бытия, распространившегося в своих последствиях и на тварь. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:19-22). Следствием греха и зла является и наличность в мире, в данном его состоянии, элемента дисгармонии и противоречия. Эти проявления зла изживаются и побеждаются окончательно лишь в завершении процесса развития, лишь тогда достигается абсолютная гармония бытия. Разумность и целесообразность в мировом бытии и в настоящем его состоянии является лишь относительной, она проявляется лишь как возможность развития. Наличие борьбы за существование в непреображенном еще мире, носящем на себе следы греха, вполне объяснима и понятна с точки зрения христианского мировоззрения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Нет и не может быть радости большей, чем радость пасхальная, чем радость о Воскресении Христа. Когда приходит Пасха, эти слова мы много раз и слышим, и сами говорим. Мы понимаем их умом, но часто при этом наше сердце и душа не ощущают в себе такой радости. Житейские скорби, напасти, проблемы разного рода, болезни собственные или близких людей – все это сокрушает нас, лежит на нас тяжким бременем, повергает в уныние. Но христиане не должны унывать! Ведь если Христос воскрес, если Он победил грех, проклятие и смерть, то все наши земные скорби, бедствия и напасти – лишь временны, а это значит, что неизбежно наступит день, когда они будут побеждены, когда мы избавимся от их власти, сбросим их с себя. Это обещает нам Сам наш Спаситель. «Вы теперь имеете печаль, – говорит Он, – но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Почему человек на земле страдает, терпит бедствия и скорби? Потому что он несет на себе последствия первородного Адамова греха, а также последствия своих личных грехов. Человек бесконечно виноват перед Богом и по Божественному правосудию достоин бесконечного же наказания. Местом этого наказания является ад, вечная адская мука. Однако человек не сразу отправляется в ад, сначала он живет на земле, в нашем материальном мире. Наш мир – это как бы преддверие ада, а страдания человека в мире – преддверие вечных адских мук. Наказание человека, таким образом, начинается еще здесь, на земле, а заканчиваться оно должно в аду. Именно так оно и было до пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а правильнее сказать – до Воскресения Его из мертвых. Ибо Своим Воскресением Христос уничтожил власть ада и диавола над человеком, открыл нам путь на небо и дал возможность с земли вместо ада приходить в Рай. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, Христос нашу землю, бывшую до Него преддверием ада, сделал преддверием Рая. Да, мы по-прежнему несем земные скорби, да, мы по-прежнему пьем чашу земной горечи, но после того, как Христос воскрес, эти скорби уже не являются для христиан преддверием адских мук, а являются преддверием Рая. Они уже не вечны, но лишь временны, они непременно пройдут, и если мы понесем их с верой и терпением, то в свое время непременно придем туда, где ничего этого уже не будет – ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь, и радость, и слава бесконечная. Тогда, сказано в Писании, Бог отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

И те, кто порицают это сыновство, наносят оскорбление величию Божию: Господь установил таинство крещения, чтобы чрез него люди делались сынами Божиими по благодати. При крещении они дают обет быть исполнителями Его святой воли; отрицающие же сыновство чрез крещение лишают Бога права на эту покорность людей Его воле. В Св. Писании мы имеем много примеров, где различные степени состояния людей называются одним и тем же именем. Возьмем выражение «Царство Божие» – «Царство Небесное». Они в Новом Завете употребляются в трех различных значениях: во-первых в том, какое придается ему в притче о «Неводе " и других притчах, приведенных в 13 главе евангелиста Матфея, где под Царством Небесным разумеется Церковь Христова на земле, заключающая в себе и хорошее и дурное, и праведных, и злых. Затем, Царство Божия бывает в сердце человека: это «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). К этому Царству должна приводить людей Церковь или Царство благодати и, действительно, приводит тех, кто повинуется ей и исполняет ее повеления. Наконец, есть еще Царство Божия – это Царство славы, которое откроется при втором пришествии на землю И. Христа ( 2Тим.4:1 ), к которому первые два момента благодатного состояния христиан служат подготовительной ступенью. В таком же смысле, т.е. в смысле различного благодатного состояния христиан, должно понимать и следующие тексты послания ап. Павла: «Мы умерли для греха: как же нам еще жить в нем?» ( Рим.6:2 ). Но чрез несколько стихов той же главы ап. Павел призывает христиан умереть для греха: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:11, 12 ). В действительности никакого противоречия между приведенными текстами не существует, так как в первом случае разумеется смерть греху в купели крещения (ст. 3), во втором случае Апостол призывает христиан к борьбе с последствиями первородного греха, остающимися в человеке и после крещения, в течение всей последующей за крещением жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Хотя и неправильна мысль католического догмата о свободе Богоматери от первородного греха в силу особого акта благодати Божией, но будет совершенно правильно принять здесь действие благодати Божией, в совершенно исключительной степени, единственной и непревосходимой для человека. Ведь если пр. Иеремия, а затем и Предтеча Иоанн были освящены Духом Св. еще в утробе матери своей, разве осталось это без последствия во всей жизни их, и разве не облегчена была через это борьба с силою греха? А в отношении к Благодатной, которая была облагодатствована уже при самом зачатии Своем, как и при рождении, разве не действовала все время охраняющая, предваряющая и освящающая благодать Св. Духа, чтобы обессилить «иной закон, действующий в членах» и увенчать полной победой Ее подвиг, Ее борение? Само собой разумеется, что эта личная безгрешность и не осуществима только человеческими силами без благодати Божией. Однако и эта последняя осуществляет ее не механически, но при участии, усилиями, подвигом самого человека, и во грехе сохранившего софийность своего существа, и благородство своего происхождения, и высокое свое предназначение. В этом и только в этом смысле можно и должно говорить, что Пречистая особою благодатью Божиею была охранена от всякого греха, притом совершаемого не только делом, но и помышлением: никакое греховное приражение, никакая греховная похоть, по благодати Божией, восполняющей Ее собственный подвиг, не коснулись Ее пренепорочной души. Она доступна была искушениям лишь как испытаниям по немощи Ее человеческого естества, но не как соблазнам, входящим внутрь и своим ядом отравляющим сердце и пятнающим его. Ее отношение к искушениям совершенно подобно таковому же Ее Божественного Сына, в Котором «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4,15 ), Который «Сам претерпел, быв искушен, может и искушаемым помочь» (3,18). Посему Господь в пустыне, в силу этой немощи, человеческого естества, принятой Им из любви к человеческому роду, после сорокадневного поста «последок взалкал» ( Мф. 4,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

4) Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения. Грехопадение имеет четыре следствия, являющиеся преградами между Богом и человеком: грех, проклятие, диавол и смерть. Грех был побежден в самом акте Боговоплощения: зачавшись сверхъестественным образом, Господь не воспринял заразы древней смерти и был свободен от первородного греха. Своей крестной Жертвой Господь освобождает нас от проклятия, которое, по определению «Пространного катихизиса», есть осуждение греха и происшедшего из него зла праведным Судом Божиим. Выражается это проклятие, прежде всего, в отлученности человека от Бога. Господь упраздняет это последствие греха, причем снятие проклятия распространяется не только на человека, но и на весь тварный мир. В Быт. (3:17) сказано: «Проклята земля за тебя», но в Новом Завете утверждается, что «сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ). Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Ап. Павел благодарит «Бога и Отца..., избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» ( Кол.1:12–13 ). Господь не только освобождает от власти диавола, но и возвращает возможность общения с небом и небожителями: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). Господь освобождает нас и от смерти телесной, что было явлено в Его Воскресении. 5) Дарование полноты благ. Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать, причем эта благодать изливается на человека неограниченно, «ибо не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ). Ап. Павел говорит даже об «избытке благодати» ( Рим.5:17 ). В Рим.8:32 апостол задает риторический вопрос: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» Всеобъемлющим следствием Искупления является бесконечный ряд даров любви от возрождения в Крещении до блаженства в вечности. Вследствие искупительного подвига люди приобрели возможность того прославления, которое даровано Самому Спасителю по Человечеству. О том, что и для людей доступна эта слава. Сам Господь сказал в Своей Первосвященнической молитве: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им ...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Ин.17:22,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Теперь побеседуем о значении их для нас. Прежде всего заметим, что Он страдал и умер не по Божеской природе Своей, а по человеческой, и не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что Сам восхотел пострадать. Он пришел, по Его же словам, на землю для того, чтобы «отдать душу свою для искупления многих», ( Мф.20:28 ) и при этом ясно говорил: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, н власть имею опять принять ее» ( Ин.10:17–18 ). Зачем же страдал Господь наш Иисус Христос? На это символ веры отвечает: Господь пострадал за ны – за нас, то есть, что должны были понести люди, то понес за них Сам Господь. Той язвен бысть, говорит слово Божие, за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом ( Пс.53:5 ). Таким образом, страдания Его и смерть были жертвою Богу за нас. Этою жертвою Он очистил нас от грехов ( 1Ин.1:7 ; Еф.1:7 ), избавил от проклятия за них ( Гал.3:13 ), освободил от власти дьявола и вечной смерти ( Евр.2:14–15 ). Спасши нас, таким образом, от греха и его последствий, Господь в то же время приобрел для нас величайшие блага. Он воссоединил нас с Богом, усыновил Ему, даровал нам средства быть праведными и святыми и достигнуть вечной блаженной жизни ( Евр.9:15 ; Гал. 4:4–5 ; Кол.1:21–22 ; Ин.3:14–15 ). Но каким образом, спросите вы, полезны для нас страдания Спасателя, каким образом они нам вменяются в заслугу? Страдания Иисуса Христа вменяются нам, братие, по той тесной связи, в которой Он находится с нами, сделавшись ради нас человеком. В этом смысле слово Божие сравнивает Его с Адамом . Адам есть глава всего человечества. От него, путем естественного рождения, переходят на нас последствия первородного греха. Иисус Христос Сын Божий принял на Себя тело человеческое и сделался как бы вторым Адамом, новою главою человеков. Чрез веру в Него мы входим с Ним в теснейшее общение, как бы прививаемся к Нему, как ветви к лозе, и перерождаемся подобно тому, как перерождается дикая яблоня после прививки к ней доброго плода. От этого второго Адама – Иисуса Христа мы и получаем избавление, ради Его крестных страданий, от греха, проклятия и смерти. «Ибо если преступлением одного» (то есть Адама), говорит апостол Павел, «смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» ( Рим.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Грех был побежден в самом акте Боговоплощения, заченшись сверхъестественным образом, Господь не воспринял заразы древней смерти и был свободен от первородного греха Своей Крестной Жертвой Господь освобождает нас от проклятия, которое, по определению Пространного Катихизиса, есть осуждение греха и происшедшего из него зла праведным судом Божиим Выражается это проклятие прежде всего в отлученности человека от Бога. Господь упраздняет это последствие греха, причем снятие проклятия распространяется не толико на человека, но и на весь тварный мир. В Быт. (3, 17) сказано: " Проклята земля за тебя " , но в Новом Завете утверждается, что " сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих " (Рим. 8, 21). Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Ап. Павел благодарит " Бога и Отца.., избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего " (Кол. 1, 12-13). Господь не только освобождает от власти диавола, но и возвращает возможность общения с небом и небожителями: " Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12, 22-23). Господь освобождает нас и от смерти телесной, что было явлено в Его Воскресении. 3.2.6.5. Дарование полноты благ Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать, причем эта благодать изливается на человека неограниченно, " ибо не мерою дает Бог Духа " (Ин. 3, 34). An. Павел говорит даже об " избытке благодати " (Рим. 5, 17). В Рим. (8, 32) апостол задает риторический вопрос: " Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предел Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? " Всеобъемлющим следствием Искупления является бесконечный ряд даров любви от возрождения в Крещении до блаженства в вечности. Вследствие искупительного подвига люди приобрели возможность того прославления, которое даровано Самому Спасителю по человечеству. О том, что и для людей доступна эта слава. Сам Господь сказал в Своей Первосвященнической молитве: " И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им... ...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне " (Ин. 17, 22, 24). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Как между Христом и диаволом нет ничего общего, так и между грехом и праведностью, равно как и между творящими грех чадами дьявола и возрожденными чадами Христовыми, нет и быть не должно ничего общего. Когда же Апостол, оставляя догматическую и отвлеченную сторону предмета, обращается к живой природе человеческой, хотя и возрожденной благодатной силой искупления, но еще не освобожденной окончательно от всех последствий первородного греха, тогда речь его принимает другой оборот. Так в том же своем послании Св. Иоанн говорит: «Если говорим, что мы не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, т. е. Христос, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. ( 1Ин. 1:8, 10 ). Таким образом, при сопоставлении с этими последними словами вышеозначенных, столь суровых по-видимому апостольских слов, и по соображении их практической и назидательной цели, истинный смысл их получается следующий. а) Если всякий грех по существу своему есть беззаконие, и если всякий, делающий грех , делает и беззаконие ( 1Ин. 3:4 ), то не должны мы смотреть на грехи свои, какие бы они ни были, как на нечто маловажное, но об каждом грехе своем должны сокрушаться, как о преступлении и умолять Господа о прощении. Так и поступали угодники Божии, которые, несмотря на высокую степень своей праведности, до конца жизни своей взывали к Господу покаянным гласом, сознавая в себе присутствие греховного начала. б), в) и г). Если всякий пребывающий во Христе, в котором нет греха, и сам не должен согрешать, и если праведен только тот, кто делает правду, подобно как Христос праведен ( 1Ин. 3:5, 6 ), но если в тоже время, по теперешнему состоянию нашей природы, для нас неизбежны и грехи, то пусть этот будут, по крайней мере, грехи только слабости и немощи нашей, постепенно умаляющиеся в своем количестве, дабы своей небрежностью и частым повторением оных грехов не дойти нам до такого разобщения со Христом, как будто мы никогда не видели Его и не познали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010